Материальная ответственность военнослужащих за ущерб причиненный государству. Законодательная база российской федерации

Не действует Редакция от 12.07.1999

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.99 N 161-ФЗ "О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.99 N 161-ФЗ "О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.99 N 161-ФЗ "О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.07.99 N 161-ФЗ "О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

В результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

В результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

Умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

Военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.


Судебная практика по статье 5 ФЗ от 12.07.1999 № 161-ФЗ

    Решение № 2-228/2018 2-228/2018~М-213/2018 М-213/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-228/2018

    Новочеркасский гарнизонный военный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Возможным провести судебное заседание без его участия. Исследовав материалы дела, военный суд полагает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет. Согласно...

    Решение № 2-162/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-162/2018

    Новороссийский гарнизонный военный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Являются инвентарным имуществом, то суд приходит к выводу, что полученные Прохоровым предметы инвентарного имущества подлежали возврату при его увольнении с военной службы в запас. Статьей 5 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» установлено, что военнослужащий несет материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, ...

    Решение № 2-251/2018 2-251/2018~М-282/2018 М-282/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-251/2018

    Статьями 154 и 155 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, поскольку он не следил за наличием и правильной эксплуатацией военного имущества роты. На основании статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих») командир части настаивал на привлечении ответчика к...

    Решение № 2-87/2018 2-87/2018~М-93/2018 М-93/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-87/2018

    Владимирский гарнизонный военный суд (Владимирская область) - Гражданские и административные

    РФ. Военный прокурор Владимирского гарнизона в интересах РФ обратился с иском в суд, в котором указал, что принимая во внимание, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", Бортникова должна нести материальную ответственность в полном размере ущерба и просит взыскать с ответчика...

    Решение № 2-184/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-88/2018

    Волгоградский гарнизонный военный суд (Волгоградская область) - Гражданские и административные

    К выводу, что исковые требования, предъявленные к Сальникову, подлежат удовлетворению с учётом изменения их размера в судебном заседании. Согласно п. 1 ст. 3 и ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба только за причиненный по их вине реальный ущерб, в частности, когда ущерб причинен...

    Решение № 2-232/2018 2-232/2018~М-250/2018 М-250/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-232/2018

    Саратовский гарнизонный военный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные

    Вещевое имущество несданное Саблиным А.О. относится к инвентарному имуществу и имуществу личного пользования, подлежащему сдаче при увольнении с военной службы. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для...

    Решение № 2-314/2018 2-314/2018~М-362/2018 М-362/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-314/2018

    Калининградский гарнизонный военный суд (Калининградская область) - Гражданские и административные

    Отношения к службе ответчика, не обеспечившего его сохранность. При этом докладов об утрате имуществе по причине неисправности техники от ответчика не поступало. На основании статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" истец просил привлечь ответчика за допущенную недостачу к полной материальной ответственности на вышеуказанную сумму. ...

    Решение № 2-275/2018 2-275/2018~М-284/2018 М-284/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-275/2018

    Калининградский гарнизонный военный суд (Калининградская область) - Гражданские и административные

    Совершенных преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено окончательное наказание в виде штрафа в размере двухсот тысяч рублей. Кроме этого, прокурор пояснил, что учитывая требования ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», согласно которой военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба в случаях, когда ущерб причинен в результате преступных действий (бездействий) ...

Лицо, состоящее на действительной военной службе в качестве призывника, принятого по контракту или мобилизованного из запаса, несёт полную материальную ответственность за причинённый ущерб любой государственной собственности, находящейся на балансе органов военного управления, где проходит несение службы.

Под ответственностью подразумевается возлагаемое обязательство безусловного возмещения в денежном эквиваленте нанесённого ущерба. При этом военный должен компенсировать убыток, не зависимо от того, привлекается ли за совершённое деяние или бездействие к другим видам ответственности, таким как административная, дисциплинарная и уголовная.

Порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности регламентируется Федеральным законом от 12.07.1999 №161-ФЗ и другими подзаконными актами.

Вооружённые Силы представляют собой Государственную организацию Российской Федерации, деятельность которой направлена на физическую защиту территориальной целостности и других интересов РФ за её пределами. Для выполнения поставленных задач данная организация снабжается всеми необходимыми материально-техническими средствами за счёт государственного бюджета.

Согласно законодательству, к таковым относятся все виды:

  • оружия;
  • боеприпасов;
  • топлива;
  • техники;
  • горюче-смазочных материалов;
  • вещевого и продовольственного имущества;
  • здания и сооружения;
  • денежные средства и ценные бумаги;
  • другие виды федеральной собственности, закрепленной за воинской частью.

Соответственно, любые материальные объекты, находящиеся в распоряжении Вооружённых Сил, являются государственной ценностью, для обеспечения сохранности которой, на законодательном уровне был определён порядок установления ответственности военнослужащих за материальную целостность государственного имущества.

Что является ущербом

Согласно положениям закона №161 , а также другим гражданско-правовым и подзаконным актам, к ответственности привлекаются лица, которые на момент причинения убытков состояли на действительной военной службе, как на территории РФ, так и за её пределами.

При этом ущербом считается любое действие или бездействие, совершённое при исполнении обязанностей военной службы, которое могло носить как умышленный, так и неумышленный характер, результатом которого стала полная или частичная утрата каких-либо материальных ценностей воинской части или другого формирования ВС РФ.

Важно ! Согласно пункту 1 статьи 3 Закона №161-ФЗ , служащие армии России могут привлекаться к ответственности за порчу имущества, только если был нанесён «реальный убыток», именуемый также в правоприменительной практике как «прямой ущерб», и по их личной вине. Соответственно, никакой косвенной ответственности для военнослужащих действующее законодательство не предусматривает так же, как и возмещения упущенной выгоды.

Согласно статье 2 Закона №161-ФЗ , определяются следующие виды реального ущерба:

  1. Безвозвратная утеря или повреждение какой-либо собственности, принадлежащей воинской части.
  2. Необходимые для восстановления материально-технической базы расходы по приобретению нового, взамен утраченного, или ремонту доведённого до непригодного состояния имущества.
  3. Превышающие потребность денежные выплаты, которые органы воинского управления были вынуждены осуществить или которые будут произведены в дальнейшем, например, штрафы, компенсации, санкции и другие.

Также важно знать, что согласно актам законодательной базы, служащий Вооружённых Сил, по вине которого был нанесён ущерб имуществу ВС РФ, полностью освобождается от привлечения к ответственности в таких случаях:

  1. Убыток является неминуемым результатом выполнения приказа вышестоящего командира.
  2. Действия, приведшие к материальным потерям, являлись правомерными и были оправданны служебной необходимостью и риском.
  3. Материальные потери произошли в результате неподконтрольных военнослужащему событий, таких как стихийное бедствие, обвал в городе и другие.

Внимание ! Право установления факта виновности, степени и вида компенсации ущерба военнослужащими принадлежит исключительно уполномоченными органами государственной власти. Никакие лица в частном порядке не могут привлекать военных к возмещению убытков, даже в случае добровольного согласия последних.

Стоит отметить, что в практике бывают случаи, когда у органов гарнизонного или гражданского суда, а также других государственных служб, возникают затруднения в дифференциации обстоятельств, при которых был нанесён ущерб военной собственности. Так как существует множество нюансов, которые учитываются различными нормативными актами и, соответственно, предусматривают неодинаковые способы привлечения или освобождения от ответственности. Поэтому для начала нужно определить степень возложенных на служащего ВС РФ обязательств.

Как устанавливается материальная ответственность военнослужащих

В отличие от гражданских лиц, для военных предусмотрено два вида юридической ответственности за материально-техническое состояние какого-либо имущества. Так, если своими действиями или бездействием лицо нанесло ущерб, находясь при исполнении обязанностей, то есть непосредственно на службе в армии, процедура привлечения и взыскания осуществляется на основании Федерального закона о материальной ответственности военнослужащих.

В том же случае, когда солдат, даже принятый по контракту, наносит вред собственности в иное время, например, находясь в увольнительной или на отдыхе, привлечение к ответственности осуществляется на основании общего гражданского законодательства РФ. Другими словами, солдата привлекают как частное лицо, не имеющее специального статуса военнослужащего. Именно такое различие органам следствия или суда порой бывает непросто установить.

Эта принципиальная разница заключается в том, что процедура определения виновных, величины денежного взыскания и способов возмещения, а также непосредственно судебное разбирательство, проводится в обычном гражданско-правовом поле Российской Федерации.

Если привлекаются лица, которые на момент нанесения ущерба были при исполнении своих обязанностей, то для установления виновных и размера материальной ответственности назначается административное расследование на основании приказа командира (начальника) воинской части, где непосредственно был осуществлён факт нанесения ущерба.

Далее, по результатам этого расследования, определяется степень виновности и размеры компенсации. В том случае, если наличие принесённого убытка и причастность конкретных лиц были установлены другим способом, например, в ходе проведения судебного разбирательства, проверки, ревизии или дознания, приказ о взыскании может быть издан без проведения административного расследования.

Важно ! По 161 ФЗ О материальной ответственности военнослужащих предусмотрено, что лица, несущие службу в армии, могут быть привлечены к обязанности возместить ущерб в течение трех лет, но начиная со дня обнаружения, а не нанесения убытков.

Если, к примеру, в ходе проведения ревизии было установлено, что имеется какая-либо финансовая или материальная недостача, приказом назначается административное расследование. В том случае, когда установленное виновным лицо по-прежнему находится на военной службе, процедура взыскания проводится согласно изданному приказу. Если военнослужащий уже был уволен или демобилизован, возмещение осуществляется в судебном порядке, независимо от срока давности происшествия, приведшего к материальному ущербу.

Внимание ! Административное расследование проводится в месячный период. По решению командира или начальника этот срок может быть увеличен ещё на один месяц. В том случае, если виновное лицо так и не будет установлено, взыскание производиться не может. По истечению трёх лет, даже в случае выявления лица, причастного к нанесению материального убытка, востребование компенсации не может быть осуществлено по причине истечения срока давности.

Если руководством воинской части будет принято решение о взыскании компенсации со служащего вооружённых сил РФ по истечению трёхлетнего периода, такое лицо имеет право обжаловать данное решение в суде.

Материально ответственное лицо

Помимо того, что должен быть установлен факт наличия убытков воинской части и причастных к содеянному поступку лиц, действия или бездействия, которых стали причиной ущерба, необходимо также определить лицо, которое непосредственно несёт ответственность за материальное состояние данной собственности.

Очень распространённой ошибкой командиров и начальников воинских формирований является взыскание компенсации урона со служащих армии, в официальные обязанности которых не входило обеспечение целостности данного имущества.

Например, из практики можно выделить решение Владивостокского гарнизонного военного суда об отказе привлечения заместителя начальника отдела материально-технического обеспечения к ответственности за выявленный ущерб. Суть дела заключалась в том, что воинской частью был заключён договор на аренду помещения для проживания военнослужащего. В дальнейшем данное деяние было признано неправомерным, а выплаченные суммы классифицированы как убыток.

Но судом было установлено, что решение об аренде помещения принималось коллегиальным образом, при помощи созданной жилищной комиссии, членом которой являлся ответчик. При этом ни комиссия, ни заместитель начальника отдела материально-технического обеспечения не наделялись правом заключать договор на аренду помещения – документ был подписан непосредственно начальником гарнизона. В результате военный суд постановил, что ответчик не совершал каких-либо действий, вследствие которых был нанесён реальный ущерб. А материально ответственным лицом в данной ситуации выступает командир, подписавший договор.

Помимо этого, нередкими бывают случаи отказа в привлечении ответственности служащих армии из-за того, что материалы, направленные командирами в суд, были составлены ненадлежащим образом.

Например, гарнизонный военный суд отказал во взыскании суммы в размере 170 000 рублей с военнослужащего, которому было вверено транспортное средство, принадлежащее воинской части. В результате пренебрежения обязанностями по проверке исправности эксплуатируемой техники, произошло возгорание автомобиля. Но при подаче материалов командир не смог документально подтвердить факт того, что солдат ненадлежащим образом выполнял предписанные обязательства, в связи с чем в финансовом взыскании ущерба было отказано.

Материально ответственное лицо может определяться различными актами и документами, такими как Устав Вооружённых Сил или служебная инструкция.

Но в общем положении действующее законодательство закрепляет ответственность за следующими лицами:

  1. Служащие армии, которые при исполнении совершили действие или бездействие, ставшее причиной ущерба для имущества, находящегося в их непосредственном расположении.
  2. Военнослужащие, которым было передано имущество под отчет для транспортировки, хранения, выдачи, эксплуатации, а также иных целей.
  3. Лица, в должностные обязанности которых входило обеспечение надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по обеспечению технической исправности оборудования, уплате налогов или каких-либо других платежей.
  4. Командиры или начальники, давшие неправомерные приказы, выполнение которых стало причиной образования материальных убытков, например, незаконное увольнение или перевод служащего армии, а также гражданской персоны на другую работу.

Как определяется степень нанесённого военнослужащим вреда

В случае выявления наличия материального ущерба для собственности Вооружённых Сил, сумма денежной компенсации устанавливается, исходя из размера фактических потерь. Для этого учитываются цены на объекты собственности, ремонт или замена которых требуется, с учётом стоимости на день обнаружения убытков, для местности или страны, где дислоцируется воинская часть.

Если компенсация назначается за оружие или его составные части, военную технику, а также любые другие объекты собственности, поставки которых осуществляются централизованно для всех воинских формирований, для определения суммы ущерба формируется специальная комиссия от уполномоченного государственного органа.

Важно ! При установлении степени нанесённого убытка Вооружённым Силам учитывается уровень естественного износа данной собственности в ходе её постоянной эксплуатации. Амортизация рассчитывается на день обнаружения причинённых потерь, но сумма компенсации должна быть не ниже стоимости утилизации данного имущества.

Если материальный ущерб был нанесён командиром из-за неправомерного назначения на занимаемую должность лица, которое не соответствует установленным критериям, то убыток исчисляется из размера выплаченной заработной платы или денежного довольствия, которое начислялось такому лицо во время нахождения на посту. Также сумма компенсации может вычисляться из разницы между положенной и фактически занимаемой должностью.

Внимание ! Если в нанесении убытка воинской части были установлены виновными несколько служащих армии, то размер материальной ответственности для каждого из фигурантов определяется индивидуально, исходя из степени вины. Но общая сумма компенсации устанавливается из расчёта нанесённого ущерба, а не количества участников.

Если действия находящегося на службе лица привели к необходимости оказания лечения в военно-медицинских учреждениях пострадавшим от совершённых деяний, то все возникшие затраты подлежат возмещению виновником произошедшей ситуации.

По степени важности материальная ответственность военнослужащих делиться на два вида :

  1. Ограниченную – взыскание компенсации осуществляется в размерах, не превышающих установленную норму (как правило, это не более трёх месячных окладов) и такое же количество надбавок за выслугу лет. В судебной практике данный вид ответственности применяется в случае неумышленной порчи имущества или ущерба в малых размерах.
  2. Полную – принудительное возмещение убытков в полном размере без каких-либо ограничений. Применяется, как правило, при умышленном совершении неправомерного деяния, грубого нарушения устава и должностных инструкций, совершении действий, которыми был нанесён вред здоровью других военнослужащих и в случае ущерба в крупных масштабах.

Важно ! Если размер компенсации ущерба не превышает сумму в один месячный оклад и надбавки за выслугу лет, то возмещение осуществляется на основании приказа командира при помощи удержания необходимой суммы из денежного довольствия. В остальных случаях решение принимается судом, по иску командира или военного прокурора.

Обжалование приказа на возмещение ущерба

Законодательством предусмотрено, что военнослужащий имеет право опротестовать решение на взыскание с него материальной компенсации. Для этого он может обратиться к вышестоящему командиру или в суд. Также служащим армии дано право обжаловать и предоставленные административным расследованием материалы. Помимо этого, если жалоба будет подана в момент рассмотрения взыскания компенсации за нанесённый ущерб в суде, то делопроизводство приостанавливается до окончания рассмотрения жалобы.

Но при этом, если решение о взыскании уже принято, то удержание денежных средств из оклада или довольствия будет осуществляться до момента признания приказа неправомерным. В таком случае вся вычтенная сумма будет возвращена военнослужащему.

Законодательство Российской Федерации о материальной ответственности военнослужащих

Согласно Федеральному закону РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, они привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным Законом РФ №161-ФЗ от 19 июля 1999г. «О материальной ответственности военнослужащих».

Исторический опыт материальной ответственности военнослужащих в России

История института материальной ответственности военнослужащих уходит еще в античные времена. Воина, который потерял оружие, военную амуницию, сурово наказывали розгами, а также существенно ограничивали в гражданских правах. Наемные войска несли службу с собственным оружием, военной амуницией и лошадьми. За их потерю или продажу применялись дисциплинарные наказания в виде вычета из жалования. Данные меры выступали предпосылкой возникновения института материальной ответственности военнослужащих и обеспечивали сохранность оружия и военной амуниции.

Становление института материальной ответственности военнослужащих в современном его понимании, как в нашей стране, так и в государствах Западной Европы, приходится на XVII - XVIII вв. В этот период вводятся имущественные санкции за порчу или утрату оружия и военной амуниции. В Российской империи становление института материальной ответственности связано с образованием регулярной армии. Петр I ввел материальную ответственность военнослужащих, которая сочеталась с телесными наказаниями.

Материальную ответственность за «порчу, утрату, промотание» оружия и военной амуниции несли военнослужащие низших чинов, дворянское служивое сословие к материальной ответственности не привлекалось. Правовое регулирование материальной ответственности изначально регламентировалось Артикулом воинским.

В XIX в. правовое регулирование материальной ответственности военнослужащих регламентировалось Воинским уставом о наказаниях, Уставом дисциплинарным, Военно-судебным уставом. Данные нормативные правовые акты дополнялись соответствующими приказами по военному ведомству Российской империи. К концу XIX в. прекращаются телесные наказания военнослужащих за «порчу, утрату, промотания оружия и военной амуниции» и начинают применяться исключительно меры материальной ответственности. Свое нормативное закрепление получают основания материальной ответственности, а также конструктивные признаки состава правонарушения, которое может повлечь применение мер материальной ответственности. Так, получают свое закрепление такие признаки, как вина, противоправность деяния, причинно-следственная связь между деянием и наступившим последствием в виде причинения материального ущерба военному имуществу. Сложившийся в конце XIX в. режим материальной ответственности военнослужащих просуществовал до 1918 г.

Образование Рабоче-крестьянской Красной армии потребовало нового административно-правового регулирования прохождения военной службы, а также создания режима материальной ответственности военнослужащих. Порядок регламентации материальной ответственности в 20-е годы XX в. определялся актами Революционного Военного Совета (РВС), Совета Народных Комиссаров (СНК), Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК).

Подобное регулирование носило нестабильный характер и существенно нарушало права военнослужащих, привлекаемых к материальной ответственности. В 30 - 40-е годы XX в. в Красной армии вводятся два порядка возмещения материального ущерба - административный и судебный.

Появление административного порядка возмещения материального ущерба потребовало введения института административного расследования. Во время Великой Отечественной войны режим материальной ответственности в силу объективных причин носил достаточно жесткий характер.

В 60 - 80-е годы XX в. в Советской армии принимаются два положения о материальной ответственности военнослужащих, которые закрепили административно-правовой механизм привлечения военнослужащих к материальной ответственности и исполнения принятых решений. Следует отметить, что положение о материальной ответственности военнослужащих распространилось и на сотрудников органов внутренних дел.
Оно было отменено в 1999 г. в связи со вступлением в юридическую силу Федерального закона РФ «О материальной ответственности военнослужащих».

Законодательство РФ о материальной ответственности военнослужащих

Материальная ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими в сфере военно-служебных отношений.

Материальная ответственность военнослужащих - это предусмотренные законодательством о материальной ответственности меры имущественного характера, применяемые к тем, кто причинил реальный материальный ущерб воинской части.

Режим материальной ответственности военнослужащих устанавливается не нормами трудового права, как для большинства рабочих и государственных служащих, а нормами административного права. Данное положение имеет довольно продолжительную историю и обусловлено тем, что военная служба как особый вид государственной службы сопряжена с особым риском для лиц, которые проходят данный вид государственной службы, а также тем, что военная служба осуществляется в специфической сфере управления -в области обороны государства.

Раскрывая специфику материальной ответственности военнослужащих, необходимо отметить, что привлечение к данному виду юридической ответственности не освобождает военнослужащего от других видов юридической ответственности.

Данная особенность материальной ответственности вообще, и материальной ответственности военнослужащих в частности, заключается в том, что санкции материальной ответственности, как и гражданско-правовой ответственности, носят правовосстановительный и воспитательный характер.

Эти обстоятельства сближают вышеназванные виды юридической ответственности. Однако есть и принципиальные различия названных видов юридической ответственности, которые накладывают свой отпечаток на их природу и содержание.

Материальную и дисциплинарную ответственность военнослужащих объединяет то, что названные виды юридической ответственности реализуются в процессе прохождения военной службы. Различия названных видов юридической ответственности военнослужащих заключаются в применяемых санкциях и основаниях привлечения к ответственности. Данные аспекты являются основополагающими при дифференциации различных видов юридической ответственности военнослужащих.

Последствием имущественного правонарушения является реальный ущерб. В соответствии с законом он заключается: а) в утрате или повреждении имущества воинской части; б) в расходах, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества; в) в излишних денежных выплатах, произведенных воинской
частью.

Под утратой имущества понимается его выбывание из владения воинской части помимо волеизъявления собственника или пользователя, вследствие непринятия действенных мер по его сохранности. Имущество может быть утрачено, например, при его похищении, потере.

Повреждение по смыслу закона выражается в полном или частичном приведении имущества воинской части в негодность для использования по прямому назначению путем прямого воздействия на него со стороны виновного. Примером повреждения имущества является, например, его разрушение в результате взрыва.

Реальный ущерб включает, помимо стоимости утраченного или поврежденного имущества, также расходы на восстановление, приобретение утраченного или поврежденного имущества, которые произвела или должна произвести воинская часть. К ним, в частности, относятся расходы по ремонту поврежденного имущества.

Ущерб может заключаться и в излишних денежных выплатах, произведенных воинской частью, в виде штрафов, пени, неустоек, возмещения ущерба по гражданско-правовым» договорам и т.д.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Под имуществом воинской части в законе понимаются все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью.

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Законодательство РФ предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.

Федеральный закон о материальной ответственности военнослужащих в ряде случаев диф-ференцирует ответственность в зависимости от того, как осуществляется военная служба по призыву или по контракту. За отдельные правонарушения привлекаются к ответственности только командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители.

Закрепляя положение о том, что возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной, или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб (статья 8), данный закон затем указывает, что военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Основанием материальной ответственности военнослужащих является проступок, именуемый в юридической литературе имущественным правонарушением, т.е. виновное, противоправное деяние военнослужащих, причинившее реальный ущерб имуществу воинской части, за совершение которого предусмотрена материальная ответственность.

Особенности материальной ответственности военнослужащих

Материальная ответственность военнослужащих наступает за нанесение ущерба государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного материального ущерба. Исполнение тех или иных обязанностей по службе предполагает определенный риск причинения ущерба государству. Установлены пределы ответственности, сообразуемые с денежным содержанием виновного лица (в отличие от гражданско-правовой ответственности, где имущественный ущерб, как правило, подлежит полному восстановлению).

Основанием материальной ответственности военнослужащего является проступок, который по степени своей опасности может быть приравнен к административному правонарушению или дисциплинарному проступку.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

В случае когда причинивший ущерб военнослужащий уволен с военной службы и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части.

Военное законодательство в зависимости от размера возмещаемого ущерба различает два вида материальной ответственности военнослужащих: ограниченную и полную.

Ограниченная материальная ответственность. Данный вид материальной ответственности заключается в обязанности военнослужащего возместить реальный ущерб, но не свыше установленного законодательством предела, выраженного в кратности к окладу месячного денежного содержания и размеру одной месячной надбавки за выслугу лет.

Различаются четыре разновидности (предела) ограниченной материальной ответственности: а) не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; б) не более двух окладов месячного денежного содержания; в) не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет; г) не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет, наступает в случаях причинения ущерба воинской части в результате:

Неосторожных действий (бездействия) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при исполнении обязанностей военной службы;

Нарушения командирами (начальниками) в своих приказах (распоряжениях) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества;

Непринятия командирами (начальниками) необходимых мер к предотвращению хищения, уничтожения, повреждения, порчи имущества, излишних денежных выплат;

Непринятия командирами (начальниками) необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба.

Ограниченная материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания, предусмотрена для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в случаях причинения ущерба воинской части в результате неосторожных действий (бездействия).

Ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет, наступает для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в случаях причинения ущерба воинской части в результате уплаты воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет, установлена для командиров (начальников) воинских частей за ущерб воинской части, причиненный излишними денежными выплатами в результате:

Незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы);

Незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности.

Полная материальная ответственность военнослужащих. Этот вид материальной ответственности заключается в обязанности военнослужащего возместить в полном размере ущерб, причиненный по его вине, независимо от какого-либо предела. Она наступает в случаях, когда ущерб причинен:

Военнослужащему, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

Действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

В результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

Умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

Военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

При определении размера причиненного ущерба по общему правилу учитываются: а) фактические потери - на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба (цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами); б) степень износа имущества по установленным на дань обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

В ст. 6 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» установлены и иные правила определения размера причиненного ущерба (пп. 3-6).

При обнаружении ущерба командир (начальник) воинской части обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.
Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба (этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц). Результаты административного расследования оформляются в письменной форме с приложением соответствующих документов. Материалы административных расследований брошюруются в отдельные дела и хранятся в соответствии с правилами организации делопроизводства в воинской части. В процессе проведения административного расследования составляется рапорт или другой документ, на основании которого проводится административное расследование. На нем ставится резолюция командира (начальника) о назначении административного расследования. К материалам служебного расследования приобщаются объяснения должностных лиц, свидетелей и т.п.; справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов; в случае причинения ущерба здоровью - медицинское заключение о характере и степени телесных повреждений; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела; заключение лица, проводившего расследование, с указанием условий, причин, характера нарушений и рекомендаций командованию по привлечению к дисциплинарной и (или) материальной ответственности и другие материалы.

По окончании административного расследования составляется заключение офицера, который проводил данное расследование, отмечаются все установленные в ходе расследования обстоятельства, а также готовятся предложения для принятия соответствующего решения. Данное заключение составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.

Если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия, административное расследование может не проводиться.

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» предусматривает три вида порядка возмещения ущерба:

а) добровольный. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме;

б) по приказу командира (начальника) воинской части. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия причинившего ущерб;

в) судебный. Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.

Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся, как правило, в размере 20% месячного денежного довольствия. В ряде случаев, указанных в Законе о материальной ответственности военнослужащих, размер удержаний может составлять 50% месячного денежного довольствия.

Законодательство ограничивает общий размер всех денежных удержаний 50% месячного денежного довольствия военнослужащих, если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Их очередность определяется законодательством Российской Федерации.

Во вступительном слове руководителю занятий необходимо заострить внимание на актуальности изучаемой темы, отметить важность повышения юридической грамотности военнослужащих.

При рассмотрении первого вопроса надлежит сделать акцент на понятиях материальной ответственности как важных принципах поддержания постоянной боевой готовности войск, правопорядка и крепкой воинской дисциплины.

В ходе изложения второго вопроса руководителю занятия целесообразно привлечь внимание обучаемых к актуальным проблемам повышения дисциплины и правопорядка в своей части (подразделении), раскрыть сущность и особенности привлечения к материальной ответственности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву.

В заключение необходимо отметить, что материальная ответственность военнослужащих имеет особое значение в вопросах обеспечения боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил РФ. Подвести итоги занятия и сделать краткие выводы. Ответить на вопросы слушателей и дать рекомендации на проведение занятий.

2. Федеральный закон РФ N8161 -ФЗ от 19 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих».

4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ.

Полковник
Виктор Осипович
научный редактор журнала «ОРИЕНТИР»,Арам Хачатрян

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О материальной ответственности военнослужащих


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2013) (о порядке вступления см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2014) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190016).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 года N 22-П (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.11.2016, N 0001201611100003).
____________________________________________________________________

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 1 по 3)

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

командиры (начальники) - командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. *3.1)

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (статьи с 4 по 5)

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 170-ФЗ .

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ .

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ (статьи с 6 по 12)

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ .

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1_1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ).

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия (пункт дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему (абзац дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

____________________________________________________________________
Взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 настоящего Федерального закона и пункта 5 настоящей статьи не соответствуют Конституции Российской Федерации , ее (части 1 и ), (части 1 и ), (часть 1), (часть 1), (часть 3) и (часть 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (и тем самым - фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом, - см. пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 года N 22-П .
____________________________________________________________________

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ .

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, - в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 13 по 14)

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 года N 10661-Х "О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"