Практика по аннулировании водительского удостоверения. Аннулирование водительских прав

Причиной таких писем стало недобросовестное поведение автошколы, которая на момент приема у москвичей экзаменов в ГИБДД, не имела соответствующей лицензии. Теперь же, как сообщает телеканал «Москва 24 », без водительских прав могут остаться как минимум 193 человека.

Как же так получилось? Всё очень просто. Эти люди прошли обучение в АНО «Центр профессионального транспортного образования» и пришли сдавать экзамен в ГИБДД. При этом бывшие курсанты предоставили все требующиеся документы - паспорт, медсправку и свидетельство об окончании автошколы. Вот только на тот момент у автошколы уже не было лицензии, но в ГИБДД об этом не знали и поэтому приняли экзамены и выдали удостоверения.

Спустя некоторое время выяснилось, что автошкола лицензии лишена. Поэтому в ГИБДД начали рассылать водителям письма, в которых сказано, что их права скоро аннулируют. Причем многие водители уже успели освоиться за рулём - кто-то поездил полгода, а кто-то и год. Несмотря на это в ГИБДД заявляют, что свидетельства о получении профессии водителя недействительны, и требуют сдать права.

В настоящее время прокуратура Москвы проводит проверку сложившейся ситуации. Что делать водителям, оказавшимся в столь непростом положении? Эксперт, опрошенный корреспондентом «Авто Mail.Ru», рекомендует обращаться в суд и добиваться своего.

«В данном случае основную точку поставит все-таки суд. Хотя справедливость на стороне водителя - он не виноват в том, что случилась подобная история, - формально права ГИБДД. С этой точки зрения водитель не прошел обучение и не имел права быть допущенным к экзамену», - поясняет автоюрист, адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

И здесь возможны два варианта развития событий. Первый и маловероятный: прав такого водителя лишают автоматически, а он уже обжалует это решение в суде. Второй вариант: в суд обращается прокуратура и требует лишить вас прав. Шансы их отстоять у вас все равно есть, об этом стоит помнить. Дело в том, что по такой логике и госорган, который принял решение о допуске вас к экзамену, совершил ошибку. И, несмотря на эту ошибку, экзамен вы сдали, то есть всеми знаниями и навыками обладаете. И на этом стоит настаивать.

Сергей Радько

автоюрист, адвокат движения «Свобода выбора»

«Ну и, конечно, при выборе автошколы старайтесь не только спрашивать организацию о том, есть ли у нее лицензия. Но и сфотографируйте копию этой лицензии, не исключено, что она может быть поддельной», - добавляет эксперт.

Между тем, в профессиональном сообществе отмечают, что с аннулированием водительских прав автомобилисты сталкиваются не только в Москве.

Мы знаем об аналогичной ситуации в Краснодарском крае, сейчас повторилось в столичной автошколе, однако в обоих случаях вызывает удивление якобы непричастность ГИБДД к данной ситуации. Согласно новым требованиям, ГИБДД обязана вести учет автошкол, получивших лицензию и прошедших проверку на соответствие учебно-материальной базы, и информировать на своём интернет-портале потенциальных учеников о том, какие автошколы имеют право осуществлять образовательную деятельность

Сергей Лобарев

председатель правления НП «Гильдия автошкол», директор образовательного холдинга «Центральная автошкола Москвы»

«Наши юристы будут оспаривать данные действия и помогать гражданам восстанавливать справедливость. НП “Гильдия автошкол” создало Единую справочную службу по автошколам, где граждане могут получить достоверную информацию и снизить риск попадания в данную ситуацию», - отмечает С. Лобарев.

Гаишники собираются инкриминировать ослушавшимся людям статью 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции...», по которой предусмотрено наказание от 500 рублей штрафа до 15 суток административного ареста. Другими словами, власть дает понять, что в борьбе с «серыми» автошколами пойдет до конца, и в этой войне крайними останутся не только автокурсы, но и воспользовавшиеся их услугами граждане. Напомним, что скандал с массовым лишением столичных водителей «прав» , в которой журналисты рассказали о том, как в самом центре Первопрестольной несколько лет функционировала автошкола, не имеющая лицензии на обучение кандидатов в водители на категорию «В». Итогом расследования стало аннулирование более 100 водительских удостоверений. Кстати сказать, но к нашему предупреждению, увы, никто не прислушался. Однако говорить о том, что справедливость восторжествовала еще очень рано.

Хотя бы потому, что, во-первых, не наказаны ответственные сотрудники столичной ГАИ, по халатности или корысти ради допустившие к экзаменам граждан, не прошедших обучение в установленном законе порядке и, более того, разместившие на ведомственном сайте информацию (сейчас она уже удалена с ресурса), что АНО ЦПТО входит в число лицензированных школ. Во-вторых, толком не понесло никакой ответственности (если не считать наложенных судом штрафов на общую сумму в 210 000 рублей) руководство , хотя ряд экспертов сходится на том, что его действия вполне попадают под действие ст. 159 УК «Мошенничество» (до 10 лет лишения свободы) или, как минимум, ст. 165 УК «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» (до 5 лет тюрьмы). И, наконец, главное - что в этой ситуации делать пострадавшим гражданам?

Увы, им придется заново и проходить , и сдавать экзамены. Ведь ни на какие уступки власти явно не пойдут, поскольку выдача «прав» на неких «льготных» условиях станет сигналом для всех нелицензированных автошкол о том, что при благоприятных условиях их выпускники (причем чем их будет больше - тем лучше) по-любому получат заветные «корочки». Однако на новое обучение нужны немалые деньги, а где их взять? Правильно - получить у проштрафившегося АНО ЦПТО. Которое, впрочем, отдавать их не спешит и вместо этого делает своим бывшим курсантам новые сомнительные предложения.

Как рассказали порталу «АвтоВзгляд» некоторые из них, им предложили быстренько и за небольшую плату получить свидетельство об окончании от другого юрлица. Что значит «быстренько»? Скорее всего, без прохождения соответствующего профессионального обучения. как того требует ФЗ «О безопасности». То есть граждане, согласившиеся на предлагаемую «серую» схему автоматически становятся уже не пострадавшими, а соучастниками мошеннических действий в получении водительских удостоверений. Так как заведомо знают, что не будут полноценно обучаться, а выдаваемое свидетельство - пусть и на основе действующей лицензии - все- равно липовое. В любом случае, приняв такое предложение они вновь рискуют попасть на повторное аннулирование прав. На что (или на кого) надеется директор ЮАШ (материнская компания АНО ЦПТО) г-жа Никонова, которая и подписывала договора от имени ЦПТО с гражданами, у которых теперь аннулируют водительские удостоверения? И как все это возможно, ведь насколько нам известно, Ольга Александровна не только директор упомянутых учебных заведений, но и член координационного совета при Президенте РФ по программе действий в интересах детей, и член общественного совета Минтранса, и эксперт и других не менее солидных организаций.

В связи с чем очень рекомендуем пострадавшим не поддаваться на предлагаемую провокацию, потому что ничем хорошим это не закончится. А найти для обучения легитимную, добросовестную автошколу.
Не подписывать с ЦПТО никаких бумаг об отсутствии претензий а наоборот -
незамедлительно потребовать (в письменном виде) возврата потраченных на обучение денег в полном объеме, поскольку это самое обучение проводить автошкола права не имела.
Одновременно с этим подать 3 заявления - в

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет об особенностях выдачи и замены российских национальных и международных прав. Приступим.

Срок действия национального водительского удостоверения

27. Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Российское национальное водительское удостоверение, выданное до введения в действие настоящих Правил, действительно до истечения указанного в нем срока. Если срок действия такого водительского удостоверения не указан, оно действительно в течение 10 лет со дня выдачи.

Срок действия национального удостоверения, как и раньше, составляет 10 лет . Однако в Правила вводятся дополнительные условия, которые делают удостоверение недействительным. Они будут рассмотрены ниже.

Выдача прав для автомобилей с АКПП

28. Лицам, сдавшим экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, российские национальные водительские удостоверения выдаются с проставленной отметкой о праве управления транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Водители, сдающие экзамен в ГИБДД на автомобиле с автоматической коробкой переключения передач получают соответствующую отметку в водительское удостоверение. При этом отметка относится только к той категории, экзамен на которую был сдан на автомобиле с автоматической коробкой переключения передач.

В каких случаях можно заменить права без сдачи экзаменов?

29. Выдача российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения производится без сдачи экзаменов и в следующих случаях:

а) при истечении срока действия водительского удостоверения;
б) при изменении содержащихся в водительском удостоверении персональных данных его владельца;

г) при поступлении заявления об утрате (хищении) водительского удостоверения;
д) при подтверждении наличия у водителя транспортного средства изменений в состоянии здоровья, в том числе ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Заменить права без экзаменов можно в следующих случаях:

  • истечение срока удостоверения;
  • изменение персональных данных (фамилии, имени или отчества);
  • повреждения удостоверения;
  • изменение состояния здоровья водителя.

В этот перечень вошли все ситуации, в которых может потребоваться замена водительского удостоверения. При замене прав экзамены сдавать не придется.

Хочу обратить Ваше внимание, что в новые правила не был перенесен следующий пункт:

41. В случае проведения соответствующих проверок (при представлении документов, вызывающих сомнение в их подлинности, при наличии оснований полагать, что водитель лишен права управления транспортными средствами, и других) заявителю может выдаваться на срок до 2 месяцев временное разрешение на право управления транспортными средствами соответствующих категорий.

Таким образом, права в ГИБДД теперь будут менять в день обращения. Временное разрешение на 2 месяца больше выдаваться не будет.

Документы для замены прав

30. Для выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения заявителем предоставляются следующие документы:

а) заявление;

в) медицинское заключение;
г) российское национальное водительское удостоверение (при его наличии).

Для замены водительского удостоверения с 5 ноября 2014 года необходимы следующие документы :

  • заявление;
  • паспорт;
  • водительское удостоверение.

В отличие от первого получения водительского удостоверения, рассмотренного в , для замены водительских прав теперь не требуется документ о прохождении обучения в автошколе.

Срок действия водительского удостоверения при замене

32. В случае выдачи российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения по основаниям, установленным подпунктами "б" - "д" пункта 29 настоящих Правил, ранее установленный срок действия водительского удостоверения не меняется.

Если Вы хотите поменять водительское удостоверение в связи с окончанием срока действия, новые права будут выданы Вам на 10 лет.

Если же Вы хотите поменять удостоверение по другим причинам (изменение персональных данных, изношенность, утрата, изменение состояния здоровья), то новые права будут действовать до той же даты, до которой действовали предыдущие.

Документы для выдачи международных прав

34. Для выдачи международного водительского удостоверения заявителем в подразделение Госавтоинспекции представляются следующие документы:

а) заявление;
б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
в) медицинское заключение;
г) российское национальное водительское удостоверение;
д) фотография размером 35 x 45 мм, выполненная в черно-белом или цветном изображении на матовой бумаге.

Аннулирование водительского удостоверения

35. Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в следующих случаях:

а) если истек срок действия водительского удостоверения;
б) если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца;
в) если водительское удостоверение пришло в негодность для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин и сведения, указанные в нем (либо в его части) невозможно определить визуально;
г) если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными) либо выданы с нарушением установленного настоящими Правилами порядка;
д) если поступило заявление об утрате (хищении) водительского удостоверения;
е) если выдано новое водительское удостоверение;
ж) если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

В новых правилах приведен перечень ситуаций, в которых водительское удостоверение подлежит аннулированию :

  • истек срок действия;
  • изменение персональных данных (этот вопрос подробно рассмотрен в статье " ");
  • износ прав;
  • если удостоверение выдано на основании документов, признанных подложными (речь идет о паспорте, медицинской справке, документе об окончании автошколы и т.д.);
  • утеря прав;
  • выдача новых прав (например, если водитель потерял права, получил новые, а затем нашел старые. Старые в этом случае подлежат аннулированию и ездить с ними нельзя);
  • изменение состояния здоровья.

Еще раз подчеркну, если выполняется одно из перечисленных выше условий, права являются недействительными. Если водителя с такими правами остановит сотрудник ГИБДД, он наложит (5 000 - 15 000 рублей).

Аннулирование международных прав

36. В случае аннулирования российского национального водительского удостоверения выданное на его основании российское международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию.

Если национальное водительское удостоверение было аннулировано, то аннулированию подлежит и выданное на его основе международное удостоверение.

Например, если Ваши национальные права износились и на них не видно Ваше отчество, то они подлежат аннулированию и замене на новые права. Вместе с ними придется поменять и международное удостоверение, даже если оно находится в идеальном состоянии.

Особые отметки в водительском удостоверении

37. Лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские показания к управлению транспортным средством, в соответствующих графах российского национального и международного водительского удостоверения проставляются отметки об условиях, при соблюдении которых такие лица допускаются к управлению транспортным средством.

Российские национальные и международные водительские удостоверения признаются действительными при условии соблюдения указанных в них ограничений.

Если водитель имеет медицинские показания к управлению транспортным средством, отраженные в медицинской справке (например, очки), в права вносятся соответствующие отметки. Если водитель не соблюдает указанные условия (например, ездит без очков), то его удостоверение признается недействительным и на него может быть наложен штраф 5 000 - 15 000 рублей.

В конце данной статьи хочу напомнить, что с 1 января 2015 года нас ожидает . Так что если Ваши национальные или международные права требуют замены, советую провести процедуру до нового года. Это будет дешевле.

Еще одно замечание. В настоящее время выдача и замена водительских удостоверений возможна в любом регионе, независимо от места регистрации водителя.

Ну а в заключительной статье серии "Новые правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений" речь пойдет о получении и замене водительских удостоверений иностранными гражданами.

Возможность аннулирования водительского удостоверения четко отражено Правилами. Ранее подобное решение выносилось лишь по постановлению суда. Сегодня же положение немного изменилось.

Какова же разница между аннулированием и лишением?

Хотя оба понятия и схожи, но смысл их совершенно различный. Прав водителя могут лишить на конкретное время, не более чем на три года. Что же касается аннулирования, то оно предполагает несколько более широкое определение. У автомобилиста водительское удостоверение могут аннулировать по причине его несоответствия требуемым медицинским показателям, по которым он очень опасен как для себя так, так и для других участников ДД. Восстановление их в этом случае возможно лишь тогда, когда он пройдет медицинскую комиссия, и ему будет выдана справка о пригодности к управлению автомобилем. Так что, срок в данном случае не конкретизирован.

У аннулирования могут существовать некоторые временные ограничения, но оно может быть и пожизненным. Но даже в подобной ситуации, автомобилист имеет шанс получить права, если медкомиссии в его отношении примет соответствующее решение.

Аннулирование международных прав и внутреннего удостоверения

Новые правила отражают конкретные ситуации, при которых права будут аннулированы. Национальные ВП будет являться недействительными в том случае если:

Они просрочены;

Пришли в негодность;

Признаны поддельными;

Утеряны;

Заменены на новые;

По причине каких-либо медицинских противопоказаний.

Важно знать, что если у автомобилиста аннулируется внутреннее удостоверение, то автоматически и международные становятся недействительными. Если, предположим, национальным правам необходима замена, то и международные надо будет поменять, и совсем не важно, в каком они состоянии.


Норма для профессионалов

Наемный водитель, прежде чем приступить к работе должен обязательно пройти медосмотр. Затем же он будет обязан медосвидетельствование проходить единожды в два года.

Кроме этого, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками обязаны перед каждой поездкой проходить через медика. Если же водитель занимается транспортировкой опасного груза, то медосвидетельствование он должен проходить и после возвращения из рейса. Данный порядок необязателен для автомобилистов работающих в специальных службах, ибо из-за специфичности их работы там невозможно перед каждым выездом проходить медосмотр.

Особые отметки

Если водитель носит очки, то ездить на автомобиля он должен в них. Если он этого не будет соблюдать, то его ВУ может быть признано недействительным. Самого же автомобилиста ждет штраф, который может достичь и 15000.

Нелицензированные автошколы

Возможность восстановления аннулированного удостоверения водителя зависит и от способа их получения. Несколько лет назад у водителей-новичков появился риск аннулирования прав, так как они обучались в нелицензированных школах. Хотя в отношении некоторых автошкол и были возбуждены уголовные дела, однако с ними «за компанию» пострадали и ни в чем невиновные автолюбители.

После проведения всестороннего расследования выяснилось, что практически каждая из автошкол работала по мошенническим схемам. Они снимали помещения, технику и другое для показа ГИБДД. Но впоследствии арендные договора разрывались, а сама их рабочая схема оставалась прежней. К работе привлекались «черные» инструкторы, а использовались старые автомобили.

В подобных случаях, невзирая на аннулирование прав, автомобилист не лишается права управлять автотранспортом. Но для осуществления своего права водителю придется вновь пойти учиться в лицензированную автошколу, и опять сдать экзамен.

Случаи коррупции

Аналогичная участь ждет автолюбителей если выяснится, что экзамены они сдали с нарушениями. Случалось и такое, что органами раскрывались схемы, при которых сотрудники полиции брали взятки за успешную сдачу экзамена. В таком случае неприятностей не избежать не только инспекторам ДПС, но и самим водителям.

Период действия прав истек

Что же делать автомобилисту, если его права аннулированы по причине прошествия их срока действия. Здесь все будет зависеть от времени выявления данного факта. Если, предположим, водитель продолжительное время не ездит на машине, то ему не обязательно делать новые права. Ему надо только прийти в ГИБДД и заменить удостоверение. Однако совсем иное дело, если он будет остановлен на дороге. В этом случае его просроченное удостоверение будет приравнено к нарушению, то есть, их как бы у него нет. Его машину за это поставят на штраф стоянку, а самого оштрафуют.

Заключение

Так что, аннулирование ВУ чревато разными последствиями. Какой-то случай вынудит заново поступить на учебу в лицензированную автошколе и сдавать экзамены законно. Другой же - пройти медкомиссию. А третий, самый простой, прийти в ГИБДД и получить новые права.

Часто слышал в повседневном обиходе как водительское удостоверение называют «правами». Ну, называют и называют. Однако такое понимание, как оказалось - это не только обиход рядовых водителей, что влечет, как минимум, одну проблему, с которой столкнулись мои знакомые.

Однажды некие парень и девушка решили вступить в узы брака; брак, собственно, заключили и в качестве общей фамилии была выбрана фамилия мужа (ст. 28 Федерального закона 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Но с получением нового водительского удостоверения супруга не поспешила (сильно винить ее за это, я думаю, не имеет смысла). Таким образом, у нее на руках имелось водительское удостоверение, содержащее порок - персональные данные владельца удостоверения изменены.

Бдительный инспектор ДПС не заставил себя долго ждать, и в скором времени данный порок был выявлен. Кроме того, выявлен он был при таком обстоятельстве, что жена управляла транспортным средством мужа - следовательно, речь также идет о передаче управления транспортным средством лицу с порочным удостоверением.

Позиция инспектора

Относительно жены: «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством » (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Относительно мужа: «Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством или лишенному такого права » (ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ).

Правовая аргументация: «Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если изменились содержащиеся в водительском удостоверении персональные данные его владельца » (пп. б п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами»).

Вынесены соответствующие постановления о назначении административного наказания (п. 1 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Что говорит закон

Закон же, на самом деле, никоим образом не синонимизирует право на управление транспортным средством и водительское удостоверение (те самые «правá»).

Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», далее - Закон о безопасности дорожного движения).

А водительское удостоверение - лишь подтверждает право на управление транспортным средством (п. 6 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения). Недействительность водительского удостоверения не влечет утрату права на управление транспортным средством; хотя, вероятно, управление транспортным средством с аннулированным водительским удостоверением - это диспозиция ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ (но все-таки не ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Основания же прекращения, приостановления действия права на управление транспортными средствами установлены ст. 28 Закона о безопасности дорожного движения, и представляют собой закрытый перечень (например, лишение права на управление транспортными средствами, если водитель практиковал вождение в состоянии опьянения и «допрактиковался»). Такого основания, как изменение персональных данных, в перечне нет.

Толкование Верховного Суда РФ

ВС РФ подтверждает, что право и «правá» - не одно и то же.

Решение ВС РФ от 13 февраля 2015 г. N АКПИ14-1449: «подпункт "б" пункта 35 Правил предписывает, какие действия должны совершить сотрудники подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений, с бланком ранее выданного удостоверения при его замене в связи с изменением персональных данных владельца. Признание недействительным бланка водительского удостоверения вследствие изменения персональных данных не влечет прекращения прав лица на управление транспортным средством, а лишь является административной процедурой ».

Кульминация

Собственно, постановления по делу об административном правонарушении были изменены (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ): деяния переквалифицированы с ч.ч. 1, 3 ст. 12.7 КоАП РФ на ч.ч. 2, 3 ст. 12.3 КоАП РФ.

Относительно «12.3» тоже можно подискутировать, но: I) это уже предмет иной дискуссии; II) есть здравый смысл в том, что недействительное удостоверение - это отсутствие документа на право управления транспортным средством.

Главное: право не «права», право не отсутствует и государство в лице его органов/должностных лиц это все-таки признало.

Хочу лишь еще отметить, что случаи такие неединичны, однако позиция в итоге одна.

Решение Пермского краевого суда от 23 марта 2015 г. по делу N 7-357-2015;21-201-2015: «право на управление транспортными средствами и водительское удостоверение, подтверждающее наличие у гражданина такого права, не являются тождественными понятиями ».

Решение ВС Республики Карелия от 6 июля 2015 г. по делу N 21-226/2015: «изменение персональных данных владельца водительского удостоверения, являясь основанием для его замены, прекращение прав лица на управление транспортными средствами не влечет ».