Тугуз шамсудин махмудович биография. Жизни и здоровья граждан в

Советника президента Республики Адыгея Шамсудина Тугуза с первых дней пребывания у власти обвиняют во многом: в политических интригах, в том, что он дезинформирует президента Хазрета Совмена, никого к нему не подпускает, узурпировал власть и т.д. Но главное обвинение: хочет захватить Адыгею - все движимое и недвижимое в ней. Глава республики часто в публичных выступлениях защищает его от нападок, но тогда начинают намекать на корыстный интерес и самого президента.

Где тут правда, где ложь – это попытался выяснить корреспондент ИА REGNUM в беседе с самим Ш. Тугузом.

О вас говорят как о человеке, через которого «проходят» все кадры команды президента Хазрета Совмена. Довольны ли вы составом нынешнего правительства республики?

Шамсудин Тугуз: Меня попросту не бывает в Доме правительства, как я могу формировать кадровую политику? Первые полгода, когда случилось наводнение, я вообще там не появлялся, был постоянно в Хатукае, в других местах подтопления. Вы помните, в первые дни паводка в Адыгею стала поступать мощная техника, приобретенная Совменом, и мы ее сконцентрировали в фирме «Возрождение», организованной тогда же. Я ее создал по поручению президента, набрал местные кадры, установил жесткую дисциплину, курирую работу и сейчас. И даже теперь я бываю в своем кабинете от силы 2 часа в день. Остальное время - на объектах, которые строит фирма.

Хотите, я расскажу свой распорядок дня?

Почему бы нет?

Шамсудин Тугуз: Встаю я в 6 утра. Первое, куда заезжаю – аул Адамий. Там мы сейчас заканчиваем мечеть, которая строится на деньги президента. Затем в том же Красногвардейском районе еду на строительство 30 домов для семей подтопленцев, которые были в прошлом году обмануты и не попали в списки. Затем Шовгеновский район. Здесь идет газификация. Если сейчас район газифицирован на 27 процентов, то нужно этот процент в этом году довести до 80. В том же районе – Мамхегская школа. Следующий пункт – Дом правительства, те два часа, о которых я уже сказал. Следом - ремонтные объекты в Майкопе: Дворец искусств, театр им. Пушкина, ДК «Дружба». Из Майкопа - в Майкопский район, его тоже необходимо газифицировать на 80 процентов при начальной цифре в 22 процента. Домой я возвращаюсь в 12 ночи.

А вот неназванные мной объекты, на которых я тоже бываю, если не каждый день, то через день: Шапсугское водохранилище - ремонт гидротехнических сооружений, школа в ауле Новая Адыгея, школа в г. Адыгейске, больница ауле Понежукай - строительство всех трех объектов с нуля. Когда Тугузу заниматься сплетнями, интригами, политикой?

Да и кадрами я не доволен. Точнее, доволен далеко не всеми. Убежден, например, в том, что, если сегодня кто-то критикует президента, то в том вина не самого Совмена, а его подчиненных. Его не за что критиковать, потому что он делает все, чтобы помочь людям. А недовольство рождается непрофессионализмом тех, кому доверена власть. Плюс к этому в команде много функционеров, не знающих специфики республики, психологии ее народа. Я вообще считаю, что кадры нужно формировать из местных специалистов. И на основе национального паритета. Они - адыги, русские, представители других национальностей - не могут не болеть за свою землю. А теперь судите сами, могу ли я так говорить о своих назначенцах.

Как, по-вашему, велика ли численно оппозиция президенту Совмену?

Шамсудин Тугуз: Нет, на мой взгляд, она очень небольшая. Но оппозиция есть, и с ней нужно работать. С теми из них, с кем можно. Я это подчеркиваю потому, что мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда общего языка найти нельзя. Таких людей я просто считаю экстремистами. Они надеются на то, что, донимая президента, вынудят его бросить все и уехать. Но этот расчет не оправдается: президент Адыгеи - волевой, сильный человек, слов на ветер не бросает. И экономический кризис в республике он, несомненно, снимет.

Народ я не считаю оппозицией. Это главное. У нас ведь в стране, куда не поедь, народ в оппозиции к власти. В нашей республике этого нет. Поэтому меня больше беспокоит не оппозиция, а тот информационный вакуум, в котором пребывает республика. И разговоры в республике идут, я считаю, потому, что в СМИ деятельность президента не освещается должным образом. Неужели люди не поймут, не поддержат президента делом, если будут знать обо всем, что он предпринимает, с чем сталкивается, что и как ему удается осуществить для них?

Ладно бы - только оппозиция. Но ведь и в команде президента РА нет согласия. Сибирская группировка (люди, приглашенные Совменом из Красноярского края, где он длительное время возглавлял золотопромышленный концерн «Полюс»), местная и еще какая-то...

Я не вижу разногласий, как вы сказали, между сибирской и местной группировкой. Но если нет слаженности в работе администрации президента, а ее действительно нет, кого в этом винить, кроме руководителя этой администрации? Есть у меня лично претензии к кабинетной форме работы, избранной некоторыми руководителями. Я ее считаю неэффективной. На мой взгляд, невозможно за счет совещаний, заседаний поднять экономику. Если обнаружилась конкретная проблема, нужно ехать туда, где она образовалась, и устранять ее.

Да, но руководители, которых вы косвенно упрекаете, по-моему, работали в «Полюсе», это люди Совмена.

Шамсудин Тугуз: Нет, ни премьер-министр, ни руководитель администрации не работали в «Полюсе». Поймите меня правильно, каждый из них профессионал в своем деле, но они не знают региона. А чтобы его узнать, надо ездить, говорить с людьми. Они сейчас составляют планы, как вывести экономику Адыгеи из кризиса в течение четырех-пяти лет. Наверное, они за этот период успели бы узнать и регион ближе. Но такой срок жителей Адыгеи и, прежде всего президента, не устраивает.

В начале нашего разговора Вы сказали о паритете. Что вы имели в виду?

Шамсудин Тугуз: На момент прихода к власти Хазрета Совмена 193 предприятия республики были банкротами. Это огромная цифра для нашей республики. Только два из них - спиртзавод и ликероводочный - при нормальном функционировании могли бы давать в бюджет Адыгеи 500-600 тыс. рублей в год. А они не приносят ни копейки. Одни убытки. И так каждое из предприятий-банкротов. Другими словами, Адыгея сейчас в страшной опасности. Надо реально смотреть на вещи.

Но спросите любого: кто виноват в том, что в республике все разворовано, что наступает крах? Вам ответят: коренной народ - адыги. И это даже в том случае, если мы, адыги, не участвовали в воровстве. Потому что не уберегли. Я не националист, у меня самая интернациональная семья, но раз сложилась такая ситуация, то нам, коренному народу, необходимо брать на себя и ответственность. Мы должны вывести республику из кризиса. Поэтому нам сегодня нужен паритет. Если, скажем, вице-президент русский, то премьер-министр должен быть адыгом.

Хорошо, это я понял. Но вот вы упомянули о спиртзаводе. Сейчас в Майкопе о нем ходят слухи. Говорят, что вы хотите его забрать.

Шамсудин Тугуз: Кто - вы?

Или «Возрождение», или вы лично.

Речь идет о том, чтобы это предприятие, оставаясь акционерным обществом, стало государственным или муниципальным. Ни больше, ни меньше.

А фирма «Возрождение» - это прежде всего президент Адыгеи. Думаю, незачем доказывать, что у него и мыслях нет того, чтобы завладеть спиртзаводом.

Что же касается меня лично, то с помощью Хазрета Совмена я уже давно стал богатым человеком. Наверное, он оценил во мне какие-то качества, когда назначал в свое время вице-президентом «Полюса», затем здесь – советником. Зачем Тугузу изменять себе сейчас? Уверяю вас, заявляю, если хотите, официально: в тот день, когда я позарюсь на бюджетную копейку, немедля дам отсечь себе руку.

Вы говорите – «Возрождение», будто это монстр какой-то. А знаете, например, какие у нас зарплаты?

Шамсудин Тугуз: У нас меньше всех получает уборщица - 5 тыс. рублей. А ИТР, специалисты - около 1000 долларов в месяц.

Вопрос заключается не в том, что мы хотим или не хотим забрать себе республиканские предприятия. Мы не можем этого сделать даже с желающими строительными организациями, с которыми работаем, потому что пока не в состоянии подтянуть их к нашей планке ни технически, ни экономически.

Аслан Шаззо, ИА REGNUM

Натпресс

Введение к работе

Актуальность исследуемой темы. Гражданско-правовые способы обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в отношениях энергоснабжения обусловлены особенностями надежного и бесперебойного снабжения потребителей электрической, тепловой энергией и газом, безопасной эксплуатацией источников повышенной опасности. В условиях существенного обновления российского законодательства в сфере энергетики, в том числе реформирования законодательства в сфере электроэнергетики и предстоящей реформы теплоэнергетики, к приоритетным задачам государства относятся обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации и безопасности жизни и здоровья граждан в указанной сфере.

Обеспечение надежного ресурсоснабжения потребителей решается посредством применения рыночных механизмов правового регулирования, среди которых особое место отведено гражданско-правовым договорам. В связи с этим основное внимание в работе уделено гражданско-правовым проблемам обеспечения безопасности граждан путем бесперебойного снабжения потребителей энергией и энергоресурсами. Так, ограничение режима электроснабжения отдельных потребителей или отдельных объектов, в частности, медицинских учреждений, объектов водоснабжения и канализации, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей. Бесперебойная подача тепловой энергии в жилые помещения, на производственные и инфраструктурные объекты, в здания и сооружения в период низких температур является неотъемлемым условием обеспечения нормальных условий жизнедеятельности граждан. Прекращение газоснабжения потребителей может привести, например, к прекращению теплоснабжения в зимний период.

Расширение сферы договорного регулирования, формирование конкурентной среды в энергетике неизбежно требуют решения вопросов об оптимизации структуры договорных связей, участии в этих правоотношениях особых субъектов (таких, как гарантирующие поставщики, потребители с управляемой нагрузкой). Имеет свою специфику применение, предусмотренных законом, способов защиты прав и законных интересов участников этих отношений с целью предотвращения угроз жизни и здоровью участвующих в них гражданам (в том числе путем регламентации порядка ограничения режима потребления энергии и газа).

В настоящее время значительно увеличилось количество судебно-арбитражных споров, свидетельствующих о конкретных пробелах нормативного регулирования, в том числе об урегулировании разногласий по заключенному договору энергоснабжения, понуждении к заключению договора, взыскании убытков, обжаловании решений антимонопольного органа, прекращении неправомерных действий контрагента. При этом судебно-арбитражная практика не всегда отличается единообразием в толковании и применении норм права при разрешении споров, возникающих

в сфере энергетики. Это обстоятельство подтверждает необходимость проведения теоретического исследования научной доктрины в указанной сфере.

На данном этапе реформирования сферы энергетики комплексное изучение гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан позволяет учесть опыт переходного этапа реформ в электроэнергетике и предложить внести коррективы не только в действующие нормативные акты, но и выработать предложения в проекты Федерального закона «О теплоснабжении», Экологического кодекса Российской Федерации.

Целью исследования является комплексное исследование проблем обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в отношениях энергоснабжения гражданско-правовыми средствами и способами. Осуществить сравнительно-правовой анализ российских нормативных актов, регулирующих отношения в области атомной энергетики, электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения для уточнения существующих и поиска новых подходов укрепления правовых гарантий обеспечения жизни и здоровья граждан.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:

уточнение понятия безопасности жизни и здоровья граждан в сфере энергетики как объекта гражданско-правового регулирования;

рассмотрение гражданско-правовых способов обеспечения безопасной окружающей природной среды от негативного воздействия объектов топливно-энергетического комплекса;

анализ эффективности гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в сферах электроснабжения и газоснабжения;

разработка предложений по совершенствованию норм действующего гражданского законодательства, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан в сферах электроснабжения и газоснабжения;

выработка предложений по совершенствованию гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в сфере теплоснабжения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между гражданами и юридическими лицами по поводу обеспечения жизни и здоровья граждан при осуществлении энергоснабжения.

Предметом исследования является комплекс гражданско-правовых проблем, связанных с необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при осуществлении энергоснабжения.

Методологической основой исследования являются историко-правовой, формально-юридический методы, логический метод, предусматривающий применение индукции, дедукции, анализа и синтеза, технико-юридический метод, предусматривающий толкование норм

гражданского права и правовое моделирование. При анализе отдельных правоотношений, возникающих по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при энергоснабжении, использовался системный подход, являющийся общенаучным методом познания сложных и структурированных объектов изучения.

Теоретическую основу диссертации составили труды российских ученых, в частности, М.М. Агаркова, С.Н. Бакунина, Е.В. Блинковой, М.И. Брагинского, В.В. Бушуева, Е.В. Вавилина, В.В. Витрянского, С.С. Занковского, О.С. Иоффе, В.П. Камышанского, СМ. Корнеева, П.Г. Лахно, Е.Л. Осипчука, О.Н. Садикова, С.А. Свиркова, Б.М. Сейнароева, A.M. Шафира, Г.Ф. Шершеневича и других.

Эмпирическую основу диссертации составили нормативные акты Российской Федерации, проекты Федерального закона «О теплоснабжении», а также судебные акты и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального округов.

Научная новизна работы заключается в том, что в условиях реформирования энергетического законодательства России данная работа представляет собой одно из первых научно-теоретических исследований гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в отношениях энергоснабжения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Безопасность жизни и здоровья граждан в сфере энергоснабжения -это состояние защищенности жизни и здоровья граждан от возможного негативного воздействия результатов хозяйственной и иной деятельности и чрезвычайных ситуаций техногенного характера в связи с транспортировкой, сбытом и потреблением энергии (энергетических ресурсов).

К элементам системы гражданско-правовых способов обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан в правоотношениях энергоснабжения относятся: создание эффективной системы (структуры) договорных отношений (в том числе применение конструкции обязательного к заключению договора), формирование правового статуса особых субъектов (гарантирующие поставщики, потребители с управляемой нагрузкой и т. п.), установление специального порядка ограничения режима потребления энергии и газа, установление законных ограничений гражданских прав, обеспечение принципа надежности энергоснабжения.

2. Публичные договоры газоснабжения и энергоснабжения с расширенной сферой применения за счет исключения требования о наличии непосредственного присоединения потребителя к сетям снабжающей организации являются наиболее оптимальными для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, поскольку в этом случае снабжающая организация отвечает не только за продажу, но и за доставку энергии, а потребитель имеет отношения только с одной организацией,

которая отвечает за надежность и качество газоснабжения и энергоснабжения.

3. Существующий запрет, установленный в ст. 38 ФЗ «Об
электроэнергетике», на ограничение режима потребления электроэнергии
неплательщиком в случае, если такое ограничение приведет к отключению
иных покупателей, приобретающих энергию для собственного потребления,
является недостаточным средством обеспечения безопасности жизни и
здоровья граждан при энергоснабжении. В связи с этим предлагается
нормативно закрепить ограничение права субъектов, обеспечивающих
поставку электрической энергии, на прекращение или ограничение подачи
энергетических ресурсов покупателям, которые перепродают энергию
конечным потребителям, нарушение режима потребления которых может
привести к опасности для жизни людей.

    Ограничение режима потребления электроэнергии не может быть применено по отношению к владельцам объектами электросетевого хозяйства, приобретающим электроэнергию для компенсации потерь в сетях, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, исполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате электрической энергии и услуг. Этот запрет следует прямо закрепить в п. 173 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

    В Федеральном законе «Об электроэнергетике» следует закрепить ограничение права собственников объектов электросетевого хозяйства, не входящей в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей электроэнергии, на вывод этих объектов из эксплуатации без согласования с уполномоченным органом государственной власти в целях исключения угрозы безопасности жизни и здоровья граждан на розничном рынке электроэнергии.

    Согласно ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг собственники объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их сети электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Ограничение права собственности на объекты электросетевого хозяйства в пользу потребителей электроэнергии и предоставление им права безвозмездного пользования чужими сетями противоречит общепринятому рыночному принципу эквивалентности товарно-денежных отношений.

    С целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан предлагается исключить фигуру перепродавца тепловой энергии из правоотношения теплоснабжения. Это обусловлено тем, что перепродавец может быть отключен от теплоснабжения как покупатель в случае неоплаты энергии и не вправе требовать заключения публичного договора от

производителя энергии. Данное обстоятельство может повлечь за собой возникновение угрозы жизни и здоровью граждан в результате прекращения подачи тепловой энергии конечным потребителям (физическим лицам, больницам, детским садам, школам) в отопительный сезон. Теплоснабжающая организация должна иметь на законных основаниях источник тепла или тепловой пункт, то есть быть организацией, непосредственно вырабатывающей тепловую энергию надлежащего качества.

8. Собственник нежилых помещений в многоквартирном доме,
имеющий на праве общей долевой собственности технически исправную
энергоустановку, присоединенную к сетям снабжающей организации, и иное
необходимое оборудование, а также установивший приборы, способные
обеспечивать надлежащий учет потребления энергии, вправе понудить
теплоснабжающую организацию к заключению самостоятельного договора
на отпуск тепловой энергии.

9. Порядок ограничения или прекращения теплоснабжения потребителей
в случае невыполнения ими обязательств по оплате должен содержать
следующую систему гарантий обеспечения жизни и здоровья граждан:

Обязательность предварительного предупреждения о возможном
введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления в
установленные сроки (с последовательным направлением уведомлений об
ограничении и затем прекращении подачи энергии);

Обязательность введения предварительного частичного ограничения
режима потребления перед прекращением подачи тепловой энергии;

Ответственность за нарушение порядка ограничения режима
потребления тепловой энергии, повлекшее за собой причинение убытков
потребителям и (или) продавцам тепловой энергии.

Запрет на нарушение прав других потребителей в связи с вводимым
ограничением режима потребления тепловой энергии, то есть ограничение
подачи тепловой энергии потребителям, не исполняющим свои обязательства
по оплате потребленной тепловой энергии (мощности), не должно приводить
к ухудшению температурного и гидравлического режима потребления тепла
иными потребителями.

10. Целесообразно закрепить специальные порядок и основания для
прекращения и приостановления подачи энергии и газа исполнителям
коммунальных услуг, которые должны соответствовать порядку и
основаниям прекращения подачи коммунальных ресурсов гражданам. При
этом теплоснабжающая организация должны быть лишена права на
прекращение подачи тепловой энергии в многоквартирный дом по
основанию непогашения исполнителем коммунальных услуг долга за
тепловую энергию, поскольку Правила предоставления коммунальных услуг
гражданам не предусматривают возможность приостановления или
прекращения теплоснабжения граждан в случае неполной оплаты ими
коммунальных услуг.

11. В Федеральном законе «О газоснабжении в Российской Федерации» следует закрепить норму, в которой содержалось бы следующее положение: «Не являющиеся газораспределительными организациями собственники и иные законные владельцы трубопроводных сетей, через которые опосредованно присоединены вводные газопроводы потребителей к сетям газораспределительной организации, не вправе препятствовать перемещению через их сети газа для такого потребителя и требовать за это оплату».

Практическая значимость диссертационного исследования определяется его актуальностью и новизной. Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы в процессе совершенствования энергетического законодательства в части регламентации гражданско-правовых гарантий обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, а также в правоприменительной практике, научных и учебных целях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждены и одобрены на заседании кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Института имении К.В. Российского. Результаты исследования получили также применение в практике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, необходимостью системного изучения проблем, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан гражданско-правовыми средствами.

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.


НОВОСТРОЙ.
‹Дети‹ Ким Чен Ира приехали восстанавливать Адыгею.
В ауле Хатукай 150 строителей
из Северной Кореи возводят дома для людей, лишившихся жилья
из-за наводнения.
С ПОСЛЕДСТВИЯМИ страшного наводнения на Кубани борются всем
миром. Помощь идет со всех уголков России. Однако в
восстановительных работах участвуют не только местные строители,
а также бригады из Красноярского края, Ростовской области,
Украины, но и, как выяснилось, даже из далекой КНДР.
Два дня - и дом готов Представители корейской строительной
фирмы приехали отстраивать наиболее пострадавший от наводнения
аул Хатукай, где было разрушено более 380 домов. Корейцы прибыли
по личному приглашению президента Адыгеи Хазрета Совмена, который
с ними знаком не понаслышке. - С этими специалистами Хазрет
Меджидович сотрудничал еще в Красноярске, - рассказал секретарь
Совета безопасности Адыгеи Шамсудин Тугуз, которого президент
республики назначил ответственным по ликвидации последствий
наводнения. - Там они по его поручению строили дом престарелых,
больницу, и их работой он остался доволен.
- А почему не пригласили наших строителей, неужели корейцы в
этом деле более классные специалисты? - интересуюсь я. - Может,
их строители и не лучше местных, но они не лодыри, свою работу
делают не только быстро, но и очень качественно. Если не верите,
то давайте посмотрим. Объект, на который мы отправились, издали
напоминал настоящий муравейник. ‹Скелет‹ дома был облеплен
невысокого роста строителями, которые работали так дружно и
быстро, что казалось, будто сорокаградусная жара им нипочем. - По
собственной инициативе они начинают с восходом солнца и пашут до
наступления темноты. Естественно, ребята сильно устают, но это не
мешает им строить один дом где-то за два дня, - говорит Шамсудин
Махмудович, показывая в сторону очередной ‹коробки‹, которая
возведена уже наполовину. - Начали они его строить только сегодня
утром...
За следующие две недели строители из Северной Кореи должны
сдать под ключ десять домов, к началу нового учебного года
восстановить две сильно пострадавшие от воды школы, а еще через
пару недель - возвести новенькую школу в соседнем населенном
пункте. Всего к 1 октября они построят 116 домов. - Это же
нереально - столько всего сделать за такой короткий промежуток
времени! - говорю я переводчику по имени Чен, который занимается
также всеми организационными вопросами, связанными с пребыванием
его соотечественников на адыгейской земле. - Почему? Мы все
успеем, - отвечает он мне на неплохом русском. - Проблем со
стройматериалами у нас нет. - А в чем отличие наших строителей от
ваших?
- Не знаю, - засмущался Чен. - Просто мы сначала работать, а
потом отдыхать. У вас же отдыхать, а потом - работать, - сказал
он и стыдливо потупился. Бетономешалка им только мешает Самое
интересное, что в своей работе корейцы совершенно не используют
бетономешалки, которые новехонькими стоят возле строительных
объектов.
- Просто они работают медленно, а ждать их мы не можем, -
объясняет такое нововведение в строительстве Чен. - Нам будет
стыдно, если не закончим работу в срок. - А сколько вам платят? -
полюбопытствовал я.
- Хорошо платят, хватает, - с каким-то уже русским дымком в
глазах ответил заулыбавшийся Чен. Шамсудин Тугуз сумму назвать
тоже отказался, сказав, что платит им Хазрет Совмен из своих
личных сбережений. Кстати, жизнь свою корейские строители
организовали здесь в духе национальных традиций. Поселили их
временно в школе, которую они восстанавливают. И, когда местные
руководители предложили ребятам кровати, те вежливо отказались:
на полу привычнее, да и удобней. Что касается пищи, то и здесь
они все делают по-своему. Готовят сами, в основном рис. Вот
только, по их словам, есть его не очень удобно, так как палочки
они с собой не захватили.
Общаться с корейцами очень просто - настолько они приветливы и
открыты. Но стоило им узнать, что я из газеты, как сразу же
замкнулись, стали просить, чтобы о них написали совсем чуть-чуть,
так как не такие они уж большие люди. Вот такая она - загадочная
корейская душа. Тахир ХОЛИКБЕРДИЕВ.
Фото автора.
Хатукай.
КСТАТИ Новые дома строят на личные деньги Хазрета Совмена В
очередной раз жители Адыгеи убедились в щедрости своего
президента, который не жалеет собственных средств на
восстановительные работы. Аул Хатукай просто завален
строительными материалами. Самое интересное, что, по распоряжению
президента Адыгеи, саманные дома, даже если они не сильно
пострадали, с согласия хозяина нужно сносить и возводить там
новые, целиком построенные из кирпича. Причем с расчетом 33 кв.м.
на человека. К тому же дом построят бесплатно.
Кстати, как рассказал нам информированный источник в
администрации президента, за полгода Хазрет Совмен на нужды
Адыгеи потратил более 650 миллионов рублей, что больше годового
бюджета республики в несколько раз.

В конце минувшей недели президент Адыгеи Хазрет Совмен отправил в отставку премьер-министра республики Хазрета Хуаде и министра сельского хозяйства Шрахмета Схаляхо в связи с «саботажем программы развития сельского хозяйства республики». Господин Хуаде стал третьим по счету премьер-министром Адыгеи, лишившимся своей должности за последние два года.

С момента вступления Хазрета Совмена в должность в феврале 2002 года это уже третья чистка кадров в правительстве. Уже через год после его назначения из первого состава правительства Николая Демчука на своем месте остался лишь министр по социальной политике, а министерство печати и информации установило своеобразный рекорд: за два года в этом ведомстве сменилось пять руководителей. Самым скандальным стал прошлогодний уход премьер-министра Адыгеи Геннадия Микичуры из-за «несогласия с кадровой политикой президента». По признанию премьера, он был лишен возможности самостоятельно формировать правительство. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, стал указ президента об увольнении министра экономики Аслана Хашира и председателя республиканского комитета госимущества Мурата Наша в связи с «несоответствием занимаемой должности». Указ был подписан в отсутствие премьер-министра и без согласования с парламентом, хотя законность увольнения по этой статье должна устанавливать специальная комиссия.

По данным „Ъ“, «несоответствие занимаемой должности» выразилось в том, что министры, находясь в командировке, подрались с советником президента Адыгеи Шамсудином Тугузом. Поводом для столь нетрадиционного выяснения отношений стала проверка республиканской прокуратурой действий близкой к президенту республики фирмы «Возрождение», которая пыталась взять под контроль сразу несколько крупных республиканских предприятий (сахарный, спиртовой и машиностроительный завод). Инициаторами проверки якобы были господа Хашир и Наш, и именно это вызвало резкое недовольство президентского советника, которого называли в республике «серым кардиналом» (в отсутствие Хазрета Совмена он по сути выполнял его функции). Вскоре после драки последовала отставка министров, а через полгода своего поста лишился и сам Шамсудин Тугуз.

В феврале 2003 года на место премьер-министра был назначен Хазрет Хуадэ, работавший в правительстве прежнего президента республики Аслана Джаримова. В течение года он считался одной из основных фигур в Адыгее, поскольку сам президент, по свидетельству сотрудников его администрации, появлялся в республике от случая к случаю. Однако, с назначением на должность полпреда президента РФ в Южном федеральном округе Владимира Яковлева, господин Совмен заметно активизировал свою деятельность. В отличие от Виктора Казанцева, с которым у республиканского лидера сложились откровенно неприязненные отношения, господину Яковлеву удалось заставить президента «заняться республикой». С подачи полпреда восстановление экономики Адыгеи началось с сельского хозяйства, на которое в 2004 году была потрачена львиная доля бюджетных средств и личные деньги Хазрета Совмена в качестве кредитов сельхозпредприятиям. В республике был установлен запрет на вывоз зерна вплоть до полного погашения долгов и формирования регионального продовольственного фонда. По плану президента хозяйства обязаны были сдать зерно на элеваторы и дождаться повышения цен, после чего правительство должно было продать его, в том числе на экспорт. Гарантом того, что деньги за вычетом долгов будут возвращены предприятиям, выступил сам Хазрет Совмен, но ему, судя по всему, никто не поверил: из собранных 320 тыс. тонн зерна на элеваторах появилось лишь 80 тыс.

Президент Адыгеи назвал это «саботажем и воровством», заявил, что «хозяйства зациклились на погашении долга», и возложил ответственность за произошедшее на правительство. На специальном заседании правительства республики в конце минувшей недели Хазрет Совмен обвинил Хазрета Хуаде и Шрахмета Схаляхо в срыве правительственной программы и, добавив к этому еще и развал экономики, недобор налогов и рост задолженности по заработной плате, предложил им покинуть свои посты. Как сообщил „Ъ“ начальник управления информационного и документационного обеспечения президента республики Анатолий Пшеничный, указа президента об отставках еще не было, и, в соответствии с процедурой, их обязанности исполняют заместители ушедших в отставку - соответственно Схатбий Вороков и Алексей Руденко. Тем не менее, по данным „Ъ“, сами отставники уже освободили кабинеты в Доме правительства.

ВАСИЛИЙ САЛЬНИКОВ, СВЕТЛАНА ДУБОВЦЕВА, Майкоп;
СЕРГЕЙ КОНОВАЛОВ