Медицинская эвакуация: определение, цель, принципы организации, способы, требования. Порядок и способы осуществления медицинской эвакуации Могут ли на выбор транспорта повлиять пациент или его родственники

Медицинские работники обязаны знать основы медицинской эвакуации и уметь переносить и перевозить больных.

Медицинская эвакуация - транспортирование пострадавших с целью своевременного оказания необходимой медицинской помощи и обеспечения результативного лечения.

Эвакуация является вынужденным мероприятием и чревата ухудшением состояния пострадавших. В то же время быстрая, щадящая, правильно организованная эвакуация способствует быстрейшему и наиболее полному восстановлению здоровья пострадавших.

Показаниями для эвакуации из больницы или поликлиники служат: невозможность оказания пациенту необходимой медицинской помощи на месте и опасность дальнейшего пребывания пациентов в чрезвычайных ситуациях (пожар, угроза взрыва, выход из строя систем жизнеобеспечения больницы и т.п.).

Основные положения эвакуации пациентов из больницы состоят в следующем:

  • 0 оформление списков эвакуируемых в 2 экземплярах и наличие медицинских документов у каждого пациента;
  • 0 соблюдение врачебных рекомендаций по приоритетности транспортирования пациентов;
  • 0 проведение специальной подготовки пациентов к длительной эвакуации (введение лекарственных средств, наложение повязки и т.п.);
  • 0 обеспечение необходимой экипировки, согревания в пути, питания;
  • 0 наблюдение за состоянием пациентов на всех стадиях эвакуации и поддержание функций жизненно важных органов;
  • 0 внесение коррективов в проводимое лечение и в сортировочное заключение при изменении состояния эвакуируемого пациента.

Способы эвакуации пациентов из больницы представлены ниже:

  • 0 самостоятельный выход из опасной зоны или при помощи спасателя;
  • 0 переноска больных на руках (рис. 3.4, а-в), спине (рис. 3.4, г, д ), носилках (рис. 3.5), с помощью носилочной лямки и т.п.;
  • 0 вывоз на носилках-кроватях, креслах, стульях (рис. 3.6), каталках (рис. 3.7), транспортных тележках;

Рис. 3.4.



Рис. 3.5.


Рис. 3.6.

Рис. 3.7.

Для вывоза пациентов из больницы, как правило, применяют автомобили, однако в особых случаях могут быть использованы практически все транспортные средства - ручные тележки и сани, вьючные животные, гужевой, водный, авиационный, железнодорожный транспорт. Среди них различают: медицинский транспорт (рис. 3.8); приспособленный - оборудованный креплениями для медицинских носилок или сиденьями; пассажирский транспорт общего пользования (рис. 3.9).


Рис. 3.8.


Рис. 3.9.

Эвакуация пациентов из опасных зон больницы состоит из нескольких стадий:


1. Подготовка к эвакуации (проводится постоянно в каждой медицинской организации):

О определение и доведение до исполнителей способов и маршрутов транспортирования пациентов из помещений, а также способов связи между руководителем и исполнителями эвакуационных мероприятий;

0 эвакуационная маркировка медицинских карт на случай чрезвычайной ситуации в виде записи простым карандашом на титульном листе следующих буквенных обозначений:

А - «амбулаторный» - пациент, подлежащий немедленной выписке на амбулаторное лечение по месту жительства;

ТС - «транспортабельный сидя» - пациент, нуждающийся в эвакуации, для чего можно использовать любой пассажирский транспорт;

ТЛ - «транспортабельный лежа» - пациент, подлежащий эвакуации в другой стационар линейными бригадами Станции скорой и неотложной медицинской помощи (ССиНМП);

НТ - «нетранспортабельный» - пациент, находящийся в тяжелом или крайне тяжелом состоянии и подлежащий эвакуации в другие стационары специализированными бригадами ССиНМП;

  • 0 ежедневное обобщение данных о транспортной характеристике пациентов и доклад в территориальный орган МЧС;
  • 0 поддержание постоянной готовности сил и средств эвакуации.
  • 2. Стадия готовности к эвакуации (начинается сразу после получения информации об опасности):
  • 0 проверка наличия и состояния сил и средств эвакуации;
  • 0 проверка связи между участниками эвакуационных мероприятий;
  • 0 уточнение способов и маршрутов транспортировки;
  • 0 уточнение транспортной характеристики пациентов;
  • 0 подготовка пациентов и их медицинских карт к эвакуации;

О проверка готовности носильщиков и транспортных средств к эвакуации;

О удаление из опасной зоны посетителей и персонала, не участвующего в эвакуации.

  • 3. Стадия эвакуации (начинается после соответствующей команды руководителя медицинской организации):
  • 0 проверка готовности пациентов и транспортных средств к эвакуации;
  • 0 обеспечение безопасности пациентов и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль и коррекция состояния пациентов и спасателей);
  • 0 вывод, вынос и вывоз пациентов, персонала из опасной зоны;
  • 0 эвакуационно-транспортная сортировка на площадке погрузки эвакуируемых пациентов;
  • 0 погрузка пациентов на транспортное средство;
  • 0 составление (уточнение) и оформление (по два экземпляра) списков эвакуируемых пациентов;
  • 0 сопровождение и передача пациентов и медицинской документации по списку эвакуируемых пациентов в другую медицинскую организацию.

Места погрузки пострадавших на транспорт должны находиться вне зоны загрязнения и пожаров. В этих местах, как правило, создают пункты сбора, оборудуют погрузочные устройства, оказывают первую и скорую медицинскую помощь, проводят медицинскую сортировку.

Эвакуационно-транспортную медицинскую сортировку осуществляют для распределения эвакуируемых пациентов на однородные группы:

0 по очередности эвакуации;

О по виду транспорта - машина скорой помощи, реанимобиль, приспособленные и неприспособленные автомобили, железнодорожный, авиационный, водный и иной транспорт;

  • 0 по расположению на средствах эвакуации (лежа, сидя);
  • 0 по эвакуационному предназначению (пункт следования).

В транспорт, следующий в стационарные медицинские организации, целесообразно загружать пострадавших, одинаковых по характеру и локализации повреждений, что значительно сокращает межбольничные переводы и перевозки.

Перед погрузкой пострадавших на каждое транспортное средство нужно составлять список эвакуируемых в двух экземплярах: один экземпляр с подписью лица, ответственного за эвакуацию, остается в пункте погрузки, а второй экземпляр следует с пациентами до пункта назначения. Перед отправкой транспортного средства необходимо проверять наличие медицинских документов каждого пациента.

В горизонтальном положении транспортируют всех пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии, с травмой позвоночника, после реанимации, с нарушением функции внешнего дыхания, с действующей системой переливания жидких лекарственных средств. На рис. 3.10 изображены типовые положения тела при транспортировании лежа.


Рис. 3.10.

При многоярусном размещении пациентов в салоне транспортного средства следует учитывать их состояние. Пациентов без сознания, с судорогами и возможностью возникновения рвоты размещают на первом ярусе, других тяжелых - не выше второго яруса, носилочных пациентов с транспортными шинами и гипсовыми повязками - на верхних ярусах.

При транспортировании в автомобилях головной конец носилок обращен в сторону кабины и находится на 10-15 см выше ножного (для уменьшения продольного перемещения тела в ходе движения).

Ответственными за организацию медицинской эвакуации являются начальники гражданской обороны субъектов Российской Федерации, городов, городских районов и сельских округов, а за ее медицинское обеспечение - соответствующие начальники медицинской службы гражданской обороны.

Изложенный материал - лишь начало знакомства с обширной системой знаний по безопасности медицинских услуг. Приобретение этих знаний, овладение способами и приемами охраны, защиты и спасения жизни пациентов лежат в основе формирования культуры безопасности жизнедеятельности в медицинских организациях.

Эвакуация медицинская – это транспортировка граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья, в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате .

Эвакуация медицинская включает в себя:

  • санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом;
  • санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

Эвакуация медицинская осуществляется выездными медицинскими бригадами с проведением мероприятий по оказанию медицинской помощи во время транспортировки, в том числе с применением медицинского оборудования. Федеральные государственные учреждения вправе осуществлять эвакуацию медицинскую на территории Российской Федерации и из-за рубежа в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень указанных федеральных государственных учреждений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - в режиме ЧС. Эвакуация медицинская. - это комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий, проводимых во всех звеньях лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных. Под эвакуацией медицинской понимают вынос (вывоз) пораженных из очага, района (зоны) ЧС, их подготовку и транспортировку до этапов эвакуации медицинской в целях своевременного оказания необходимой медицинской помощи в соответствующих лечебных учреждениях.

В Вооруженных силах России эвакуация медицинская - это система мероприятий, осуществляемых военно-медицинской службой по эвакуации раненых (пораженных) и больных с поля боя или из очага массового поражения и доставке в медицинские организации, обеспечивающие осуществление лечения.

Эвакуация медицинская проводится при невозможности оказания полноценной медицинской помощи в зоне ЧС. Порядок эвакуации медицинской определяется в ходе эвакуационно-транспортной сортировки, т.е. распределения пораженных на однородные группы по их эвакуационному предназначению, очередности эвакуации, виду транспортных средств и способам эвакуации. Эвакуация медицинская - это вынужденная мера, способствующая достижению наилучших результатов при выполнении одной из главных задач - быстрейшего восстановления здоровья пораженных в ЧС, максимального сокращения неблагоприятных исходов.

Источники: Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ГОСТ Р 22.3.02–94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Лечебно-эвакуационное обеспечение населения.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под этапом медицинской эвакуации понимают силы и средства медицинской службы (сохранившиеся учреждения здравоохранения, медицинские формирования войск ГО и др.) развернутые на путях эвакуации и предназначенные для приема, медицинской сортировки пораженных, оказания им медицинской помощи, лечения и подготовки к дальнейшей эвакуации.

В качестве первых этапов медицинской эвакуации (в 2-х этапной системе ЛЭМ) могут быть учреждения здравоохранения, сохранившиеся на границе очага массовых санитарных потерь, медицинские подразделения (части) войск ГО и др.

Первые этапы медицинской эвакуации предназначены для оказания первой врачебной помощи, неотложных мероприятий квалифицированной и подготовки пострадавших к эвакуации на вторые этапы.

Вторыми этапами медицинской эвакуации служат лечебные учреждения (головные, профилированные, многопрофильные и другие больницы) МСГО развернутые в составе больничной базы в загородной зоне.

На вторых этапах завершается оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи, а также реабилитация.

Этапы медицинской эвакуации независимо от особенностей, развертывают и оборудуют идентичные по предназначению функциональные подразделения:

1. для приема пострадавших, их регистрации, сортировки и размещения;

2. для санитарной обработки;

3. для временной изоляции;

4. для оказания различных видов помощи (хирургия, терапия и др.);

5. для временной и окончательной госпитализации;

6. эвакуационную;

7. подразделения обеспечения и обслуживания.

На каждом этапе медицинской эвакуации оказывается определенный вид и объем медицинской помощи. С учетом этого этапы медицинской эвакуации укомплектовываются медицинским составом (в т.ч. врачами определенной квалификации) и медицинским имуществом.

Требования к месту развертывания этапа медицинской эвакуации

Для развертывания этапов медицинской эвакуации выбираются места (районы) с учетом:

1. характера боевых действий;

2. организации обеспечения;

3. радиационной и химической обстановки;

4. защитных свойств местности;

5. наличия источников доброкачественной воды;

6. вблизи путей подвоза и эвакуации;

7. на местности с хорошими маскирующими и защитными свойствами от оружия массового поражения;

8. вдали от объектов привлекающих внимание артиллерии и авиации противника;

9. в стороне от вероятного направления главного удара противника;

10. недоступным (малодоступным) для танков;

11. местность в районе размещения этапа медицинской эвакуации не должна быть заражена отравляющими веществами, бактериальными средствами, уровень радиоактивного заражения не должен превышать 0,5 р/час.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации , а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации . Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлени ем.

Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.

В условиях войны санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене - зона катастрофы - ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжело пораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.

Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения.

В зонах военных действий, наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт.

С объектов поражения эвакуация обычно начинается прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения, а также транспортом региональных центров медицины катастроф, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекается персонал спасательных подразделений, местное население, военнослужащие.

Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов до прибытия в них бригад экстренной медицинской помощи и других формирований. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров медицины катастроф) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов).

Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий и непрерывно связана с оказанием помощи пострадавшим и их лечением. Медицинская эвакуация – вынужденное мероприятие т.к. невозможно (нет условий) организовать исчерпывающее оказание помощи и лечение в районе массовых санитарных потерь.

Таким образом, под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке пострадавших из района санитарных потерь на этап медицинской эвакуации с целью своевременного оказания медицинской помощи и лечения. Планирует и организует медицинскую эвакуацию начальник МСГО (в основном по принципу «на себя»). Из района массовых санитарных потерь до ОПМ или до головной больницы эвакуируют пострадавших (по направлению) в одном направлении, далее – по назначению в соответствии с видом поражения. Для этой цели используются санитарно-транспортные формирования МСГО, а также транспортные средства выделяемы начальниками ГО. Для временного размещения пораженных ожидающих транспорт на железнодорожных станциях, аэродромах, в портах и др. развертываются эвакоприемники.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных из очага поражения, транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания пораженным больным необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации , а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации . Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлением.

Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.

В условиях войны санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене очаг поражения - ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжелопораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).

Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Наиболее удобным является реанимационно-операционный самолет АН-26М «Спасатель» с операционной, палатой интенсивной терапии.


В зонах военных действий наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).

С объектов поражения эвакуация обычно начинается прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения, спасательных отрядов, а также транспортом ББ загородной зоны, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекаются персонал спасательных подразделений, местное население, военнослужащие.

Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава ОМП, спасательных отрядов. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины лечебно-профилактических учреждений, ББ загородной зоны и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов).

Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий и непрерывно связана с оказанием помощи пострадавшим и их лечением. Медицинская эвакуация – вынужденное мероприятие, т.к. невозможно (нет условий) организовать исчерпывающее оказание помощи и лечение в районе массовых санитарных потерь.

Таким образом, под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке пострадавших из района санитарных потерь на ЭМЭ с целью своевременного оказания медицинской помощи и лечения. Планирует и организует медицинскую эвакуацию начальник МСГО (в основном по принципу «на себя»). Из района массовых санитарных потерь до ОПМ или до головной больницы ББ эвакуируют пострадавших в одном направлении. Далее – по назначению в соответствии с видом поражения. Для этой цели используются санитарно-транспортные формирования МСГО, а также транспортные средства, выделяемые начальниками ГО. Для временного размещения пораженных, ожидающих транспорт, на железнодорожных станциях, аэродромах, в портах и др. развертываются эвакоприемники.

В ходе подготовки к эвакуации пострадавшим проводят:

Восполнение кровопотери;

Обезболивание;

Купирование психического возбуждения;

Транспортную и лечебную иммобилизацию и др.

Вместе с тем имеются противопоказания к эвакуации раненых всеми видами транспортных средств:

Шок II - III степени;

Невосполненная тяжелая кровопотеря;

Терминальные состояния;

Ранения и травмы черепа и головного мозга с утратой зрачковых и корнеальных рефлексов, синдром сдавления головного мозга, менингоэнцефалит, продолжающаяся ликворея;

Состояние после трахеостомии (до установления устойчивого внешнего дыхания);

Зияние раны глаза с угрозой потери оболочек, кровотечение или его угроза, признаки эндофтальмита, острое повышение внутриглазного давления при ожогах глазного яблока;

Тяжелые формы дыхательной недостаточности, эмпиема плевры и септическое состояние при ранениях груди;

Разлитой перитонит, внутрибрюшинные абсцессы, острая кишечная недостаточность, угроза или признаки эвентрации внутренних органов;

Гнойно-мочевые затеки, септическое состояние при ранениях органов мочеполовой сферы;

Острые гнойно-септические осложнения при ранениях длинных трубчатых костей, костей таза и крупных суставов;

Анаэробная инфекция и столбняк;

Тромбоз магистральных сосудов, состояние после перевязки наружной и общей сонной артерии (до снятия швов);

Жировая эмболия и тромбоэмболия легочной артерии;

Острая печеночно-почечная недостаточность;

Комбинированные радиационные поражения с облучением в дозе 6 Гр и более.

Для эвакуации раненых авиатранспортом противопоказаниями являются:

Продолжающееся внутреннее и неостановленное наружное кровотечение;

Невосполненная кровопотеря;

Выраженные нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, требующие интенсивной терапии;

Шок II - III степени;

Недренированный закрытый или неустраненный клапанный пневмоторакс;

Выраженный парез кишечника после лапаротомии;

Септический шок;

Жировая эмболия.

К нетранспортабельным терапевтического профиля на этапе оказания квалифицированной помощи необходимо относить пораженных и больных со следующими клиническими синдромами:

Острая дыхательная недостаточность 2 - 3 степени (выраженный бронхоспазм, токсический отек легких, парез и паралич дыхания, массивный выпотной плеврит, двухсторонняя сливная пневмония, напряженный пневмоторакс);

Острая сердечно-сосудистая недостаточность (циркуляторный коллапс, сердечная астма; кардиогенный отек легких);

Тяжелые нарушения сердечного ритма и проводимости (пароксизмальная тахикардия, пароксизмальная форма мерцательной аритмии, полная атриовентрикулярная блокада, частые политопные, групповые и ранние экстрасистолы);

Судорожный синдром;

Коматозное состояние;

Неукротимая рвота;

Некупированный болевой синдром (стенокардия, инфаркт миокарда, печеночная и почечная колика и др.);

Тяжелый гипертонический криз.

После оказания квалифицированной хирургической помощи установлены следующие сроки нетранспортабельности автомобильным транспортом:

Раненые с огнестрельными переломами конечностей - 2 - 3 суток после операции.

Раненые в грудь после торакотомии, ушивания пневмоторакса или торакоцентеза - 2 - 4 суток;

Раненые в живот после лапаротомии - 10 суток;

Раненые в голову 21 - 28 суток.

Если для эвакуации используется авиатранспорт, то 75 - 90% раненых (пораженных) могут быть эвакуированы в 1 - 2 сутки.

Пострадавших с термическими поражениями следует эвакуировать автомобильным и железнодорожным транспортом до развития осложнений, т.е. не позднее 10 - 15 суток, а авиационным - на 2 - 3 сутки после выведения из шока.

Основы управления силами и средствами МСГО
в очагах поражения (заражения) и на этапах эвакуации

Управление медицинской службой – это целенаправленная деятельность начальников МС ГО по поддержанию постоянной готовности ее подразделе­ний и учреждений, всесторонней подготовке их к медицинскому обеспечению и руководству ими при выполне­нии поставленных задач.

Основная цель управления – обеспечение высокой готовности сил и средств МС, их всесторонней подготовки и максимальной эффективности использования при решении поставленных задач.

В основу управления положены следующие принципы :

Единоначалие;

Централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

Твердость и настойчивость при выполнении принятых решений и планов;

Оперативность и гибкость реагирования на изменение обстановки;

Личная ответственность начальника медицинской службы гражданской обороны за принимаемые решения и действия подчиненных при выполнении поставленных им задач.

Чтобы обоснованно решать воп­росы управления медицинской службой, следует знать общие положения теории управления.

В любой управляемой системе, в том числе в МС ГО в целом, а также в отдельных ее звеньях, в медицинских учреждениях имеются орган управления и объекты управления. Под органом управления следует понимать начальников медицинской службы, начальников медицинских учреждений, основные обязан­ности которых заключаются, во-первых, в определении целей и способов действий объектов управления, во-вторых, в целенаправленном воздействии на них в интере­сах достижения намеченных целей. Объекты управления – это формирования и учреждения МС ГО, коллективы людей или отдельные лица, которые непосредственно выполняют мероприятия по медицинскому обеспечению.

Для успешной работы управляемой системы необходи­ма постоянная связь между органом и объектом управ­ления.

В процессе управления образуется замкнутый контур управления . Основными его элементами являются:

- орган управления , который проводит сбор необходи­мой информации (указания старшего начальника медицинской службы, сведения о состоянии подчиненных сил и средств, а также об условиях, в которых будут выполняться поставленные задачи и др.), перерабатывает ее, принимает решения, ставит задачи подчиненным, оказывает им практическую помощь и осуществляет контроль;

- каналы командной связи , обеспечивающие своевременную и точную передачу задач объектам управле­ния;

- объекты управления , выполняющие поставленные задачи;

- каналы обратной связи , по которым идет инфор­мация о выполнении отданных распоряжений и состоянии подчиненных объектов.

Система управления эффективна лишь при условии четкой работы всех названных эле­ментов.

Управление медицинской службой гражданской обороны должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным.

Устойчивость управления определяется способностью начальника медицинской службы выполнять свои функциональные обязанности по управлению подчиненными силами и средствами в резко меняющихся условиях реальной обстановки.

Непрерывность управления заключается в постоянной связи с руководимыми силами и средствами.

Оперативность управления заключается в знании обстановки, быстром и пра­вильном реагировании на ее изменения, в своевременном принятии решений и быстрой постановке задач подчинен­ным.

Скрытность управления обеспечивается сохранением в тайне всех мероприятий по подготовке и осуществлению медицинского обеспечения.

Существенным условием для достижения устойчивости и непрерывности управления медицинской службой явля­ется бесперебойно действующая связь.

Успешное решение задач управления и эффективного использования сил и средств медицинской службы в значительной степени зависит от применяемых начальником медицинской службы части методов работы.

Под методами управления понимают определенный порядок и приемы работы начальника медицинской службы при решении конкретных задач управления.

В процессе управления применяются следующие методы работы – последовательный, параллельный или их сочетание.

Метод последовательной работы применяется при длительных сроках подготовки. При этом методе каждая нижестоящая инстанция начинает работать после принятия решения и завершения планирования в вышестоящей инстанции на основе полученной информации. Начальник медицинской службы включается в работу после ознакомления с решением начальника и указаниями вышестоящего начальника медицинской службы.

Метод параллельной работы применяется при коротких сроках подготовки. При этом методе организация работы по подготовке к медицинскому обеспечению предстоящих действий осуществляется во всех звеньях управления одновременно. Каждая нижестоящая инстанция приступает к постановке задач подчиненным и планированию после того, как вышестоящая инстанция примет решение и поставит задачу подчиненным устно до завершения планирования на своем уровне.

Руководство подготовкой медицинской службы к медицинскому обеспечению включает ряд мероприятий, основными из которых являются: принятие решения на медицинское обеспечение и планирование медицинского обеспечения; подготовка сил и средств медицинской службы; организация взаимодействия; организация управления.

Под термином «медицинская эвакуация» понимается комплекс различных организационных мероприятий по удалению из районов /очагов/ катастроф поражённых и их доставке в ближайшие ЛПУ /стационарные и прибывшие/ для оказания медпомощи и лечения. Она является слагаемым лечебного процесса в системе этапного лечения поражённых. «Путь медицинской эвакуации» - это путь, по которому идет транспортировка поражённых из района катастроф в ЛПУ /штатные и подвижные/ территориального, регионального и федерального значения.

ЛЭО поражённого населения области осуществляется по ЛЭНам. Под лечебно - эвакуационным направлением следует понимать полосу местности административной территории, включающей 1-2 района категорированного города, прилегающие сельские районы до границы области с расположенными на ней штатными ЛПУ и приданными формированиями, работающими транспортными средствами и путями эвакуации. На каждом ЛЭНе развертываются два этапа медицинской эвакуации.

Медицинская эвакуация преследует две основные цели: своевременную доставку поражённых до ближайших ЛПУ и обеспечение маневренности сил и средств службы «медицина катастроф».

Практика медобеспечения населения и войск в мирное и военное время подтвердила жизненность сложившихся основных принципов мед. эвакуации: «на себя» и «от себя».

Когда эвакуация пострадавших организуется вышестоящими медицинскими начальниками и осуществляется подчинёнными и приданными транспортными средствами из подчиненных ЛПУ /формирований/, то такой порядок эвакуации пострадавших называется эвакуацией «на себя».

Вместе с тем, в целом ряде случаев может иметься возможность эвакуации пострадавших непосредственно из пострадавших районов, объектов за счет своих и приданных транспортных средств, из районных и центральных районных больниц непосредственно в городские /областные/ ЛПУ - в таком случае говорят об эвакуации «от себя».

Кроме того, следует иметь в виду, что в случае вынужденной передислокации /по целому ряду причин/ как стационарных, так и подвижных ЛПУ возникает необходимость какую - то часть пострадавших и соматических больных /по тяжести состояния здоровья/ эвакуировать вместе со штатным составом.

Требования к ме дицинск ой эвакуации.

Практика организации медицинской эвакуации из районов /очагов/ катастроф, а также из одних ЛПУ в другие позволили выявить некоторые общие требования к ней:

Она должна быть (по возможности) кратковременной по своей продолжительности;

Обеспечить своевременность доставки поражённых в ближайшие ЛПУ;

Быть минимально травматичной и исключать однотипные этапы эвакуации.



В катастрофах мирного и военного времени при организации мед. эвакуации могут быть использованы следующие виды транспортных средств и способы эвакуации: ручной вынос, автомобильный санитарный транспорт, транспорт общего назначения /в том числе проходящий/, авиационный транспорт /санитарный и не санитарный/, железнодорожный транспорт, морской /речной/ транспорт и др

Как правило, сроки нетранспортабельности пострадавших /после оказания квалифицированной медпомощи/ зависят прежде всего от ряда причин:

От характера медицинского вмешательства;

Тяжести состояния здоровья;

Вида предполагаемого для эвакуации транспортного средства и некоторых других.

Например, сроки нетранспортабельности пострадавших терапевтического профиля при эвакуации их автомобильным транспортом колеблются от 1 до 5 суток. Однако, в случае использования авиационного транспорта указанные сроки резко меняются: в первые сутки смогут быть эвакуированы до 60%, а во вторые 40% пострадавших. При оказании же хирургической помощи нетранспортабепьность для автомобильного транспорта составляет:

После трепанации - 21 сутки; -после лапаротомии -10 суток; -после торакотомии - 2-3 суток; -после ампутации - 2-3 суток;

При травматическом и ожоговом шоке - после выведения из него.

При эвакуации авиационным транспортом в первые сутки могут быть эвакуированы до 25 %, а во вторые - оставшиеся 75/о пострадавших.

Требования, предъявляемые к подготовке пострадавших к эвакуации, базируются на следующих основных принципиальных положениях. Прежде всего на каждого пораженного должна быть отработана вся необходимая документация с констатацией в ней:

Эвакуационного предназначения, т.е. в какое конкретное ЛПУ /специализированный центр/ он направляется;

Каким видом транспортного средства продолжается его эвакуация, в какую очередь и в каком положении.

Каждый эвакуированный должен быть приведен в транспортабельное состояние /в случае смерти пострадавших в пути следования юридическую ответственность несет врачебный состав, давший «добро» на эвакуацию/. Все личные документы должны находиться при каждом эвакуируемом.

В холодное время года предпринимаются все возможные меры для утепления транспортных средств и пораженных.

На период следования эвакуируемых по возможности необходимо выделить медицинский состав с набором медикаментозных средств для оказания в случае необходимости медицинской помощи.

Организация медицинской эвакуации является чрезвычайно сложным и трудоёмким процессом.

В каждом конкретном случае она будет организовываться по разному и зависит, как правило, от целого ряда факторов:

Непредсказуемости возникновения катастроф как по месту, так и по времени;

От масштаба катастрофы;

Оь массовости и характера патологии пострадавших;

Резкого несоответствия потребности в различных средствах эвакуации и их наличием на территориальном уровне службы;

Возможности использования проходящего и попутного транспорта;

От наличия сил и средств службы как на территориальном, так и на региональном уровнях;

От готовности подвижных формирований и базовых ЛПУ /медицинских центров/ к участию в ликвидации катастроф;

От умелой организации эвакуационного процесса в районах катастроф и многих других факторов.

Эвакуация «по направлению» осуществляется из очага, когда поражённые эвакуируются на первый этап медэвакуации и далее до головных больниц ББ в виде потока в одном направлении /эвакуационное направление/.

Эвакуация «по назначению» - в строго определённую больницу с учетом локализации и характера поражения.

При эвакуации по назначению должен быть определён диагноз или ведущее поражение пострадавшего, а также знание местонахождения соответствующей профилированной больницы.

Сущность этапности лечебно - эвакуационного обеспечения поражённых состоит в том, что лечебно - профилактические мероприятия должны проводиться на этапах медицинской эвакуации с должной своевременностью, последовательностью и преемственностью и сочетаться с эвакуацией по назначению /в больницы ББ/.

Двухэтапная система ЛЭО вынуждена предусматривать расчленение /эшелонирование/ медпомощи и лечения поражённых на последовательно развернутых путях эвакуации.