Непосредственное управление физическое лицо. Плюсы и минусы непосредственного управления многоквартирным домом

1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.



2. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.


2.1. Договоры, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены указанными собственниками в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.


3. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.




Комментарии к ст. 164 ЖК РФ


1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в таком доме сами решают все текущие вопросы управления многоквартирным домом без создания товарищества собственников жилья и привлечения управляющей организации (управляющего). Жилищный кодекс РФ не ограничивает число собственников помещений, способных выбрать такой способ управления домом. Ранее действовавший ФЗ "О товариществах собственников жилья" ограничивал возможность непосредственного управления кондоминиумом случаями, когда кондоминиум включал в себя "не более четырех помещений, принадлежащих двум, трем или четырем различным домовладельцам". Можно считать, что оптимальное число собственников помещений в многоквартирном доме, при котором целесообразно использовать этот способ управления, на практике установлено: непосредственное управление многоквартирным домом, в котором помещения принадлежат более чем 20 различным собственникам, как правило, является тяжело реализуемым. Это объясняется рассредоточением множества видов составляющих деятельности по управлению многоквартирным домом (ч. 1 ст. 161 ЖК) среди нескольких исполнителей и трудностями оперативной выработки единой позиции собственников по различным взаимоувязанным вопросам, относящимся к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг.

2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи при непосредственном управлении собственниками помещений на основании решения их общего собрания должны заключаться договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме с лицами, осуществляющими указанные виды деятельности. Такие договоры являются двусторонними, в них все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме выступают в качестве одной стороны. Для признания любого из указанных договоров заключенным необходимо, чтобы число подписавших договор собственников помещений в многоквартирном доме превышало половину общего числа таких собственников. Нужно обратить внимание на то, что комментируемая норма не использует для признания этих договоров заключенными число голосов, принадлежащих собственникам, подписавшим каждый из указанных договоров.

3. Лицо, заключившее с собственниками помещений возмездный договор об оказании услуг по содержанию дома и (или) о выполнении работ по его ремонту, в зависимости от предмета договора должно квалифицироваться как подрядчик или исполнитель услуг. В то же время реализация способа непосредственного управления многоквартирным домом не исключает возможность привлечения профессионального управляющего, но уже не в статусе управляющей организации (признаком управляющей организации является заключение ею договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК), а в статусе исполнителя самостоятельных услуг управления (в частности, услуг по оценке состояния дома, планированию содержания дома, оценке условий договоров с подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями, контролю за выполнением условий таких договоров).

4. К отношениям по вышеназванным договорам применяются правила о договорах возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК) и о договорах бытового подряда (§ 2 гл. 37 ГК), а также обязательные требования и технические регламенты, санитарные и технические нормы и правила, устанавливаемые на федеральном уровне (п. 6 ст. 2, п. 12 ч. 1 ст. 4, п. п. 2 и 17 ст. 12, п. 8 ст. 13, п. 9 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 17, ч. 1 ст. 156 ЖК и др.), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (ч. 3 ст. 39 ЖК).

5. Часть 2 комментируемой статьи регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг. Договоры по поводу холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения (в т.ч. поставки газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления) должны заключаться самостоятельно каждым собственником помещения от своего имени и за свой счет.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ договоры электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также договоры продажи газа в баллонах и твердого топлива являются публичными договорами. Такие договоры должны заключаться коммерческими организациями с любым обратившимся к ресурсоснабжающей организации собственником помещения, проживающим в многоквартирном доме, на общем собрании собственников помещений в котором в установленном ЖК РФ порядке выбран способ непосредственного управления домом.

К отношениям по договорам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также договорам продажи газа в баллонах и твердого топлива применяются Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (ч. 1 ст. 157 ЖК).

6. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать в рамках способа непосредственного управления многоквартирным домом несколько путей реализации своего решения.

Во-первых, все текущие вопросы управления могут решаться на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме.

Во-вторых, собственники помещений в многоквартирном доме могут распределить между собой текущие обязанности по управлению своим домом с обязательным принятием окончательных решений в рамках процедур проведения общих собраний собственников помещений, установленных гл. 6 ЖК РФ (ст. ст. 44 - 48).

В-третьих, названные собственники могут в соответствии с ч. 3 ст. 164 ЖК РФ выбрать одно управомоченное лицо из своего числа или пригласить иное лицо (не из числа собственников), которое вправе действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников помещений в многоквартирном доме.

7. При выборе в качестве управомоченного лица одного из собственников помещений в многоквартирном доме его полномочия будут основываться на решении общего собрания, отраженном в протоколе. Выдача такому лицу доверенности не требуется.

8. В случае привлечения собственниками помещений в многоквартирном доме управомоченного лица, не являющегося собственником помещения в этом доме, все или большинство собственников помещений в доме вправе выдать такому управомоченному лицу доверенность в простой письменной форме. Выдача такому стороннему лицу доверенности "от лица общего собрания" ЖК РФ не предусмотрена.

9. Лицо, которому собственники помещений в многоквартирном доме выдали письменную доверенность, не может считаться управляющим. Если собственники помещений хотят помимо выдачи доверенности уполномоченному лицу заключить с ним возмездные договоры, предметом которых будет выполнение обязательств, предусмотренных ст. 162 ЖК РФ, то для этого необходимо изменение способа управления многоквартирным домом. Для этого собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время выбрать на общем собрании предусмотренный п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления управляющей организацией (управляющим). Заключаемые после этого договоры должны соответствовать требованиям ЖК РФ к договорам управления, а само это лицо должно считаться управляющим.

То, в каком состоянии будет находиться ваш многоквартирный дом (МКД), благополучное и комфортное существование жильцов этого дома, зависит в первую очередь от схемы управления многоквартирным домом, выбранной жителями и собственниками данного дома. Так, например, грамотно выбранная схема управления домом позволит собственникам квартир и жильцам регулировать оплату, вносимую за услуги коммунальных служб.

Мы рассмотрим одну из эффективных систем управления МКД, представляющую собой непосредственное управление многоквартирным домом.

Этот способ управления подразумевает, что подписывают договора на обслуживание со всеми требуемыми инстанциями. Если дом насчитывается более дюжины квартир, то в обязанность жильцов входит необходимость заручиться обслуживанием общего имущества, его ремонтом, подписав договор с профессиональной обслуживающей компанией.

Общим собранием жильцов определяется, каким образом будут распределяться, и как будут закреплены управленческие обязанности:

  • Добровольное участие в управлении каждого из владельцев жилья;
  • Всеми правами и полномочиями наделяется один официальный представитель;
  • Интересы жильцов представляет уполномоченный, которого пригласили со стороны.

Как перейти на непосредственное управление многоквартирным домом?

1. Формирование инициативной группы

Любое дело само собой не начнется, всегда есть те, кто двигает его с места. Организация управления домом – не станет исключением. Среди жильцов дома всегда найдутся те, кто с радостью охотно возьмет на себя обязанности координирующего центра, способного подготовить все необходимое для реализации поставленной цели. Иногда это люди, которые живут рядом, например, в одном подъезде. А может быть, это незнакомые до поры, но близкие по духу люди.


Их задачей становится составление списка владельцев квартир, проведение агитационно-разъяснительной работы, привлечение как можно большего числа жильцов. Оповещение о проведении первого организационного собрания лучше проводить письменно, указав время и место проведения.

2. Проведение общего собрания собственников жилья

Чтобы утвердить форму управления домом, нужно решение, общее для исполнения всеми собственниками. Для этого или собирается всеобщий сбор собственников жилья, либо же предлагается заполнить анкеты, ответив на заданные вопросы. Для кворума участие в опросе должны принять половина или больше из собственников дома. Основные пункты, которые необходимо обговорить: подтверждение общего согласия на переход к самостоятельному управлению домом, принятие кандидатуры официального представителя, создание представительского органа, заключение договоров на обслуживание.

3. Выбор организаций, обслуживающих дом

Каждый из жильцов должен заключить индивидуальный договор с целью предоставления услуг подачи газа, воды и электричества. В том случае, когда общим решением жильцов все полномочия принял на себя один человек, он вправе заключить все договора (от имени собственников дома). Для этих целей ему нужно будет иметь копии протоколов общего собрания, подтверждающие переход к самостоятельному управлению, предоставление ему полномочий и прав для представления общих интересов, копия техпаспорта дома, написать заявление на заключение договоров, доверенности, заверенные нотариально. Именно таким образом заключаются все договора. В домах, насчитывающих менее 12 квартир, жильцы справляются с обслуживанием своими силами. Во всех прочих случаях, деньги, которые заплачены за услуги, поровну делятся между всеми жильцами.

Плюсы непосредственного управления многоквартирным домом:

  • Оплата за коммунальные услуги осуществляется напрямую, в организации, которые их оказывают;
  • Оплата кристально прозрачна, теряется возможность накрутки или приписки лишних сумм;
  • За возникающие долги в ответе сами должники, исключены ситуации, когда остальные жильцы обязаны расплачиваться за них;
  • Все дополнительные услуги предоставляются ровно на уплаченную сумму;
  • Фирмы, оказывающие услуги, обеспечивают их в условиях договора, не требуя лишних трат.


Есть ли минусы при непосредственном управлении МКД?

  • Человек, взявший на себя ответственность управления, делает это безвозмездно. А забот у него будет довольно много;
  • Исключается возможность получения денег на социальные программы, например, обустройство детской площадки, капитальный ремонт;
  • При желании ввести дополнительные улучшения, например, пригласить консьержа, украсить подъезд и прочее, затраты целиком ложатся на плечи добровольцев, несогласные имеют полное право отказаться от материального участия;
  • При наличии муниципального жилья в доме, на собрание обязательно приглашаются наймодатели, имеющие право голосовать наравне со всеми.

Кстати, последние пять лет всероссийским порталом «Городское хозяйство и ЖКХ » выпускался ежемесячный журнал «Управление Многоквартирным Домом», интересный в первую очередь для руководителей управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и их объединений. В журнале публиковались: практические методики по управлению многоквартирными домами; советы и рекомендации по эффективному взаимодействию управляющих организаций, органов власти, собственников жилых помещений и ресурсоснабжающих организаций; раскрывались аспекты бухгалтерского учета и при управлении многоквартирными домами; интересные комментарии экспертов к законодательным и нормативным актам, касающихся регулирования управления МКД; а также судебная практика.