Международные права на моторную яхту. Яхтенные права международного образца

Море издавна манило людей к себе и не только потому, что плывя человек чувствует себя легче и свободней, а и потому, что широкие горизонты скрывали загадки, таили опасность и обещали множество сюрпризов. Сначала это было познание окружающего мира, потом, когда все уголки земного шара стали известны, люди стали просто наслаждаться прогулками и круизами. Одним из любимейших развлечений стали соревнования.

Многие с детства мечтают стать у штурвала и управлять яхтой, но лишь самые целеустремленные добиваются желаемого. А это не так уж и сложно. Есть возможность арендовать яхту с укомплектованной командой и наслаждаться приятным отдыхом, а можно самостоятельно получить права и управлять судном. Как правило, в мир яхтинга попадают те, которые так или иначе сталкивался с морем в детстве. Обычно дети идут по стопам своих родителей. Побывав в семейных плаваниях, послушай необычайные истории, человек изначально планирует связать свою судьбу с морем. Но если вы раньше не имели отношения к морскому делу и решили что-то изменить в своей жизни, что достаточно отправиться в яхтклуб, пройти обучение и получить документы для управления яхтой.

Для справки

Лицензирование управления яхтой в общемировом масштабе нет, в отличие от водительских прав. Это аргументируется тем, что акватории везде разные и проходить обучение надо именно там, где в дальнейшем планируется плавание. При этом различаются типы судов и цели перемещения на них, поэтому для каждой ситуации подбирается индивидуальное решение. Например, вам хочется плавать, но вы готовы довольствоваться внутренними водами и небольшим катером – это подразумевает получение одной категории прав. А если в планах кругосветное путешествие на яхте, то получать надо удостоверение совершенно другой классификации.

ГИМС это краткая аббревиатура от Государственной инспекции по маломерным судам, которая состоит в числе МЧС России. Ее сотрудники занимаются регистрацией малых судов и проведением их аттестации. Для того, чтобы получить разрешение на управление гидроциклом, катером, парусником или моторной лодкой, то вам надо в ГИМС. Вы проходите обучение, предъявляете справку и паспорт и вас допускают к прохождению практики. После сдачи экзаменом выдаются права, где указывается район разрешенного плавания и тип судна, которым можно управлять.

Чтобы подготовиться к экзаменам, можно обратиться в любой обучающий центр или непосредственно в ГИМС. Но тут есть один нюанс – ГИМС выдает документы на русском языке, поэтому арендовать лодку в другой стране не получится.

Как получить удостоверение дешевле?

Квалификация «Яхтенный рулевой дневного плавания» - оптимальной для тех, кто только начинает свои шаги в яхтинге. Она позволяет управлять лодкой в дневное время и на расстоянии 20 миль от берега. Для получения этой квалификации нужно пройти 30-ти часовое обучение, которое состоит только из теории. Практические занятия проходят сначала на российской территории, а потом и за рубежом.

Каждая школа устанавливает свою стоимость. Различия могут быть выдаваемых сертификатах и качестве обучения. Естественно, что чем более опытный у вас педагог, тем больше нюансов вы узнаете. Оптимальным является сертификат ICC, который действует на официальных правах во внутренних водах Европы.

Для того, чтобы получение заветной корочки обошлось как можно дешевле, можно последовать опыту многих яхтсменов: освоить теорию самостоятельно, а практику в базовом варианте в ближайшем водоеме. Имея такие знания можно отправляться закреплять их на практический курс в Средиземное море.

Самыми популярными школами являются британские – RYA и IYT. Права международного класса и возможность проходить практику в любых водах, а впоследствии и плавать в кругосветные путешествия, привлекают желающих со всего мира. Для облегчения прохождения обучения многие российские школы сотрудничают с британскими и проводят обучение на русском языке по адаптированной программе. Это является выгодным преимуществом для русскоязычных курсантов, потому как материал усваивается лучше. Но не все школы поддерживают многоязычие в обучающих программах.

Но это не значит, что соприкосновения с английским удастся избежать полностью. Вся терминология и морская лексика построена на английском. Так уже сложилось исторически. Курсы, представленные в RYA, отличаются своим многообразием, но не стоит этого пугаться. Ваша задача пройти тот, который ориентирован на управление круизной яхтой. Практика длиться неделю и если у вас нулевой уровень знаний, то усвоить материал в полной мере будет сложно. Поэтому следует подготовиться заранее и изучить литературу уровня DAY Skipper.

Для получения удостоверения капитана прибрежного плавания следует обладать определенными навыками и опытом хождения на яхте. Будет достаточно 10 дней практики и 200 морских миль. Предъявить пройденные мили по факту никто не попросить, а все станет ясно, когда вы ступите на борт судна и приступите к выполнению своих обязанностей. Оптимальные знания можно получить, если отправиться на Средиземное море в качестве члена экипажа. Предложений о наборе в команду в весенне-летний сезон всегда предостаточно, а для вас это будет шансом набраться опыта. В среднем стоимость такого выхода в море на неделю варьируется от 700-900 евро. Этот пробный выход поможет определиться – надо ли продолжать обучение.

Сертификаты от школы IYT и принцип их получения практически не отличаются, но разница состоит в том, что курсант может выбирать язык обучения. Процесс обучения значительно упрощается и терминологию учить будет легче, если с вами будут заниматься на родном языке.

Необходимые документы на яхту для захода в европейские порты

Для того, чтобы беспрепятственно зайти в любой порт Европы на яхте или катере нужно иметь следующие бумаги:

  • Документы, подтверждающие регистрацию яхты. Полис страхования должна иметь любая прогулочная яхта. Сумма зависит от требований в определенной стране.
  • Документ, подтверждающий таможенный и налоговый статус.
  • Транзит-лог – это разрешение на плавание в водах конкретной страны. По факту это своего рода транзитный ввоз, который выдается на время от 6 месяцев до 12 с возможностью продления. Выдается только тем судам, которые не имеют ЕС регистрации

Документы, которые необходимо иметь на яхте шкиперу.

  • Паспорт с визой. К яхте это никакого отношения не имеет, но подтверждает личность, которая является владельцем или просто управляющим судном.
  • Доверенность на право управления конкретной яхтой. Если человек не является владельцем, то согласно закону ему необходимо иметь с собой нотариально заверенное свидетельство о праве управления.
  • Права, разрешающие управление судном. Существуют страны, которые не так требовательно относятся к наличию прав на управление небольшими прогулочными яхтами, но некоторые страны, включая Россию требуют наличие государственных прав. Евросоюз всячески старается унифицировать закон и требования к выдаче прав, но не все поддерживают это решение. Документы, подтверждающие способность человека управлять яхтой, в основном спрашивают в чартерных компаниях для подстраховки себя и своего имущества от лишних проблем. Береговая охрана и таможня практически не интересуется этими документами.

Всего известно несколько центров, которые предлагают обучить курсантов управлению парусными судами. Самыми известными считаются Королевская Яхтенная Ассоциация в Англии и Система Международной сертификации IYT в Америке. Помимо вышеперечисленных, есть еще французские и германские центры.

Мы решили остановить свой выбор на самой востребованной и упорядоченной системе IYT, которая хорошо известна во всех странах и объединяет около 60 яхтцентров, включая и наш клуб. Эту систему поддерживают самые именитые и уважаемые ассоциации: Агентство по судоходству и береговой охране Великобритании и Агентство Береговой охраны США, а также независимое общество по классификации Det Norske Veritas совместно с обществом Lloyd, специализирующимся на страховании. Надо отметить, что получив права, выданные после прохождение курса по системе IYT, вы не только приобретете высококлассные знание, но и получите высокий уровень подготовки, а также сможете плавать в любых водах, потому как документы признаются повсеместно. Наши сертификаты принимаются во всех ведущих чартерных компаниях мира.

Программа обучения проводится по следующей схеме, которая изображена на рисунке.

Программа получения навыков по управлению яхтой разбивается на несколько модулей, после получения каждого из которых курсанту выдается соответствующий документ. Рассмотрим подробнее то, какие требования предъявляются к кандидату и при каких условиях курс считается пройденным.

Различные сертификаты

International Crew Certificate – этот курс предназначен для получения звания яхтенного рулевого. Для его успешного прохождения не требуется особенных знаний и тем более опыта. Курс рассчитан на то, чтобы предоставить все нужные знания по управлению судном и дает возможность курсанту впоследствии участвовать в заплывах.

Radio Operator/Communications Certificate – обязательным условием пребывания на яхте, является знание и умение пользоваться радиостанцией. Курсантам прочитают лекцию, где будут изложены главные правила осуществления связи с помощью радиостанции, расскажут, как необходимо действовать во время опасности, как вести переговоры с судном или портом, разучат морские названия первостепенной важности на общепринятом языке. Этот курс является обязательным и необходим для получения удостоверения яхтсмена.

International Watchkeeper/Basic Flotilia Certificate – для получения этот документ, курсант обязан пройти медкомиссию и иметь в наличии хотя бы водительское удостоверение, закончить занятия по радиосвязи и уметь хотя бы держаться на воде. По завершению курса, вы будете иметь право управлять судном в составе нескольких, при условии, что находитесь возле берега, днем и при отсутствии шторма.

International Bareboat Skipper Certificate – получение шкиперского удостоверения подразумевает наличие у курсанта хотя бы водительских прав и наличие справки о прохождении медкомиссии, курс радиооператора должен быть пройден, а также курсант должен уметь держаться на воде. В качестве дополнительного требования, необходимо наличие записи в индивидуальном логбуке о прохождении 200 морских миль и пребывание в море больше 10 суток. Эти документы дают возможность будущему шкиперу под свою ответственность фрахтовать судно в какой-либо компании и подтверждают, что их владелец достаточно обучен навыкам хождения на яхте, имеет право быть на судне капитаном и может удаляться от береговой зоны на 24 мили.

Особенности IYT

Курсы по обучению управлением яхтой по системе IYT могут проводиться на языке по выбору курсанта. А это является большим плюсом перед занятиями в европейской школе, потому что помимо лекций на английском, заключительный экзамен тоже сдается на этом языке. Проводя сравнение между RYA и IYT можно отметить, что в курсах RYA проводится разделение занятий на два вида: в водах, где есть приливы и отливы и там, где они отсутствуют (Средиземноморье и Балтика). Таким образом, удостоверение, полученное в Средиземноморской школе, отличаются от полученных в Тайланде и не разрешают владельцу посещать эти воды. Дополнительным достоинством IYT считается возможность продолжать профессиональную карьеру, чтобы работать впоследствии на судах.

Наша школа предлагает специализированную версию IYT-программы. Она включает все лекции, которые создавались с учетом огромного опыта наших инструкторов. При этом, мы предлагаем не только освоить управление парусником, но и гарантируем получение удовольствия во время прохождения морской практики в черногорских, хорватских и итальянских водах.

Инструкция

Обратитесь в ближайший яхт-клуб. Вполне возможно, что вам больше не потребуется никуда идти. В некоторых из них есть яхтенные школы. Этот шаг имеет смысл даже в том случае, если клуб не имеет права учить будущих яхтсменов. Там вам подскажут, куда именно нужно обратиться, и дадут адрес территориального ГИМС.

В Государственной инспекции по маломерным судам вам предложат пройти курс обучения по программе по программе "Рулевой – шкипер – парусно-моторного судна". Там же есть список организаций, которые проводят. Это можно сделать как в специализированном учреждении, имеющем соответствующую лицензию, так и удаленно, и самостоятельно. Но в любом случае экзамен у вас будет принимать инспектор ГИМС, так что первый способ предпочтительнее.

В удостоверении проставлен судна, который зависит от площади . Там же будет указано, где вы можете плавать. Внутренние коммуникации России делятся на несколько видов. В удостоверении они обозначены двумя или тремя буквами. Программа обучения зависит от того, в каком районе вам будет разрешено плавание. Литерами МП обозначены морские пути, то есть моря в границах России. Для того, чтобы иметь возможность ими пользоваться, вы должны пройти трехмесячный курс обучения. Для двух других районов достаточно отучиться один месяц. Внутренние водные пути - это ВВП, а внутренние воды, не включенные в список водных путей, записываются как ВВ.

Разрешения на плавание по международным водным путям, находящимся на территориях други стран, ГИМС не дает. Для этого нужно удостоверение международного . Организаций, которые их выдают, несколько. Наиболее солидными считаются три. Британская система яхтенных школ Royal Yachting Ass (RYA) существует уже больше ста лет. Конкуренцию ей в основном составляют американские American Sailing Ass (ASA) и International Yacht Master Training (IYT). К сожалению, удостоверение международного образца в России не признаются, а с одним лишь российским удостоверением можно нарваться на неприятности в любом зарубежном порту. Найти подходящую международную яхтенную школу быстрее всего через интернет, у подавляющего их большинства есть свои сайты.

Не исключено, что для обучения в международной вам потребуется базовое знание английского языка. Повторите его до того, как начнете учиться. Это в дальнейшем сбережет вам время. Это особенно важно, если вы собираетесь учиться дистанционно. Курсы обучения в международных школах разные. На первом этапе вам могут звание полезного члена команды, в дальнейшем ваш статус будет постепенно повышаться под руководством опытного инструктора, и в конце полного курса вы сможете стать капитаном и получить соответствующую лицензию международного образца.

Источники:

  • Обучение по программе Royal Yachting Association

Желающим идти под парусом по водной глади следует всерьез задуматься над тем, чтобы обучиться управлению яхтой. Эта наука перестала быть недосягаемой, при наличии времени и финансов вы можете получить лицензию школ IYT и RYA. Не стоит огорчаться, если нет собственной яхты. Обладатель международной лицензии может управлять судном, взятым на прокат.

Вам понадобится

  • Документы, деньги, знание английского языка, яхта.

Инструкция

Выберите систему обучения для получения международной лицензии капитана. Существуют две признанные в мире школы, позволяющие это сделать, - IYT (International YachtTraining) и английская RYA (Royal Yachting Association). Филиалы IYT есть и в России, а RYA - только заграницей. Для обучения в Royal Yachting Association требуется знание английского на уровне Inetrmediate.

Оплатите курсы. Пройдите 3 этапа обучения. 1 этап - 70 часов теории. Он проходит обычно , зимой . 2 этап - практика. Начните практиковать не позднее, чем через 6 месяцев после теоретического курса. Этот этап длится 14 дней и проходит под руководством инструктора на одной из акваторий. 3 этап - сдача и получение международной лицензии капитана.

Когда получена, не спешите сразу арендовать яхту. Сразу ходить в качестве капитана опасно. Найдите судно, на которое требуется старший помощник капитана. Один или два сезона походите в этом звании, чтобы получить навыки в реальных и побывать в различных ситуациях.

Когда бесценный опыт приобретен, можно арендовать яхту. Выберите для начала спокойную акваторию. Подойдут воды у берегов Турции. Первое время лучше всего ходить в составе флотилии - группы из нескольких яхт. В ней наверняка будут более опытные капитаны, которые смогут помочь в трудной ситуации.

В 2018 году я решил-таки получить эти несчастные права судоводителя маломерного судна. Самый простой способ - оплатить обучение какой-нибудь учебной организации, и потом пойти на экзамены в составе организованной группы. Мне подвернулся под руку «Учебный центр ВОСВОД», в котором за так называемое обучение по программе «судоводитель маломерного судна» просили всего 13 000 рублей. Потом, правда, оказалось что к этим тринадцати надо добавить еще 5 500 за предоставление судна на аттестацию, 1500 за медсправку и 1300 за госпошлину. Но деньги какие-то на тот момент имелись, поэтому на права я отдал в общей сложности 20 300 рублей, не проронив даже ни единой слезы.

Само «обучение» заключается в том, что после частичной оплаты услуг вам дают пароль для доступа к экзаменационным билетам на сайте организации, и вы там занимаетесь тупым обезьяньим заучиванием ответов на вопросы. Впрочем, лично я, например, благодаря этому, наконец, научился отличать правую сторону судового хода от левой. Хе-хе, да! Раньше я этими вопросами в принципе не задавался: с одной стороны красные, с другой зеленые или белые.

После пары вечеров зубрежки мне было предложено прийти на «школьный экзамен», где я доплатил оставшиеся деньги и потыкал мышкой в ответы на том же самом сайте. «Что там? 9 из 10? Отлично, приходи 20 сентября на настоящий экзамен и не забудь справку!».

К слову, выдача медсправок сейчас, слава богу, стала еще большей профанацией, чем раньше. Уже не нужно идти на районную дурку и нарколожку, так как теперь все делается не выходя из выбранного вами медцентра. У меня, так вообще, окулист-кардиолог-психиатр оказался одной лишь скучающей тетенькой.

20 сентября рано утром, я отправился в гатчинское отделение ГИМС. Не знаю, почему аттестация от ВОСВОДа проводится именно в Гатчине. Видимо, таковы договоренности. Я приехал одним из первых, но ближе к экзамену народу собралось порядочно. Сперва должен был проводиться тест по этим самым заученным билетам. Все почти так же, как и на автомобильных экзаменах. В Гатчине, правда, живет дух старой школы, и поэтому там вам дают бумажные билеты, и ответы там пишутся ручкой в таблице. На все вместе с оформлениями и подписаниями разных бумажек уходит минут 10-15. Радушные и веселые инспектора с шутками-прибаутками инструктируют экзаменуемых о том, что шпаргалками тут пользоваться нельзя, что все нужно заполнять одной и той же ручкой, так как всюду теперь сплошное видеонаблюдение и строгий контроль за соблюдением необходимых процедур.

После того, как ты правильно ответил на все вопросы и получил зачет, тебя отправляют на полигон, который находится неподалеку от Гатчины в деревне Черново. Люди кооперируются, и те, кто без машин, вписываются к кому-нибудь попутчиками. Еще немного катаний, и вот вы на берегу маленького заросшего озерца. На воде уже стоит надувная лодка, тут же рядом имеется и гидроцикл на прицепе.

Далее очередной инструктаж, потом простенькие вопросы касательно знаков - шаров и конусов с флажками. Не пугайтесь, сам инспектор вам все подскажет. После этого мы дружно пошли к месту посадки в РИБ, на котором в тот момент уже каталась группа аттестуемых: они как раз завершали свою поездку и направлялись к берегу. Вот и наша очередь.

Тут все уже по серьезному! Запросто можно и завалить практический экзамен, допустив какую-нибудь досадную оплошность. Именно такую оплошность и допустил я, но, вроде-как, меня простили. Значит, в лодку, кроме инспектора, садятся еще трое. Нужно не забыть одеть передаваемый вам спасжилет и застегнуть его на все застежки. Это я сделать догадался. Но получилось так, что я уселся ближе всех к мотору, и потому мне было предложено показать свою судоводительскую удаль первым. Ну что? Отходим от берега на реверсе, разворачиваемся и едем на холостом худу туда, куда показали пальцем. Тем временем, инспектор рассказывает печальные и поучительные истории о несоблюдении Правил и пользе спасжилетов: «Вот лично я, если поймаю вас с семьей, и на ребенке не будет спасжилета, то сперва просто оштрафую, а на второй раз - просто лишу вас прав. У нас единая база с ГИБДД, и потому вы лишитесь сразу всех ваших прав на управление всеми вашими вертолетами, снегоходами, космическими ракетами и автомобилями. Надевайте спасжилеты! Я даже за пьянку предпочту вас просто оштрафовать, но вот спасжилеты… Кстати! Тебе незачет. Меняйтесь! Сядь на банку, и подумай, какой грубое нарушение ты совершил»

Меня, конечно, такая новость поразила в самое сердце и я очень расстроился. Товарищи тут же подсказали мне, что я не пристегнул к руке шнур аварийной остановки двигателя. Вот так вот легко - бац, и «приходите в следующий раз». Но что делать? Пришлось выслушать очередную серию историй об утоплениях при падении за борт с уезжающей вдаль мотолодки. Эх, чертова привычка! Но кому это интересно, что я всегда ходил на парусно-моторных лодках, где шнур аварийной остановки не просто невозможно пристегнуть к руке, но где еще и к румпелю мотора надо идти пешком из кокпита на палубу.

Впрочем, когда мы уже подходили к берегу, и я готовился понуро выпрыгивать на него со швартовом в руках, инспектор как раз закончил рассказ об очередном утопленнике на оптимистичной ноте. «Однако, сегодня у меня хорошее настроение. Пожалуй, я прощу тебе шнур. Но помни о нем!»

В общем, вот так происходит получение прав ГИМС на маломерное судно для плаванья по ВВП и МП. По деньгам я уже писал, а по времени можно уложиться дней в 10.

Кстати, я еще задавал инспекторам вопрос о возможности сдачи экзаменов экстерном. На это мне сказали, что, конечно, такая возможность имеется. Но в самих инспекциях есть ограничение на численность групп аттестуемых в 30 человек. А при том, что курсанты всяких школ якобы всегда аттестуются приоритетно, экстерн может ждать своей очереди очень и очень долго. Разумеется, это будет значительно дешевле, но главный вопрос в том, не растянется ли это дело на полгода.

И еще важный момент. Я получал так называемые моторные права, хотя яхта у меня парусно-моторная (как и написано в судовом билете). Существует устойчивый миф о том, что с моторными правами ходить на парусно-моторном судне якобы нельзя. Если на яхте есть парус, то все, моторными правами будто бы не обойдешься, даже если и идешь под одним мотором.

Поэтому, после сдачи экзаменов я прямо так и спросил об этом одного из инспекторов, присутствовавших на аттестации. На это он мне ответил, что управление парусно-моторной яхтой, идущей под мотором, судоводителем с обычными маломерными правами без парусной категории - не противоречит ни требованию руководящих документов, ни здравому смыслу. Поэтому в этом нет никакой проблемы.

Однако, по его словам, многое зависит от конкретного должностного лица, осуществляющего проверку, и если вы нарветесь на какого-нибудь особенно упертого инспектора, то он может и изрядно прокомпостировать вам мозг. Но все равно - применить к вам какие-либо реальные санкции будет очень проблематично. Разумеется, в том случае, если вы идете без парусов.

Но вряд ли кому-то понадобится ходить под парусами по рекам или судоходным каналам, где больше всего шансов встретить инспектора.

Все, что необходимо знать желающим бороздить просторы морей и океанов по ту и эту сторону границы

Как получить права
на управление яхтой

Все, что необходимо знать желающим
бороздить просторы морей и океанов
по ту и эту сторону границы

Путешествия под парусом, как потенциальная возможность пересечь океан и самостоятельно изучить все мелкие островки, разбросанные по морским просторам планеты, будоражат сознание засидевшегося в офисе москвича не первый год, но в последнее время в России началось по-настоящему масштабное увлечение парусами. Бум яхтинга пришелся на 2000-е и 2010-е - в одной только Москве теперь проходят сотни регат. Местным яхт-клубам, школам, туристическим агентствам и прочим бизнесам удалось убедить россиян в том, что яхтинг - это не так уж дорого, достаточно безопасно и намного интересней, чем все другие виды времяпрепровождения на курортах. Так что пока пухнущий курс евро не перекрыл нам путь за границу окончательно, давайте разберемся, как вообще гражданин России может получить права на управление парусным судном.


Яхтинг, по сути, бывает трех магистральных видов: работа (наем на судно, работа инструктором, перегон лодок с место на место), профессиональный спорт и любительский уровень. С первым вариантом все довольно непросто, и даже если вы до него доберетесь, то уж точно не имеет никакого смысла думать об этом в начале пути. Вторая категория - в общем-то, как и первая - это разговор о специальном образовании, спонсорах и так далее, хотя сюда тоже можно попасть из категории любителей. В общем, лучше всего сразу сосредоточиться на третьем пункте.


«Чтобы путешествовать на собственной яхте по Волге, а потом отправиться в Грецию и взять лодку в прокате, вам нужно получить два типа удостоверений»

Это в первую очередь чартерный яхтинг (то есть когда вы берете лодку в прокате в любой точке мира), путешествия, владение собственным парусником и спорт на любительском уровне (а это как раз подавляющее большинство всех регат). Итак, перейдем к самому неприятному моменту этого материала: вы из России, ваши внутренние права не признаются где-либо еще, и наоборот. То есть для того, чтобы - возьмем самый общий случай - путешествовать на собственной яхте по Волге, а потом отправиться в Грецию и взять лодку в прокате, вам нужно получить два типа удостоверений.

Внутренние водные пути

В России регулированием движения на водных путях и выдачей документов занимаются две федеральные организации: ВФПС (Всероссийская Федерация Парусного Спорта) и ГИМС (Государственная Инспекция Маломерных Судов). В первой проще всего получить «корочку» рулевого первого класса, позволяющую, например, участвовать в регатах, но вообще можно и отучиться на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания». Для этого вас посадят в аудиторию примерно на месяц, будут учить навигации, лоции, устройству яхты, принципам работы паруса и радиосвязи, а потом отправят на практику, например, в Турцию. Проблема лишь в том, что с документами ВФПС, которые имеют формальный вес за рубежом, вам вряд ли выдадут лодку в чартерной компании Греции.


«Для получения удостоверений ГИМСа нужны медицинские справки, документы о прохождении обучения и паспорт»

ГИМС же работает как своего рода «морская полиция» - регистрирует суда и следит за порядком на воде. Туда стоит идти, если вам посчастливилось купить собственный катер или парусную яхту. Для получения удостоверений ГИМСа нужны медицинские справки, документы, подтверждающие прохождение обучения (например, в школах ВФПС или каких-то других) и паспорт. Вас заставят также сдать небольшой экзамен (а еще и, возможно, пройти курс лекций на знание правил на внутренних водных путях - а они отличаются от морских - если вы не проходили их ранее) и в итоге выдадут «корочку», определяющую район плавания, тип судна, площадь парусности и прочее.


Школы IYT и RYA

Для того, чтобы вам дали лодку в европейской чартерной компании, все перечисленное выше совершенно не годится. Вам придется пройти курс «Капитана дневного плавания» в одной из школ, подключенной к системе, которая признается во всем мире (ну, или почти). Основных таких систем две: IYT (International Yacht Training), придуманная в Канаде и распространившаяся повсеместно, и RYA (Royal Yachting Association), которая, как несложно догадаться по первому слову названия, родом из Великобритании.


«Знать английскую терминологию яхтсмену, который собирается активно путешествовать по всему свету, нужно в любом случае»

В обеих системах существует масса своих плюсов и минусов, о которых не перестают спорить адепты каждой на яхтенных форумах. RYA, вроде бы, считается чуть более авторитетной и пристально следит за репутацией, поэтому у системы есть одно важное требование - обучение ведется исключительно на английском языке, так что все «оверштаги» и «гики», которыми пользуются ваши друзья, для вас тут же превратятся в tack и boom. Знать английскую терминологию яхтсмену, который собирается активно путешествовать по всему свету, нужно в любом случае, но стоит ли с нее начинать - вопрос отдельный.


Система, которая оказалась в России раньше всех - IYT, запущенная здесь «Московской яхтенной школой». Смысл точно такой же, но обучение возможно на русском. И вроде бы все хорошо, но проблема в том, что тренировочных центров, имеющих право выдавать подобные удостоверения, стало в России как-то уж слишком много, почти как турагентств, отчего, конечно, кое-где теряется качество обучения, а это может сильно испортить вам жизнь. Так что нужно, во-первых, обращаться в авторитетные заведения, вроде той же «Московской яхтенной школы», «12 узлов», «Кабестана» и других. Во-вторых, отчетливо понимать, что какую бы школу и систему вы ни выбрали, вам нужно по-настоящему усердно учиться, интересоваться абсолютно всем, читать литературу и постоянно развиваться, снова и снова возвращаясь к знаниям, которые вы уже, вроде бы, прошли.


Первый капитанский уровень в системе IYT называется International Bareboat Skipper - позволит вам брать лодку в чартер или управлять собственной по всему миру. Лодка эта должна быть до 24 метров (но для начала лучше ограничиться лодкой 8-10 метров), и отойти на ней можно будет, следуя этим документам, на 20 миль от берега в дневное время суток. В этом случае вам придется оказаться на месяц все в той же лекционной аудитории, освоить за несколько десятков часов науки, которым люди посвящают всю жизнь, и отправиться затем, например, в Турцию или Черногорию, наплавать там с инструктором 200 морских миль и сдать несложный экзамен.


Чтобы пересечь океан, и в RYA, и в IYT существуют системы повышения квалификации, получать которые совершенно несложно - лишь бы вам удалось наплавать необходимое количество морских миль. После соответствующих отметок в вашем логбуке, нужно просто приехать в родную школу, где вы проходили обучение, и сдать экзамен.


Стоит знать еще вот о чем - наш ГИМС, который выдаст вам удостоверение на право управлять судном внутри страны, в качестве документов о прохождении курсов парусного капитана принимает как раз бумажки из IYT и RYA. Так что после получения международных прав можно прослушать курс лекций о специфических внутренних правилах, сдать экзамен в ГИМСе и готово - вторые документы у вас в кармане. Теперь-то можно ловить ветер и тут, и там.


«Вебинары и учебники помогут вам обойтись без прослушивания теоретического курса к аудитории»

Есть также несколько уловок, которые позволят вам обойтись без теоретического курса, который, кроме того, что немало стоит, еще и неслабо растянут по времени. Первая - это вебинары, которых существует масса. Можно просто записаться в группу и слушать все лекции, не выходя из дома. Но есть и еще более отважный вариант - купить учебники и изучить все самостоятельно, договорившись впоследствии с руководством выбранной вами школы о том, что пойдете сразу на практику.


На самом деле, дополнительных лазеек и возможностей приобщиться к экологически чистому и физически сильному миру парусных гонок и путешествий существует масса. Но что бы вы ни придумали, важно помнить банальный, но чертовски верный девиз каждой яхт-школы: «Чтобы отойти от берега, вам нужны права, а чтобы вернуться - знания».