Человек как гражданин своей страны. Сообщение « Что значит быть гражданином? Владельцев такой награды в мире - единицы

Вопрос 1. Кто такой гражданин? Что такое гражданство? Можно ли человека лишить гражданства? Что значит быть достойным гражданином России?

Лишение гражданства – прекращение гражданства данного государства у конкретного физического лица по решению государственных органов (чаще всего) вопреки желанию этого лица. Лишение гражданства – это крайняя мера, к которой прибегает государство обычно тогда, когда поведение гражданина не согласуется с интересами и законами государства.

Быть достойным гражданином значит любить свою Родину и быть патриотом. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.

Вопрос 2. Изучив отрывок из Закона «О гражданстве Российской Федерации», дайте консультацию человеку, который захотел стать гражданином России, но ему отказали в этом. По каким основаниям это могло быть сделано?

Отклоняются заявления о приёме в гражданство Российской Федерации поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации;

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Вопрос 3. Объясните смысл понятий: «гражданин», «гражданство».

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь, гражданин соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства.

Вопрос 4. На каком основании приобретается гражданство России? Возможно ли человека против его воли лишить российского гражданства?

В нашей стране действует Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». В нём закреплены правила, в соответствии с которыми человек становится гражданином России или перестаёт им быть. Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приёма в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям.

По Конституции РФ нельзя лишить человека гражданства, более того, государство берёт на себя заботу о своих гражданах, даже тех, кто находится за границей.

Вопрос 5. Какими качествами должен обладать гражданин?

Быть гражданином Отечества означает стать активным участником общественной жизни, включаясь в решение важных вопросов во имя процветания и развития своей Родины. Гражданин всегда гордится своей страной, он чтит её историю, памятники культуры, помогает старшим и людям, которые нуждаются в поддержке, а сам становится успешным, получив образование и профессиональный опыт.

Вопрос 6. Приведите примеры проявления патриотизма в современной России.

Доктора Леонида Рошаля журналисты зовут «детским доктором мира». Ему звонят из любой точки Земли и просят о помощи, если там пострадали дети. Прошли более 20-ти экспедиций Рошаля и команды его единомышленников в районы катастроф. Он помогал справляться с последствиями землетрясений в самых разных концах земли: в Египте, Турции, Индии. Он спасал детей после железнодорожной катастрофы возле Уфы, взрыва завода в Усть-Каменогорске, террористического акта в Каспийске. Леонид Рошаль говорит: «Дети - лучшие люди в мире. Я лечу их вне зависимости от того, какой они национальности, каких политических и религиозных убеждений их родители».

Практикум

1. Продолжите фразы. Быть патриотом - это... сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

Быть достойным гражданином - это значит... стать активным участником общественной жизни, включаясь в решение важных вопросов во имя процветания и развития своей Родины.

3*. Согласны ли вы с высказыванием президента США Джона Кеннеди (1961-1963): «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для неё». Свой ответ аргументируйте.

Да. В этом выражении выражается патриотизм. Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

4*. Во времена СССР композитор Оскар Фельцман и поэт Игорь Шаферан сочинили песню, в которой были такие слова: «Раньше думай о Родине, а потом о себе...» Согласны ли вы с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

В первую очередь нужно всегда думать о Родине. В этих строчках выражается патриотизм.

Существуют несколько значений понятия "гражданин". Широкий общегуманитарный смысл примерно равен понятию "патриот", а узкий смысл связан с политико-правовым статусом человека.

Что значит "быть гражданином" в юридическом смысле

В узком, юридическом смысле (публичное право) гражданин - это лицо, находящееся в устойчивой политико-правовой связи с государством, выражающейся через взаимные права и обязанности. Поэтому правильнее будет задавать вопрос: "Что значит быть гражданином государства?", а не "Что значит быть гражданином страны?". Поскольку "страна" - это больше географическое понятие, тогда как "государство" - политико-юридическое. Граждане и неграждане существовали, к слову, и в древнегреческой демократии и в римской античности. Гражданство обычно связано с такими политическими правами как избирать и быть избранным, занимать определенные посты, быть под защитой государства, а обязанностью гражданина почти везде является военная служба. Соответственно отвечая на вопрос: "Что значит быть гражданином России?", - мы говорим - это значит иметь определенный юридический статус, подтвержденный документами, а также права и обязанности по отношению к Российской Федерации. Конституция РФ провозглашает следующие принципы для граждан:

  • правовое равенство всех граждан в независимости от того, каким образом приобретено гражданство (по рождению, в результате приема гражданства РФ, в результате восстановления в гражданство РФ, по другим основаниям)
  • запрет на лишение гражданства
  • право на изменение гражданства, наличие двойного гражданства
  • защита граждан РФ, находящихся за пределами государства
  • единство гражданства на все территории РФ

Гражданин - это также субъект гражданского права, правовой статус которого урегулирован Статьей 2 Гражданского кодекса РФ.

Что значит быть законопослушным гражданином?

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что быть законопослушным гражданином - значит выполнять законы того государства, где вы получили гражданство. Однако, на наш взгляд, нужно учитывать, что помимо буквы существует еще и дух закона. Следовательно, законопослушный гражданин - это тот, кто следует духу закона, связанному с понятием общеморальных ценностей, справедливости, честности и порядочности. По крайне мере, если будучи школьницей, я бы открыла дневник и увидела там задание: "что значит быть гражданином сочинение", то я развивала бы в своей работе именно эту мысль.

И именно с такой трактовкой данного понятия связано второе, более широкое значение достойного поведения гражданина. Гражданин, это, прежде всего, патриот своей страны, который любит ее, готов защищать, переживает за события, происходящие в государстве, с теплотой относится к своим согражданам. Гражданин имеет активную позицию по общественным вопросам, участвует в делах, которые касаются всего общества. Отсюда такие выражения как "гражданская позиция", "гражданское общество". С распространением либеральных ценностей и такой формы государственного правления как республика в истории понятие "гражданин" стало противопоставляться понятию "поданный". Подданство предполагало личную преданность монарху. Хотя сегодня второе понятие и употребляется в монархиях (Япония, Великобритания и т.д.), но обычно является либо синонимом слова "гражданин", либо составляющей ритуалов. Именно такого неравнодушного человека стоит воспринимать как действительно гражданина, а не простого статиста с юридическим документом.

Надеемся, что наш текст поможет вам разобраться в этом понятии или хотя бы даст отправную точку для размышления.

Классный час « Что значит быть гражданином России?»

Цель: формирование у воспитанников представлений о юридическом и духовно-нравственном смысле понятий «гражданин», «гражданство», «гражданский поступок», «патриотизм»

Задачи: способствовать нравственному развитию личности младших школьников, воспитывать чувство любви и уважения к своему Отечеству, к малой родине; расширить словарный запас и активизировать речевое общение по теме; формировать приёмы умственной деятельности-умения анализировать, сравнивать, обобщать; создавать условия для развития познавательного интереса учащихся.

Понятийный словарь: гражданин, российское гражданство, гражданский поступок, Конституция, права, обязанности, символы государства, патриотизм, Отечество, малая родина, жертвовать жизнью.

Оборудование: слайд-презентация «Что значит быть гражданином России?»; Конституция РФ 1993г.; Паспорт РФ; ленточки- триколор; план для рассказа « Моя малая родина»; ситуативные карточки, Памятка «Как вырасти достойным человеком и гражданином».

Ход занятия

    Организационный момент.

Добрый день . Я рада всех вас видеть здесь. Сегодня у нас час общения. Мы будем много работать, говорить, обсуждать, высказывать свою точку зрения. Начать классный час мне хочется со стихотворения М. Танича

Родина моя, что будет и что было — Все пополам с тобою разделю Вовсе не затем, чтоб ты меня любила, Просто потому, что я тебя люблю.

II . Основная часть

1. Вступительное слово воспитателя. Целеполагание.

— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? (высказывания воспитанников)

— Прочитайте тему нашего занятия: «Что значит быть гражданином России?».

— Почему стоит знак вопроса? (слайд 2)

— Я хочу, чтобы на занятии мы вместе с вами нашли ответы на этот вопрос. Предлагаю вам поговорить о том, кто такой “гражданин России”, какого человека можно так назвать? Являетесь ли вы гражданами России, любите ли вы нашу страну, свою малую родину, гордитесь ею? Мы будем отвечать на эти вопросы и по ходу занятия составлять схему (формулу): «Что значит быть гражданином России».

У каждого из нас есть несколько ролей. Например, я – учитель, воспитатель, мама, дочка, жена. Назовите ваши роли. Но вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

3. Беседа (по ходу беседы составляется схема «Что значит быть гражданином России»)

Определение первой составляющей схемы

— Рассмотрите 1 страницу паспорта гражданина РФ. Что написано под гербом? (Паспорт гражданина Российской Федерации)

— Значит, чтобы быть гражданином России, необходимо иметь российское гражданство.

В нашей стране есть закон «О гражданстве РФ». В законе говориться, что гражданство детей зависит от гражданства родителей. (ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет. У детей до 14 лет гражданство такое же, как у родителей. А у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

— Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах?

Ответы детей: построены школы, где ведется бесплатное обучение, медицинская помощь оказывается бесплатно, существуют различные льготы, например льготный проезд на транспорте для школьников и др.)

— Что мы добавим в нашу схему? (слайд 3)

Определение второй составляющей схемы

— Как вы считаете, достаточно иметь паспорт и российское гражданство, чтобы называться достойным сыном своего отечества? (высказывания воспитанников)

— Прочитайте на слайде, что означает слово «гражданин» (гражданин Российской Федерации — это человек, который имеет российское гражданство, права и обязанности, записанные в Конституции» (слайд 5)

— Что такое Конституция РФ? (слайд 6)

— Что записано в Конституции? (как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы герб, гимн и флаг государства, его столица, как избирается президент и др.)

— А что ещё записано в Конституции? (права и обязанности граждан)

— Какие важнейшие права вы можете назвать? (слайд 7)

Ответы детей: право на жизнь, на образование, медицинскую помощь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, на жилище, свободу слова, свободу совести, и т.д.

— Как понимаете выражение слов из Конституции: «Все граждане нашей страны равны перед законом»? (отвечают за свои поступки одинаково, независимо от того, какого ты происхождения, кем работаешь, как ты живёшь, какой ты национальности, какого пола, на каком языке говоришь, какого вероисповедания) (слайд 8)

— Что относится к основным обязанностям гражданина России? (слайд 9)

(соблюдать Конституцию и законы России. Уважать права и свободы других людей. Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании и образовании, заботиться об исторических и культурных памятниках)

— Что мы добавим в нашу схему? (Иметь права и выполнять обязанности, записанные в Конституции РФ) (слайд 10)

Определение третьей составляющей схемы

— Как вы думаете, настоящий гражданин России должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике?

— Какие гос. символы вы знаете, назовите их. (флаг, герб, гимн)

— Что из себя представляет флаг РФ?

— Что означает каждый цвет? ( Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага) (слайд 11)

— Найдите лишнее слово и обоснуйте выбор: флаг, стяг, знамя, триколор, гимн.

— Что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя).

— Когда исполняется гимн РФ? (Звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей субъектов после принесения им присяги, во время официальных церемоний, проведения воинских ритуалов, ежедневно – перед началом и по окончании вещания, перед началом спортивных соревнований, во время подъема государственного флага РФ)

— Как надо вести себя, когда звучит гимн? (При исполнении государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя , поворачиваясь к нему лицом) (слайд 12)

— Вспомните первый куплет гимна.

Где можно видеть изображение герба РФ? (Государственный Герб Российской Федерации изображается на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это — святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости, победы добра над злом) (слайд 13)

— Что мы добавим в нашу схему? (Гражданин должен знать и уважать символы государства) (слайд 14)

Определение четвертой составляющей схемы

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием любви к Родине, патриотизма, гордости, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину.

— А что такое Родина для вас? (высказывания воспитанников)

— Расскажите о своей малой родине по плану:

1. Какое место в России ты считаешь своей малой родиной и почему.

2. Кто из родных и близких живет на родине.

3. За что ты любишь родные места. Какая там природа.

4. Назови самые любимые места

— Малая родина у всех вас своя, а вот страна Россия, где мы живем, у нас общая. (слайд 16)

Физкультминутка. Игра в города

— Представьте, что мы совершаем путешествие на самолете над Россией. Чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 часов. С высоты мы увидим крупные города и реки. Назовите их.

Участники игры встают в круг. По ходу игры передается из рук в руки ленточка-триколор.

Площадь РФ составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал в мире по запасам пресной воды, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на — Камчатке наступает полночь. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ёе населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 39 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 о6ластей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

— Некоторые из вас бывали в Москве. Расскажите, что больше всего вас удивило?

— Как по- другому можно назвать этот город? (столица, главный город страны, сердце Родины)

— Что мы добавим в нашу схему? (Любовь к родной природе, земле, близким людям, к своей Родине) (слайд 17)

Определение пятой составляющей схемы

— Мы не раз говорили, что наша Родина- это не только цветущие сады и ласковое море. Очень много людей в нашей стране живут в нужде и бедности. Много бомжей, детей — сирот, живущих в подвалах и умирающих от голода и страшных болезней. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы.

Одни люди равнодушны к бедам других, безразличны к происходящему в стране. Но настоящий гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему. Он понимает, что без его действий ничего не изменится. Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. Это называет « гражданское поведение».

Можно равнодушно смотреть, как гибнет природа от рук человека, а можно в сажать деревья, никогда не бросать бумажки на землю, очищать лес и берега рек от мусора. Можно делать добрые дела- помогать старым людям.

— Приведите примеры гражданского поведения. Что можете сделать вы?

Тренинг.

— Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Приехали в лес отдохнуть, а поляна завалена мусором…..

— Что мы добавим в нашу схему? (Слайд 18 — переживает боль и трудности своей Родины, стремиться изменить её к лучшему — гражданское поведение).

Определение шестой составляющей схемы

— Прочитайте 6-ю составляющую нашей схемы: быть патриотом России (слайд 19)

— Что значит быть патриотом? (гордиться своей страной, защищать её, отдавать жизнь за Родину)

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России. А в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.

Во время ВОВ солдаты, дети, женщины, старики совершали героические поступки и отдавали свою жизнь ради Победы. И в наше мирное время мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

— Кто сегодня защищает Родину, иногда ценой жизни? (Люди опасных профессий: военные, милиционеры, спасатели и обычные люди, готовые прийти на помощь)

Итог занятия.

Удалось ли нам ответить на вопрос, который стоял в начале нашего классного часа: «Что значит быть гражданином России»?

— Каким должен быть настоящий гражданин?

— Можно ли добавить в нашу схему что-то ещё? (Знать и любить свой родной язык, изучать историю страны, быть честным и смелым, трудолюбивым, хорошо учиться и работать на благо своей Родины и т.д.)

— Можете ли вы себя называть гражданином России? Что можете сделать вы, чтобы наша страна была лучше?

— Кто был активным на занятии? Оцените свою работу.

Мария Тумашева

Цель : уточнить представление детей о России как о родной стране, объяснить

Детям понятие «гражданство » , воспитывать гражданско -патриотические чувства. Довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства , в котором он живет;

Активизировать словарь : гражданин России , свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын своего Отечества.

Материалы и оборудование : Символика России : флаг РФ, герб, аудиозапись гимна

оссии, символ права, глобус, портрет Ю. А. Гагарина, магнитофон

Предварительная работа : Ознакомить детей с государственными символами нашей Родины.

Домашнее задание : рассмотреть свои свидетельства, паспорта родителей.

Ребята, в какой стране мы живем (в России) . Посмотрите на глобус. Как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живет так много разных народов, как в нашей. Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гербы и


лаги. Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном. Мы – россияне, граждане своей страны . Гражданин России – это человек, который родился или постоянно проживает на территории России, имеет паспорт гражданина России , пользуется защитой нашей страны, а также правами гражданина . Вы граждане России с момента рождения. Это значит , что вы находитесь под защитой нашего государства.

Назовите отличительные символы нашего государства (флаг, герб, гимн) . Вспомните, что означают цвета российского флага (ответы детей)

Дети читают стихи В. Степанова :

Флаг России.

«Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет».

Герб России.

«У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток


Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный».

Назовите город – столицу нашей Родины (ответ)

«Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которая любит тебя».

Ребята, как называется главная песня страны (гимн)

Гимн – это торжественная песнь Родины. Он прославляет народ и Родину. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудиться для общего счастья. Давайте прослушаем главную песню Родины стоя (дети встают и слушают гимн)

Великий русский поэт – Н. Некрасов – спрашивал : «Что такое гражданин - и сам же отвечал : «Отечества достойный сын!» . Как вы понимаете выражение : «Быть достойным сыном Отечества?» (свободные ответы)


У Константина Ушинского есть чудесное произведение, которое называется «Наше Отечество» , послушайте :

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку наши отцы и деды наши.

Родиной мы зовем ее, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».

Скажите, кто такой Ю. А. Гагарин? Можем ли мы его назвать достойным сыном нашего Отечества? Почему (ответы детей)

Можно ли назвать гражданином ленивого человека , не выполняющего свои обязанности, не желающего жить по законам своей страны, не уважающего права других людей? Что можно сказать о таком человеке (ответы детей)

Посмотрите на этот портрет – это всем известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Про него говорят : «Это солнце русской поэзии» .Какие сказки Пушкина вы знаете(«Сказки о царе Салтане» , «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.)

-«Давайте знакомую книгу откроем

И снова пройдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, опять подружиться»(просмотр иллюстраций, чтение отрывков из произведений) .

Назовите качества характера человека, которые необходимы достойному


ражданину (смелый, честный, мужественный, справедливый, порядочный, доброжелательный)

У поэта Степанова есть стихотворение, с которым нас познакомит Наташа М., пожалуйста,:

Российская семья.

«Живут в России разные народы с давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна».

Когда вы родились, ваши родители зарегистрировали, т. е. записали вас, дав


мя и свою фамилию в специальном учреждении – загсе. Родители показали и как бы представили вас государству как новых граждан . С рождением у вас появилось право на заботу и охрану со стороны государства. Вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. В нем записано, что вы – граждане своей страны , граждане России . Вспомните, что записано у вас в свидетельстве(1-2 свидетельства)

Этот документ отличает вас от всех других детей, подтверждение того, что вы не похожи на других, но все вы граждане России . Когда вы станете совершеннолетними, вы получите паспорт. (показ паспорта)

Какие права есть у детей? Для чего человеку знание своих прав (Ребенок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и защитить их)

Каждый россиянин – гражданин своей страны , он должен гордиться своей прекрасной, могучей страной, любить свою Родину с самого детства.


А что вы, ребята, можете уже сейчас сделать для России (ответы)


Правильно, надо хорошо учиться, дружить друг с другом, не мусорить на улице, помогать дома родителям, бережно относиться к природе.








Много ли значит для современной молодёжи величие русской культуры? Гораздо больше их привлекает комфорт и красочные картинки Европы, благополучной и сытой на первый взгляд. Беспокоит ли родителей мировоззрение своих детей, растущих на западных фильмах и поп-музыке? Ведь именно в детстве закладывается чувство принадлежности своей стране.

Что же такое гражданин России? Конечно, человек, считающий себя гражданином своей страны, должен знать её гимн и главные события её исторического развития. А все ли молодые люди потрудились выучить гимн и вникнуть в его слова? А знания по истории России при современном уровне обучения у выпускников школы очень скудны, а бывает, что и полностью отсутствуют (ничего не закрепилось в сознании из учебного материала).

Чувство гражданина России - это любовь к ней как к великой стране и как к своей малой родине. Любовь выражается в стремлении больше узнать об истории своего государства и об истории своего края. Любовь к родине побуждает человека к бережному отношению культурного наследия России, уважению к памятникам, историческим местам. Мы же нередко видим монументы, варварски раскрашенные баллончиками. Где уважение к делам наших выдающихся предков? Молодые люди нередко ведут себя как манкурты.

Гражданин своей страны всегда гордится славными делами и подвигами предков, как государственных деятелей, так и простых граждан. Благодарная память обязательно должна быть в потомках, иначе страна ослабеет сначала духовно, а потом по всем составляющим. Особая благодарность в юных гражданах России должна быть к тем, кто выстоял в лихолетье Великой Отечественной войны, промерзал в окопах или ковал Победу в тылу. А разве не заслуживают благодарности те, кто поднимал страну из разрухи и делал всё для её процветания? А те, кто просто работал на совесть, не оглядываясь на свою маленькую зарплату? Эти люди достойны уважения, на них не только страна, но и земля держалась.

Если ты считаешь себя гражданином России, то не забывай о тех, кто прошёл с честью все испытания, выпавшие на долю нашего народа, уважай и знай историю родной страны, не будь безучастным к её нынешнему состоянию: политическому, культурному и экологическому.