Перечень казенных учреждений. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Муниципальное казенное учреждение занимается предоставлением гражданам государственных услуг, и через которые выполняются функции государства. В зависимости от вида деятельности , разные казенные учреждения имеют разные полномочия, права и обязанности не только перед государством, но и перед гражданами.

Когда и как были созданы

Муниципальные казенные учреждения родились вместе с государством. Само слово «казенное» буквально означает, что учреждение существует за счет поступлений из государственной казны.

Изначально их функциями были сбор податей с населения государства и дальнейшее использование их на содержание:

  • военным;
  • чиновникам;
  • строительства дорог и общественных мест, например, церквей и соборов;
  • на содержание тюрем и приютов.

При Петре Великом еще на строительство музеев, учебных заведений, верфей и даже городов. Все эти объекты являются казенными, так как на их строительство и содержание расходовались государственные средства. Их предназначение – решение крупных государственных задач при строительстве общественных сооружений.

Виды учреждений, в зависимости от выполняемой деятельности

Казенные учреждения занимаются следующими видами деятельности:

  • управление воинскими подразделениями и частями. Армия является казенным учреждением и существует полностью за счет бюджетных (казенных) средств. Она выполняет функции защиты государства и граждан этого государства от агрессии со стороны других стран. Армия имеет жесткую структуру, свой суд, все чиновники военных ведомств подчиняются строгой дисциплине;
  • обеспечение нормальной работы тюрем и исправительных учреждений, в том числе для несовершеннолетних;
  • медицинские учреждения больницы, в том числе дома для содержания сумасшедших, реабилитационные центры;
  • отделения полиции.

Все они находятся на содержании государства и не могут, в соответствии с российскими законами, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, за исключением тех, которые разрешены законом и прописаны в уставных документах.

Круг полномочий, права и обязанности сотрудников в таких ведомствах регулируется специальными законами, указами и инструкциями. Ответственность за работу учреждения несет руководитель. Он должен следить не только за тем как и на что расходуются получаемые из госказны средства, но и отчитываться перед государством.

Чем они могут заниматься

Казенное учреждение – это не какое-нибудь государственное предприятие. Это специально созданное юридическое лицо для решения определенных государственных задач. В соответствии со статьей бюджетные учреждения могут:

  • заниматься деятельностью, которая приносит доход, но при этом она должна быть прописана в учредительных документах. Остальные виды деятельности будут незаконны. Доходы, полученные ими должны перечисляться в местные бюджеты без уплаты налогов и сборов.
  • Проводить операции с деньгами, полученными из госбюджета.
  • Участвовать в судебных разбирательствах, в том числе, связанных непосредственно с деятельностью учреждения и быть инициатором таких разбирательств.

Оно не имеет права заключать какие-либо торговые операции, в том числе получение/выдача , инвестиции в ценные бумаги и иностранную валюту. Если учреждение решает предъявить иск какому-либо банку или кредитной организации на основе договора, то такой договор считается недействительным, так как сам факт его составления считается незаконным.

Платят ли казенные учреждения налоги?

Они платят налоги, но налогообложение таких заведений имеет свои особенности , такие как:

  • суммы бюджетных обязательств, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются в составе доходов, которые создают налогооблагаемую базу, так как бюджет не является источником прибыли;
  • расходы, которые связаны с предоставлением государственных услуг населению или выполнения ими своего основного предназначения. Они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу дохода на прибыль. Поэтому для их учета ведется раздельная система учета, в которой доходы от основной и дополнительной деятельности учитываются на разных счетах.

Все доходы от предоставления платных услуг или какой-либо другой коммерческой деятельности не облагаются налогом. Например, от сдачи помещений в аренду или продажи имущества. Также муниципальные учреждения освобождены от уплаты пошлины.

Все получаемые от такой деятельности средства должны переводиться в бюджет . Учреждения обязаны уплачивать налог на имущество и земельный налог, если в местном законодательстве не прописано, что те освобождаются такого вида налогообложения.

Какие действия необходимо предпринять для отнесения государственного (муниципального) учреждения к типу казенного? В чем отличие казенных учреждений от бюджетных и автономных? Вопросы – общие, ответы – индивидуальны для каждого учреждения. И зависят как от норм законодательства, так и от специфики деятельности организации, в т. ч. ее конкурентоспособности на рынке услуг и отраслевой принадлежности. В рамках данной статьи рассмотрим наиболее важные организационно-правовые моменты создания казенных учреждений.

«Инвентаризация» учреждений государственного сектора

По данным 2010 г. в субъектах РФ существует 278 тысяч государственных и муниципальных учреждений. Это огромная сеть, которая подлежит «инвентаризации» с целью определения эффективности деятельности входящих в нее учреждений и дальнейшей оптимизации (модернизации).

В соответствии с положениями ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ) функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

На федеральном уровне действует Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений @ и внесения в них изменений, установленный постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее - постановление Правительства РФ № 539), в котором полномочиями по принятию соответствующего решения об изменении типа учреждения обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, т. е. субъект бюджетного планирования.

ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ТИПА УЧРЕЖДЕНИЯ

Изменение типа государственного (муниципального) бюджетного учреждения в целях создания казенного или казенного учреждения в целях создания бюджетного осуществляется в определенном порядке:

1 Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений

2 Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ

3 Местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений

В порядке установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (администрацией муниципального образования) указанное решение может принимать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, либо непосредственно высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (администрация муниципального образования).

Критерии при выборе учреждения

Рассмотрим, каким образом определяет типы учреждений законодательство РФ.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

ГЛАВНОЕ

Для установления типа учреждений необходимо:

1 определить основные категории учреждений по каждой отрасли (например, в образовании: школы, детские сады, детские клубы, коррекционные школы, интернаты и пр.);

2 определить, какие государственные (муниципальные) услуги они оказывают;

3 определить оптимальный тип учреждений для каждой категории (группы) - автономные, бюджетные, казенные;

5 определить перечень учреждений подлежащих переводу в автономные, бюджетные и казенные;

6 разработать программу оптимизации сети учреждений по отраслям и начать ее реализацию с обязательным определением пилотных учреждений на уровне субъекта РФ и муниципалитета.

Таким образом, единственным типом государственного (муниципального) учреждения, имеющим право выполнять государственные функции , является казенное учреждение.

Данное утверждение имеет опосредованное подтверждение в п. 11 ст. 161 БК РФ, согласно которому правовое положение казенных учреждений распространяется на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Согласно постановлению Правительства РФ № 539, в случае если изменение типа федерального учреждения приведет к невозможности осуществления им государственных функций, учредитель представляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, пояснительную записку, содержащую информацию о федеральном учреждении, которому указанные государственные функции будут переданы.

Первым критерием при выборе типа учреждения является возможность выполнения им государственных (муниципальных) функций.

Следующим критерием является сфера деятельности , в которой создается учреждение.

Для автономного учреждения сфера деятельности ограничена - наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также иные сферы в случаях, установленных федеральными законами. Например, Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает возможность создания в форме автономных учреждений федеральных университетов, а Градостроительный кодекс РФ -автономных учреждений по проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования.

Все автономные учреждения, созданные вне указанных сфер деятельности (в т. ч. путем изменения типа) подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Закона № 83-ФЗ (ч. 14 ст. 31 Закона № 83-Ф3).

ГЛАВНОЕ

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ к статусу казенных отнесены:

1 управления объединений, соединений и воинские части Вооруженных Сил России, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

2 учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

3 специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

4 учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС России, Федеральной таможенной службы, ФСБ России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

5 психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Для бюджетного учреждения сфера деятельности не ограничена, хотя отмечены приоритетные направления, в которых они создаются - наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт.

Для казенного учреждения сфера деятельности не ограничена .

К казенным должны быть отнесены учреждения, которые действуют в интересах общества, выполняя специфические услуги, которые не могут быть оказаны кем-либо кроме публичного правового образования.

Еще одним критерием отнесения государственного (муниципального) учреждения к типу казенного является осуществление им приносящей доход деятельности .

Согласно п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, и являются доходом соответствующего бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ).

Если учреждение осуществляет платные услуги в большом объеме, то при переходе в статус казенного, высока вероятность, что оно потеряет заинтересованность в их оказании.

У казенного учреждения не будет раздела на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом к балансовым счетам №№ 40503, 40603, 40703.

Для справки

При создании казенных учреждений в силу ст. 31 Закона 83-ФЗ:

  • не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
  • имущество не перезакрепляется (т. е. признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
  • не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав.

Единственным исключением из общего правила будут являться учреждения системы исполнения наказаний. В соответствии с п. 10 ст. 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет.

Указанные доходы отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых данным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином России.

Порядок использования средств, полученных с применением труда осужденных, установлен приказом Минфина России от 21.07.2010 № 73н.

К размышлению

Учреждения, которые можно отнести к казенным:

  • образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
  • оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

В соответствии с поручением Правительственной комиссии по проведению административной реформы разрабатываются комплексные отраслевые методические рекомендации для субъектов РФ и муниципальных образований, в т. ч. в части рекомендаций по отнесению учреждений к тому или иному типу в зависимости от отраслевой специфики.

Например, с учетом выраженной социальной направленности деятельности, обусловленной особенностями контингента обучающихся, воспитанников (дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, оказавшиеся в экстремальных условиях, жертвы насилия, а также дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, проживающие в малоимущих семьях и т. п.), в случае отсутствия у образовательного учреждения достаточного экономического (включая приносящую доход деятельность и другие дополнительные (внебюджетные) источники финансового обеспечения, в т. ч. добровольные пожертвования) и управленческого потенциала, целесообразно отнести к типу казенного учреждения.

Для справки

По сути, статус казенных учреждений будет идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве РФ правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

При этом согласно Методическим рекомендациям по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р, данные образовательные учреждения могут быть отнесены и к бюджетным.

Важные моменты при переходе в статус казенных учреждений

При переходе учреждения в статус казенного с учетом требований установленных Законом № 83-ФЗ целесообразно обратить внимание на следующее.

ГЛАВНОЕ

4 пункта, которые должны быть в учредительных документах:

1 общие сведения об учреждении (наименование, тип, местонахождение, наименование органа осуществляющего функции и полномочия учредителя и собственника имущества);

2 исчерпывающий перечень видов деятельности;

3 положения об открытии лицевых счетов;

4 указание на субсидиарную ответственность публичного правового образования по обязательствам казенного учреждения.

Необходимо определить срок (не позднее 1 января 2012 г.), после которого доходы от оказания казенными учреждениями приносящей доход деятельности начинают зачисляться в доход соответствующего бюджета (п. 2 ч. 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). Для федеральных казенных учреждений это 1 января 2012 г. (ч. 7 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). Для казенных учреждений субъектов РФ дата должна быть установлена законом субъекта РФ, а для муниципальных учреждений - нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления (п. 4 ч. 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).

В соответствие с положениями приказа Минфина России от 30.07.2010 № 84н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 112н» необходимо привести в соответствие с нормами названного приказа порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

На основании приказа Минфина России от 30.09.2010 № 114н «Об определении общих требований к составлению и утверждению отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества» следует разработать порядок составления и утверждения соответствующего отчета.

До 1 июня 2011 г. всем федеральным, и до 1 декабря 2011 г. - региональным и муниципальным учреждениям необходимо привести в соответствие с изменившимся правовым положением свои учредительные документы.

В целях изменения учредительных документов федеральным государственным учреждениям следует руководствоваться положениями постановления Правительства РФ № 539. А региональным и муниципальным - аналогичными нормативными правовыми документами, разработанными на соответствующем уровне.

Наше законодательство полностью урегулировало такой вопрос как порядок и цели создания, реорганизации и . Регистрация таких учреждений — длительный процесс, требующий тщательной подготовки. На территории РФ муниципальные организации могут быть трех типов: автономными, казенными или бюджетными. Создаются подобные общества решением администрации субъекта. Так какие же шаги следует пройти, чтобы зарегистрировать муниципальную организацию?

Необходимые документы

Регистрация проходит в два этапа. Сначала следует подготовить проектную документацию и предоставить ее на утверждение в Администрацию. На данном этапе потребуется создать и согласовать следующие документы:

  • Постановление о создании МУ;
  • проект создания МУ;
  • пояснительная записка к Проекту;
  • Устав МУ.

Про конкретные документы для открытия муниципального бюджетного, автономного или казенного учреждения читайте ниже.

Данное видео расскажет про формирование плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения:

Проект создания муниципального учреждения

Принявшие решение о создании муниципального учреждения органы управления должны подготовить Проект создания. Разрабатывать его будут функциональные органы Администрации или ответственные лица. Документ должен содержать следующие пункты:

  • Наименование и тип создаваемого учреждения;
  • цели деятельности;
  • учредители из Администрации;
  • недвижимое имущество, которое передается МУ (здания и земли);
  • численность сотрудников по ШР;
  • мероприятия по созданию МУ, ответственные лица, органы и сроки.

Проект после согласования с Администрацией, обязательно должен быть опубликован в СМИ.

Вместе с ним ответственными лицами подается Пояснительная записка к нему, а также Устав создаваемого МУ, если он уже разработан.

Пояснительная записка к Проекту

Разработчик должен создать пояснительную записку к документу, в которой будет расписано:

  • Целесообразность создания учреждения;
  • необходимость предоставить организации (если требуется) право управления.

Пояснительная записка должна быть обязательно согласована с теми органами, в ведении которых будет находиться создаваемая организация.

Устав

После того, как Администрацией будет принято Постановление о создании муниципального учреждения (казенного, бюджетного и т.п.), участниками его создается . Данный документ может подаваться на рассмотрение вместе с Проектом, или начать разрабатываться спустя 2 недели после его согласования.

В Уставе должны быть оговорены основополагающие принципы деятельности, а также определенные данные:

  • Местонахождение МУ или его исполнительного органа;
  • перечень учредителей;
  • сведения о собственнике имущества, которое предоставляется учреждению;
  • оргструктура организации;
  • перечень разрешенных видов деятельности;
  • перечень органов МУ и их полномочий;
  • порядок пользования имуществом;
  • порядок открытия счетов, .

Списание имущества казенных учреждений рассмотрено в данном видеоролике:

Регистрация в органах

Регистрация муниципального учреждения (казенных, автономных, бюджетных) проходит так же, как и регистрация любого другого общества.

  • Если МУ не имеет целью получать доход в ходе своей деятельности, оно признается некоммерческим и документы на его создание подаются в МинЮст.
  • Если же в Уставе прописана коммерческая деятельность, регистрировать ее следует в ФНС.

В регистрирующий орган соответственно типу деятельности подаются следующие документы:

  1. с нотариально заверенными подписями учредителей.
  2. Постановление о создании МУ;
  3. Решение об утверждении учредительных документов.
  4. Устав муниципального учреждения.
  5. Учредительный договор (если предусмотрен).
  6. Квитанцию об уплате госпошлины.
  7. Сведения о местонахождении организации (договор аренды или свидетельство на собственность).

Государственное учреждение - это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник - частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью - она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений - финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату - эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения - осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации - на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение - организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ - Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Муниципальные Унитарные Предприятия

Является ли МУП бюджетным предприятияем?считается ли работник МУПа бюджетником?

Роман 29.05.2019 05:15

Работники муниципальных учреждений и предприятий не являются муниципальными служащими. Работодателем в отношении вас выступает не орган местного самоуправления, а само ваше учреждение в лице руководителя действующего без доверенности (или иного лица, действующего на основании доверенности). Даже руководитель МУПа, в контракт с которым заключается представителем учредителя МУПа — органа местного самоуправления, не является муниципальным служащим.

Сайботалов Вадим Владимирович 30.05.2019 22:25

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна 31.05.2019 12:20

Задать дополнительный вопрос

Аренда недвижимости

А если сдаётся в аренду часть здания больше 20 кв.м юридическому лицу которое занимается мрт, в этом случае нужны торги? И может ли вообще больница сдавать в аренду помещения, ведь в законе о здравоохранении об этом не прописано. И соответствует ли сдача в аренду заданиям собственника? Спасибо заранее

Татьяна 31.03.2019 13:12

Добрый день! Мы не рекомендуем Вам арендовывать помещение в больнице. Согласно положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции": Статья 17.1 1. Заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. 3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: 1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Дубровина Светлана Борисовна 18.04.2019 07:45

Задать дополнительный вопрос

Сокращение штата

Добрый день! Нашим учредителем является администрация поселения, глава поселения издала распоряжение о сокращении штата. Имела ли она право принять такое решение единолично.

Евгения 29.03.2019 14:02

Дубровина Светлана Борисовна 17.04.2019 15:43

Задать дополнительный вопрос

муниципальное учреждение

Добрый вечер! является ли Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» муниципальный учреждением?

Елена 16.03.2019 20:38

Добрый день! Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» является муниципальный учреждением. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения. Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы. Государственное учреждение - это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник - частично или полностью. Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) ГК РФ Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение.

Дубровина Светлана Борисовна 22.03.2019 11:28

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 23.03.2019 09:00

Задать дополнительный вопрос

Возмещение жку воспитателям.

С какого периода имеет право воспитатель детского сада на возмещение оплаты жилищно-коммунальных услуг? С момента подачи заявления в мфц или с периода начала Работы в сельском детском саду? Проживаю в посёлке Ростовской области

Мария 25.02.2019 18:55

Дубровина Светлана Борисовна 12.03.2019 08:26

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 13.03.2019 10:00

Задать дополнительный вопрос

Сборы денежных средств..с родителей

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении проводят с согласованием родительского комитета,. сборы на покупку кроватей постельного белья разных принадлежностей и.т.д Разве казенное предприятие не предусматривает такие расходы?? Спасибо..

Людмила 18.01.2019 07:50

Добрый день! Обратитесь в Управление ФСБ России по Мурманской области Адрес: Телефон: +7 8152 45‑40-76, +7 8152 47‑70-75 Сайт: fsb.ru Открыто: пн-пт 9:00-19:00, перерыв 13:00-14:45

Дубровина Светлана Борисовна 14.02.2019 09:30

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 15.02.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Автономное учреждение

Муниципальное автономное учреждение Управление культуры молодежной политики и спориа является ли органом власти?

Влад 14.12.2018 14:35

Здравствуйте!

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях"Статья 2. Некоммерческая организация 1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)2.2. Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.(п. 2.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 287-ФЗ) 3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007N 300-ФЗ, от 03.06.2009N 107-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции) 4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

(п. 4 введен Федеральнымзакономот 10.01.2006 N 18-ФЗ) 5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

(п. 5 введен Федеральнымзакономот 10.01.2006 N 18-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла взаимосвязанных положенийп. 6 ст. 2,абз. 2 п. 7 ст. 32данного документа ич. 6 ст. 29ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ см.ПостановлениеКС РФ от 08.04.2014 N 10-П 6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в астоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП"

Коханов Николай Игоревич 14.12.2018 18:40

Задать дополнительный вопрос

Влад 14.12.2018 16:08

Тоесть не является органами власти?

Здравствуйте, да.

Малов Дмитрий Владимирович 14.12.2018 19:14

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно.

Дубровина Светлана Борисовна 15.12.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Муниципальное автономное учреждение

Может ли быть физическое лицо соучредителем муниципального автономного учреждения (на уровне поселения)? Спасибо!

Николаев Алексей Петрович 19.11.2018 05:18

Добрый день! Согласно ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Леонов Владислав Юрьевич 19.11.2018 10:32

Задать дополнительный вопрос

Ознакомьтесь с данной статьей.

Кутенков Виктор Валерьевич 20.11.2018 17:15

Задать дополнительный вопрос

Государственное бюджетное учреждение является ли учреждением городского значения?

Игорь 10.10.2018 14:29

Малов Дмитрий Владимирович 10.10.2018 14:45

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 11.10.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

ЖКХ

Здравствуйте. Согласно: П.П №97 . Утвердить прилагаемые: федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; Значит ли это,что государство оплачивает коммунальные услуги? То,что оно(П.П№ 97) отменено я знаю.

Александр 23.09.2018 01:51

Федорова Любовь Петровна 23.09.2018 11:38

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 24.09.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

Эффективный контракт в государственном казенном учреждении

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, обязано ли государственное казенное учреждение переходить на эффективный контракт? Спасибо.

Кристина 20.09.2018 10:50

Добрый день! Применение эффективных контрактов обязательно для работодателей, которые являются государственными или муниципальными учреждениями. Согласно ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Т.о. да, Вам нужно переходить на эффективный контракт.

Дубровина Светлана Борисовна 27.09.2018 08:49

Задать дополнительный вопрос

Да, действительно обязано

Захарова Елена Александровна 28.09.2018 14:30

Задать дополнительный вопрос

Преобразование муниципального казенного учреждения в акционерное общество

Добрый день! Подскажите Муниципальное казенное учреждение может быть преобразовано в Акционерное общество?

Светлана 05.07.2018 08:55

Добрый день! Да, может, путем приватизации. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13 178-ФЗ преобразование унитарного предприятия в акционерное общество (АО) является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, приватизация унитарного предприятия данным способом представляет собой создание хозяйственного общества (в частности, АО) посредством преобразования унитарного предприятия.

Малов Дмитрий Владимирович 13.08.2018 14:34

Задать дополнительный вопрос

Все верно, согласна с коллегой

Дубровина Светлана Борисовна 14.08.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

пожалуйста ответьте мне, кто должен оформлять больничные листы учителей для оплаты, директор школы или бухгалтерия если она у нас централизованная

кто должен это делать если в школе нет бухгалтера а есть централизованная бухгалтерия района

Мариет 23.12.2017 12:50

Здравствуйте Маринет! Больничные листы, должен оформлять Ваш работодатель т.е. отдельным приказам(распоряжением) устанавливается ответственный за данную процедуру. В Вашем случаи это скорее всего бухгалтерия.

Дубровина Светлана Борисовна 26.12.2017 12:37

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

1

Проведен анализ законодательных и нормативных документов Российской Федерации по реформе бюджетных учреждений. После принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменился правовой статус бюджетных учреждений. Появились три типа учреждений: казенные, бюджетные и автономные. При этом бюджетные и автономные учреждения не входят в бюджетную систему Российской Федерации. Соответственно финансовое обеспечение деятельности этих учреждений кардинально изменилось, изменились требования к составлению финансовых документов, которые являются финансовыми плановыми документами для учреждений. В ходе реформы учреждений изменился принцип налогообложения казенных, бюджетных и автономных учреждений.

правовой статус

автономные учреждения

бюджетные учреждения

казенные учреждения

1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс».

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 21октября 1994 г.: по состоянию на 1 сент. 2013 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс».

3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 19 июля 2000 г. одобр. Советом Федерации 26 июля 2000 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс».

4. Российская Федерация. Законы. Об автономных учреждениях Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 11 октяб. 2006 г. одобр. Советом Федерации 27 октяб. 2006 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс».

5. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 23 апр. 2010 г. одобр. Советом Федерации 28 апр. 2010 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс».

6. Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях Текст: федер. закон: принят Гос. Думой 8 декаб. 1995 г.. – Справочная система «КонсультантПлюс».

7. Российская Федерация. Нормативные документы. Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений Текст: приказ М-ва финансов Рос Федерации от 20.11.2007 № 112н. Зарегистрир. в М-ве юстиции Рос. Федерации 14 декаб. 2007 г. № 10750. – Справочная система «КонсультантПлюс».

8. Российская Федерация. Нормативные документы. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов Текст: приказ М-ва финансов Рос Федерации от 21.12.2012 № 171н.. – Справочная система «КонсультантПлюс»

9. Российская Федерация. Нормативные документы. О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения Текст: Приказ М-ва финансов Рос.й Федерации от 28.07.2010 № 81н. Зарегистр. в М-ве юстиции Рос. Федерации 23 сентяб. 2010 г. № 18530. – Справочная система «КонсультантПлюс».

В условиях Севера России на муниципалитеты оказывает давление особые факторы «северности», что отражается в повышенных расходах на содержание учреждений. Поэтому рассмотрение специфики правового статуса казенных, бюджетных и автономных учреждений особенно значимо для условий Севера.

Начиная с 2004 года по настоящее время, продолжается реформа учреждений бюджетной сферы. Основная цель реформирования - снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждения и привлечения ими дополнительных источников финансирования за счет осуществления приносящей доход деятельности.

С 01 января 2011 года действует Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ).

С принятием Закона № 83-ФЗ вступили в силу ряд нормативных документов по регулированию деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Закон № 83-ФЗ полностью изменил не только понятие «бюджетное учреждение», но и правовой статус учреждений.

В соответствии со ст. 6 Закона № 83-ФЗ и ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа: автономные, бюджетные, казенные.

Какие общие положения и различия между этими тремя типами учреждений? Рассмотрим основные характеристики правового статуса каждого из перечисленных типов.

Казенные учреждения

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) «казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы».

Особенности правового положения казенных учреждений установлены статьей 161 БК РФ.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (ч. 2. ст. 161 БК РФ).

Бюджетной сметой называется документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, а лимитом бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (в текущем финансовом году и в плановый период). Лимит бюджетных обязательств устанавливает, на какую сумму казенное учреждение имеет право заключать с поставщиками услуг и товаров государственные (муниципальные) контракты, договоры поставок на содержание учреждения. Сверх лимита бюджетных обязательств казенное учреждение не имеет права принимать бюджетные обязательства перед контрагентами. При составлении бюджетной сметы все эти обстоятельства должны быть учтены казенным учреждением.

Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет установлены приказом МФ РФ от 20.11.2007 № 112н «Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» (далее - Приказ № 112н).

Согласно этому нормативному документу главные распорядители средств бюджета имеют право, в свою очередь, утверждать свой собственный порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений, учитывая особенности отдельных учреждений с учетом:

В соответствии с Приказом № 112н на сегодняшний день разработаны для подведомственных казенных учреждений и действуют приказы главных распорядителей, как Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Казначейство России и других.

Получателем бюджетных средств, наряду с государственными органами, органами местного самоуправления и местной администрации, является казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

При составлении бюджетной сметы казенные учреждения применяют бюджетную классификацию Российской Федерации. В настоящее время действует приказ МФ РФ от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

В соответствии с ч. 4 ст. 298 БК РФ «Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации».

Перечень казенных учреждений ограничен. Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа следующих федеральных государственных учреждений:

  • управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
  • учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
  • специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения Федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Данный перечень является исчерпывающим, его дополнение возможно только путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Бюджетные учреждения

Правовое положение бюджетных учреждений установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2. БК РФ).

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.

В соответствии со ст. 7 Закона № 7-ФЗ «Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений».

Орган государственной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного и автономного учреждения, также определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) соответствующего учреждения на основании требований, установленных МФ РФ. В целях реализации данного положения Министерством финансов России установлены общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения приказом от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - Приказ № 81н).

На рисунке 1 показана структура Плана ФХД бюджетного или автономного учреждения.

Рис. 1. Структура плана финансово-хозяйственной деятельности

Установленные требования распространяются на:

  • бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • автономные учреждения;
  • обособленные (структурные) подразделения бюджетных и автономных учреждений без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета.

План ФХД составляется на финансовый год, либо на финансовый год и плановый период.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе предусматривать дополнительную детализацию показателей Плана ФХД, в том числе и по временному интервалу. По требованию учредителя План ФХД может составляться поквартально, помесячно и т.д.

Хотя План ФХД составляется по форме, утвержденным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (далее - учредитель), он должен содержать все данные, определенные Приказом № 81н.

При составлении Плана ФХД бюджетными или автономными учреждениями применяется бюджетная классификация Российской Федерации только в части классификации операций сектора государственного управления, который утвержден приказом МФ РФ от 21.12.2012 № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Остальные классификации бюджетными и автономными учреждениями не применяются. Основанием для внесения изменений в План ФХД могут являться:

  • корректировка в течение планируемого года суммы субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • изменение оказываемых услуг (выполняемых работ);
  • изменение экономических условий (например, увеличение цен на материалы, энергоресурсы, топливо и т.д.).

Бюджетные и автономные учреждения могут получать и целевые субсидии. В этом случае учреждение обязано составить и представить органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.

Сведения об операциях с целевыми субсидиями утверждаются:

  • органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, - для учреждений;
  • учреждением - для подразделений.

Целевые субсидии могут предоставляться на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) физическим или юридическим лицам.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно:

  • Правительством Российской Федерации;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами);
  • органами местного самоуправления (ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Операции с целевыми субсидиями, поступающими в учреждение, учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждением в органе Федерального казначейства.

Порядок санкционирования бюджетных и автономных учреждений, источником финансирования которых являются субсидии на иные цели, определен приказом МФ РФ от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Для предоставления субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и бюджетным (автономным) учреждением заключается соглашение на предоставление каждого вида субсидии отдельно.

Бюджетное учреждение сверх установленного государственного (муниципального) задания, вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В дальнейшем, в ходе реформирования учреждений бюджетной сферы предусматривается увеличение доходной части от приносящей доход деятельности и уменьшение суммы выделяемых субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от приносящей доход деятельности, и приобретенным за счет этих доходов имуществом, кроме заключения крупных сделок.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (ч. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом.

Автономное учреждение

Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

Автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Перечень сфер закрытый, в иных сферах могут быть только бюджетные учреждения.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления. Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.

Помимо поправок, внесенных в нормативные документы, регулирующие правоотношения в бюджетной сфере, а также деятельность автономных и некоммерческих организаций, внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Рецензенты:

Ларичкин Ф.Д., д.э.н., профессор, директор ФГБУН ИЭП КНЦ РАН, г. Апатиты.

Селин В.С., д.э.н., профессор, зав. отделом ФГБУН ИЭП КНЦ РАН, г. Апатиты.

Библиографическая ссылка

Крапивин Д.С. КАЗЕННЫЕ, БЮДЖЕТНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11696 (дата обращения: 06.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»