Севастополь – город федерального подчинения. Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса Что такое город фед значения

|
город федерального значения имен, город федерального значения смайликов
- город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан). Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации РФ.

История

Предшественниками городов федерального значения можно считать градоначальства Российской империи - города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции - ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).

В 1931 году два крупных города СССР - Москва (16 июня) и Ленинград (3 декабря) - были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения . октябре 1948 года данный статус также получил Севастополь, а в 1987 году - Ленинск.

После распада СССР, в январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург стали самостоятельными субъектами Российской Федерации и получили современный статус - город федерального значения . Севастополь, оказавшийся на территории Украины, являлся, согласно её административному делению, городом со специальным статусом.

Город Байконур обладает статусом, который соответствует статусу города федерального значения РФ - по совместному российско-казахстанскому соглашению - при этом в Казахстане он имеет статус «город республиканского значения».

18 марта 2014 года произошло присоединение Крыма к России; в составе РФ был образован город федерального значения Севастополь. Украина не признаёт присоединение Крыма к России.

Особенности организации местного самоуправления

Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге 111, в Севастополе 10), сами города муниципальными образованиями не являются. их состав могут входить в качестве внутригородских муниципальных образований и поселения, в том числе городские. целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

См. также

  • Категории городов

Примечания

  1. С точки зрения российского законодательства. Согласно административно-территориальному делению Украины Севастополь входит в ее состав в качестве города со специальным статусом
  2. Конституция Российской Федерации. // Официальный интернет-портал правовой информации (11 апреля 2014). - «Статья 65
    1. составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
    <…>
    Москва, Санкт-Петербург, Севастополь11 - города федерального значения;…» Проверено 27 мая 2014.
  3. Международное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года (ст. 1, п. 1)
  4. СССР: административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1974 года. - М.: Известия, 1974., стр. 128
  5. Там же, стр. 116
  6. Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России». Данный закон вступил в силу с момента опубликования в Российской газете 12 января 1993 года
  7. Крым признали временно оккупированной территорией

Ссылки

  • www.vedomosti.ru

город федерального значения имен, город федерального значения карт, город федерального значения смайликов, город федерального значения татуировок

Город федерального значения Информацию О

Мы живем в в мире. А потому каждому нужно знать ее административное устройство. Россия - это федерация. А потому она состоит из равноправных частей. И список субъектов РФ будет представлен ниже в том порядке, в котором они указаны в Конституции Российской Федерации.

История

Наша страна - правопреемник За немногими исключениями сохранились прежние названия городов и областей. Однако изменилось административое устройство. Появились субъекты с новыми статусами. У каждого из них есть свой административный центр. Столицы субъектов РФ, список котрых мы приведем, также будут указаны.

До 2014 года в состав России входили 83 субъекта РФ. Список и названия последних несколько раз изменялись. На сегодняшний день их уже восемьдесят пять. К нам присоединились республика Крым и Севастополь.

Эти субъекты РФ список 2014 года пополнили. Правда, суверенитет над ними Российской Федерации признан еще не всеми странами мира. А в при принятии Конституции наша страна была поделена на восемьдесят девять субъектов. Затем началась так называемая ликвидация национальных автономий. Она продолжалась с 2003 по 2007 годы. За это время упразднены были шесть автономных огругов.

Общие положения

Итак, наша страна разделена на 85 субъектов - административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее - в зависимости от правового статуса региона.

Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. Вообще, в РФ несколько видов субъектов. Это уже упомянутые выше республики, их - двадцать две.

Кроме того, в состав нашей страны входит сорок шесть областей, девять краев, четыре автономных округа, три города федерального значения (Санкт-Петербург, Севастополь и Москва) и одна автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, все регионы равноправны и не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, наша страна разделена еще и на восемь федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.

Города федерального значения

В составе нашей страны есть три таких региона. Список субъектов РФ представлен ниже: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь.

Автономные области

На территории Российской Федерации есть только один регион с таким статусом. Это Еврейская Ее столица - город Биробиджан.

Автономные округа

Список субъектов РФ, обладающих данным статусом: Ханты-Мансийский (Югра), Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Их административные центры соответственно: г. Ханты-Мансийск, г. Нарьян-Мар, г. Анадырь, г. Салехард.

Республики

В входят следующие субъекты РФ с таким статусом:

Название Федеральный округ Столица
Адыгея Южный Майкоп
Алтай Сибирский Горно-Атайск
Башкортостан Приволжский Уфа
Бурятия Сибирский Улан-Удэ
Дагестан Северо-Кавказский Махачкала
Ингушетия Северо-Кавказский Назрань
Кабардино-Балкария Северо-Кавказский Нальчик
Калмыкия Южный Элиста
Карелия Северо-Западный Петрозаводск
Коми Северо-Западный Сыктывкар
Марий Эл Приволжский Йошкар-Ола
Мордовия Приволжский Саранск
Саха (Якутия) Дальневосточный Якутск
Северная Осетия-Алания Северо-Кавказский Владикавказ
Татарстан Приволжский Казань
Тыва Сибирский Кызыл
Удмурдская Приволжский Ижевск
Хакасия Сибирский Абакан
Чувашская Приволжский Чебоксары
Крым Крымский Симферополь
Чеченская Северо-Кавказский Грозный
Карачаево-Черкесия Северо-Кавказский Черкесск

Края

Входят регионы с подобным статусом, ниже приводится список субъектов РФ.

Области

В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.

Название Федеральный округ Столица
Архангельская Северо-Западный Архангельск
Астраханская Южный Астрахань
Белгородская Центральный Белгород
Брянская Центральный Брянск
Владимирская Центральный Владимир
Волгоградская Южный Волгоград
Вологодская Северо-Западный Вологда
Воронежская Центральный Воронеж
Ивановская Центральный Иваново
Иркутская Сибирский Иркутск
Калининградская Северо-Западный Калининград
Калужская Центральный Калуга
Кемеровская Сибирский Кемерово
Кировская Приволжский Киров
Костромская Центральный Кострома
Курганская Уральский Курган
Курская Центральный Курск
Ленинградская Северо-Западный Санкт-Петербург
Липецкая Центральный Липецк
Магаданская Дальневосточный Магадан
Московская Центральный Москва
Мурманская Северо-Западный Мурманск
Нижегородская Приволжский Нижний Новгород
Новгородская Северо-Западный Великий Новгород
Новосибирская Сибирский Новосибирск
Омская Сибирский Омск
Оренбургская Приволжский Оренбург
Орловская Центральный Орел
Пензенская Приволжский Пенза
Псковская Северо-Западный Псков
Ростовская Южный Ростов
Рязанская Центральный Рязань
Самарская Приволжский Самара
Саратовская Приволжский Саратов
Сахалинская Дальневосточный Южно-Сахалинск
Свердловская Уральский Екатеринбург
Смоленская Центральный Смоленск
Тамбовская Центральный Тамбов
Тверская Центральный Тверь
Томская Сибирский Томск
Тульская Центральный Тула
Тюменская Уральский Тюмень
Ульяновская Приволжский Ульяновск
Челябинская Уральский Челябинск
Ярославская Центральный Ярославль
Амурская Дальневосточный Благовещенск

Итак, наша страна - это федерация. И все ее административно-территориальные единицы - субъекты РФ - равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.

Города федерального значения России список 2018 год – обновленный реестр высших субъектов Российской Федерации по состоянию на этот год.

В иерархии российского управления можно легко запутаться, ибо она не подчиняется ни единому правилу здравого смысла.

Город федерального значения – это такой статус, при котором населенный пункт наделяется правами создания собственного законодательства, имеет свою систему бюджетного распределения, и вообще, это что-то вроде попытки создания "государства в государстве".

Список городов Федерального значения РФ в 2018 году следующий:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Последний был включен в список на основании никем не признанного путинского референдума, и тут же обозначен, как город, финансирование которого на 70% осуществляется из федерального бюджета. Москва и Санкт-Петербург в этом отношении самодостаточны, и даже являются центрами с рекордным профицитом.

Что дает этот статус?

Раньше он носил название "города республиканского подчинения". В СССР в это внедряли в основном стратегический смысл, а не бюджетный. Предполагалось, что в городе будет выстроена такая административная, продовольственная и военная инфраструктура, что он может выстоять в случае военного конфликта. Например, по Москве наносится ядерный удар, а северная столица вполне себе работает.

Сегодня город федерального значения – это по большей части способ передела власти. Еще до перестройки сформировались кланы чиновничьей элиты Москвы и Санкт-Петербурга, которые было трудно подогнать под жесткую вертикаль. Да и менталитет жителей, экономика, специфика развития этих двух городов все-таки отличаются. Для миграционной политики требуется большая гибкость, что и было проделано.

С Севастополем та же песня. После аннексии Крыма, главный город полуострова нуждался в особом управлении. Экономика там так же специфичная, плюс дележ выгодных участков возле моря, который должен осуществляться под видом местной народной власти. Возможность ввести индивидуальные режимы, законы, гибкость в изменении административной политики – все это дает федеральный статус.

Будут ли новые города федерального значения?

Обязательно. Дело в том, что ближайшее десятилетие ознаменуется очередным витком в переделе власти. Соответственно, этот раздел может быть осуществлен в обмен на полномочия. Например, в регионе побеждает оппозиционная партия, либо даже люди из клана власти, которые начинают выдвигать свои требования. В обмен на какие-то уступки они могут потребовать смену статуса. Для них это выгодно, ведь большая часть нынешних чиновников лоббирует интересы бизнеса (либо сами тайно владеют, записывают на родственников и так далее). Соответственно, получение статуса открывает для них огромные перспективы.

Вероятно, следующими кандидатами на статус города Федерального значения станут Калининград, Грозный, Краснодар, Ханты-Мансийск, Владивосток. Это им позволит заниматься, например, более гибко миграционной политикой, работать над формированием бюджета.

Список новых городов федерального значения будет постоянно обновляться по мере получения новых данных.

Казалось бы, такое распространенное, простое и знакомое еще со школьной скамьи словосочетание "города федерального значения". На самом же деле не все так однозначно, и далеко не все понимают до конца суть и значение этого правового явления, а также его особенности, которые отличают носителя особого статуса от положения других субъектов Российской Федерации.

Субъекты федерального значения

Главным критерием их выделения является особый способ организации в них местных органов управления. Не следует их путать с муниципальными образованиями, так как сами они являются объектами территориального деления Российской Федерации и могут включать в себя сразу несколько их видов. Также стоит подчеркнуть, что находятся они на одном правовом уровне с другими субъектами.

Каким образом приобретается статус?

Правовое положение города федерального значения устанавливается на законодательном уровне. В частности, такая прерогатива принадлежит основному российскому закону - Конституции РФ. Также статья пятая закона определяет, что российские города федерального значения имеют право издавать собственные нормативные правовые акты через свои представительные органы. В любом случае статус присваивается тем субъектам, которые имеют важное политическое, стратегическое или экономическое значение для всей страны в целом. Например, Москва, являясь столицей Российской Федерации, играет важнейшую политическую роль как для самой страны, так и для международного сообщества в целом.
Санкт-Петербург - бывшая столица России на протяжении почти двухсот лет, культурная столица мирового уровня на сегодняшний день, один из крупнейших экономических и научно-образовательных центров РФ. Все это служит подтверждением того, что город носит звание свое звание вполне оправданно и заслуживает его в полной мере.

С недавних пор субъектом РФ признан Севастополь - город федерального значения с одной стороны, главная военная база Черноморского флота - с другой. Это говорит об особой стратегической значимости субъекта, что также оправдывает наличие у него соответствующего правового статуса.

Специфика городов федерального значения

Главным отличием их от остальных субъектов является особая территориальная и политическая организация власти на местах. Города федерального значения делятся на внутригородские территории, являющиеся по своему положению муниципальными образованиями. Их количество в Санкт-Петербурге составляет сто одиннадцать, а в Москве их насчитывается целых сто сорок шесть единиц. Однако в Севастополе на данный момент зарегистрировано всего лишь десять таких образований. На этом особенности городов федерального значения не заканчиваются.

Также стоит отметить политические нюансы в структуре управления субъектов: в целях некоторой централизации власти часть полномочий на местах перешла к компетенции субъекта. Другой особенностью городов, обладающих таким статусом, является применение в их отношении специальных норм российского права. Например, статья восьмая бюджетного кодекса наделяет город федерального значения полномочием определять источники бюджетных средств внутригородских территорий, а также порядок и объем безвозмездных денежных отчислений в форме дотаций и субсидий местным бюджетом. Градостроительный кодекс устанавливает перечень документов планирования внутренних территорий, а также указывает, что в случае, если местными актами не определены вопросы в сфере градостроительства, их решение берут на себя власти субъекта. Кроме того, на территорию этих городов распространяется действие специальных норм налогового, гражданского и уголовного законодательства.

Города РФ, имеющие особый статус

На данный момент к их числу официально отнесены три субъекта Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. На вопрос, какие города имеют статус федерального значения, в ответ многие назовут именно эти три субъекта нашей страны. Однако не все знают, что международным соглашением между Россией и Казахстаном от 23 декабря 1995 г. город Байконур также наделен таким статусом.
Данное решение обусловлено функционированием на его территории космодрома "Байконур", что требовало установления для него особого режима. Однако договор действует исключительно на период аренды комплекса Российской Федерацией до 2050 года. При этом город ни в коем случае не является субъектом РФ, а продолжает также находиться под юрисдикцией Казахстана.

В соответствии с Законом "Об организации местного самоуправления", в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).

Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах. В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта.
Поскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей. В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать. Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ.
Также Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.

Согласно современному законодательству статус федерального значения Севастополя, учитывая переходный период адаптации к новым условиям, принципиально не отличается от правового положения других таких же субъектов. После того, как в России был принят закон о принятии новых территорий в ее состав, встал вопрос об определении их государственно-правового статуса.
В итоге Севастополь был признан субъектом РФ с присвоенным ему федеральным значением. Как уже говорилось выше, такое решение было обусловлено важнейшим военно-стратегическим положением города, обладающего статусом военной базы Черноморского флота. Интересно, что еще до перехода Севастополя в состав РФ, в 1997 году между Россией и Украиной был заключен договор аренды морской базы до 2017 года, а в 2010 Д.А Медведевым и В.Ф. Януковичем договор был продлен еще на двадцать пять лет, однако с учетом недавних событий данное соглашение утратило свое правовое значение.

Заключение

Всего в Российской Федерации насчитывается четыре субъекта федерального значения, к числу которых условно можно отнести казахстанский город Байконур. Их статус устанавливается Конституцией и другими законами РФ. Особенностью таких городов является специфическое территориальное устройство, наличие стратегически важных объектов, а также особое политическое, культурное, экономическое положение. В связи с этим к ним применяются специальные правила и нормы российского законодательства.

Города федерального значения не являются муниципальными образованиями, они сами включают в себя внутригородские территории. Органы власти субъекта не могут вмешиваться в компетенцию местного самоуправления, но при этом могут взаимодействовать с его органами по тем или иным направлениям.