Соблюдение транспортной дисциплины в овд. Транспортная дисциплина в мвд приказ

При прохождении службы сотрудниками органов внутренних дел большое внимание уделяется соблюдению служебной дисциплины и законности. Уровень законности и служебной дисциплины в органе внутренних дел зависит от целого ряда обстоятельств и, в частности, от кадрового состава, несущего службу по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Но нужно признать, что уровень служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел оставляет желать лучшего.

Нарушением сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), повлекшее за собой нарушение законодательства Российской Федерации, должностной инструкции, правил внутреннего распорядка органа внутренних дел либо выразившееся в несоблюдении требований к служебному поведению или в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов, распоряжений и указаний прямых начальников и непосредственного начальника, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность.

Грубыми нарушениями служебной дисциплины являются:

  • · несоблюдение сотрудником органов внутренних дел запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
  • · отсутствие сотрудника органов внутренних дел по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного рабочего времени;
  • · нахождение сотрудника органов внутренних дел на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения, а также отказ сотрудника органов внутренних дел от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • · совершение виновного действия (бездействие), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности органа (подразделения) внутренних дел либо организации и их структурных подразделений, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • · разглашение сведений, составляющих государственную либо иную охраняемую законом тайну, сведений конфиденциального характера или служебной информации ограниченного распространения, ставших известными сотруднику органов внутренних дел в связи с исполнением им служебных обязанностей;
  • · небрежное хранение вверенного для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • · отказ или уклонение от прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией в случаях, если обязательность их прохождения установлена законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами;
  • · неявка без уважительных причин на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;
  • · умышленное уничтожение или повреждение имущества органа внутренних дел, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • · непредставление сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера, а также представление сотрудником органов внутренних дел заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о своих обязательствах имущественного характера, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и их обязательствах имущественного характера;
  • · сокрытие фактов обращения к сотруднику органов внутренних дел каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
  • · публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении решений вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором сотрудник органов внутренних дел замещает должность, если это не входит в его служебные обязанности;
  • · нарушение сотрудником органов внутренних дел требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;
  • · совершение сотрудником органов внутренних дел, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя органа внутренних дел;
  • · принятие сотрудником органов внутренних дел необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу органа внутренних дел.

Виды взысканий, применяемых к сотрудникам ОВД по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации значительно расширен. Так, за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; снижение в специальном звании на одну ступень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внутренних дел.

Каждое дисциплинарное взыскание должно применяться с учетом тяжести проступка. Увольнение из органов внутренних дел в качестве дисциплинарного взыскания может применяться в случае грубого нарушения служебной дисциплины, за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел; за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания, наложение которого осуществлено в письменной форме.

Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав.

Дисциплинарные взыскания объявляются приказами, и оно не может быть снято устно. За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

При совершении дисциплинарного проступка от сотрудника, его совершившего, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения его в отпуске.

Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику органов внутренних дел, подвергнутому взысканию, под расписку.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника органа внутренних дел либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника органов внутренних дел в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Существуют правовые последствия для сотрудников, имеющих письменные дисциплинарные взыскания. Так, сотрудник, имеющий письменное дисциплинарное взыскание, не может быть назначен на вышестоящую должность, ему не может быть присвоено очередное специальное звание.

Наряду с дисциплинарной ответственностью, сотрудник несет моральную ответствен-ность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью.

Во многих документах, отражающих основные направления работы с кадрами ОВД, подчеркивается необходимость мер по осуществлению психологического обеспечения деятельности сотрудников и проведению воспитательной работы с личным составом.

Многие исследования показывают, что нарушения законности и дисциплинарные проступки находятся в прямой зависимости от развития профессиональной деформации сотрудников ОВД.

Служебная деятельность в ОВД имеет свои отличительные характеристики. Так, выполнение функциональных обязанностей сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия. Несение службы нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, характеризуется недостаточной определенностью ролевых функций, психическими и физическими перегрузками, необходимостью общаться с самым разнообразным контингентом граждан и требует от сотрудника решительных действий и способности пойти на риск. Эти специфичные особенности профессиональной деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики ее представителей и могут приводить к развитию у сотрудников ОВД явления профессиональной деформации.

Следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой.

Профилактика нарушений дисциплины и законности среди сотрудников ОВД имеет ряд особенностей, обусловленных специфическими условиями служебной деятельности, тенденцией к нарастанию пограничных и психосоматических расстройств, в том числе различных форм деструктивного поведения, и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание должного нормативного порядка в каждом органе внутренних дел, создание наиболее благоприятных условий для несения службы сотрудников, обеспечение их социальной и правовой защищенности, формирование оптимальных межличностных взаимоотношений.

Приоритетными направлениями в этом процессе могут служить:

1) реальное обеспечение предоставленных законодательством социальных льгот и гарантий сотрудникам;

  • 2) создание наиболее приемлемых условий для труда, отдыха, перспектив служебного роста;
  • 3) совершенствование системы материального и морального стимулирования.

Важным инструментом в профилактике нарушений дисциплины и законности является поощрение как метод морального и материального стимулирования труда сотрудников. Следует отметить, что поощрение сотрудника лишь частично зависит от применяемых поощрений или санкций. Большое значение имеет усвоение сотрудником стандартов позитивного поведения как при несении службы, так и в свободное от службы время.

В профилактические мероприятия по предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности входят постоянные проверки поведения сотрудника в быту, составление руководителем личных бесед.

Существует еще одна мера профилактики нарушений служебной дисциплины и законности - это контроль.

А.П. Коренев отмечал, что среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю. «Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников исполнительной власти чувства ответственности»

В целях улучшения контроля за деятельностью подчиненных сотрудников начальник органа внутренних дел должен осуществлять непосредственное наблюдение за деятельностью руководителей служб, подразделений, а также рядовых сотрудников, осуществляющих выполнение возложенных на них задач, периодически гласно и негласно проводить проверку деятельности соответствующей службы органа внутренних дел или ее сотрудников, изучать служебную документацию, жалобы, отзывы граждан и т.п. При этом каждый руководитель не должен забывать проводить индивидуальную воспитательную работу с подчиненными сотрудниками, а также комплексно использовать весь арсенал мер поощрения и дисциплинарного воздействия к подчиненным. Эти меры должны подкреплять соответствующие контрольные мероприятия. Только в этом случае от контроля можно добиться максимально полного результата и сделать его подлинно эффективным средством обеспечения законности и дисциплины в служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Обеспечение безопасности дорожного движения - сложная многоплановая проблема. Поэтому меры по предупреждению ДТП и дорожно-транспортных преступлений должны носить комплексный характер.

Следует иметь в виду, что деятельность по предупреждению ДТП непосредственно влияет на динамику дорожно-транспортных преступлений. Поскольку грань между ними лежит в сфере последствий, а нарушения могут быть совершенно идентичны, профилактическая работа, направленная на предупреждение как дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транспортных преступлений, может быть в целом качественно однородна.

В настоящее время в нашей стране в основном сложилась государственная система обеспечения безопасности дорожного движения, включающая в себя разветвленную сеть органов и организаций, каждая из которых в пределах своей компетенции осуществляет меры по предупреждению ДТП и снижению их тяжести и последствий.

Особое место среди них занимают органы внутренних дел и их специализированная служба безопасности дорожного движения (УДП-ОДП).

На службу дорожной полиции, в частности, возложены следующие функции:

  • - регулирование движения транспорта и пешеходов;
  • - выявление и пресечение нарушений Правил дорожного движения;
  • - контроль за содержанием дорожной сети;
  • - надзор за техническим состоянием транспорта;
  • - регистрация и учет автомототранспортных средств;
  • - учет и анализ ДТП и причин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению;
  • - применение к нарушителям установленных законом мер воздействия;
  • - организация и проведение агитационно-пропагандистской работы.

Характеризуя содержание деятельности УДП, можно сказать, что все свойственные ей функции, в конечном счете, имеют профилактическую направленность, поскольку их осуществление подчинено одной главной цели - обеспечению безопасности дорожного движения.

Осуществляя регулирование дорожного движения, выявляя и пресекая нарушения правил дорожного движения, сотрудники УДП обеспечивают четкое, бесперебойное и безопасное функционирование транспорта, укрепляют дисциплину всех участников движения.

От общей численности сотрудников УДП 70 % составляют сотрудники отдельных батальонов дорожной полиции, основной задачей которой является поддержание установленного порядка в дорожном движении.

В профилактической деятельности УДП важное место отводится надзору за техническим состоянием транспортных средств. Проведение периодических технических осмотров, контроль за осуществлением автотранспортными предприятиями мероприятий по содержанию транспортных средств в исправном состоянии, выборочный контроль исправности транспорта на улицах и дорогах и т.д. - важное условие безаварийной работы транспорта, предупреждения возможных дорожно-транспортных происшествий и преступлений.

Осуществляемый УДП контроль за состоянием дорожной сети также имеет большое профилактическое значение, поскольку направлен на снижение числа ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог.

На службу УДП возложена также задача вести учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения. От того, на сколько хорошо налажены учет и анализ, в известной мере зависит эффект профилактических мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых службой УДП. Данные об аварийности с целью выявления присущих ей тенденций могут анализироваться по времени года и суток, дням недели; по местам возникновения ДТП; по определенным автопредприятиям и т.д. Результаты такого анализа позволяют не только выявить причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий и преступлений, но и разрабатывать конкретные, целенаправленные и эффективные меры по их профилактике.

Определенное внимание в этой работе следует уделять и анализу сведений о лицах, пострадавших в ДТП. Обобщенные данные помогают точнее определить объекты профилактического воздействия и повысить его действенность.

Агитационно-пропагандистская, правовоспитательная работа среди водителей автотранспортных средств, широких слоев населения включает: разъяснение законодательства, правительственных документов по вопросам безопасности дорожного движения, информирование граждан о дорожно-транспортных происшествиях и преступлениях, их причинах, условиях и последствиях, а также о проделанной и планируемой на перспективу работе по повышению безопасности дорожного движения. Эта работа может проводиться с использованием как средств массовой информации (печати, радио, телевидения), так и устной пропаганды (лекций, бесед, докладов, консультаций), наглядной агитации (плакатов, памяток, проспектов, информационных листовок и т.п.)

Специфической формой воспитательно-профилактического воздействия на участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов) являются смотры по безопасности дорожного движения, операции, рейды, тематические конкурсы и кинофестивали, агитпробеги.

В деле предупреждения дорожно-транспортных происшествий и преступлений наряду с организационными, техническими и воспитательными мерами определенное место занимают и правовые меры.

Так, служба УДП может применять к нарушителям Правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, административно-правовые меры воздействия. Применение к нарушителям административно-правовых норм оказывает профилактическое воздействие на все категории участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов), население в целом.

В предупредительной работе службы УДП оказывают помощь различные общественные формирования.

Значительную помощь службе дорожной полиции в профилактике дорожно-транспортных происшествий и преступлений оказывают внештатные сотрудники. Они могут выполнять различные функции, например, участвовать в надзоре за соблюдением Правил дорожного движения, в их пропаганде, в разработке профилактических мер, в розыске скрывшихся с места ДТП водителей, в розыске угнанных транспортных средств и т. д.

Важное значение имеют методы других стран по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Так, в США и Франции на специально оборудованных в соответствии с требованиями безопасности участках дорог количество дорожно-транспортных происшествий уменьшилось в 2,5 - 3 раза. Тот же эффект был достигнут в результате ограничения в ряде стран скорости движения. Заметный позитивный результат в уменьшении тяжких последствий неосторожных транспортных преступлений наступил и при изменении акцентов в их профилактике. Исследования показали, что ориентация на создание дополнительных систем безопасности эксплуатации в самой конструкции технических средств более перспективна, нежели разработка правил безопасности их эксплуатации и создание контрольных структур, обеспечивающих соблюдение данных правил. Например, когда количество летальных исходов вследствие дорожно-транспортных происшествий стало национальной проблемой во многих развитых странах мира, правительства этих стран обязали производителей автомобилей внести ряд изменений в конструкцию транспортных средств с целью придания им противоударных характеристик. В результате смерть на дорогах данных государств снизилась. В нашей стране в начальный период проведения антиалкогольной кампании (1985-1986 гг.) также был зафиксирован резкий спад «пьяной» транспортной преступности.

Таким образом, многолетняя статистика, собранная полицейскими различных государств, единогласно подтверждает, что основной причиной ДТП, является нарушение элементарных правил безопасности. А, значит, лучший способ обезопасить себя от неприятностей на дороге -- это знать и соблюдать ряд простых, но чрезвычайно важных «заповедей».

Повышение безопасности дорожного движения является одной из приоритетных задач Министерства внутренних дел Российской Федерации. Работа по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий в УМВД России по Липецкой области организована в соответствии с требованиями приказа МВД России от 31.12.2013 № 1045 «Об утверждении Порядка организации транспортной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации».

За 2017 годс участием служебного автотранспорта УМВД России по области зарегистрировано 58 ДТП (+9,0%), из них 10 - по вине сотрудников ОВД (АППГ: -17%). Основные причины ДТП:

Не соблюдение дистанции;

Не предоставление преимущества в движении;

Превышение скоростного режима.

Ежемесячно автохозяйством ФКУ «ЦХиСО УМВД России по области» осуществлялись выезды в подразделения УМВД России по Липецкой области для проведения занятий с целью изучения ПДД, с последующим принятием зачетов. За отчетный период осуществлено 25 выездов, приняты зачеты у 530 сотрудников (не сдали зачет 109 сотрудников, направлены для пересдачи в территориальные подразделения ГИБДД).

На постоянной основе в выходные дни осуществляется проверка мест стоянки открепленного служебного автотранспорта.По всем недостаткам, выявленным в ходе проверок, докладывается заместителю начальника УМВД России по Липецкой области.

В целях активизации работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий, гибели и травматизма личного состава на транспорте и в соответствии с распоряжением МВД России от 27.05.2013 № 1/4882 «О дополнительных мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел Российской Федерации», сотрудниками отделения по безопасности движения АТХ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по области» совместно с УРЛС, УГИБДД УМВД России по области проводятся ежеквартальные месячники безопасности дорожного движения. Согласно утвержденным графикам осуществлено 40 выездов в структурные подразделения районного уровня с целью проверки организации эксплуатации служебного автотранспорта в УМВД России по области, в результате которых проверено 248 единиц автотранспорта, составлено 29 протоколов об административных нарушениях. Основная масса недостатков приходится на техническую неисправность автотранспорта и отсутствие контроля за ведением путевой документации.

Основные нарушения, выявленные в подразделениях области это:

Отсутствие контроля со стороны ответственных лиц за выходом, возвращением и эксплуатацией служебного автотранспорта, ведением путевой документации;

Не определен или не выполняется порядок сдачи путевой документации и ключей от автотранспорта как при хранении на территориях подразделений, так и при осуществлении парковок вне закрепленных подразделений;

Не выполняются планы работы по обеспечению безопасности дорожного движения на служебном автотранспорте;

Отсутствие предрейсового медицинского осмотра, предусмотренного в обязательном порядке статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

В целях улучшения дорожно-транспортной дисциплины на служебном автотранспорте, а также для создания условий творческой и профессиональной самореализации, повышения профессионального уровня водителей-сотрудников, в июле 2017 года организован и проведен конкурс профессионального мастерства на звание «Лучший водитель» среди сотрудников органов внутренних дел Липецкой области (приказ УМВД России по Липецкой области от 16.06.2017 № 539) . По результатам конкурса 1 место занял сотрудник ОБ ОКПО УМВД России по г. Липецку, 2 место – АТХ ФКУ «ЦХиСО УМВД России по области», 3 - ОМВД России по Елецкому району.

Проводимые во втором и третьем кварталах 2017 года профилактические мероприятия позволили стабилизировать состояние автотранспортной дисциплины и остановить рост ДТП на служебном автотранспорте по вине сотрудников ОВД.

ФКУ «ЦХиСО УМВД России по области»

В первом полугодии 2015 года отмечено сокращение на 4,5% количества уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников органов внутренних дел города Москвы. На 23% уменьшилось количество допущенных фактов грубых нарушений служебной дисциплины, на 13% сократилось количество ДТП с участием сотрудников органов внутренних дел г. Москвы, в 1,7 раза сократилось количество ДТП, допущенных сотрудниками в состоянии опьянения. Отмечается снижение на 48% фактов управления сотрудниками автотранспортом в состоянии опьянения. Вместе с тем серьезный урон репутации московской полиции наносят резонансные преступления, совершенные сотрудниками органов внутренних дел. Так, 4 июня сотрудниками ОСБ (УВД по ЮЗАО) задержан находившийся в свободное от службы время, инспектор ДПС лейтенант полиции К. , который дал взятку в размере 200 тысяч рублей оперуполномоченному ОСБ (УВД по ЮЗАО) за сокрытие факта употребления им наркотического вещества, подлога результатов медицинского освидетельствования, по результатам которого у него было выявлено состояние опьянения, вызванное наркотическими средствами.

Даже одно негативное происшествие с личным составом, особенно если оно связано с совершением ДТП в состоянии алкогольного опьянения, крайне негативно сказывается на имидже полиции города Москвы.

В ГУ МВД России по г. Москве продолжается принципиальная практика по увольнению сотрудников допустивших управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В результате в первом полугодии по отрицательным основаниям было уволено 97 сотрудников, никому не было сделано исключений, и отступления от этого правила не будет, невзирая на выслугу лет, занимаемую должность, звание и заслуги.

Руководство ГУ МВД России по г. Москве принимает дополнительные меры по искоренению этих негативных явлений. В целях укрепления служебной, дорожно-транспортной дисциплины и законности в подразделения направлено распоряжение начальника ГУ МВД России по г. Москве от 15 июня 2015 года № 1/1003 «О дополнительных мерах по повышению эффективности индивидуальной воспитательной работы и укреплению служебной дисциплины и законности», предусматривающее вовлечение членов семьи в воспитательный процесс, через посещения по месту жительства, проведением индивидуальных бесед.

К сожалению, мы иногда теряем людей и в результате слабой профессиональной подготовленности сотрудников, а также нарушений в организации несения службы.

Так, 27 мая при задержании преступника, совершившего кражу терминала оплаты, проявив мужество и героизм, получил смертельные ранения не совместимые с жизнью полицейский ГНР 1 БП МОВО по ЮАО младший сержант полиции Баннов А.И. Руководством ГУ МВД России по г. Москве Баннов представлен к государственной награде Российской Федерации – ордену Мужества.

Однако трагедии можно было бы избежать и молодой сотрудник, только что начавший свою карьеру и ступивший на защиту правопорядка и безопасности граждан столицы, остался бы жив, если бы были обеспечены необходимые меры личной безопасности, соблюдена тактика действий экипажа в экстремальной ситуации при несении службы (обеспечена подстраховка и скоординированы действия всех членов экипажа). Поэтому необходимо никогда не пренебрегать мерами безопасности при несении службы, малейшее отступление от этих правил – это цена жизни сотрудника органов внутренних дел.

В отчетный период за образцовое исполнение служебных обязанностей приказами ГУ МВД России по г. Москве поощрено более 3 340 сотрудников, приказами МВД России – 113, награждено государственными наградами - 19 сотрудников.

Правильная ссылка на статью:

Дресвянникова Е.А. — Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения // Юридические исследования. - 2015. - № 5. - С. 24 - 33. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.5.14790 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14790

Транспортная дисциплина и культура участников дорожного движения – основа безопасности дорожного движения

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом проведенного исследования выступают вопросы состояния и формирования транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения. Автор подробно рассматривает применяемые ранее и действующие в настоящее время государственные меры по обеспечению дисциплины водителей. Цель исследования – предложить эффективные способы повышения дисциплины и культуры на дорогах. Задачи исследования: а) на основе анализа государственных мер, направленных на повышение дисциплины и культуры участников дорожного движения, выявить основные их положительные и отрицательные стороны; б) на основе выявленных недостатков предложить эффективные способы по формированию транспортной дисциплины и культуры участников дорожного движения; в) раскрыть значимость информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения. В основу методологии исследования положены общие и специальные методы: диалектический, системный, сравнительно-правовой, метод анализа и синтеза и другие, используемые в юридических науках. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в российском обществе сформирован радикальный запрос на улучшение безопасности дорожного движения, первостепенное значение должно приобретать развитие коммуникационных инструментов, с помощью которых доносится тема безопасности дорожного движения. Автором предложены меры по совершенствованию информационной и пропагандистской работы в области обеспечения безопасности дорожного движения, основным направлением которой должно стать формирование у всех участников дорожного движения правосознания.


Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, транспортное поведение, дисциплина, культура, информация, общество, равенство, правосознание, пропаганда

10.7256/2409-7136.2015.5.14790


Дата направления в редакцию:

24-03-2015

Дата рецензирования:

25-03-2015

Дата публикации:

01-05-2015

Abstract.

The subject of the study includes the issues of formation and condition of transport discipline and traffic participants" culture. The author examines the previously used and the existing state measures of drivers" discipline provision.The purpose of the research is to propose the effective ways of road discipline and culture improvement. The objectives of the study are: a) on the base of the analysis of state measures of road discipline and culture enhancement to identify their main advantages and disadvantages; b) on the basis of the identified deficiencies to suggest the effective ways of road discipline and culture formation; c) to reveal the importance of information and propaganda in the sphere of road safety. The methodology of the research is based on the general and special methods: the dialectical method, the system approach, the comparative-legal method, analysis, synthesis and other methods used in the legal sciences. The author concludes that there is a radical need for road safety enhancement in the Russian society; development of communication means of the road safety issue transmission should gain primary importance. The author offers the measures of information and propaganda work enhancement in the sphere of road safety provision, which should be based on the development of legal awareness of traffic participants.

Keywords:

Information, culture, discipline, behavior on the road, traffic, safety, society, equality, legal awareness, propaganda

«Законы и установления должны идти рука об руку

с прогрессом человеческой души»

Томас Джефферсон

С ростом уровня автомобилизации существенно изменяются не только плотность и интенсивность движения на дорогах России, но и контингент водителей. Мониторинг сведений статистической отчетности Госавтоинспекции МВД России констатирует, что возросло количество водителей транспортных средств, не обладающих достаточным опытом управления . Следствием этого является постоянное увеличение заторов на дорогах, а следовательно резкое учащение непосредственных контактов участников дорожного движения, которое во многих случаях носит конфликтный характер.

На сегодняшний день в обществе сложился консенсус по отношению к основным инициативам по обеспечению безопасности дорожного движения. В первую очередь, население нашей страны поддерживает необходимость привития навыков терпимости на дорогах и, нетерпимости к нарушителям, и как следствие ужесточение санкций за нарушение правил дорожного движения. По результатам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) 86% россиян считают проблему безопасности дорожного движения актуальной, 66% россиян основной причиной дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди, назвали недисциплинированность водителей и выступили за создание в обществе неприятия нарушений правил дорожного движения .

По-прежнему значительное влияние на безопасность дорожного движения оказывают лица, которые заведомо совершают противоправные действия. Здесь уместно заметить, что в отличие от России, где значительная часть правозащитников стоит «на страже» прав и законных интересов нарушителей, в зарубежных странах огромное внимание уделяется созданию условий по обеспечению эффективной защиты законопослушных участников дорожного движения от противоправных посягательств .

В таких условиях заслуживают пристального внимания вопросы состояния и формирования транспортной дисциплины и культуры не только водителей, а всех участников дорожного движения.

Одним из действенных способов по обеспечению дисциплины водителей, несмотря на небольшой период своего функционирования (чуть более четырех лет), являлась бальная система оценки нарушений Правил дорожного движения. К сожалению, в 1997 году бальная система была отменена. В настоящее время данная система оценки нарушений остается предметом научных дискуссий .

Спустя десять лет в 2007 году на законодательном уровне было принято решение о назначении административного наказания без составления протокола в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенных с использованием транспортного средства и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи . Основная цель, которая преследовалась повсеместной установкой технических средств, была двоякой, во-первых, это неотвратимость ответственности и наказания за совершенное правонарушение, а во-вторых, профилактика нарушений Правил дорожного движения.

Согласимся, что в большинстве случаев приборы фото-, видео- фиксации нарушений Правил дорожного движения являются в определенной степени сдерживающим фактором и дисциплинируют водителей , ведь около 80 % всех дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей (превышение скорости, выезд на встречную полосу движения, нарушения правил обгона и др.).

Однако не стоит забывать, что дисциплина поведения не терпит каких-либо шаблонов и всегда допускает некоторый «диапозон возможностей». Поэтому дисциплину необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Отдельного пристального внимания к себе требует невысокий уровень подготовки водителей в автошколах, так как главной проблемой, имеющей существенное влияние на процесс формирования дорожной дисциплины у начинающих водителей, является отсутствие в применяемых в учебном процессе программах аспектов, связанных с пассивной безопасностью или недостаточное количество часов, выделенных на их изучение.

На наш взгляд, необходимо ужесточать требования к надлежащей подготовке и переквалификации водителей, внося коррективы в программы обучения, отслеживая, выпускники какой автошколы чаще всего совершают дорожно-транспортные происшествия, используя эту информацию для контроля и проверки качества обучения. Стоит заметить, что во многом уровень культуры и уровень знания Правил дорожного движения коррелируют между собой.

Таким образом, обществом должна быть поставлена цель формирования не только грамотного и ответственного, но и дружелюбного транспортного поведения всех участников дорожного движения. Полагаем, что это возможно только при соблюдении тотального равенства прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения.

Культура, это человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, отражающая человеческую субъективность и объективность. Культура - это своего рода результат воспитания и самовыражения.

В рамках деятельностного подхода, на наш взгляд, культура участников дорожного движения - это сознательная деятельность не только отдельных индивидов, включенных в процесс движения (водители, пешеходы, пассажиры транспортных средств), но и общественных институтов (организаций, учреждений, центров), направленная на целесообразное упорядочение общественных отношений в области дорожного движения.

С позиций этического подхода термин «культура» определяется как «совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений» .

Полагаем, что изложенные подходы к определению культуры участников дорожного движения позволяют выделить следующие ее культурно-содержательные составляющие: интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные, физические, профессиональные качества, совокупность которых позволяет решать проблемы человеческого фактора, возникающие в области дорожного движения с высокой степенью эффективности и стабильности.

К сожалению, о наличии всех составляющих у каждого субъекта, участвующего в процессе дорожного движения, на сегодняшний день говорить не приходится.

Стоит согласиться, что процесс развития культуры заключается в смене социо-культурных типов . Культура формируется и развивается в существующем культурном пространстве с учетом общенациональных принципов культуры, и в то же время обусловлена характером и качеством социальных отношений.

В динамично меняющемся мире на сегодняшний день вектор социальных отношений направлен в сторону бескультурья. Наблюдается низкий общий культурный кругозор, нравственный облик, зачастую далёк от общегуманистических нравственных идеалов.

Реакцией же государства на низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения и, как следствие возросшего числа нарушений в данной сфере, становится, как мы наблюдаем последние семь лет, устойчивая тенденция к усилению административно-правового принуждения. Но стоит заметить, что если на сегодняшний день мы говорим о каком-то продвижении культуры на дорогах, то просто добиться этого одними штрафами нереально.

В современных условиях, когда тенденция изменения общественных отношений и социальных ролей настолько стремительна, не стоит забывать, что отношения в области дорожного движения в каждом конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Именно поэтому к проблеме безопасности на дорогах необходимо привлекать внимание самых широких слоёв населения. Огромную роль в этом может сыграть информационная и пропагандистская работа.

В последнее время на ежегодной основе набирают популярность и проводятся всероссийские социальные кампании «Прогноз безопасности», «Пешеход, на переход!», «Движение без опасности», «Автокресло - детям!», «Пристегнись!» и др., пропагандирующие тему безопасности дорожного движения с помощью современных инструментов социального маркетинга. Кроме того, заслуживают внимания рекламные баннеры (наружная реклама), с различными слоганами, напоминающими о правилах дорожного движения или предостерегающих водителей от их нарушения, которые установлены на дорогах страны. Конечно это неоценимый вклад в профилактику безопасности дорожного движения. Однако, считаем, что этих мер недостаточно.

На наш взгляд, первостепенное значение должно приобретать развитие коммуникационных инструментов, с помощью которых доносится тема безопасности дорожного движения. К сожалению, тема безопасности дорожного движения и уважительного отношения друг к другу на дороге не является рейтинговой для средств массовой информации.

В телевизионном сегменте медиарынка нашей страны экономически выгоднее осуществлять трансляцию маркетинговой рекламы, приносящей доход, нежели социальной рекламы по пропаганде безопасности дорожного движения. Однако, размер социально-экономического и демографического ущерба страны от дорожно-транспортных происшествий, несоизмерим с затратами на социальную рекламу безопасности дорожного движения.

Несомненно, в последнее время радует факт создания детских обучающе-познавательных радио и
телевизионных программ («Перекресток», «Дорожная азбука» и др.), широко используются интернет-ресурсы: всевозможные детские игры, различные тесты, компьютерные программы. Но вызывает сложность назвать хоть одну телевизионную передачу, где основам безопасности дорожного движения, если хотите «мирного сосуществования на дороге», и просто дорожной культуре и дисциплине, обучали взрослых. Конечно, всем известна телевизионная передача «Дорожные войны», сюжеты которой в ироничной форме показывают те «безобразия» и отсутствие не только грамотного поведения и культуры, но и подчас моральных устоев водителей и иных участников дорожного движения. Глупость и необразованность водителей лишь высмеивается, не подвергаясь даже критике.

Особенно это актуально становится, если коснуться деятельности, так называемых «профильных» средств массовой информации: журналы «За рулём», издательство «Транспорт», «Авторадио», которые отошли от вопросов безопасности дорожного движения, а занимаются рекламой авто новинок и раскручивают свой рейтинг с помощью обучения водителей общению с инспектором ГАИ, освещая вопросы, как уйти от ответственности .

Мы привыкли слышать: «Культура дорожного движения формируется годами, поэтому начинать воспитывать законопослушного участника дорожного движения нужно с рождения». А как же взрослые? Именно те, кто и является причиной высокой смертности, травматизма и аварийности на дорогах. Полагаем, что необходимо вносить изменения и дополнения в законодательство о средствах массовой информации, предусмотрев четкие ориентиры их деятельности (хотя бы государственных СМИ), и одним из обязательных направлений обозначить пропаганду безопасности дорожного движения.

Резюмируя вышеизложенное, приходим к выводу, что сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения зависит, прежде всего, от повышения дисциплины и культуры на дорогах, а не только от качества дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения.

Для повышения безопасности дорожного движения недостаточно общего законодательного регулирования указанной сферы, ужесточения наказаний и штрафов. Всё общество для повышения эффективности системы обеспечения безопасности дорожного движения должно объединиться в позитивную дорожную коалицию. Для изменения общественного сознания по проблеме безопасности дорожного движения каждый из нас должен начинать с себя! Жёсткие требования необходимо предъявлять, прежде всего, себе, неся ответственность не только за свою жизнь, но и жизнь окружающих.

Безрассудное поведение на дороге, легкомысленное отношение к безопасности и к закону, агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения это те причины, которые приводят к дорожно-транспортным происшествиям и непоправимым в результате их совершения последствиям.

Таким образом, необходимо формировать у всех участников дорожного движения правосознание и создавать в обществе нетерпимость к фактам пренебрежения социально-правовыми нормами именно на дорогах .

Библиография

.

Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России: htpp://www.gibdd.ru (дата обращения: 04 марта 2015 г.).

.
.

Антонов С.Н., Кузин В.В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С.29.

.

Антонов С.Н., Горбунов Д.В., Молчанов П.В., Тимофеев С.А. О некоторых вопросах влияния законодательства об административной ответственности на аварийность и деликтность в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 11. М.: НИЦ БДД МВД России.-2011.-С.138;

.

Антонов С.Н., Кузин В.В. Ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения: история, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. – 2012. – № 9. – С.28;

.

Борейко Ю.А. Проблемы укрепления транспортной дисциплины водителей на дорогах России // Труды Академии управления МВД России. – 2014.-№ 1 (29). – С.99-100.

.

О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 210-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4007.

.

Антонов С.Н., Горбунов Д.В., Молчанов П.В., Тимофеев С.А. О некоторых вопросах влияния законодательства об административной ответственности на аварийность и деликтность в области дорожного движения // Безопасность дорожного движения: Сборник научных трудов, выпуск 11. М.: НИЦ БДД МВД России, 2011. С.144.