Капитальный ремонт: как могут утечь все собранные с населения деньги

Не состоялись еще два аукциона по выбору банков, которые предоставили бы кредиты для капремонта многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов к ЧМ-2018. Аукционы 26 июня объявил Фонд капремонта Самарской области.

На 3,5 года под 12,68% годовых.

Это было второй попыткой. 19 июня фонд планировал занять те же деньги и на тот же срок, но под 11,25% годовых. Спустя неделю аукционы на этих условиях отменили, и объявили два новых, под более высокую ставку.

Объем первого кредита, который хотел получить Фонд, - 350 млн рублей, на его обслуживание готовы был выделить 83,4 млн рублей. Второй кредит -150 млн рублей. На проценты собирались потратить еще 35,7 млн рублей.

Как сказано в аукционной документации, на оплату пойдут "средства фонда капитального ремонта, в том числе, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, а также средства, предусмотренные на эти цели в бюджете Самарской области".

Отметим, что в конце июня неудачной оказалась попытка Фонда занять на те же ремонты домов к ЧМ 1,8 млрд рублей (на 43 месяца под 13,9% годовых). Ни один банк не подал заявки на этот аукцион. На выплату процентов по кредиту Фонд планировал потратить 438, 750 млн рублей. .

February 2nd, 2017 , 11:48 pm

Главный государственный жилищный инспектор России Андрей Чибис распространил сегодня информацию о том, что региональным операторам капитального ремонта, цитата: "рекомендуется вести фото- и/или видеонаблюдение проводимых работ". Это касается как видимых работ - таких, как ремонт фасада, так и скрытых, выполнение которых вызывает у собственников больше всего вопросов, - говорится на сайте Минстроя России.

На официальном портале Министерства строительства России есть прямая речь руководителя этого ведомства: "Наша цель - сделать проведение капитального ремонта полностью открытым и понятным для любого потребителя. Полезть на чердак, чтобы проверить - заменили ли строители стропила - готов далеко не каждый. А вот проверить фото и видео отчет на сайте регоператора могут практически все. Принятая мера будет полезна и самому регоператора - установка видеонаблюдения обеспечит круглосуточный контроль за работой подрядчика и поможет более оперативно реагировать на устранение аварийных ситуаций", - сказал Михаил Мень.

Кроме того, Минстрой приводит данные Ассоциации региональных операторов. Оказывается (опять цитата) "...уже сейчас за ходом выполнения работ можно наблюдать на сайтах Фонда капитального ремонта Ямало-Ненецкого автономного округа, Дагестанского фонда капитального ремонта и Фонда капитального ремонта Москвы".

Но, если с прозрачностью столичного Фонда капремонта все понятно, то, как быть с этой информацией?

"В 2016 году онлайн проект "Дневник одного дома" был реализован Фондом капитального ремонта Самарской области", - говорится на официальном сайте Министерства строительства России.

News163.ru внимательно изучил "онлайн-проект", о котором миру рассказал главный жилищный инспектор России Андрей Чибис и пришел к неутешительным выводам.

В реальности - "Дневник одного дома" - это самая обычная телевизионная оффлайн программа, которая выходила на местном телеканале "Губерния" в рамках другой тв-передачи "Кто в доме хозяин"? Не исключено, что Фонд капитального ремонта еще заплатил за ее создание. Поскольку финансовая отчетность регионального ФКР не отличается аккуратностью, можно предположить, что финансирование "онлайн-проекта" проходило по статье "Выполнение работ (услуг) по информационному обеспечению I Всероссийского съезда некоммерческих организаций (фондов) - региональных операторов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на тему: "Региональные системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Практика применения". Других расходов ФКР Самарской области по статье "информационное обеспечение" просто не существует. В этом случае, получается, что ФКР заплатил некой компании ООО "Синрост" 1 млн. 429 тысяч рублей за информационную поддержку Съезда (читай - создание "онлайн-проекта" "Дневник одного дома").

В социальной сети "Вконтакте" есть группа "Дневник одного дома", однако в ней неприлично много подписчиков (не хватает только Михаила Меня и Андрея Чибиса, - прим. авт.). Складывается ощущение, что создатели сообщества торопились и забыли про читателей. Но, на всякий случай, скопировали идею группы у популярного в самарском сегменте "Вконтакте" сообщества - Kommunalki.net (Первое в России реалити-шоу о ЖКХ).

Впрочем, авторы "онлайн-проекта" не отчаивались - они вышли в Твиттер. В этой социальной сети успехи регионального ФКР заметно лучше. Микроблог DomNaPolevoi (а именно этот аккаунт заявлен, как экспериментальная площадка) завоевал любовь и доверие 28 читателей.

Судя по тому, как Фонд капитального ремонта России отчитывается о проектах, которые уже "реализованы", можно сделать выводы, какое "онлайн-наблюдение" будет в дальнейшем организовано за ходом капремонта, в том числе и в Самарской области. Ну, а в случае с "Дневником одного дома", то исполнители в очередной раз дискредитировали свое руководство в Москве, и работу ФКР в регионе.

Прокуратура Самарской области установила, что региональный оператор капремонта незаконно потратил на свои нужды свыше 83 млн рублей из средств собственников жилья.

В конце декабря 2016 года некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (ФКР) разослала ряду уважаемых чиновников губернии открытки с поздравлениями по случаю новогодних и рождественских праздников. Сами по себе открытки типовые - бордовые, отпечатанные на весьма недешевой бумаге, с серебристым тиснением и фирменным логотипом фонда. Внутри каждой - отдельный вкладыш, тоже, кстати, не из дешевых, с личным именным поздравлением адресату. «За чей счет банкет? Уж не деньги ли собственников пошли на изготовление печатной продукции по заказу фонда?» - спросите вы, уважаемые читатели. Таким же вопросом задалась и редакция «Площади Свободы». Для выяснения всех подробностей журналисты издания направили официальный запрос врио генерального директора ФКР Сергею Тишину.

В частности, мы поинтересовались, каким тиражом были выпущены новогодние поздравительные открытки, в какую «копеечку» обошлось фонду изготовление данной печатной продукции и из каких источников были оплачены соответствующие типографские услуги. В ответе на запрос «Площади Свободы» заместитель генерального директора - руководитель аппарата некоммерческой организации А.Г. Панков был предельно лаконичен и краток. «Поздравительные открытки в преддверии 2017 года были изготовлены на собственные средства регионального оператора», - сообщил ответственный чиновник фонда. На этом все. Ни о сумме понесенных расходов на изготовление и печать, ни о тираже полиграфической продукции руководство ФКР почему-то решило не распространяться, что само собой вызывает еще больше вопросов.

И не исключено, что отвечать на них в ближайшем будущем Сергей Тишин вместе с подчиненными будет вынужден уже не журналистам, а сотрудникам областной прокуратуры. Тем более надзорное ведомство во главе с новым прокурором Самарской области Константином Букреевым уже провело в фонде капремонта проверку и выявило в деятельности регионального оператора нарушения на сумму свыше 83 млн руб.

Неутешительные выводы

Как удалось выяснить «Площади Свободы», целью прокурорской проверки стало соблюдение фондом законодательства, а также эффективность контроля за деятельностью регионального оператора попечительским советом и другими контролирующими органами. Выводы работников надзорного ведомства утешительными не назовешь. Об этом, в частности, свидетельствует представление об устранении нарушений закона в деятельности ФКР, которое поступило на имя губернатора и председателя Попечительского совета фонда Николая Меркушкина за подписью прокурора Самарской области Константина Букреева.

В представлении, например, сказано, что в нарушение сроков, определенных региональной программой капремонта, фонд в 2015 году не обеспечил своевременное проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план ремонтных работ на 2014-2015 год, приказ об утверждении которого в декабре 2014 года выпустило министерство энергетики и ЖКХ Самарской области. «Так, из запланированных к ремонту в 2014-2015 годах 1716 домов на общую сумму финансирования 4 793,0 млн руб. к началу 2016 года работы были завершены только на 1010 объектах на общую сумму 2 686,5 млн руб.», - указано в представлении.

По мнению областной прокуратуры, подобный результат реализации региональной программы капремонта стал возможным вследствие неисполнения ФКР обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 183 Жилищного кодекса РФ и ч. 2 ст. 30 закона Самарской области № 60-ГД «О системе капитального ремонта…», по контролю за качеством и сроками оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями. При этом в надзорном ведомстве подчеркивают, что фонду неоднократно указывалось на незаконное бездействие по организации надлежащего и эффективного контроля за ходом ремонтных работ как по результатам прокурорских проверок, так и по итогам проверок Государственной жилищной инспекции Самарской области (ГЖИ). «За 2015 год и 8 месяцев 2016 года контрольным органом в отношении ФКР проведено 155 надзорных мероприятий, по результатам 82 проверок (что составляет более 50%) выявлены указанные нарушения», - говорится в прокурорском представлении.

Не больше 10 процентов

В ходе прокурорской проверки выяснилось, что предложения о проведении капремонта собственникам региональный оператор направлял с нарушением срока, установленного ч. 3 ст. 33 закона Самарской области о капремонте. Это повлекло несвоевременность заключения договоров на выполнение ремонтных работ и установление сроков их выполнения за рамками региональной программы. Так, в 2015 году работу по направлению предложений фонд фактически начал только в ноябре. В 2016 году с нарушением срока были направлены предложения собственникам еще 77 домов.

По мнению прокуратуры, системное нарушение фондом упомянутых сроков стало возможным ввиду несовершенства регионального законодательства - отсутствия утвержденного порядка подготовки документации на ремонт домов, а также отсутствия законодательного запрета или ограничения на изменение существенных условий договоров с подрядными организациями. При этом в 2015 году порядок подготовки таких документов был определен поручением губернатора Самарской области, а в 2016 году - решением Попечительского совета фонда. Выходит, что на момент прокурорской проверки поручение главы региона в правительстве губернии так и не выполнили.

Прокуратура Самарской области в представлении указала Николаю Меркушкину и на другие недоработки регионального правительства. К примеру, установлено, что с 14 октября 2016 года вступили в силу новые положения российского жилищного законодательства, которые прямо запрещают региональному оператору изменять предмет договора с подрядчиком, сроки выполнения работ по капремонту, виды ремонтных работ, а также менять подрядную организацию. Те же новшества ЖК РФ разрешают фонду увеличивать цену договора с подрядной организацией, но не более чем на 10%, да и то только в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ по капремонту. Все перечисленные нормы были утверждены постановлением Правительства РФ 1 июля 2016 года и вступили в силу с 14 октября, но даже к моменту прокурорской проверки в ноябре не были учтены в региональном законе о капремонте.

На себе не экономят

Помимо прочего, прокуратура Самарской области установила факты незаконного использования региональным оператором средств фонда капитального ремонта на собственные административно-хозяйственные нужды, что жилищным законодательством РФ не допускается. К примеру, как говорится в представлении прокурора, вопреки требованиям ст. 170, 179 ЖК РФ доходы, полученные в качестве процентов от размещения в банке средств фонда, сформированного из взносов собственников жилья, региональный оператор расходовал на собственные административно-хозяйственные нужды, в том числе на оплату труда, аренду и содержание помещения, налоги, разработку программного обеспечения и т.д.

В 2015 году фонд капремонта таким образом «наварил» на процентах 45,582 млн руб., в 2016 году - 37,454 млн руб. Итого - свыше 83 млн руб. за два года! Хотя Жилищный кодекс РФ (в редакции от 6 июля 2016 года) прямо запрещает использовать проценты, начисленные за пользование денежными средствами, как составляющую часть фонда капремонта на оплату собственных расходов регионального оператора.

«При этом до внесения в июле 2016 года означенных положений в жилищное законодательство у регионального оператора также отсутствовали правомочия на использование доходов от средств, оплаченных собственниками в качестве взносов на капитальный ремонт, на собственные административно-хозяйственные нужды. Использование региональным оператором средств собственников жилых помещений для извлечения доходов в собственных интересах не отвечает целям создания указанной некоммерческой организации и прямо нарушает интересы собственников жилых помещений», - говорится в документе за подписью прокурора губернии Константина Букреева.

Исходя из этого, можно предполагать, что и историю с печатью новогодних открыток с логотипом ФКР в фонде капремонта Самарской области скрывают от журналистов и общественности не случайно. Вдруг и эта «операция» была проделана с финансовыми нарушениями? Тем более губерния, как ранее сообщала «Площадь Свободы», отказалась финансировать фонд капремонта и в бюджете 2017 года «срезала» с соответствующей строки расходов свыше 90 млн руб. Так откуда же деньги на открытки?..

Остается добавить, что в представлении на имя главы региона прокурор Самарской области потребовал рассмотреть выводы прокурорской проверки, принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущению впредь их возникновения, а также решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законодательством ответственности. Какая реакция последовала на выводы прокурорской проверки и последовала ли? Об этом читайте в следующих номерах «Площади Свободы».

Без контроля

В прокуратуре Самарской области полагают, что нарушениям в деятельности регионального оператора капремонта способствовал в том числе недостаточный контроль за деятельностью ФКР со стороны Попечительского совета и Государственной жилищной инспекции. Например, в 2015 году заседания Попечительского совета ФКР не проводились ни разу, что указывает на неэффективность деятельности управленческого органа некоммерческой организации капремонта.

Госжилинспекция Самарской области в августе-октябре 2016 года тоже не отличалась расторопностью. Из представления прокуратуры следует, что в указанный период контролирующий орган проявил бездействие по выдаче фонду обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, что способствовало халатному отношению регионального оператора к реализации возложенных на него функций.

Константин Букреев, прокурор Самарской области:

Проведенная проверка свидетельствует о ненадлежащей организации региональным оператором возложенных на него функций, неэффективном осуществлении Государственной жилищной инспекцией Самарской области и Попечительским советом ФКР предоставленных законом контрольных полномочий, что повлекло нарушение жилищных прав граждан и системное нарушение сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, определенных постановлением правительства Самарской области от 29 ноября 2013 года.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы»
[email protected]

фото: из открытых источников

Уважаемые граждане. Как член Попечительского Совета Фонда капремонта Самарской области от Губернской Думы получил в электронном виде "Проект Программы капитального ремонта жилых домов Самарской области на 2014-2024 год". Документ сверхинтересующий всех, но достать который у чиновников невозможно. Так как файл огромен, и сделан отдельными листами в Эксель, вывешиваю его у себя на официальном сайте в разделах «Библиотека»/ «Домком»: http://www.m-matveev.ru/index.php/biblioteka/domkom В данный момент это единственное место, где можно узнать ответ на вопрос, в каком году планируют ремонтировать ваш дом по программе капремонта. В опубликованном документе адреса домов разделены по муниципалитетам и отсортированы по алфавиту названия улиц. В соответствующих разделах указан предполагаемый год ремонта дома и виды работ в порядке очередности.

Составлена адресная программа с предложениями в какой год ремонтировать какой дом соответствующими муниципальными властями, поэтому если что не так- вопросы к ним. Но су четом того, что Фонд должен будет на очередном заседании в ноябре её утвердить, времени на проверку достоверности размещенной информации катастрофически мало. Поэтому я принял решение документ обнародовать для всеобщего сведения и замечаний. Хотя он пока служебный.

При первом же беглом взгляде на него, я обнаружил в программе массу удивительных вещей, свидетельствующих о её сомнительном качестве. Например, в перечне домов Октябрьского района, предполагаемых к первоочередному капремонту на 2014 г. находятся несколько новых многоэтажек 2006 года постройки на улице Лейтенанта Шмидта, уже снесенные и расселенные бараки по улице Конноармейской, несколько частных коттеджей по улице Ново-Садовой и так далее. В полном составе в программу на капремонт на 2024 год (т.е. уже через 10 лет) включен недавно построенный поселок «Крутые ключи» (Кошелев-проект), что, конечно, весьма характеризует качество этих строений, но как депутат хочу напомнить, что вообще-то в Самаре есть дома, не видевшие капремонта по 40,50 и даже более лет. При этом, как я уже говорил, программа капремонта домов области (их 22 тысячи) должна быть утверждена уже в ближайший месяц.

Создается впечатление, что администрация Самары не знает реального положения дел в жилом фонде, и «рисует» планы капремонта из головы. Либо решает интересы чьих-то лиц. В любом случае, настоятельно рекомендую всем ознакомиться с этим документом, найти там свой дом, и заодно другие, особенно обратив внимание на перечень домов к капремонту на ближайшие три года. В случае обнаружения в программе заведомо не подлежащих капремонту в ближайшие годы адресов (новые дома, несуществующие, частный сектор, признанные аварийными)- пишите об этом здесь в комментариях и желательно дублируйте информацию мне по электронной почте [email protected].

PS тексты типа: "сфигали наш дом на 2018 год, а соседний такой же на 2013 ?!!" немножко из другой темы. Давайте об этом в другой раз. Сейчас задача качественно сформировать список на 2014 год.

Ну, и немного иллюстраций к вышесказанному. Эти дома в программе капремонта поставлены на 2014 год. Октябрьский район:

Конноармейская,6. Дом расселен по суду несколько лет назад. Заброшен.


Лейтенанта Шмидта,11 Расселен, заброшен.

Шмидта, 9. Еще немного капитально подремонтировать- и можно въезжать


Шмидта,8. Дома давно нет, на его месте стройка. Но в программе на капремонт на 2014 го он есть



Конноармейская,28. Видимо капремонту подлежит этот зеленый гараж



Конноармейская,11

Шмидта, 3. Явный претедент на первоочередной ремонт:)

Фонд капитального ремонта в Самарской области критикуют и сверху, и снизу. Непосредственно с самим ремонтом дела обстоят ещё хуже.

2017 год начался с громкого разоблачения руководства Фонда капитального ремонта Самарской области. Минстрой России обвинил региональный фонд в подлоге. По словам заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, в 14 регионах России, включая Самарскую область, отчитались о полном выполнении объема работ по капремонту, а на деле план не выполнили.

«Коллеги из 14 регионов, по нашему мнению, просто занимаются подгонкой цифр, отчитавшись о выполнении в полном объеме, а кто-то даже с превышением, краткосрочных планов капремонта. Мы проверили и выяснили, что ровно на тот объем недовыполнения, который они допустили, в последний месяц года, в декабре, они просто внесли изменения в план и сократили объем…

Отчитавшись о выполнении работ в полном объеме, Самарская область на деле не выполнила план на 35%. Это не просто ситуация с невыполнением. Мы это расцениваем как подлог данных», – резюмировал Чибис.

Понятно, что в Кремле осознают всю болезненность темы капремонта и теперь весь год до выборов Президента РФ будут демонстративно снимать руководителей региональных фондов, а то и наименее популярных губернаторов. Извлекаемые из ситуации политические дивиденды сути дела не меняют – региональные фонды капитального ремонта с момента рождения превратились в источник обогащения чиновников и рассадники коррупции. К сожалению, Самарский областной фонд капремонта – ярчайший тому пример.

Вотум недоверия

Начав с нецелевого использования собранных с населения средств (покупка для «катания» по Самаре экс-директора фонда суперджипа за 2 500 000 рублей), фонд сразу потерял доверие как самарцев, так и тольяттинцев. Губернатору пришлось лично вмешиваться в ситуацию и «объяснять» мажорам из фонда, что джип нужно срочно продать, а деньги вернуть в контору. Видимо, менее статусного человека руководство мажорного фонда просто отправило бы туда, куда Макар телят не гонял…

В течение нескольких лет, по разным оценкам, до 30 процентов жителей двух самых крупных городов Самарской области устойчиво отказывались оплачивать счета фонда. Основные причины – отнюдь не неплатёжеспособность населения. Хотя, согласно опросам, примерно 15% жителей Самарской области считают поборы на капитальный ремонт сильно ударяющими по бюджету. Среди причин, по которым собственники не хотят платить за капитальный ремонт, указывается плохое качество самого ремонта, о котором ходят уже практически легенды. Не меньше возмущает граждан и непрозрачность самого фонда, не желающего детально и последовательно объяснить общественности структуру своих доходов и расходов. На третьем месте стоят пресловутые гигантские зарплаты представителей ФКР, которые, не стесняясь, одаривают себя рублями, собранными с полунищих пенсионеров и совсем нищих безработных. Так, ещё в 2014 году средняя зарплата сотрудников составляла 69 тыс. руб. в месяц, что в 2,4 раза больше средней в регионе. Самарским мажорам, конечно, не удалось переплюнуть сотрудников фонда капремонта Ненецкого автономного округа, зарплата которых составила 145 тыс. 646 руб. в месяц. Но тем не менее…

Руководство фонда, в свою очередь, вместо того чтобы попытаться вернуть себе доброе имя, грозит населению исками и штрафами, а главное – своей работой подтверждает обоснованность скептического настроя жителей региона.

В Тольятти, например, с самого начала действия программы по капитальному ремонту домов скандалы следуют один за другим. В основе каждого взрыва общественного недовольства – некачественная работа подрядчиков фонда.

Батареи срезали в октябре

Вот сравнительно недавний пример: капремонт в доме № 39 по улице Победы, ставший притчей во языцех для нашего славного Тольятти. Здесь в 2015 году начали менять инженерные коммуникации. Капремонт начали в октябре, когда до начала отопительного сезона оставались считанные дни-недели. Близость зимы не смутила заказчика, и ремонтная бригада от подрядчика ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» начала срезать в квартирах радиаторы отопления.

К началу отопительного сезона завершить начатое, как и ожидалось, не сумели, зато дом пополнил список МКД, в коих капремонт был произведен в 2015 году. Понятно, что жители этого дома настрадались, намерзлись, потаскали детей по больницам, зато самарский регоператор доложил наверх: капремонт произведен в срок, все хорошо, прекрасная маркиза. «Прекрасная маркиза», в свою очередь, тоже отчиталась на высшем уровне, не догадываясь тогда еще, что скоро вся эта глобальная ложь будет раскрыта.

Незаконный ремонт

Кстати, жильцы дома № 39 с нерадивым отношением фонда и его подрядчика мириться не стали, а обратились в суд. В числе претензий – значительное (с 24 до 18 градусов) снижение температуры воздуха в квартирах после замены батарей отопления, а также возгорание электропроводки, которая не выдержала перенапряжения из-за работы многих обогревателей, включенных жителями в ноябрьские холода.

Кстати, вот ведь интересный момент: в то время как жители пытались согреться в своих квартирах при помощи электрических приборов, управляющая компания и подрядчик в одном лице даже не удосужилась снизить им плату за отопление. Видимо, срезанные батареи для ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» не являются веским поводом для перерасчета. Кроме того, качество капремонта в доме № 39 оценивал человек, не имеющий к дому никакого отношения. Просто управляющая компания ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» заключила с ним договор, назначив уполномоченным по дому за определенную плату, – такой информацией располагают жители многострадального дома. Еще одно нарушение закона – перед началом работ общего собрания не проводилось, а подписи собственников в бюллетенях оказались поддельными. Вообще, о том, что дом № 39 постиг капремонт, многие владельцы квартир узнали из объявлений, в которых их просили обеспечить ремонтникам доступ в жилые помещения.

В общем, жильцы дома № 39 по улице Победы обратились в суд с иском о признании капитального ремонта своего дома незаконным. И суд согласился с ними. Теперь по закону ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» в лице его руководителя Виктора Попова должно вернуть все в исходное состояние. Но фонд даже своим подрядчикам не указ, потому что они не партнеры, а подельники.

Вот, например, жители дома № 66 по улице Победы больше года ждут, когда подрядчик, ремонтировавший кровлю, устранит все течи, образовавшиеся на ней в результате капитального ремонта. То есть до ремонта крыша не текла, а после капитального ремонта, который, напомним еще раз, оплачивает население, жители терпят неудобства в виде дождя с потолка. Фонд на жалобы жильцов отвечает отписками.

Украсть и разделить

И это понятно, поскольку фонду с жалобами работать некогда – ему пилить надо. А это дело требует сноровки. В конце прошлого года работу Фонда капитального ремонта Самарской области проверяли местные минюст, прокуратура и счетная палата.

Из отчета счетной палаты стало известно, что в региональную программу капремонта почему-то были включены более полусотни домов, признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу, ремонтировать которые было нецелесообразно. Но прежде, чем их исключили из программы, фонд успел потратить почти 5 млн рублей на разработку проектной документации. Между строк отметим, что «разработка проектной документации» – самый распространенный способ увода денег.

Далее. Выборочно проверив всего восемь отремонтированных домов, проверяющие обнаружили, что фонд принял и оплатил подрядчикам невыполненные работы на 1,1 млн рублей. И еще на 1,9 млн – по объектам культурного наследия. Заработали на этом подрядчики – сообщает газета «Самарское обозрение», забыв предположить, что впустую потраченные средства наводят на размышления об их «справедливой дележке» с заказчиком.

Кроме этого, отметили в палате, фонд «систематически пользовался своим правом на изменение существенных условий договоров». Это привело к тому, что итоговая стоимость оплаченных контрактов могла превышать начальную, выставляемую на торгах, на 21%. Другими словами, на торгах побеждал совсем не тот подрядчик, кто предлагал меньшую стоимость работ. А это еще один признак, как принято говорить, коррупционной составляющей.

Управление минюста Самарской области проверяло фонд капремонта на предмет соответствия его деятельности целям, предусмотренным учредительными документами. И выявило несоответствие некоторых положений устава фонда требованиям действующего законодательства РФ. Среди них пункт в уставе ФКР, допускающий его реорганизацию – вплоть до ликвидации, что по Гражданскому кодексу РФ недопустимо. Сейчас фонд в этой части вносит изменения в устав. По сути, минюст перекрыл умышленно оставленную калиточку, через которую могли безвозвратно утечь все собранные с населения деньги.

Вытягивает как может

Несмотря на то что подробные результаты всех проверок до сих пор не озвучены большой общественности, о них давно известно губернатору, который, к слову, является председателем попечительского совета Фонда капитального ремонта. Кстати, разбор полетов перед попечительским советом запланирован аккурат на начало марта, где фонд отчитается и о своей работе за 2016 год.

Губернатор же в ежегодном послании к депутатам губернской думы и жителям региона раскритиковал работу регоператора. В том числе он обратил внимание, что «у ряда подрядных организаций нет элементарного опыта». Но тут же назвал главной проблемой «низкую платежную дисциплину».

Уже через месяц ФКР показал, что критику первого лица губернии понял правильно: «По итогам первого месяца 2017 года собираемость взносов за капитальный ремонт в Самарской области достигла 101%»! «Среди городов 100% собираемость отмечена в Жигулевске, Чапаевске, в Сызрани – 93,1%, г.о. Кинель – 91,2%, г.о. Новокуйбышевск – 89,2%, г.о. Октябрьск – 90,2%, г.о. Отрадный – 99,8%, г.о. Похвистнево – 95,9%. Процент собираемости в г.о. Самара стал на уровне 96%, в г.о. Тольятти – 116%». Удивительный скачок. Вот только будет ли толк от того, что в закромах у фонда станет больше денег. Организация-то – некоммерческая, и за вольное распоряжение деньгами жителей Самарской области, как мы видим, серьёзной ответственности не несет.