Что такое этап работы по госконтракту. Исполнение контракта

Вопрос об этапах исполнения госконтрактов и составлении связанных с ними отчетов в равной степени волнует как заказчиков, так и победителей торгов. Сложность ситуации заключается в отсутствии в 44-ФЗ четкого определения самого понятия «этап контракта», а также разъяснений о порядке публикации отчетности. Разберемся в вопросе об этапах госконтракта и процедуре приемки.

Что считать этапом в госконтракте

Понятия «этап исполнения контракта» и «отдельные этапы поставки товара» содержатся в ст.94 44-ФЗ, однако в документе отсутствуют четкие формулировки или пояснения того, какой именно смысл законодатели вкладывали в эти термины.

Многие ошибочно полагают, что этап исполнения контракта завершается в момент получения денег от госзаказчика - то есть, если оплата поступает раз в месяц, возникает необходимость в составлении ежемесячных отчетов о выполненных работах, предоставленных услугах или поставленных товарах.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Исходя из решений Арбитражных судов и разъяснения Минэкономразвития от 30 сентября 2014 года №Д28и-1889, это не так. В то же время, необходимо отметить, что МЭР не имеет полномочий и компетенции для разъяснения законодательства РФ, поэтому письма ведомства можно воспринимать только как рекомендации.

Если в контракте не указано требование о разделении работ или поставок товаров на этапы, если наличие этапов исполнения контракта не прописано в плане-графике заказчика или подобные условия не были изложены в карточке заключенного контракта в ЕИС, а расчет осуществляется на ежемесячной основе, такой контракт можно считать одноэтапным.

Даже если между заказчиком и исполнителем или поставщиком происходит промежуточное подписание документов о приемке, оно не означает окончание какого-либо этапа работ. В данном случае предприниматель должен составить только один отчет по итогам полного исполнения условий контракта. Согласно п.3 положения, утвержденного правительства РФ № 1093, отчет должен быть опубликован в ЕИС в течение 7 дней с момента получения оплаты от заказчика за полное исполнение обязательств.

Если же заказчик прописал в контракте наличие отдельных этапов работ или поставки товаров, исполнитель должен публиковать в ЕИС отчеты об их исполнении по мере поступления оплаты за каждый из них. На это у предпринимателя также есть 7 дней с момента получения денег.

Приемка результатов контракта

Правила приемки поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг изложены в ст.94 44-ФЗ. Если заказчик воспользовался услугами экспертов для принятия решения о приемке или отказе от нее, приемочная комиссия должна учитывать их предложения и результаты экспертизы. Заказчик не обязан отказывать в приемке товаров, работ или услуг из-за их несоответствия условиям контракта, если это несоответствие было устранено.

По результатам исполнения контракта или его отдельного этапа заказчик публикует в ЕИС отчет , который должен содержать следующие сведения:

  • Информацию об исполнении контракта или его этапа, соблюдении промежуточных и окончательных сроков, установленных заказчиком;
  • Сведения о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о полном неисполнении предпринимателем своих обязательств, а также о санкциях, которые применены к недобросовестному контрагенту;
  • Данные об изменении или о расторжении контракта во время его исполнения.

Документы при приемке товара

В соответствии с ч.7 ст.94 44-ФЗ, приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта или контракта целиком оформляется документом о приемке. Его подписывает представитель заказчика или все члены приемочной комиссии .

Сделать это необходимо в сроки, указанные в контракте. Если же заказчик остался недоволен качеством поставленных товаров или исполненных работ, он в те же сроки направляет предпринимателю письменный отказ от подписания документа о приемке с указанием мотивов такого решения.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Предусмотреть все варианты развития событий в ходе выполнения условий госконтракта и обозначить в нем все способы разрешения конфликтных ситуаций вряд ли представляется возможным. Поэтому, когда не по вине поставщика (исполнителя, подрядчика) возникает ситуация, решение которой не охватывается условиями договора, во главу угла становится степень заинтересованности сторон в поиске взаимоприемлемого и взаимовыгодного выхода из создавшейся ситуации. Опираясь на действующее законодательство и действительно озаботившись обеспечением государственных и муниципальных нужд, стороны вполне могут достичь компромисса, избежав разбирательства в суде, и в результате полностью исполнить взаимные обязательства. Именно такие ситуации предлагаются для рассмотрения ниже.

На каких условиях можно расторгнуть контракт по соглашению сторон?


До окончания срока действия контракта подрядчик не сможет выполнить весь объем работ по контракту по объективным причинам (метеорологические условия препятствуют выполнению работ на автомобильных дорогах).

Можно ли расторгнуть контракт по соглашению сторон (предполагается заключение такого соглашения 31 декабря, в последний день срока действия контракта) с оплатой подрядчику по цене контракта пропорционально фактически выполненному объему работ?

В первую очередь надо отметить, что положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ограничивают возможность изменения условий контракта, заключенного в соответствии с этим законом, случаями, предусмотренными ст.ст. 34 и 95 того же закона (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Так, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом, по предложению заказчика на основании соглашения сторон может быть уменьшен предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10%, при этом стороны обязаны уменьшить цену контракта, исходя из цены единицы работы (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Если объем работ по контракту, который будет фактически выполнен подрядчиком, по тем или иным причинам уменьшается более чем на 10% по сравнению с объемом работ, предусмотренным контрактом, заключить соглашение об уменьшении объема работ стороны не могут. В этом случае выходом из ситуации может быть расторжение контракта.

В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Эта норма соотносится с правилом п. 1 ст. 450 ГК РФ, согласно которому изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Ни ГК РФ, ни Закон № 44-ФЗ не ограничивают право сторон в любое время заключить соглашение о расторжении договора подряда (контракта на выполнение работ). Поэтому для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на его расторжение.

По общему правилу при расторжении договора по соглашению сторон обязательства сторон прекращаются с момента заключения соответствующего соглашения (п.п. 2, 3 ст. 453 ГК РФ). Пунктом 4 ст. 453 ГК РФ предусмотрено, что стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В случае, когда до расторжения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.

По смыслу этих норм, а также соответствующих положений ГК РФ, которые применимы к рассматриваемым отношениям в силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ, при расторжении контракта на выполнение работ оплата подрядчику должна быть произведена исходя из цены контракта пропорционально фактически выполненному объему работ.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации стороны вправе заключить соглашение о расторжении контракта, оформив приемку заказчиком фактически выполненного подрядчиком до расторжения контракта объема работы (ч.ч. 1, 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). При этом подрядчик сохраняет право на оплату выполненных работ, исходя из цены контракта (если работы выполнены надлежащим образом).

Аналогичные разъяснения были даны в письме Минэкономразвития России от 11.12.2014 № Д28и-2815, в котором указано, что в случае невозможности выполнения работ по контракту в полном объеме стороны вправе расторгнуть его по соглашению сторон на выполненном объеме, при этом обязательства сторон по такому контракту прекращаются. Специалисты того же ведомства в ряде писем указывали, что, если контракт невозможно выполнить в установленные сроки, он может быть расторгнут по соглашению сторон, после чего заказчик вправе осуществить новую закупку (письма Минэкономразвития России от 10.02.2015 № Д28и-175, от 29.01.2015 № Д28и-186, от 18.12.2014 № Д28И-2834).

Разумеется, подрядчик может не согласиться на расторжение контракта в ситуации, когда выполнение работ в полном объеме до окончания срока действия контракта оказалось невозможным ввиду чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В этом случае за ним остается право выполнить работы по прекращении действия этих обстоятельств и потребовать их приемки и оплаты заказчиком, за исключением случая, когда контрактом предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по контракту (п. 3 ст. 401, п. 3 ст. 425 ГК РФ).

В заключение необходимо отметить, что, хотя расторжение контракта в рассматриваемом случае само по себе не противоречит требованиям законодательства, обоснованность непредъявления подрядчику претензий в связи с выполнением работ по контракту не в полном объеме, соответствие закупки работ принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 12 Закона № 44-ФЗ) могут оцениваться исходя из конкретных обстоятельств.

Возможно ли продление контракта, не исполненного по вине третьих лиц?

Могут ли стороны контракта для федеральных нужд по строительству, заключенного на основании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», продлить сроки исполнения данного контракта, заключенного на 1 год (на 2016 год), если контракт не исполнен по вине третьих лиц (необходимость продления сроков контракта возникла из-за внесения изменений в проектную документацию)?

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же закона. Частью 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.

Понятие существенных условий контракта Законом № 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. По смыслу положений ч. 2 ст. 34, ч. 3 ст. 55, п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и ч. 13 ст. 34 данного закона, согласно которым в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств и о сроке действия контракта также являются существенными. Таким образом, предусмотренный контрактом срок исполнения предусмотренных контрактом обязательств, равно как и срок действия контракта, может быть изменен только в случаях, установленных законом.

Рассматриваемая ситуация не подпадает ни под один из случаев изменения существенных условий контракта, предусмотренных ч.ч. 1, 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ:

Уменьшение ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);

К рассматриваемой ситуации не относится очевидным образом;

Изменение на основании решения Правительства РФ условий контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд не менее чем на три года, исполнение которого по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно и цена контракта составляет не менее 10 млрд рублей (п. 2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и п. 1 постановления Правительства РФ от 19.12.2013 № 1186) - поскольку в рассматриваемой ситуации контракт заключен на 1 год;

Изменение в 2015 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершается в 2015 году (ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ) - поскольку изменение срока исполнения контракта по этому основанию возможно только в пределах 2015 года (п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 № 198; смотрите также письмо Минэкономразвития России от 09.07.2015 № Д28и-2081, письмо Минэкономразвития России от 08.07.2015 № Д28и-2047).

Так как иных оснований для продления сроков применительно к приведенной ситуации Закон № 44-ФЗ не предусматривает, стороны не вправе заключить дополнительное соглашение об изменении срока действия контракта и срока выполнения работ.

Вместе с тем отметим, что сам по себе факт истечения предусмотренного контрактом срока его действия не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает выполнение работ и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. Таким образом, заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами срока действия контракта. Требование же ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, согласно которому заказчик обязан направить исполнителю требование об уплате пени в связи с нарушением срока исполнения обязательств, по логике закона, должно рассматриваться как устанавливающее соответствующую обязанность лишь для случаев виновного поведения подрядчика (смотрите, в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ). Если подрядчик не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, требовать от него уплаты пени заказчик не вправе (ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Если же в приведенной ситуации контрактом предусмотрено, что по истечении срока его действия обязательства сторон по нему прекращаются с истечением срока, на который заключен контракт, у заказчика прекращается право требовать от контрагента исполнения предусмотренных контрактом обязательств, а у контрагента - обязанность исполнять эти обязательства. Поскольку изменить прекращенный контракт невозможно, при таких обстоятельствах заказчик будет вынужден осуществить новую закупку указанных в вопросе работ.

Стороны не вправе изменить условия контракта о сроке его действия и о сроке выполнения работ, предусмотренных контрактом. Однако само по себе это обстоятельство не препятствует приемке выполненных работ за пределами срока действия контракта.

В заключение необходимо уточнить, что в целях разрешения обозначенной проблемы могут иметь значение конкретные формулировки, использованные в контракте. Представленные выше разъяснения касаются лишь содержания рассматриваемого вопроса, однако они не могут относиться ко всем возможным вариантам формулировок, использованных в контрактах.


Банковская гарантия по госконтракту - это один из вариантов обеспечения исполнения взятых обязательств по заключаемому контракту. Гарантия вступает в силу только в случае невыполнения поставщиком условий контракта. Тогда банк-гарант выполняет обязательство по выплате денежных средств заказчику в соответствии с условиями банковской гарантии. Требования к выдаче банковских гарантий установлены в Федеральном законе ФЗ-44 .

Конференция ЮрКлуба

Поставка товаров должна производиться в течение 7 дней после получения заявки Заказчика. Заявку Поставщик получил, но когда стал оформлять сопроводительные документы на товар (товарную накладную, акт приема-передачи) выяснилось, что реквизиты Заказчика в госконтракте указаны неверные, а именно: расчетный счет вместо положенных 20 цифр состоит из 21, не указан КПП.

Поставщик всю эту ситуацию описал в письме и отправил письмо Заказчику по электронной почте о том, чтобы Заказчик прислал свои правильные реквизиты по госконтракту.

Невыполнение госконтракта последствия

Правительство утвердило правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по госконтракту. Речь идет о договорах, которые бюджетные организации заключают с коммерческими предприятиями о поставке товаров и услуг для обеспечения государственных нужд. Например, это может быть строительство больницы или ремонт школы. О соответствующем постановлении рассказывает «Российская газета».

Ответственность заказчика в случае неисполнения условий контракта по 44-ФЗ

Новый закон о госзакупках № 44-ФЗ хотя и детально регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением контрактов, но все же вызывает и много вопросов. Одним из них является вопрос о том, как определять размер штрафа для заказчика в случае нарушения условий контракта.

Согласно ч. 4 ст. 34 закона о госзакупках в контракт обязательно должен быть включен пункт, предусматривающий ответственность и для заказчика, и для исполнителя.

Ответственность заказчика и подрядчика по госконтракту должна быть соразмерной последствиям нарушения

Вопрос о размере ответствен­ности подрядчика за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту зависит от того, имела ли место также просрочка заказчика. Непринятие последним мер, необходимых для своевременной передачи подрядчику всей необходимой для выполнения работ документации и сведений, приведет к снижению размера санкций за просрочку, предусмотренных контрактом для подрядчика.

Последствия несоблюдения сроков исполнения государственного контракта по 44-ФЗ

В данной статье мы поговорим о том, чем грозит для поставщика несоблюдение сроков исполнения обязательств при участии в государственных закупках по 44-ФЗ. Для упрощения в данной статье мы будем больше говорить о поставке товаров, хотя договора подряда в данном случае регулируются теми же нормами, если не указано иное.

В первую очередь, в государственных контрактах, как и в любых других договорах, прописываются штрафные санкции в соответствии с п.

Последствия расторжения госконтракта судом

Добрый день У меня немного другая ситуация, начальство предлагает перевестись на более легкую работу (целый день сидеть за компьютером), соответственно оклад уменьшится с 17000 до 5500 Я себя пока хорошо чувствую и на своем рабочем месте.

только половину того, что куплено в браке. причем ее имущество так же под это попадает. Главный минус, дорогой Леша, не в разделе имущества. А в том, что если девушка забеременеет, то ребенок будет твоим.

Расторжение госконтракта по соглашению сторон — если одна из сторон не согласна

Ольга, если расторжение будет именно по соглашению сторон, то переквалифицировать его во что бы то ни было (при наличии соответствующих документов) невозможно.

Конечно быть может все что угодно. Например госкомпания может попробовать отписаться от договора как угодно. и в результате попасть в список вы можете. но в этом случае предоставив документ в котором будет черным по белому по соглашению сторон, статус добросовестного Вам вернут.

Расторжение госконтракта по соглашению сторон

Даже после того, как контракт по результатам аукциона или торгов был подписан, он может быть расторгнут – по решению суда, в одностороннем порядке или по соглашению сторон. Рассмотрим третий случай – именно обоюдное согласие сторон сейчас является самым распространенным поводом для прекращения деловых отношений.

Государственный контракт является договором поставки или подряда и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами, установленными в Гражданском кодексе для отдельных видов договоров.

В этом разделе мы постараемся подробно показать и раскрыть все моменты, которые могут возникнуть при участии в тендерах. Эта статья будет интересна прежде всего тем, кто только начинает задумываться об участие в тендерах . Мы попробуем вместе разобраться какие шаги нужно предпринять в самом начале. И стоит ли вообще пытаться участвовать в тендерах?

  • +3

    Если Вы поставщик и участвуете в тендерах, то у Вас рано или поздно у Вас возникает необходимость снять защиту с pdf файла. В этой статье мы с Вами разберем причины, которые заставляют заказчиков ставить защиту и соответственно способы, как снять защиту с pdf файла для экономии Вашего времени и ускорения процесса подготовки предложения.

  • +1

    После того, как Вы приняли решение о том, что Вашей компании необходимо принимать участие в необходимо выбрать площадки на которых планируется участие в торгах. Виды электронных площадок. Условно ЭТП можно подразделить на...

  • +1 Участие в конкурсах: Заявка на конкурс, документы на...

    Приветствую Вас, Уважаемые читатели.

    Продолжаем серию практических статей в рубрике «Тендероведение». И сегодня мы с Вами будем разбираться в конкурсной кухне, постараемся узнать все про участие в конкурсах. Рассмотрим, что из себя представляет заявка на конкурс, подробно разберем какие именно документы на конкурс необходимо прикладывать, кроме того я поделюсь с Вами своими наработками и опытом по подготовке заявки.

  • +1 Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в...

    Протокол рассмотрения заявок - это исчерпывающий документ, позволяющий поставщику узнать каким образом производилась оценка заявки участника. Рассмотрим основные моменты и особенности, а также различия между такими документами, как протокол рассмотрения заявок на участи в конкурсе, в запросе котировок, в аукционе. В статье мы с Вами также подробно рассмотрим случаи в которых оформляется протокол рассмотрения единственной заявки, а также рассмотрим пример образца протокола.

  • +1 Российский аукционный дом: шестая площадка для...

    В дополнение к пяти федеральным площадкам добавилась еще одна электронная площадка «Российский аукционный дом», на котором заказчики имеют теперь возможность размещать электронные аукционы. В статье Вы сможете узнать подробнее про данную электронную площадку.

  • 0

    Итак, вы решили стать участником коммерческих тендеров или государственных закупок. Что для этого надо?

    Рассмотрим два варианта. Первый вариант это участие в закупках без предварительных денежных вложений, или другими словами бесплатно. Второй вариант предполагает некоторые денежные затраты.

  • 0 Как оформить декларацию соответствия участника...

    Здравствуйте, Коллеги. На связи Андрей Плешков основатель проекта Тендеровики.ру и сегодня с помощью этой статьи мы разберемся в особенностях оформления декларации соответствия при подготовки заявки на тендер. Для начала давайте разберемся, что подразумевается под декларацией соответствия. Декларация это подтверждение, заявление о соответствие определенным требованиям. То есть Вы оформляете документ, в котором пишите о том, что соответствуете требованиям и перечисляете их. В документации заказчик может установить форму такой декларации необходимо заполнить и проложить в составе заявке на участие в тендере.

  • 0 Специалист по тендерам (менеджер по тендерам):...

    Здравствуйте, Уважаемые читатели. Тема сегодняшней статьи связана с такой специальностью, как специалист по тендерам. Существуют различные вариации названий такой должности, например менеджер по тендерам, тендер-менеджер, менеджер по аукционам, менеджер по конкурсам, но суть остается неизменной. Основная деятельность это подготовка заявок на различные тендерные процедуры со стороны поставщика. Популярна и востребована данная специальность стала относительно недавно, после вступления в силу в 2005 году 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон создал определенные условия, при которых тендеры стали применяться повсеместно при закупках для государственных нужд. В 2013 году спустя 8 лет на смену 94-ФЗ был принят 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • В некоторых письмах Минэкономразвития были прокомментированы особые случаи заключения и исполнения госконтракта, а также отказа от него.

    Ретроактивная оговорка

    При этом судебная практика по данному вопросу содержит противоречия, некоторые суды придерживаются противоположной позиции и допускают немотивированный односторонний отказ госзаказчика от контракта со ссылкой на то, что в соответствующем законодательстве прямого запрета на такой отказ не установлено. Следовательно, для госзаказчика допустимо им воспользоваться. Это спорная позиция, однако она существует.

    Реестр недобросовестных исполнителей госконтрактов

    Читайте на тему

    Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.


    Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.


    Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.


    Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.


    Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.


    Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.