Новое в судебной системе. В России готовится судебная реформа

Андрей Клишас. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев

Сегодня Совет Федерации рассмотрит пакет законов, направленных на совершенствование судебной системы Российской Федерации. Что изменится в структуре третьей власти, чем она будет дополнена и как вводимые новшества повлияют на отправление правосудия в нашей стране? Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству .

Андрей Александрович, как известно, часть законодательных инициатив по совершенствованию судебной системы Российской Федерации на рассмотрение парламента внесена Верховным судом, другая часть - Президентом России. Что именно было предложено главой государства?

По инициативе Президента Российской Федерации очень важные изменения внесены в процессуальные кодексы. Вводится обязательное аудиопротоколирование судебного заседания в гражданском процессе и уголовном процессе в судах первой и апелляционной инстанций.

Предусматривается автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел. Формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, допускается только в случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы.

Эти изменения позволят исключить влияние лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, на судебный процесс, укрепить самостоятельность и независимость судей.

Предусматривается автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел.

Закрепляется процессуальный статус помощника судьи и его полномочия. Помощнику даётся право оказывать помощь судье в подготовке проектов судебных актов, вести протокол судебного заседания, обеспечивать контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, совершать иные процессуальные действия.

Кроме того, в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» внесены поправки, направленные на изменение роли председателей судов при назначении судей, а также на совершенствование порядка привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Вводится такой дополнительный вид дисциплинарного взыскания, как понижение в квалификационном классе, который позволит квалификационным коллегиям судей более точно применять меры дисциплинарной ответственности в отношении судей и дифференцировать ответственность за допущенные нарушения в зависимости от конкретных обстоятельств.

- В чём заключаются основные новшества законопроекта, внесённого Верховным судом Российской Федерации?

Самое главное нововведение заключается в том, что в рамках действующей системы судов создаются структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, действующие в пределах территории соответствующего судебного округа.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой в областных и равных им судах сконцентрированы полномочия сразу двух судебных инстанций - суда апелляционной инстанции и суда кассационной инстанции.

Деятельность же новых судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции, что поможет свести к минимуму любое воздействие на суд, в том числе местных властей, снизить коррупционные риски и, безусловно, обеспечит их независимость и самостоятельность. Таким образом, апелляционные и кассационные жалобы будут рассматривать абсолютно независимые друг от друга суды.

Деятельность же новых судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

И очень важно, что законопроект, направленный на реализацию принципа независимости судей, был предложен самим Верховным судом.

- Какое количество судов будет создано и каковы их полномочия?

Создаётся девять кассационных судов и пять апелляционных судов общей юрисдикции в пределах соответствующих судебных округов. В системе военных судов создаются кассационный военный суд и апелляционный военный суд.

В целом реформа коснётся небольшого количества дел, поскольку все дела первой инстанции и большая часть дел апелляционной инстанции будут рассматриваться по действующим на сегодняшний день правилам.

Кассационный суд общей юрисдикции будет вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям. В его ведении - рассмотрение дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, областных и равных им судов. Таким образом, полномочия по рассмотрению дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в компетенцию кассационных судов общей юрисдикции.

Апелляционный суд общей юрисдикции будет являться непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа областным и равным им судам. Он станет рассматривать дела по апелляционным жалобам на акты указанных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Полномочия по рассмотрению дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в компетенцию кассационных судов общей юрисдикции.

Таким образом, апелляционным судам общей юрисдикции будет передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке областных и равных им судов общей юрисдикции и часть функций Верховного суда Российской Федерации.

Сейчас суды областного звена рассматривают в качестве суда первой инстанции наиболее значимые и сложные категории уголовных, гражданских и административных дел. Например, дела об убийстве двух и более лиц, дела, связанные с государственной тайной, дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Апелляционные жалобы по этим делам подаются в Верховный суд Российской Федерации. При этом, рассматривая по первой инстанции уголовные дела, суды областного звена принимают и промежуточные судебные решения, например об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Апелляционные жалобы на такие решения рассматривает судебная коллегия этого же суда. Получается, что в настоящее время суды областного уровня совмещают функции нескольких судебных инстанций по одним и тем же делам.

Как принималось решение о местоположении апелляционных и кассационных судов в конкретном городе? И как получилось, что по местам размещения апелляционная и кассационная инстанции в ряде случаев совпадают?

На стадии подготовки законопроекта этот вопрос разрабатывался Судебным департаментом при Верховном суде. В процессе работы над законопроектом мы этот вопрос доработали. Главными критериями определения границ судебных округов стали обеспечение доступности правосудия и оптимальные судебные нагрузки с учётом количества судебных споров в каждом регионе. При определении городов, где будут размещены суды, учитывали и транспортную доступность, и имеющуюся необходимую инфраструктуру, недвижимое имущество. Всё это позволит оперативно и с минимальными издержками для федерального бюджета организовать работу судов.

При определении городов, где будут размещены суды, учитывали и транспортную доступность, и имеющуюся необходимую инфраструктуру, недвижимое имущество.

Что касается вопроса о совпадении мест размещения апелляционных и кассационных судов, хочу подчеркнуть, что главная задача, которая ставится при создании структурно самостоятельных апелляционных и кассационных судов, - это обеспечение независимости судей и вынесения ими решений. Поэтому непринципиально то, что они находятся в одном городе, главное, что суды обособлены, у каждого из них свой председатель, свои судьи и свой аппарат.

В ходе обсуждения законопроекта высказывались опасения, что после его принятия доступ к правосудию будет затруднён. Ведь людям станет сложнее добираться в создаваемые межрегиональные суды: порой расстояние между регионами - тысячи километров.

Хочу вас заверить, что эти опасения беспочвенны. В целях приближения правосудия к месту жительства лиц, участвующих в деле, но проживающих в отдалённых местностях, в составе кассационного и апелляционного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Более того, кассационные и апелляционные суды могут проводить заседания в других населённых пунктах, расположенных в пределах соответствующего судебного округа, если сочтут это необходимым.

Второй момент - существует возможность проведения судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи. Это позволяет участвовать в судебном процессе, находясь в любой точке страны, включая труднодоступные и отдалённые регионы. При этом следует учитывать, что в кассационном судопроизводстве не предполагается исследования новых доказательств и оценки новых обстоятельств. При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело. В связи с этим личная явка сторон в суд кассационной инстанции не имеет того значения, которое она приобретает при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания планируется путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областных и равных им судов.

Какое количество судей потребуется во вновь создаваемые кассационные и апелляционные суды и каким образом будет проходить формирование состава судейского корпуса?

Исходя из уровня судебной нагрузки, предполагается, что во вновь образованных кассационных и апелляционных судах судейский корпус составит почти тысячу человек, и в большинстве своём это будут судьи, переназначенные из других судов. Верховным судом были проведены опросы, большинство судей изъявили желание работать во вновь создаваемых судах.

Таким образом, создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания планируется путём перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областных и равных им судов, которая высвободится в результате передачи ими полномочий по рассмотрению дел в апелляционном и кассационном порядке.

Что касается размера оплаты их труда, то он устанавливается соответствующим аналогичным должностям судей арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов.

- Когда новые суды будут сформированы и начнут рассматривать дела?

Кассационные и апелляционные суды будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Но решение о дне начала их деятельности примет Пленум Верховного суда Российской Федерации, о чём он обязан официально известить не позднее 1 октября 2019 года.

При этом председатели апелляционных судов и кассационных судов должны будут назначены на должность не позднее 15 октября 2018 года.

Важно отметить, что полномочия президиумов судов областного звена по рассмотрению кассационных жалоб сохранятся, если эти жалобы поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда, но не позднее 1 октября 2019 года. Точно так же сохранятся полномочия судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий судов областного уровня по рассмотрению апелляционных жалоб на судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции областными и равными им судами, если жалобы поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Апелляционных судов, то есть пересматривающих решения, не вступившие в силу, предлагается создать пять. Центры судебных апелляционных округов, по мнению законодателей, должны быть в Воронеже (с филиалом в Иваново), Санкт-Петербурге, Краснодаре (с филиалом в Сочи), Нижнем Новгороде, Томске.

В каждом из выбранных городов ВС уже нашел здания для размещения новых инстанций. Например, Второй федеральный кассационный суд в Москве предлагается разместить на Баррикадной улице, в здании, где сейчас расположены Высшая квалификационная коллегия судей и Совет судей России. В Петербурге под новые судебные органы планируется отдать бывшее здание горсуда и строящийся объект на территории комплекса городского арбитражного суда.

Всего, по подсчетам Верховного суда, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

В ходе реформы из штатов региональных судов будут выведены почти тысяча судей (по данным на октябрь 2016 года в федеральных судах общей юрисдикции работало 22 610 судей). Им предложат перевестись в новые инстанции с повышением оклада и компенсацией расходов на переезд в другой регион. Судьи, которые не согласятся, будут отправлены в отставку с солидным выходным пособием. Также в случае принятия законопроекта около 1,7 тыс. госслужащих (это помощники судей, секретари, прочие сотрудники аппаратов судов) могут быть уволены по сокращению.

Ради самостоятельности

Реформа нужна «в целях максимального обеспечения независимости и самостоятельности» инстанций, пересматривающих судебные акты, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Так, сейчас жалобы на решения районных, городских и гарнизонных военных судов рассматривают суды субъектов (или военных округов) — то есть дело остается в том же регионе, где оно слушалось в первой инстанции. А апелляционные определения областных или равных им судов проверяют в кассационном порядке их же президиумы. Это создает риски для независимости судопроизводства, полагают авторы законопроекта.

Создание особых апелляционных и кассационных судов к тому же позволит «оптимизировать судебную нагрузку», утверждается в пояснительной записке. Например, Верховный суд освободится от обязанности рассматривать апелляции на решения, вынесенные судами субъектов, что «будет соответствовать экстраординарному характеру» этого органа. А областные, республиканские и равные им суды смогут сосредоточиться на рассмотрении важных дел в первой инстанции, полагают в ВС.

Фото: Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

«Это очень системный, важный закон. Он носит антикоррупционный характер, поскольку региональное начальство даже думать не будет о том, чтобы давить [на судей]. И работа над этим законом шла много-много лет», — отметил в беседе с РБК глава комитета Госдумы по законодательству единоросс Павел Крашенинников.

Первый зампредседателя комитета по законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ) также считает правильным, что «эти суды не будут закреплены за субъектом, чтобы не могли на них влиять губернаторы и мэры». Реформа поможет сократить коррупционность в судебной системе, согласился в разговоре с РБК и член комитета по законодательству, представитель Госдумы в Верховном суде Николай Брыкин.

Тасовка колоды

Региональные суды в ходе реформы лишатся львиной доли своей нагрузки. Например, в 2016 году областные, краевые, республиканские и приравненные к ним суды рассмотрели в первой инстанции всего 1,8 тыс. уголовных дел, следует из статистики судебного департамента ВС. При этом апелляций и кассаций на решения по уголовным делам те же суды рассмотрели более 376 тыс.

Сейчас в качестве первой инстанции региональные суды слушают только дела — об убийстве двух и более лиц, педофилии, теракте, создании организованного преступного сообщества, госизмене и прочих особо тяжких преступлениях. Кроме того, в облсуды попадают дела, содержащие гостайну, а также возбужденные в отношении федерального парламентария или судьи.

Таких дел в общей массе немного. Например, в Мосгорсуде всего десять судей, слушающих уголовные дела в первой инстанции. А судей, которые рассматривают апелляции на решения районных судов столицы по уголовным делам, — 80, и в случае принятия закона работать в Мосгорсуде все они прекратят.

Цель реформы — перераспределение власти, считает федеральный судья в отставке Сергей Пашин. «Это средство ослабить региональные элиты. Власть председателей областных, краевых и приравненных к ним судов серьезно уменьшится и сосредоточится в Верховном суде», — объяснил эксперт. Кроме того, перемены позволят «раздать начальнические места некоторым особо заслужившим людям» и тем самым «перекроить карту» влияний, отметил Пашин в разговоре с РБК.

В смысле защиты прав граждан идея ВС «совершенно пагубна», считает Пашин: «Суды станут ближе к Верховному суду, но дальше от населения. Для людей это крайне неудобно, они иногда с трудом и в районный суд добираются. А здесь, чтобы присутствовать на рассмотрении апелляционной жалобы, придется ехать даже не в губернский город, а еще дальше».

К восстановлению свободы и самостоятельности судейских решений предложение ВС также не имеет отношения, убежден судья в отставке: «Самостоятельность связана с независимостью от судейского начальства. А здесь начальство просто меняется. Тасуется все та же номенклатурная колода. Гарантий свободы внутреннего убеждения судей и оценки доказательств эта реформа не дает».​

Вопрос об эффективности реформы — спорный, «особенно учитывая затраты на создание такой системы судов», сказал РБК ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев. Он согласен, что выделение апелляционных и кассационных инстанций в отдельные судебные органы может повысить независимость судов. Однако основных проблем российского судопроизводства реформа, скорее всего, не решит, считает Титаев.

«Что касается дел об административных правонарушениях и уголовных дел, то здесь существует базовое предубеждение в пользу государства — так называемый обвинительный уклон. И в этом смысле реформа может оказаться не столь эффективной, насколько на нее рассчитывают, — убежден Титаев. — Даже сейчас, когда дела пересматриваются, казалось бы, совершенно независимой инстанцией по отношению к нижестоящему суду, судьи уверенно принимают сторону обвинения. Даже если доказательства, представленные обвинением, не до конца убедительны». Если же говорить о гражданских делах, то здесь «нет оснований обвинять суды общей юрисдикции в предвзятости даже в существующем режиме», полагает эксперт.

«Сейчас на всех уровнях есть понимание, что судебная система явно нуждается в реформировании. Но есть проблемные зоны, которые требуют изменений в гораздо более экстренном режиме», — подытожил Титаев.

Перспективы реформы

Законопроект, скорее всего, примут в первом чтении в весеннюю сессию Госдумы, сказал РБК Крашенинников. Но работа над реформой может занять весьма продолжительное время: «Это, во-первых, финансовая история, во-вторых, законодательная. Потому что нужно вносить поправки не только в закон о судебной системе, но и в процессуальное законодательство. Это все потребует времени». Говорить о том, что закон может заработать уже в следующем году, было бы «очень оптимистично», добавил Крашенинников.

Не исключено, что законопроект внесен под выборы президента и перед посланием Владимира Путина Федеральному собранию, в котором он может упомянуть инициативу Верховного суда, сказал РБК собеседник в профильном комитете Госдумы. Разработка и внесение законопроекта «не приурочены ни к какой дате», возражает Крашенинников.

На пленуме Верховного суда РФ 13 июля был дан старт судебной реформе. Пленум постановил внести в Государственную думу проект федерального конституционного закона, согласно которому в стране создаются независимые суды апелляционной и кассационной инстанций общей юрисдикции. За постановление проголосовали 74 участника при четырех против и четырех воздержавшихся.

В случае успешного принятия и исполнения этого закона, как подчеркнул судья-докладчик, секретарь пленума Виктор Момотов, из российской судебной системы будет наконец исключено наличие нескольких судебных инстанций в рамках одного и того же суда. Новые суды будут структурно выделены в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ.

Предлагается создать 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции. Уже имеются предложения по дислокации новых судов: апелляционных - соответственно, в Воронеже либо Иваново, Санкт-Петербурге, Краснодаре либо Сочи, Нижнем Новгороде и Томске. Для расположения кассационных судов намечены Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Краснодар, Пятигорск, Казань, Пермь, Кемерово и Владивосток. Предложены и конкретные здания в этих городах, согласованные с исполнительной властью.

К компетенции апелляционного суда отнесут рассмотрение жалоб и представлений на судебные акты по делам, отнесенным к подсудности областных и равных им судов в качестве судов первой инстанции, а также на их промежуточные решения. Таким образом, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

К апелляционным судам отойдет и часть функций Верховного суда РФ. Из его ведения будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции.

Кассационные суды возьмут на себя рассмотрение всех дел, которые в настоящее время рассматриваются в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда. Они станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными и гарнизонными военными судами.

После этого в компетенции судебных коллегий областных и равных им судов останется только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Функции президиума областного и равного ему суда будут ограничены организационными вопросами.

Каждый апелляционный и кассационный суд будет состоять из председателя, президиума и четырех коллегий - по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Председателей судов предлагается назначать указом президента РФ на 6 лет по представлению председателя ВС РФ.

Такая реорганизация, как было подчеркнуто, позволит обеспечить в судебной системе необходимый баланс между иерархичностью и структурированностью судебных инстанций, с одной стороны, и их независимостью и самостоятельностью функционирования - с другой.

Заместитель министра юстиции РФ Алу Алханов и заместитель генерального прокурора РФ Леонид Коржинек высказались на пленуме в поддержку законопроекта, отметив, что такая реформа потребует серьезных финансовых расходов и крупных организационно-штатных мероприятий. Коржинек напомнил о будущих трудностях, связанных с огромной территорией страны и транспортными издержками. Переезд апелляционных и кассационных инстанций в другие города может затруднить личное участие граждан в судебных заседаниях. Оргштатные мероприятия предстоят и в органах прокуратуры, отметил замгенпрокурора.

Отвечая после заседания на вопросы, секретарь пленума Виктор Момотов предположил, что численность судей новых судов будет "в районе тысячи", причем основное их число перейдет из областного звена. Вряд ли следует опасаться увольнений судей, учитывая, что передача части полномочий от областных и равных им судов, а также от ВС РФ, будет сопровождаться перераспределением рабочих мест. Трудности могут возникнуть лишь в некоторых случаях, когда, как предположил Момотов, кому-то из судей будет предложено переехать, например, из Москвы в Калугу, что станет проблемой личного выбора. Судьи же Верховного суда, по словам его представителя, к переезду готовы.

"Верховный суд не должен заниматься пересмотром дел по фактическим обстоятельствам, - подчеркнул Момотов. - А по сути, апелляционные инстанции как раз и предполагают пересмотр судебных постановлений по фактическим обстоятельствам. ВС должен сосредоточиться на главном: на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой".

Момотов также заметил, что проблемы территориального и транспортного характера, возможно, не будут столь тяжелыми, учитывая, что "кассационное судопроизводство - формальное", личное присутствие там не так распространено. Кассационная инстанция не занимается пересмотром фактических обстоятельств дела, она сосредоточена на проверке правильности применения правовых норм. "В каком-то смысле это научный спор, - отметил судья. - Я не думаю, что огромный поток жалоб создаст какие-то сложности". При этом, в принципе, не исключается использование видеомостов с участниками, проживающими далеко, в том числе заключенными.

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Путин подписал закон об апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции. Теперь предстоит их сформировать – часть судебных составов переведут, к переезду готовятся более 400 судей. Назначения состоятся до 15 октября этого года, вместе с этим суды будут считаться сформированными, однако работать начнут ближе к осени 2019 года. Подробнее о том, как это будет.

Локации

В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный - в Новосибирске. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.

Для просмотра интерактивной карты апелляционных судов нажмите на картинку.

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города - так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой - в Казани, откуда он переехал в Самару.

В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу. Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с , рассказывал Павел Крашенинников. Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность.

Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля.

Для просмотра интерактивной карты кассационных судов нажмите на картинку.

Компетенции

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте) .

Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Судебные составы

И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами.

переедут для работы в новых судах

В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.

"Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена", - сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом.

Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 - с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода. В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.

В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.

"Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье - не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах", -

17.08.2018 1 4818

сайт – о новой судебной реформе.

В нашей стране будет создана новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
Президент подписал ФКЗ от 29.07.2018г. N1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документ внес значительные изменения в структуру СОЮ.
Поправки предусматривают появление 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции, изменение системы обжалования судебных актов.
Ожидается, что появление в РФ этих судов обеспечит беспристрастность, независимость в ходе рассмотрения жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций. Так, не будет ситуаций, когда проверка решения проводится в том же суде, где дело рассматривалось в качестве суда 1-й инстанции. Изменения призваны усовершенствовать систему СОЮ, оптимизировать нагрузку на суды. В системе арбитражей уже есть положительный опыт работы раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций.
Апелляционные суды общей юрисдикции во второй инстанции станут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты облсудов и равных им судов, вынесенные ими в качестве суда 1-й инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении актов, вступивших в силу.
При этом за облсудами и равными им останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений райсудов, вынесенных в 1-й инстанции.
Новые апелляционные суды станут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории ВС республик, облсудам и пр. Так, к примеру, 1-й апелляционный СОЮ (г.Москва) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской и др. областей.
Кассационные суды общей юрисдикции получат кассационные полномочия облсудов и равных им судов, они приступят к рассмотрению дел по жалобам на вступившие в силу судебные акты мировых судей, райсудов, облсудов и равных им судов, апелляционных СОЮ, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении актов, которые вступили в силу.
В новых судах будут президиум и судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам.
Законом закреплены места постоянного пребывания новых судов. Так, кассационные суды появятся в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерово и Владивостоке . Апелляционные суды начнут работать в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске .
Для рассмотрения жалобы необязательно будет ехать в соседний регион, ведь, кроме основных судов, закон дает возможность создавать постоянные судебные присутствия. Это должно обеспечить равный доступ к правосудию для всех.
Закон вступил в силу 30 июля 2018г., кроме отдельных положений. Новые суды будут считать образованными с момента назначения на должность не менее 50% от установленной численности судей каждого суда. Решение о дне начала работы судов примет Пленум Верховного суда РФ. При этом срок назначения руководителей новых судов – до 15 октября 2018г.
. Дмитрий Соколов, кандидат юридических наук, директор юридической компании «Соколов и партнеры» , считает, что новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции будет способствовать развитию судебной системы в целом, объективности и беспристрастности судей в частности. «Скорее всего, при обжаловании судебных решений первой инстанции процент изменения (отмены) судебных актов увеличится. Кроме того, обсуждаемая реформа снижает риски возникновения «местничества» в регионах и существующей «де-факто» подчиненности судей главам исполнительной власти. Сегодня зачастую решения апелляционной и кассационной инстанции принимают судьи, которые «выросли» из системы судов первой инстанции, и отмена решения им дается нелегко (на обжалуемый акт судья смотрит через призму отношений со своим прежним местом работы, бывшими коллегами, руководством вместо объективной оценки дела). Еще одним плюсом изменений является возможность формирования единообразия судебной практики по округам (аналогично существующей в системах арбитражных судов)», - отметил эксперт. По мнению Д.Соколова, недостаток изменений только один: территориальная удаленность инстанций от участников дела. «Скорее всего, это приведет к увеличению количества дел, в которых принимают участие представители сторон», - считает он.
В целом положительно оценивает изменения и Андрей Гривцов, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро «ЗКС» . «Идея введения новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции выглядит разумно, и пока каких-то оснований для ее критики я не нахожу. Кажется оправданным довод о том, что отныне судьи апелляционной и кассационной инстанции не будут работать в одном суде с судьями, принимавшими решение в суде первой инстанции, а, значит, должны быть более независимы в оценке этого решения, не подчиняясь при этом единому председателю», - заметил адвокат. По его словам, недостаток лишь один – нет понимания, что в действительности будет на практике. «В России практика любит вносить негативные изменения в теоретически прекрасную идею. Остается надеяться, что данная реформа судебной системы повлечет именно те позитивные изменения, которые декларируются авторами законопроекта, и здравая инициатива не будет перечеркнута кривизной правоприменения», - уточнил А.Гривцов.
Павел Курлат, партнер «Первой Юридической Сети» , в беседе с сайт также заявил, что пока сложно предположить, как новая система будет работать. «Формально понятно, что это будет аналог арбитражных судов, образованный немного по другому территориальному принципу. Сама реализация новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции обеспечит объективный принцип проверки судебных решений. Конечно, вопрос создания новой системы апелляционных и кассационных судов обсуждался давно, но для многих принятие нового закона стало неожиданностью, аналогично с тем, как произошло с реорганизацией высших судебных инстанций и передачей полномочий верховному суду в сжатые сроки», - пояснил юрист, добавив, что не был учтен организационный момент. «Неизвестно, какой кадровый состав будет набран на вторую и третьи инстанции. Уже объявлены конкурсы на замещение вакансий, и, насколько я знаю, есть определенные проблемы с наполнением инстанций в кадровом плане, - подчеркнул эксперт. Формальные моменты при принятии закона прорабатывались, но в организационном плане, мне кажется, вряд ли успели подготовиться».
Дмитрий Барсуков, адвокат Балтийской коллегии адвокатов им. Анатолия Собчака не согласен с коллегами: «Проблема здесь не в том, что судья трудится в одном городе с коллегой, чье решение обжалуется. Налицо характерное для сегодняшнего дня «наведение марафета», а не тяжелая, длительная и дорогая работа по решению системных проблем отечественного правосудия». По его мнению, необходимо было действовать иначе: «Конечная цель – справедливое и честное правосудие в первой же инстанции, не так ли? Вероятно, добиться этого иным путём, чем построить новые здания судов и прикрепить на них новые таблички, не представляется возможным. Хотя разведение по разным углам судей сейчас дает призрачную надежду на то, что судья апелляционного суда, рассматривая решение первой инстанции районного суда соседнего региона, не проникнется профессиональной солидарностью с коллегой хотя бы по территориальному признаку и таки вынесет взвешенное и обоснованное решение». Д,Барсуков уверен, что «от перемены мест слагаемых судебной системы, ситуация, скорее всего, не изменится». «В целом, говоря об ожиданиях от реформы, отнесу себя к оптимистам и предположу, что хуже все равно уже не будет», - заключил адвокат.
Лейла Досумова