Организация эксплуатации транспортных средств на предприятии. Требования безопасности при эксплуатации автомобилей

по охране труда
ГЛАВА 12
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

223. Эксплуатация автомобильных транспортных средств (далее – автотранспорт) осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 199, 2/1375), Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О дорожном движении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/881), требованиями настоящих Правил, Правил дорожного движения, Правил охраны труда на автомобильном транспорте, санитарных правил и норм СанПиН 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 27 января 1994 г., эксплуатационных документов организаций – изготовителей автотранспортных средств.

224. Техническое состояние автотранспорта, находящегося в эксплуатации, должно соответствовать требованиям ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», утвержденного постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 2 декабря 1991 г. № 1851.

225. Перевозка работников и других лиц (далее – пассажиры) и грузов автотранспортом осуществляется в соответствии с Правилами организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортном, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2002 г. № 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 97, 8/8453).

Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. № 38 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 194, 8/11762).

226. Каждое автотранспортное средство, находящееся в организации, подлежит государственной регистрации и закрепляется за конкретным водителем.

К эксплуатации допускаются автотранспортные средства, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр.

227. Руководитель организации для обеспечения безопасной перевозки пассажиров и грузов создает службу безопасности движения (назначает лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств).

228. Автотранспортные средства должны проходить ежедневное обслуживание, включающее проверку прибывающих с линии и выпускаемых на линию автотранспортных средств, уход за ними и заправочные операции.

Проверку прибывающих с линии и выпускаемых на линию автотранспортных средств осуществляют водитель и лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств.

По прибытии с линии проверяется комплектность автотранспортных средств, наличие неисправностей, поломок и повреждений, устанавливается потребность в текущем ремонте.

Перед выпуском на линию проверяется внешний вид, комплектность и техническое состояние автотранспортных средств.

229. Перед направлением в рейс непосредственный руководитель знакомит водителя с условиями работы на линии и особенностями перевозимого груза.

При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней один из водителей назначается старшим, ответственным за охрану труда. Выполнение требований указанного ответственного лица обязательно для всех водителей автомобилей данной группы.

230. Перевозка пассажиров осуществляется автомобилями, оборудованными соответствующим образом. Количество пассажиров, перевозимых в кабине, салоне, не должно превышать количества, указанного в техническом паспорте на данный автомобиль.

231. Допускается перевозка пассажиров в кузове грузового автомобиля или кузове-фургоне, оборудованных сиденьями с прочными спинками. Сиденья должны быть закреплены на высоте 0,3–0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Количество пассажиров не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

232. Перед посадкой пассажиров в кузов грузового автомобиля водитель инструктирует их о порядке посадки в кузов, размещения в кузове и высадки из кузова. Начинать движение следует убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

233. Посадка и высадка пассажиров осуществляются только после полной остановки автомобиля. Движение автомобиля начинается только с закрытыми дверями. Открытие дверей производится после полной остановки автомобиля.

234. Не допускается отдыхать и спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на стоянках, а также применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины (салона) автомобиля или приготовления в ней пищи.

235. При возникновении неисправностей автотранспортных средств во время работы на линии водители прекращают движение, устанавливают знак аварийной установки за автотранспортным средством на расстоянии не менее 15 м в населенных пунктах и 40 м – вне населенных пунктов и принимают меры по устранению неисправностей.

236. Устранение неисправностей осуществляется в соответствии с требованиями безопасности, содержащимися в инструкциях по охране труда, технологических документах на ремонт автотранспортного средства, эксплуатационных документах организаций-изготовителей.

При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается, необходимо следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности, а при невозможности движения сообщить в организацию.

Не допускается привлекать к устранению неисправностей автотранспортных средств лиц, не имеющих на это права.

237. Для поддержания автотранспорта в исправном состоянии организуется техническое обслуживание и текущий ремонт в соответствии с требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 67.

238. Техническое обслуживание и ремонт производят работники, имеющие соответствующую квалификацию по профессии (специальности), прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

При техническом обслуживании и текущем ремонте транспортных средств выполняются требования СТБ 960-94 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности», утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30 июня 1994 г. № 6, Правил охраны труда на автомобильном транспорте, эксплуатационных и ремонтных документов организаций-изготовителей, технологической документации.

Техническое обслуживание и текущий ремонт производят на специально отведенных местах (постах) технического обслуживания и ремонта, оснащенных осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками и тому подобными необходимыми устройствами и механизмами, приборами, приспособлениями, инвентарем, инструментом.

239. Проведение предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей автотранспорта организуется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 3, 8/8898).

16.1.1. При эксплуатации транспортных средств на линии могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:

– наезды проезжающих транспортных средств;

– наезды при сцепке, расцепке автомобилей с прицепом (полуприцепом), запуске двигателя, само­произ­вольном движении транспортных средств;

– термические факторы (пожары, взрывы при по­даче топлива в карбюратор двигателя самотеком, проверке наличия топлива в баке с применением открытого огня, утечке газа из газобаллонной уста­новки; ожоги паром, водой из радиатора);

преступные действия пассажиров и других лиц;

– падение поднятого кузова автомобиля-самосва­ла, опрокидывающейся кабины грузового автомоби­ля, выве­шенных на домкрате частей автомобилей;

повышенные уровни шума и вибрации;

– повышенная температура и скорость движения воздуха в теплый период года;

– наличие в воздухе рабочей зоны вредных ве­ществ (углерода и азота оксидов, акролеина, углево­дородов алифатических предельных, формальдегида, метилмеркаптанов).

16.1.2. Перед пуском двигателя необходимо убе­диться, что автомобиль заторможен стояночным тор­мозом, а рычаг переключения передач (контроллера) поставлен в нейтральное положение.

16.1.3. Пуск двигателя должен производиться при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается только в исключительных случаях.

При пуске двигателя автомобиля пусковой руко­яткой необходимо, кроме требований согласно п.16.1.2, дополнительно придерживаться следующих требований:

– установить упорные колодки с обеих сторон колеса;

– пусковую рукоятку прокручивать снизу вверх;

– не брать рукоятку в обхват;

– при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;

– не включая зажигания, провернуть коленчатый вал, убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, включить за­жигание;

– не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

16.1.4. Запрещается осуществлять пуск двигате­ля путем буксировки автомобиля и переключения цепи питания стартера.

16.1.5. Перед пуском двигателя автомобиля, под­ключенного к системе подогрева, необходимо отклю­чить и отсоединить элементы подогрева.

16.1.6. Управлять транспортными средствами на территории предприятия разрешается только лицам, назначенным приказом по предприятию и имеющим удостоверение на право управления соответствующим видом транспортного средства.

16.1.7. Скорость движения транспортных средств по территории предприятия не должна превышать 10 км/час, а в помещениях – 5 км/час.

16.1.8. Для организации безопасного движения по территории предприятия составляется схематичный план (схема) движения транспортных средств и работников, с указанием разрешенных и запрещенных направлений, поворотов, остановок, выездов, въездов и т.п. Этот план (схема) доводится до всех работающих и вывешивается при въезде на территорию предприятия.

16.1.9. Во время движения автомобиля по терри­тории предприятия (при обкатке, испытании и т.п.) запрещается нахождение на нем лиц, не имеющих к этому прямого отношения.

16.1.10. Заправку автомобилей следует проводить в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации стационарных, контейнерных и пере­движ­ных автозаправочных станций (раздел 2, п. 46 этих Правил).

16.1.11. При заправке автомобилей запрещается:

– проводить ремонтные и регулировочные работы;

– заправлять автомобиль топливом при работаю­щем двигателе;

– допускать перелив и разлив топлива;

– находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.

16.1.12. Собственник обязан выпускать на линию технически исправные транспортные средства, уком­плектованные согласно пп. 10.1.12, 10.1.13 этих Правил, что подтверждается подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск автомобиля на ли­нию и водителя.

16.1.13. Водитель может выезжать на линию только после прохождения медицинского осмотра и соответствующей отметки об этом в путевом листе.

16.1.14. Собственник перед выездом обязан про­информировать водителя об условиях работы на ли­нии, местах погрузочно-разгрузочных работ и особен­ностях перевозимого груза.

16.1.15. Собственник не имеет права:

– заставлять водителя (водитель не имеет права) выезжать на автомобиле, если его техническое состо­яние и дополнительное оборудование не отвечает Пра­вилам дорожного движения. Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного тран­спорта и этим Правилам;

– направлять водителя в рейс, если он не имел до выезда отдыха, предусмотренного действующими нормативными актами.

16.1.16. Направляя водителя в рейс продолжи­тель­ностью более 1 суток, собственник обязан:

– проверить укомплектованность автомобиля не­обхо­димыми приспособлениями, оборудованием и ин­вен­тарем в соответствии с п. 10.1.14 этих Правил и их исправность;

– сообщить водителю (водителям) режим работы и отдыха;

– записать в путевом листе маршрут следования с указанием мест временного и продолжительного от­дыха.

16.1.17. При направлении двух и более автомо­билей в рейс для совместной работы на срок более двух суток собственник обязан приказом назначить лицо, отвечающее за охрану труда. Выполнение тре­бований этого лица обязательно для всех водителей группы автомобилей.

16.1.18. При остановке на отдых за пределами населенных пунктов лицо, отвечающее за охрану труда, должно осуществлять контроль за соблюдени­ем требований безопасности труда.

16.1.19. Запрещается водителям, грузчикам и другим лицам во время стоянки отдыхать или спать в кабине, салоне при работающем двигателе.

16.1.20. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки, предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запре­щается.

Перевозка детей в кузове грузового автомобиля запрещается.

16.1.21. Проезд в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, разре­шается только лицам, сопровождающим (получаю­щим) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

– перевозка людей на безбортовых платформах, на грузе, размещенном на уровне или выше бортов кузова, на длинномерном грузе и рядом с ним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузовах автомобилей-самосвалов и специализирован­ных автомобилей;

– перевозка в кабине, кузове, салоне большего количества людей, чем оборудовано мест для сиде­ния или указано в паспорте завода-изготовителя;

– движение автомобиля с открытыми дверьми и при нахождении людей на подножках;

– выпрыгивать из кабины или кузова автомоби­ля.

16.1.23. Лица, находящиеся в автомобиле обя­заны выполнять требования водителя по вопросам без­опасности.

16.1.24. При остановке (стоянке) автомобиля водитель, покидая транспортное средство, должен принять все меры против самопроизвольного его дви­жения: остановить двигатель, установить рычаг пе­реключения передач (контроллера) в нейтральное по­ложение, затормозить автомобиль стояночным тор­мозом.

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно подставить под колеса упорные колодки.

На спусках и подъемах, где способ постановки не регламентируется средствами регулирования движе­ния, транспортные средства необходимо ставить под углом к краю проезжей части так, чтобы исключить возможность их самопроизвольного движения.

16.1.25. Выходя из кабины автомобиля или са­лона автобуса, водитель должен предварительно убе­диться в состоянии поверхности (наличие выбоин, скользкости, посторонних предметов и т.п.), а при выходе на проезжую часть дороги – еще и в отсут­ствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

16.1.26. На автомобили-таксомоторы в регионах (городах) с высокой криминогенной обстановкой не­обходимо устанавливать защитный экран, а также специальную сигнализацию.

16.1.27. Сцепка и расцепка автомобилей с прице­пами и полуприцепами должна производиться толь­ко на ровной нескользкой поверхности с твердым покрытием.

16.1.28. Сцепку автопоезда, состоящего из авто­мобиля и прицепа, должны производить три челове­ка – водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координи­рующее их работу. При этом водитель подает авто­мобиль. назад самым малым ходом, строго выполняя команды лица, координирующего проведение сцепки.

Координирующее лицо должно находиться на мес­те, с которого ему одновременно хорошо видны води­тель и рабочий-сцепщик на протяжении всего пери­ода проведения сцепки. Оказывать помощь сцепщи­ку, а также покидать ему свое место до окончания сцепки запрещается.

В исключительных случаях (дальние рейсы, пере­возка сельскохозяйственных продуктов с полей и т.п.) сцепку разрешается производить одному водителю. В этом случае он должен:

– затормозить прицеп стояночным тормозом;

– проверить состояние буксирного оборудования;

– подложить упорные колодки под задние колеса прицепа;

– провести сцепку, включая соединение гидравли­ческих, пневматических и электрических систем ав­томобиля и прицепа, а также крепление страховоч­ных тросов (цепей) на прицепах, не имеющих авто­мати­ческого оборудования.

Запрещается производить сцепку при неисправно­сти дышла прицепа (отсутствие пружин дышла, упо­ра, их неисправности и т.п.).

16.1.29. Перед началом движения задним ходом необходимо зафиксировать поворотный круг прицепа стопорным устройством.

16.1.30. Водитель перед сцепкой полуприцепа должен осмотреть его и убедиться в исправности.

16.1.31. При сцепке и расцепке продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа должны распола­гаться на одной прямой.

16.1.32. Борта полуприцепа при сцепке и рас­цепке должны быть закрыты. Перед сцепкой необхо­димо убедиться в том, что седельно-сцепное устрой­ство, шкворень и их крепление исправны; полупри­цеп заторможен стояночным тормозом; передняя часть полуприцепа по высоте расположена так, что при сцеп­ке передняя кромка опорного листа попадает на по­лозки или на седло. При необходимости следует под­нять или опустить переднюю часть полуприцепа.

Перед сцепкой необходимо установить упорные колодки под колеса полуприцепа.

Запрещается производить расцепку при неопущен­ных катках опорного устройства, а также неравно­мерной загрузке полуприцепа.

16.1.33. Соединительные шланги и электропро­вода должны быть подвешены с помощью оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, чтобы они не мешали сцепке, а после сцепки они должны быть присоединены.

16.1.34. Перед подачей автомобиля назад води­тель должен убедиться, что его никто не объезжает и вблизи нет людей или каких-либо преград.

Перед началом движения задним ходом в услови­ях недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.) водитель должен требо­вать, а собственник обязан выделять работника для организации движения автомобиля.

16.1.35. Во время движения на повороте води­тель автомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, обязан снизить скорость до такой, которая обеспечивала бы безопасность дорожного дви­жения.

16.1.36. При перегреве двигателя пробку радиа­тора можно открывать только тогда, когда темпера­тура воды (жидкости) ниже 100 °С, иначе при от­крытии пробки произойдет выброс кипящей воды.

Пробку радиатора на горячем двигателе необходимо открывать в рукавицах или накрыв ее тряпкой. Пробку следует открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

16.1.37. Для предупреждения случаев обмороже­ния при устранении неисправностей зимой в дороге следует работать только в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструменту руками без рукавиц.

16.1.38. Во избежание возникновения пожара на автомобиле запрещается:

– подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор из емкости самотеком при по­мощи шланга или другим способом;

– производить ремонт топливной системы при работающем или горячем двигателе, включенном за­жигании;

– оставлять в кабинах и на двигателе загрязнен­ные маслом или топливом использованные обтироч­ные материалы;

– подогревать двигатель и другие агрегаты откры­тым огнем, а также пользоваться им в непосредствен­ной близости от приборов системы питания двигате­ля (в т.ч. от топливных баков);

– курить и пользоваться открытым огнем при определении наличия топлива в баке, а также при заправке автомобилей из дополнительных емкостей.

16.1.39. Для проверки наличия топлива в топ­ливных баках следует применять специальные линей­ки, исключающие искрообразование в результате уда­ров, переносные светильники во взрывобезопасном исполнении и другие приспособления.

16.1.40. Буксирование неисправных автомобилей должно осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения Украины.

16.1.41. При ремонте автомобиля на линии води­тель обязан выполнять требования безопасности тру­да, установленные для ремонта и профилактическо­го обслуживания транспортных средств на предприя­тии, согласно разделу 13 этих Правил. При отсут­ствии у водителя необходимых приспособлений и ин­струмента для безопасного выполнения конкретного вида работ ремонт запрещается.

Запрещается допускать к ремонту автомобиля на линии посторонних лиц (грузчиков, пассажиров и т.п.).

16.1.42. При вынужденной остановке автомобиля на обочине или на краю проезжей части дороги для проведения ремонта водитель обязан включить ава­рийную световую сигнализацию, одеть сигнальный жилет” и установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь на расстоянии не ближе 20 м до транспортного средства в населенных пунк­тах и 40 м – за их пределами.

16.1.43. Перед вывешиванием части автомобиля домкратом необходимо установить его на горизонталь­ную нескользкую площадку за пределами проезжей части дороги, остановить двигатель, включить пони­женную передачу, затормозить автомобиль стояноч­ным тормозом, установить под колеса упорные ко­лодки, вывести людей из салона (кузова), кабины, закрыть двери.

При вывешивании автомобиля на грунтовой по­верх­ности необходимо выровнять место установки домкрата, положить под домкрат прочную деревян­ную подставку площадью не менее 0,1 м 2 или доску.

Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

16.2. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей,

работающих на газовом топливе

16.2.1. При эксплуатации автомобилей, работаю­щих на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе, должны выполняться требования Руководства (инструкции) по их эксплуатации заводов-изготови­телей и этих Правил.

16.2.2. Запуск двигателя (карбюраторного) сле­дует производить на топливе одного вида: на газе или бензине.

16.2.3. Для подогрева двигателя и системы пита­ния, устранения ледовых образований и пробок разре­шается применять только горячую воду, воздух или пар.

16.2.4. Перед включением зажигания, осветитель­ных электрических приборов и запуском двигателя после межсменного отстоя или длительного хранения автомобилей необходимо не менее чем на 3 минуты открыть для проветривания капот, люки отсеков баллонов и двери (в автобусах), багажное отделение (в легковых автомобилях), после чего убедиться в герметичности газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений системы питания.

16.2.5. Расходные и магистральные вентили не­обходимо открывать медленно, во избежание гидрав­лического удара, а закрывать – не прилагая боль­ших усилий, чтобы не повредить уплотнители.

16.2.6: В процессе эксплуатации автомобили, ра­ботающие на газовом топливе, должны, ежедневно, при выпуске на линию и при возвращении их с ли­нии, подлежать осмотру с целью проверки герметич­ности и исправности газовой аппаратуры, а также надежности крепления газовых баллонов и кронш­тейнов.

Проверку герметичности соединений газового оборудования и определения мест утечки газа произ­водят с помощью специальных приборов (газоинди­каторов, течеискателей) или мыльной эмульсии.

16.2.7. На легковых автомобилях (ГАЗ-24-07) и их модификациях необходимо проверить также со­стояние резинового уплотнителя и дренажного шлан­га заправочного устройства.

16.2.8. При обнаружении утечки газа из балло­нов через вентили, предохранительный клапан или другую арматуру на линии и невозможности ее уст­ранения необходимо выпустить газ из баллонов в ат­мосферу в безопасном месте вдалеке от людей и ис­точников огня.

Выпуск газа должен производиться при неработа­ющем двигателе и отключенной “массе”.

16.2.9. При обнаружении утечки газа во время движения водитель обязан немедленно остановить автомобиль, выключить двигатель, закрыть все вен­тили, выявить неисправности и принять меры к их устранению. При невозможности устранения неисп­равности необходимо прекратить работу и сообщить об этом на предприятие.

16.2.10. При эксплуатации автомобилей, работа­ющих на газовом топливе, запрещается:

– запускать двигатель и работать на автомобиле с неисправной газовой аппаратурой и при утечке газа из баллона или системы питания;

– работа двигателя на смеси двух топлив – бен­зина и газа;

– дозаправлять баллоны или выпускать (сливать) газ в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей;

– останавливать автомобиль ближе 5 м от места работы с открытым огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;

– производить проверку герметичности системы питания открытым огнем;

– проверять или регулировать приборы электро­обо­рудования, не убедившись в отсутствии газа под капотом двигателя и в других возможных местах его накопления;

– эксплуатировать автомобиль со снятым газовым фильтром;

– регулировать или ремонтировать газовую аппа­ратуру (кроме регулировки холостого хода) при рабо­тающем двигателе;

– ударять по газовой аппаратуре и арматуре, на­ходящейся под давлением;

– оставлять в промежуточном положении расходные вентили; они должны быть полностью открыты или закрыты;

– применять дополнительные рычаги для открывания или закрывания расходных или наполнитель­ных вентилей;

– эксплуатировать автомобиль на бензине с от­крытым электромагнитным клапаном и расходными магистральными вентилями;

– запускать двигатель при давлении газа в бал­лонах менее 0,5 МПа (5 кг/см 2).

16.2.11. После постановки автомобиля на дли­тельную стоянку необходимо закрыть расходные и магистральные вентили, выработать весь газ из сис­темы питания, после чего выключить зажигание и отключить “массу”.

При остановке двигателя на короткое время (не более 10 мин) магистральный вентиль разрешается оставлять открытым.

16.2.12. Заправлять автомобили газом разреша­ется только на стационарных или передвижных газо­напол­нительных станциях.

16.2.13. Перед заправкой автомобиля газовым топливом необходимо: высадить пассажиров из каби­ны (кузова) или салона автомобиля, остановить двигатель, выключить зажигание; закрыть магистраль­ный вентиль, расходные вентили при этом должны быть открыты.

16.2.14. При заправке газовым топливом запре­щается:

– стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;

– подтягивать гайки соединений топливной сис­темы и стучать металлическими предметами;

– производить регулировку и ремонт газовой ап­паратуры;

– выполнять работы, вызывающие искрообразование;

– курить и пользоваться открытым огнем;

– работать без рукавиц;

– заправлять баллоны сжиженным нефтяным га­зом более чем на 90% полного объема;

– заправлять баллоны, если срок осмотра их ис­тек, или в случае обнаружения разгерметизации си­стемы питания.

16.2.15. Перед началом наполнения баллонов га­зом необходимо сначала открыть наполнительный вентиль на автомобиле, а потом – вентиль заправоч­ной колонки, а после наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль заправочной колонки, а потом – наполнительный вентиль на автомобиле.

Отсоединять и присоединять газонаполнительные шла­н­ги можно только тогда, когда оба вентиля за­крыты.

16.2.16. Если во время заправки газонаполнитель­ный шланг случайно разгерметизируется, необходимо немедленно закрыть выходной вентиль на газонапол­нительной колонке, а потом – наполнительный вен­тиль на автомобиле.

16.2.17. Эксплуатация баллонов для сжатого при­родного и сжиженного нефтяного газа должна осуще­ствляться согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

16.2.18. В случае возникновения пожара на авто­мобиле, работающем на газе, необходимо выключить зажигание и закрыть расходные и магистральные вентили. Тушить пожар необходимо огнетушителя­ми, кошмой, песком или струёй распыленной воды. Баллоны с газом необходимо обильно поливать хо­лодной водой, чтобы избежать чрезмерного повыше­ния давления в них.

16.3. Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей

в отрыве от основной базы

16.3.1. Направление автомобилей для выполне­ния работ в отрыве от основной базы должно офор­мляться приказом по предприятию.

16.3.2. Приказом собственника предприятия на­значается также старший группы, направляемой в командировку (при 2 и более автомобилей), из числа опытных водителей или бригадиров или начальник колонны (более 20 автомобилей) из специалистов предприятия, на которого возлагается ответственность за соблюдение требований безопасности труда.

Выполнение требований ответственного лица обяза­тельно для всей группы, направляемой в командировку.

16.3.3. Перед направлением на работу необходи­мо выяснить на месте будущего расположения усло­вия и особенности работы, организацию жилья и быта состава группы, хранения и профилактического обслуживания транспортных средств, медицинского осмотра водителей.

16.3.4. Совместно с собственником организации, в распоряжение которой направляется автотранспорт, уточ­нить необходимое материальное и техническое обеспече­ние, что должно быть осуществлено как непо­средствен­но на предприятии, так и по месту командировки.

16.3.5. При подготовке к работе в отрыве от основной базы необходимо провести профилактиче­ское обслуживание всех транспортных средств. При этом особое внимание необходимо обратить на узлы и агрегаты, обеспечивающие безопасность движения и труда, пожарную безопасность.

16.3.6. При эксплуатации, профилактическом об­служивании и ремонте транспортных средств в отры­ве от основной базы необходимо соблюдать те же требования безопасности, что и в обычных условиях.

В Основах законодательства по Российской Федерации о труде указано, что трудовые права граждан охраняются законом. Защита трудовых прав осуществляется государственными органами, а также профессиональными союзами и другими общественными организациями. Вместе с тем в Основах указано, что соблюдение трудовой дисциплины, выполнение установленных государством с участием профсоюзов норм труда составляют обязанность всех рабочих и служащих. Для регулирования трудовых отношений заключаются коллективный договор и трудовой договор.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих. Законодательно закреплено положение, обязывающее строго соблюдать требования охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий. Так, в Основах законодательства о труде предусмотрены требования о предупредительном надзоре. Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.

2. Обеспечение безопасности на автотранспортном предприятии

Организация управления эксплуатацией транспортных средств

Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению, оформленному приказом по организации, главным инженером (техническим директором).

Ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации.

Ответственность за содержание и обустройство дорог, проездов, переездов, площадок, проходов и т.д. на территории организации должна быть возложена на заместителя руководителя организации по социальным и бытовым вопросам и на архитектора (смотрителя) или на лицо, исполняющего в организации функции архитектора.

Транспортная служба организации (транспортный отдел совместно с транспортным цехом) должна:

а) в установленном порядке разрабатывать, утверждать и обеспечивать структурные подразделения и объекты производства работ с применением транспортных средств директивной и технической документацией (стандартами предприятия, положениями, инструкциями) по надлежащему техническому содержанию и безопасной эксплуатации транспортных средств;

б) разрабатывать маршруты для безопасного движения транспортных средств и работников по территории организации и в производственных корпусах, цехах, на участках и обеспечивать через соответствующие службы надлежащее обустройство и содержание этих маршрутов;

в) обеспечивать совместно со службой охраны труда, службой подготовки кадров обучение, проверку знаний по безопасности труда на транспорте и порядок допуска работников к выполнению работ.

Ответственность за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств следует возлагать:

а) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация всех видов транспортных средств осуществляется централизованно, т.е. силами только транспортных цехов, - на руководителей транспортных цехов;

б) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств осуществляется децентрализованно или имеет смешанную структуру, - на руководителей цехов, отделов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства.

В этом случае структурные подразделения свои транспортные средства должны представлять на ежегодный технический осмотр в транспортный цех в соответствии с утвержденным в организации графиком.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:

а) организацию содержания транспортных средств и выпуск их на линию в технически исправном состоянии и укомплектованными в соответствии с требованиями раздела Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации (медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами, запасным колесом, буксирным тросом), что должно подтверждаться подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортного средства на линию;

б) проведение инструктажа, обучение и проверку знаний работников по охране и безопасности труда согласно требованиям п. 1.3 ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения";

в) допуск к управлению транспортными средствами водителей, прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение, медицинское освидетельствование и имеющих соответствующие удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, что должно подтверждаться выдачей водителю путевого листа;

г) отстранение от управления транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;

д) проведение постоянного надзора и контроля за соблюдением правил технической эксплуатации и ремонта транспортных средств, за стоянием условий и охраны труда с устранением выявленных нарушений и отклонений;

е) контроль за выполнением работниками инструкций по охране и безопасности труда.

Работодатель обеспечивает в установленном порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасной эксплуатации транспортных средств, в региональных или иных аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте:

а) работников, ответственных за техническое состояние транспортных средств;

б) работников, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств;

в) работников, замещающих ответственных за техническое состояние или безопасную эксплуатацию транспортных средств, на время их отпуска, командировки, болезни и в других случаях.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, разрабатывают в установленном порядке и выдают работникам, обеспечивающим эксплуатацию транспортных средств, должностные инструкции, регламентирующие их обязанности, права и ответственность.

Работники транспортных организаций, ответственные за техническое состояние транспортных средств и за их безопасную эксплуатацию, не реже одного раза в пять лет проходят обучение и аттестацию, как правило, в учебных заведениях системы Минтранса России.

Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовый уровень среднего профессионального образования).

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» является одной из дисциплин по выбору студентов по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Изучение предмета базируется на знаниях студентов, полученных при изучении дисциплин: «Автомобили», «Автомобильные эксплуатационные материалы», «Техническое обслуживание автомобилей», «Ремонт автомобилей», «Правила безопасности дорожного движения».

Целью дисциплины является формирование у учащихся системы профессиональных знаний и навыков по эксплуатации автотранспортных средств.

В процессе изучения дисциплины учащиеся знакомятся с организацией работы грузового автомобильного транспорта в условиях нового хозяйственного механизма.

При изучении дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» особое внимание уделяется вопросам технологии транспортного процесса по перевозке грузов, эффективности использования автотранспортных средств, экономии трудовых и материальных ресурсов.

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» имеет целью помочь учащимся колледжа представить современное состояние и тенденции развития работы автотранспортных предприятий по организации грузоперевозок; эксплуатации, поддержанию технического состояния и повышению экономичности работы подвижного состава.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: типы и организационную структуру автотранспортных предприятий, основные показатели работы автотранспортных средств, классификацию и основные эксплуатационные свойства подвижного состава, основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия, классификацию грузов, организацию грузоперевозок, правила технического содержания подвижного состава, организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава.

Студенты должны уметь: составлять и оформлять техническую и отчетную документацию по эксплуатации и техническому обслуживанию подвижного состава; разрабатывать графики эксплуатации и технического обслуживания подвижного состава; организовать работу персонала по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильного транспорта, осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины; обеспечивать безопасность работ по эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей.

Учебному заведению предоставляется право корректировки содержания, последовательности изучения учебного материала, распределения учебных часов по темам, а также замены отдельных практических работ другими, сходными по содержанию. При этом могут вноситься дополнительные требования к уровню подготовки специалистов с учетом региональных особенностей специфики учебного заведения и требований заказчика.

Все изменения в программу вносятся по решению цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

2. Тематический план дисциплины.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение

2

Раздел 1.

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

2

Тема 1.2. Организационная

2

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта . Классификация автомобилей.

4

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

2

Итого по разделу

10

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава (КТГ).

2

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава (КВЛ, КИП, КИГ).

6

Итого по разделу

8

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы АТП . Экономическая подготовка. Техническая подготовка. Организационная подготовка.

6
2
2

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки . Учет выполненных работ

4

. Оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих. Оплата труда водителей. Особые случаи оплаты труда.

8

Итого по разделу

22
2

. Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов. Особенности перевозки различных грузов. Технологические, смешанные, централизованные перевозки.

8

. Централизованное и децентрализованное диспетчерское руководство.

4

Итого по разделу

14

. Планово-предупредительная система ТО и Р автомобилей.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания на автотранспортных предприятиях . Организация ремонта на автотранспортных предприятиях. Производительность труда. Рабочее место, инструмент и приспособления.

. Методы и средства диагностирования.

Итого по разделу

Тема 6.1. Топливо . Бензины. Дизельное топливо. Сжатые и сжиженные газы.

Тема 6.2. Моторные масла

Тема 6.3. Трансмиссионные масла

Тема 6.4. Специальные масла

Тема 6.5. Пластичные смазки

Тема 6. 6. Эксплуатационные жидкости. Электролит, амортизаторные, тормозные жидкости. Антифризы.

Тема 6.7 Жидкости для гидравлических систем.

Тема 6. 8. Вспомогательные материалы. Клеи и герметики. Средства по уходу за автомобилем.

Тема 6. 9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов. Изменение норм.

Итого по разделу

Тема 7.1. Обкатка автомобиля

Тема 7.2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях . Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7.3. Правила хранения подвижного состава. Кратковременное хранение. Консервация.

Итого по разделу

Всего по дисциплине

120

3. Содержание учебной дисциплины

Введение

Цели и задачи учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств». Значение дисциплины в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Связь с дисциплинами по специальности, последовательность изложения тем.

Раздел 1. Структура автотранспортных предприятий

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

Студент должен: знать:

— типы автотранспортных предприятий;

уметь:

— определять тип автотранспортного предприятия в зависимости от характера грузоперевозок .

Тема 1.2. Организационная структура автотранспортных предприятий

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные задачи автотранспортных предприятий;

— основные процессы автотранспортных предприятий;

организационную ;

уметь:

— определять основные задачи автотранспортных предприятий;

— составлять организационную структуру автотранспортных предприятий ;

Содержание учебного материала

Основные задачи автотранспортных предприятий, основные процессы автотранспортных предприятий.

Организационная структура автотранспортных предприятий .

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— классификацию подвижного состава

— маркировку автомобильного транспорта и прицепов

уметь:

— определять схему выбора подвижного состава в зависимости от характера груза.

Содержание учебного материала

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта, грузовой, пассажирский и специализированный подвижной состав, автомобильные прицепы.

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— грузоподъемность и вместительность

— тягово-скоростные свойства

— топливная экономичность

— надежность и безопасность движения

уметь:

— определять основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Содержание учебного материала

Определение эксплуатационных свойств подвижного состава, грузоподъемность и вместительность, тягово-скоростные свойства, топливная экономичность, надежность и безопасность движения

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава

Требования к представлениям, умениям

Студент должен знать:

показатели технической готовности подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент технической готовности парка (КТГ) за определенный период.

Содержание учебного материала

Готовность подвижного состава к транспортной работе, зависимость коэффициента технической готовности автомобильного парка от организации технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— показатели оценки работы автотранспортных предприятий

технико-экономические показатели работы подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент выпуска на линию (КВЛ)

— определять коэффициент использования пробега (КИП)

— определять коэффициент использования грузоподъемности (КИГ)

Содержание учебного материала

Показатели оценки работы автотранспортных предприятий, определение коэффициента выпуска на линию, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая, эксплуатационная скорость, пробег автомобиля, работа грузового автомобиля.

Раздел 3. Основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы автотранспортных предприятий

Требования к представлениям, знаниям

Студент должен знать:

— основные задачи на автомобильном транспорте

— планирование работы автотранспортных предприятий

уметь:

— определять рентабельность

— составлять трансфинплан

Содержание учебного материала

Основные задачи на автомобильном транспорте, доходы автотранспортных предприятий, экономическая, техническая и организационная подготовка по перевозке грузов.

Тема 3.2. Организация труда на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные производственные подразделения автотранспортных предприятий

— особенности централизованной и децентрализованной формы организации перевозок

уметь:

— определять функции основных производственных подразделений автотранспортных предприятий

Содержание учебного материала

Назначение службы эксплуатации (организации перевозок), централизованная и децентрализованная форма организации перевозок, служба маркетинга.

Тема 3.3. Факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

Студент должен: знать:

— факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

уметь:

— определять себестоимость перевозки груза

Содержание учебного материала

Себестоимость транспортного процесса, факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта. Методика определения себестоимости расходов, связанных с транспортированием.

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки и учет выполненных работ

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— технические измерители процесса перевозки грузов

Содержание учебного материала

Транспортная масса Транспортная работа (объем перевозок), грузопоток, транспортное время, транспортный путь транспортные тарифы, учет выполненных работ.

Тема 3.5. Техническое нормирование и оплата труда

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— техническое нормирование труда

— структура технически обоснованной нормы времени

типовые нормы времени

уметь:

— определять технически обоснованную норму штучного времени

— определять норму выработки

Содержание учебного материала

Техническое нормирование труда, расчет комплексной нормы, оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих, оплата труда водителей, система оплаты труда отдельных групп рабочих АТП, особые случаи оплаты труда, надбавки и доплаты, премирование, хозяйственный расчет.

Раздел 4. Организация грузоперевозок

Тема 4.1. Классификация грузов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля

— классификация грузов по способу погрузки и разгрузки

— классификация грузов в зависимости от условий перевозки

Содержание учебного материала

Классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля, по способу погрузки и разгрузки, в зависимости от условий перевозки.

Тема 4.2. Организация перевозок различных видов грузов и пассажиров

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— погрузочно-разгрузочные работы

— маркировка грузов

— особенности перевозки различных грузов

— технологические перевозки

— смешанные перевозки

— централизованные перевозки

— междугородные перевозки

— перевозки пассажиров

Содержание учебного материала

Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов, особенности перевозки различных грузов, технологические перевозки, смешанные перевозки, централизованные перевозки, междугородные перевозки, перевозки пассажиров

Тема 4.3. Диспетчерское руководство работой подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— функции диспетчерской службы

— централизованное и децентрализованное диспетчерское управление

уметь:

— организовывать диспетчерское руководство подвижного состава

— выдавать сменное (суточное) задание водителям

Содержание учебного материала

Назначение диспетчерской службы, централизованное и децентрализованное диспетчерское управление. Сменное (суточное) задание.

Раздел 5. Правила технического содержания подвижного состава

Тема 5.1. Подготовка автомобильных транспортных средств к работе на линии

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации

— обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

уметь:

— проводить подготовку автомобильных транспортных средств к работе на линии

Содержание учебного материала

Составление задания, действия водителя перед выездом на линию, обязанности механика, виды и оформление путевых листов, товарно-транспортных накладных.

Тема 5.2. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей

Требования к представлениям, знаниям, умениям

Студент должен

знать:

— положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта

уметь:

— определять объем работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Содержание учебного материала

Планово-предупредительная система ТО и ремонта, техническое обслуживание, ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава

уметь:

— составлять план-график по ТО и ремонт

— учитывать ТО и ремонт автомобилей

Содержание учебного материала

Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях. Схема производственного процесса автотранспортных предприятий. Ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт. Производительность труда, рабочее место, инструмент и приспособления.

Тема 5.4. Диагностика технического состояния автомобилей

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— цель диагностирования

— методы диагностирования

— средства диагностирования

Содержание учебного материала

Цель диагностирования при ТО. Цель диагностирования при ремонте. Общее и поэлементное диагностирование. Методы диагностирования. Средства диагностирования..

Тема 5.5. Механизация и автоматизация производственных процессов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— определение механизации и автоматизации

— средства механизации и автоматизации

Содержание учебного материала

Механизация и автоматизация производственных процессов. Средства механизации и автоматизации.

Раздел 6. Топлива, масла, эксплуатационные жидкости и вспомогательные материалы

Тема 6.1. Топливо

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— виды применяемых автомобильных топлив

уметь:

— определять основные эксплуатационные характеристики автомобильных топлив

Содержание учебного материала

Автомобильные бензины. Дизельные топлива. Сжиженный углеводородный газ. Сжатый газ.

Тема 6.2. Моторные и трансмиссионные масла

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение моторных и трансмиссионных масел

— классификацию моторных и трансмиссионных масел

— маркировку моторных и трансмиссионных масел

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики моторных и трансмиссионных масел

Содержание учебного материала

Получение моторных и трансмиссионных масел. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.3. Пластичные смазки

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение пластичных смазок

— классификацию пластичных смазок

— маркировку пластичных смазок

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики пластичных смазок

Содержание учебного материала

Получение пластичных смазок. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.4. Эксплуатационные жидкости

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение эксплуатационных жидкостей

— классификацию эксплуатационных жидкостей

— маркировку эксплуатационных жидкостей

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики эксплуатационных жидкостей

Содержание учебного материала

Получение эксплуатационных жидкостей. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.5. Вспомогательные материалы

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение вспомогательных материалов

— классификацию вспомогательных материалов

уметь:

— определять возможность применения вспомогательных материалов

— определять эксплуатационные характеристики вспомогательных материалов

Содержание учебного материала

Промывочные средства. Клеи и герметики. Растворители, разжижители и разбавители. Средства для шлифования кузовов автомобилей. Шпатлевки и грунтовки. Эмали. Материалы и средства по уходу за автомобилем и для его защиты от коррозии.

Тема 6.9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— необходимость нормирования расхода топлива и смазочных материалов

— виды расходов жидкого топлива

— возможность изменения норм топлива

— нормирование расхода смазочных материалов

уметь:

— определять нормы расхода топлива и смазочных материалов

Содержание учебного материала

Контрольный расход топлива. Эксплуатационный расход топлива. Расход топлива на единицу транспортной работы. Повышение норм. Снижение норм. Меры по экономии масла и смазочных материалов.

Раздел 7. Организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава

Тема 7 .1. Обкатка автомобиля

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями

— основные требования при обкатке автомобиля

Содержание учебного материала

Обкатка автомобиля. Процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями. Основные требования при обкатке автомобиля.

Тема 7 .2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях

— особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время

— особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях

Содержание учебного материала

Мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях. Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7 .3. Правила хранения подвижного состава

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— способы хранения подвижного состава

— расстояния между автомобилями

— средства облегчения пуска двигателя

— длительное хранение (консервация) автомобилей

Содержание учебного материала

Способы хранения подвижного состава, расстояния между автомобилями. Средства облегчения пуска двигателя. Длительное хранение (консервация) автомобилей. Операции по вводу автомобиля в эксплуатацию после консервации.

    Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Ефимова А.В., под редакцией Трофименко А.С., Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте, Ростов, Феникс, 2002

    Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфилд В.Д., Устройство и эксплуатация автотранспортных средств, М., Транспорт, 1997

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения"
Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте"
Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"
Приказ Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27 Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов

Прием водителей на работу и допуск их к осуществлению перевозок

Лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии:
- наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;
- соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.
С целью проверки соответствия водителя поручаемой ему работе по безопасному осуществлению конкретного вида перевозок он может быть принят на работу с испытательным сроком в соответствии с действующим законодательством о труде.
Организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

Поддержание и контроль состояния здоровья водителей в процессе их трудовой деятельности

Организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Руководитель организации имеет право в случае сомнения в состоянии здоровья водителя направить его на медицинское освидетельствование ранее установленных сроков.
В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований (*3).
Режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии (*4), для чего:
- организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- обеспечить учет и анализ данных медосмотров водителей с целью выявления водителей, склонных к злоупотреблению алкогольными напитками, употребляющих наркотические средства, страдающих хроническими заболеваниями.

Поддержание необходимого уровня информативности, повышение профессионального мастерства и дисциплинированности водителей

Организация обязана обеспечивать водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения:
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных условий;
- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;
- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;
- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;
- об особенностях перевозки детей;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);
- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.
В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей.
Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов занятости в личное дело водителя (*6).
Организация имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе на линии. Водитель, не допущенный к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

Обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии

Организации и водители-предприниматели обязаны:
Использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.
Соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (*7), в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
Обеспечить использование для перевозки транспортных средств, в том числе специализированных, соответствующих виду перевозки, объемам и характеру перевозимого груза.
Обеспечить охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств.

Обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов при организации перевозочного процесса

Организациям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.
Организации и водители-предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.
Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.
По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.
При выявлении на маршруте недостатков в состоянии, оборудовании и содержании дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д., угрожающих безопасности движения, организации и водители-предприниматели до устранения недостатков в зависимости от обстоятельств:
- не открывают движение на маршруте перевозок;
- прекращают движение на маршруте или изменяют маршрут движения;
- изменяют режимы движения на маршруте и информируют об этом заинтересованные организации, предприятия, население.
В организации должен осуществляться учет обнаруженных водителями на маршрутах недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и обустройства дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, трамвайных путей, остановок пассажирского транспорта, мест погрузки-разгрузки грузов.
Организация обязана:
- обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок;
- предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы или на работу в отрыве от основной базы организации;
- обеспечить водителей необходимыми путевыми документами.
Должностные лица организации имеют право осуществлять контроль на линии, при его проведении останавливать транспортные средства, управляемые водителями организации, принимать при выявлении нарушений необходимые меры в соответствии с действующим законодательством.
Организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить выполнение требований, отражающих порядок и особенности организации различных видов перевозок, изложенных в действующих нормативных документах; при перевозках крупногабаритных, тяжеловесных грузов, а также опасных обеспечить выполнение специальных требований, изложенных в соответствующих нормативных документах, касающихся обеспечения их безопасности.
Требования по обеспечению безопасности при организации пассажирских перевозок.
Организация обязана:
На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должен быть составлен паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменении дорожных условий.
Графики (расписания) движения должны разрабатываться в соответствии с установленными правилами на основе нормирования скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также на действующих маршрутах. Нормативы скорости (времени) движения должны обеспечивать безопасные режимы движения транспортных средств в реальных условиях движения на маршруте: соответствовать скорости, разрешенной Правилами дорожного движения, с организацией дорожного движения, задержки на железнодорожных переездах и т.п.
Организации и водители-предприниматели обязаны использовать транспортные средства, полная масса которых не превышает фактическую грузоподъемность расположенных на маршрутах мостов, эстакад, путепроводов, других искусственных сооружений.
При неблагоприятных изменениях дорожных или метеорологических условий, создающих угрозу безопасности перевозок пассажиров (разрушение дорожного покрытия, гололедица, сильный туман, заносы и т.д.), организация обязана провести оперативную корректировку графиков (расписаний) движения в сторону снижения скорости или отменить график движения, а при необходимости не допустить к выезду на линию или обеспечить иным образом прекращение движения транспортных средств.

Основные требования по организации перевозок детей

Положение о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) (с изменениями от 18 июля 2000 г.)
Перевозка детей
При организации перевозок детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:
Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.
Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами. Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.
Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
Окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты.
Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Заблаговременно согласовать маршрут движения.
Список водителей и автобусов для перевозки детей отдается приказом руководителя автопредприятия.
Подбор и инструктаж водителей и проверка технического состояния автобусов перед выездом из гаража про¬изводится специально назначенной приказом руководителя автопредприятия комиссией в составе главного инженера предприятия (председателя), начальника эксплуатации, инженера по безопасности движения, начальника ОТК, представителя общественности.
О проверке технического состояния автобуса и разрешения на выпуск его в рейс в путевом листе - делается соответствующая запись за подписью главного инженера предприятия.
Начальник эксплуатации предприятия обеспечивает до начала перевозки детей проверку и составление схемы маршрута с определением опасных для движения мест и мест для остановок, разработку графика движения, которые после инструктажа, вручаются водителю автобуса. О проведении инструктажа водителя начальник эксплуатации за своей подписью в путевом листе делает соответствующую запись.
Перевозки детей осуществлять только в светлое время суток. Запретить перевозить детей ночью и в сложных метеодорожных условиях.
Массовые перевозки детей (два и более автобусов) осуществлять автоколонной, которую обязан сопровождать на всем пути следования инженер по безопасности движения, двигаясь на автомобиле в голове колонны.
Скорость движения автобусов не должна превышать установленной в ПДД.
Водитель автобуса перед выездом в рейс с детьми должен иметь отдых, равный не менее удвоенной продолжительности предшествовавшей рабочей (не менее 12 час.) смены, пройти предрейсовый медицинский осмотр, иметь опрятный внешний вид, получить путевой лист и инструктаж.
При остановке автобус с детьми должен съехать на обочину дороги и безопасную зону. Выход детей на дорогу строго запретить и не допускать.
В автобусе с детьми должны находиться не менее одного взрослого сопровождающего.
Максимальное количество детей с сопровождающими в автобусах не должно превышать наличия мест для сидения.
На каждом автобусе, перевозящем детей спереди и сзади автобуса, должны быть установлены квадратные опознавательные знаки желтого цвета (сторона размером 250x300 мм) с каймой цвета и с черным изображением символа дорожного знака 1.21. ПДД (пункт 26.8, ПДД).
На правой и левой передней части автобуса по уровню верхней кромки ветрового стекла на специальных флагштоках должны быть установлены флажки красного цвета.
Автобусы, предназначенные для перевозки детей должны быть чисто вымыты с протертыми стеклами и сидениями, пройти дезинфекцию, укомплектованы аптечка-ми, набором необходимых медикаментов, огнетушителя¬ми.
Водитель должен подать автобус на посадку детей за 30 минут до отправления. Место для посадки должно быть на ровной свободной площадке вдали от движущегося транспорта и других опасных мест.
Перед посадкой детей в автобус водитель обязан проинструктировать сопровождающих лиц о правилах безопасности при посадке детей в автобус во время движения и при выходе из автобуса, на остановках и всех пассажиров о пользовании аварийными выходами.
Посадка детей в автобус производится через заднюю дверь под руководством сопровождающих лиц и наблюдением водителя автобуса.
Размещать детей в салоне по местам для сидения необходимо с учетом возраста и состояния здоровья,
Детей меньшего возраста и со слабым здоровьем необходимо размещать на передних сидениях.
Начинать движение автобуса водитель может только после того, как все дети будут усажены на сидения, будут закрыты двери салона и сопровождающие лица сообщат, что все люди сидят на местах и можно начинать движение.
При движении автобуса сопровождающие лица и водитель должны следить, чтобы дети не высовывались из открытых окон не ходили по салону. В светлое время суток должны быть включены ближний свет фар.
Окна левой стороны должны быть закрыты.
Выход детей из автобуса на остановках разрешать только в безопасных местах в стороне от проезжей части дороги и производится через переднюю дверь под руководством сопровождающих лиц и под наблюдением водителя.
Категорически запрещается преднамеренная остановка автобуса с детьми для приема пищи и других надобностей в городах и других населенных пунктах, а также на проезжей части или обочине дороги, не предусмотренных графиком.
Для перевозки детей выделяются лучшие, технически исправные, последних 2-х лет выпуска автобусы.
К управлению автобусами при перевозке детей допускаются только лучшие с достаточным опытом водители 1 или 2 класса (категории "Д") с непрерывным стажем работы не менее 3 лет, не имеющие нарушений ПДД и прошедшие инструктаж по правилам безопасности движения при перевозке детей в автобусе.

Рабочее время водителей

Постановление Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16 "Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями от 23 октября 2001 г.)
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб; технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов; перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха (п.12б настоящего Положения) предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.