Правила обеспечения безопасности в легковом автомобиле. Транспорт и его опасности

Транспортная авария – авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде (ГОСТ Р 22.0.05–94).

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб (ГОСТ Р 22.0.05–94).

Основные причины возникновения:

нарушения правил дорожного движения, недостаточная квалификация водителей, внезапное ухудшение здоровья во время управления транспортным средством; неудовлетворительные организация движения и качество покрытия автомобильных дорог; негативное воздействие природных факторов; технические неисправности и износ транспортных средств; неправильное размещение груза в автомобиле.

Поражающие факторы и последствия

Основным поражающим фактором при ДТП является динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства.

Основными последствиями ДТП являются: гибель участников движения; травмирование обломками и частями транспортных средств; зажатие пострадавших частями транспортных средств; воздействие высокой температуры нагревшихся частей автомобиля и выделяющихся газов в случае возникновения пожара; воздействие опасных веществ при ДТП с участием спецтранспорта, перевозящего опасные грузы (химическое заражение, радиоактивное загрязнение местности).

Характерные травмы у людей

Травмы при ДТП разнообразны и часто связаны с многочисленными переломами, повреждениями черепа и головного мозга, ушибленными ранами и ранами мягких тканей, порезами и разрывами внутренних органов. Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа из-за обильной кровопотери.

Правила безопасного поведения в легковом автомобиле

Правила дорожного движения предъявляют к пассажирам легковых автомобилей ряд требований:

При поездке пассажир должен быть пристегнут ремнями безопасности;

Дети до 12 лет в транспортных средствах, должны размещаться в специальных детских удерживающих устройствах (креслах);

Во время движения автомобиля пассажиру нельзя высовываться и выставлять руки из окон, люков;

Посадку и высадку пассажир должен производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства;

Правила безопасного поведения, если вы видите, что столкновение неизбежно :

Упритесь ногами в пол, защитите голову руками;

При нахождении на заднем сиденье лягте на бок, если позволяет место.

после столкновения:

Постарайтесь быстро покинуть машину;

Если выбраться через двери невозможно, сделайте это, выдавив лобовое или заднее стекло ногами;

Выбравшись наружу, постарайтесь помочь выбраться остальным.

при возгорании:

Следует помнить, что человек может находиться в загоревшемся автомобиле не более полутора минут, а салон выгорает примерно за 4 минуты, поэтому необходимо:

1. Немедленно покиньте загоревшееся транспортное средство. Если двери заклинило, откройте или разбейте окна (твердым предметом, либо ногами) и выбирайтесь через них.

2. В случае возгорания одежды, надо гасить пламя, сбивая его плотным материалом или катаясь по земле.

Правила безопасного поведения в общественном транспорте

При передвижении на общественном транспорте пассажиры должны соблюдать следующие правила:

Вход пассажиров в салон и выход из него разрешается только на остановочных пунктах после полной остановки транспортного средства;

Посадка в транспортное средство осуществляется через переднюю дверь;

Во время движения транспортного средства необходимо держаться за поручни или спинки сидений;

Нельзя высовываться из окон, находиться в дверном проеме кабины или в самой кабине водителя и отвлекать его во время движения;

Запрещено приводить в действие механизмы для открытия дверей, средства пожаротушения, механизмы для открывания аварийных люков, открывать аварийные выходы, а также препятствовать закрытию или открытию дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев ;

Запрещается провозить огнеопасные, взрывчатые, легко воспламеняющиеся вещества, громоздкий багаж, мешающий другим пассажирам;

При обнаружении в трамвае, троллейбусе, автобусе забытых (оставленных) предметов, вещей, документов или каких-либо ценностей, а так же почувствовав в салоне запах гари, дыма или увидев возгорание (огнь), пассажир обязан незамедлительно сообщить об этом водителю.

При возникновении возгорания (пожара) в общественном транспорте выполняйте следующие правила:

1. Немедленно сообщите об этом водителю и пассажирам.

2. Как можно быстрее покиньте транспорт, используя для этого двери или запасные выходы, расположенные, как правило, в боковых окнах (при необходимости разбивайте стекло ногами или металлическим предметом).

3. В троллейбусе и трамвае металлические части могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, избегайте соприкосновения с ними.

4. Не паникуйте, окажите посильную помощь пострадавшим и детям, выполняй указания водителя.

Если вы стали участником или очевидцем ДТП, вызовите по мобильному («112») или стационарному телефону (с АЗС, кафе и т. п.) (01,03) спасателей и скорую медицинскую помощь . При этом необходимо сообщить точный адрес происшествия в городе или ориентиры места ДТП на загородной трассе (какое шоссе, ближайший населенный пункт или АЗС, кафе и т. п.), время происшествия, количество пострадавших и их состояние, наличие детей.

Существует множество требований безопасности поездки в автомобиле, которые не указаны в правилах и являются исключительно моральной ответственностью водителя и каждого пассажира. Большинство мер безопасности занесено в правила дорожного движения, а их несоблюдение карается немалыми штрафами, о чем мы говорили не так давно. Но некоторые особенности нынешних правил безопасной поездки остаются загадкой для начинающих водителей, ведь о них не говорят в автошколе.

Правила безопасности в автомобиле для каждого участника дорожного движения, включая пассажиров, имеют огромное значение. К примеру, в длительном пути одной из задач переднего пассажира является поддержание контакта с водителем, чтобы определить момент опасности поездки, когда наступит риск того, что водитель заснет. В таком случае нужно остановиться на несколько минут и поспать.

Самые главные правила безопасной поездки для водителя

В автошколе каждого учили, что нужно смотреть на знаки и ориентировать свою скорость исключительно по этим указателям. Если сказано, что можно ехать со скоростью 90 километров в час, нужно обязательно набрать эту скорость, а ехать с меньшим темпом просто недопустимо. На самом деле, вы вольны выбирать такие темпы движения, которые вам удобны. Единственным исключением является ограничение минимальной скорости, которое на наших дорогах встречается крайне редко.

Потому при выборе скоростного режима нужно учитывать качество дорожного полотна, ширину дороги, возможность маневра и скорость движения потока. Если вы едите по трассе в большой колонне автомобилей, обгонять одну за другой будет слишком опасно и сложно, да и эффекта особого это не даст, только расход топлива увеличит в три раза. Потому нужно придерживаться следующих негласных правил:

  • необходимо передвигаться со скоростью потока, чтобы не создавать препятствий;
  • слишком медленная или слишком быстрая поездка будет причиной малой безопасности;
  • нужно всегда оценивать ситуацию на дороге, а также возможности вашего автомобиля;
  • обязательно нужно думать о комфорте и безопасности пассажиров при выборе стиля движения;
  • следует учитывать погодные условия при выборе скоростного режима поездки;
  • всегда помните об установленной резине, а также возможных неполадках авто.

Чем больше информации вы будете применять при выборе режимов поездки, тем меньше вам захочется лихачить и показывать виражи высокого пилотажа. Намного лучше ехать уверенно и безопасно, чем эффектно, но недолго. Помните, что вы несете ответственность не только за свою жизнь. От ваших действий зависит здоровье, а также жизнь ваших пассажиров и других участников дорожного движения.

Часто мы забываем о том, что ответственны не только за себя. Во всех авариях есть две стороны - виноватая и пострадавшая. Представитель второй стороны мог трижды соблюдать все правила, гласные и негласные, но все равно попал в неприятную ситуацию и стал участником происшествия. Это наталкивает на еще одно важное негласное правило безопасности - будьте внимательны и следите за действиями других автомобилистов.

Правила безопасной поездки пассажира в транспорте

Говорим ли мы о легковых автомобилях или о поездах и автобусах, правила безопасной поездки пассажиров всегда будут одинаковыми. Желательно держать в поле зрения дорожную ситуацию, чтобы резкое торможение не вызвало неприятных последствий. Также стоит устроиться удобно в кресле и пристегнуться ремнями безопасности. Ответственный за ваши пристегнутые ремни именно водитель, но за вашу жизнь несете ответственность только вы.

Пассажир обязан соблюдать нормы безопасного передвижения, независимо от того, согласен ли водитель автомобиля или автобуса нарушать правила дорожного движения. Если вы садитесь седьмым человеком в автомобиль, который реально может перевозить только пятерых человек, то ни о какой безопасности речи быть не может. При любом ДТП в таком автомобиле будет очень неблагоприятная обстановка не только для здоровья, но и для жизни каждого пассажира. Потому стоит соблюдать следующие правила:

  • не садиться в транспорт, который уже перевозит максимальное или чрезмерное количество пассажиров;
  • ехать только в специально предназначенном для этого месте - в пассажирском сидении;
  • при возможности использовать средства безопасности в виде ремней;
  • не отвлекать водителя, не кричать и не пытаться выйти из машины на ходу;
  • сидеть спокойно, не прыгать на сидении и не раскачивать автомобиль;
  • следовать указаниям водителя, когда он просит передвинуться или сесть иным образом;
  • самостоятельно задумываться о своей безопасности, отказаться от необдуманных действий.

Вы и только вы сами можете обеспечить безопасность своего передвижения в автомобиле. Никогда не подвергайтесь панике, не позволяйте страху овладеть вами в любых ситуациях. Это станет только усугублением ситуации. Важно понимать, что именно вы ответственны за спокойную обстановку и простое разрешение любой ситуации. Конечно, ответственность водителя велика, но вы можете положительно повлиять на нее, не отвлекая его от выполнения своих обязанностей.

Если же обстановка в автомобиле или автобусе вам не нравится, другие пассажиры ведут себя некорректно, или водитель выполняет странные действия, попросите остановить транспорт и покиньте его. Конечно, это невозможно сделать в каждой ситуации, но так вы сможете сберечь свою жизнь. Прислушивайтесь к своей интуиции и не позволяйте страху испортить каждую вашу поездку на транспорте. Предлагаем посмотреть прекрасный социальный ролик при ремни безопасности:

Подводим итоги

Важно понимать, что каждый человек изначально несет ответственность за свою безопасность, ведь он сам выбирает, садиться ему в определенный вид транспорта или нет. Каждый шаг является нашим собственным выбором, потому стоит делать этот выбор правильно. Водитель же несет ответственность не только за себя, но и за других людей. Потому лихачество и неразумные поступки за рулем - это неуважение к себе и к окружающим.

Будьте осторожны и всегда ставьте безопасность на первое место в своих приоритетах. Если определенный скоростной режим кажется вам слишком активным, остановитесь и подумайте о том, как вам нужно ехать для полного ощущения безопасности. Случались ли в вашей водительской практике моменты, когда приходилось жертвовать безопасностью ради скорости?

Согласно статистике, порядка 80–85% всех дорожно-транспортных происшествий приходятся на долю автомобилей. Именно поэтому автопроизводители, при разработке конструкции авто, уделяют максимум внимания его безопасности – ведь от безопасности отдельно взятого автомобиля напрямую зависит и общая безопасность движения на дорогах. Необходимо предусматривать весь спектр потенциально опасных ситуаций, в которые теоретически может попасть автомобиль, а зависят они от множества различных факторов.

Современные предусматривают как активную, так и пассивную безопасность автомобиля и включают в себя целый ряд устройств: подушки безопасности автомобиля, антиблокировочную систему колес (АБС), противобуксовочные и противозаносные системы и многие другие средства. Надежность конструкции автомобиля поможет водителю не попасть в беду и обезопасить свою жизнь и жизнь пассажиров в непростых условиях современных дорог.

Активная и пассивная безопасность автомобиля

В целом безопасность транспортного средства подразделяют на активную и пассивную. Что же обозначают эти термины? Активная безопасность включает в себя все те свойства конструкции авто, при помощи которых предотвращается и/или снижается сама . Благодаря таким свойствам, водитель может менять – другими словами, автомобиль не станет неуправляемым в экстренной ситуации.

Рациональная конструкция машины является залогом ее активной безопасности. Здесь большую роль играют так называемые «анатомические» сидения, повторяющие форму человеческого тела, обогрев ветрового стекла и зеркал заднего вида во избежание их замерзания, стеклоочистители на фарах, противосолнечные козырьки. Кроме того, активной безопасности способствуют различные современные системы – противоблокировочные, контролирующие скорость движения авто в целом и работу его отдельных механизмов, сигнализирующие о неисправностях и т.д.

Кстати, цвет кузова также имеет большое значение для активной безопасности авто. Наиболее безопасными в этом плане считаются оттенки теплого спектра – желтый, оранжевый, красный – а также белый цвет кузова.

Повышение заметности автомобиля в ночное время достигается и другими способами – например, на номерные знаки и бампер наносится специальная световозвращающая краска. Также в целях повышения активной безопасности необходимо хорошо продуманное расположение приборов на приборной панели и качественный обзор с водительского места. Следует помнить, что, согласно дорожной статистике, при авариях чаще всего повреждается рулевое управление, двери, ветровое стекло и приборная панель.

В случае если авария все-таки происходит, ведущая роль в ситуации переходит к приемам пассивной безопасности.

В понятие пассивной безопасности входят такие свойства конструкции транспортного средства, которые помогают уменьшить степень тяжести ДТП, если таковое случится. Пассивная безопасность проявляет себя, когда водитель все же не в силах изменить характер движения машины для предотвращения аварии, несмотря на принятые меры активной безопасности.

Зависит пассивная безопасность, как и активная, от множества нюансов конструкции. Сюда можно отнести, например, устройство бампера, наличие дуг, ремней и подушек безопасности, уровень жесткости кабины и прочие условия.

Передняя и задняя части транспортного средства, как правило, менее прочны, чем средняя – это также делается из соображений пассивной безопасности. Средняя часть, где размещены люди, обычно защищена более жестким каркасом, а передняя и задняя смягчают удар и тем самым уменьшают инерционную нагрузку. У из тех же соображений обычно бывают ослаблены поперечины и лонжероны – их делают из хрупких металлов, которые разрушаются или деформируются при ударе, принимая на себя его основную энергию и, таким образом, смягчая его.

Кстати, именно для повышения показателей пассивной безопасности, двигатель машины, обычно, устанавливается на рычажной подвеске – такая конструкция служит для того, чтобы при ударе избежать перемещения двигателя в салон. Благодаря подвеске мотор опускается вниз, под пол кузова.

Жесткое рулевое колесо также представляет опасность для водителя, особенно при встречном столкновении. Именно поэтому рулевые ступицы изготавливаются большого диаметра и покрываются специальной упругой оболочкой – мягки накладки и сильфоны частично поглощают энергию удара.

Одним из самых эффективных и несложных средств безопасности при небольших затратах остаются ремни безопасности. Установка этих ремней является обязательной в соответствии с законодательством многих стран (в том числе и Российской Федерации). Не менее широкое распространение получили также подушки безопасности – еще одно простое средство, которое призвано ограничивать резкое перемещение людей в салоне в момент удара. Подушки безопасности автомобиля срабатывают только непосредственно при ударе, предохраняя от повреждений головы людей и верхние части туловища. К недостаткам подушек безопасности можно отнести достаточно громкий звук в процессе наполнения их газом – этот шум способен даже повредить барабанные перепонки. Кроме того, подушки безопасности недостаточно защищают людей при опрокидывании авто и при боковых ударах. Именно поэтому поиск способов их усовершенствования постоянно продолжается – например, ставятся эксперименты по замене подушек так называемыми сетками безопасности (которые также должны ограничивать резкое перемещение человека в салоне при аварии) – и прочими подобными средствами.

В качестве еще одного простого и эффективного противотравматического средства при аварии также можно назвать надежное крепление сидений – в идеале оно должно выдерживать многократную перегрузку (до 20g).

При заднем столкновении шею пассажира защищают от серьезных травм подголовники сидений. Ноги водителя в случае аварии защищает от повреждений травмобезопасный педальный узел – в таком узле, при столкновении, педали отделяются от своих креплений, смягчая жесткий удар.

Помимо перечисленных мер предосторожности, современные автомобили оборудованы безопасными стеклами, при разрушении рассыпающимися на неострые осколки и триплекс.

От размера авто и целостности его каркаса также зависит общая пассивная безопасность транспортного средства. при столкновении не должны менять свою форму – энергия удара поглощается другими деталями. Для проверки всех этих свойств, перед тем, как выйти в производство, каждый автомобиль подвергается специальным проверкам, называемым краш-тестами.

Итак, система пассивной безопасности автомобиля в своей полной комплектации значительно повышает возможность выживания для водителя и пассажиров в случае аварии и помогает им избежать серьезных травм.

Современные системы активной безопасности

Развитие автоиндустрии в последнее время подарило автолюбителям много новых систем, значительно повышающих полезные качества активной безопасности автомобиля.

Особенно распространенной в этом перечне является система АБС – антиблокировочная система тормозов. При она помогает предотвратить случайную блокировку колес и, таким образом, избежать потери управления машиной, а также его скольжения. Благодаря системе АБС значительно сокращается тормозной путь, что позволяет сохранять контроль над движением машины при экстренном торможении. Другими словами, при наличии АБС у водителя появляется возможность совершать необходимые маневры в процессе торможения. Электронный блок антиблокировочной системы через гидромодулятор воздействует на тормозную систему машины, на основании анализа сигналов, поступающих от датчиков вращения колес.

Наиболее часто, благодаря интенсивному торможению, водитель может предотвратить ДТП – поэтому любой автомобиль нуждается в исправно работающей тормозной системе в целом, и АБС в частности. Машина должна эффективно замедляться в любых ситуациях, тем самым уменьшая риск опасности для водителя, находящихся в салоне пассажиров, окружающих людей и других транспортных средств.

Безусловно, активная безопасность транспортного средства значительно повышается, если на нем установлена АБС. Кстати, кроме непосредственно автомобилей, этой системой оснащаются также прицепы, мотоциклы и даже колесные шасси самолетов! АБС последних поколений часто оборудованы также противопробуксовочной системой, электронным контролем устойчивости и вспомогательной системой для экстренного торможения.

АПС, антипротивобуксовочная система (ASR, Antriebs-Schlupf-Regelung), которая также называется системой контроля тяги, служит для устранения опасной потери сцепления с дорогой, благодаря контролю буксования ведущих колес машины. Особенно полно оценить полезные свойства АПС можно при управлении автомобилем на скользкой и/или влажной дороге, а также в прочих условиях, где проявляется недостаточное сцепление. Антипробуксовочная система напрямую связана с АБС, за счет чего получает всю необходимую информацию о скорости вращения ведущих и ведомых колес автомобиля.

СКУ, система курсовой устойчивости, называемая также электронным контролем устойчивости, тоже относится к активным системам безопасности автомобиля. Ее работа помогает предотвратить занос автомобиля. Этот эффект достигается благодаря тому, что компьютер управляет моментом силы колеса (или нескольких колес). Система курсовой устойчивости служит для стабилизации движения транспортного средства в наиболее опасных ситуациях – например, когда становится опасно высокой вероятность потери управления авто, или даже когда управление уже потеряно. Именно поэтому электронный контроль устойчивости считается одной из самых эффективных механизмов активной безопасности автомобиля.

РТС, электронный распределитель тормозных сил также является логическим дополнением системы АБС. Эта система распределяет тормозные усилия между колесами таким образом, чтобы водитель имел возможность управлять транспортным средством постоянно, а не только при экстренном торможении. РТС помогает сохранить устойчивость машины при торможении, поровну распределяя тормозное усилие между всеми ее колесами, анализируя их положение и дозируя тормозную силу наиболее эффективно. Кроме того, распределитель тормозных сил значительно уменьшает риск заноса или сноса в процессе торможения – особенно при повороте и на смешанных дорожных покрытиях.

ЭБД, электронная блокировка дифференциала, тоже связана с системой АБС и играет немаловажную роль в обеспечении активной безопасности автомобиля в целом. Как известно, дифференциал передает крутящий момент с КПП на ведущие колеса и корректно работает при условии прочного сцепления этих колес с дорогой. Однако бывают ситуации, когда одно из колес может оказаться на льду или в воздухе – тогда оно будет вращаться, а другое колесо, стоящее на поверхности твердо, потеряет свою силу вращения. Вот тогда-то и подключается ЭБД, благодаря работе, которой дифференциал блокируется, а крутящий момент передается всем его потребителям, в т.ч. и неподвижному ведущему колесу. То есть электронная блокировка дифференциала притормаживает буксующее колесо до тех пор, пока его частота вращения не уравняется с небуксующим. Особенно влияет ЭБД на безопасность машины при резком разгоне и движении на подъем. Также она значительно повышает уровень безаварийности движения в сложных погодных условиях и даже при движении задним ходом. Однако следует помнить, что ЭБД не срабатывает при прохождении поворотов.

АПС, акустическая парковочная система, относится к вспомогательным системам активной безопасности транспортного средства. Также она известна под такими названиями, как парктроник, акустическая парковочная система, PDC (Parking distance control), ультразвуковой датчик парковки… Терминов для определения АПС существует немало, однако служит это устройство одной главной цели – контролю дистанции между автомобилем и препятствиями во время парковки. С помощью ультразвуковых датчиков, парктроник способен измерять дистанцию от машины до близлежащих объектов. По мере того, как эти объекты приближаются к автомобилю, характер акустических сигналов АПС меняется, а на дисплее отображается информация об оставшемся до препятствия расстоянии.

АКК, адаптивный круиз-контроль – это устройство, также относящееся к вспомогательным системам активной безопасности автомобиля. Благодаря работе круиз-контроля, поддерживается постоянная скорость машины. При этом скорость автоматически снижается в случае ее увеличения, и, соответственно, повышается в случае понижения.

Кстати, всем известный стояночный ручной тормоз (в просторечии – ручник) тоже входит в число вспомогательных устройств для активной безопасности транспортного средства. Старый добрый ручник удерживает машину в неподвижности относительно поверхности опоры, придерживая ее на склонах и помогая затормаживанию на стоянках.

Системы помощи при подъеме и спуске, в свою очередь, также существенно повышают показатели активной безопасности автомобиля.

Прогресс ради жизни

К сожалению, полностью избегать случаев дорожно-транспортных происшествий пока не представляется возможным. Однако с каждым годом с конвейеров сходят сотни и тысячи автомобилей, все более совершенных в плане активной и пассивной безопасности. Новые поколения машин, по сравнению с предыдущими, укомплектованы гораздо более совершенными системами безопасности, позволяющими значительно снизить риск вероятности аварии и минимизировать ее последствия в тех случаях, когда избежать аварии не удастся.

Видео — активные системы безопасности

Видео — пассивная безопасность автомобиля

Заключение!

Безусловно, важнейшим определяющим фактором активной и пассивной безопасности автомобиля, является безотказность всех его жизненно важных систем, . Наиболее серьезные требования предъявляются к безотказности тех элементов машины, которые позволяют ей осуществлять разнообразные маневры. К таким устройствам относятся системы тормозов и рулевого управления, трансмиссия, подвеска, двигатель и т.д. Чтобы повысить показатели безотказности всех систем современных автомобилей, с каждым годом применяются все новые и новые технологии, используются не используемые ранее материалы и совершенствуется конструкция автомобилей всех марок.

  • Новости
  • Практикум

Генпрокуратура начала проверку автоюристов

Как утверждают в Генпрокуратуре, в России резко возросло количество судебных разбирательств, которые ведут «недобросовестные автоюристы», которые работают «не для защиты прав граждан, а для извлечения сверхприбылей». Как сообщают «Ведомости», информацию об этом ведомство направило в правоохранительные органы, ЦБ и Российский союз автостраховщиков. В Генпрокуратуре поясняют, что посредники пользуются отсутствием должной осмотрительности...

Владельцы кроссовера Tesla пожаловались на качество сборки

По словам автомобилистов, проблемы возникают с открытием дверей и стеклоподъемниками. Об этом в своём материале сообщает The Wall Street Journal. Стоимость Tesla Model X составляет около 138 000 долларов, но, если верить первым владельцам, качество кроссовера оставляет желать лучшего. К примеру, сразу у нескольких владельцев заклинили открывающиеся вверх...

Парковку в Москве можно будет оплатить картой Тройка

Пластиковые карты «Тройка», использующиеся для оплаты общественного транспорта, этим летом получат полезную для автомобилистов функцию. С их помощью можно будет оплатить стоянку в зоне платной парковки. Для этого паркоматы оборудуют специальным модулем для связи с центром обработки транспортных транзакций Московского метрополитена. Система сможет проверять, достаточно ли средств на балансе...

О пробках в Москве будут предупреждать за неделю

На такую меру специалисты центра пошли из-за работ в центре Москвы по программе «Моя улица», сообщает Официальный портал Мэра и правительства столицы. В ЦОДД уже сейчас анализируют автомобильные потоки в ЦАО. На данный момент на дорогах в центре бывают затруднения, в том числе на Тверской улице, Бульварном и Садовом кольце и Новом Арбате. В пресс-службе ведомства...

Отзыв Volkswagen Touareg добрался до России

Как сказано в официальном сообщении Росстандарта, причиной отзыва послужила вероятность ослабления фиксации стопорного кольца на опорном кронштейне педального механизма. Ранее компания Volkswagen объявила об отзыве 391 тысячи «Туарегов» по всему миру по той же причине. Как поясняет Росстандарт, в рамках отзывной кампании в России на всех автомобилях будет...

Владельцы Mercedes забудут, что такое проблемы с парковкой

По словам Цетше, которые приводит Autocar, в ближайшем будущем автомобили станут не просто транспортными средствами, а персональными помощниками, которые здорово упросят жизнь людям, перестав провоцировать стрессы. В частности, гендиректор Daimler заявил, что вскоре на автомобилях Mercedes появятся специальные датчики, которые «будут отслеживать параметры организма пассажиров и корректировать ситуацию...

Названа средняя цена нового автомобиля в России

Если в 2006 году средневзвешенная цена машины составляла примерно 450 тыс. рублей, то в 2016 - уже 1,36 млн рублей. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат», изучившее ситуацию на рынке. Как и 10 лет назад, самыми дорогими на российском рынке остаются иномарки. Сейчас средняя цена нового автомобиля...

Mercedes выпустит мини-Гелендеваген: новые подробности

Новая модель, призванная стать альтернативой изящному Mercedes-Benz GLA, получит брутальную внешность в стилистике «Гелендевагена» - Mercedes-Benz G-класса. Немецкому изданию Auto Bild удалось разузнать новые подробности об этой модели. Итак, если верить инсайдерской информации, то Mercedes-Benz GLB будет отличаться угловатым дизайном. С другой стороны, полного...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Какой автомобиль купить новичку Когда долгожданные водительские права наконец-то получены, наступает самый приятный и волнительный момент — покупка автомобиля. Автопром наперебой предлагает покупателям самые навороченные новинки и неискушенному водителю очень сложно сделать правильный выбор. А ведь часто именно от первого...

Какой внедорожник выбрать: Juke, C4 Aircross или Mokka

Что снаружи Глазастый и экстравагантный «Нисан-Джук» не старается даже выглядеть солидным вседорожником, поскольку от этого автомобиля так и тянет мальчишеским задором. Эта машина никого не может оставить равнодушным. Она или нравится, или нет. Согласно свидетельству он является легковым универсалом, однако...

Какая машина является самым дорогим джипом в мире

Все автомобили мира можно разделить по категориям, в которых будет непременный лидер. Так можно выделить самый быстрый, мощный, экономичный автомобиль. Существует огромное количество подобных классификаций, но одна всегда пользуются особым интересом – самый дорогой автомобиль в мире. В этой статье...

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет...

КАК выбрать марку автомобиля, какую марку автомобиля выбрать.

Как выбрать марку автомобиля При выборе машины необходимо изучить все плюсы и минусы автомобиля. Поищите информацию на популярных сайтах автомобильной тематики, на которых делятся опытом владельцы машин, и тестируют новинки профессионалы. Собрав всю необходимую информацию, вы можете вынести решение в...

Рейтинг ТОП-5: самая дорогая машина в мире

К ним можно относиться как угодно - восхищаться, ненавидеть, любоваться, испытывать отвращение, но равнодушным они не оставят никого. Часть из них - это просто памятник человеческой бездарности, выполненный из золота и рубинов в натуральную величину, часть настолько эксклюзивны, что при...

Что только люди не придумают, чтобы ощутить незабываемую минуту азарта от езды на своём автомобиле. Сегодня мы познакомим вас с тест-драйв пикапов не простым способом, а соединив его с воздухоплаванием. Нашей целью было обследовать характеристики таких моделей, как Ford Ranger, ...

2018-2019 год: рейтинг страховых компаний КАСКО

Каждый владелец автомобиля стремится обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на дорогах или иного причинения вреда своему ТС. Одни из вариантов - заключение договора КАСКО. Однако в условиях, когда на рынке страхования присутствуют десятки фирм, предоставляющих услуги по...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Обеспечение защиты собственной жизни, а также здоровья является первоочередной задачей каждого человека. Для ее выполнения необходимо знать и соблюдать определенный алгоритм действий, характерный для каждой конкретной зоны нахождения гражданина. Так, поговорим о том, каковы правила безопасности в автомобиле. Подобные рекомендации могут быть крайне полезны не только для самого автовладельца, но и для его пассажиров.

Правила для водителя

Безусловно, по большей части правила безопасности в автомобиле должны соблюдаться владельцем транспортного средства и его водителем. Большинство активных участников дорожного движения предпочитают придерживаться двух основных постулатов, соблюдение скоростного режима и следование установленным на дороге знакам. Такое решение вполне оправдано и сказывается на безопасности самым положительным образом. Однако подобная терминология является чрезмерно общей и трудной для восприятия, так как содержит большое количество следующих деталей:

Правила для пассажира

Соблюдение в автомобиле должно осуществляться не только водителем, но и пассажирам. Так, наиболее адекватные требования, к которым рекомендуется прислушиваться ответственным гражданам, заключаются в следующем:


Детский вопрос

Отдельно следует коснуться такой темы, как соблюдение правил безопасности в автомобиле при перевозке детей в возрасте до 10-12 лет. Согласно требованиям здравого смысла и действующего законодательства, каждое автотранспортное средство, в котором находятся дети, должно быть оборудовано специальным устройством под названием "детское автокресло". Установка дополнительного защитного сидения для малышей может быть произведена абсолютно на любую машину за исключением:

  • спортивных автомобилей;
  • транспортных средств специальной разработки;
  • двухместных автомобилей.

У многих родителей возникает вопрос о том, чем детские автокресла отличаются от обычных сидений в машине? В первую очередь необходимо отметить более выверенную и точную фиксацию положения тела. Во вторую - наличие дополнительных элементов защиты, обеспечивающих надежную охрану от ударов.

Защита от преступных действий

Правила безопасности в автомобиле подразумевают не только оценку состояния дорожного движения на предмет потенциальных аварий, но и ряда других опасностей. Так, защитить свою жизнь и имущество от грабежа или преступного нападения, вы сможете при условии соблюдения следующих базовых правил:


Почему это важно?

Почему в автомобиле нужно соблюдать правила безопасности? Запомните: подобные меры обеспечивают сохранность вашей жизни и вашего здоровья, а также состояния окружающих вас лиц. Часть требований зафиксирована в ПДД, другие же определяются исключительно логикой, здравым смыслом и уровнем воспитания каждого конкретного индивидуума.

Управление машиной подразумевает определенную ответственность не только водителя, но и пассажиров, это следует четко помнить. В случае возникновения непреднамеренной ситуации все участники движения должны предпринять коллективные меры по защите жизни, здоровья.

Правила поведения в поезде

Совсем нелишне знать не только правила безопасности в автомобиле, но и в поезде. При путешествии на данном средстве передвижения вы будете пассивным участником процесса, то есть пассажиром. При этом вам также потребуется соблюдать определенные рекомендации, обеспечивающие сохранность вашего здоровья:

  • не запрыгивайте в движущийся вагон, дождитесь его полной остановки, а лишь затем займитесь погрузкой вещей;
  • не складывайте тяжелый багаж на верхние полки, уберите его под спальные сидения, такие меры снизят риски травматизма вследствие удара;
  • обеспечьте хранение личных вещей в непосредственной близости от вас, в постоянном поле зрения;
  • не контактируйте с неизвестными, не вступайте в дебаты, а любые споры решайте при помощи полиции или проводника, если вы ночуете в купе, обязательно закройте двери изнутри;
  • не высовывайтесь из открытых окон и не пытайтесь покинуть поезд через дверь на ходу;
  • соблюдайте спокойствие и аккуратность.

Общие правила безопасности в автомобиле, поезде, самолете и другом транспортном средстве по большей части едины. Основным ответственным за ситуацию при передвижении является водитель, однако каждый пассажир должен адекватно оценивать существующие риски и не забывать о том, что здоровье, а, главное, собственная жизнь в его же руках. Если вы не уверены в благополучном исходе путешествия по той или иной внешней причине, лучше откажитесь от поездки и подберите альтернативный способ передвижения. Если вы все еще сомневаетесь в том, что необходимо соблюдать правила безопасности в автомобиле, фото различных аварий обязательно расскажут вам о возможных печальных последствиях.

Жизнь современного общества невозможна без транспорта, современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде (табл. 3.7).
К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железно-дорожный, авиационный, водный (рис. 3.9).

Для того чтобы сократить число чрезвычайных ситуаций на транспорте и минимизировать последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Таблица 3.7
Динамика роста числа смертельных несчастных случаев на транспорте в России (1997 - 2005 гг.)


Вид
транспорта

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Автомобильный

Авиационный

Железнодорожный

Рис. 3.9.

Автомобильный транспорт

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 - 200 км) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд пассажиров, что составляет 52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 млн чел., становятся инвалидами 8 млн чел., экономические потери составляют в среднем 500 млрд долл. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80 чел., травмируется около 500 чел. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тыс. ДТП, в которых участвуют транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс.

По данным МВД России, в 2005 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 223 342 ДТП, в которых погибло 33 957 и ранено 274 864 чел. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (160 970, или 72,1%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах. На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло 61 763 ДТП (27,7%), в результате которых смертельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших (табл. 4.10).

В России количество погибших в ДТП в 5 - 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате столкновения - 37,9%, наезда -37,1%, опрокидывания - 16,1%.

Таблица 3.10
Число ДТП и пострадавших в России (1998-2005гг.)

Показатель

Количество ДТП

Погибло, чел.

Ранено, чел.

Доля происшествий в результате ДТП (2005 г .)
Наезды на пешеходов 41,3%
Столкновения транспортных средств 30,6%
Нарушение водителями правил дорожного движения 80,9%
Плохие дорожные условия 23,9%

ДТП - это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Участник ДТП - лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водители, пешеходы, пассажиры, сотрудники ГИБДД, велосипедисты, дорожные рабочие.

В последние годы в нашей стране отмечен устойчивый рост числа ДТП, погибших и раненых, материальных потерь; риск оказаться в ДТП, получить травму или погибнуть имеет довольно высокую степень вероятности.

Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых на одном из первых мест стоят автомобили. Это связано с огромным их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, то после начала торможения он проходит путь в 15 м, при скорости 100 км/ч тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 м. Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания, деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т. д.
Причины ДТП:

  • незнание или нарушение правил дорожного движения;
  • превышение скорости;
  • вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии;
  • неисправность транспортного средства;
  • плохое состояние дороги;
  • переход проезжей части дороги в неустановленном месте;
  • наезд на пешехода;
  • неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке;
  • неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Правила поведения
Если вы попали в аварию:

  • сохраняйте самообладание в любой ситуации;
  • пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;
  • покиньте автомобиль только после полной его остановки;
  • после аварии быстро оцените обстановку, положение транспортного средства, наличие факторов опасности;
  • определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;
  • постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;
  • покиньте автомобиль через двери, окна, люки;
  • отойдите на безопасное расстояние от места аварии;
  • вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; окажите помощь пострадавшим;
  • при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь под ручными средствами или вызвать специалистов;
  • сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;
  • если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Авиационный транспорт

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.

В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Поражающие факторы на авиатранспорте:

  • сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;
  • пожар, взрыв, отравляющие газы;
  • декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

Правила поведения
Если в самолете возникла аварийная ситуация:

  • быстро примите безопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;
  • оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте паники, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

  • нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  • категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
  • запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;
  • запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противо-показания по здоровью;
  • запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий - места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.
Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. Покинув транспортное средство, необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 м.
Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Взрыв или пожар на самолете вызывает необходимость оперативного проведения эвакуации людей, поскольку одной из главных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и, в первую очередь, двуокисью углерода - через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня.

Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожа ра не следует снимать верхнюю одежду и обувь - они защитят от ожогов и битого стекла.
Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Железнодорожный транспорт

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.
Причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте:

  • сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;
  • пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;
  • наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;
  • воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте приводят к травмам и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 м, переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом; в последнее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Правила поведения
Меры безопасности на железной дороге:

  • нельзя ходить по железнодорожному пути; во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;
  • нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;
  • опасно переходить железнодорожный переезд при опущенном шлагбауме, включенной звуковой и световой сигнализации;
  • нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок) - в случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними; нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;
  • в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;
  • на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;
  • заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
  • нельзя прислоняться во время движения поезда к дверям вагона или открывать их;
  • нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;
  • запрещается ездить на крыше вагона, на подножках, переходных площадках, в грузовом вагоне.

Контактная подвеска над вагонами находится под напряжением 27 500 В. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии 2 м образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе Юм.

Пожары на железнодорожном транспорте представляют чрезвычайную опасность. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах.

Причины возгорания:

  • неосторожное обращение пассажиров с огнем;
  • неисправность электрооборудования;

Нарушение требований противопожарной безопасности.

Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе - 2,5 м/мин, в течение 15 - 20 мин после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С.
Поражающие факторы пожара в пассажирском поезде:

  • открытый огонь;
  • высокая температура;
  • отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

Если в вагоне возник пожар:

  • сообщите проводнику или начальнику состава;
  • до прибытия специалистов постарайтесь организовать тушение пожара с помощью огнетушителей;
  • в случае невозможности потушить огонь остановите поезд с помощью стоп-крана, предупредите всех о пожаре и незамедлительно покиньте вагон через двери, люки, окна или перейдите в соседний вагон;
  • нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке - в этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены;
  • если поезд приходится покидать во время движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Городской наземный транспорт

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения чрезвычайных ситуаций. Это приводит к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

Правила поведения
Меры безопасности на городском наземном транспорте:

  • ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок - на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;
  • входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;
  • при движении не высовывайтесь из окон и люков;
  • нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, связанные со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

Если возникла чрезвычайная ситуация:

  • соблюдайте спокойствие, не паникуйте;
  • быстро покиньте транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойдите на безопасное расстояние;
  • выполняйте команды водителя;
  • в случае пожара незамедлительно сообщите об этом водителю, попытайтесь погасить огонь с помощью огнетушителя;
  • быстро покиньте горящее транспортное средство и отойдите на безопасное расстояние.

Метрополитен

Метро - это большая, сложная, техническая система, чрезвычайные ситуации в которой связаны с травмами и гибелью людей.

Повышенную опасность для пассажиров метро представляет эскалатор. Самой частой и чрезвычайно опасной ситуацией на эскалаторе является падение людей вниз по лестнице, это может случиться в результате неожиданной остановки эскалатора или падения тяжелого предмета. Внизу у места схода эскалатора быстро образуется давка, травмируются и погибают люди.

Правила поведения
На эскалаторе:

  • стойте с правой стороны лицом по направлению движения;
  • держитесь за поручень;
  • проходите с левой стороны;
  • не прислоняйтесь к неподвижным частям эскалатора;
  • не сидите на ступеньках;
  • не ставьте вещи на ступеньки и поручень;
  • не допускайте падения вещей на эскалатор.

Чрезвычайная ситуация может произойти на платформе: человек может упасть с платформы на железнодорожные пути, попасть в пространство между вагонами.

На платформе:

  • не заходите за оградительную линию у края платформы до полной остановки поезда;
  • при падении предметов на железнодорожные пути сообщите дежурному по станции. Не пытайтесь достать свои вещи самостоятельно.

Если вы упали на рельсы:

  • не пытайтесь выбраться самостоятельно, позовите на помощь;
  • быстро передвигайтесь к началу платформы, где находятся часы, - в этом месте машинист сделает остановку;
  • в случае приближения поезда нужно лечь между рельсами - глубина лотка рассчитана так, что элементы поезда не травмируют человека.

Если в вагоне возник пожар или взрыв:

  • сообщите об этом машинисту поезда по громкоговорящей связи, укажите точно номер вагона;
  • незамедлительно приступите к тушению огня - в каждом вагоне есть огнетушители.

Если пассажир упал между вагонами стоящего поезда:

  • находящиеся рядом люди должны подать сигнал машинисту круговыми движениями руки над головой;
  • заблокировать входную дверь любым предметом;
  • сообщить о случившемся дежурному по станции.

Если в отъезжающем поезде остались ваши вещи:

  • запомните, в каком по счету вагоне состава это произошло;
  • запомните номер поезда, который написан на лобовом стекле последнего вагона;
  • сообщите об этом дежурному по станции - информация будет передана машинисту поезда и дежурному следующей станции.

Если поезд остановился в тоннеле: