Федеральные целевые программы. Основы составления проектов бюджетов

бюджетного планирования и прогнозирования

Целевые программы - обязательный компонент федерального, региональных и местных бюджетов, предусмотренный классификаци­ей бюджетных расходов. Из бюджетов всех уровней могут финанси­роваться целевые инвестиционные программы, программы решения отдельных приоритетных проблем социального, экологического, отрас­левого и т.п. характера, а также программы развития отдельных терри­торий.

Долгосрочные целевые программы должны разрабатываться го­сударственным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) и подлежать утверждению соответствующим зако­нодательным или представительным органом местного самоуправле­ния. Формирование общего перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти (органом местного самоуправления) в соответствии с прогнозом социально-экономиче­ского развития Российской Федерации и прогнозом социально-эко­номического развития соответствующей территории и приоритетами, определяемыми на основе этих прогнозов.

Целевая программа - специально разработанный для решения обоснованно приоритетной (федеральной, региональной или местной) проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, фи­нансового, экономического, социального, экологического, производ­ственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения.

Под программно-целевым методом («подходом») понимают те­оретические и научно-методические основы разработки и реализации целевых программ в вышеприведенном смысле, иначе говоря, научно-методические основы управления решением сложных проблем с ис­пользованием целевых программ.

Главное назначение каждой программы состоит в том, чтобы скон­центрировать ресурсы на целевом решении наиболее приоритетных проблем. Важнейшим условием результативности программ является отбор доказанно приоритетных проблем (задач), на которых стратеги­чески необходимо сосредоточить силы и средства бюджета. Уместно отметить, что все неудачи с реализацией большей части российских про­грамм имели первопричиной именно неконкретное, недоказанно при­оритетное целеполагание.

Одно из основных условий результативности программ связано с информационной обеспеченностью и на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При обосновании программно-целевых действий не только используется официальная статистика, но и осу­ществляется проведение специальных исследований (социологичес­ких, экологических и др.).

Сущностными характеристиками целевых программ являются следующие компоненты:

    обособленность расходов, включенных в целевые программы, от прочих расходов СБП;

    установление показателей финансирования в форме целевых индикаторов выполнения программы (количественная и качественная характеристики результатов деятельности СБП);

    использование оценки эффективности реализации целевых программ (соотношение результатов и затрат);

    ограничения на период реализации целевых программ (план-график реализации);

    наличие у целевой программы собственной целевой статьи расходов в бюджетной классификации;

    соответствие целевой программы целям и задачам деятельности СБП.

Принципиальное значение в рамках федерального бюджета име­ют федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры нано-индустрии в Российской Федерации на 2008-2010 гг.» и федераль­ные целевые программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического ком­плекса России на 2007-2012 гг.» и «Чистая вода».

Федеральные целевые программы (ФЦП) предназначены для решения важных отраслевых или межрегиональных проблем. Реше­ние о разработке каждой целевой программы принимается постанов­лением Правительства Российской Федерации, и после того как про­грамма подготовлена, она утверждается новым постановлением Правительства Российской Федерации. Обычно ФЦП включает опи­сание проблемы, основные цели и задачи, этапы, перечень мер в рам­ках программы, гарантии в отношении качества, механизм реализации,

управления программой и контроля за ней, анализ эффективности, экологическую и иную экспертизы и источники финансирования. По­мимо финансирования за счет средств федерального бюджета, програм­мы предусматривают финансирование из других источников (органы управления регионального или местного уровня и (или) частные ин­весторы), так что финансирование за счет средств федерального бюд­жета в среднем составляет всего 10% от общей суммы затрат, в то вре­мя как доля участия регионального бюджета в среднем еще ниже - 5%. Программы регионального развития представляют собой разно­видность федеральных целевых программ, реализуемых в конкретных регионах.

Реализация этих программ, как свидетельствуют их целевые ори­ентиры, должна обеспечить высокий потенциал новых перспективных исследований и разработок, который станет основой для технологи­ческого прорыва на рынках в 2014-2020 гг.

Ведомственные целевые программы (ВЦП). В 2004 г. Концеп­цией реформирования бюджетного процесса введены понятия «ведом­ственная целевая программа» и «ведомственная стратегия», которые рассматриваются как новый институт реализации программно-целе­вого подхода к управлению государственными и муниципальными фи­нансами. В Положении о разработке, утверждении и реализации ве­домственных целевых программ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239, уре­гулированы вопросы типологии и содержания ВЦП, базовые проце­дуры их разработки, утверждения и реализации, контроля за ходом реализации, прекращения действия программы, методы формирова­ния индикаторов, обусловленных реализацией ВЦП, а также закреп­лено положение о представлении отчетов по реализации программ. При этом ВЦП некоторым образом отличаются от ФЦП (табл. 3).

Таблица 3 - Сравнительная характеристика ФЦП и ВЦП

Общие черты, свойственные ФЦП и ВЦП

Различия между ФЦП и ВЦП

Формулировка цели и задач программ, соот­ветствующих приоритетам государственной политики, полномочиям ответственности органов исполнительной власти

Уровень утверждения (ФЦП - Прави­тельство Российской Федерации, ВЦП - субъект бюджетного планиро­вания).

Описание (количественное) ожидаемых результатов реализации программ (непосредственные и конечные)

Характер программы (ФЦП - межот­раслевой; ВЦП - внутриотраслевой

Обоснование потребностей в ресурсах для реализации программ, оценка внешних условий и рисков реализации программ

Принцип планирования расходов (ФЦП - в соответствии с планами Правительства Российской Федерации; ВЦП - в соответствии с планами СБП)

Определение схемы управления программой

Размеры программ и сроки действия (ФЦП более крупные по объемам и более долгосрочные, чем ВЦП)

Кроме этих типов программ существуют и региональные целе­вые программы (РЦП). РЦП и ВЦП представляют собой два типа еди­ных по принципу формирования и реализации, но различающихся по статусу бюджетных целевых программ. Они имеют также ряд разли­чий, которые воспроизводятся по аналогии с предшествующим срав­нительным анализом.

Последовательность разработки и реализации ВЦП:

    решение о разработке ВЦП;

    замысел ВЦП;

    разработка проекта ВЦП;

    разработка паспорта ВЦП;

    характеристика основных мероприятий ВЦП;

    план мониторинга результативности ВЦП;

    анализ результативности ВЦП.

Под результативностью ВЦП понимается степень достижения планируемых результатов: конечного (при оценке реализации всей ВЦП) и непосредственного (при реализации одного или нескольких этапов программы). Под эффективностью ВЦП понимается соотно­шение результата мероприятий всей программы и затрат, обусловив­ших данный результат.

В области программно-целевого планирования началась разра­ботка нового для России метода Форсайта (или «предвидения»), ис­пользуемого для определения перспективных направлений научно-технического развития, увязанных с социально-экономическими условиями и последствиями использования новых технологий. Указан­ный выше метод используется в более чем 30 странах мира и представ­ляет собой процесс отбора стратегических направлений научного и тех­нологического развития на национальном уровне, который происходит с учетом мнений основных субъектов национальной инновационной си­стемы. Наибольшее развитие он получил в странах с развитыми гори­зонтальными связями и налаженными сетями взаимодействий, поддер­живаемыми на государственном уровне. В России разработка метода Форсайта, как и многих других инициатив, пошла по ведомственному принципу. Минобранауки России, Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (мининформсвязи Рос­сии), Министерство промышленности и энергетики Российской Фе­дерации (Минпромэнерго России) стали формировать собственные процедуры Форсайта. Одновременно Минобранауки России заверши­ло начатый в 2005 г. пересмотр перечня приоритетных направлений и критических технологий. В итоге на смену девяти приоритетным на­правлениям и 52 критическим технологиям появился перечень из вось­ми приоритетных направлений и 35 критических технологий. Как сле­дует из сравнения нового и предшествующего списков приоритетов (табл. 5.4), они в значительной степени пересекаются.

Таблица 4 - Перечни приоритетных направлений развития

науки, технологий и техники в Российской Федерации

Перечень 2002 г.*

Перечень 2006 г.

Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника

Информационно-телекоммуникацион­ные системы

Новые материалы и химические техно­логии

Индустрия наносистем и материалов

Технологии живых систем

Живые системы

Экология и рациональное природополь­зование

Рациональное природопользование

Энергосберегающие технологии

Энергетика и энергосбережение

Перспективы вооружения, военная и специальная техника

Перспективные вооружения и военная техника

Новые транспортные технологии

Транспортные, авиационные и косми­ческие системы

Космические и авиационные технологии

Производственные технологии

Безопасность и противодействие терроризму

* Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. № Пр-577.

Аннотация

Введение

2.3 Проблемы реализации федеральных целевых программ в рамках бюджетной реформы и в условиях кризиса

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения


Аннотация

Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций.

В курсовой работе рассматривается экономическая сущность, задачи и цели федеральных целевых программ. При этом автором изучен механизм финансирования и правовое регулирование федеральных целевых программ. Кроме того, рассмотрена государственная финансовая политика в области бюджетных инвестиций посредством целевых программ. В работе изучена реализация федеральных целевых программ в Республике Татарстан и в целом по России. В конце работы сформулированы выводы и предложения на основе изученного опыта.

Federal target programs as the tool of financing of budgetary investments.

In a term paper the economic essence, problems and the purposes of federal target programs is considered. Thus the author studies the mechanism of financing and legal regulation of federal target programs. Besides, the state financial policy in the field of budgetary investments by means of target programs is considered. In work realization of federal target programs in Republic Tatarstan and as a whole across Russia is studied. In the end of work conclusions and offers on the basis of the studied experience are formulated.

Проверила

____________________


Введение

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Бюджетное финансирование можно разделить на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми, например "Дети - сироты", и комплексными, например "Диабет", "Туберкулез" и т.д. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (например, Комитет по здравоохранению). Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

Технико-экономическое обоснование;

Прогноз ожидаемых социально - экономических (экологических) результатов реализации указанной программы;

Наименование заказчика указанной программы;

Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;

Другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимается решение о целесообразности выделения бюджетных средств или средств внебюджетного фонда на реализацию данной программы.

В роли заказчика долгосрочной целевой программы может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.

Тема курсовой работы «Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций» актуальна на сегодняшний день, т.к. федеральные целевые программы призваны помогать в решении стратегических задач развития экономики и социальной сферы, особенно в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

Объектом исследования являются федеральные целевые программы и их значение в финансовом обеспечении бюджетных инвестиций.

Целью курсовой работы является:

Изучение федеральных целевых программ, механизм их финансирования, их роль в государственных бюджетных инвестициях;

Анализ основных показателей финансирования целевых программ на территории Республики Татарстан.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.аРаскрыть общее понятие федеральные целевые программы.

2.аОписать актуальность федеральных целевых программ.

3.аИзучить: финансирование, разработку, формирование, утверждение целевой программы.

4.аПровести анализ реализации федеральных целевых программ в Российской федерации, Республике Татарстан и их роль в финансировании бюджетных инвестиций.


1. Федеральные целевые программы

1.1 Экономическая сущность целевых бюджетных программ

Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой, программно-проектный подход, применяются в странах Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и других для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

Согласно действующему законодательству, федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой «увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации».

Бюджетные инвестиции это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Данное определение термина бюджетные инвестиции приведено в Письме Министерства экономического развития РФ от 4.12.2009 г. № 18863-ОС/Д17 "О приказе Минэкономразвития России от 1 октября 2008 г. N 305" Государственные инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год . Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса.

Финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) – это финансирование увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения комплексов научно исследовательских, опытно конструкторских производственных, социально экономических, организационно хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Финансирование подготовки проектов целевой программы и концепций осуществления программной проблемы, разработка которых осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в разделе “Прочие статьи” федерального бюджета. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.

К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться: взносы участников реализации программ; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организации, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ, и другие поступления. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии . В 2010 году в рамках федеральных целевых программ осуществляется: поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ технологического профиля; поддержка секторов экономики с высоким инновационным потенциалом (авиационно-космическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии) и др.

В данный момент в РФ реализуется около 53 целевых программ: программа "Жилище" на 2002-2010 годы, программа "Социальное развитие села до 2012 года", программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", президентская программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" и многие другие [Приложение 1].

Разобрав весь понятийный комплекс по ФЦП, можно сделать обобщение. Федеральные целевые программы в рамках бюджетных инвестиций, являются инструментом реализации приоритетных задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития страны. Они финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований и внебюджетных средств. Приоритетные секторы, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов РФ по согласованию с другими федеральными органами государственной власти. Объекты, имеющие в основном федеральное значение (стройки и объекты нового строительства и технического перевооружения для федеральных государственных нужд), включают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП), определяющую объем государственных инвестиций по отраслям и ведомствам. Перечень объектов, финансируемых за счет ФАИП, формируется исходя из объемов государственных капитальных вложений, направляемых на реализацию федеральных целевых программ, а также на решение не включенных в эти программы отдельных важнейших социально-экономических вопросов на основании предложений, одобренных решениями Президента РФ либо Правительства РФ. Формирование данного перечня осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ с учетом предложений государственных заказчиков по инвестиционным проектам, результатов подрядных торгов и заключенных государственных контрактов.

1.2 Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством целевых программ

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта Российской Федерации при условии включения их в целевую программу субъекта Российской Федерации.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством Российской Федерации .

Таблица 1

Распределение ФАИП по федеральным целевым программам (10 крупнейших ФЦП) (млрд. рублей)

Наименование ФЦП Предусмотренное финансирование из ФБ 2010 год.
Развит. транспортн. сист. 2010-2015 г. 216.1

Развитие Д.Востока и Забайкалья

49.2
Электронная Россия 2002-2010 г. 9.7
Развит. судебной системы 2007-2012 г. 9.2
Развит.физкультуры и спорта 2006-2015г. 6.2
Развитие наноиндустрии 2008- 2011 г. 3.8
Пожарная безопасность 2008-2012г. 3.6
Развитие телерадиовещания 2009-2015г. 3.6
Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации 2009-2015 г. 2.8
Культура России 2006-2011 г. 2.8

Источник: официальный сайт Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в федеральном законе о федеральном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью более 100 миллионов рублей, включенные в ФИАП, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с инвестиционными проектами сметной стоимостью менее 100 миллионов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, отражаются в составе сводной бюджетной росписи федерального бюджета суммарно по соответствующему виду расходов.

Главные распорядители средств федерального бюджета в части указанных бюджетных ассигнований вправе вносить предложения о выделении соответствующих видов расходов по отдельным объектам капитального строительства для последующего их отражения в сводной бюджетной росписи.

Порядок отражения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации и объекты муниципальной собственности в законе (решении) о бюджете и (или) в сводной бюджетной росписи устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом муниципального образования.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и объекты капитального строительства муниципальной собственности в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.

Бюджетное финансирование можно разделить на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми, например "Дети - сироты", и комплексными, например "Диабет", "Туберкулез" и т.д. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей: ослабленным детям на дополнительное питание через комитет по образованию; на производство соответствующих вакцин и др. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство (например, Комитет по здравоохранению).

Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

1.3 Нормативно-правовое регулирование финансирования федеральных целевых программ

Основной закон, регламентирующий всю бюджетную деятельность и все бюджетные ассигнования в т.ч. и по ФЦП - это Бюджетный кодекс РФв части:статья 79 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности» и статья 179 «Долгосрочные целевые программы» определяют порядок финансирования ФЦП.

Одним из первых законов, определявшим методологию разработки и реализации федеральных целевых программ, был Федеральный закон РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" Настоящий Федеральный закон устанавливал общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 1995 года № 594 «О Порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» определяло порядок разработки и реализации ФЦП.

Затем появился Федеральный закон РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд".Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Все последующие нормативные акты закрепляют программно-целевой подход в бюджетном планировании и бюджетных инвестициях на реализацию ФЦП.


2. Анализ федеральных целевых программ как инструмента финансирования бюджетных инвестиций

2.1 Анализ финансирования федеральных целевых программ

В настоящий момент в России реализуется 53 федеральных целевых программы, которые осуществляются по 6 направлениям:

Развитие социальной инфраструктуры

Развитие транспортной инфраструктуры

Новое поколение

Безопасность и экология

Развитие науки и технологий

Развитие регионов

Развитие государственных институтов [Приложение 1].

Для анализа реализации и финансирования федеральных целевых программ воспользуемся данными Федеральных законов «Об исполнении бюджета»: N 228-ФЗ от 03.12.2008г., N 382-ФЗ от 28.12.2009г., от N 255-ФЗ 03.10.2010 г. Для удобства сформируем таблицы с полученными данными по направлениям.

Таблица 2

Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Новое поколение» за период 2007-2009 г.г.

№ п/п

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)

рос-та 2007-2008 в %

рос-та 2008-2009 в %

1 2 3 4 5 6 7
1. Федеральная целевая программа "Культура России (2006 - 2010 годы)" 12 500 547,2 13 229 601,6 21 619 019,7 105,8 163,4
2.

Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры

и спорта в Российской

Федерации на 2006 - 2015 годы"

165,4 180,1
3. Федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы" 488 854,5 405 041,8 82,9 173,9
4. 2 871 033,1 102,4 79,7
5. Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2011 годы)" 4 045 232,8 3 370 515,8 7 572 640,7 83,3 224,7
6. 131,0 71,0
7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы 10 285 004,7 101,7 91,8
8. Федеральная целевая программа "Русский язык (2006 – 2010 годы)" 99,6 105,0
9. Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" 207 200,0 207 200,0 0 100,0 0
10. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы" - 329 225,8 266 718,7 - 81,0
Всего по ФЦП за год: 37 985 655,6 41 580 562,5 56 821 687,0

В представленной таблице можно наблюдать наибольшую динамику темпа роста за 2007-2008 год по ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015г.», а наименьшую по ФЦП «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 г.». В 2008-2009 г. происходит тенденция к увеличению финансирования по данным программам, но наибольший темп роста в этот период наблюдается по ФЦП «Предупреждение и борьба социально значимыми заболеваниями», а наименьший показатель темпа роста у ФЦП «Экономическое и соц. развитие малочисленных народов Севера» - он имеет нулевой показатель, т.к. финансирование не осуществлялось.

Рассмотрим динамику роста финансирования ФЦП по направлению «Развитие инфраструктуры».

Таблица 3

Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Развитие инфраструктуры» за период 2007-2009 г.г.

№ п/п Наименование сравниваемых данных

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)

рос-та 2007-2008 в %

рос-та 2008-2009 в %

1. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (второй этап) 41 065 524,0 128 254 920,0 87719973,8 312,3 68,4
2. 3 054 095,3 3 647 806,0 2 562 272,2 119,4 70,2
3. 185 839 221,4 257 285 402,0 283 080 270,1 138,4 110,0
4. 6 184 419,3 8269143,0 8 126 936,0 133,7 98,3
Всего по ФЦП за год: 236 143 260,0 397 457 271,0 381 489 452,1

В таблице 3 наибольший темп роста в 2007-2008 г. у ФЦП «Жилище», а наименьший у ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения». Заметна тенденция снижения финансирования и темпа роста в 2008-2009 г. по всем программам. Так, в этот период наибольший показатель у ФЦП «Модернизация транспортной системы» - 110%, а по ФЦП «Жилище» с наибольшего он стал наименьшим. Это свидетельствует о неравномерности объемов финансирования по большинству федеральных целевых программ.

Рассмотрим динамику роста финансирования ФЦП по направлению «Безопасность и экология», представленную в Приложении 2.

По таблице в Приложении 2 наибольшая динамика темпа роста в 2007-2009 г. у ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельхоз. назначения и агроландшафтов» - 371%. Сильно отличается от наибольшего, темп роста по ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС», он составляет всего 49,2 %. За период 2008-2009 г. наибольшим становится показатель темпа роста у ФЦП «Создание системы базирования Черноморского флота», а наименьшим у ФЦП «Совершенствоание системы разведки контроля воздушного пространства». Так же наблюдается в 2009 г. общее снижение темпов роста финансирования по всем ФЦП.

По направлению «Развитие регионов» динамику финансирования ФЦП рассмотрим в таблице 4.


Таблица 4

Финансирование федеральных целевых программ по направлению «Развитие регионов» за период 2007-2009 г.г.

№ п/п Наименование сравниваемых данных

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)

рос-та 2007-2008 в %

рос-та 2008-2009 в %

1 2 3 4 5 6 7
1. Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года" 5 384 488,6 29 904 394,0 68 195 767,4 555,4 228,0
2. Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" 2 380 600,0 2 508 893,3 1 626 858,3 105,4 64,8
3. Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года 1 520 340,0 2 564 431,8 1 961 983,9 168,7 76,5
4. Федеральная целевая программа "Юг России" 4953606,0 8 890 000,0 6 846 861,6 179,5 77,0
5. Федеральная целевая программа "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" 11 848 791,4 32385243,8 19 488 011,9 273,3 60,2
6. Федеральная целевая программа "Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)" 2 770 412,2 - - 0 0
Всего по ФЦП за год: 28 858 238,2 76 252 962,9 98 119 483,1

В таблице 4 наибольшиий темп роста в 2007-2008 г. наблюдается по ФЦП «Экономическое и соц. Развитие Дальнего востока и Забайкалья» - 555,4%. Наименьший у ФЦП «Развитие г. Сочи» (показатель нулевой). Эта тенденция сохраняется и в 2008-2009 г., как и тенденция к уменьшению финансирования по всем программам.

Проанализируем темп роста федеральных целевых программ по направлению «Развитие науки и техники» по таблице приведенной в Приложении 3. В период с 2007-2008 г. наблюдается наибольший темп роста по ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» 285,6%, но в 2008-2009 г. финансирование по данной программе не осуществляется и показатель становится нулевым. Наименьший темп роста в 2007-2008 году наблюдается у ФЦП «Национальная технологическая база» 61,3%, в 2008-2009 происходит тенденция к увеличению темпа роста по данной программе до 118,9%. Но наибольший показатель в этот период у ФЦП «Глобальная навигационная система». По всем программам мы можем наблюдать неравномерность финансирования по годам.

Анализ финансирования ФЦП по направлению «Развитие государственного института» осуществим по таблице Приложения 4. Имеющиеся показатели темпа роста указывают, что наибольшую динамику финансирования в 2007-2008 году имеет ФЦП «Развитие государственной статистики» 164,6%. В 2009 году темп роста по данной программе имеет меньший показатель, а наибольший у ФЦП «Развитие судебной системы в РФ» 114,3%. Наименьший показатель темпа роста за оба периода у ФЦП «Гос. поддержка развития муниципальных образований», он равен нулю из-за отсутствия финансирования. Так же наблюдается общее снижение темпов роста в 2009 г. по всем ФЦП.

Для более полного анализа финансирования федеральных целевых программ в РФ, по имеющимся в таблицах данным, составим структуру ассигнований по годам. Структура бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ по направлениям в 2007-2010г.г., отражена на следующих диаграммах.

Рис. 3. Структура бюджетных ассигнований на ФЦП в 2007-2010 г.г.

На представленной диаграмме мы видим, что в период с 2007 по 2009 г. наибольшее ассигнования в структуре ФЦП идут по направлению «Развитие инфраструктуры». Финансирование по данному направлению остается практически одинаковым из года в год. Следующее по объемам финансирования в 2007 г. идет направление «Развитие науки и техники». Объемы инвестиций по нему имеют тенденцию к увеличению в 2008 г., а затем к снижению в 2009 г. По направлению «Новое поколение» можно увидеть, что произошло урезание его финансирования в 2008 г. и на прежний уровень в 2009 г. финансирование не поднялось. Рост ассигнований по направлению «Безопасность и экология» 2008 г. не наблюдается в 2009 г. Напротив, Программа «Развития регионов» имеет стабильную тенденцию к увеличению и в 2008 и в 2009 годах. Наименьшие ассигнования в структуре ФЦП имеет программа «Развития гос. института». По ней наблюдается уменьшение финансирования и в 2008, и в 2009 г. Если же судить в общем, то сама структура приоритетов финансирования остается неизменной все три года.

Для завершения анализа ФЦП в РФ рассмотрим еще несколько аспектов современных реалий в данной области. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах от 25 мая 2009 года предлагается рассмотреть возможность перехода начиная с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной корректировкой классификации расходов. В ее основу могут быть положены долгосрочные целевые программы. При этом в долгосрочных целевых программах могут предусматриваться и другие, кроме бюджетных, инструменты достижения заданных целей: правовое регулирование, проведение структурных реформ, контроль, использование имущества, меры налоговой, таможенной и тарифной политики, соглашения с субъектами Российской Федерации и так далее .

Совершенствование в рамках нового формата бюджета различных инструментов программно-целевого планирования (федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов, проектов Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации), а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета, – все это позволит более четко определить приоритеты, цели и результаты использования бюджетных средств, установить индикаторы, характеризующие их достижение, организовать на постоянной основе мониторинг эффективности бюджетных расходов .

Так, итоги хода выполнения ФЦП в 2009 году, опубликованном в пресс-релизе от 17.03.2010 г. к заседанию Президиума Правительства РФ, свидетельствуют о следующих результатах:

Общий объем финансирования 51 ФЦП составляет 831,7 млрд. рублей. За 2009 год мероприятия ФЦП за счет средств федерального бюджета профинансированы в объеме 818,3 млрд. рублей (98,4% от бюджетных назначений 2009 года), что на 7% больше, чем в 2008 году. По направлению «капитальные вложения» профинансировано 471,3 млрд. рублей (98,2%), по направлению «НИОКР» - 96,5 млрд. рублей (98,9%), по направлению «прочие нужды» - 250,6 млрд. рублей (98,5%). Для сравнения, за 2008 год объемы финансирования ФЦП по направлениям составили: капитальные вложения - 433,5 млрд. рублей (98,3%), НИОКР - 58,9 млрд. рублей (99,4%), расходы понаправлению «прочие нужды» - 272,9 млрд. рублей (97,2%) .Софинансирование программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных источников за 2009 год составило 840,9 млрд. рублей (79,0% от предусмотренного на год), в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 344,5 млрд. рублей (84,8%) и внебюджетных средств - 496,4 млрд. рублей (75,5%). Для сравнения, в 2008 году фактическое софинансирование мероприятий ФЦП за счет всех источников составило 888,1 млрд. рублей (80,8% от годовых назначений), в томчисле за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов - 325,7 млрд. рублей (100,4%) и внебюджетных средств - 562,4 млрд. рублей (72,6%) .

Основные показатели федерального бюджета на плановый период 2011-2012 годов, в соответствии с доведенными Минфином России предельными объемами бюджетных ассигнований в части инвестиционных расходов, следующие: на 2011 год - 916,0 млрд. рублей, на 2012 год - 795,6 млрд. рублей, в том числе на реализацию 48 ФЦП - 655,8 млрд. рублей (71,6% от инвестиционных расходов) и 42 ФЦП - 562,9 млрд. рублей (70,7% от инвестиционных расходов) соответственно. На осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, не включенные в ФЦП, определены основные характеристики федерального бюджета на 2011 год в объеме 260,2 млрд. рублей, на 2012 год - 232,7 млрд. рублей .

Например, в рамках программы «Развития науки и технологий» в Подмосковье планируется создать центр по разработке и коммерциализации новых технологий "Сколково" - своеобразный аналог американской Силиконовой (Кремниевой) долины. Предполагается, что свои инновационные продукты, предварительно отобранные комиссией, будут "выращивать" в кластерах крупнейшие частные компании. Потом наиболее перспективные продукты отберут и перенесут в "долину", которая начнет обустраиваться с конца 2010г. Предполагается, что инфраструктура нового комплекса будет рассчитана на 30-40 тыс. человек и будет включать все необходимое для разработки научных идей и превращения их в бизнес. Из почти 4 млрд. рублей фонда «Сколково» непосредственно на строительство уйдет 247 млн. рублей. Причем речь идет только о проектировании, а не о возведении объектов. Расходы по деятельности фонда и его дочерних структур составят 401 млн. рублей. На инвестиции непосредственно в инновационные проекты выделено 3,4 млрд. рублей. Небольшое превышение расходов над доходами в 59 млн. рублей объясняется тем, что фонд намерен компенсировать разницу за счет дохода от управления свободными средствами. Основное – сделать прозрачным механизм распределения инвестиций, который пока непонятен. «До сих пор нет дальнейшего определения того, как будет осуществляться поток инвестиций, – говорит эксперт Кристиан Вайс . Такой механизм обязательно должен быть, четкое планирование, структурирование инвестиций, классификация расходов, финансовый контроль обеспечит успех проекта.

Из проделанного анализа можно сделать следующие выводы: реализация ФЦП в Российской Федерации из-за неравномерности финансирования несколько затруднена по отдельным направлениям. Но основную задачу федеральные целевые программы выполняют, бюджетные инвестиции оживляют многие отрасли экономики. Данный эффект особенно важен в период наступившего экономического кризиса, при условии соблюдения сугубо целевого финансирования.

2.2 Анализ реализации федеральных целевых программ на примере Республики Татарстан

Для анализа реализации федеральных целевых программ в Республике Татарстан воспользуемся данными из законов Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан»: № 70-ЗРТ от 06.08. 2008 г., № 40-ЗРТ от 30.07.2009 г., N 36-ЗРТ от 28.06.2010 (за 2007, 2008, 2009 г.г.). Сформируем по имеющимся данным таблицу финансирования ФЦП в динамике за 2007-2009 год.

Таблица 5

Финансирование федеральных целевых программ в Республике Татарстан за период 2007-2009 г.г.

№ п/п Наименование ФЦП

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)

(тыс. руб.)

рос-та 2007-2008 в %

рос-та 2008-2009 в %

по направлению: «Новое поколение»
1. ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" 40 000,0 77 500,0 36 900,0 193,8 47,6
2. ФЦП "Дети России" на 2007 – 2010 годы 29 364,0 0 0 0 0
3. ФЦП"Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" 0 0 0 0
по направлению: «Развитие инфраструктуры»
4. ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" 7 500,0 0 0 0 0
5. ФЦП"Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" 544 416,8 862 743,4 296 190,3 158,5 34,3
6. ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" 136,6 0,95
по направлению: «Безопасность и экология»
7.

ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного

назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы"

9 930,0 1 479 850,8 1 432 469,2 14902,8 96,8
по направлению: «Развитие гос. института»
8.

ФЦП "Комплексные меры

Противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы"

5 000,0 0 0 0 0
Итого ассигнований по ФЦП: 2 077 979,3 4385263,0 1 784 225,1 211,0 40,69

По данным таблицы видно, что в 2007-2008 году наибольшая динамика темпа роста наблюдалась по ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы". Это произошло из-за резкого увеличения ассигнований в 2008 году по данной программе. Следующими по динамике идут ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" - 193,8%, ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" – 158,5%, ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" - 136,6%. По остальным программам финансирование в Республики Татарстан не осуществлялосьи показатель темпа роста нулевой.

В 2009 году темп роста по всем программам значительно снизился. По ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" темп роста достиг лишь 96,8%. Как и в 2008 году следующими по темпу роста идут программы: ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" и ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы". Показатели темпа роста ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" составили всего 0,95%. Остальные программы совсем не финансировались. Уменьшение объемов ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в Республике Татарстан обусловлено экономическим кризисом и как следствие бюджетным дефицитом.

Используя данные таблицы 6 проанализируем структуру финансирования и полученные показатели внесем в новую таблицу.

финансирование инвестиция целевой программа

Таблица 6

ФЦП в структуре их финансирования по Республике Татарстан за 2007-2009 г.г.

№ п/п Наименование ФЦП
1 2 3 4 5
1. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" 1,9 1,8 2,1
2. Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 – 2010 годы 1,4 0 0
3. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" 0,1 0 0
4. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" 0,4 0 0
5. Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)" 26,2 19,7 16,6
6. Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" 69,2 44,8 1,0
7. Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" 0,5 33,7 80,3
8.

Федеральная целевая программа "Комплексные меры

противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы"

0,2 0 0

Из таблицы мы видим, чтов 2007 году основное финансирование было осуществлено по ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года", оносоставило 69,2 % от всех ассигнований. Меньше всего денег было выделено на реализацию ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" всего 0.1%. В 2008 году наибольшее финансирование получила также ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года», а наименьшее Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"- лишь 1.8 % . В 2009 году на первое место по финансированию вышла ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы" - 80.3 % всех ассигнований. Наименьшее финансовое обеспечение получила ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" - всего 1 %, а мы видим, что в 2007-2008 году, по выделенным денежным средствам, данная программа стояла на первом месте по финансированию.

Проанализировав финансирование федеральных целевых программ по Республике Татарстан можно отметить, что денежные средства на их реализацию выделяются неравномерно и непостоянно. Разразившийся экономический кризис и экономическая нестабильность серьезно затрудняют финансирование федеральных целевых программ.


2.3 Проблемы реализация федеральных целевых программ в рамках бюджетной реформы в условиях кризиса

Самой значительной проблемой, влияющей на реализацию федеральных целевых программ, является разразившийся экономический кризис. В 2011 г. бюджет придется резать по живому, отказываясь от многих расходов и текущих инвестиций. Уже ясно, что почти наполовину придется сократить федеральные целевые программы. В бюджете следующего года уже появилась дыра - почти 654 млрд. руб., подсчитали в Минфине по возвратным распределениям ведомств. Пока что придется резать инвестиционную часть бюджета - федеральные целевые программы (ФЦП), паспорта которых утверждены постановлениями правительства. «Обязательства, взятые властью, пока есть, а денег уже нет», - объясняет чиновник Минфина .

По подсчетам Минфина, нынешние 53 ФЦП не обеспечены расходами бюджета больше чем на две трети. Ассигнования на ФЦП в 2009-2012 гг. согласно паспортам программ должны составить 2,9 трлн. руб., из которых почти 2,1 трлн. руб. профинансировано не будет. «Мы исходили из того, насколько действующие обязательства обеспечены ресурсами бюджета при уже заданных параметрах доходов и дефицита, - объяснил чиновник Минфина. - Это пока первая пристрелка бюджета на 2011 г. Очевидно, придется считаться с тем, что кризис поменял конъюнктуру бюджетной обеспеченности. Допускаю, придется снижать и другие, не только инвестиционные, расходы бюджета». Ведомственная структура бюджета расписана только на 2010 г., продолжает он, на 2011 и 2012 гг. расходы заложены только в общих характеристиках: «Никуда не денешься, какие-то жиры придется резать, какие-то инвестпланы - откладывать». Премьер Владимир Путин на прошлой неделе не поддержал предложения Минфина об отказе от индексации трудовых пенсий на 6,3%. Если не будем резать пенсии, придется экономить на чем-то другом, признается чиновник Минфина .

Сотрудник Минэкономразвития говорит, что в ведомстве знают проблему нехватки ресурсов: ФЦП будут урезаны, но не механически, а в соответствии с выбранными приоритетами. «Сложность программы в том, что ее нельзя секвестировать в процентном соотношении. Это взаимно увязанный документ, снижать финансирование надо гармонизировано», - вздыхает чиновник Минэкономразвития: часто это сделать непросто, у одной программы по развитию Чеченской республики более 30 госзаказчиков, им как минимум нужно договориться между собой .

Масштабная бюджетная реформа начала проводится в России. Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов, опубликованной Минфином, министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы, которые федеральным ведомствам будет предложено писать исходя из целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по одной целевой программе. Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года уже полностью делать программным. Это позволит сделать реализацию ФЦП более результативной, не распыляющей бюджетные инвестиции. Но для реализации реформы нужна законодательная и документальная доработка, устраняющая бюрократизм.

Но, есть еще и особенности ФЦП, снижающие их эффективность:

Недофинансирование ФЦП из внебюджетных источников;

Проектный подход в транспорте, социальной сфере, реальном секторе;

Территориальные ФЦП – не направлены на развитие реального сектора, в отличие от зарубежных аналогов.

Эффективность программно-целевого метода снижается в результате:

Отсутствия системного видения пространственных приоритетов развития страны;

Сложностей с запуском проектов, не получивших высший политический приоритет.

Существует также проблема недоиспользования бюджетных ассигнований, что негативно влияет на реализацию ФЦП. Так, использование средств по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд, по которым Росстатом ведется наблюдение, в разрезе федеральных округов по итогам за 5 месяцев 2010 года характеризуется следующими данными:

Таблица 7

Мониторинг использования ассигнований по данным за июнь 2010 г.

Федеральный округ Лимит ассигнований за счет всех источников Лимит государственных инвестиций на год Фактически использовано за счет всех источников финансирования
млн. рублей в % от лимита на год
Центральный 200 000,50 198 902,80 15 676,40 7,8
Северо-Западный 75 947,60 69 218,00 11 518,70 15,2
Уральский 5 078,10 4 717,10 933,4 18,4
Сибирский 20 908,40 20 555,20 3 696,90 17,7
Дальневосточный 96 994,50 85 776,10 14 264,80 14,7
Южный 95 380,90 85 162,00 9 835,30 10,3
Северо-Кавказский 8 360,00 8350,8 1 914,20 22,9
Приволжский 21 875,10 20 329,80 2 318,20 10,6
Утверждён бюджетный прогноз на долгосрочный период Распоряжение от 29 марта 2019 года №558-р. Утверждён бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года. Ключевая цель бюджетного прогноза – оценка на вариативной основе наиболее вероятных тенденций в бюджетной системе, позволяющая путём выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить стабильные макроэкономические условия и достижение стратегических целей социально-экономического развития страны.

22 марта 2019 , Решения Правительства по вопросу о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 2018 год

4 февраля 2019 , Государственная программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» Об утверждении государственной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» Постановление от 30 января 2019 года №63. Цель госпрограммы – создание условий для сбалансированного устойчивого развития экономики и социальной сферы Республики Крым и Севастополя. В рамках госпрограммы, в частности, предусматривается стимулирование предпринимательской активности, развитие инфраструктуры, функционирование свободной экономической зоны в Крыму, обеспечение эффективного функционирования сети автомобильных дорог, повышение уровня энергосбережения и надёжности инженерной инфраструктуры, формирование доступной и комфортной туристской среды.

25 декабря 2018 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости Об изменениях в порядке предоставления субсидий на приоритетное привлечение трудовых ресурсов в субъекты Федерации Постановление от 19 декабря 2018 года №1593. В целях создания привлекательных условий для переезда работников и закрепления их на рабочем месте подписанным постановлением утверждена новая редакция Правил предоставления и распределения субсидий субъектам Федерации на дополнительные мероприятия в сфере занятости. В частности, установлена возможность участия в региональных программах всех работодателей, испытывающих потребность в трудовых ресурсах (ранее предусматривалось участие в региональных программах только работодателей, реализующих инвестиционные проекты). Для работодателей в Дальневосточном федеральном округе предусмотрено увеличение размера финансовой поддержки с 225 тыс. рублей до 1 млн рублей на каждого привлечённого работника.

24 декабря 2018 , Аграрная наука О дополнении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы Постановление от 21 декабря 2018 года №1615. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы дополнена подпрограммой «Развитие селекции и семеноводства сахарной свёклы в Российской Федерации». Цель подпрограммы – обеспечение стабильного роста объёмов промышленного производства и реализации высококачественных конкурентоспособных семян рентабельных гибридов сахарной свёклы отечественной селекции на основе новых высокотехнологичных российских разработок и выполнения комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла.

5 декабря 2018 , Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ Доклад Максима Орешкина на заседании Правительства О ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за девять месяцев 2018 года.

5 декабря 2018 , Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ В повестке: об исполнении федерального бюджета, о ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за девять месяцев 2018 года.

25 октября 2018 , Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» Об утверждении государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы» Постановление от 25 октября 2018 года №1272. В настоящее время действует государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014–2018 годы». Поскольку период действия этой госпрограммы завершается, подписанным постановлением утверждена новая государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы».

6 сентября 2018 , Федеральный бюджет В повестке: об исполнении федерального бюджета, о ходе выполнения федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы за первое полугодие 2018 года, проекты федеральных законов.

3 августа 2018 , Общие вопросы реализации государственных программ и федеральных целевых программ Сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ в 2017 году В соответствии с установленным порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Минэкономразвития России представило в Правительство сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ по итогам 2017 года. В соответствии с порядком разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм сводный доклад публикуется на официальном сайте Правительства России.

6 апреля 2018 , Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018–2026 годы)» Постановление от 6 апреля 2018 года №420. Программа направлена на приведение следственных изоляторов и исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений в соответствие с российским законодательством и международными стандартами.

31 марта 2018 , Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» О внесении изменений в государственную программу «Развитие физической культуры и спорта» Постановление от 30 марта 2018 года №351. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». Также в госпрограмму включена подпрограмма «Развитие хоккея в Российской Федерации». В рамках подпрограммы планируется увеличение количества спортивных сооружений для занятий хоккеем, обеспечение подготовки спортсменов сборной команды России по хоккею, увеличение числа граждан, занимающихся хоккеем, количества физкультурных, спортивных и тренировочных мероприятий по хоккею.

31 марта 2018 , Инвалиды. Безбарьерная среда О внесении изменений в государственную программу «Доступная среда» на 2011–2020 годы Постановление от 30 марта 2018 года №352. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

31 марта 2018 , Общие вопросы энергетической политики О внесении изменений в государственную программу «Энергоэффективность и развитие энергетики» Постановление от 30 марта 2018 года №371. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

31 марта 2018 , Государственная программа «Юстиция» О внесении изменений в государственную программу «Юстиция» Постановление от 30 марта 2018 года №372. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Об утверждении новой редакции государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» Постановление от 30 марта 2018 года №377. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

31 марта 2018 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки О внесении изменений в государственную программу «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы Постановление от 30 марта 2018 года №379. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». В госпрограмму включены отдельные мероприятия приоритетных проектов «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги», «Дикая природа России: сохранить и увидеть», «Чистая страна». Постановление от 29 марта 2018 года №340. В соответствии с Бюджетным кодексом параметры финансирования госпрограммы приведены в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

1

Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета , бюджета субъекта РФ , местного бюджета , утверждаются соответственно Правительством РФ , высшим исполнительным органом власти Сроки реализации программ, а также порядок принятия решений об их разработке определяются и устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Объем ассигнований на их реализацию утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, муниципальным актом местной администрации, утвердившим программу. Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. По каждой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией.

По результатам указанной оценки Правительством РФ, высшим исполнительным органом власти субъекта РФ, местной администрацией не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете может быть принято решение о сокращении начиная с очередного года ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются ассигнования на исполнение расходных обязательств , вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

Долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта РФ (местному бюджету) на реализацию аналогичных программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта РФ (местных бюджетов). Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

медицинский муниципальный учреждение долгосрочный

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО - комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. - по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП.

Бюджетная целевая программа - реализуемая субъектом бюджетного планирования (подведомственной ему федеральной службой или федеральным агентством) федеральная целевая программа, подпрограмма федеральной целевой программы или ведомственная целевая программа.

Ведомственные целевые программы могут формироваться в 2 видах:

Утверждаемая ведомственная целевая программа (или целевая программа ведомства) - утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования;

Аналитическая ведомственная целевая программа (или аналитическая программа ведомства) - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.

Субъект бюджетного планирования - федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, федеральные органы законодательной и судебной власти, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации.

Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ.

Программы как инструмент управления появляются тогда, когда возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.

Государственные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней представляют собой важную составную часть системы государственного регулирования экономики, что позволяет форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции. Они выступают важнейшим инструментом реализации государственного стратегического плана.

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать:

а) перечень основных, решаемых ею задач;

б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется;

в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов;

г) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Особое место в системе программ, разрабатываемых в процессе стратегического планирования, занимают целевые комплексные программы. Под целевой комплексной программой понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки.

Программы - это адресный, различной степени директивности документ, содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки. Таким образом, в качестве стержня, ядра программы выступает цель, вокруг которой группируется комплекс разнообразных мероприятий, составляющих основное «тело» программы, ее содержание. Единая цель программы развертывается в совокупность задач, решение которых осуществляется с помощью системы мероприятий, реализуемых исполнителями при определенном ресурсном обеспечении. Эта связанность и представляет собой существо программы.

Так как цель программы заключается, в конечном счете, в удовлетворении определенных назревших потребностей путем соответствующего преобразования ресурсов, то программный цикл охватывает обычно все стадии воспроизводственных процессов, включая производство, распределение и потребление программного продукта. Поэтому взаимосвязанность задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта. Программы рисуют картину будущего состояния экономики и путей, способов, средств достижения этого состояния.

Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, строго ориентироваться на полное решение поставленной проблемы, характеризоваться определенными конечными (целевыми) результатами (показателями).

Целевые программы являются одним из средств реализации политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального и регионального уровней. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:

Отбор проблем для программной разработки;

Принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;

Экспертиза и оценка целевой программы;

Утверждение целевой программы;

Управление реализацией целевой программы и контроль над ходом ее выполнения.

Классификация государственных целевых программ

1. По государственному статусу программы подразделяются на:

Федеральные программы, реализуемые средствами только Российской Федерации;

Межгосударственные, которые реализуются совместно с другими государствами, в том числе с государствами-членами СНГ.

2. По функциональной ориентации выделяются:

Социальные, предусматривающие меры социальной поддержки населения,

Экологические, направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий;

Инновационные, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства;

Научно-технические, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники;

Фундаментальные, направленные на получение фундаментальных основ науки.

3. По срокам реализации: краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

4. По характеру программы подразделяются сводные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.

По территориальным масштабам выделяются программы муниципальные, региональные, федеральные и международные.

Выход федеральных целевых программ регламентируется Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, целевая программа представляет собой комплекс мероприятий различной направленности, нацеленный на решение задач и проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Необходимость создания и реализации целевой программы обусловлена возникновением крупномасштабной проблемы, решение которой не представляется возможным без применения особых мер, концентрации усилий, взаимодействия различных организаций. Главная особенность целевой программы - ориентир на полное решение возникшей проблемы в определенной сфере. Классификация дает большое количество различных целевых программ, но в данной работе делается упор на целевую программу, отвечающую следующим критериям:

Федеральная программа;

Социальная;