Перевозка пассажиров с иностранными правами. Водители-мигранты поплатились за язык 

За 2017 год в России произошло 169,4 тыс. аварий с пострадавшими, в которых погибло 19 тыс. человек (-6% по сравнению с 2016 годом) и 215,3 тысячи (-2,6%) было ранено. Это данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД России.

Показатели, конечно, дикие. Считайте, что каждый год в России вымирает небольшой город величиной примерно с Новый Оскол, а всё население Пскова попадает в больницы.

При этом Научный центр обращает внимание на такую тенденцию, как "ухудшение ситуации, связанной с аварийностью из-за нарушения ПДД водителями–гражданами стран СНГ". В 2016 году в четырёх из каждых пяти аварий участвовали водители, которые являются гражданами стран СНГ. В 2017 году число таких ДТП выросло на 4,2% (до 4,2 тыс.), в них погибло 524 человека и почти 6 тысяч было ранено.

Как напоминает "Коммерсантъ" , в прошлом году гражданам Белоруссии и Киргизии разрешили работать водителями на территории РФ, не сдавая экзамены в ГИБДД. Для того, чтобы водить машину в России, им достаточно прав, полученных у себя на родине.

Главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей Александр Лыткин подчеркивает "фундаментальные различия" подготовки водителей в разных странах.

"У нас даже при всех имеющихся проблемах все-таки подготовка профессиональная. Человек должен пройти курс в автошколе, сдать экзамен, потравив на это средства и время, – говорит господин Лыткин. – А в некоторых странах СНГ весь процесс обучения, по сути, формальность, а права получают по договоренности".

Александр Лыткин напоминает, что по закону "О безопасности дорожного движения" юрлицам запрещено нанимать на работу граждан с иностранными правами. "Как они попали за руль? Не думаю, что по итогам хотя бы одного из ДТП была проведена проверка", – говорит он.

"Ъ"


Вообще, статистика немного странная. С одной стороны, в МВД говорят, что в 4/5 всех аварий на российских дорогах участвовали мигранты. С другой, гибнет в этих авариях только 1/36 от общего числа жертв ДТП. Может быть, всё дело в большом числе ДТП без пострадавших, которое переворачивает эту статистику? Этого мы не знаем.

Проблема в том, что ГИБДД у нас пытается найти виновных в этой ситуации. На самом же деле виноваты сами гаишники. Всё, чем они занимаются (как правило, в тесном сотрудничестве с муниципальными/региональными/федеральным и чиновниками), – это вредительство и показуха, это поиск мнимых врагов. А враги всё это время находятся в зеркале.

Они неправильно проектируют улицы, мешают развивать общественный транспорт и делать удобными города. Они создают такую городскую среду, которая провоцирует людей нарушать правила и подвергать свои жизни опасности. Вместо того, чтобы сделать нормальные переходы и принять меры по успокоению трафика, они зовут попа и . А пешеходов в собственной гибели. Теперь вот очень кстати подвернулись мигранты с неправильными правами.

А вы как относитесь к этой ситуации?

Просмотры: 767

С 1 июня текущего года вступили в силу законодательные поправки, направленные на обеспечение безопасности транспортного движения на дорогах Российской Федерации. Согласно их содержания, профессиональным водителям общественного транспорта и таксистам необходимо было до 1.06.2017 переоформить действующие водительские удостоверения, либо сдать предусмотренные экзамены в одной из автошкол. Отныне по дорогам РФ можно ездить только с российскими правами. В свою очередь, работодателям запрещен прием на работу тех лиц, которые имеют иностранные водительские права . За нарушение действующего законодательства их будут штрафовать на сумму в 50 тыс. рублей. Данное нововведение не затрагивает прав граждан, использующих частный автомобиль для личных целей. Следует отметить, что поправки к законодательству и кодексу о правонарушениях были внесены на рассмотрение и приняты еще в 2013 году. При этом, вступление нормы в практическое действие дважды откладывалось. Это объяснялось тем, что транспортные предприятия и профессиональные водители-иностранцы не были готовы к нововведению. Исходя из этого, были риски возникновения сбоев в обществено-пассажирских перевозках.

В марте текущего года прозвучало напоминание о вступающих с 1 июня новшествах. Таким образом, у тех водителей и предпринимателей, которые не подготовились к законодательным изменениям, было еще 3 месяца на то, чтобы привести все в соответствие с законными требованиями. Дело в том, что только в одной Москве, по состоянию на март 2017 года, не менее 20% профессиональных водителей могли попасть под запрет. В целом в России наблюдается большое число водителей общественного транспорта и такси, которые имеют права Республики Таджикистан, Узбекистан и других государств СНГ. Вместе с этим, очень часто они не трудоустроены официально и используют арендованный транспорт. С четверга текущей недели такие лица более не имеют право осуществлять пассажирские перевозки. Ведь получается, что гражданин иностранного государства занимался незаконной деятельностью на территории Российской Федерации. Коррективы законодательства позволят сотрудникам ГИБДД на полных основаниях проводить отсев тех лиц, которые не имеют право исполнять свои профессиональные обязанности на столь ответственном участке.

Исходной причиной, которая побудила власти внести более жесткие поправки в закон, стали участившиеся в России случаи ДТП и дорожных инцидентов по виде водителей-иностранцев . Как показывают расследования отдельных случаев, большое количество трудовых мигрантов имеют водительские удостоверения своих государств, но никогда не проходили реальное обучение в автошколе. Другая категория водителей-иностранцев просто приобрела фальшивые удостоверения. Вместе с этим, есть и такие, которые не умеют читать и разговаривать по-русски. Разве можно доверять жизнь граждан таким «профессионалам»? К сожалению, даже сейчас, когда трудовые мигранты были поставлены перед фактом необходимости проходить обучение или официально переоформить свои удостоверения, они ищут обходные пути. Многие желают решить вопрос через нелегальных посредников, предлагающих услуги в быстром «прохождении экзаменов».

В целом, по мнению экспертов, предполагается, что автотранспортные предприятия и организации потеряют примерно 5% работающего сейчас персонала. Это как раз те люди, которые не успели переоформить удостоверения. Так или иначе, но новшество должно принести свои плоды. На дорогах российских городов и прочих населенных пунктов, однозначно, станет меньше профессиональных водителей маршруток, автобусов и такси, которые получили удостоверения без обязательного обучения, либо имеют определенные проблемы с законом. Что касается временных кадровых проблем предпринимателей и автотранспортных организаций, то из этого тоже не следует делать трагедию. Им необходимо пересмотреть свое отношение к делу. Как бы высокопарно это не звучало, но работающим у них водителям вверена жизнь простых граждан. Соответственно, они должны думать не об экономии заработной платы, а о качестве и безопасности транспортных услуг. Освободившиеся вакансии будут заполнены гражданами России, и отсев незаконных водителей-мигрантов не должен сказаться на бесперебойном ритме общественно-пассажирских перевозок. На наш взгляд, российской властью сделан грамотный шаг, который значительно уменьшит количество нелегальных извозчиков и повысит безопасность на дорогах.

«О безопасности дорожного движения», запрещающие работать водителями обладателям иностранных или международных водительских удостоверений. Запрет напрямую коснется мигрантов из стран Центральной Азии , причем граждане стран-членов ЕАЭС исключением в этом вопросе не являются. Это «Фергане» подтвердили в пресс-службе Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава при Государственной регистрационной службе Кыргызстана .

А это – выдержка из ответа Госавтоинспекции России : «[С 1 июня 2017 года] не будет допускаться управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Подчеркну: новое требование не касается владельцев иностранных или международных прав, которые используют автомобили в личных целях.

Мигранты о нововведении слышали, однако ни один из опрошенных мною не знал точных сроков вступления поправок в силу и, тем более, не приступал к смене водительского удостоверения.

Азамат родом из Джалал-Абада, в 2008 году приехал в Россию вместе с женой на заработки. Сначала трудился на стройке, потом грузчиком. Работа была непостоянной, платили мало. Два года назад он решил устроился в столичную грузовую компанию.

– Работать водителем выгодно, в день могу заработать до пяти тысяч рублей. Главное, не нарушать правила дорожного движения. У меня такое было дважды. Один раз отделался штрафом в полторы тысячи рублей, второй раз был суд и снова штраф. Главное, что права не отобрали, – рассказал Азамат.

О необходимости сменить права он услышал еще два месяца назад, но что делать, не знает.

– Водителем я неплохо зарабатываю, поэтому думаю, что менять права надо, – рассуждает Азамат. – Хотя они у меня – неограниченного срока действия. Может, такие и не надо менять. Я нигде не могу получить точную информацию об этом. Когда меня останавливали сотрудники ГАИ, я их спрашивал, что делать с нашими [киргизскими] правами. Мне сказали, что надо обращаться в МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения) .

Этим все и ограничилось, никуда обращаться Азамат не стал.

Отсрочка на год вероятна

Трудовые мигранты надеются, что вступление в силу поправок, касающихся смены водительских прав, снова отсрочат. Такое развитие событий вполне вероятно. В пресс-службе Комитета по транспорту и строительству Госдумы России «Фергане» подтвердили, что поправки об отсрочке на год могут быть приняты после 16 мая, когда депутаты вернутся из отпуска. О том, что эта отсрочка необходима, 4 апреля заявлял председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев на парламентских слушаниях «Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения: правовые и морально-нравственные аспекты».

Затронув вопрос о запрете на допуск к управлению транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности на основании иностранных водительских прав, Москвичев напомнил, что соответствующее ограничение вступает в силу с 1 июня 2017 года. Однако, согласно оценкам экспертов, к этому сроку российские водительские права успеет получить лишь 10 процентов от общего числа иностранных граждан, работающих на российских предприятиях пассажирского транспорта. При этом Москвичев отметил, что сейчас с иностранными правами в России работают водителями, в основном, граждане СНГ.

«Давайте подумаем над тем, чтобы продлить разрешение водить тем, кто имеет иностранные права, до 1 июня 2018 года», – предложил глава думского комитета.

Москвичев призвал профильные ведомства принять меры для обеспечения в течение ближайшего года прохождения соответствующего обучения в автошколах и проведения необходимого количества экзаменов для иностранных граждан, чтобы все работающие на российских транспортных предприятиях имели возможность получить удостоверения российского образца. Это, по мнению парламентария, будет гарантировать безопасность на дорогах и обеспечение необходимого объема пассажирских перевозок.

По оценкам председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20 процентов таксистов.

В основном, они ждут, - цитируют Щербинина «Известия» . - Особенности наших таксистов таковы, что пока их не начнут штрафовать, заниматься переоформлением они не будут. Новые требования профсоюз таксистов поддерживает и считает, что они значительно сократят число нелегальных извозчиков.

Значительная часть таксистов, особенно в Москве, имеют права Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик, – продолжает Щербинин. – При этом зачастую они не официально трудоустроены, а берут машины в аренду. Получается, что гражданин чужого государства незаконно занимается предпринимательской деятельностью на территории России. Теперь с помощью сотрудников ГИБДД будет проводиться отсев людей, которые не имеют права заниматься перевозками.

Менять права нужно, чтобы подтвердить свою квалификацию

Есть несколько причин, из-за которых водители-мигранты не смогут вовремя получить новые водительские удостоверения. Например, может выясниться, что заявитель имеет проблемы с законом или находится в розыске. Есть те, кто плохо владеет русским языком и, соответственно, не сможет сдать экзамен. Многие трудовые мигранты, несмотря на наличие у них водительских удостоверений, никогда не учились в автошколах, а некоторые не скрывает, что их права «куплены».

В какой-то мере это относится и к трудовым мигрантам из Киргизии. В этой стране самая высокая статистика смертности на дорогах среди стран СНГ (подробно об этом «Фергана» писала в статье «Смертельно опасные дороги Кыргызстана»). Причин такой ситуации в стране много: коррупция, незнание правил дорожного движения (ПДД) не только водителями, но и сотрудниками ГАИ, возможность купить права без сдачи экзаменов и избежать наказания в случае совершения правонарушения. Например, 21 апреля на одном из пешеходных переходов Бишкека были сбиты два школьника. Как выяснилось , сбивший детей водитель два года назад совершил ДТП со смертельным исходом, но избежал наказания. А 12 мая в Бишкеке два автомобиля одновременно совершили наезд на школьников, переходивших дорогу по пешеходному переходу. Один из этих водителей скрылся с места происшествия. На его машине была замечена шашка «Namba Taxi».

Но многие мигранты в России вместо того, чтобы учить правила дорожного движения, пытаются узнать, как можно получить российские права без сдачи экзаменов…

Как обменять водительские права

Получение нового водительского удостоверения может затянуться на долгий срок, потому что сначала ГИБДД России отправит запрос в соответствующие органы иностранного государства, чтобы узнать, действительно ли такой-то гражданин получал там права. Ожидание ответа может растянуться на два-три месяца.

Далее, согласно пункту 38 главы IV «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений с 16 февраля 2016 года», обмен иностранных прав производится по результатам экзаменов – теоретического и практических. Для обмена нужно представить следующие документы: заявление; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; медицинское заключение; иностранное национальное водительское удостоверение.

«Фергана» нашла в Москве молодых людей из Киргизии, которые приехали сюда на заработки и уже обменяли киргизские водительские удостоверения на российские.

Алибек приехал в Москву из Бишкека летом 2015 года. В Киргизии он работал водителем одной из служб такси. Зарабатывал неплохо, но после женитьбы и появления детей денег перестало хватать. В Москве он тоже устроился водителем. Так как планировал задержаться в России надолго, то решил заняться получением российского водительского удостоверения.

– Права я решил обменять в 2015 году. Это была целая эпопея. Во-первых, иностранные права должны соответствовать Венской конвенции. То есть быть на трех языках и с датой окончания действия. Права в Бишкеке я получил в 2008 году и на них этой даты не было. То есть, они не соответствовали необходимым стандартам. По рассказам коллег, у многих моих соотечественников аналогичные удостоверения с неограниченным сроком действия. Именно с ними могут возникнуть проблемы. У меня отказались принимать их на обмен. Пришлось покупать билеты и лететь в Киргизию, чтобы менять их на права нового образца.

Вернувшись в Россию, я снова пошел в московское ГАИ. Кстати, обратиться можно в любое ГАИ независимо от места вашей регистрации. Перед этим надо посетить психиатра, нарколога и, сделав электроэнцефалограмму мозга (чтобы исключить эпилепсию), подготовить медицинское заключение. С ним я пришел в ГАИ, откуда отправили запрос в Киргизию, чтобы проверить подлинность моего водительского удостоверения. На это ушло три месяца.

После проверки назначают дату теоретического экзамена на знание ПДД. Если сдаешь успешно, назначают сдачу практического экзамена на площадке, потом в городе. Только после сдачи экзаменов тебе выдают российское водительское удостоверение.

Что касается расходов, то госпошлина на права составляет 2000 рублей и еще около 2000-2500 уходит на медицинские справки. Процесс обмена прав я начал в ноябре 2015 года, получил их в августе 2016-го. Мне было важно, чтобы в России мне подтвердили стаж вождения с 2008 года, все это было учтено, и я получил новые права категории В сроком на десять лет.

Нет, дать взятку нереально. Россия в этом плане не Киргизия. Да и какой смысл? Если человек – водитель, ему не составит труда пересдать экзамены на знание ПДД. Здесь все честно, тебя никто не «валит», чтобы выпросить денег, как это делается в той же Киргизии. Если не сдашь с первого раза, есть шанс пересдать. Потом выполняешь задания на площадке. Раньше было три упражнения – параллельная парковка, змейка и эстакада, теперь их вроде пять. Потом твое умение водить проверяют в городе.

Идею обмена иностранных прав на российские я поддерживаю: не хочу, чтобы из-за мигрантов с купленными правами гибли люди. В Киргизии я сам отучился в автошколе и сам сдал экзамены. Так как давно не ездил на «механике», в России перед сдачей экзамена занимался с инструктором. Цена одного урока в 90 минут – 1500 рублей. Учили хорошо, мне хватило пары занятий. В интернете есть много программ, где можно выучить ПДД, чем я и занимался вечерами после работы. Зато теперь я не беспокоюсь, что после вступления поправок в силу я останусь без работы или сутками буду стоять в очередях на обмен прав, когда начнет ажиотаж.

Канат приехал на работу в Москву в 2014 году. Права (внутренние и международные) он получил после окончания бишкекской автошколы Союза водителей.

– До ноября 2014 года кыргызстанцы могли менять права в России без сдачи практической части. Многие воспользовались этой возможностью, а я почему-то не стал. Машины у меня в Москве не было, работал я по другой специальности. В 2015 году решил стать водителем, пришлось заняться правами.

Мне кажется правильной идея легализовать свои знания ПДД в России, потому что уровень вождения в Киргизии намного ниже, чем в России. В Киргизии не уступают, обгоняют по встречной полосе, а сколько людей сбивают насмерть на пешеходных переходах! Мы ежедневно читаем об этом в СМИ.

На замену прав у меня ушло пять месяцев. В ГАИ я пошел в ноябре 2015 года, они взяли мои документы и отправили запрос о подтверждении моих прав в Кыргызстан, это занимает два-три месяца, в течение которых ты должен звонить в ГАИ и узнавать о судьбе запроса. В законах прописано, что если республика не отвечает, решение принимается территориальным подразделением автоинспекции. Ответ московское ГАИ не получило, нормативный срок истек, и начальник принял решение допустить меня к экзаменам. Мне сообщили об этом 25 января 2016 года, экзамен по теории был назначен на 5 февраля. Его я прошел успешно.

Тест показался мне сложнее за счет того, что в Киргизии нет трамвайных путей и других особенностей, а в РФ они отражены в заданиях. К теории я готовился самостоятельно, читал книги и искал задания по ПДД в интернете. Это помогло сдать тест с первого раза.

В начале марта я пошел на практический экзамен, завалил его и решил позаниматься с инструктором. Первый инструктор, бравший 1000 рублей за урок, мне не понравился. Услуги второго стоили 1500 рублей, он оказался намного лучше. Мне хватило восьми занятий, кому-то может понадобиться меньше, просто у меня давно не было практики. А в Москве экзаменаторы по практическим заданиям очень строги. Отмечу, что практический экзамен должен быть сдан не позднее трех месяцев с момента сдачи теории. Я сдал «практику» в апреле и в тот же день получил российские права.

Как показывают истории наших героев, даже несмотря на вероятную отсрочку, мигрантам, желающим продолжать работать водителями, надо уже сейчас озаботиться сменой прав. Если обменять права не получится, то придется учиться в московской автошколе. Длительность обучения на водительские права категории В составляет три месяца, стоимость – от 25 тысяч рублей.

Екатерина Иващенко

Законы в Российской Федерации касательно действующих образцов водительских удостоверений за последнее время поменялись для иностранцев, которые собираются вести коммерческую деятельность в России, либо устраиваться на работу водителем у российского работодателя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Теперь очень важно нерезидентам страны узнать, каким образом они могут получить российские водительские права, не утрачивая своего гражданства.

При оформлении понадобится собрать определенный состав документов, а также быть готовым оплатить госпошлину в определенном размере.

Изменения в новом законе с 1 июля 2019 года

Федеральным законом, который говорит № 92-ФЗ от 07.05.13 г. , отредактированным 23.05.15 г., учреждено, чтобы иностранные граждане использовали не свои национальные удостоверения, а российские.

Только это касается не тех случаев, когда водительские права используются для личных целей, а случаев, когда водитель собирается устраиваться шофером на работу в России.

Предусмотрены права для иностранных граждан в России проживающих временно по патенту. Они заключаются в том, чтобы использовать свое легальное положение в стране в виде приобретения патента и российских водительских прав.

Это обозначает, что граждане иной страны, которые нынче в России захотят вступить в официальные трудовые отношения, должны будут в первую очередь оформить:

  • регистрацию места пребывания;
  • страховку обязательную по ;
  • патент для права вести трудовую деятельность в РФ;
  • медицинский полис;
  • водительские права российского образца.

Таким правилам подчиняются все иностранные граждане, намеревающиеся устроится на работу в России водителем, кроме граждан Беларуси.

Недавно белорусам разрешено использовать свои, национальные водительские права в коммерческих целях, а также в целях основания для трудоустройства водителем в РФ.

Их водительские права приравниваются к российским по правительственному указу, который вступил в силу с 1 июля 2019 года.

Обратите внимание! Все водители, которые едут через Россию транзитом (международные перевозчики), даже, если это в коммерческих целях или по работе, не меняют свои водительские удостоверения на российские.

То же самое касается тех водителей, что используют водительские права, свои машины в личных целях, без осуществления трудовой деятельности на своем автотранспорте.

Получение водительского удостоверения иностранными гражданами в России

Процедура получения документов для водителя, иностранного гражданина, имеет свой порядок, правила и регламент. Документы следует сдавать вовремя – не позднее заключения трудового соглашения с работодателем.

В случае игнорирования новых правил, работодателя могут оштрафовать на 50 000 рублей , а самого водителя на 5000-15 000 рублей .

В любое время, как только иностранного водителя остановят на дорогах полицейские, чтобы проверить документы, и выяснится, что водительское удостоверение у него национальное, не российского образца, так сразу же на адрес работодателя придет письмо со уведомлением о штрафе.

Теперь с иностранным водительским удостоверением с 1 июня не допустят к трудоустройству или к работе, если гражданин уже ранее был трудоустроен.

Получается, что новые правила касаются даже тех иностранных граждан, которые трудоустроились водителями ранее 1 июня 2019 года.

Заявление

Заявление заполняется на специальном бланке, установленного учреждением регистрирующего органа. Образец заявления можно отыскать самому на сайте МФЦ, Госуслуг, либо ГИБДД.

А можно получить бланк уже при встрече с сотрудником дорожной полиции и за полнить бланк при нем. Сам бланк один является тем же самым бланком заявления, который подают россияне на замену своих водительских прав.

В документе обязательно должны присутствовать пункты следующего содержания:

  1. Сначала пишется шапка документа, в которой указывается кому подается заявление – на имя начальника отделения ГИБДД.
  2. Потом ниже указывается имя, фамилия, откуда прибыл водитель, документы, легально обосновывающие его нахождение на территории России.
  3. После этого нужно указать свою просьбу, прописать номер своих национальных водительских прав и обозначить, что замене подлежат именно они на определенный срок.
  4. Указать обязательно перечень тех бумаг, которые нужны как приложение для оформления разрешительного документа.
  5. Подписывается заявление составителем – иностранным гражданином, водителем, а не его будущим работодателем.
  6. В конце документа ставится обязательно дата его составления.

Заметьте, обратная сторонам бланка заявления не заполняется водителем. Эту часть будет заполнять уже специалист регистрационного учреждения – МФЦ, ГИБДД, в зависимости от того, куда обратился зарубежный гражданин.

При указании документов, дающих право легально проживать какое-то время на территории Российской Федерации, а также указании того населенного пункта, от куда прибыл гражданин – эти факты и будут рассматриваться как причина, на основании которой можно заменять удостоверение водителя.

Пакет документов

Для замены национального водительского удостоверения на российский образец иностранному водителю нужны будут следующие документы:

  • гражданский паспорт, либо иное удостоверение личности, которое котируется в стране иностранного лица и признается как удостоверение личности гражданина другого государства;
  • водительское удостоверение иностранного образца;
  • миграционное свидетельство, подтверждающее, что нахождение на территории России лица, прибывшего из-за границы, легально;
  • медицинская справка о допуске к управлению автотранспортом;
  • полис ОСАГО, подтверждающий наличие обязательного автострахования для иностранных лиц.

Все эти бумаги копируются и вместе с оригиналами подаются на проверку и оформление специалисту ГИБДД.

Миграционная карта подтверждает только легальное пересечение границы с Россией и какое-то пребывание (90 дней без регистрации) на территории этой страны. Но вот уже ВУ (временное убежище), ВНЖ (вид на жительство), РВП (разрешение на временное проживание, патент виза и прочее) – эти документы подтверждают право пребывания и трудоустройства на территории РФ.

Если у иностранного гражданина имеется какой-либо их этих документов, он также может потребоваться при регистрации водительских прав по российскому законодательству.

Кроме этих бумаг, еще может потребоваться подтверждение регистрации места проживания (временная прописка), но она нужна в редких случаях.

Обратите внимание! Документальных доказательств того, что работодатель будет принимать на работу водителя, являющегося иностранным гражданином, предоставлять сотрудникам автодорожной полиции не требуется.

Порядок оформления

Существует определенный порядок оформления водительских удостоверений по российским правилам. Этому порядку подчиняются также и граждане России.

Алгоритм действия заключается в следующих шагах:

  1. Успешная сдача экзаменов и получение соответствующей справки о том, что экзамены сданы, и водитель годен по медицинским показателям к управлению автотранспортным средством.
  2. Приложение пакета документов к заявлению.
  3. Получение квитанции на оплату госпошлины.
  4. Возвращение в регистрирующий орган и сдача квитанции с отметкой о проплате государственной пошлины.
  5. Получение новых документов российского стандарта, дающих право на управление автотранспортным средством на дорогах России.

Водительские права по стандарту РФ, выданные лицу, прибывшему из-за границы на своем автотранспорте, выдаются в виде пластиковой карты, на который на двух языках – русском и универсальном английском прописаны краткие сведения о водителе и его стаже вождения, категории транспорта.

Такой документ оформляется сроком ровно на столько, на сколько выдавались в УФМС документы иностранцу, разрешающие ему проживать и трудиться в России.

Поэтому сроки пребывания в России иностранного лица и сроки действия прав по вождению должны совпадать.

Обратите внимание! Ранее все работодатели при приеме на работу иностранного гражданина на должность водителя, легально пребывающего на территории страны, имели право использовать перевод национальных (иностранных) водительских прав с нотариальным переводом на русский язык с иностранного.

Как заменить права и в каких случаях

Иностранные граждане за получением российского водительского удостоверения могут обращаться в ближайшее подразделение РЭО ГИБДД – экзаменационный отдел. Там они сдают вождение и теорию на знание правил автодорожного движения.

После успешных экзаменов только они могут подавать уже заявление на получение российского образца водительского удостоверения.

При этом национальные права у водителя отбираются и не остаются при нем – это и называется обменом национального иностранного удостоверения водителя на российские права.

Для оформления удостоверения по вождению на территории РФ иностранный водитель обязан сдать 3 экзамена:

Обратите внимание! При обращении в государственное учреждение за получением водительского удостоверения, привязки к месту прописки (временной регистрации места проживания) не предусмотрено.

Иностранный гражданин вправе обратиться в любое территориальное отделение ГИБДД, в которое ему будет удобно обращаться.

Но есть одна здесь поправка – важно подать документы на получение права вождения по российскому образцу только там, в том регионе России, где именно регистрировался в ФМС иностранный гражданин.

Цена документа

Цена обучения в автошколе и прохождение экзаменов входят в процедуру получения российского водительского удостоверения.

Если учитывать прохождение занятий в автошколе, сдачу экзаменов, а также оформление самих водительских прав, то это обойдется в приличную сумму.

Поэтому новое правило выгодно только тем, кто в России остается надолго и собирается использовать свое водительское умение и свой автотранспорт для работы. При этом стоимость одного только обучения отличается от региона к региону по всей России.

В западно-центральном регионе стоимость обучения составляет около 35000-40000 рублей , тогда как в других регионах можно встретить цены и дешевле.

Теперь, что касается госпошлины, которую платят все, как россияне, так и иностранные лица, оформляющие водительское удостоверение по любой замене.

Размер пошлины за оформление бланка водительского удостоверения российского образца составляет 2000 рублей .

Но если даже иностранный гражданин станет оформлять получение водительского удостоверения на российском бланке через портал Государственных услуг (сайт Госуслуг), то он может оплатить пошлину по 30% скидке. Это допущение будет действовать с 1 января 2019 года по 1 января 2019 года.

Среди автомобилистов-иностранцев распространяются слухи о том, что будто бы действие иностранных водительских удостоверений продлили до 2019 года по территории России. На самом деле, это далеко от действительности.

МОСКВА, 1 июн — РИА Новости, Сергей Белоусов. С 1 июня граждане с зарубежными водительскими правами больше не могут работать в России в качестве профессиональных водителей. Сегодня вступили в силу соответствующие поправки к закону "О безопасности дорожного движения" и Административному кодексу. РИА Новости выяснило, как нововведения изменят привычную жизнь перевозчиков и пассажиров.

Через тернии к закону

Борьба с иностранными водителями, которых часто обвиняли в непрофессионализме и провоцировании ДТП, должна была закончиться еще в 2014 году. Однако из-за воссоединения Крыма с Россией вступление в силу нового закона отложили до 2017 года: жители полуострова просто не успевали обменять украинские водительские удостоверения на российские. Депутаты Госдумы решили, что этого времени хватит не только крымчанам, но и всем транспортным компаниям, которые смогут переподготовить своих сотрудников и обеспечить им получение российских водительских прав.

Шло время, и статистика аварийности становилась все менее благосклонной к иностранцам, желавшим работать в России за рулем. По данным ГИБДД, в 2016 году число аварий с участием граждан иностранных государств выросло: таких ДТП произошло 5216, в них погибло 704 человека и ранено 7280. Какова доля в общем числе аварий? В Москве рост количества таких аварий и вовсе оказался четырехкратным.

Со вступлением в силу нового закона и поправок в Административный кодекс должностные лица, допустившие к управлению водителей без российских прав, будут штрафоваться на 50 тысяч рублей.

Как дальше жить?

В некоторых регионах России уже наблюдается "паломничество" в отделения ГИБДД, сообщил РИА Новости Сергей Лобарев, председатель правления НП "Гильдия автошкол России". Иностранные граждане отправились в срочном порядке получать российские права, опасаясь потерять работу. Трудовой кодекс позволяет расторгать трудовой договор с работником по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пункт 13 статья 83).

Именно так планируют расставаться с иностранными водителями в ГУП "Мосгортранс", в котором в первый день лета могут быть уволены около 300 человек, не получивших российские водительские удостоверения. Это менее 20% от общего числа иностранных водителей, работающих на предприятии. В "Мосгортрансе" уверяют, что на работу московского транспорта увольнения никак не повлияют.

"Сегодня в ГУП "Мосгортранс" наблюдается приток водителей из Москвы, Московской области и других российских регионов. Так, 50% водителей компании составляют жители столичного мегаполиса, еще около 40% — представители субъектов Российской Федерации. Доля водителей-иностранцев за последние три года упала более чем вдвое — с 23% до 10%", — сообщили РИА Новости в пресс-службе ГУП "Мосгортранс". Добавим, что "Мосгортранс" готовит кадры на базе собственного учебно-курсового комбината. Сегодня там проходят обучение и переподготовку 600 водителей.

Больше всего принятие закона ударит по таксомоторным компаниям, считает Богдан Коношенко, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам транспортного обслуживания пассажирских перевозок автомобильным транспортом. По его мнению, закон был принят на скорую руку и не учел того, что в Белоруссии водителей готовят не хуже, чем в России, что для членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) можно было бы предусмотреть упрощенный режим сдачи экзаменов в ГИБДД, а государственные структуры не готовы выдержать наплыв кандидатов на получение прав.

"Это приведет к серьезному ущербу и финансовым потерями для всей транспортной отрасли. Сократится количество автомобилей на линии, увеличится время подачи такси, увеличится дальность подачи, увеличится и цена. Закон повлияет на грузовые перевозки и на работу общественного транспорта", — считает Коношенков.

В такой ситуации в выигрыше может оказаться популярный сервис Uber. Эта служба пользуется услугами "независимых" таксистов, которые формально могут не являться профессиональными водителями. "В России Uber сотрудничает только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, ответственность которых — работать в строгом соответствии с российским законодательством", — рассказала РИА Новости Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ.

Для того чтобы стать таксистом в Uber, можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако не каждый водитель создает ИП. "Существует практика аренды ИП, когда один человек становится индивидуальным предпринимателем, а его расчетным счетом пользуются другие таксисты-частники, — рассказал корреспонденту РИА Новости один из водителей сервиса Uber, пожелавший остаться неизвестным. — Иностранные водители без российских прав, которые на самом деле сидят за рулем, платят проценты индивидуальному предпринимателю".

Водители с иностранными правами смогут работать в РФ до июня 2017 года Учитывая, что фактический обмен удостоверений всеми иностранными водителями, работающими в России, требует значительных затрат времени, Госдуме предложено перенести срок завершения обмена национальных водительских удостоверений до 1 июня 2017 года.

В группе компаний Pony Express РИА Новости сообщили, что на территории России не работают водители без российских прав, поэтому трудностей в связи с принятием данного закона компания не испытывает и на стоимость услуг это нововведение никак не повлияет. Эдуард Апакетов, операционный директор компании "ГрузовичкоФ", также подтвердил, что проблем с водителями-иностранцами в его компании нет: "Для нас было бы невозможно принять на работу водителя с иностранными правами, ведь это автоматически означает, что такой сотрудник может не знать всех тонкостей и особенностей города, его инфраструктуры".

Председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Российской Федерации Ирина Зарипова считает принятие закона преждевременным, но также отмечает, что он вряд ли изменит существующую тарифную сетку у таксопарков или крупнейших сервисов по заказу такси "Яндекс", Uber и Gett. Опасаться, по ее мнению, стоит другого — ухода водителей и таксопарков на нелегальное положение.

"Порядка 10-15% водителей такси — мигранты, которые покупают патент на право работать в России. В крупных городах иностранцы занимают до 40% от общего числа водителей, — говорит Ирина Зарипова. — Запрет доступа к управлению скажется на экономике таксопарков, но хуже всего то, что бывшие водители не уйдут с рынка, они будут продолжать работать на нелегальном положении. Они будут брать машины в аренду, ездить без опознавательных знаков и будут неуловимы для ГИБДД. У брендированных таксопарков будут простаивать машины, купленные в кредит и лизинг, из-за чего они встанут перед выбором: либо потратиться на переобучение водителей, либо содрать все наклейки с кузова и уйти на нелегальное положение. Так, например, сейчас происходит в Новосибирске".

"В Узбекистане не такие жесткие правила, как в России. На бумаге, конечно, написано все правильно: и ПДД, и штрафы высокие. Но в стране годами складывается менталитет, когда можно нарушать и безнаказанно ехать дальше, ведь гаишников на всех не хватает. А если даже и остановят, заплатил — и лети дальше, — поделился с корреспондентом Sputnik Узбекистан водитель-мигрант Хуршид. — Для Узбекистана, например, норма — поворачивать не с крайней полосы, а со второй и третьей, нарушая при этом дорожную разметку и создавая аварийные ситуации. В России с этим строго, все привыкли ехать по полосам, а у нас это отсутствует, полная анархия на дороге".Иностранец попал на своем Chrysler в аварию на востоке Москвы, при проверке полицейские выявили у него отсутствие прав и алкогольное опьянение, в связи с чем мужчине грозит до двух лет лишения свободы.

Впрочем, получить российские права для иностранца не так уж сложно: при наличии национального водительского удостоверения он сразу приходит в ГАИ и сдает три экзамена: теоретический, закрытую площадку и город. Проходить обучение иностранцам не нужно, а все затраты, о которых говорят в таксопарках, являются мифами. Об этом сообщил Сергей Лобарев, председатель правления НП "Гильдия автошкол России". По его мнению, в странах ближнего зарубежья водителей готовят хуже, чем в России. В 2016 году профсоюз такси и Центральная автошкола Москвы создали пробную группу из 27 иностранных водителей для того, чтобы провести мини-консультацию. Семерым из них сразу понадобился переводчик. "Мы предложили автошколам во всех регионах создать консультации для владельцев автохозяйств и иностранных водителей, — говорит Сергей Лобарев. — На них предложили бесплатно разъяснить все тонкости процедуры получения российских прав. Автошколы эту идею поддержали".