Эвакуационные органы. Эвакуационные органы гражданской обороны Промежуточный эвакуационный пункт
Принципиального различия в структуре и задачах эвакуационных органов на мирное и военное время нет и быть не должно. Другое дело, что развертывание этих органов в мирное время происходит при крупномасштабных ЧС, а в военное время эти органы будут задействованы в обязательном порядке, в первую очередь при планомерном осуществлении эвакомероприятий.
В целом же, значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения как в мирное, так и в военное время. По мере изложения материала раскрываются дополнительные задачи этих органов в военное время.
Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.
Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:
эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);
эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны
сборные эвакуационные пункты (СЭП);
приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;
администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).
Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.
Эвакоприемные комиссии, создаваемые в районах загородной зоны (безопасных районах) при органах местного самоуправления, предназначены для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне (безопасных районах).
В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС.
Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.
Объектовую эвакуационную комиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.
СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.
СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций (платформ электропоездов), речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемых, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн (эшелонов, судов). Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты эвакуируемых, как правило, в военное время, подготавливаются имеющиеся защитные сооружения, оборудуются простейшие укрытия.
Сборные эвакуационные пункты создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.
СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (электричку, судно, колонну).
Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-коммунальные организации, автомобильный транспорт, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.
СЭП обеспечивается связью с соответствующими эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.
Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.
Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.
Местами развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.
В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.
Численность персонала ПЭП определяется с учетом численности прибывающего по эвакуации населения и объема мероприятий по его обеспечению.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.
Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.
Задачи оперативных групп:
оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;
распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;
организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.
На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС (В военное время - за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении) вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.
В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемых назначаются:
при перевозке железнодорожным и водным транспортом - начальники эшелонов;
при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомобильных колонн.
Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.
В состав группы управления входят: звено связи - 3-4 чел.; посты регулирования движения - 5-8 чел.; отделение обеспечения движения - 8-10 чел.; медицинский пост - 3 чел.
Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:
организация и отправка пеших колонн;
поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;
подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;
ведение радиационной и химической разведки на маршруте;
оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;
организация охраны общественного порядка.
Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.
Их основные задачи:
обеспечение своевременной подачи специального оборудования для перевозки людей транспортными средствами к местам посадки (высадки);
организация посадки (высадки) эваконаселения на транспортные средства;
обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакокомиссий.
На объектах экономики, расположенных в зонах возможного воздействия ЧС, руководителями ГО и штабами по делам ГОЧС, соответствующими эвакокомиссиями проводится ряд мероприятий по организации и осуществлению эвакомероприятий.
Заблаговременно проводятся:
планирование эвакуации;
обучение и инструктирование персонала и членов их семей;
подготовка личного состава эвакоорганов;
рекогносцировка маршрутов эвакуации;
подготовка совместно с местной администрацией района (загородной зоны) размещения для приема и всестороннего обеспечения эвакуируемых.
При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий проводятся:
подготовка к прекращению производственной деятельности, остановке и консервированию оборудования;
проверка готовности систем связи и оповещения по обеспечению эвакуационных мероприятий;
уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эвакуируемых;
развертывание работы эвакокомиссии;
контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пункте сбора.
С получением распоряжения на проведение эвакуации осуществляются:
оповещение и обеспечение сбора рабочих, служащих и членов их семей;
введение в действие плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;
проведение мероприятий, направленных на обеспечение эвакуации и ее осуществление.
Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.
Заблаговременно проводимые мероприятия включают:
планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;
подготовку личного состава эвакуационных органов;
подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;
контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;
оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;
контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;
подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.
С получением распоряжения на проведение эвакуации проводятся:
организация приема, учета и отправки в районы размещения прибывающих эвакуируемых;
организация всех видов разведки на маршрутах и в районах размещения эвакуируемых;
организация дозиметрического контроля, санитарной обработки людей, специальной обработки техники, одежды;
организация транспортного, инженерного и всех других видов обеспечения;
организация управления и связи в ходе эвакуаци
эвакуация население убежище защитный
2.1. Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения.
2.2. Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры), отделы ГОЧС.
К эвакуационным органам относятся:
эвакуационные комиссии;
эвакоприемные комиссии;
сборные эвакуационные пункты (СЭП):
приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.
2.3. Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.
В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.
Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.
Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций территориальных органов управления. Рабочий аппарат эвакуационных комиссий комплектуется по направлениям работы и может состоять с учетом местных условий из нескольких групп: по учету вывозимого и выводимого населения, эвакотранспортной, по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах,
обеспечения эвакомероприятий и др.
Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.
Примерная организационная структура и основные задачи эвакуационных комиссий при выполнении эвакуационных мероприятий из зон ЧС мирного времени приведены в приложениях 6-10.
2.4. Для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах создаются эвакоприемные комиссии.
В состав эвакоприемных комиссий, формируемых при органах местного самоуправления, включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы (далее - объектов экономики).
Примерная организационная структура и основные задачи эвакоприемных комиссий при проведении эвакуации в ЧС приведены в приложениях 11-14.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном взаимодействии с отделами ГОЧС.
2.5. Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.
СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяется с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения подготавливаются имеющиеся защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные помещения), оборудуются простейшие укрытия.
СЭП создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции
(пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.
СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну).
Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-эксплуатационные организации, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.
СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.
Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.
Примерная организационная структура СЭП и основные задачи его администрации приведены в приложениях 15 и 16.
2.6. Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.
Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие, общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.
В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжение питьевой водой.
Для этого могут быть использованы стационарные пункты общественного питания - столовые, кафе и др., а при их отсутствии - подвижные пункты питания.
Численность персонала ПЭП определяется с учетом численности прибывающего по эвакуации населения и объема мероприятий по его обеспечению.
Примерная организационная структура ПЭП и основные задачи его администрации при проведении эвакуации в ЧС приведены в приложениях 17 и 18.
2.7. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.
Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.
Задачи оперативных групп:
оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);
распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;
организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.
2.8. На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). ППЭ должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в места размещения в безопасных районах. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви. На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне ЧС. на "чистые" транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.
ППЭ располагаются вблизи железных и шоссейных дорог, водных путей сообщения.
Примерная организационная структура ППЭ приведена в приложении 19.
2.9. В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемого населения назначаются:
при перевозке населения железнодорожным и водным транспортом - начальники эшелонов;
при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомобильных колонн.
Основные обязанности указанных должностных лиц приведены в приложениях 20 и 21.
2.10. Для организации движения пеших эвакоколонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.
В состав группы управления входят: звено связи – 3-4 чел.; посты регулирования движения – 5-8 чел.; отделение обеспечения движения – 8-10 чел.; медицинский пост - 3 чел.
Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:
организованная отправка пеших колонн;
поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;
подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;
ведение радиационной и химической разведки на маршруте;
оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования.
2.11. Для успешного проведения эвакуации населения начальники, эвакокомиссии, отделы ГОЧС, организуют и осуществляют заблаговременно (до возникновения ЧС) комплекс следующих мероприятий:
планирование эвакуации;
подготовка эвакуационных органов к выполнению возложенных на них задач, а также обучение населения к действиям по сигналу об эвакуации;
контроль за резервированием и распределением всех видов транспорта для обеспечения эвакуационных перевозок;
определение станций (портов, пристаней) в качестве пунктов посадки-высадки населения, контроль за развитием транспортных коммуникаций и подъездных путей к пунктам посадки-высадки и промежуточным пунктам эвакуации;
выбор маршрутов эвакуации;
организация всех видов разведки;
организация медицинского обслуживания населения в ходе эвакуации;
организация обеспечения санитарной обработки эвакуируемого населения, специальной обработки транспорта, одежды;
контроль за подготовкой безопасных районов для размещения эвакуируемого населения;
подготовка пунктов управления ГО, средств связи и оповещения:
отработка схем управления.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации проводятся:
приведение в готовность к развертыванию подчиненных эвакуационных органов;
уточнение численности населения, подлежащего эвакуации, и списков эвакуируемых;
уточнение расчетов на вывоз населения всеми видами транспорт;
организация подготовки маршрутов эвакуации населения;
контроль за подготовкой транспорта к обеспечению эвакуационных мероприятий;
подготовка к развертыванию СЭП. ППЭ, ПЭП;
проверка готовности системы связи и оповещения;
подготовка имеющихся защитных сооружений на СЭП;
подготовка к развертыванию пунктов посадки и высадки для отправки и прием эвакуируемого населения;
подготовка пунктов и мест размещения в безопасных районах.
После получения указания на проведение эвакуации проводятся:
доведение распоряжения о начале эвакуации до подчиненных эвакоорганов и населения;
уточнение порядка проведения запланированных эвакуационных мероприятий с учетом сложившейся обстановки;
уточнение порядка взаимодействия между административно-территориальными подразделениями в осуществлении эвакуационных мероприятий;
организация учета и отправки эвакуируемого населения и контроль за движением эвакопотоков;
контроль за своевременностью подачи транспорта к пунктам посадки и организация его работы по выполнению эвакоперевозок;
контроль за размещением эваконаселения в безопасных районах.
2.12. На объектах экономики, расположенных в зонах возможного возникновения ЧС, начальниками и отделами ГОЧС, соответствующими эвакокомиссиями проводится ряд мероприятий по организации и осуществлению эвакомероприятий.
Заблаговременно проводятся:
планирование эвакуации;
обучение и инструктирование персонала и членов их семей;
подготовка личного состава эвакоорганов;
рекогносцировка маршрутов эвакуации;
подготовка совместно с местной администрацией района размещения для приема и всестороннего обеспечения эваконаселения.
При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий проводятся:
подготовка к прекращению производственной деятельности, остановке и консервированию оборудования;
проверка готовности системы связи и оповещения по обеспечению эвакуационных мероприятий;
уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эваконаселения;
развертывание работы эвакокомиссии;
контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пунктах сбора.
С получением распоряжения на проведение эвакуации осуществляются:
оповещение и обеспечение сбора рабочих, служащих и членов их семей;
введение в действие плана эвакуации рабочих, служащих и членов
их семей;
проведение мероприятий, направленных на обеспечение эвакуации и ее осуществление.
2.13. Начальники и отделы ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и обьектов экономики, расположенных в безопасных районах, проводят следующие мероприятия по организации и руководству эвакуацией.
Заблаговременно проводимые мероприятия включают:
планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;
подготовку личного состава эвакуационных органов: подготовку к развертыванию ППЭ. ПЭП;
контроль за оборудованием станций (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки населения;
контроль за строительством подъездных путей к пунктам высадки, ППЭ, ПЭП;
оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;
контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений, других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения прибывающего населения;
подготовку к информации и инструктированию эваконаселения.
С получением распоряжения на проведение эвакуации населения проводятся:
организация приема, учета и отправки в районы размещения прибывающего населения;
организация всех видов разведки на маршрутах и в районах размещения эваконаселения;
организация дозиметрического контроля, санитарной обработки населения, специальной обработки техники и одежды;
организация транспортного, инженерного и всех других видов обеспечения;
организация управления и связи в ходе эвакуации.
2.14. При решении вопросов проведения и обеспечения эвакомероприятий взаимодействие отделов ГОЧС и эвакоорганов с представителями командования Вооруженных Сил России (командующими округов (флотов), начальниками гарнизонов, военными комиссарами) осуществляется по следующим направлениям деятельности:
Согласованию планов эвакуации с мероприятиями, проводимыми военным командованием;
Обмену информацией об изменениях обстановки;
Совместному использованию защитных сооружений, пунктов специальной обработки, медицинских учреждений, военных городков, пунктов заправки горюче-смазочными материалами;
Выделению в распоряжение отделов ГОЧС техники, с высокими защитными свойствами (БрДМ и БТР), для ведения радиационной и химической разведки;
Планированию, организации и проведении эвакуации семей военнослужащих, рабочих, служащих и членов их семей воинских частей и военных объектов, расположенных в зонах ЧС природного и техногенного характера;
Организации совместно с органами МВД России охраны общественного порядка при проведении эвакуации и регулирования движения на маршрутах эвакуации.
Основные положения по организации взаимодействия МЧС России и Минобороны России, их права и обязанности при совместных действиях в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, в том числе при проведении эвакомероприятий. изложены в "Руководстве по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2.15. Федеральные, региональные, территориальные, местные транспортные органы, министерства, ведомства и объекты экономики, имеющие в распоряжении транспортные средства, решают следующие задачи по обеспечению и проведению эвакоперевозок:
участие в планировании эвакоперевозок;
обеспечение и подготовку транспортных органов и транспорта для выполнения эвакуационных перевозок населения, а также пунктов посадки и высадки;
организацию материально-технического обеспечение эвакоперевозок (обслуживание и ремонт транспортных средств, снабжение горюче-смазочными материалами и запасными частями);
организацию управления эвакуационными перевозками и осуществление его вместе с соответствующими отделами ГОЧС и эвакуационными органами;
осуществление подготовки к специальной обработке транспортых средств.
2.16. Федеральные, региональные, территориальные, местные органы здравоохранения проводят мероприятия по организации
медицинского обеспечения эвакуации, включающие:
планирование медицинского обеспечения эвакуации;
подготовку медицинских учреждений и формирований МЧС России к медицинскому обеспечению эвакуации;
подготовку к оказанию первой медицинской помощи эваконаселению на СЭП, маршрутах эвакуации. ППЭ. ПЭП и в районах размещения.
2.17. Федеральные, региональные, территориальные, местные органы по строительству и эксплуатации автомобильных дорог решают следующие задачи:
участие в планировании дорожного обеспечения эвакоперевозок;
обеспечение подготовки и содержания закрепленных за ними автомобильных дорог, мостов, переправ и других инженерных сооружений на маршрутах эвакуации;
создание необходимых запасов материально-технических средств, для ремонта и восстановления дорог и дорожных сооружений;
формирование отрядов, команд для выполнения работ по восстановлению, строительству дорог и мостов.
Региональные, территориальные и местные строительные органы, строительные подразделения других министерств, ведомств, коммерческие строительные организации обеспечивают мероприятия по инженерной разведке, оборудованию СЭП. ПЭП, ППЭ. пунктов посадки и высадки, защитных сооружений, подготовке помещений для размещения эваконаселения, а также строительству и оборудованию объектов для его обслуживания.
Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения.
Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий органы управления ГОЧС.
К эвакуационным органам относятся :
Эвакуационные комиссии;
Эвакоприемные комиссии;
Сборные эвакуационные пункты (СЭП);
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
Оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.
Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах РФ, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.
В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.
Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило. заместитель главы административно-территориального образования. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и военных комиссариатов.
ВОПРОС №7 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВАТНО-МАРЛЕВЫХ ПОВЯЗОК.
Кусок марли размером 100 на 50 см.;
Ножницы;
Иголка с белыми нитками;
Линейка.
Ватно-марлевая повязка (ВМП) изготавливается следующим образом: на марлю или плотную ткань размером 100 на 50 см. накладывается слой ваты толщиной 1-2 см., длиной 30 см. и шириной 20 см. Марлю с обеих сторон загибают и подшивают, затеи концы разрезают вдоль на расстоянии 30-35 см., так чтобы образовались две пары завязок. При необходимости повязкой закрывают рот и нос, верхние концы завязывают на затылке, а нижние на темени.По обе стороны носа закладывают ватные тампоны.. Для защиты глаз используют противопыльные защитные очки.
При отравлении хлором используются ВМП смоченной 2% раствором питьевой соды.
При отравлении аммиаком -5% раствором уксусной кислоты.
Оценка за изготовление ВМП снижается:
Если в ВМП виднеются «просветы» в слое ваты;
20 см. | ||||
ВОПРОС №8 ВЫПОЛНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ НОРМАТИВА №1 ПО ОДЕВАНИЮ ПРОТИВОГАЗА (ГП-5)
Подбор противогаза.
Для подбора нужного размера необходимо измерить окружность головы по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок.
Шлем-маска имеет 5 размеров:
0 размер-63 см.;
1 размер-63,5-65,5 см.;
2 размер-66-68 см.;
3 размер-68,5-70,5 см.;
4 размер- более 71 см.
Правила надевания противогаза ГП-5:
Вынуть маску из сумки;
Взять ее обеими руками за края нижней части так, чтобы большие пальцы рук оказались снаружи, а остальные- внутри маски;
Подвести маску к подбородку и натянуть ее на голову.
При обнаружении нарушений герметичности шлем- маски следует немедленно снять противогаз, задерживая дыхание. Затем продолжать дышать через поглотительную коробку, зажав нос.
Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.
Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:
· эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);
· эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны
· сборные эвакуационные пункты (СЭП);
· приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
· промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
· группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
· оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;
· администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).
Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.
В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС. Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.
СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.
СЭП размещаются в местах, обеспечивающих условия для сбора людей.
Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.
Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.
Задачи оперативных групп:
· оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;
· распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;
· осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;
· организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.
На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.
Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.
Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:
· организация и отправка пеших колонн;
· поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;
· подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;
· ведение радиационной и химической разведки на маршруте;
· оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;
· организация охраны общественного порядка.
Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.
Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.
Заблаговременно проводимые мероприятия включают:
· планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;
· подготовку личного состава эвакуационных органов;
· подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;
· контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;
· оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;
· контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;
· подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.
Планирование эвакомероприятий
Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии органов исполнительной власти административно-территориальных образований Российской Федерации, отраслей (объектов) экономики совместного соответствующими органами управления ГОЧС и службами ГО. Планы эвакуации оформляются в виде разделов Планов гражданской обороны. В районах загородной зоны эвакоприемные комиссий органов местного самоуправления при участии соответствующих органов управления ГОЧС и служб ГО разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения. Все документы планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне должны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию, разработанными преимущественно графически на картах, планах (схемах) городов (объектов) и удобными для практического использования в любых условиях. Планирование, обеспечение и проведение эвакуационных мероприятий осуществляются во взаимодействии с органами военного управления по вопросам:
· выделения транспортных средств, для обеспечения перевозок эваконаселения;
· совместного использования транспортных коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, воздушных и водных путей сообщения);
· выделения сил и средств, для совместного регулирования движения на маршрутах эвакуации и обеспечения охраны общественного порядка;
· обеспечения ведения всех видов разведки;
· выделения сил и средств, для целей инженерного обеспечения эвакуации, противорадиационной и противохимической защиты населения, санитарно- противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий;
· возможности использования военных городков и оставляемого войсками имущества (оборудования) для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;
· согласования районов размещения эваконаселения в загородной зоне.
Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на военное положение, мобилизационного развертывания Вооруженных Сил в части использования транспорта и транспортных коммуникаций, материально-технических средств, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности. Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам :
1-я группа (рассредоточиваемое население) - рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;
2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) - рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:
3-я группа - остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.
Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.
В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, указываются:
· порядок оповещения населения о начале эвакуации: численность эваконаселения с разбивкой по категориям; районы размещения эваконаселения в загородной зоне; сроки выполнения эвакуационных мероприятий; порядок вывоза (вывода) населения из кятегорированных городов;
· организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;
· организация обеспечения эваконаселения средствами индивидуальной защиты;
· организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуация;
· порядок размещения эваконаселения в загородной зоне и его первоочередного жизнеобеспечения;
· санитарно-противоэпидемиологические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
· руководство проведением эвакуации населения;
· организация информации и инструктирования населения в ходе эвакуации.
Основные задачи эвакокомиссии объекта:
1. В мирное время:
- разработка совместно со штабом ГО объекта, службами ГО, органами управления ГОЧС и ежегодное уточнение плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей, обеспечение эвакомероприятий;
- разработка и осуществление мероприятий по освоению закрепленного района размещения в загородной зоне, подготовка поквартирной схемы размещения рабочих, служащих и членов их семей;
- подготовка предложений начальнику ГО объекта о составе администрации СЭП, назначении начальников эвакуационных эшелонов, старших автомобильных и пеших колонн;
- подготовка личного состава СЭП, начальников эвакоэшелонов, старших автомобильных и пеших колонн к работе по предназначению.
2. При переводе ГО с мирного на военное положение:
Похожая информация.
Эвакуационные органы – это система специально создаваемых нештатных органов, на которые возлагаются планирование, организация и проведение эвакуации (эвакуационных мероприятий). К Э.о. относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), пункты управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения. Эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, работники органов, осуществляющих управление ГО, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, связи, других органов и представители военных комиссариатов. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:
- планирование эвакуации на соответствующем уровне;
- осуществление контроля за планированием эвакуации в подведомственных органах и организациях;
- организация и контроль подготовки и проведения эвакуации.
СЭП создаются для сбора и учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы. Они располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации. СЭП обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным транспортом. К СЭП прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот СЭП. За СЭП закрепляются:
- ближайшие защитные сооружения ГО;
- медицинское учреждение;
- организации жилищно-коммунального хозяйства.
ППЭ создаются в целях:
- кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи ж.-д., автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными и простейшими укрытиями;
- перерегистрации и проведения, при необходимости, дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуируемого населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.
Группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляемые начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий, осуществляют:
- организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;
- ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;
- оказание медицинской помощи в пути следования;
- организацию охраны общественного порядка.
Эвакоприемные комиссии создаются в безопасных районах органами местного самоуправления населенных пунктов, на территорию которых планируется эвакуация, в целях:
- планирования и осуществления приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;
- организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприемных комиссий;
- организации и контроля обеспечения эвакуации;
- учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.
ПЭП создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.
На ПЭП (при необходимости) оборудуются простейшие укрытия для эвакуированных населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт. Администрации пунктов посадки (высадки), формируемые из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях:
- обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);
- организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;
- организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.
После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления в решении вопросов по жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей. Работники Э.о. заблаговременно в мирное время проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по ГОЧС, на курсах ГО, на учениях и тренировках по ГО. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера.