Государственный контроль и государственный надзор. Органы государственного контроля и надзора

Ответ от ... [мастер]
Перечень контрольно-надзорных функций Управления
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет следующие контрольно-надзорные и разрешительные функции:
Выдает обязательные для исполнения предписания в случаях и порядке, определенных действующим законодательством.
Осуществляет государственный контроль в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в соответствии с законодательством.
Выдает задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного, выявленных объектов культурного наследия; согласовывает проектную документацию на данные виды работ; осуществляет приемку данных работ.
В случаях и порядке, установленных законодательством, согласовывает и выдает разрешения на проведение землеустроительных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории объектов культурного наследия и их зон охраны.
Согласовывает в установленном порядке землеустроительную, градостроительную, проектную документацию, градостроительные регламенты, а также решения органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о целевом использовании земель и изменении их правового режима.
Согласовывает сделки с объектами культурного наследия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
Составляет в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.15, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области по следующим составам административных правонарушений:
- нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны;
- проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия;
- незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения;
- уклонение от передачи обнаруженных в результате археологических полевых работ культурных ценностей на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации;
- нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и их территорий.
Обращается в соответствующие органы для привлечения виновных лиц к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности по вопросам, отнесенным к компетенции управления.

Государственный контроль (надзор)

Государственные контрольные (надзорные органы), виды и формы
государственного контроля
(надзора), порядок проведения контрольных мероприятий


Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов.

Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Указом Президента РФ от 11 сентября 1997 года N 1010 функции государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ возложены на Министерство топлива и энергетики Российской Федерации .

Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов (Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области).

Государственный надзор за деятельностью в области связи и информатизации возлагается на Министерство Российской Федерации по связи и информатизации . Управления по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации являются государственными учреждениями и находятся в ведении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) проводится Госстандартом России.

Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 779 установлено, что Федеральный горный и промышленный надзор России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности. На него возлагается соответствующее нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функций в области промышленной безопасности. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, имеет подведомственные ему территориальные органы.

Государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе осуществляет Госатомнадзор России .

Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации. Органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации .

Государственный геологический контроль осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.

Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возлагается на инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам , а в некоторых случаях – на органы государственных внебюджетных фондов.

Контроль и надзор в области безопасности дорожного движения, контроль и надзор за техническим состоянием автотранспортных средств осуществляет Государственная Автомобильная Инспекция .

Государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления возложен на Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекцию) , являющейся подразделением Министерства экономического развития Российской Федерации.

Надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды; надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией; надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования; надзор в период ответственности изготовителя и (или) поставщика за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и наличием соответствующего сертификата; регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации); проведение периодических государственных технических осмотров и регистрацию залога регистрируемых ими машин и некоторые другие функции осуществляют органы гостехнадзора .

Контроль за исполнением требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Минфина России, связанных с проведением страховой деятельности; контроль за обоснованностью установленных страховщиками размеров страховых тарифов, обеспечением платежеспособности и иных требований их финансовой устойчивости; контроль за соблюдением установленных правил формирования и размещения страховых резервов; изучение и обобщение практики страховщиков, страховых посредников и представление в Министерство финансов Российской Федерации предложений по совершенствованию страхового надзора, законодательства о страховании; рассмотрение и анализ представляемой страховщиками бухгалтерской и статистической отчетности; рассмотрение заявлений, жалоб физических лиц и обращений юридических лиц по вопросам, связанным с осуществлением страхования – эти функции осуществляет инспекция страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации .

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации .

Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности.

В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» 1 Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. и другими законами Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Заключение

В данной работе автор описал понятие и признаки государственного аппарата, виды органов государственной власти. Подробнее рассмотрели органы законодательной, исполнительной и судебной властей. А также рассмотрел контрольно-надзорные органы государственной власти как четвёртую ветвь государственной власти.

В своей работе автор попытался отобразить наиболее существенные классификации органов государства, которые рассматривались разными авторами. Существует столько мнений по поводу разновидностей государственных органов сколько существует авторов, и каждый автор дает свою оценку этому многообразию. Автор данной работы, рассмотрев точки зрения таких авторов как Морозова Л.А., Корельский В.М., Зорькин В.Д. и др., попытался объединить существующие точки зрения.

Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблему разрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства.

Автору понравилась мысль, заложенная в учебнике «Теория государства и права» под редакцией Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д.: «Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат).

В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия - рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатком государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.

В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм - болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по, сути дела - власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный - в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи - в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности.

Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата - сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата - верный признак его бюрократического загнивания.

Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика - надежное лекарство против этой болезни.»

Автор данной работы имел опыт обращения в органы государственной власти. И убедился в бездеятельности чиновничьего аппарата, проявляющейся в волоките и не компетенции государственных служащих в защите его прав. По мнению автора, это вызвано и таким положением дел в обществе, когда обыватель, в своём большинстве юридически безграмотен: он не только не знает, но и не хочет знать свои права. Необходимо не только совершенствовать аппарат государственных органов, но и повышать юридическую грамотность населения.

Государственный контроль – это деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

    деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;

    наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;

    получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;

    соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения, как законности, так и целесообразности;

    принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;

    выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;

    применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);

    организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

1.2 Государственный надзор

Государственный надзор – это функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

    органы государственного контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

    объектом контроля выступает, как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

    контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться, как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

    контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

    контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления – это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов Российской Федерации, а также соответствием законам, издаваемых ими правовых актов.

II государственный контроль и надзор в сфере здравоохранения в россии

2.1 Министерство Здравоохранения в рф

Министерство Здравоохранения Российской Федерации – это орган исполнительной власти, который осуществляет работу, реализуя государственную политику в сфере здравоохранения.

Говоря более подробно о компетенции министерства здравоохранения необходимо отметить следующие его функции:

    Организация мед. помощи и профилактических работ, реабилитация и организация медицинских экспертиз;

    Контроль над внедрением инновационных методов лечения, профилактики и реабилитации;

    Организация и контроль над обязательным медицинским страхованием;

    Отслеживание деятельности фармацевтической промышленности.

    Контроль над обращением медицинских препаратов;

    Осуществление контроля над качеством медицинских препаратов;

    Организация и контроль санаторно-курортного лечения;

    Контроль над санитарно эпидемиологической обстановкой

    Проведение различных медицинских экспертиз;

    Организация обучения медицинской направленности;

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. государственные органы федерального значения

2. государственные органы регионального значения

3. негосударственные контролирующие организации

4. международные контролирующие организации

Государственные контролирующие органы федерального значения с учетом содержания и характера их деятельности можно и целœесообразно классифицировать и рассматривать по следующим сферам общественных отношений:

1. государственного управления (Главное контрольное управление Президента РФ, счетная палата РФ, министерство по налогам и сборам, департамент финансового контроля и аудита);

2. здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни (государственная служба санитарно-эпидемиологического надзора РФ, служба ветеринарного надзора РФ, государственный комитет РФ по охране окружающей среды, федеральная служба лесного хозяйства РФ, министерство транспорта͵ министерство природных ресурсов РФ);

3. труда и социального обеспечения (государственная трудовая инспекция, государственная жилищная инспекция, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости населœения РФ);

4. финансово-кредитных отношений и страхования (счетная палата Федерального Собрания РФ, ЦБ РФ, департамент финансового контроля и аудита͵ департамент страхового надзора);

5. экономики, промышленности, сельского хозяйства и торговли (министерство экономики, министерство государственного имущества, федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, министерство по антимонопольной политике, федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, федеральная служба России по валютному регулированию и экспортному контролю, федеральная энергетическая комиссия и др.);

6. образования и культуры (министерство образования РФ, министерство культуры РФ, министерство по делам печати, телœерадиовещанию и средств массовых коммуникаций РФ);

7. связи и информатики (федеральная служба госнадзора за связью, федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ).

К числу контролирующих органов регионального значения относятся такие, которые не являются структурными подразделœениями федеральных органов, в формируются и функционируют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления. Причем в качестве контролирующего органа может выступать и сам орган исполнительной власти.

Из числа контролирующих органов субъектов РФ прежде всœего следует назвать контрольно-счетные палаты, которые осуществляют контроль за правильным пополнением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств субъекта. Некоторые контролирующие органы в субъектах федерации действуют в связи с крайне важно стью осуществления контроля за использованием, потреблением и оплатой различного рода коммунальных услуг населœением. К таким относятся органы энергонадзора и водообеспечения.

По отдельным видам деятельности контрольные функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вытекают из полномочий, предоставляемых им федеральными нормативно-правовыми актами. В соответствии с ними таким органам предоставляются, к примеру, право лицензирования отдельных видов деятельности, причем особенно широко с сфере торговли и оказания услуг населœению. В подобных случаях в роли контрольного органа выступают либо непосредственно исполнительный орган власти, либо специально созданные и уполномоченные им органы. Примером последних могут служить лицензионные палаты, которые созданы во многих субъектах РФ.

Негосударственные контролирующие организации :

1. союзы потребителœей

2. профессиональные союзы

3. аудиторские организации

4. общественные объединœения

Международные контролирующие организации . Международные контролирующие органы - ϶ᴛᴏ исполнительные структуры ООН и Европейского союза. Органы секретариата ООН осуществляют контроль за соблюдением государствами-членами ООН международных актов, принятых генеральной ассамблеей ООН. Органы Совета Европы осуществляют контроль за соблюдением международных актов Европейского Союза.

Наличие у государственного органа или негосударственной организации определœенных контрольных функций определяет их компетенцию как контролирующего органа или организации. Компетенция (функциональные обязанности) контролирующего государственного органа обычно определяется основным нормативным правовым актом о конкретном органе или соответствующем виде деятельности – кодексом, законом, положением.

Система контролирующих органов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система контролирующих органов." 2017, 2018.