Избыточные требования при описании объекта закупки. Информационное письмо иркутского уфас

На примере решения ФАС рассмотрим в статье, к каким последствия привели к излишние требования к участникам закупки.

О чем пойдет речь: Действуя в рамках Закона о контрактной системе от 5.04.2013 № 44-ФЗ (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчик допустил нарушения при разработке конкурсной документации. Во-первых, учреждение выставило дополнительные, не предусмотренные законом требования к участникам закупки. Во-вторых, порядок оценки по одному из показателей не соответствовал законодательству. А в условиях контракта отсутствовали конкретные размеры санкций. Из статьи вы узнаете, какое решение по этому делу принял контрольный орган.

Суть нарушения

Нарушения были выявлены при проведении открытого конкурса по развитию информационной системы для СМП.

Важный документ

Постановление ФАС России от 08.06.2015 по делу № К-1424/14/АК055-14

Изучив конкурсную документацию, сотрудники контрольного органа обнаружили, что помимо ограничения числа участников субъектами малого предпринимательства, заказчик потребовал, чтобы организация соответствовала такому статусу в течение предшествующих двух лет. Требования заказчика не соответствовали положениям Закона № 44-ФЗ и в отношении компетенции исполнителя.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Порядок присвоения баллов и условия об ответственности контракта также вызвали нарекания со стороны проверяющих.

Решение ФАС

За ошибки в документации заказчика привлекли к административной ответственности и взыскали штраф.

Требования о соответствии критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закона № 209-ФЗ) заказчик установил правильно. Но условие о том, что участник должен быть таким субъектом в течение определенного периода времени проверяющие признали незаконным.

Еще одним требованием к исполнителю учреждение выставило срок функционирования компании, он должен был составлять не менее 10 лет. А свою компетенцию участник должен был подтвердить документом, выданным одним из научно-исследовательских институтов.

Сотрудники контрольного органа пришли к заключению, что все эти действия нарушают ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Ведь согласно ч. 4 той же статьи заказчики обязаны установить дополнительные требования к участникам, только если такие требования предусмотрены актами Правительства РФ.

Еще одно нарушение было выявлено при изучении порядка оценки конкурсных заявок .

Количество баллов, присуждаемых заявке по показателю «Качество работ» заказчик решил считать как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии. Такой порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, так как зависимость между количеством присваиваемых балов и сведениями участников по указанному показателю отсутствует. В то же время при разработке порядка оценки заказчик должен руководствоваться п. 11 Правил оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила). Данная норма гласит о том, что для оценки заявок по каждому критерию необходимо использовать 100-балльную шкалу оценки.

На заметку

Возможность устанавливать критерии оценки по своему усмотрению, а также не применять установленные Правилами оценки предельные величины значимости заказчики вправе при проведении запроса предложений (письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 № Д28и-3855)

Контролеры решили, что такие действия заказчика нарушают п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ. Ведь надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе в документации прописан не был.

Кроме того, согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать инструкцию по заполнению заявки. Согласно материалам дела, такая инструкция в составе извещения отсутствовала. Таким образом, заказчик нарушил и эту норму Закона № 44-ФЗ.

В проекте контракта вместо конкретных размеров штрафов и пени были указаны ссылки на постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. Поэтому сотрудники контрольного органа пришли к заключению, что требования ч. 5, 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ заказчик также нарушил. Ответственность за такие ошибки предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Должностное лицо заказчика наказали штрафом в размере 3 000 рублей.

Практические выводы

Устанавливать требования к участникам закупок надо в строгом соответствии с Законом № 44-ФЗ. Например, ограничения для компаний из числа СМП ограничиваются требованиями Закона № 209-ФЗ. Среди них нет условия о сроке принадлежности организации к малым предприятиям.

Требования о периоде осуществления участником своей деятельности контрольные органы также расценят как умышленное сокращение количества участников.

И обратите внимание, что требовать не предусмотренные законом информацию и документы тоже нельзя.

Отдельного внимания заслуживает порядок оценки заявок участников. При его разработке нужно ориентироваться на Правила оценки. А для участников заказчик должен разработать четкую и понятную инструкцию по заполнению конкурсной заявки.

Обратите внимание и на Правила определения штрафов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063. Учитывая, что Законом № 44-Фз не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, размер неустойки надо определить еще в документации.

На заметку

При расчете неустойки как для заключенных контрактов, так и для заключаемых надо используйте ставку рефинансирования ЦБ РФ, которая с 1 января 2016 г. приравнена к ключевой ставке Банка России (письмо Минфина России от 10.02.2016 № 02-01-10/6831)

Составляя техническое задание для будущей закупки, заказчики, как правило, стремятся к тому, чтобы получить товар какой-то определенной марки или производителя, не нарушив при этом нормы законодательства о контрактной системе.

В погоне за желаемым результатом, описывая технические и функциональные характеристики даже самых обычных вещей, заказчики порой заходят так далеко, что обычное техническое задание превращается в огромный набор информации, за которым потенциальному поставщику становится сложно понять, что же именно имел в виду заказчик и какой товар он желает получить.

ГОСТ и ТУ в техническом задании

Очень часто при составлении технического задания заказчики переписывают перечень требований, характеристик и показателей того или иного товара из ГОСТа, утвержденного регламента, стандарта или иного нормативного документа. При этом они не указывают реквизиты такого документа.

С одной стороны, применение ГОСТов – это правильное и зачастую наиболее оптимальное решение. С другой - результатом подобного подхода становится объемное техническое задание, содержащее огромное количество требований к характеристикам и показателям товара. При этом зачастую заказчики сами не имеют представления о том, что же представляет из себя та или иная указанная ими характеристика товара.

Объективность описания объекта закупки

При описании объекта закупки заказчики руководствуются текстом Закона № , согласно которой описание должно в первую очередь носить объективный характер. На практике на эту фразу мало кто обращает внимание, однако, когда дело доходит до рассмотрения дела ФАСом или судом, ее значимость раскрывается в полной мере.

Требования к предмету закупки должны быть обоснованы и обусловлены реальными потребностями заказчика. Иными словами, составляя техническое задание, следует понимать реальное значение каждого устанавливаемого критерия и быть готовым объяснить, зачем он был установлен.

Действия заказчика при описании объекта закупки

К сожалению, мало кто из заказчиков знает о том, что такое избыточные требования к характеристикам товара – это и неудивительно, ведь в законе о контрактной системе об этом нет ни слова. Вместе с тем, суды активно используют данное понятие при рассмотрении дел.

Составляя техническое задание, представителю заказчика следует помнить:

  • описание не должно вводить потенциального участника в заблуждение – из него должно быть понятно, какой товар необходимо поставить;
  • под описание должны попадать как минимум несколько товаров – иными словами, описываемый предмет должен существовать. Как бы абсурдно это не звучало, но нередко заказчики заходят так далеко, что под их описание не подходит ни один из существующих товаров;
  • не должно быть требований, которые можно определить исключительно путем каких-либо испытаний или при наличии специального оборудования;
  • если необходимо соответствие ГОСТу, достаточно просто указать это – закон не обязывает переписывать тест ГОСТа, к тому же документы товара не содержат описания всех этих характеристик, в них указывается лишь соответствие тому или ному ГОСТу или стандарту;
  • следует знать и понимать, какие требования Вы устанавливаете и чем они обусловлены – ведь Вам придется каким-то образом проверять эти характеристики при приемке товара, а возможно и обосновывать их необходимость в суде.

Расписав какой-либо товар на несколько страниц, следует знать о том, что поставщик имеет право пожаловаться на наличие избыточных требований, а закупка может быть приостановлена или отменена в том случае, если заказчик не сможет объяснить, зачем он их установил. Для того, чтобы этого избежать, при рассмотрении документации о закупке, я всегда задаю заказчикам несколько вопросов.

История вопроса: На официальном сайте 22.02.2014 было размещено извещение № 0372200029214000001 о проведении аукциона в электронной форме с Н(М)ЦК 3 756 000,00 руб., Заказчик - СПб ГБУ «Курортный берег». Было подано пять заявок, к аукциону комиссией Заказчика были допущены только две. Одна заявка была отклонена за непредставление конкретных показателей, две – за предоставление недостоверных сведений. 28.02.2014 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела жалобу ООО «Биоэкология» на действия аукционной комиссии Заказчика.
Мнение заявителя: ООО «Биоэкология» была подана заявка на участие в аукционе на поставку туалетных модулей-павильонов. Аукционной комиссией Заказчика заявка была признана не соответствующей требованиям аукционной документации, ООО «Биоэкология» было отказано в допуске к участию в аукционе на основании: «Заявка не соответствует пункту 3.1.3 части 1 аукционной документации: в заявке участника предоставлены недостоверные сведения». Заявитель утверждает, что его заявка содержит все сведения о конкретных показателях материалов в полном соответствии с требованиями Закона и аукционной документации.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки и инструкцию по ее заполнению. Заказчиком в документации не прописаны необходимые для формирования заявки рекомендации. Неопределенность с требованиями по оформлению заявки и отсутствие инструкции нарушает Закон.
Мнение Заказчика: Требования к техническим характеристикам материала установлены в приложении № 1 к Техническому заданию Части III документации об аукционе. В соответствии с положениями п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и п. 3.1.3 Раздела 3 аукционной документации первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным Заказчиком. В заявке Участника указано: «Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%». Однако по ГОСТ 380-2005 марке ст3пс соответствуют другие характеристики : «Массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%». Таким образом, заявка содержит недостоверные сведения.
Комиссия установила:
По п. 1 «Туалетный модуль-павильон» приложения № 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование: «Материал должен быть сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода должна быть не более 1,22%, массовая доля марганца должна быть менее 10,40 %, массовая доля кремния должна быть менее 0,85%». В заявке ООО «Биоэкология» по п. 1 значится: «Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%». Однако в соответствии с ГОСТ 380-2005 стали марки ст3пс соответствуют следующие характеристики: «Массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%», следовательно, заявка ООО «Биоэкология» содержит недостоверные сведения.
Таким образом, аукционной комиссией на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участнику закупки правомерно отказано в допуске к участию в аукционе. Жалоба является необоснованной.
Согласно Закону о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки, если это возможно, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Комиссия УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе: 1) в документации об аукционе при описании материала установлены не стандартные показатели; 2) в приложении № 1 к техническому заданию при описании объекта закупки установлены очевидно избыточные требования для данного материала (например: массовая доля углерода в материале должна быть менее 3,05%, массовая доля марганца не должна быть более 0,5 %, массовая доля кремния должна быть менее 6,05%, массовая доля фосфора не должна быть более 0,04%).
Решение комиссии:
1. Признать жалобу ООО «Биоэкология» необоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов .
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика и членов его аукционной комиссии.
Из предписания:
- отменить все совершенные действия и принятые решения в ходе осуществления закупки № 0372200029214000001;
- вернуть участникам размещения заказа поданные ими заявки на участие в аукционе № 0372200029214000001.

Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 октября 2014 г. N К-1469/14
"По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО "Санкт-Петербургская Трубная Компания" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. Б. Снос нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А. Строительство нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А (взамен снесенного) (номер извещения 0172200002514000184) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. В документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены показатели товаров, используемых при выполнении работ, а именно: "показатели для которых указаны варианты значений", "показатели для которых установлены диапазоны значений".

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 09.10.2014 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 10.10.2014.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 19.09.2014;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 192 195 020 рублей;

3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения об устройствах защитного отключения, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно: сведения об устройстве защитного отключения "Выключатели дифференциальные ВД1-63 (УЗО)" со следующими показателями: условия эксплуатации - УХЛ 4, степень защиты выключателя - IP20.

Согласно доводу жалобы Заявителя "плиты теплоизоляционные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не могут выпускаться шириной 487,9 или 665,8 мм".

В соответствии с пунктом 89 Технического задания документации об Аукционе установлены требования к плитам теплоизоляционным: ширина более 487,9 и менее 665,8 мм.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения о плитах теплоизоляционных, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно сведения о товаре "плита теплоизоляционная "Венти Баттс Д" с шириной 600 мм.

Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование частоты 60 Гц для шнура с рабочим напряжением не более 380 В.

В соответствии с пунктом 16 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товару "Шнур": рабочее напряжение - не более 380 В, частота - 50 или 60 Гц.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что указанные требования установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и потребностями Заказчика, Уполномоченного органа с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества.

Согласно доводу жалобы Заявителя "В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 499 Смесь асфальтобетонная тип 3, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип Б, марки III. В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 500 Смесь асфальтобетонная тип 4, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип В, марки III", при этом согласно локально-сметному расчету смесь асфальтобетонная тип 3 и 4 должна быть пористая, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что заявка на участие в Аукционе составляется в соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании документации об Аукционе, при этом требования к товарам "Смесь асфальтобетонная тип 3", "Смесь асфальтобетонная тип 4" соответствуют потребностям Заказчика, Уполномоченного органа, а также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя "по ряду показателей товаров, указаны избыточные требования к потребительским свойствам".

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования, указанные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе, установлены в соответствии с потребностями Заказчика, Уполномоченного органа, также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.

В пункте 5.2 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "Если Подрядчик не приступил к исполнению контракта в установленные сроки, а также в случаях нарушения Подрядчиком конечного и (или) промежуточных сроков, определенных Календарным планом выполнения работ, Подрядчик уплачивает Заказчику по его письменному требованию неустойку в виде пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком надлежащим образом за каждый день просрочки исполнения каждого из обязательств, предусмотренных настоящим контрактом".

Согласно пункту 5.14 проекта государственного контракта документации об Аукционе "В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также иных нарушений, ответственность за которые предусмотрена другими пунктами контракта Подрядчику начисляются штрафы в размере ________________".

В пункте 5.13 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчику начисляются штрафы в размере ________________".

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение частей 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 по данному делу предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Как показывает практика контрольных органов, требования, указанные в Вашем вопросе, могут быть признаны избыточными. В связи с тем, что на момент подачи заявки участника такие требования могут быть ему неизвестны или которые при приемке продукции нельзя проверить без проведения экспертизы.

Не предъявляйте в описании объекта закупки избыточные требования

Не устанавливайте требования к характеристикам объекта закупки, которые на момент подачи заявки участнику не известны или которые при приемке продукции не сможете проверить.

Характеристики из таблицы выше участник узнает только по результатам испытаний. Однако участник закупки не обязан иметь на складе товар в момент, когда подает заявку. Заказчик, в свою очередь, не вправе требовать, чтобы участник подробно описал в заявке химический состав, компоненты товара, показатели технологии производства, испытания товара, показатели, значения которых станут известны при испытании определенной партии товара после производства. Поэтому заказчик, который установил требования к составу товара, нарушил часть 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Вывод следует из письма ФАС от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16, письма Минэкономразвития от 17 февраля 2016 г. № ОГ-Д28-1794.

Пример: заказчик установил характеристики, которые станут известны только по результатам испытаний

Заказчик установил требование к товару «Краски водно-дисперсионные»: «Указать в первой части заявки конкретные значения массовой доли нелетучих веществ и времени высыхания до степени 3 при температуре (20 ± 2) °С» . Согласно ГОСТ 28196-89, конкретные значения массовой доли нелетучих веществ и времени высыхания определяют по результатам испытаний конкретной партии товара после его производства. Комиссия УФАС признала, что такие требования ограничивают конкуренцию и содержат признаки административного нарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, - решение Московского УФАС от 14 июня 2017 г. по делу № 2-57-6535/77-17. Аналогичный вывод следует из решений Краснодарского УФАС от 27 марта 2017 г. по делу № ЭА-368/2017, от 27 марта 2017 г. по делу № ЭА-397/2017, от 13 июня 2017 г. по делу № ЭА-1221/2017, Московского УФАС от 8 июня 2017 г. по делу № 2-57-6272/77-17, от 27 июля 2017 г. по делу № 2-57-8717/77-17, ФАС России от 24 июля 2017 г. по делу № К-915/17.

Пример: заказчик установил характеристики, которые не сможет проверить

Заказчик установил требования к бетону: «…предел прочности при сжатии после пропаривания (для цемента) не менее 220 кгс/см². Группа по эффективности пропаривания (для цемента) 1 или 2. Предел прочности (для цемента) при изгибе в возрасте 28 суток не менее 5,4 МПа. Предел прочности (для цемента) при сжатии в возрасте 28 суток не менее 39,2 МПа...» . Комиссия УФАС признала, что заказчик установил избыточные требования, которые не сможет проверить при приемке, и выдала предписание устранить нарушения - решение Санкт-Петербургского УФАС от 20 июля 2015 г. по делу № 44-2288/15. Аналогичный вывод следует из постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 30 ноября 2016 г. № Ф06-14488/2016.

Как описать строительные и ремонтные работы

При описании строительных и ремонтных работ заказчики чаще всего допускают две ошибки - включают в документацию излишние требования и не показывают проектно-сметную документацию. Нарушения ведут к жалобам участников и судебным разбирательствам, которые тормозят сроки закупки. Расскажу на примерах, как верно описать работы и материалы, а какие требования контролеры и судьи посчитают излишними.

Определитесь, какие строительные или ремонтные работы должен выполнить подрядчик. В техническое задание включите перечень и объем работ, а также укажите:

  • срок, в который подрядчик должен выполнить работы;
  • срок гарантии на выполненные работы;
  • требования о том, что работы должны отвечать законодательству РФ, государственным стандартам, требованиям СНиП и другим нормативным правовым актам;
  • требования к качеству и безопасности работ;
  • требование передать заказчику технические и другие документы, когда подрядчик завершит и сдаст работы;
  • требования к результатам работ. При этом в документации о закупке или проекте контракта пропишите порядок приемки работ.

Правила, по которым заказчик описывает объект закупки, установлены в статье 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе объединить в один лот строительные работы, поставку оборудования и монтаж, но только если закупает оборудование, которое неразрывно связано с объектом строительства. Подробнее в рекомендации.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.