Тест обеспечение безопасности образовательной организации. Комплексная безопасность образовательной организации

2. С какого периода вступают в законную силу правило – для осуществления организованной перевозки групп детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет:

3. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку групп детей допускаются водители:

А имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории Д не менее одного года из последних 3 календарных лет

Б имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории Д не менее одного года на дату начала организованной перевозке групп детей

В имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории Д не менее одного года из последних 2 календарных лет

4. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию какие установлены уровни террористической опасности:

Б сильный, средний, умеренный

В повышенный (синий), высокий (желтый), критический (красный)

5. Огнезащитная обработка строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов и прочих проводится:

А. в соответствие со сроками, установленными инструкцией завода-изготовителя, при отсутствие сроков – не реже 1 раза в год

Б в соответствие со сроками, установленными инструкцией завода-изготовителя

В не реже 1 раза в год

6. В учреждении изменились силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности. Необходимо ли проводить актуализацию паспорта безопасности:

В на усмотрение руководителя учреждения

7. Проверка эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах проводится:

А не реже 1 раза в 5 лет

Б не реже двух раз в год

В не реже 1 раза в 3 года

8. В случае возникновения ситуации, связанной с захватом заложников в учреждении будете ли Вы принимать решение на эвакуацию сотрудников и посетителей учреждения?

В по решению вышестоящего органа

9. Подача уведомления об организованной перевозке групп детей в подразделение Госавтоинспекции осуществляется не позднее:

А 2 дней до начала перевозки

Б 3 дней до начала перевозки

В 5 дней до начала перевозки

10. При угрозе совершения террористического акта на объекте или получении информации об угрозе обеспечивается:

А усиление контроля пропускного и внутриобъектового режимов, прекращение доступа людей на объект, своевременное оповещение работников и посетителей об угрозе совершения террористического акта, эвакуацию работников и посетителей, беспрепятственный доступ на объект сотрудников правоохранительных органов

Б эвакуацию работников и посетителей, беспрепятственный доступ на объект сотрудников правоохранительных органов

11. Проверка работоспособности сетей внутреннего противопожарного водопроводов осуществляется:

А не реже 1 раза в год

Б не реже двух раз в год

В не реже трех раз в год

12. Вправе ли претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не достигшие 18 летнего возраста:

13. Удостоверение частного охранника выдается сроком:

А три года

Б один год

В пять лет

14. Обязательным требованием к работникам частных охранных организаций является:

А наличие личной карточки охранника

Б наличие паспорта

В наличие заключенного договора на оказание охранных услуг

15. Место массового пребывания людей - это территория общего пользования, на которой при определенных условиях может одновременно находиться:

А более 50 человек

Б более 100 человек

В более 150 человек

16. Вправе ли охранник учреждения требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов:

Б вправе, если это определено договором на оказание охранных услуг

17.На объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета:

А 1 фонарь на 50 человек

Б 1 фонарь на 100 человек

В 1 фонарь на 150 человек

18. На объекте культуры охрану учреждения осуществляет вахтер (сторож). Объект относится ко второй категории опасности. Является ли это нарушением мер антитеррористической защищенности?

19. Проведение учений и тренировок по антитеррористической защищенности проводится с периодичность:

А не реже 1 раза в год для объектов второй и третьей категории опасности, не менее 2 раз в год – для объектов первой категории опасности

Б не реже 2 раз в год для объектов второй и третьей категории опасности, не менее 1 раза в год – для объектов первой категории опасности

В не менее 1 раза в год для объектов всех категорий опасности

20. При организованной перевозке групп детей количество сопровождающих на 1 автобус назначается:

А из расчета один сопровождающий на один автобус

Б из расчета их нахождения у каждой двери автобуса

В на усмотрение организатора перевозки, старшим может быть водитель

21. Скорость движения автотранспортного средства при перевозке организованных групп детей:

А не должна превышать 90 км/час

Б не должна превышать 50 км\час

В не должна превышать 60 км\час

Нормативно правовая база, используемая

при разработке тестовых заданий

1. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

4. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 года № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении правил организованной перевозки групп детей автобусами».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 года № 1621 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

8. Совместный приказ органов исполнительной власти автономного округа от 4 сентября 2017 года «Об организации перевозок автотранспортными средствами организованных групп детей к месту проведения спортивных, оздоровительных культурно-массовых мероприятий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Концепция безопасности образовательного учреждения - это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать природу возникновения опасностей и угроз, определять конкретные параметры элементов системы безопасности учащихся и персонала, механизмов, путей и способов защиты их от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (см. рис. 1).

Согласно Закону РФ «О безопасности» первейшим принципом любой системы безопасности должна быть законность4. Этот принцип предусматривает, что все действия по обеспечению безопасности должны носить законный характер, не в коей мере не ущемляющий права и свободы граждан. В Конституции РФ подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

Рис. 1.

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»5.

Важное значение при обеспечении безопасности образовательного учреждения имеет и принцип гуманности, предусматривающий приоритет интересов личности человека, и прежде всего ребенка, перед другими факторами при защите от опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Главное правило здесь заключается в том, чтобы как можно чаще говорить с детьми о подстерегающих их опасностях, даже самых, казалось бы, маленьких и незначительных проблемах безопасности, которые у них возникают. Однако необходимо соблюдать и другие важные правила:

  • - самым лучшим способом обучения учащихся безопасному поведению является личный пример педагогов и всего персонала учебного заведения;
  • - обучая учащихся правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать.

При формировании системы обеспечения безопасности образовательного учреждения нельзя игнорировать и такие принципы, как демократичность, предполагающих учет мнения учащихся, родителей, персонала, органов правопорядка; тесное взаимодействие со специалистами и различными службами безопасности; рациональность и экономичность; организованность; непрерывность; плановость; контроль;предвидение и упреждение; системность и целостность, предполагающие комплексный охват всех элементов системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как единого целого.

Все указанные принципы обеспечения безопасности образовательных учреждений не умозрительные правила, выдуманные в кабинетах и учебных аудиториях, а важнейшие составляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих принципов заключается в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не подготовленный специально учитель или сотрудник образовательного учреждения, может достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите учащихся от опасностей и угроз. Эти принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения, связанного с обеспечением безопасности, или отдельного элемента ее системы.

Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • - защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • - обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения;
  • - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • - улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость гибели, снижение травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).

Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:

  • - формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления;
  • - раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • - правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности;
  • - формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • - формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.

Значение вышеперечисленных принципов, целей и задач обеспечения безопасности образовательного учреждения заключается в том, что, правильно сформулированные и осознанные, они становятся установкой для педагогов, персонала и учащихся, являясь определенной гарантией их адекватных опасностям действий. Более того, указанные принципы, цели и задачи практически полностью совпадают с содержанием преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, что очередной раз подчеркивает актуальность этой дисциплины.

Рассмотрев в концептуальном контексте принципы, цели и задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, перейдем к содержанию и механизму функционирования системы их безопасности.

Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.

Источниками потенциальных опасностей и угроз образовательным учреждениям могут выступать самые различные факторы социальной, техногенной и природной среды, о чем уже шла речь ранее. Знания о возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, способах их раннего выявления и противодействия - важнейшее условие эффективности системы безопасности образовательного учреждения.

Объектами безопасности здесь выступают: учащиеся, педагоги, персонал, а также материальные, интеллектуальные, духовные ценности и окружающая среда, без которых невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения.

Субъектами безопасности образовательных учреждений являются: их руководство, персонал, охрана, различные службы обеспечения жизнедеятельности, спасения и помощи, родители, учащиеся. Самым непосредственным образом безопасность их обязаны обеспечивать администрация района, города или иного населенного пункта, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения и пр.

Многочисленность субъектов обеспечения безопасности не всегда является благом, так как в момент возникновения опасной или чрезвычайной ситуации нередко возникает эффект «семи нянек», когда никто толком не знает за что отвечает и какую конкретно помощь необходимо оказать. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, а также в целях повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений, сразу же после теракта в Беслане, было рекомендовано ввести в них должность заместителя директора по безопасности. Однако этот вопрос в большинстве регионов РФ до сих пор остается открытым.

Нормативные акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, указания, инструкции, а также планы, рекомендации, памятки местной администрации и т.д.) призваны регулировать вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, например, в образовательных учреждениях Москвы и некоторых других городов в соответствии с указаниями органами образования в каждом образовательном учреждении должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами, противопожарными и другими службами МЧС.

Важное значение имеют финансовые, кадровые, информационные, энергетические и иные ресурсы обеспечения безопасности образовательных учреждений, а также технические средства обнаружения и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Весьма велика роль и организационных мер, которые включают распределение функциональных обязанностей по обеспечению безопасности как в обычной обстановке, так и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Вот, например, какие меры, по мнению специалистов, должны принять администрация и преподаватели образовательных учреждений в случае экстремальных ситуаций:

  • - ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
  • - ежедневно обходить территорию образовательного учреждения;
  • - периодически проводить инспекции складских и подсобных помещений;
  • - тщательно подбирать и проверять персонал;
  • - регулярно проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
  • - в случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений любых силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, Прокуратуры и др.);
  • - не допускать самостоятельного обезвреживания взрывчатых устройств;
  • - в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.

Методы и формы формирования навыков безопасного поведения могут быть самые различные. Конечно, прежде всего, они должны реализовываться в процессе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Однако необходимо помнить, что безопасность учащихся это задача всех субъектов образовательного учреждения (педагогов, персонала, родителей, правоохранительных и иных органов, в том числе и самих учащихся), поэтому каждое занятие, каждое мероприятие в образовательном заведении, отношения детей и родителей, их взаимоотношения между собой должны рассматриваться в контексте привития детям и подросткам навыков безопасного поведения. Хорошим подспорьем здесь могут быть занятия по психологии выживания в различных экстремальных ситуациях, физическая подготовка, да и просто доверительные беседы по различным вопросам обеспечения безопасности (бытовой, транспортной, игровой и пр.). Все это не требует высоких финансовых, энергетических, интеллектуальных затрат. Главное здесь - адекватное отношение к проблемам безопасности со стороны всех без исключения педагогов, всего персонала образовательного учреждения.

Только упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности образовательного учреждения образуют ее эффективность и надежность. Неправильное сочетание или неадекватность реагирования отдельных элементов этой системы могут привести к самым негативным последствиям. Однако необходимо помнить, что в системе безопасности, да и в окружающей среде есть такие элементы, которыми трудно или вообще невозможно управлять, оказывать на них необходимое влияние в интересах безопасности, регулировать их (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия, социальные катаклизмы и т.д.) Здесь много зависит от знаний специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности, от их учения анализировать и прогнозировать подобные экстремальные ситуации, от выбора адекватных средств воздействия на молодежь и окружающую среду с целью снижения негативных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения, обеспечения взаимодействия различных ее звеньев, включения и рационального использования ресурсов учебного заведения, охраны, милиции, МЧС, технических и иных средств является внедрение современных информационных технологий. Так, в некоторых, как правило, в частных, учебных заведениях устанавливается охранное оборудование слежения и управления безопасностью с программным обеспечением нового поколения, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности в аудиториях, коридорах и подсобных помещениях. Но, к сожалению, такие системы очень дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Весьма ответственным шагом является инициатива ряда субъектов РФ по введении в школах должности заместителя директора по безопасности, Так, например, введение такой должности в Екатеринбурге оценено специалистами положительно, так как количество правонарушений резко сократилось.

Эта инициатива вполне соответствует Закону РФ «О безопасности», где подчеркивается: «Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере»6. Следовательно, нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя директора по безопасности могут являться: распоряжением главы администрации субъекта, приказ начальника управления образования и приказ директора образовательного учреждения.

Исходя из методологических принципов подхода к решению проблем обеспечения безопасности, заместитель директора образовательного учреждения по безопасности с учетом фактического финансового состояния и технического оснащения данного учреждения, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей призван решать следующие задачи.

  • 1. Своевременно выявлять угрозы и опасности образовательному учреждению (учащимся, преподавателям, персоналу, родителям, посетителям; личному имуществу, материальным, интеллектуальным и духовным ценностям учреждения; личной и служебной информации; техническим средствам связи, сигнализации и информации).
  • 2. Немедленно информировать о них директора и других субъектов безопасности (пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры, участкового милиционера, руководителей охранного предприятия, скорую помощь).
  • 3. Сдерживать распространение опасностей, их продвижение к образовательному учреждению в целях увеличения времени на эвакуацию людей, материальных и иных ценностей и организацию подготовки к отражению и ликвидации.
  • 4. Самостоятельно с помощью охраны учреждения или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и подразделениями МЧС принимать необходимые меры к нейтрализации и ликвидации возникших опасностей.
  • 5. Документировать явления и процессы, относящиеся к важным событиям в жизни образовательного учреждения в контексте его безопасности, как в ходе его повседневного функционирования, так и в случаях реализации угроз и опасностей и осуществления мероприятий по противодействию им.

Реализация указанных задач должна способствовать совершенствованию системы безопасности образовательных учреждений и оказанию помощи правоохранительным органам в их расследовании.

Конечно, говорить о какой-то единой системе безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику. Так, одних (в районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности) могут преобладать опасности природного характера, в других (в местах скопления опасных производств) - техногенные или экологические, в третьих (в крупных городах, экономически неблагополучных регионах) - криминогенные, а нередко и все сразу. Однако примерная система безопасности образовательного учреждения, не претендующая на универсальность, может быть представлена в следующем виде (см. рис. 2).

Тест 1. Комплексная безопасность.

1.Какие из ЧС не попадают под определение «техногенные»? 1) землетрясение; 2) пожар на промышленном предприятии; 3) ураган; 4) авария на АЭС.

2.При аварии с утечкой хлора вы: 1) укроетесь в подвале дома; 2) поднимитесь на верхние этажи дома; 3) останетесь в своей квартире на первом этаже.

3.При аварии с утечкой аммиака вы решили использовать ватно-марлевую повязку. Каким раствором её следует смочить? 1) 2% раствором нашатырного спирта; 2) раствором уксусной или лимонной кислоты; 3) 5% раствором соды.

4.Открыв дверь квартиры на 9-м этаже, вы обнаружили сильное задымление. Ваши действия: 1) спуститесь на лифте вниз и выбежите из здания; 2) оперативно выявите источник задымления; 3) плотно закроете дверь и позвоните по 112 (01).

5. Во время грозы вы оказались в поле, в лесу, на открытой местности. Что нужно сделать, чтобы уменьшить вероятность поражения молнией? 1) немедленно укрыться под деревом, лучше отдельно стоящим; 2) укрыться под опорой линии электропередач, т.к. она заземлена и молния уйдёт в землю; 3) лечь на землю, в канаву.

6. Вашего приятеля во время грозы поразила молния. Определите, какой из предложенных способов спасения может повредить ему? 1) сделать искусственное дыхание; 2) закопать пострадавшего в землю; 3) согреть тело пострадавшего.

7. Землетрясение застало вас на улице. Что необходимо сделать? 1) бежать укрываться в подвал; 2) забежать в первый попавшийся подъезд; 3) отбежать на середину улицы, на площадь или пустырь - подальше от зданий, сооружений, столбов линий электропередач.

8. Придя вечером домой, вы обнаружили запах газа. Ваши действия: 1) включите свет, позвоните по телефону «04»; 2) сообщите соседям и от них позвоните в газовую службу; 3) откроете окна, перекроете газ и, если запах газа не устраняется, позвоните от соседей по «04».

9.Пары какого из перечисленных веществ являются наиболее токсичными? 1) хлора; 2) аммиака; 3) ртути.

10. Отправившись в лес за грибами, вы заблудились. По каким признакам можно определить стороны света? 1) мхи и лишайники покрывают южную сторону деревьев и камней; 2) муравьи устраивают жилища к югу от ближайшего дерева или куста.

Posted on

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности образовательных организаций как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность их систем безопасности. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям. Об этом в первый день Конференции много говорили участники Пленарного заседания.

Заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Павлов Игорь Сергеевич: «Необходимо выработать нравственно-духовный иммунитет». Правительство Москвы и Департамент образования прикладывают большие усилия, чтобы физическая безопасность обучающихся была на должном уровне. В Москве выстроена целая система. В департаменте есть межведомственный традиционный совет по безопасности и антитеррористическая комиссия по безопасности, которые регулярно собираются и рассматривают все актуальные вопросы, связанные с безопасностью детей. На окружном уровне и на уровне образовательного учреждения есть специалисты, которые курируют данное направление. формирования гражданской идентичности в процессе духовно-нравственного воспитания, основанного на культурном наследии, исторических традициях и нормах общественной жизни, обеспечивает стабильное состояние защищенности общественного сознания и морального здоровья нации, создание условий по сохранению традиционных, духовных ценностей и уклада жизни от внешних и внутренних неблагоприятных влияний при поддержке государственной властью нравственных норм, традиционных конфессий и традиций национальной культуры.

Ректор Северо-Кавказского федерального университета, к.ф.н Левицкая Анна Афакоевна рассказала об особенностях комплексного обеспечения антитеррористической защищенности ВУЗов в условиях полиэтнического региона в условиях роста экстремизма и возрастания террористических угроз. Именно молодежь становится основной «группой риска», следовательно, задача по профилактике экстремистских настроений в молодежной среде чрезвычайно важна. В образовательный процесс на всех направлениях подготовки в СКФУ включены 39 курсов, которые составляют основу междисциплинарного образовательного модуля «Безопасность и противодействие экстремизму, национализму и терроризму». Главной целью данных курсов является формирование в сознании студентов антитеррористической идеологии, обучение их знаниям и навыкам, необходимым для обеспечения личной и общественной безопасности. В ВУЗе работают общеуниверситетские Центры межэтнического взаимодействия, патриотического воспитания и правового воспитания и Студенческий этнический совет, создан отдел профилактической работы, который тесно взаимодействует и сотрудничает с сотрудниками правоохранительных органов. Организована работа круглосуточной «Горячей линии» по противодействию терроризму и коррупции с возможностью записи сообщения в автоматическом режиме.

По мнению проректора по развитию инфраструктуры Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Правкина Ильи Михайловича, в противодействии и профилактике экстремизма главное — иерархически устойчивая ценностная структура и форма критического мышления, которые позволяют отделять суррогаты от настоящего. Главная линия в работе ВУЗа — профилактика экстремизма и терроризма от сверстника к сверстнику, для молодежи — силами самой молодежи. Основные методы — просвещение и разъяснение

Ведущий научный сотрудник ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий) выступил с докладом «Основные положения Комплексной системы обеспечения жизнедеятельности населения (КСОБЖН) применительно к образовательным организациям»

Отсутствие единых форм и методов в вопросах обеспечения комплексной безопасности создает предпосылки для возникновения новых вызовов и угроз безопасности, а также приводит к дифференциации уровня развития систем обеспечения комплексной безопасности в образовательных организациях.

Министр общего и профессионального образования Свердловской области, кандидат педагогических наук Биктуганов Юрий Иванович привлек внимание присутствующих к проблеме педагогической профилактике экстремизма в детской и молодежной среде

Ректор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, кандидат экономических наук, доцент Александров Андрей Юрьевич — о системе комплексной безопасности Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова

Ректор Поволжского государственного технологического университета, кандидат технических наук Шебашев Виктор Евгеньевич рассказал о системном подходе к обеспечению комплексной безопасности технического ВУЗа

Проректор по безопасности Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова Борисовский Владимир Иванович представил доклад об участии студентов БГТУ им. В.Г. Шухова в обеспечении комплексной безопасности, профилактике экстремизма, терроризма и коррупционных проявлений

Возможность донести позицию лидеров российского охранного сообщества по обсуждаемой теме представилась директору Научно-исследовательского центра «Безопасность», кандидату экономических наук Климочкину Олег Владимировичу.

Для справки

В России существует более 42, 6 тыс. школ, из которых более 24,5 тыс. располагаются в сельской местности. Также имеется около 47 тыс. дошкольных образовательных учреждений.

На март в 2016 г. в России было 1450 ВУЗов, имеющих государственную аккредитацию. Всего имеется более 2400 государственных и частных. (в 2018/2019 г. останется около 900 — 877). Средне-специальных учебных заведений — около 3 тыс. (2.6 тыс. частных и 0,3 тыс. государственных).

Охранными структурами осуществляется охрана 36 442 объектов образования (18 620 имеют стационарные посты и 17 731 охраняются методом пультовой охраны). В том числе, вооруженная охрана имеется на 451 объекте. В отдельных регионах охрану обеспечивают вахтеры, в том числе за счет родительских средств.

В ходе Пленарного заседания участникам и гостям Конференции был продемонстрирован ролик, рассказывающий о системе обеспечения безопасности школ города Москвы, созданной на базе СРО Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности».

По мнению экспертов НИЦ «Безопасность», данная система, имеющая в своей основе риск-ориентированный подход, требует доработки, но уже сейчас позволяет обеспечить достойный уровень реагирования на различные угрозы безопасности, в том числе, террористического характера. Её определенной характеристикой может служить факт, что за последние два года в московских школах не допущено ни одного случая хищения муниципального имущества. В её основу положено единообразие подходов к технологиям безопасности, централизованный постоянный многоуровневый контроль персонала и мониторинг состояния объектов.

Основой такого единообразия является профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» № 683, утвержденный приказом Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н. Обязательства по исполнению его требований взяли на себя все охранные структуры, обеспечивающие безопасность московских школ, а также все охраняемые учебные заведения.

Крайний справа на фото — разработчик профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организации» вице-президент по научно-методической работе СРО — Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности» Степанов Николай Арсентьевич

Напомним, что в соответствии с профстандартом организовано обучение и специальная переподготовка персонала охранных структур. Следует отметить, что данный профессиональный стандарт являлся первым стандартом в сфере охранных услуг и сочетает в себе требования как к работникам, так и опосредованно к самой системе организации охраны школ, в первую очередь обязательным действиям охранников на объектах. Однако к сожалению, лишь в 25% школ имеется профессиональная охрана.

В настоящее время перед Министерством и руководителями образовательных учреждений стоит задача по реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235*, утвердившего обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минобрнауки России, в том числе по актуализации их паспортов безопасности. В соответствии с положениями данного документа практически все ВУЗы будут относиться ко 2 или 1 категории, что в обязательном порядке потребует от руководства обеспечить объекты профессиональной охраной. Которая при нынешнем состоянии финансирования охранных услуг не может быть качественной.

По словам Олега Владимировича, «готовясь к Конференции, НИЦ «Безопасность» провел соответствующий анализ имеющейся проблематики в данном направлении, в первую очередь с состоянием обеспечения безопасности объектов высших учебных заведений, с помощью возможностей одного из своих учредителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности, в состав которого входят представители 76 субъектов Российской Федерации.

Изучение ситуации, а также имеющийся опыт работы наших экспертов позволили сделать вывод о том, что в плане организации охраны объектов все высшие учебные заведения можно условно разделить на три категории. К первой категории мы относим ВУЗы, безопасность которых в том числе обеспечивается государственными органами правопорядка – это ВУЗы с особым статусом Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, МИФИ, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ряд других ВУЗов. Вторую категорию составляют ВУЗы, где имеется значительные финансовые средства на целевое финансирование вопросов безопасности, либо они обеспечиваются за счет отраслевых базовых холдингов. Самый яркий пример, охрана Московского университета нефти и газа им. Губкина обеспечивается за счет средств Газпрома отраслевой охранной структурой ЧОП «Газпром-охрана». Третью, самую многочисленную категорию, составляют ВУЗы, обеспечение охраны которых финансируется за счет заработанных внебюджетных средств, как правило, по остаточному принципу. А где таких средств нет, то просто на личных связях и потенциале ректора, либо проректора по безопасности. Другие используемые на практике формы и методы финансирования охраны являются не совсем легитимными и, по данной причине, не подлежат обсуждению. Необходимо отметить, что при планировании объемов финансирования ВУЗов в рамках госзадания нет даже такой статьи расходов».

Олег Владимирович рассказал, что по результатам опроса региональных представителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей, которые, в большинстве своем, являются крупнейшими региональными охранными структурами, оказалось, что практически никто из них не участвует в охране ВУЗов. Причина в том, что сумма оплаты таких услуг, которую может позволить себе ВУЗ, как правило, в два или полтора раза ниже средних расценок по региону на подобные охранные услуги. Более того, повсеместно присутствуют длительные задержки в выплате и без того низких неплатежей. Ответы от региональных объединений работодателей практически одинаковы – низкая начальная стоимость охранных услуг, стабильные многомесячные неплатежи за оказанные услуги, и как следствие невозможность выставления на посты квалифицированных, стрессоустойчивых сотрудников охраны, обученных для оказания услуг именно в учебных заведениях (Хабаровский край, Кемеровская, Томская и другие области).

Так в Москве, где имеется более 250 ВУЗов, средняя цена за пост в отдельных заведениях равна 65-70 тыс. руб. в месяц при средней цене 120-130 тыс. руб. При этом имеются беспрецедентные случаи задержки оплаты оказанных охранных услуг, когда задолженность за текущий год будет частично погашаться, только начиная с января 2018 года. Средний срок задержек в оплате охранных услуг 2-3 месяца. В регионах же цена за охрану таких вузов варьируется от 45 тыс. рублей в месяц за пост. Какой-либо единой системы нет. Поэтому вопрос о каком-либо качестве услуг со стороны охранных структур в данных случаях просто не ведется.

«Конечно, сам вид и присутствие охранника в форме на КПП имеет определенный профилактический эффект, но это не та профессиональная охрана, о которой мы ведем речь в рамках сегодняшнего форума. Поэтому первая проблема для охранного сообщества – это должное финансирование вопросов охраны и безопасности. Очевидно, что без этого не может быть и должного качества оказания охранных услуг, а также обеспечения безопасности» — сказал Олег Владимирович.

Одним из путей решения этой проблемы видится нормативное закрепление на уровне Министерства расчетов минимальных затрат на охрану и безопасность с учетом региональных коэффициентов. Другой возможный путь – это трехсторонние соглашения на уровне регионов: региональные органы исполнительной власти, объединения работодателей и профсоюзные объединения. В настоящее время практически находится в стадии завершения такая работа в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Олег Владимирович очень подробно коснулся рассмотрения профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» и требованиям к их антитеррористической защищенности.

«Требования определяют только общие названия и направления мероприятий: периодический обход и осмотр объектов, оснащение их инженерно-техническими средствами и системами охраны, организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и так далее. В стандарте будет необходимо конкретизировать мероприятия и периодичность их проведения, в том числе, в зависимости от категории и места расположения объектов», — отметил Климочкин, — «Мы видим необходимость изменения самих технологий охраны объектов образовательных учреждений и, в первую очередь, использования современных систем видеонаблюдения с переходом на методы так называемой пультовой охраны и сокращения до минимума стационарных постов физической охраны на объектах».

В свою очередь, учитывая уже имеющийся потенциал у Министерства и отдельных ВУЗов, одним из перспективных направлений в обеспечении их безопасности Олег Владимирович считает формирование автоматизированных программно-аппаратных систем комплексного реагирования на возможные угрозы безопасности посредством специализированных мониторинговых центров как внутри каждого ВУЗа, так и в целом в масштабах Министерства. Концепция создания таких комплексов состоит в оптимизации затрат на обеспечение различных видов безопасности: физической, технической, а также создание массивов системного накопления и анализа информации по вопросам обеспечения безопасности.

«В данной части предлагается Типовая модель, основанная на создании автоматизированной системы мониторинга и реагирования на возможные угрозы. В её основе лежит Программно-информационный комплекс, на который поступают данные от Инженерно-технических средств (ИТС) подсистем обеспечения всех направлений комплексной безопасности, профильных структурных подразделений организаций, территориальных подразделений органов исполнительной власти, а также информация из баз данных, полученных в результате мониторингов состояния обстановки в образовательном учреждении, СМИ и сети Интернет. Алгоритмы выработки системой рекомендаций для реагирования на сообщения подсистем ИТС планируется разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом региональных и межнациональных особенностей дислокации расположения объектов образовательных организаций в регионах. Определенные заделы в части создания такой системы уже имеется как на уровне Министерства, так и в большинстве ВУЗов страны.», — рассказал Олег Владимирович.

Проблема охранного сообщества также состоит в отборе самих охранных структур для обеспечения безопасности образовательных организаций, в первую очередь, в качестве и прозрачности проведения конкурсных процедур, связанных с демпингом и без того низких начальных цен. Об этом рассказал в своём выступлении председатель Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности, член Общественной палаты Российской Федерации Козлов Александр Михайлович.

Александр Михайлович отметил, что демпингер, снижающий цену только за счет уклонения от уплаты налогов, несомненно, дискредитирует частную охранную отрасль, наносит экономический ущерб государству. Подобная практика оказывает значительное влияние на заработную плату и трудовые условия в секторе охранных услуг, на инфраструктуру охранных предприятий, и, таким образом, на качество оказания услуг. «Решить эту проблему для меня, как руководителя ФКЦ РОС и как члена ОП РФ, — первоочередная задача», - отметил он.

Также Александр Михайлович о , который вступил в силу 1 ноября 2017 года. По его словам, «применение данного стандарта позволяет произвести объективную оценку охранной организации по категории «качество предоставляемых услуг. Cтандарт устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки опыта и деловой репутации охранных организаций и позволяет обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе охранных организаций при проведении тендеров, конкурсов , а также оценки их репутации и финансовой успешности.

Оценка опыта и деловой репутации осуществляется на основе факторной модели, в которой учитываются продолжительность присутствия компании на рынке по своему профилю деятельности и объем выполняемых ей работ, оказанных услуг, обеспеченность организации материальными ресурсами, необходимые для оказания охранных услуг, определяется наличие у охранных предприятий квалифицированных специалистов и руководителей, полнота и достоверность сведений, представленных организацией, рассматривается восприятие компании клиентами и обществом в целом».

Александр Михайлович особо отметил важность применения стандарта в закупках. Он подчеркнул, что включение в документацию такого критерия оценки, как наличие сертификата «Оценки опыта и деловой репутации» позволит избежать разработки для каждой закупки показателей оценки, связанных со всеми вышеперечисленными критериями, доверить проверку полноты и достоверности информации, указываемой участником закупки (в том числе проверку фактического наличия заявленного оборудования, кадровых ресурсов и т.п.) профессиональным аудиторам и экспертам и осуществить выбор действительно надёжного поставщика (исполнителя, подрядчика) для выполнения необходимых заказчику работ, оказания услуг и недопуск к торгам неблагонадёжных поставщиков.

По окончании первого дня Конференции ее участники выразили благодарность организаторам за организацию столь важного и нужного мероприятия. По общему мнению, представленные доклады вызвали большой интерес благодаря их практической значимости. Кроме того, многие отметили, что регулярное проведение подобных тематических конференций — это актуальный и важный шаг по консолидации усилий научной общественности, органов власти и представителей организаций, основным направлением деятельности которых является обеспечение комплексной безопасности, для разработки современных подходов и поиска путей повышения эффективности защиты образовательных организаций.

и.о. ректора Пущинского государственного естественно-научного института, доктор экономических наук, профессор Дулясова Марина Веденеевна ознакомила присутствующих с планом работы секций Конференции.

11 КЛАСС

Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЖАРЕ

Вариант № 1

1. Что называется пожаром?

1) химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением

2) неконтролируемое горение, причиняющее матери­альный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, ин­тересам общества и государства

3) горение, протекающее медленно, с кратковременным выделением значительного количества тепла и света

4) возникновение возгорания легковоспламеняющихся материалов

2. Федеральный закон «О пожарной безопасности» опре­деляет содержание понятия «пожарная безопасность». Выберите правильный ответ.

1) состояние защищенности личности, имущества, об­щества и государства от пожаров

2) соблюдение всеми гражданами и организациями пра­вил пожарной безопасности

3) обеспечение мест проживания и работы граждан пер­вичными средствами пожаротушения в необходимых количествах

4) правильная эксплуатация электроустановок, осто­рожное обращение с легковоспламеняющимися и го­рючими жидкостями

3. Каким нормативно-правовым актом предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

1) Федеральным законом «О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера»

2) Правилами пожарной безопасности в Российской Фе­дерации (ППБ 01-03)

3) Федеральным законом «О пожарной безопасности»

4) Федеральным законом Российской Федерации «Тех­нический регламент о требованиях пожарной без­опасности»

4. К какой ответственности могут быть привлечены граж­дане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности?

1) к материальной ответственности в виде возмещения причиненного ущерба

2) к гражданско-правовой ответственности

3) граждане могут быть лишены премии и соответствую­щих доплат

4) к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности

5. Вы находитесь в своей квартире. Вдруг вы почувствова­ли запах дыма от того, что горит входная дверь. Огонь отрезал путь к выходу. Что вы будете делать?

1) уйдете в дальнюю комнату, плотно закрыв за собой все двери, входную дверь закроете мокрым одеялом, затем вызовете пожарную охрану

2) попытаетесь взломать дверь и выскочить на лестнич­ную площадку, чтобы спуститься по лестничному маршу ниже от зоны пожара

3) начнете кричать с балкона и звать на помощь соседей

4) спрячетесь в ванной комнате и включите холодную воду

Вариант № 2

1. Назовите виды пожарной охраны Российской Федерации:

1) противопожарная служба субъектов Российской Фе­дерации, органы государственного пожарного надзора

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, подразделения федеральной противопожарной службы

3) подразделения федеральной противопожарной служ­бы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах

4) государственная противопожарная служба, муници­пальная пожарная охрана, частная

пожарная охрана, добровольная пожарная охрана

2. Находясь в кабине движущегося лифта, вы обнаружили признаки возгорания. Как вы поступите?

1) немедленно нажмете кнопку «Стоп»

2) немедленно сообщить об этом диспетчеру, нажав кнопку «Вызов», и выйдете из лифта на ближайшем этаже

3) поднимете крик, шум, начнете звать на помощь

4) сядете на пол кабины лифта, где меньше дыма

3. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей элек­тропроводки. Что надо сделать в первую очередь?

1) приступить к тушению тлеющей электропроводки водой, песком

2) обесточить электропроводку в квартире, затем сооб­щить родителям и вызвать электромонтера

3) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место, где загорелась электропроводка

4) извлечь из электрических розеток все электрические вилки

4. Как вы поступите сразу же при возгорании телевизора?

1) немедленно отключите телевизор от сети, а затем на­чнете его тушить

2) зальете телевизор водой

3) спрячете телевизор в ванной комнате, чтобы было меньше дыма

4) выкинете горящий телевизор в окно

5. Во время движения на автобусе (троллейбусе) в салоне начался пожар. Каковы должны быть ваши действия?

1) не предупредив водителя, попытаетесь потушить огонь с помощью огнетушителя (если он есть в салоне) или накроете очаг возгорания верхней одеждой

2) разобьете боковое окно транспортного средства, что­бы дым вышел в окно

3) предупредив водителя, попытаетесь по возможности потушить огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накроете очаг возгорания верхней одеждой

1.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Вариант № 1

1. Какое правило безопасного поведения на зимних водо­емах является верным?

1) наиболее опасен лед в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов и на изгибах

2) перед началом перехода через лед необходимо хорошо закрепить на себе снаряжение

3) если по льду движется группа людей, то необходимо соблюдать между ними дистанцию не менее 0,5 метра

4) преодолевать подозрительное место быстрыми прыж­ками

2. Какие меры безопасности следует соблюдать при купа­нии в незнакомом водоеме? Среди приведенных вариан­тов определите ошибочный ответ.

1) необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания, на­ходится на песчаном берегу с хорошим спуском

2) необязательно намечать предел, за который нежела­тельно заплывать

3) дно должно иметь постепенный уклон без ям, усту­пов, водорослей, острых, камней, стекла и других опасных объектов

4) никогда не надо прыгать в воду в незнакомых ме­стах - на дне могут оказаться камни, коряги, метал­лические прутья

3. От чего зависит продолжительность купания?

1) от температуры воздуха и воды, от влажности возду­ха и силы ветра

2) от силы течения, состояния дна, умения плавать

3) от наличия на берегу наблюдающих за тобой товари­щей, отсутствия водорослей в водоеме

4) от наличия проходящих судов, спасательного катера, наличия ласт для плавания

4. Какой лед считается прочным для одиночных пешехо­дов и для группы людей?

1) для одиночных пешеходов не менее 6 см и для группы людей не менее 10 см

2) для одиночных пешеходов не менее 4 см и для группы людей не менее 7 см

3) для одиночных пешеходов не менее 7 см и для группы людей не менее 12 см

4) для одиночных пешеходов не менее 5 см и для группы людей не менее 8 см

5. Какое правило пользования электричеством из приве­денных ниже является ошибочным?

1) не пользоваться неисправными электроприборами, самодельными электропечами, нагревателями

2) в случае необходимости можно включить в одну ро­зетку несколько электроприборов

3) не ремонтировать вилки электроприборов с помощью изоляционной ленты

4) не браться за электроприбор мокрыми руками

Вариант № 2

1. Что не следует делать при пользовании бытовым газом?

1) чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную списку, а затем плавно и осторожно от­кройте газовый кран

2) обнаружив запах газа в подъезде дома, немедленно позвоните по телефону 04 в аварийную газовую служ­бу, сообщите точный адрес

3) если в помещении чувствуется запах газа, нельзя за­жигать спички до момента ликвидации утечки газа

4) заметив потухшую горелку, перекройте кран, затем снова его откройте и зажгите горелку вновь, после этого проветрите помещение

2. Какое правило из перечисленных ниже при пользова­нии средствами бытовой химии следует выполнять?

1) использовать средства бытовой химии можно в раз­личных домашних ситуациях независимо от указа­ний на инструкциях

2) в городской квартире хранить средства бытовой химии предпочтительнее в туалетной комнате или на лоджии

3) средства бытовой химии, предназначенные для чист­ки электрических и газовых плит, следует хранить на отдельной полке одного из кухонных шкафчиков

4) наличие инструкции о порядке применения средства бытовой химии не является обязательным, достаточно только указания о его предназначении

3. В соответствии с установленными нормами непрерыв­ная продолжительность работы старшеклассника на компьютере не должна превышать:

1) одного часа

2) полутора часов

3) 25 минут

4) двух часов

4. Каким должно быть положение монитора компьютера относительно взгляда человека?

1) середина экрана монитора располагается на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 гра­дусов ниже

2) верхняя часть монитора располагается на горизонта­ли, проведённой на уровне плеч человека

3) расположение монитора не имеет особого значения

4) середина экрана монитора располагается на горизон­тали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 гра­дусов выше

5. Что нужно сделать, если вы во время купания попали в водоворот?

1) громко крикнуть, что нужна помощь, и энергичнее работать руками

2) энергично работая руками и ногами, попытаться гре­сти в сторону ближайшего берега

3) нужно набрать побольше воздуха в легкие, погрузить­ся в воду и, сделав сильный рывок в сторону по тече­нию, всплыть на поверхность

4) набрать в легкие побольше воздуха, нырнуть поглуб­же и ждать того, что подводное течение вынесет вас в безопасное место

ТАБЛИЦЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

Выставляется оценка «отлично» за все правильные ответы на вопросы задания, за четыре правильных ответа – «хорошо» и т.д. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Номер задания

Вариант

Вопросы