Виды опасных работ на судне. Перечень судовых работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда

Приказом Минтрудасоцзащиты РФ № 367н от 5 июня 2014 г. введены в действие «Правила по охране труда на судах морского и речного флота».
Данные правила не распространяются на суда, занятые рыбным или аналогичным промыслами, а также на военные корабли и вспомогательные суда ВМФ. Для рыбопромыслового флота действуют «Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР» (утверждены Приказом Минрыбхоза СССР № 476 от 26.12.1990 г.). В части обеспечения живучести судна для судов рыбопромыслового флота можно также руководствоваться «Уставом службы на судах флота рыбной промышленности» (Приказ Роскомрыболовства № 140 от 11.10.1995 г.).
Более подробно об охране труда в пищевой и рыбной промышленности, включая особенности охраны труда и правила безопасности при работе на флоте можно прочесть в статье «Охрана труда в пищевой и рыбной промышленности» (нажмите для перехода по ссылке) .
Правила содержат требования ко всем работам, проводимым на судне всеми службами, включая требования по ОТ при проведении пассажирских операций, требования охраны труда при работах на специализированных судах (танкер, газовоз, химовоз, контейнеровоз, паром, суда портофлота, некоторые другие типы судов). Также целый раздел посвящен проектируемым, реконструируемым и вновь строящимся судам.
Новые Правила не отменяют «Правила техники безопасности на судах морского флота (РД 31.81.10-91 — в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)».
Некоторые положения Правил (организация охраны труда на судах).
Что должно быть на судне (перечень необходимых документов).
1) нормативно-техническая документация по охране труда;
2) учетно-отчетная документация: журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования, журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;
3) документы контролирующих надзорных органов: сертификаты на штормтрапы, акты испытаний штормтрапов, предохранительных поясов и страховочных концов, карты специальной оценки условий труда, сертификаты соответствия организации работ по охране труда;
4) документация по обучению вопросам охраны труда: журналы регистрации инструктажа по охране труда, удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда, сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.
На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).
Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.
Средства индивидуальной защиты.
За обеспечение членов экипажа СИЗ отвечает работник из комсостава, назначенное капитаном ответственным за организацию работ по ОТ на судне. Нормы выдачи СИЗ приведены в Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н. Также следует руководствоваться «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. N 357н, и нормами коллективного трудового договора.
Обучение членов экипажа.
Обучение по охране труда для членов экипажа организуется в полном соответствии с действующим законодательством РФ. В целом по организации (судоходной компании) за обучение отвечает работодатель (судовладелец), непосредственно на судне - капитан судна. Комсостав проходит обучение не реже одного раза в три года.
Обучение членов экипажа безопасным приемам и методам работы проводят руководители судовых служб, фиксируя это как инструктаж на рабочем месте.
Вводный инструктаж проводится комсоставом; для разового посещения - членом комсостава (руководителем соответствующей службы) или членом экипажа, сопровождающим посетителей и обеспечивающим их безопасность.
Стажировка проводится для всех рядовых членов судовой команды со стажем по профессии менее года, а также для членов экипажа, не работавших на данном типе оборудования, энергетической установки, по данной технологии, либо при изменении характера работы, или при перерыве более одного года. Длительность стажировки на рабочем месте установлена от двух до десяти смен. Если руководитель судовой службы считает целесообразным допустить работника к работе без стажировки - об этом делается запись в журнале инструктажа по охране труда. В этом случае руководитель берет под личный контроль работу такого члена экипажа в течение до десяти вахт.
Инструктаж по электробезопасности (в Правилах - «первичный инструктаж по вопросам электробезопасности на судне») проводится электромехаником. Если в штатном расписании отсутствует такая единица - инструктаж проводит старший (главный) механик, или лицо, его замещающее.
Работы повышенной опасности
Любые работы вообще выполняются только с разрешения руководителя работ. Работы повышенной опасности требуют получения разрешения на проведение.
Перечень работ (неполный), требующий получения разрешения на проведение:
1) выполняемые на высоте и за бортом;
2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;
3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.
Разрешение выдается в письменном виде и содержит следующие сведения:
1) наименование работы
2) ФИО и должность руководителя работы
3) время действия разрешения, сведения о проведении целевого инструктажа
4) сведения об осмотре оборудования (инструментов, приспособлений)
5) сведения об обеспечении СИЗ
6) ФИО и должность страхующего
7) сведения об оповещении вахтовой службы о работе
8) сведения о согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы.
В соответствии с приложением к Правилам (Перечень условных сигналов для работающих в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях):

  1. Одно подергивание или один удар (от страхующего) - «Как самочувствие?»
  2. Одно подергивание или один удар (от работающего) - «Чувствую себя хорошо»
  3. Два подергивания или два удара (от работающего) - «Мало воздуха»
  4. Три подергивания или три удара (от страхующего) - «Выходи»
  5. Три подергивания или три удара (от работающего) - «Выхожу»
  6. Частые подергивания (более трех раз) или удары (от работающего) - «Самостоятельно выйти не могу».

Подготовлено «Область на островах»


Приказ Минтруда России от 05.06.2014 N 367н "Об утверждении Правил по охране труда на судах морского и речного флота"
Правила по охране труда на судах морского и речного флота распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированных в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслом, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота.

Правила вводятся взамен:
- ;
- ;
- ;
- ;
- .

Содержание
Правила по охране труда на судах морского и речного флота
I. Общие положения
II. Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации
Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава
Система допуска к работе
Требования охраны труда при общесудовых работах
Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью, и другими средствами индивидуальной защиты
Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях
Требования охраны труда при передвижении по судну
Требования охраны труда при производстве якорных, швартовых и буксировочных работ
Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом
Требования охраны труда при эксплуатации судового электрооборудования
Требования охраны труда при проведении работ в машинно-котельных отделениях
Требования охраны труда при проведении пассажирских операций на море, на рейде и во льдах берегового припая
Требования охраны труда при судовых погрузо-разгрузочных работах
Требования охраны труда при работах на специализированных судах
Требования охраны труда при эксплуатации средств судовождения и связи
Требования охраны труда при производстве ремонтных работ на судне
Требования охраны труда при выполнении очистных и окрасочных работ на судне
Требования охраны труда при работе на камбузе и в продуктовых кладовых судна
Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда
III. Охраны труда для проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судов
Требования охраны труда, предъявляемые к рабочим и санитарно-бытовым помещениям и их оборудованию
Требования охраны труда при проектировании судового оборудования
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов-контейнеровозов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств баржебуксирных составов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств железнодорожных паромов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств лихтеровозов, лихтеров и судовых буксиров
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств нефтеналивных судов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов - газовозов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов технического флота
Требования охраны труда при проектировании средств обеспечения водолазных спусков
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств плавучих доков
Приложение к Правилам. Перечень условных сигналов для работающих в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях, и их значения

Перечень документов по охране труда, которые должны быть на судне
Перечень документов по охране труда, которые должны быть на судне
1. Нормативно-техническая документация - международные нормативные документы; - межотраслевые нормативные документы; - отраслевые нормативные документы;
2. Учетно-отчетная документация:
- ;
- ;
3. Документы контролирующих надзорных органов (акты, свидетельства):
- сертификаты на ;
- акты испытаний штормтрапов, предохранительных поясов и страховочных концов;
- карты специальной оценки условий труда;
- сертификаты соответствия организации работ по охране труда.
4. Документация по обучению вопросам охраны труда:
- ;
- удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний по охране труда;
- сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.
На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

18. На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;
2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;
3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

19. Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

1) наименование судовой работы повышенной опасности;
2) Фамилия, имя, отчество (далее - ФИО) и должность руководителя работы;
3) время действия Разрешения;
4) сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;
5) сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);
6) сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
7) ФИО и должность страхующего лица;
8) сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы;
9) ФИО исполнителя работы, время начала и окончания работы;
10) сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

Требования охраны труда при общесудовых работах

20. Работы на судах должны производиться в соответствии с требованиями Правил, инструкций по охране труда, правил технической эксплуатации судов, инструкций заводов-изготовителей по обслуживанию установленных на судне механизмов, оборудования и устройств, технологических карт, а также документов по безопасной эксплуатации механизмов, оборудования и устройств.
21. Каждый член экипажа судна должен быть обучен безопасным способам обслуживания механизмов и устройств, находящиеся в его заведовании.
22. В целях поддержания в порядке и исправности технические средства судна, устройства и средства борьбы за живучесть, оборудование и снабжение, индивидуальные и коллективные средства защиты, техническая документация, инструменты, принадлежности, а также помещения распределяются распорядительным документом по заведованиям среди членов экипажа судна.
23. Любые работы на судне выполняются только с разрешения руководителя работы.
24. Руководитель работы обязан принять первоочередные меры, обеспечивающие безопасность выполнения судовых работ:

1) обеспечить соблюдение мер безопасного производства работ;
2) провести инструктаж по охране труда при выполнении работ;
3) обеспечить освещение в соответствии с действующими нормами;
4) убедиться в удовлетворительном состоянии палубных покрытий;
5) проверить правильность применения приспособлений, инструментов и средств индивидуальной защиты, а также их исправность и надежность;
6) распределить работающих в соответствии с объемом и характером работы;
7) удалить с места работы лиц, не участвующих в данной работе;
8) обеспечить устранение утечки масла, топлива и других жидкостей в районе проведения работ;
9) обеспечить установку ограждений и соответствующее обозначение опасных мест в темное время суток;
10) обозначить место работы знаками безопасности, в необходимых случаях и до установки знаков безопасности назначить наблюдающих.

25. Во время шторма выход, перемещение и работы на открытой палубе судна допускаются только по распоряжению капитана. При этом перемещения должны совершаться группой в составе не менее двух человек с обязательным применением спасательных жилетов, защитных касок и предохранительных поясов со страховочными концами.
26. Открывать проемы в фальшбортах, убирать леерные ограждения для производственных нужд допускается только с разрешения вахтенного помощника капитана. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие падение людей за борт, в том числе установлены знаки безопасности. По окончании работ проемы в фальшборте должны быть немедленно закрыты, а снятые ограждения установлены на место и закреплены.
27. Запрещается черпать воду из-за борта судна, перешагивать и садиться на фальшборт, леерное ограждение, кнехты.
28. При ремонте двигателей, вспомогательных механизмов, электрооборудования, устройств и установок должно быть отключено подающееся на них питание (или приводные системы), а на пусковом устройстве этих механизмов и в других местах, откуда возможно осуществить пуск (распределительные щиты (далее - РЩ), пульты управления, посты управления, рубки), должны быть вывешены таблички с надписью «Не включать - работают люди». Снятие таблички с такой надписью допускается исключительно лицом, которым она вывешена.
29. При открытии клапанов и кранов подачи пара или горячей воды для безопасности следует находиться там, где можно избежать воздействия горячей струи.
30. Для освещения следует применять переносные аккумуляторные фонари или переносные светильники во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 12 В:

1) при осмотре, чистке, замерах уровня топлива в цистернах с горюче-смазочными материалами;
2) в помещениях хранения лакокрасочных материалов и баллонов с горючими газами;
3) при вскрытии и осмотре картеров двигателей, компрессоров, зубчатых передач, холодильных машин, где возможно скопление паров топлива, масла и газов взрывоопасных концентраций;
4) в балластных танках, коффердамах, грузовых танках, балластных цистернах, междудонном пространстве.

31. Запрещается открывать и закрывать клинкеты, вентили, краны ключами с удлиненными ручками, контрключами и трубами.
32. При снятии ограждений для выполнения определенного вида работ должны быть приняты меры для предупреждения утери крепежных деталей.
33. Запуск механизмов (устройств) на судне должен производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации механизмов (устройств) после предупреждения лиц, находящихся вблизи, о предстоящем пуске, а также при отсутствии на механизмах (устройствах) посторонних предметов. Пуск главных двигателей судна, связанный с проворачиванием гребных винтов, при стоянке судна в порту допускается после осмотра забортного пространства за кормой на предмет отсутствия там плавсредств и людей.
34. При обнаружении неисправности предохранительных устройств или сигнализации запуск механизмов запрещается. Если в процессе работы механизмов была обнаружена неисправность предохранительных устройств или сигнализации механизмы должны быть остановлены до устранения нарушений.
35. Мелкие повреждения корпуса, оборудования или оснастки судна (выступающие гвозди или шурупы, шатающиеся крепления или рукоятки, неровности или повреждения палубного покрытия, необработанные и расщепившиеся края деревянных изделий, заедающие), которые могут стать причиной травм и падений, должны быть устранены при обнаружении.
36. Рабочие места на судне, проходы и пути эвакуации к ним должны быть свободны от грузов и посторонних предметов, немедленно очищаться от пролитых нефтепродуктов и других веществ, вызывающих скольжение, систематически очищаться от снега и льда. Плиты настилов машинно-котельного отделения судна должны быть закреплены на месте, все вырезы в них закрыты.
37. Освещенность рабочих мест на судне должна соответствовать требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Запрещается снимать предохранительные колпаки со светильников для увеличения освещенности помещений и палуб судна.
38. Места, где временно вскрыт настил, должны быть ограждены, а в темное время суток освещены. Снятые листы настила должны быть уложены рядом с местом ремонта и закреплены, чтобы исключить самопроизвольное их перемещение.
39. Мигающие лампочки могут указывать на наличие дефектов в проводке или оборудовании, которые могут привести к поражениям электрическим током или пожару. Дефекты должны быть выявлены и устранены. Вышедшие из строя лампочки подлежат замене.
40. Предупредительные таблички, надписи и рабочие индикаторы должны быть легкоразличимыми и четкими.
41. Тяжелые предметы, особенно если они установлены над уровнем палубы судна, должны быть надежно закреплены с учетом движения судна. Мебель и другие предметы, которые могут упасть или сдвинуться в штормовую погоду, должны быть соответствующим образом закреплены.
42. Двери, горловины, лазы, крышки и люки грузовых и иных помещений судна как в открытом, так и в закрытом состоянии, должны надежно фиксироваться.
43. Судовое имущество, сменно-запасные части, переносной инструмент, приспособления и инвентарь судна должны располагаться на своем штатном месте и надлежаще закреплены. Крепление имущества следует проверять каждый раз после выполнения судовых работ, а также перед выходом судна в рейс и перед штормом.
44. Техническое состояние фальшборта и леерного ограждения судна необходимо постоянно контролировать и при необходимости ремонтировать. Ослабление креплений леерных ограждений или их повреждение должно быть немедленно исправлено, при этом подходы к поврежденному леерному ограждению необходимо закрыть.
45. Баллоны с аэрозолем, содержащие летучие и легковоспламеняющиеся компоненты, нельзя использовать или хранить вблизи открытого огня или других источников тепла, даже если баллон пуст.
46. Лакокрасочные материалы, бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости должны храниться в специальном помещении в плотно или герметично закрытой негорючей таре.
Запрещается хранить лакокрасочные материалы и легковоспламеняющиеся жидкости в полиэтиленовой и стеклянной таре.
47. Хранение легковоспламеняющихся материалов в машинном отделении запрещается.
48. На дверях помещений, в которых хранятся и применяются ядовитые вещества, лакокрасочные материалы, нефтепродукты, должны быть нанесены предупреждающие знаки безопасности. Двери таких помещений должны закрываться на замок, помещения вентилироваться.
49. При выполнении хозяйственно-бытовых работ на судне:

1) установленные в пищеблоке, прачечной, гладильне и других санитарно-бытовых и общественных помещениях оборудование, электроприборы для выполнения хозяйственно-бытовых работ должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей;
2) в случае обнаружения неисправности оборудования для выполнения хозяйственно-бытовых работ или его повреждения необходимо докладывать лицу, в чьем заведовании оно находится.
При этом запрещается устранять неисправности своими силами и приступать к работе с использованием этого оборудования до устранения выявленных неисправностей;
3) при прекращении подачи электроэнергии к оборудованию для выполнения хозяйственно-бытовых работ необходимо отключить пусковое устройство электрооборудования;
4) командный состав судна обязан контролировать и поддерживать в помещениях пищеблока исправность и регулярную работу вентиляции, контролировать наличие и исправность штормовых креплений в помещениях пищеблока, в столовой и кают-компании, уведомлять персонал пищеблока о приближении шторма.

50. При выполнении прачечных работ на судне:

1) стирка, сушка и глажение белья и специальной одежды разрешаются только в специально оборудованных для этих целей помещениях;
2) при использовании ручных утюгов или стационарных гладильных катков необходимо принимать меры предосторожности, чтобы избежать ожогов, отключать и ставить их в штатное положение всякий раз, когда пользователь выходит из помещения прачечной, обеспечивать рабочее место диэлектрическим ковриком;
3) замена сукна на прижимных или гладильных валках сушильно-гладильной машины должна производиться при ее остановке, выключенном электродвигателе и охлажденных валках;
4) при использовании химикатов для сухой чистки необходимо выполнять меры предосторожности, указанные в инструкции по применению химикатов;
5) при сушке одежды нельзя развешивать ее непосредственно на нагревателях или вплотную к ним и сушить в машинном отделении.

51. В ванных и душевых комнатах необходимо иметь либо нескользящий мат, либо препятствующие скольжению укрепленные решетки под душем, либо резиновый коврик.
52. В душевых и ванных комнатах поручни, оборудование и палубное покрытие (кафель или иной материал) должны быть в исправном состоянии.
53. При выполнении уборочных работ на судне:

1) применяемые электроприборы включать в сеть и выключать необходимо сухими руками, разборку и чистку электроприборов производить только после отключения от электросети;
2) мытье и протирку подволоков, высоко расположенных светильников, иллюминаторов, а также верхней части переборок следует производить при помощи специальных (на удлиненных или телескопически вдвигающихся ручках) зажимов для тряпок, губок, щеток;
3) при качке судна уборка помещений на высоте более 2 м не производится;
4) не разрешается для протирки, мытья высоко расположенных объектов вставать на случайные и не обладающие устойчивостью предметы. При стоянке судна в порту разрешается при небольшой высоте объектов уборки вставать на устойчивые (высотой не более 500 мм табуретки (банкетки);
5) мытье поверхностей внутренних помещений судна следует производить в резиновых перчатках;
6) сухую протирку электропроводки, электроприборов, осветительной арматуры следует производить при отключенном электропитании.

При невозможности отключения электропитания необходимо надевать диэлектрические перчатки. Влажную протирку электропроводки следует производить обесточив ее, а электроприборы и светильники отключив от сети.
54. При выполнении работ с применением химикатов на судне:

1) при технической эксплуатации судового оборудования для мойки, обеззараживания и дезинфекции химикаты должны храниться в специально отведенных помещениях, оборудованных согласно проектно-технической документации. Персонал, использующий химикаты, должен быть обучен безопасным приемам и методам работы с химикатами, применять средства индивидуальной защиты кожного покрова, зрения и органов дыхания;
2) на борту судна должна находиться разработанная и согласованная в установленном порядке работодателем (судовладельцем) инструкция по применению химикатов, содержащая сведения о физико-химических свойствах, токсическом действии препарата на организм человека, вопросы производственной санитарии и меры безопасности;
3) химикаты необходимо хранить в собственной упаковке или в других упаковках, снабженных соответствующими этикетками с их наименованием.
Химикаты должны храниться в закрытом, хорошо вентилируемом, помещении;
4) необходимо применять СИЗ;
5) запрещается принимать на борт судна, использовать химикаты, находящиеся в таре, без информационной этикетки, инструкции по их использованию.

55. Покрытие палубы в спортивных залах (каютах) не должно быть скользким.
Зону плавательного бассейна следует оснастить предупредительными знаками и надписями, запрещающими плавание в одиночку, а также ныряние в бассейн. В случае штормового предупреждения бассейн должен быть осушен.

Приветствую, друзья! Предлагаю вашему вниманию аналитическую заметку по новым правилам по охране труда на судах речного и морского флота и сами правила в формате MS Word соответственно.

Правила по охране труда на судах морского и речного флота были утверждены Приказом Минтруда России от 05.06.2014 № 367н и зарегистрированы в Минюсте России 04.08.2014 под номером 33445.

Настоящие правила действуют с 02.06.2015 года.

Ключевые вопросы по теме:

Для чего приняты новые правила охраны труда на судах?
Кто будет проверять соблюдение правил?
Что нового появилось в правилах и какова их структура?
Какие обязанности и ответственность установлены в области охраны труда?
Какие требования установлены к проведению работ повышенной опасности?

ПРАВОВАЯ БАЗА

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Для чего приняты новые правила охраны на судах морского и речного флота.

Современные правила по охране труда, учитывающие как национальные, так и международные требования, – важнейший элемент безопасных условий труда на судах. В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ от 23 февраля 2006 г. «О труде в морском судоходстве» были разработаны и утверждены Правила по охране труда на судах морского и речного флота (далее – Правила). Указанный документ введен приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н, зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 г. № 33445 и вступает в силу 2 июня 2015 года. Правила воплотили в себе также положения Свода правил МОТ 2001 г. «Предупреждение несчастных случаев на судне в море и порту».

Новые правила приняты с целью не только реализовать в России международные нормы, но и систематизировать законодательство по охране труда на судах. С момента вступления Правил в силу перестанут действовать:

  • РД 31.81.10-91 «Правила техники безопасности на судах морского флота»;
  • Правила безопасности труда на судах речного флота (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 242);
  • РД 31.87.02-95 «Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников плавающего состава судов морского транспорта»;
  • РД 31.81.01-87 «Требования техники безопасности к морским судам»;
  • Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию (утверждены распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 г. № НС-59-р).

Правила распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслом, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота РФ.

КТО БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ?

Надзор за соблюдением Правил будет вести федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). Ростехнадзор и прочие ведомства отношения к этому не имеют. Общественный контроль будет проводиться уполномоченными представителями профсоюза. Как правило, это руководители, технические и правовые инспекторы труда.

Контроль за соблюдением Правил на рабочих местах членов экипажей судна организует работодатель (судовладелец). Непосредственными исполнителями будут специалисты служб (отделов) охраны труда, безопасности мореплавания, механико-судовых служб.

ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ И КАКОВА ИХ СТРУКТУРА?

Правила состоят из трех частей.

  1. Общие положения.
  2. Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации.
  3. Охрана труда на проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судах.

Воплощая международные требования, в правила ввели новые разделы.

  1. Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава.
  2. Система допуска к работе.
  3. Требования охраны труда при общесудовых работах.
  4. Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
  5. Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях.
  6. Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом.
  7. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда.

Впервые в правилах указали, какие документы должны находиться на судах.

  1. Система управления охраной труда на судне.
  2. Нормативно-техническая документация по охране труда.
  3. Учетно-отчетная документация.
  4. Документы контролирующих надзорных органов.
  5. Карты специальной оценки условий труда.
  6. Сертификаты соответствия организации работ по охране труда.
  7. Документация по обучению вопросам охраны труда.
  8. Копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

На судах, совершающих международные рейсы, с валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн дополнительно нужно иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

Еще одно новое положение, не отраженное в прежних правилах, – возможность создания на судне по инициативе работодателя (судовладельца) и (или) по инициативе работников либо их представительного органа комитетов (комиссий) по охране труда. Впрочем, оно перекочевало из статьи 218 Трудового кодекса.
В Правилах также рассматриваются особенности обучения и проверки знаний экипажей судов, обеспечение членов экипажа судов специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Данные разделы не заменяют, например, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», а только уточняют некоторые особенности применения законодательства в судовых условиях.

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УСТАНОВЛЕНЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА?

Правилами установлены обязанности и пределы ответственности судовладельца и командного состава в области охраны труда.

Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

  • наличие системы управления охраной труда;
  • регулярное инспектирование всех рабочих мест;
  • выявление, оценку рисков, управление ими, информирование членов экипажа о них;
  • безопасность членов экипажа при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;
  • наличие подготовленных в установленном порядке специалистов по оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа;
  • рассмотрение всех поступающих с судна предложений о мерах по созданию безопасных и здоровых условий труда;
  • наличие необходимых документов по охране труда;
  • организацию работы судовых комитетов по охране труда (при их наличии);
  • разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению судовых работ;
  • обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитанов, лиц командного состава и членов экипажа.

Капитан обеспечивает:

Ответственный за организацию работ по охране труда на судне должен:

  • вести судовую документацию системы управления охраной труда;
  • совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа СИЗ;
  • участвовать в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа;
  • участвовать в работе судового комитета по охране труда;
  • участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

Руководители судовых служб обеспечивают соблюдение Правил в своих подразделениях . Они же организуют обучение членов экипажа судов своей службы или подразделения безопасным приемам и методам работы.

Кроме того, капитан и командный состав должны следить за тем, чтобы:

  • все механизмы, устройства, системы и оборудование эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации, правил технической эксплуатации;
  • все механизмы, устройства, системы и оборудование осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями, правилами технической эксплуатации;
  • при работе механизмов и другого оборудования судна все движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;
  • проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

Члены экипажа обязаны:

  • сообщать своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также обо всех нарушениях правил и инструкций по охране труда;
  • использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;
  • выполнять требования инструкций по охране труда;
  • при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

  • выполняемые на высоте и за бортом;
  • выполняемые с использованием изолирующих СИЗ в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров;
  • связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
  • связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
  • выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
  • связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
  • выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов и требующие оформления разрешения.

Правилами установлено, что для проведения таких работ необходимо иметь определенный перечень документов и получить специальное разрешение. Перечень должен быть утвержден работодателем (судовладельцем).

В Правилах закреплены требования к содержанию разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности (далее – Разрешение). В нем должно быть отражено:

  • наименование судовой работы повышенной опасности;
  • Ф.И.О. и должность руководителя работы;
  • время действия Разрешения;
  • сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;
  • сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);
  • сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • Ф.И.О. и должность страхующего лица;
  • сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя и исполнителя работы;
  • Ф.И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

Форма Разрешения не приведена намеренно, поскольку это позволяет, не меняя действующего на судне вида документа, при необходимости внести в него дополнения.

На этом у нас всё. До новых заметок!

Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы

Во время стоянки судна у причала вахтенный матрос должен постоянно находиться у трапа. Обязанности вахтенного матроса:
- должен быть одет согласно установленной форме и иметь нарукавную повязку ли бэйджик;
- должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки. Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления. При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком;

Категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос должен вызвать вахтенного помощника и спросить у него на это разрешение.
Вызов помощника осуществляется двумя звонками или по радиостанции. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу;
- должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна;
- в течение всей вахты матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику и затем действует по его указанию;
- при выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает вахтенного помощника;
- при сходе капитана с борта и возвращении его на судно подается три звонка. По этому сигналу вахтенный помощник немедленно выходит к трапу;
- вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения помощника, пропускать на борт посторонних лиц. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает помощника, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна. Документ, удостоверяющий личность прибывшего, хранится у помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна. Вахтенный помощник обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо помощник. Если постороннее лицо при оставлении судна никто не сопровождал, то вахтенный матрос обязан доложить об этом помощнику;
- смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии вахтенного помощника. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях вахтенный матрос немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.
При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.


Виды опасных работ, допуск к ним.

На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;

2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

1) наименование судовой работы повышенной опасности;

3) время действия Разрешения;

4) сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;

5) сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);

6) сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;

7) Ф.И.О. и должность страхующего лица;

8) сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы;

9) Ф.И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;

10) сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.