Возникновение права хозяйственного ведения, порядок закрепления имущества в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

Это право представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц - несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Основы современного правового режима хозяйственного ведения закреплены в главе 19 ГК РФ. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными и муниципальными предприятиями. Перечисленные предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя, зачисляется на баланс предприятия и служит базой его самостоятельной имущественной ответственности.

Законодательство определяет права и самого собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В силу ст. 295 ГК РФ собственник, которым в данном случае является публичное образование, принимает решение о создании, реорганизации, ликвидации государственного или муниципального предприятия. Так, решение о создании и ликвидации федеральных предприятий принимается Правительством РФ на основании совместного представления Минимущества РФ, Министерства экономики РФ и федерального органа исполнительной власти, на который по действующему законодательству возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли. Решения о реорганизации принимаются в том же порядке. Кроме того, решения о создании и реорганизации предприятий должны быть согласованы с антимонопольным органом в случаях и в порядке, предусмотренных Законом РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках*. К компетенции Минимущества РФ отнесено осуществление юридических действий, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных предприятий. Собственник принимает решение о наделении предприятия имуществом, в том числе о формировании уставного фонда. Передачу имущества в хозяйственное ведение осуществляют соответствующие органы (Минимущество, Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы). Правом данных органов является осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, закрепленного за предприятиями. Обязательное условие контракта с руководителями государственных предприятий - обязанность руководителя обеспечивать сохранность, рациональное использование, своевременную реконструкцию, восстановление и ремонт закрепленного за предприятием имущества. Предусмотрены также материальная ответственность руководителя за причинение предприятию ущерба в результате его виновного поведения и обязательная отчетность руководителя предприятия.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ унитарные предприятия относятся к числу юридических лиц специальной правоспособности. Совершенные унитарными предприятиями сделки, противоречащие предмету и целям их деятельности, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Предметы и цели деятельности унитарных предприятий закрепляются в их уставах. Уставы государственных предприятий утверждаются федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно закону собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Порядок распределения прибыли согласовывается с соответствующим отраслевым органом управления и фиксируется в уставе.

Права предприятия по владению, пользованию и распоряжению имуществом определены следующим образом. Правомочие владения реализуется предприятием путем закрепления переданного имущества на самостоятельном балансе. Правомочие пользования до;1жно осуществляться в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Однако у собственника нет права изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкции за неправомерное поведение предприятия.

Государственные и муниципальные предприятия пользуются всеми правами, предоставленными законом собственнику, на судебную защиту закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества.

Реализация правомочия распоряжения закрепленным имуществом имеет следующие особенности. В соответствии со ст. 295 ГК РФ предприятие вправе самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Что же касается недвижимого имущества, то предприятие вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия собственника. Порядок получения согласия должен быть урегулирован в уставе предприятия или договоре о передаче имущества. В любом случае согласие должно быть предварительным и облечено в письменную форму.

Поскольку закон устанавливает принцип специальной правоспособности унитарных предприятий (ст. 49 ГК РФ), действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами уставной деятельности предприятия и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества. Поэтому в тех случаях, когда действия предприятия по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе, приводит к невозможности использования имущества по целевому назначению, соответствующие сделки являются недействительными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ. Сделки являются ничтожными даже в том случае, если они совершены с согласия собственника (уполномоченного им органа).

Согласно ст. 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия.

Определяя в ст. 294, 295 ГК РФ правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодатель не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником соответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает сторон права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон.

Типовой договор о закреплении государственного (муниципального) имущества на праве хозяйственного ведения за государственным (муниципальным) унитарным предприятием г. Москвы был утвержден Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 1999 г. № 5422. Целью договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности г. Москвы. Договор заключается между Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы и унитарным предприятием в лице его руководителя.

Неотъемлемым приложением к договору о закреплении имущества является паспорт имущественного комплекса, содержащий следующие документы: акты оценки стоимости имущественного комплекса, справку о наделении оборотными средствами, штатное расписание, свидетельство на право аренды недвижимого имущества, выписки из паспортов БТИ (пообъектно), свидетельство о праве собственности на земельные участки, план земельного участка. Право хозяйственного ведения в соответствии со ст. 299 ГК РФ возникает у предприятия с момента передачи имущества. Фактическая передача имущества в хозяйственное ведение предприятия осуществляется после оформления свидетельства о праве владения, заключения контракта и подписания акта приемки-передачи имущества. Имущество передается от балансодержателя городской собственности (или прежнего балансодержателя) на баланс предприятия.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия или перераспределения имущества собственником (например, при реорганизации или ликвидации предприятия). Государственное (муниципальное) предприятие сохраняет право хозяйственного ведения имуществом при смене собственника.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления обеспечивают самостоятельное участие субъектов, не являющихся собственниками, в вещных отношениях. Возникновение этих категорий обусловлено планово-регулируемой экономикой.

Историческая справка

Государство, выступая в качестве собственника основного объема имущества, не может осуществлять непосредственное хозяйствование со всеми принадлежащими ему объектами. Не желая утрачивать своих возможностей, власть вынуждена была вводить самостоятельных субъектов в гражданский оборот. За последними закреплялось ограниченное вещное право. В СССР в 60-е годы его наименование было изменено, а затем разделено на две категории. Так возникло право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Нормативная база

Основным документом, регулирующим оборот объектов, выступает Гражданский кодекс. Вещные права на материальные ценности, в соответствии с пунктом вторым ст. 216 ГК, могут принадлежать субъектам, которые не являются их собственниками. Соответственно, получать те или иные возможности такие лица могут от законных их хозяев. Это закрепляется в ст. 209 Кодекса. Права хозяйственного ведения устанавливаются в ст. 294, 299, 295 и 300. Рассмотрим их подробнее.

Сущность

Право хозяйственного ведения ГК раскрывает в ст. 294. В соответствии с нормой, субъект, не выступающий в качестве собственника, имеет возможность пользоваться, распоряжаться вверенными ему материальными ценностями. Он также может ими владеть на праве хозяйственного ведения. Таким образом, собственник закрепляет за субъектом возможности, аналогичные тем, которые сам имеет. Являясь производными от основной категории, они тем не менее отличаются ограничительным статусом. Это отражается в упомянутой выше ст. 294. В норме указано, что право хозяйственного ведения юридических лиц реализуется в пределах, установленных Кодексом. В ст. 295 приводится конкретный перечень ограничений, предусмотренный для субъектов, не являющихся собственниками, но имеющими в распоряжении материальные ценности законного хозяина.

Характер ограничений

Субъект, которому вверяются материальные ценности собственника, не может их:

  1. Продать.
  2. Сдать в аренду.
  3. Отдать в залог.
  4. Внести в виде вклада в уставной капитал обществ или товариществ.
  5. Иным способом распорядиться материальными ценностями без разрешения собственника.

Таким образом, становится ясно, что законодатель не приравнивает субъектов права хозяйственного ведения и собственников, не отождествляет их. Ограниченность этой категории возможностей преимущественно касается лишения самостоятельности при распоряжении материальными ценностями.

Субъекты

Без них суть рассматриваемого института не будет полностью раскрыта. Право хозяйственного ведения принадлежит только конкретным субъектам. При этом они должны обладать специальной организационной формой. Такими субъектами выступают унитарные предприятия. В соответствии со ст. 113, они являются коммерческими структурами. Унитарное предприятие создается в установленном законодательством порядке. В нормах предусматриваются условия, при выполнении которых субъект приобретает именно этот статус. Они могут создаваться только на основе муниципальной либо госсобственности. В пункте первом ст. 114 Кодекса определены субъекты, которые могут являться их учредителями. Ими выступают местное самоуправление либо государство через уполномоченные органы.

Возможности субъектов

Муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения фактически выбывает из обладания собственника, являющегося учредителем. Оно зачисляется на баланс субъекта. При этом собственник не может реализовывать ряд возможностей. В частности, учредитель не пользуется и не распоряжается ценностями. Необходимо отметить и тот факт, что субъект права хозяйственного ведения отвечает по своим долгам переданными ему вещами, но не несет ответственности по обязательствам собственника. Данное положение зафиксировано пунктом пятым ст. 113 Кодекса. Это обуславливается тем, что имущество в рамках обязывающего порядка становится распределенным.

Возможности учредителя

Собственник в отношении переданного имущества сохраняет правомочия, установленные пунктом первым ст. 295. То есть учредитель может создать субъекта-несобственника. Он также обладает возможностью назначить его директора, утвердить устав, цели работы. Учредитель может реорганизовать либо ликвидировать субъект, контролировать использование по назначению и сохранность вверенных ценностей. Кроме того, собственник может получать доход от их использования. Последнее было закреплено еще в законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. Тем не менее на практике эта возможность не получила широкого распространения. Это, впрочем, не означает, что учредитель либо уполномоченный им субъект не будут заключать договоры или вносить соответствующие условия в учредительную документацию о перечислении части доходов в их распоряжение.

Важный момент

Из приведенных выше положения следует, что местное или региональное (республиканское) государственное предприятие на праве хозяйственного ведения не может полностью самостоятельно распоряжаться вверенными материальными ценностями. В ранее действующем законе допускалось применение правил о собственности. Это отражалось в ст. 5 п. 2 указанного выше нормативного акта РСФСР. В настоящее же время из возможностей, по п. 2 ст. 295 действующего Кодекса, изъята возможность самостоятельно, без получения предварительного согласия учредителя (через соответствующий комитет управления, если вопрос касается госсобственности) распоряжаться недвижимостью. Субъекту могут передаваться и движимые объекты. Право хозяйственного ведения предполагает возможность самостоятельного распоряжения такими ценностями, если законодательным либо другим нормативным актом не установлены какие-либо ограничения. Это положение присутствует в ст. 295, п. 2 абзаце 2. Из этого следует, что и под законным документом федеральной власти унитарное предприятие может быть ограничено в возможности распоряжаться материальными ценностями, движимыми в том числе.

Дополнительно

В Кодексе не предусматривается возможность для собственника-учредителя произвольным образом ограничивать возможности организации на праве хозяйственного ведения. Это, в частности, проявляется в недопущении изъятия переданных ценностей без согласия пользователя. Исключением являются случаи реорганизации и ликвидации субъекта. Произвольные ограничения не могут устанавливаться другими нормативными (подзаконными) актами. Это предписание закреплено в пункте пятом ст. 3 Кодекса. Для реализации этого положения законодательство уравнивает субъектов права хозяйственного ведения и собственников в возможности обеспечить защиту своих интересов. Она предусматривается в ст. 305 Кодекса.

Одним из важнейших элементов правомочия субъекта-несобственника выступает и то, что возможность пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом на праве хоз. ведения он может и при смене учредителя. Это установлено в ст. 300 п. 1 ГК. Субъект, имеющий право на ведение хозяйственной деятельности с вверенными ему материальными ценностями собственника, может самостоятельно создавать дочерние структуры. Они должны обладать той же организационной формой. Создание дочернего субъекта осуществляется путем передачи части имущества, находящегося в хозяйственном ведении, утверждения устава, назначения директора. Эти возможности закрепляются в ст. 114, п. 7 Кодекса.

Момент возникновения права

Возможности субъекта появляются при фактической передаче материальных ценностей от собственника, если другое не предусматривается в законе, ином нормативном акте либо в решении самого учредителя. Это положение зафиксировано в пункте первом ст. 299 Кодекса. В качестве момента фактической передачи объектов можно считать дату, в которую утвержден баланс субъекта права. Важность данной процедуры обуславливается тем, что после ее окончания к учреждению переходят обязательства по обеспечению сохранности соответствующих материальных ценностей, закрепленных за ним собственником. И оно может и должно отвечать этим имуществам перед собственными кредиторам. Исключение составляют случаи, установленные в ст. 56, п. 3, абз. 2. В свою очередь, учредитель, в соответствии с общими правилами, не рассчитывается по своим обязательствам этими материальными ценностями перед своими кредиторами.

Прекращение прав

Оно имеет место не только в соответствии с установленными общими правилами. К примеру, в качестве одного из оснований, предусмотренного в законодательстве, выступает банкротство субъекта. Прекращение права хоз. ведения имеет место и в случаях правомерного изъятия собственником материальных ценностей. Основания для его осуществления установлены тем не менее в законе. В ст. 299 пунктом 3 предусматривается, в частности, что изъятие имущества у субъекта допускается по тем же основаниям, что изъятие его у собственника. Законодательство при этом устанавливает одно важное условие. Субъект не может прекратить правомочия посредством отказа от права на имущество по тому же порядку, который предусмотрен для собственника по ст. 236 Кодекса. Этот запрет обуславливается тем, что в противном случае будут нарушены интересы учредителя.

Специфика института

Анализируя содержание и юридическую суть права хоз. ведения, возникает вопрос - с какой целью законодатель, ставя этот институт в один ряд с правом собственности, существенно сужает его действие в сравнении с принятой первоначально в 60-е годы прошлого столетия категорией? Такая позиция обуславливается в первую очередь необходимостью обеспечить более строгий контроль регионального и госсобственника над целенаправленным характером работы созданных им субъектов. В рамках рыночных условий и возникновения частного экономического сектора конструкции вещных прав ограниченного типа, равно как и самих несобственников, выявили явные слабости, которые ранее были скрыты.

В качестве одного из недостатков выступает возможность значительного злоупотребления созданными предприятиями, а точнее, их административными органами, экономической свободой, которую они получают от учредителей. Она реализовывалась во многих случаях не в интересах собственника, а подчас даже не во благо самого созданного субъекта, а для последующей передачи имущества в частный сектор на условиях, убыточных для законных хозяев. В этой связи власть еще до вступления в силу Гражданского кодекса, вынуждена была поставить определенные ограничения рядом нормативных актов. К ним, в частности, можно отнести Указ президента от 14 октября 1992 г., регламентировавшего арендные отношения и порядок приватизации арендованных материальных ценностей, Постановление от 10 февраля 1994 г., регулировавшего правила передачи полномочий Правительства по распоряжению и управлению федеральной собственностью. Установленные в этих нормативных актах ограничения впоследствии были закреплены Гражданским кодексом.

Распоряжение результатами использования

В Кодексе этот вопрос оговаривается отдельно. В нем предусмотрено, что результаты, полученные при использовании имущества, которое находится в хозяйственном ведении, в виде доходов, плодов и продукции поступают в хоз. ведение несобственника. Это же правило распространяется на материальные ценности, приобретенные субъектом по договору либо иным основаниям. Из этого положения вытекает, что результаты, полученные от использования вверенного имущества, переходят в собственность учредителя.

Это обуславливается тем, что в качестве основания их появления выступают материальные ценности собственника. Это не противоречит положениям статьи 136 Кодекса, в которой регламентируется статус поступлений, которые получены по результатам использования материальных ценностей. Таким образом, унитарное предприятие не может ни при каких условиях стать субъектом прав собственности. Это, в свою очередь, исключает и другие моменты. Что касается права хоз. ведения, оно не может возникать коллективной собственности либо собственности сотрудников на какую-либо часть материальных ценностей. Оно не возникает и в отношении фондов участия в прибыли и экономического стимулирования. Все имущество, переданное и впоследствии полученное от использования вверенных ценностей, остается в собственности учредителя.

Предпринимательство

Необходимо обратить внимание на существенное условие возникновения права хоз. ведения. О нем в законодательстве прямо не сказано. В Кодексе закрепляется право исключительно за конкретными субъектами с определенной организационной формой. При этом от рассматриваемых возможностей отделяются учреждения. Следует предположить, что это обуславливается тем, что такие субъекты имеют статус некоммерческих и получают финансирование от собственника-учредителя. Между тем законодательство разрешает учреждениям осуществлять предпринимательскую деятельность и получать от нее доход.

Она должна вестись в соответствии с учредительными положениями по закрепленному в них разрешению собственника. Доходы, поступившие от предпринимательства, а также имущество, купленное на них, переходят в самостоятельное распоряжение субъекта и учитываются на отдельном балансе. Таким образом, возникает два вида материальных ценностей. Они закрепляются по разным правовым режимам и оформляются по различным правилам. Так, одна часть имущества, которая поступает от собственника по смете, находится у субъекта в оперативном управлении, а другая, полученная в ходе предпринимательства, находится на другом вещном праве. Последнее не называется прямо в законодательстве. Однако понятно, что это не может быть собственностью. По всем признакам это право хоз. ведения.

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 298 ГК РФ

1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в федеральный бюджет доходов от оказания федеральными казенными учреждениями платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности применяются с 1 января 2012 г.

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 298 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) в части зачисления в бюджет субъекта РФ или местный бюджет доходов от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности соответственно казенными учреждениями субъекта РФ или муниципальными казенными учреждениями со дня вступления в силу названного Федерального закона и до 1 января 2012 г. применяются к правоотношениям, возникающим в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления, указанными в части 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 299 ГК РФ

1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 2 статьи 299 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом. другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 299 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ в статью 300 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 300 ГК РФ

1. При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

/ Ответы на экзаменационные вопросы 2013 / 48.Хоз ведение

48. Право хозяйственного ведения: понятие, природа, субъекты, объекты.

Право хозяйственного ведения. — производное от права собственности вещное право юридических лиц - не собственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника-форма права собственности на имущество, при которой собственник передает лицу право распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям..

Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению

Право хозяйственного ведения в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Читайте также: Давность владения недвижимым имуществом

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Право хозяйственного ведения имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Говоря о правомочии пользования, следует отметить, что оно осуществляется государственными и муниципальными предприятиями в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.

Объектом права хозяйственного ведения являются имущество – здания, сооружения, оборудование, переданное собственником на баланс предприятия.

Вопрос 81. Право хозяйственного ведения: понятие, субъекты, порядок осуществления

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Право пожизненного наследуемого владения землей

Носитель, не будучи собственником земельного участка, наделяется в отношении его правомочиями владения, пользования пожизненно с передачей этого пользования по наследству.

Субъекты: физические лица.

Право пользования, не ограниченное установлением срока.

Субъекты: юр. лица; (ФЗ РФ убрал право физических лиц).

Сервитут — это ограниченное право пользования имуществом, находящимся в собственности другого лица.

Основания возникновения: соглашение. Если соглашение не достигнуто, то лицо имеет право обратиться с иском в суд. Собственник участка вправе требовать плату за пользование его имуществом. Сервитуту свойственно право следования судьбе главной вещи.

Право хозяйственного ведения выражается в том, что государственное или муниципальное унитарное пред­приятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжа­ется этим имуществом.

Право хозяйственного ведения - вещное право. Право хозяйственного ведения имуществом шире права оператив­ного управления. Обладатель первого вправе совершать лю­бые действия в соответствии с законом.

Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйствен­ное ведение этого предприятия или учреждения.

Полномочия собственника имущества, находяще­гося в хозяйственном ведении: решение вопросов создания предприятия, определение предмета и целей его деятельности, прекращение его деятельности (реорганизация и ликвидация), назначение руководителя предприятия, осуществление контроля над использованием принадлежа­щего предприятию имущества по назначению и его сохран­ностью.

На предприятие, имеющее недвижимое имущество на пра­ве хозяйственного ведения имуществом, возлагается запрет на предоставление его в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных об­ществ и товариществ или иной способ распоряжения этим имуществом без согласия собственника.

Право хозяйственного ведения. Это право представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц - несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, его основы закреплены в гл. 19 ГК. Право хозяйственного ведения значительно уже права собственности. Ограничение прав титульного владельца (обладателя права хозяйственного ведения) идет по линии ограничения правомочий распоряжения и пользования, поскольку правомочия владения реализуются предприятием достаточно полно - оно закрепляет переданное имущество на своем самостоятельном балансе.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными и муниципальными предприятиями. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится "распределенным", обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

Закрепляя имущество предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий. Вместе с тем в ст. 295 ГК определены права и самого собственника. Собственник имущества, т.е. государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом. Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению (п. 8 Пост. Плен. ВАС РФ №8).

Говоря о правомочии пользования, следует отметить, что оно осуществляется государственными и муниципальными предприятиями в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Однако необходимо помнить, что собственник не может изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкций, т.к. он не наделен этим правом, а также правом передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Пост. Плен. ВС РФ и ВАС РФ №6/8).

Определяя в ст. 294, 295 ГК правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодатель не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником соответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает стороны права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон.

Вопрос 82. Правовой режим имущества учреждения.

Право оперативного управления имуществом - это право осуществлять в установленных законом пре­делах, в соответствии с целями деятельности владе­ние, пользование и распоряжение заданиями собственника и назначенным им имуществом. Предоставляется казенным предприятиям, учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества.

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять лишнее, не­используемое либо используемое не по назначению имуще­ство и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие имеет право отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуще­ством лишь с согласия собственника этого имущества.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Право оперативного управления имуществом, в отноше­нии которого собственником принято решение о закрепле­нии за предприятием или учреждением, возникает у послед­них с момента передачи им имущества.

Читайте также: Что относится к общедомовому имуществу

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным осно­ваниям, поступают в хозяйственное ведение или оператив­ное управление предприятия или учреждения.

Прекращение права оперативного управления имуществом происходит по основаниям и в порядке, предусмотренным законом для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия иму­щества у предприятия или учреждения по решению собствен­ника.

Оперативное управление - ограниченное вещное право.

Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

Казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 295 ГК РФ

1. Права собственника имущества унитарного предприятия закреплены не только в настоящей статье, но и в соответствующих нормах Закона об унитарных предприятиях. Права собственников имущества федеральных государственных предприятий атомной отрасли и порядок осуществления этих прав регулируются положениями указанного Закона с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

2. Права собственника имущества можно условно разделить на две группы: в отношении предприятия в целом как юридического лица и в отношении собственно имущества, переданного в хозяйственное ведение.

К первой группе прав относятся такие, как права на создание предприятия, определение предмета и целей его деятельности, реорганизацию и ликвидацию, а также право назначать директора (руководителя) предприятия.

Кроме того, вышеназванный Закон говорит о том, что именно собственник определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия; утверждает устав предприятия, вносит в него изменения; согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты, утверждает показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение; дает согласие на создание филиалов и открытие представительств, а также на участие в иных юридических лицах для совершения крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок; принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (ст. 20 Закона об унитарных предприятиях).

Унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования, например брать кредиты, только по согласованию с собственником имущества (ст. 24 Закона об унитарных предприятиях). Оно не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).

Уставом предприятия, который утверждается собственником, могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Ко второй группе прав собственника относятся права в отношении собственно имущества предприятия.

Законом установлено общее ограничение для движимого и недвижимого имущества, и оно состоит в следующем: государственное или муниципальное предприятие распоряжается имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Иными словами, отчуждение имущества не должно приводить к ситуации, когда предприятие не может выполнять ту деятельность, которая определена уставом. При этом сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (ст. 18 Закона об унитарных предприятиях).

В отношении недвижимости установлено, что предприятие не может распоряжаться ею без согласия собственника. К видам такого распоряжения относятся не только продажа и внесение имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, но и сдача в залог и даже в аренду. По материалам судебной практики «к сделкам, создающим прямо или косвенно возможность отчуждения имущества, относятся в том числе договоры поручительства, при неисполнении которых взыскание может быть обращено на имущество поручителя с отчуждением его в установленном порядке» .

———————————
Постановление ФАС Поволжского округа от 26 сентября 2008 г. N А12-18186/07-С43.

Движимым имуществом предприятие по общему правилу вправе распоряжаться, в том числе свободно отчуждать. Ограничения (в частности, это указанное ограничение на распоряжение имуществом только в пределах, не лишающих возможности осуществлять уставную деятельность) могут быть установлены только законом или постановлениями Правительства и указами Президента РФ.

3. Имущество может находиться у предприятия не только на праве хозяйственного ведения, но также и на праве аренды. В настоящее время отсутствует запрет на передачу имущества предприятию от собственника в аренду, что не позволяет кредиторам предприятия обратить взыскание на такое имущество.

4. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления. Размер части прибыли от использования имущества, на которую собственник имеет право, может быть определен для всех предприятий соответствующего собственника в нормативном акте и в договоре о передаче имущества на праве хозяйственного ведения.

Федеральные государственные предприятия, права собственника имущества которых осуществляются Государственной корпорацией «Росатом», часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, перечисляют в доход самой корпорации в порядке, размере и сроки, которые установлены этой корпорацией.

Собственник имущества вправе в судебном порядке требовать исполнения обязательства по перечислению части прибыли, что находит подтверждение и в судебной практике. Как следует из материалов одного из дел, «нормативы отчислений в городской бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий установлены решением городского собрания. Между тем часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет города ответчиком, т.е. муниципальным предприятием, не перечислялась. Таким образом, муниципальное унитарное предприятие обязательство по перечислению части прибыли собственнику имущества, находящегося в хозяйственном ведении ответчика, не исполнило» .

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, не являющихся собственниками. В данном материале постараемся разобраться с тем, что представляют собой право хозяйственного ведения и право оперативного управления, в чём их различия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294-295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом ) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления , не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения . Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления , если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Не ограничено

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

Статья 196. Право хозяйственного ведения государственного предприятия

Право хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом*.

1. Имуществом на праве хозяйственного ведения может обладать только государственное предприятие.

АО и другое хозяйственное товарищество, даже когда государство является единственным учредителем, не являются государственными предприятиями, а имущество, находящееся на балансе, подпадает под правовой режим частной формы собственности. Государство в таких хозяйственных товариществах сохраняет право собственности на акции или обязательственное право на доли.

2. Право хозяйственного ведения является вещным правом. Особенности правового режима права хозяйственного ведения, вытекающие из этого, см. в комментарии к последующим статьям ГК.

3. Пределы осуществления права хозяйственного ведения и правовой статус предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, определены Указом о государственном предприятии.

4. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может быть образовано государством (ст. 4 Указа о государственном предприятии) или государственным предприятием на праве хозяйственного ведения (ст. 46 Указа о государственном предпрйятии). В последнем случае образуется дочернее государственное предприятие. Правовой режим его имущества не отличается от вещного права хозяйственного ведения (ст. 47 Указа о государственном предприятии).

5. Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, в Зависимости от того, кем они образованы, могут быть республиканскими государственными предприятиями и коммунальными государственными предприятиями. Соответственно права собственника и учредителя в отношении их осуществляют разные государственные органы.

6. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, обладает специальной правоспособностью. Пределы правоспособности определены в соответствии с ГК и иными законодательными актами в уставе предприятия и не могут быть изменены по его усмотрению.

Правомочия владения, пользования и распоряжения могут быть осуществлены предприятием в пределах уставной правоспособности. Осуществление предприятием деятельности, а также совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям его деятельности, закрепленным в его уставе, допускается лишь с разрешения уполномоченного органа. Сделка, совершенная предприятием в противоречии с целями деятельности, определенными его уставом, может быть в установленном законодательством порядке признана недействительной по иску его учредителя (уполномоченного органа) (ст. 8 Указа о государственном предприятии).

Государство в лице органа государственного управления не может вмешиваться в непосредственно-хозяйственную деятельность государственного предприятия вне рамок, установленных законодательными актами.

7. В случаях, когда действия предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, приводят к невозможности использования имущества по назначению (отчуждение или предоставление в долгосрочное пользование другим лицам) либо к ограничению возможностей предприятия в выполнении уставных задач, соответствующие сделки по иску собственника имущества либо уполномоченного им лица могут быть признаны судом недействительными (см. комментарий к ст.ст. 158—159 ГК).

8. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

9. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам государства, административно-территориальной единицы, юридических лиц и граждан, а указанные выше субъекты не отвечают по обязательствам государственного предприятия. Исключение составляет лишь случай, когда банкротство предприятия было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа). В этих случаях государство отвечает по обязательствам предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

Законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия.

Статья 197. Объект права хозяйственного ведения

Объектомправа хозяйственного ведения может быть любое имущество, если иное не предусмотрено законодательством.

1. Имущество предприятия составляют основные фонды и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия (п. 1 ст. 10 Указа о государственном предприятии).

2. Любое имущество может являться объектом права хозяйственного ведения, если законодательством или специальной правоспособностью не предусмотрены прямые ограничения. Из этого вытекает в качестве одйого из выводов, что в ведении предприятия на праве хозяйственного ведения может, как правило, находиться лишь то имущество, которое либо необходимо ему для обеспечения деятельности, предусмотренной его уставными целями, либо оказалось продуктом этой деятельности (ст. 20 Указа о государственном предприятии).

3. Не являются объектом хозяйственного ведения земельные участки, недра, воды, леса и некоторое другое имущество. Земельные участки и недра могут находиться в пользовании предприятия в пределах, установленных соответствующим специальным законодательством.

4. Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные в результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат изъятию соответственно в -республиканский или местный бюджеты по решению уполномоченного или иного компетентного органа (ст. 14 Указа о государственном предприятии).

Статья 198. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения

1. Право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за уже созданным государственным предприятием, возникает у этого предприятия в момент закрепления имущества на самостоятельном балансе предприятия, если иное не установлено законодательством или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное предприятием по договорам или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение предприятия в порядке, установленном законодательством для приобретения права собственности.

3.Право хозяйственного ведения на имущество прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

1. Имущество предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и имущество, приобретаемое им в гражданском обороте, является собственностью государства. Одновременно с этим оно находится у государственного предприятия на праве хозяйственного ведения.

2. Помимо приращений и возмездных договорных форм приобретения имущества оно может поступить государственному предприятию по наследству, по обязательству, возникающему из причинения вреда, другим внедоговорным обязательствам, в результате дарения и по иным законным основаниям.

3. Формулировка п. 3 комментируемой статьи предусматривает прекращение права хозяйственного ведения в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. В соответствии с этим следует считать, что государство в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество предприятия, закрепленное на его балансе, и по любому основанию, если только это не противоречит законодательным актам и учредительным документам предприятия. Так, в соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 22 Указа о государственном предприятии "к случаям правомерного изъятия, в частности, относятся: 1) изъятие имущества, которое не отвечает целям уставной деятельности предприятия; 2) изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества". Изъятие происходит на основании решения (постановления, приказа, письма, предписания и т.п.) соответствующего государственного органа с момента принятия решения, если иное не предусмотрено, этим решением.

4. При приватизации государственного предприятия право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной собственности.

Статья 199. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательными актами решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части чистого дохода от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении созданного им предприятия*.

1. Собственник государственного предприятия обычно представлен уполномоченными государственными органами.

Органами государственного управления республиканскими государственными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы (уполномоченные органы).

Органами государственного управления коммунальными государственными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации (уполномоченные органы) (ст. 3 Указа о государственном предприятии).

Отдельные права собственника могут принадлежать только указанным в законодательных актах органам. Так, в соответствии с п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии "реорганизация и ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства Республики Казахстан, а коммунального предприятия - по решению главы местной администрации. ... Осуществляет реорганизацию и ликвидацию предприятия уполномоченный орган".

2. Комментируемая статья устанавливает пределы осуществления государственным предприятием права хозяйственного ведения. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда государственное предприятие не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества. Однако за пределами названных прав собственник или орган, уполномоченный собственником выступать от его имени, не вправе распоряжаться имуществом, закрепленным за государственным предприятием, без его согласия.

Пунктом 1 ст. 13 Указа о государственном предприятии введено дополнительное право собственника. В соответствии с ним "для государственного предприятия выполнение заказа государства является обязательным. Предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров (работ, услуг), если заключение этих договоров предусмотрено заказом государства".

3. Республиканское государственное предприятие создается по решению Правительства РК, коммунальное государственное предприятие - по решению главы местной администрации в порядке, установленном Правительством РК. Соответственно, учредителем государственного предприятия выступает уполномоченный орган.

4. Размер уставного капитала предприятия определяется собственником, но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 ООО месячных расчетных показателей, установленных на дату государственной регистрации предприятия.

Уставный капитал должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту государственной регистрации предприятия.

5. Собственник имущества в лице уполномоченного органа назначает руководителя предприятия и освобождает в соответствии с законодательством его от должности, доводит до предприятия заказы государства и контролирует их выполнение, утверждает нормативы распределения его прибыли, дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом, которые в соответствии с законодательством требуют согласования с собственником, устанавливает размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей и главного (старшего) бухгалтера, решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции.

6. В соответствии с п. 2 ст. 27 Указа о государственном предприятии "доля прибыли, подлежащая отчислению собственнику предприятия, фиксируется в ежегодно устанавливаемом уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан (соответственно с его местным органом) нормативе распределения прибыли и перечисляется в доход соответствующего бюджета".

7. Статья 45 Указа о государственном предприятии предусматривает возможность преобразования предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Преобразование республиканского предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие производится по решению Правительства РК по представлению уполномоченного органа, согласованному с Министерством финансов РК, преобразование коммунального предприятия — по решению главы местной администрации по представлению уполномоченного органа, согласованному с соответствующим местным органом указанного министерства.

Решение о преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения и создании на его базе казенного предприятия является обязательным в случаях:

1) нецелевого использования выделенного предприятию на праве хозяйственного ведения государственного имущества и денег;

2) отсутствия прибыли по итогам последних двух лет;

3) распоряжения имуществом, относящимся к основным фондам, с нарушением правил, установленных Указом о государственном предприятии.

Все расходы по преобразованию предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие, а также расчеты преобразуемого предприятия с его кредиторами при отсутствии достаточных средств у предприятия осуществляются за счет соответствующего бюджета.

Создаваемое на базе предприятия на праве хозяйственного ведения казенное предприятие является правопреемником преобразуемого предприятия по ранее выделенным ему государственному имуществу и денежным средствам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр, предоставления квот, лицензий и ранее заключенных договоров, если последние соответствуют предмету и цели деятельности вновь созданного казенного предприятия.

При преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие правовой режим закрепленного за ним имущества меняется с права хозяйственного ведения на право оперативного управления с момента принятия решения о преобразовании предприятия.

8.Совершение в отношении республиканского государственного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, за исключением сделок по его отчуждению, производится по решению Правительства РК, а в отношении коммунального предприятия - по решению главы местной администрации (см. п. 3 ст. 12 Указа о государственном предприятии).

Статья 200. Условия осуществления имущественных прав государственного предприятия

1, Государственное предприятие, осуществляющее деятельность на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательными актами, не вправе без согласия собственника или уполномоченного им государственного органа совершать следующие виды предпринимательской деятельности:

1) продавать и передавать иным лицам, обменивать, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные фонды предприятия;

2) создавать филиалы и дочерние предприятия, учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал;

3) предоставлять частным предпринимателям ссуды с выплатой вознаграждения (интереса) по ним ниже установленной официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.

4) выдавать поручительство или гарантию по обязательствам третьих лиц.

2. Государственное предприятие, если иное не предусмотрено законодательством, самостоятельно распоряжается закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения имуществом, не относящимся к основным фондам.

1. Статья устанавливает дополнительные пределы осуществления государственным предприятием права хозяйственного ведения. Новая редакция статьи уточняет эти пределы.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится перечень действий, которые государственное предприятие не может совершить, не получив согласия на это собственника имущества.

3. Денежные средства, полученные от сделок с имуществом, совершенных в порядке подпункта 1 п. 1 комментируемой статьи, используются предприятием самостоятельно, если иное не установлено собственником (уполномоченным органом) (п. 2 ст. 25 Указа о государственном предприятии).

4. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе с согласия собственника или уполномоченного им органа создать дочернее предприятие, которое также будет обладать имуществом на праве хозяйственного ведения (см. комментарий к ст. 103 ГК).

5. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 25 Указа о государственном предприятии "порядок предоставления ссуд банками, являющимися по своей организационно-правовой форме государственными предприятиями, определяется их уставом и банковским законодательством".

6. Пункт 2 комментируемой статьи имеет в виду лишь то движимое имущество, которое не входит в состав основных фондов. Это вытекает из п. 3 ст. 25 Указа о государственном предприятии, в соответствии с которым "предприятие самостоятельно распоряжается не относящимся к основным фондам движимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, если иное не предусмотрено законодательством".

7. Предприятие вправе в установленном порядке обжаловать в суд незаконные действия государственных органов, включая действия уполномоченного органа, связанные с изъятием прибыли предприятия, перераспределением имущества, размещением заказов государства, установлением цены на товары (работы, услуги), производимые предприятием, а также другие действия, которыми нарушаются права предприятия.

С т а т ь я 201. Распространение положений о праве собственности на отношения с участием государственных предприятий

На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяются положения настоящего Кодекса о праве собственности, если иное не вытекает из настоящего Кодекса и иных законодательных актов.

На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяются положения ГК о возникновении и изменении права собственности, защите права собственности и иные, не предусмотренные Специальным законодательством. В то же время некоторые положения о праве собственности к праву хозяйственного ведения применять нельзя. Например нельзя применять норму п. 1 ст. 188 ГК, в соответствии с которой "право собственности... есть право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом". Естественно, право хозяйственного ведения уже права собственности. Это вытекает, в частности, из ст. 200 ГК применительно к распоряжению основными фондами, на которое необходимо согласие собственника или уполномоченного им государственного органа.