Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с химической посудой и оборудованием.

Тип занятия:

Этапы занятия:

1. Организационный момент (2мин)

2. Заполнение анкеты (10 мин)

3. Заполнение теста по химии (15 мин)

4. Изучение нового материала (12 мин)

5. Закрепление (4 мин)

6. Рефлексия (3 мин)

Ход занятия:

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Знакомство с учащимися.

2. Заполнение анкеты

3. Заполнение теста по химии

4. Изучение нового материала

Ребята, что вы знаете о технике безопасности при работе в химическом кабинете?

Давайте, я ознакомлю Вас с основными правилами техники безопасности и химической посудой.

1. Знакомство с основными правилами работы в химической лаборатории

В курсе не предусмотрено выполнение эксперимента учащимися, но будущим химикам-экспериментаторам необходимо знать основные правила работе в химической лаборатории:

– на лабораторном столе во время работы не должно находится посторонних предметов;

– в лаборатории следует работать в хлопчатобумажном халате, волосы должны быть убраны;

– принимать пищу в лаборатории строго запрещается;

– перед и после выполнения работы необходимо вымыть руки;

– работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента;

– все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу;

– химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!);

– неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты;

– при нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих;

– нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости;

– при необходимости определения запаха, выделяющегося при реакции газов, нужно легким движением ладони направить струю газа от отверстия реакционного сосуда к себе и осторожно вдохнуть;

– при разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот;

– при попадании концентрированного раствора кислоты на кожу промыть место ожога струей воды в течение нескольких минут. После этого обработать обожженное место 3%-м раствором питьевой соды;

– при ожоге концентрированными растворами щелочей промыть обожженное место струей воды в течение нескольких минут. После этого обработать обожженное место 1%-м раствором уксусной или борной кислоты и снова водой;

– при термическом ожоге охладить пораженное место, для чего поместить его под струю холодной воды. После охлаждения смазать мазью от ожогов;

– при попадании раствора любого реактива в глаз немедленно промыть его большим количеством воды, после чего сразу же обратиться к врачу;

– со всеми возникающими вопросами сразу же обращаться к преподавателю или лаборанту.

2. Знакомство с химической посудой и оборудованием

При проведении химического эксперимента используется различная посуда и оборудование. На первом практическом занятии учащихся необходимо с ней познакомить (продемонстрировать посуду и объяснить ее предназначение).

Стеклянная посуда:

– пробирка - это самая незаменимая посуда в лаборатории, изготавливается из стекла и полиэтилена, предназначена для проведения самых разных опытов;

– стеклянная палочка различной толщины и длины используется для перемешивания жидкостей;

– часовое стекло применяется для исследования твердых веществ, им накрывают стаканы при проведении синтезов;

– воронка используется для переливания жидкостей и для фильтрования;

– химический стакан различного объема предназначен для приготовления растворов и проведения химических реакций, как при комнатной температуре, так и при нагревании;

– колба плоскодонная применяется для приготовления и хранения растворов;

– колба круглодонная - для проведения синтезов;

– чашка Петри используется для высушивания различных веществ;

– кристаллизатор применяется для охлаждения растворов и при сборе газов под водой;

– цилиндр - для собирания газов.

Мерная посуда:

мерный цилиндр используется для измерения довольно больших объемов жидкостей;

– пипетка применяется для точного измерения объема жидкости;

– мерная колба незаменима для приготовления растворов точной концентрации.

Фарфоровая посуда:

– ступка с пестиком предназначена для измельчения твердых веществ, перемешивания смесей;

– тигель используется для прокаливания веществ, для проведения различных синтезов при высоких температурах;

– треугольник необходим для закрепления тиглей, чашек на кольце штатива;

– выпарительная чашка предназначена для упаривания растворов на водяной или песчаной бане;

– шпателем берут из склянок различные реактивы.

Оборудование:

– штатив для пробирок нужен для проведения опытов в пробирках;

– держатель для пробирок - для закрепления пробирок при нагревании;

– металлический штатив с лапками - для закрепления приборов при проведении эксперимента;

– ложка для сжигания - для сжигания веществ

– асбестовая сетка - для нагревания веществ на электрической плитке;

– спиртовка - для нагревания веществ;

– электрическая плитка - для нагревания веществ;

– сушильный шкаф - для сушки веществ;

– муфельная печь - для прокаливания веществ, проведения синтеза при высокой температуре;

– весы - для взвешивания веществ;

ртутный термометр - для определения температуры.

3. Знакомство с основными приемами работы в химической лаборатории

При знакомстве с основными приемами работы в лаборатории демонстрируется выполнение работы, называется используемая посуда и оборудование. На первоначальном этапе обучения проводится знакомство с простыми операциями:

– определение цвета твердого вещества. Поместить кристаллы вещества на часовое стекло, внимательно рассмотреть (определить цвет серы, угля, меди, хлорида натрия, хлорида никеля, сульфата меди и других веществ);

– определение запаха летучего вещества. Легким движением ладони направить струю газа от горла сосуда к себе и осторожно вдохнуть (определить запах аммиака, оксида серы (IV), уксусной кислоты и других веществ);

– нагревание веществ в пробирке. Нагревать можно только небольшие количества веществ, не более 1/3 пробирки. Надо закрепить пробирку в держателе или лапке штатива в слегка наклоненном положении, отверстие пробирки должно быть направлено от себя и от других работающих. Осторожно небольшим пламенем спиртовки прогреть всю пробирку, а затем все ее содержимое;

– нагревание на электрической плитке. Нагревание можно проводить только в плоскодонной термостойкой посуде через асбестовую сетку;

– упаривание растворов проводят в выпарительной чашке на водяной или песчаной бане;

– фильтрование через химическую воронку служит для отделения твердого вещества от раствора. Для проведения операции используется бумажный (гладкий или складчатый) фильтр. Гладкий фильтр готовят из фильтровальной бумаги, для этого круг подходящего диаметра складывают два раза пополам, или вырезают из куска бумаги по размеру воронки. Полученный конус вставляют в воронку и смачивают, край фильтра должен быть ниже края воронки примерно на 5 мм. Стеклянную воронку с фильтром помещают в кольцо штатива так, чтобы нижний конец ее соприкасался со стенкой стакана, в который фильтруется раствор. Фильтруемую смесь переносят на фильтр по стеклянной палочке. Складчатый фильтр применяют для ускорения фильтрования, его готовят из гладкого, глубина складок по краю фильтра должна быть около 5-7 мм.

– высушивание в сушильном шкафу применимо только для устойчивых веществ, рекомендуемая температура 60-80 С. Высушивание проводят на часовом стекле или в выпарительной чашке, высушенное вещество не должно прилипать к стеклянной палочке и стенкам сосуда.

Практическая работа «Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

ИНСТРУКЦИЯ

Порядок выполнения работы.

1. Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите назначение.

2. Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.

3. Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.

4. Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.

5. Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.

6. Письменно ответьте на вопросы:

Каковы правила набора твердого вещества из склянки в пробирку?

Как правильно необходимо проводить перемешивание растворов в пробирке?

7. Сделайте вывод по итогам работы.

5. Закрепление

Перечислите основные правила при работе в химическом кабинете?

Перечислите основные химические приборы и оборудования. Для чего мы их применяем?

6. Рефлексия

Что нового вы узнали?

Понравилось ли вам занятие?

В химии большое значение имеет эксперимент. Эксперимент служит как источником получения знаний, так и критерием истинности знаний. Чтобы опыты проходили удачно, необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности. Из материалов первого практического занятия вы не только узнаете о правилах безопасной работы в химической лаборатории, но и познакомитесь с видами лабораторного оборудования и способами нагревания веществ.

Тема: Первоначальные химические представления

Урок: Практическое занятие 1. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Работа с лабораторными принадлежностями и химической посудой

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Прежде чем приступить к опытам, нужно подготовить рабочее место, необходимую посуду и оборудование, а также внимательно прочитать описание опыта.

Опыты с химическими реактивами представляют дополнительную опасность. От разных веществ могут остаться трудно удаляемые пятна, а то и дырки на одежде. Реактивы могут вызвать ожог на коже; особенно надо беречь глаза. Кроме того, при смешивании некоторых вполне безобидных веществ возможно образование ядовитых соединений, которыми можно отравиться.

Надежный способ избежать неожиданных неприятностей, нежелательных реакций – это строго следовать инструкции, описанию опыта.

Нужно помнить, что вещества нельзя пробовать на вкус и брать руками. А знакомиться с запахом веществ нужно с большой осторожностью, легким движением руки направляя воздух от сосуда с веществом к носу.

Жидкость из сосуда нужно брать пипеткой. Твердые вещества – ложкой, шпателем или сухой пробиркой. Вещества не должны храниться вместе с пищевыми продуктами. Также во время опытов нельзя принимать пищу.

Пробирку с нагреваемым веществом нельзя направлять горлышком в свою сторону или сторону кого-нибудь, кто стоит рядом с вами. Нельзя наклоняться над нагреваемой жидкостью, потому что брызги могут попасть в лицо или глаза.

После окончания опыта необходимо убрать рабочее место и вымыть посуду. Оставшиеся после опыта вещества нельзя сливать в канализацию или выбрасывать в урну для мусора.

На склянках с реактивами могут находиться предупреждающие знаки безопасности. Эти знаки предупреждают о том, что надо быть особенно осторожным в обращении с растворами кислот и щелочей (это едкие и раздражающие вещества), огнеопасными и ядовитыми веществами.

Рис. 1. Предупреждающие знаки безопасности

ЛАБОРАТОРНЫЙ ШТАТИВ

Нижняя часть штатива - подставка, в которую вкручивается стержень. На стержне закрепляется с помощью винта муфта. В муфту вставляется кольцо или лапка. В лапке можно закрепить пробирку, на кольцо удобно поместить фарфоровую чашку.

Рис. 2. Устройство лабораторного штатива

ЛАБОРАТОРНАЯ ПОСУДА

Для проведения опытов часто используют пробирки и колбы различного вида.

Выделяют колбы: круглые круглодонные, круглые плоскодонные и конические плоскодонные.

В лаборатории используются химические стаканы разных видов: малый химический стакан, большой химический стакан, мензурка.

Химический стакан имеет так называемый носик, который позволяет аккуратно переливать жидкость из стакана в другой сосуд. Мензурка - это стакан конической формы со шкалой.

Стаканы выполнены из тонкого термостойкого стекла, поэтому в них можно проводить нагревание. Мензурки для нагревания не используют, они сделаны из нетермостойкого стекла.

ПРАВИЛА НАГРЕВАНИЯ ВЕЩЕСТВ

Нагревание веществ можно проводить с помощью электронагревательных приборов и открытым пламенем. Но во всех случаях необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Помните, что самая горячая часть пламени – верхняя. Ее температура около 1200 С. Рассмотрим устройство спиртовки, с помощью которой можно проводить нагревание. Спиртовка состоит из резервуара со спиртом, трубки с диском, фитиля и колпачка.

Рис. 3. Устройство спиртовки

НАГРЕВАНИЕ ВЕЩЕСТВ В ПРОБИРКЕ

Нагревание пробирки проводят с помощью пробиркодержателя. Перед тем, как нагревать вещество в пробирке, необходимо прогреть всю пробирку. Пробирку нужно постоянно перемещать в пламени спиртовки. Кипятить жидкость в пробирке нельзя.

НАГРЕВАНИЕ ЖИДКОСТИ В КОЛБЕ

Жидкости можно нагревать не только в пробирках, но и в колбах. Колбы из тонкостенного стекла запрещено нагревать на открытом огне без асбестированной сетки, позволяющей избежать местных перегревов нагреваемой жидкости. Приведем пример нагревания воды в конической плоскодонной колбе. Для этого устанавливают колбу на кольцо с асбестированной сеткой, под которой расположена спиртовка. Горлышко колбы закрепляют в лапке штатива. В колбе можно кипятить нагреваемую жидкость.

Рис. 4. Нагревание жидкости в колбе

1. Журин А.А. «Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004.

2. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(с. 10-14)

4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (с.51-52)

5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.

Дополнительные веб-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().

Домашнее задание

1. № 4 из Сборника задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

2. № 1 из пособия Журина А.А. «Задания и упражнения по химии: Дидактические материалы для учащихся 8-9 классов. – М.: Школьная Пресса, 2004.

Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии»

Инструкция (план) выполнения работы:

В этой работе вам будет необходимо:

1.Изучить содержание лекции;

2.Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории;

3.Изучить основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение;

4.Изучить устройство спиртовки и строение пламени, а также правила обращения со спиртовкой;

5. Поработать с тренажёрами.

6.Оформить и отправить учителю электронный отчёт о проделанной работе.

I. Правила техники безопасности:

Вещества бывают разные:

Едкие и взрывоопасные

Бывает, что они сами воспламеняются

А есть, такие, которыми отравляются.

Если ты не хочешь получить ожог

Или надышаться ртутными парами,

Эти правила безопасности внимательно прочитай

И в химическом кабинете их никогда не забывай!

1.

При работе с веществами не берите их руками

И не пробуйте на вкус,

Реактивы не арбуз:

Слезет кожа с языка

И отвалится рука

2.

Задавай себе вопрос,

Но не суй в пробирку нос:

Будешь плакать и чихать,

Слёзы градом проливать.

Помаши рукой ты к носу –

Вот ответ на все вопросы

3.

С веществами неизвестными

Не проводи смешивания неуместные:

Незнакомые растворы ты друг с другом не сливай

Не ссыпай в одну посуду, не мешай, не поджигай!

4.

Если ты работаешь с твёрдым веществом,

Не бери его лопатой и не вздумай брать ковшом.

Ты возьми его немножко –

Одну восьмую чайной ложки.

При работе с жидкостью каждый должен знать:

Мерить надо в каплях, ведром не наливать.

5.

Если на руку тебе кислота или щёлочь попала,

Руку быстро промой водой из-под крана

И, чтоб осложнений себе не доставить,

Не забудь учителя в известность поставить.

6.

В кислоту не лей ты воду, а совсем наоборот

Тонкой струйкой подливая,

Осторожненько мешая,

Лей в водичку кислоту –

Так отвадишь ты беду.

II. "Лабораторное оборудование и посуда"


Образец

Название


ПРОБИРКОДЕРЖАТЕЛЬ

Необходим для безопасного нагревания пробирки при проведении химической реакции

ФАРФОРОВАЯ ЧАШКА

Для выпаривания (кристаллизации)


КОЛБЫ

Для приготовления растворов, проведения реакций


ШТАТИВ ЛАБОРАТОРНЫЙ



МЕРНЫЙ ЦИЛИНДР


ПРОБИРКА


АСБЕСТОВАЯ СЕТКА

Используется для равномерного распределения тепла на дно стеклянной посуды

Образец

Название


ШТАТИВ ДЛЯ ПРОБИРОК

СПИРТОВКА


ХИМИЧЕСКИЙ СТАКАН

ФАРФОРОВАЯ СТУПКА С ПЕСТИКОМ

Для измельчения твердых веществ

ВОРОНКА

ДЕЛИТЕЛЬНАЯ ВОРОНКА

Разделение смесей жидкостей с разными плотностям

III. Правила работы со спиртовкой



  1. Зажигать только спичкой, запрещается зажигать от другой спиртовкой.
  2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку.
  3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой.
  4. Тушить только колпачком – не дуть!

Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
Спичкой только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У неё есть колпачок.

IV. Устройство спиртовки


1 - стеклянный резервуар, заполнен на 3/4 спиртом;

2 - металлическая трубка с диском, удерживает фитиль, предохраняет от испарения и воспламенения спирта.

3 - фитиль;

4 - колпачок.


V. Строение пламени

Проведите небольшой домашний эксперимент, с помощью которого изучим строение пламени.

Зажгите свечу и внимательно рассмотрите пламя. Вы заметите, что оно неоднородно по цвету. Пламя имеет три зоны (рис.)

Темная зона 1 находится в нижней части пламени. Это самая холодная зона по сравнению с другими. Темную зону окаймляет самая яркая часть пламени 2. Температура здесь выше, чем в темной зоне, но наиболее высокая температура – в верхней части пламени 3.

Чтобы убедиться, что различные зоны пламени имеют разную температуру, можно провести такой опыт. Поместите спичку в пламя так, чтобы она пересекала все три зоны. Вы увидите, что лучинка сильнее обуглилась там, где она попала в зоны 2 и 3. Значит, пламя там более горячее.

Несмотря на то, что язычки пламени в каждом случае отличаются формой, размерами и даже окраской, все они имеют одинаковое строение – те же три зоны: внутреннюю темную (самую холодную), среднюю светящуюся (горячую) и внешнюю бесцветную (самую горячую).

Следовательно, выводом из проведенного эксперимента может быть утверждение о том, что строение любого пламени одинаково. Практическое значение этого вывода состоит в следующем: для того чтобы нагреть в пламени какой-либо предмет, его надо вносить в самую горячую, т.е. в верхнюю, часть пламени.

Цель работы – изучить имеющуюся в лаборатории химическую посуду, освоить технику работы с ней.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения: ознакомиться с техникой выполнения эксперимента, провести опыт, записать наблюдения, составить уравнения реакций

Общая постановка задачи: выполнить эксперимент и оформить отчет о проделанной работе

Теоретическая часть:

Химическая посуда делится на стеклянную и фарфоровую . Основными требованием, предъявляемым к стеклянной посуде , является ее химическая устойчивость. Химическая устойчивость – это свойство стекла противостоять разрушающему действию растворов щелочей, кислот и других веществ. Термическая устойчивость – способность посуды выдерживать резкие колебания температуры

Вся посуда по назначению делится на несколько групп:

Общего назначения (используется для выполнения нескольких химических операций): пробирки, стаканы, плоскодонные, конические и круглодонные колбы, колбы Вюрца (круглодонные с газоотводной трубкой), кристаллизаторы, воронки, часовые стекла, бюксы;

Мерная посуда: цилиндры, мензурки, пипетки Мора и градуированные пипетки, мерные колбы;

Посуда специального назначения: осушительные склянки (Тищенко, Вульфа, Дрекселя), аппарат Киппа, установка для фильтрования под вакуумом, которая состоит из колбы Бунзена, воронки Бюхнера, склянки-ловушки и водоструйного насоса;

Посуда из фарфора и других материалов: шпатели, ступки, выпарительные чашки, тигли.

Посуда общего назначения
Пробирки: а) химическая – для проведения химических реакций; б) мерная – для отмеривания объема жидкости
Воронки а) химическая– для переливания жидкости; б) капельная – для добавления определенного объема жидкости по каплям; в) делительная – для разделения несмешивающихся жидкостей;
Стакан – для осуществления разнообразных химических процессов (фильтрование, нагревание, разбавление, ориентировочное отмеривание объема жидкости)
Колба круглая плоскодонная– для хранения растворов, осуществления химических процессов (фильтрование, нагревание, разбавление, ориентировочное отмеривание объема жидкости)
Колба коническая -для титрования
Кристаллизатор – для охлаждения веществ
Колба круглодонная –входит в состав перегонных установок.
Эксикатор – для медленного высушивания и для сохранения веществ, легко поглощающих влагу. В качестве водопоглощающих средств (сорбента) применяют следующие вещества: сухой хлорид кальция, оксид алюминия, серную кислоту (концентрированную), силикагель.
Капельница – для добавления нескольких капель какого-либо реактива
Бюкс ­ -для хранения сухих веществ, высушивания их в сушильном шкафу, взвешивания
Мерная посуда
Цилиндр ­– для отмеривания объема жидкости
Колба мерная –для приготовления растворов с точной концентрацией (молярных или нормальных), а также для отмеривания точного объема жидкости.
Пипетки –для точного отмеривания определенного объема жидкости
Бюретки –для отмеривании точных объемов жидкости (например, при титровании)
Посуда из фарфора и других материалов
Ступка с пестиком – для измельчения сухих веществ
Фарфоровая чашка – для выпаривания
Проволочный треугольник с фарфоровыми трубками– приспособление для осуществления процессов выпаривания и прокаливания на открытом пламени.
Тигель – для прокаливания веществ в муфельной печи и озоления в открытом пламени.
Тигельные щипцы –для захватывания крышек тиглей.
Пинцет –для удерживания небольших предметов.

Получить у лаборанта химическую посуду для проведения экспериментальной работы.

Пример выполнения работы

Правила работы с пипеткой. Для наполнения нижний конец пипетки опускают в жидкость до дна сосуда. С помощью груши набирают жидкость, следя, чтобы кончик пипетки все время находился в жидкости. Жидкость набирают так, чтобы она поднялась на 2-3 см выше метки, затем быстро закрывают верхнее отверстие указательным пальцем, придерживая в то же время пипетку большим и средним пальцами. Затем ослабляют нажим указательного пальца, в резуль­тате чего жидкость медленно вытекает из пипетки; как только нижний мениск жидкости опустится до метки, палец снова прижи­мают. Если на конце пипетки остается капля, ее следует осторожно удалить. Введя пипетку в сосуд, в который нужно перенести жид­кость, отнимают указательный палец и дают жидкости стечь по стенке сосуда. После того как жидкость стечет, пи­петку держат еще несколько секунд прислоненной к стенке сосу­да, слегка поворачивая ее. Выдувать жидкость из пипетки не сле­дует, так как пипетка отградуирована с учетом оставшейся в ней капли.

Правила работы с бюреткой . Бюретку заполняют жидкостью через воронку, при этом должен быть запол­нен и стеклянный капилляр. Для выте­кания жидкости резиновую трубку оттягивают от бусины. Если в капилляре остается пузырек воздуха, резиновую трубку изгибают так, чтобы кончик капилля­ра был направлен вверх, и вытесняют жидкостью весь воздух. Перед началом работы уровень жидкости в бюретке должен быть установлен на нулевом делении. Для этого наливают жидкость в бюретку на 2-3 см выше нулевого деления, а затем снимают воронку и сливают избыток жидкости.

Уровень прозрачных растворов устанавливают по нижнему краю мениска, непрозрачных - по верхнему. При отсчете по бюретке глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости.

Фильтрование

Фильтрование - процесс механического разделения твердых и жидких компонентов смеси. Сущность фильтрования состоит в том, что жидкость с нахо­дящимися в ней частицами твердого вещества пропускают через фильтр, задерживающий твердую фазу. Наиболее распространенными являются бумажные фильтры. Когда целью фильтрования является выделение твердого осадка, фильтрование проводят через простой (гладкий) фильтр.

Простой фильтр готовят из квадратного куска фильтровальной бумаги, перегибая его дважды: сначала по одной, а затем по другой пунктирной линии. Образовавшийся малый квадрат обрезают ножницами по дуге с таким расчетом, чтобы готовый фильтр был на 3-4 мм меньше воронки. Приготовленный фильтр развертывают в конус и помещают его в воронку так, чтобы он плотно прилегал к стенкам воронки. Затем воронку помещают в кольцо штатива, подставляют под нее стакан, наливают в воронку немного дистиллированной воды и дают ей стечь

При фильтровании, не взмучивая осадка, сливают жидкость по стеклянной палочке на фильтр. В стакан с осадком вливают не­большое количество чистого растворителя, перемешивают с осадком и снова осторожно сливают жидкость по палочке на фильтр. Такая операция называется декантацией. После нескольких декантаций последнюю порцию растворителя перемешивают с осадком и сливают по палочке на фильтр. Когда вся жидкость стечет, промы­вают осадок на фильтре 2-3 раза чистым растворителем.

Если целью фильтрования является получение жидкости, освобожденной от механических примесей, то применяют складчатый фильтр. Для его изготовления простой фильтр раскрывают и складывают по радиусу то в одну, то в дру­гую сторону так, чтобы получилась гармоника, которую расправ­ляют и вставляют в воронку.

При фильтровании сливают взмученную жидкость вместе с осадком по стеклянной палочке на фильтр.

Мытье и сушка посуды

Посуда, употребляемая для опытов, должна быть чистой, ее моют водопроводной водой с помощью специальных щеток - ер­шиков, а затем несколько раз ополаскивают дистиллиро­ванной водой. Если посуда очень загрязнена, к воде прибавляют немного соляной кислоты или моют ее «хромовой смесью» (смесь дихромата калия с концентрированной серной кислотой). Если необходимо быстро высушить посуду, ее помещают в сушильный шкаф. Мерную посуду моют тотчас же после употребления.

Контрольные вопросы и упражнения

1. Перечислить основные правила техники безопасности работы в химической лаборатории.

2. Правила оформления лабораторного журнала.

3. Перечислить виды химической посуды.

4. Перечислить стеклянную мерную посуду.

5. Перечислить фарфоровую посуду и ее назначение.

6. Правила работы со спиртовкой.

7. Правила работы с пипеткой.

8. Правила работы с бюреткой.

9. Изготовление фильтра.

10. Мытье и сушка посуды.

Способ оценки результатов

Работа оценивается исходя из следующих критериев:

допуск (включает устный ответ студента по технике выполнения экспериментальной части);

выполнение (включает практическое выполнение экспериментальной работы и оформление результатов в лабораторном журнале);

защита (включает сдачу коллоквиума по теории и выполнение практических манипуляций с химической посудой по индивидуальному заданию преподавателя)

Лабораторная работа №2 Основные классы неорганических веществ

Целью работы является получение и исследование свойств наиболее распространенных соединений.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения: ознакомиться с техникой выполнения эксперимента, провести опыт, записать наблюдения, составить уравнения реакций

Общая постановка задачи: выполнить эксперимент и оформить отчет о проделанной работе

Теоретическая часть: проработать теорию конспекта лекций по теме 2 раздела « важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ».

Список индивидуальных данных: получить у лаборанта реактивы и химическую посуду для проведения экспериментальной работы.

Пример выполнения работы

Опыт 1. Получение и свойства оксидов

1. Получение оксида магния. Серебристо-белый легкий металл магний при 500 .С вспыхивает и быстро сгорает ослепительно ярким пламенем. Горение сопровождается излучением света и выделением большого количества тепла. На сильном выделении света при горении магния основано его применение для изготовления осветительных ракет и в фотографии (магниевая вспышка). Образующийся оксид MgO (жженая магнезия) применяется в медицине как средство от изжоги, как сорбент и катализатор, он входит в состав огнеупорных изделий.

Взять щипцами небольшой кусочек стружки магния и поджечь его пламенем спиртовки. Горящий магний держать над фарфоровой чаш-кой. В чашку с образовавшимся оксидом магния добавить несколько миллилитров воды, размешать стеклянной палочкой и определить среду раствора индикатором фенолфталеином или универсальной индикаторной бумагой.

Уравнения реакций

2. Получение оксида хрома (III) разложением соли.

Темно-зеленый оксид хрома Cr 2 O 3 получают разложением гидроксида хрома (III) или хромосодержащих солей. Он применяется в качестве пигмента, катализатора, полирующего материала, вводится в стёкла для их окраски.

В фарфоровую чашку поместить небольшой горкой кристаллический дихромат аммония и ввести в центр горки горящую спичку. Наблюдать разложение соли, которое вначале идет медленно, а затем ускоряется. Схема реакции:

(NH 4) 2 Cr 2 O 7 → Cr 2 O 3 + N 2 + H 2 O

Описать опыт и указать, какое природное явление он напоминает в уменьшенном масштабе. Переписать схему реакции, составить к ней электронные схемы окисления и восстановления, определить стехиометрические коэффициенты перед веществами и тип реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Получение оксида меди.

а) Тонкую медную пластинку зажать щипцами и внести в пламя спиртовки. Нагреть до почернения. Составить уравнение реакции.

б) Получить в пробирке голубой осадок гидроксида меди(П) Сu(ОН) 2 взаимодействием нескольких капель раствора CuSO 4 с раствором щелочи. Осторожно нагреть полученный осадок. Как изменяется цвет осадка? Составить уравнения реакций.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Получение СО 2 в аппарате Киппа. Оксид углерода (IV) – углекислый газ – содержится в небольшом количестве в атмосфере (0,03 %) и в растворенном виде в некоторых минеральных источниках. В технике его получают прокаливанием известняка по реакции:

CaCO 3 CaO + CO→T 2 ,

а в лабораториях – разложением мрамора соляной кислотой в аппарате Киппа по уравнению:

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2

Главным потребителем углекислого газа является пищевая промышленность: производство сахара, пива, газированной воды. Он применяется также в качестве хладоагента (сухой лед), для тушения пожаров и в качестве нагнетающего газа для перекачки легковоспламеняющихся жидкостей. В химической промышленности диоксид углерода используется при получении кальцинированной соды – карбоната натрия Na 2 CO 3 .

В течение примерно трех минут большую пробирку наполнять углекислым газом из аппарата Киппа, затем внести в неё 10–15 капель раствора NaOH, тотчас закрыть пробирку смоченным водой большим пальцем и встряхнуть, после чего пробирка свободно повисает на пальце. Углекислый газ взаимодействует со щелочью, в результате чего в пробирке образуется вакуум и внешнее давление прочно прижимает ее к пальцу. Эту реакцию применяют в промышленности для удаления СО 2 из газовых смесей.

Углекислый газ тяжелее воздуха, поэтому его можно «переливать», как воду. В течение примерно трех минут заполнять углекислым газом химический стакан емкостью 100 мл. Затем «перелить» газ во второй стакан и опустить в него горящую лучинку. Пламя гаснет, так как углекислый газ не поддерживает горения.

Написать уравнение реакции получения углекислого газа и его взаимодействия с NaOH. Сделать вывод о химической природе этого оксида.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 2. Свойства щелочей.

Гидроксиды-основания подразделяются на растворимые и нерастворимые. Растворимые основания – это гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов. Они называются щелочами.

а) В трех пробирках испытать действие индикаторов - фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого - на раствор щелочи. Записать наблюдения.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Налить в стакан немного раствора щелочи, прибавив к раствору 2-3 капли фенолфталеина. Добавлять по каплям раствор кислоты (помешивая стеклянной палочкой) до исчезновения окраски индикатора. Составить уравнение реакции нейтрализации.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 3. Получение и исследование свойств малорастворимых

Оснований

Большинство металлов, кроме щелочных и щелочно-земельных, образуют малорастворимые в воде основания. Они применяются как сорбенты, катализаторы, красители и как исходные вещества при получении солей, оксидов и других соединений.

а) Получить осадок гидроксида никеля(П) Ni(OH) 2 , прибавляя к 2-3 каплям раствора соли никеля(П) избыток раствора щелочи. Испытать действие кислоты на полученный осадок. Что наблюдается? Составить уравнение реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Поместить в пробирку 6-8 капель раствора соли свинца(П) Pb(N0 3) 2 или Рb(СН 3 СОО) 2 . Прибавлять по каплям раствор щелочи до образования осадка. (После прибавления каждой капли щелочи пробирку встряхивать.) Отметить цвет осадка и написать уравнение реакции. Нагреть его в пламени горелки. Как изменяется цвет осадка? Записать наблюдения и составить уравнение реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 4. Получение кислот.

Положить в пробирку немного кристаллов ацетата натрия CH 3 COONa и прибавить несколько капель H 2 SO 4 . Определить по запаху, какое вещество образовалось. Написать уравнение реакции.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 5. Свойства кислот.

а) В трех пробирках испытать действие индикаторов - лакмуса, метилового оранжевого, фенолфталеина - на разбавленный раствор любой кислоты. Записать наблюдения.

Наблюдения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) В четырех пробирках испытать действие разбавленного раствора серной или соляной кислоты на магний, железо, цинк и медь. При необходимости нагреть содержимое пробирок. В каких случаях наблюдается химическая реакция? Написать уравнения реакций. Отметить положение указанных металлов в электрохимическом ряду напряжений.

Уравнения реакций

в) Испытать действие соляной или разбавленной серной кислоты на осадки гидроксидов меди(П) Си(ОН) 2 и марганца(П) Мn(ОН) 2 , предварительно получив их в двух пробирках по реакции обмена между растворами солей меди(П), марганца(П) и NaOH. Записать наблюдения и составить уравнения реакций.

Наблюдения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) Поместить в пробирку кусочек карбоната кальция СаСO 3 . Приливать по каплям соляной или разбавленной азотной кислоты. Что наблюдается? Написать уравнение реакции.

Наблюдения_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уравнения реакций

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности в химической лаборатории»
Цель:
ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно обращаться с лабораторным оборудование.

Оборудование: инструкция » Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
образцы химической посуды, лабораторный штатив
План урока:
1)организационный момент
2)ознакомление с правилами техники безопасности
3)знакомство с лабораторным оборудованием
4)проверочная работа

Ход урока:

1)Организационный момент
2)Правила техники безопасности:
а)начинать выполнение практической работы только с разрешением учителя
б)во время работы в кабинете химии соблюдать дисциплину, поддерживать порядок на рабочем месте
Запрещается:
а)принимать пищу и напитки;
б)загромождать проходы сумками и портфелями;
в)выносить из кабинета или вносить в него любые вещества;
г)брать приборы и вещества с рабочих мест, не занятых учащимся;
д)проводить самостоятельно любые опыты,не предусмотренные лабораторной работой;
е)оставлять без присмотра нагревательные приборы
Немедленно сообщать учителю:
а)о получении травмы(порез,ожог)
б)обо всех разливных жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах
в)обо всех неполадках в работе оборудования
При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций не допускать паники и подчиняться указаниям учителя
Правило по оказании первой помощи:

Первая помощь при порезах:
а)в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б)если рана загрязнена,грязь удаляют только вокруг нее, но ни в коем случае- из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в)после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г)после получения первой помощи обраться в медпункт
Первая помощь при ожогах: Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом,затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды,а замет обработайте пораженную поверхность 2 % раствором питьевой соды
Первая помощь при попадании щелочи на кожу рук:
Попавшие на кожу капли щелочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а замет обработайте пораженную поверхность 2 % уксусной кислоты
3)Ознакомление с оборудованием
4)Проверочная работа «Правила поведения в кабинете химии»
1)Если во время занятий в кабинете химии что-то загорается,то что нужно сделать в первую очередь:
а)быстро выбежать из кабинета
б)постараться потушить пожар
в)сообщить учителю и следовать его указаниям
г)начать выносить горючие жидкости
2)Что должен сделать учащийся,если почувствует себя плохо во время занятий:
а)обраться к учителю или лаборанту
б)пойти к врачу,предупредив соседа по парте
в)дождаться конца занятий и пойти в поликлинику
г)пойти домой
3)Может ли учащийся находиться в кабинете химии до звонка на урок
а)может, если там находиться учитель или лаборант
б)может, если у него есть на это разрешение
в)вход в кабинет разрешен только со звонком
г)может, если там есть другие учащиеся
4)Если вы увлекаетесь химией, можно ли брать в кабинете реактивы для домашнего эксперимента:
а)можно,но с разрешением учителя
б)строго запрещено
в)реактивы выдаются родителям по их письменную заявлению
г)можно, если данные вещества вам знакомы
5)Что должен в первую очередь сделать учащийся, если в ходе эксперимента на стол упала и разбилась пробирка с жидкостью:
а)сразу сообщить преподавателю
б)убрать осколки стекла, а после убрать разлившуюся жидкость
в)сначала убрать жидкость, а потом осколки
г)посмотреть,не льется ли пролитая жидкость со стола
6)Следует ли мыть руки после занятий на уроке химии:
а)мыть,если была лабораторная работа
б) не мыть
в)только по указанию учителя
г)если кто-то еще будет мыть
Домашнее задание: выполнить задание в тетради