Личная свобода человека. Свобода личности: как понять, что вы свободная личность? Свобода передвижения и места жительства

«Свобода» - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода - это возможность личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями 1 . Поэтому стремление к свободе - естественное состояние человека.

Проблема свободы уходит своими корнями в глубокую древность.

Термин «свобода» в античности используется в основном в юридическом контексте, так как именно рассмотрение права в данном обществе наиболее ясно показывает, до какой степени самосознания дошла свобода. Например, античное право, признавая противоположность свободного человека и раба, было озабочено тем, чтобы придать свободе реальный статус, делая из рабства одних условие действительной свободы других.

В то же время античность показала, что свобода, будучи реальной, остается лишь привилегией некоторых и не может определить человеческую сущность в ее всеобщности.

Между тем, именно античность продемонстрировала ограниченное, но конкретное и реальное сознание свободы, тогда как современные определения свободы непосредственно включают ограничение и отрицание свободы. Свобода каждого конкретного человека прекращается там, где начинается свобода другого человека, и закон должен определить границу между свободами. Но, таким образом, свобода человека определяется через ограничение или лишение человека его свободы.

И хотя термин «свобода» встречается у античных авторов (еще эпикурейцы утверждали, что человек свободен, если он может реализовать свои желания), в собственно философском плане проблема свободы более или менее четко формируется лишь в Новое время. Так Г. Лейбниц отмечал: «Термин свобода очень двусмыслен 2 ». Отрицательные определения сводятся к констатации отсутствия противодействия, а положительные – к состоянию субъекта, действующего по собственной воле.

В работах английских и французских мыслителей К. Гельвеция, Т. Гоббса, Ж. -Ж. Руссо проблема свободы ставилась и решалась, как правило, в контексте теории общественного договора, где права человека на жизнь, свободу и ответственность раскрывались как «естественные права» человека. В философиях общественного договора свобода представлена, прежде всего, как свобода выбора (libre arbiter) естественно независимого индивида. Для преодоления противоречия необходимо, чтобы по «Общественному договору», то есть по соглашению между свободными волями, которое конституирует общество, каждая независимая воля потеряла «свою естественную свободу». Эта утрата абсолютна, так что формула договора была бы формулой тоталитарного общества, в котором индивид, лишенный всякого права, целиком подчинен социальной целостности, часть которой он составляет. Но такая абсолютная утрата всех прав противоречиво выступает абсолютной гарантией всех прав и настоящей свободы.

На смену концепции свободы, построенной на теории общественного договора, приходят концепции онтологического и гносеологического плана, характерные для немецкой классической философии. В немецкой классической философии противоборствовали два полярно противоположных взгляда на человеческую свободу: детерминистская трактовка свободы, где свобода выступает как познанная необходимость и альтернативная точка зрения, согласно которой свобода не терпит детерминации, а представляет собой разрыв с необходимостью, отсутствие сдерживающих границ. Понимание диалектической природы свободы упирается в анализ взаимодействия ”Я” и ”Не-Я”, в анализ ее как посредника между всеми гранями взаимопереходов процессов освоения и отчуждения. Представляя собой не некую вещь, но меру процессуального тождества противоположностей, свобода всегда внутренне противоречива и, следовательно, неопределенна, размыта, амбивалентна.

Иммануил Кант относил свободу к «неизбежным проблемам самого чистого разума» наряду с Богом и бессмертием.

По Канту сказать «Я должен» - то же самое, что «Я свободен» (иначе долженствование бессмысленно). Это и есть метафизическая сущность свободы.

Кант уточняет: если понимать свободу в позитивном смысле, то есть как аналитическую пропозицию, то тогда была бы необходима интеллектуальная интуиция (которая здесь совершенно недопустима по тем самым причинам, о которых он говорил в «Критике чистого разума»).

По Канту: свобода – это независимость воли от природного феноменального закона; то, что вне каузального механизма. Свобода – качество воли самоопределяться посредством только чистой формы закона, не спрашивая о его содержании. Свобода ничего не объясняет в мире феноменов, зато все объясняет в сфере морали, открывая широкую дорогу автономии. Кант говорит, что было бы безрассудством вводить в науку свободу, если бы практический разум и моральный закон не обладали автономией. Формулу «Если смогу, сделаю» Кант не приемлет. «Должен, следовательно, можешь», - в этом суть кантианства.

Если определять свободу как независимость воли от природных законов и от содержания морального закона, то мы получим ее негативный смысл. Если к этому мы добавим свойство воли самоопределяться, то получим специфически позитивный ее смысл. Автономия в том и состоит, что воля сама себе предписывает закон. У Канта свобода, автономия и «формализм» неразрывно связаны в том смысле, что материя никогда не может быть мотивом или определяющим условием волевого действия. В противном случае из максимы нельзя сконструировать закон по причине ее ненадежности.

В «Критике практического разума» понятия свободы как предмета третьей антиномии космологической идеи, бессмертия души и Бога становятся уже постулатами. Постулаты – не теоретические догмы, а предпосылки, с практической точки зрения. Итак, свобода есть условие императива. Кант даже называет категорический императив синтетической априорной пропозицией, структурно включающей свободу. Но он идет дальше: категория причины, чистое понятие, само по себе применимо как к миру феноменов, так и миру ноуменов, понятая как механическая и свободная. Воля будет свободной причиной. Человек как феномен признает свою подчиненность механической каузальности. Но как существо мыслящее, он свободен благодаря моральному закону. Сколь ни непосредственным достоянием любого человека является чувство свободы, оно, тем не менее, не находится на поверхности сознания. Требуется глубина анализа, чтобы возникало целостное восприятие принципа свободы.

Определенные положения о природе свободы человека, выводимые И. Кантом, нашли свое воплощение и дальнейшее развитие в философии И. Г. Фихте. Как заметил философ, между процессом формирования свободы и ее реальным обнаружением, проявлением, как правило, образуется временной интервал. Свобода реализуется поэтапно. Одни границы определяют ее становление, в рамках других происходит ее воплощение.

Философия Фихте - это философия чистого долженствования. Каждая последующая историческая стадия свободы выступает как причина предыдущей. Человечество утрачивает свое первоначальное «состояние невинности» не почему-то, а для чего-то. Это для чего - конечная цель истории. Исторический процесс имеет круговую структуру: конец есть возвращение к началу, правда, на новом уровне.

Только находясь на точке зрения религии, человек преодолевает свободу, а вместе с ней и раздвоенность, входящую в мир вместе с сознанием. Только теперь он может достичь единства с Божественным абсолютом.

В лекциях «О назначении ученого» он развивает ту мысль, что стремление человека к свободе означает его стремление к тождеству с «чистым Я». Данная цель нереализуема, но человек к ней непременно устремляется. Назначение, следовательно, состоит не в том, чтобы достичь этой цели, достичь социального равенства людей как идеала. Но человек может и должен все более и более приближаться до бесконечности к этой цели. Фихте развивает тот тезис, что о существовании других разумных существ человек узнает через призыв к нему быть свободным.

Итак, позитивный признак общества - это «взаимодействие посредством свободы».

Свобода в истории по Ф. Шеллингу носит противоречивый, диалектический характер: она порождается деятельностью людей и благодаря им же снимается. Это находит свое воплощение в диалектически противоположных суждениях немецкого философа: «Возникновение всеобщего правового строя не должно быть делом случая, и все-таки оно может быть только результатом свободной игры сил, наблюдаемой нами в истории 3 ». И далее: « Человек лишь потому имеет историю, что его поступки не могут быть заранее определены какой – либо теорией. Следовательно, историей правит произвол 4 ». Вместе с тем: «Всеобщее правовое устройство является условием свободы, так как без него свобода гарантирована быть не может… Свобода должна быть гарантирована порядком, столь же явным и неизменным, как законы природы 5 ». И, наконец: «… история не протекает ни с абсолютной закономерностью, ни с абсолютной свободой, но есть лишь там, где с бесконечным отклонением реализуется единый идеал,… весь образ в целом 6 ». Тем самым, единственно возможным (в логике Ф. Шеллинга) в данном случае является создание «философии абсолютного тождества», что подтверждает диалектический характер свободы в истории.

Второе направление в философской мысли Германии связано с Г. Гегелем, который подчеркивал, что наукоучение Фихте есть «первая разумная попытка на протяжении всей истории выводить категории». Наиболее полно проанализировал онтологические компоненты свободы именно Г. Гегель. Свобода трактуется Гегелем предельно широко и это можно проследить в сочинениях Бернского периода (1793-1796). Там Гегель предстает как исследователь, для которого свобода - это ценность всех ценностей, принцип всех принципов. Он имеет в виду, прежде всего, «свободу от»: от деспотизма, от угнетения, произвола властей предержащих. В связи с этим Гегель обращается к достоинству человека.

В своем главном труде «Феноменология духа» он исходит из той мысли, что индивид способен каким-то образом переживать свое отношение к форме чувственной достоверности. Но данное переживание не есть только его индивидуальное переживание. Оно как бы выступает на сцену форм являющегося духа. Например, одна из глав «Феноменологии» «Свобода и ужас» обращается к анализу таких выступающих на сцене духа форм сознания, которые связаны с пониманием свободы как ничем не ограниченной. Результат такой свободы - абсолютный ужас.

Гегель прекрасно осознает все парадоксы и тупики такой свободы. В его социальной философии начинает превалировать идея мирного разрешения социальных конфликтов. Эта мысль была не чужда реформаторам, но марксистская литература всегда относилась к ней критически. Гегель полагает, что общество, с одной стороны, призвано охранять свободу индивида, а с другой - создавать правовое государство, основывающееся на разумном взаимопонимании граждан.

Право истолковывается Гегелем как целостная система свободы, вытекающая из телеологического развития воли.

Гегель считает, что человек узнает о других «Я» потому, что они ограничивают его свободу, которую тот должен отстоять в борьбе за признание.

Итак, взяв за исходный пункт идею самодвижения понятия, Гегель логично «организовал» природу и дух, религию и искусство, государство и личность. Он - настолько «последовательный идеалист», что его философия означает уже переход в своеобразный реализм. Благодаря «диалектике понятия» Гегель осознал тот тезис, что свобода есть «истина необходимости».

Гегель считал, что начальное бытие свободы возможно только через государство. Поэтому он придает такое огромное значение теории государства. Народ не может быть, по Гегелю, свободен сам по себе. К тому же идеальная свобода, считал Гегель, есть свобода в сознании, не больше.

Онтологические трансформации принципа свободы можно обнаружить у Маркса, который уделял огромное внимание проблеме свободы. Свобода для него была равнозначна самоопределению духа, стремящегося к самопознанию.

Отсутствие публичности и гласности есть такое ограничение свободы, которое фактически сводит ее к нулю. К тому же, по мысли Маркса, свобода вообще не может быть частичной, не может касаться только одной стороны жизни, не распространяясь на другие, и напротив, ограничение свободы в чем-то одном есть ее ограничение вообще. «Одна форма свободы, - пишет Маркс, - обуславливает другую, как один член тела обуславливает другой. Всякий раз, когда под вопрос ставится та или другая свобода, тем самым ставится под вопрос и свобода вообще. Всякий раз, когда отвергается какая-либо одна форма свободы, этим самым отвергается свобода вообще… 7 ». Под свободой опять-таки понимается, прежде всего, свобода разума, ибо еще предполагается, что именно неосуществление этой свободы является конечной причиной всех прочих несвобод, включая «несвободное государство».

В отличие от существующего «несвободного государства», «разумное государство» представляет объединение людей, следующих «естественному закону свободы» и, объединившихся для его максимальной реализации. В контексте этих рассуждений свобода и разум оказываются во многом синонимичны. Определяя « разумное государство» как «союз свободных людей», Маркс требует «рассматривать государство человеческими глазами», то есть, государство должно быть «соответствующим природе человека», должно быть построено «на основе разума свободы» и должно являться «осуществлением разумной свободы».

Занимаясь вопросами социальной онтологии, Маркс утверждал, что «современная философия рассматривает государство как великий организм, в котором должны осуществляться правовая, нравственная и политическая свобода, причем отдельный гражданин, повинуясь законам государства, повинуется только естественным законам собственного разума, человеческого разума».

Маркс полагал, что нельзя судить о реальной свободе на основании спекулятивной идеи свободы, которая есть лишь плод теоретического воображения. Маркс, пытался осмыслить свободу как онтологическую проблему, как проблему освоения людьми отчужденных от них экономических и политических сил общественного развития. В этом плане свобода выступала у него в качестве деятельности людей по практическому освоению необходимости, по овладению средствами жизни и индивидуального развития. Но поскольку эта трактовка была сопряжена в основном с политической борьбой, с революционным преодолением капитализма, она фактически предполагала создание репрессивных структур, значительно ограничивающих свободу индивидуальных субъектов, ее юридические и экономические основания. Если продолжить эту мысль дальше и сказать, что социализм есть «скачок из царства необходимости в царство свободы» (Ф. Энгельс), то свобода приобретает высокий онтологический статус.

В XVIII в. Бенедикт Спиноза стремился разрешит противоречие между свободой и необходимостью. Именно он сформулировал известный тезис «свобода - есть познанная необходимость» 8 . Логика его рассуждений сводилась к следующему. В природе все подчинено необходимости, здесь нет свободы (и случайности). Человек - часть природы и, следовательно, также подчинен необходимости. Однако естественным состоянием человека остается стремление к свободе. Не желая лишать человека состояния свободы, Спиноза утверждал, что свободен человек, только когда познает. При этом он не может изменить хода событий, но, зная законы действительности, может сорганизовать с ними свою деятельность, тем самым, превратившись из «раба» действительного мира, в его «господина».

Свобода - это идея, согласно которой человек является определяющей причиной своих действий , которые при этом напрямую не обусловлены никакими внешними факторами.

Это основное определение свободы, хотя существуют и другие. В этике, например, свобода - это возможность человека делать выбор, не зависимый от внешних обстоятельств. В философии свобода - это возможность человека проявить свою волю на основе понимания законов общества и природы. В правоведении свобода - это возможность какого-либо поведения человека, закрепленная законом.

В античные времена свобода означала возможность распоряжаться своей судьбой самому (а не богам), в Средние века, под влиянием католицизма, - ведение праведной и безгрешной жизни, в эпоху Ренессанса - раскрепощение творческого мышления, а в новое время - равноправие всех членов общества. В нынешнее время свобода приобрела экономический и юридический характер.

Свобода в деятельности человека.

В этом вопросе есть три ключевых понятия:

  • свобода деятельности;
  • необходимость деятельности;
  • ответственность за деятельность.

Связь свободы и необходимости лучше всего охарактеризовал Лев Толстой: «То, что не было бы свободно, не могло бы быть и ограничено. Воля человека представляется ему ограниченною именно потому, что он сознает ее не иначе, как свободною». То есть не может быть свободы без необходимости. Эти два понятия, как два глагола «мочь» и «хотеть» в лингвистике. Они оба частично ограничивают друг друга.

Таким образом, мы приходим к выводу, что абсолютной свободы нет. Иначе, она превращается в анархию или, как минимум, во вседозволенность. И вот тут появляется понятие ответственности - способности сознательно выполнять правовые нормы и моральный долг . Ответственность - это третий глагол «быть должным». Именно соотношение этой троицы и характеризует любой поступок человека. Пример: человек по свой собственной воле (свобода), чтобы защитить семью от непогоды (долг), строит дом (необходимость).

Во Франции в 1798 году в «Декларации прав человека» под свободой понимается возможность «делать все, что не вредит другому». То есть живи сам и другим не мешай. Именно это понимание свободы в той или иной мере закрепилось во всех странах мира по сегодняшний день. Неправильное понимание свободы приводит к тому, что сейчас, например, происходит в Украине или Йемене.

Личная неприкосновенность.

Личная неприкосновенность - это принцип, по которому запрещено лишать человека свободы произвольно. Международный Пакт о правах человека, подписанный ООН в 1948 году, гласит, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию и изгнанию».

Согласно статье 22 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность . Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению».

Право личной неприкосновенности распространяется не только на жизнь и здоровье человека, но также на:

  • сферы личной жизни и ее тайны;
  • жилище;
  • личную документацию и тайну ее содержания;
  • тайны телефонно-телеграфных сообщений.

Подведем итог. Право человека на свободу и личную неприкосновенность означает, что он может совершать правомерные действия исходя из личных интересов; при этом никто не имеет права принуждать кого-либо к какому-либо действию, или ущемлять его право совершать правомерные действия.

    Свобода воли = Свобода выбора (греч. το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, лат. liberum arbitrium) от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками. Содержание … Википедия

    личная свобода - ▲ свобода личность свобода отсутствие стеснений и ограничений в деятельности; возможность поступать, так как хочется; возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями (воздух свободы). свободный. свободно. свободен …

    Многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… … Философская энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    свобода - ▲ неограниченность возможность, действие свобода неограниченность возможностей для каких л. действий; отсутствие ограничений. свободный. свободно. свободен. беспрепятственный. беспрепятственно. ▼ личная свобода ↓ … Идеографический словарь русского языка

    СВОБОДА СОВЕСТИ - англ. liberty of conscience; нем. Gewissensfreiheit. Личная свобода; право индивида либо исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой; отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. С. с. гарантируется отделением… … Толковый словарь по социологии

    Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие … Википедия

    Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

    Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие · … Википедия

    Свобода Базовые понятия Свобода воли Позитивная свобода Негативная свобода Права человека Насилие … Википедия

Книги

  • Свобода и судьба , Мэй Р.. Личная свобода - это центральная проблема современного человека и общества. В своей книге Ролло Мэй показывает, что в наши дни наступил кризис личной свободы. Современный человек забыл, что…
  • Капитализм Незнакомый идеал , Рэнд А.. Индивидуальные права, свобода, справедливость, прогресс - вот философские ценности, теоретические цели и практические результаты капитализма.. Капитализм - единственная система, которая…

Свобода личности или личностная свобода, что же это такое? Свобода личности, когда человек может проявлять свободно свою волю, когда человек может действовать в соответствии со своими взглядами, желаниями, интересами. Но стоит учитывать, что свобода не имеет однозначного и общепринятого толкования.

Но чтобы понять, можно пойти от противного, свобода -это противоположность рабству, здесь имеется в виду, когда мы делаем что-либо в угоду другим и в ущерб себе, это и есть рабство. Нет свободы выбора, как выражать свои желания, так и воплощать их.

Но также существует теория, довольно распространенная, описанная Фроммом в книге "Бегство от свободы" , где он рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие Согласно с последними данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия.

Личностная свобода не является конечной целью, это всего лишь возможность, чтобы добиться своих целей и желаний, разными путями, но как многим она тяжело дается, многие и не задумываются об этом. А многим и не нужная личностная свобода. так как они не знают, что с ней делать, с самого рождения за них часто решали, что есть, что одеть, куда пойти в садик, затем в школу, у многих в институт. Всегда находился рядом тот, кто подсказывал, с кем общаться, на что обращать внимание, из-за этого человек и привыкает жить по "указке", а если указывать ему на это, он как правило прикрывается нормами морали, общественными шаблонами и т.д. Но есть и другой крайне выраженный случай, когда человек свою безответственность, трусость, подлость, может объяснять тем, что он работает с личностной свободой, пытаясь таким образом ее раскрепостить.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, что свободу стесняет не родители. не государство, не другие люди, а наши страхи, наше беспокойство и тревога.

Также Вам могут быть интересны книги по направлению

Вади А. - Стань свободным человеком - Свобода это то, чего хотят все. Свобода это условие счастья. К счастью, свобода человека – его неотъемлемое право. Но всегда ли мы чувствуем себя свободными? Разве всегда мы делаем то, что хотим? Свободе личности мешает то и это, и мы мечтаем о том, что бы мы сделали, если бы… Бывает и наоборот – человек ощущает себя свободным. Что хочет, может купить, куда угодно поехать. Но действительно ли это свободный человек? Что такое реальная свобода личности и как ее обрести?

Грачева Л.Д. - Тренинг внутренней свободы - Упражнения, представленные в этой книге, направлены на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от "брони характера" и т.д. Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.

Леонтьев Д.А. - Стратегия свободы - Проблема свободы - одна из основных в философии. Поиск пу­тей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограниче­ний, которые выходят за рамки естественной необходимости самосо­хранения общества, является значительным завоеванием философии разума. Однако сегодня появились серьезные сомнения относительно эмансипирующих возможностей разума вследствие неэффективности просвенцения и критики “масс медиа”, манипулирующих сознанием, а точнее - поведением, на основе искусственно создаваемых мифоло­гем. Кроме того, есть достаточно серьезные основания считать рацио­нальное познание не только средством освобождения от грубых форм принуждения, но и инструментом реализации других, может быть, бо­лее либеральных, но вместе с тем более глубоких и действенных меха­низмов власти. Поэтому необходимо по-новому рассмотреть, казалось бы, органичное единство разума и свободы, дополнить критическую рефлексию открытием тех способов, которые используются во взаим­ной игре власти и познания, а также обратить внимание на появление новых форм репрессивности и манипуляции, связанных с управлени­ем разнообразными нормами жизнедеятельности людей.

Фромм Э. - Бегство от свободы - Одна из основополагающих работ Эриха Фромма - "Бегство от свободы" - посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости. "Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода - заветная цель, а для других - угроза?". "Не существует ли - кроме врожденного стремления к свободе - и инстинктивной тяги к подчинению?.. Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?

Психотехники по направлению


Моя ответственность.
Цели: Как повысить самооценку Самопознание Свобода личности
Аннотация: 52 шаг из тренига "Развитие уверенности".
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для взрослых
Проводится: индивидуально
Используемый подход: гештальттерапия
Нина Рубштейн
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (701)

Воскресный вечер.
Цели: Манипуляция людьми Развитие активности Свобода личности
Аннотация: Упражнение на личностную свободу.
Половая дифференциация: унисекс
Возрастные ограничения: для подростков и старше
Проводится: индивидуально
Используемый подход: арт-терапия
Авторство или источник материалов: неизвестно
Вклад в фонд техник привнес: Администратор (280)

– это то, что положено каждому, живущему в России с рождения и до конца жизни. Государство обязуется обеспечивать их человеку, защищать и по возможности расширять.

Российское законодательство приведено к нормам и требованиям международного сообщества. Потому то, что полагается человеку и гражданину в РФ, идентично тому, что положено людям, живущим в других развитых государствах.

Конституция — основной закон РФ. Гарантирует права и свободы человека и гражданина

Все наши свободы и права ежедневно проявляются в отношениях с другими людьми, организациями и государством. Правовая доктрина условно разделила то, что полагается людям, на виды. Нам полагаются следующие виды прав:

  • личные;
  • культурные;
  • социально-экономические;
  • политические;
  • экологические.

Зачастую, одни права переплетаются с другими. Многое зависит от того, с какой позиции рассматривается личность: как человек или как гражданин.

Большинство прав граждан России можно найти в Конституции. Все они (основная подборка) отражены во 2-й главе этого документа.

Основные статьи главы 2 Конституции РФ о «правах и свободах человека и гражданина»

Что представляют собой личные права

Личные гражданские права гражданина РФ часто называют просто личными или просто гражданскими. Они могут носить имущественный или неимущественный характер.

Личные неимущественные права

Личные неимущественные права не относятся к владению чем-либо материальным. Эта категория вступает в силу с момента появления человека на свет. Они наделяют вас следующими правами:

  • жить, дышать воздухом;
  • получить при рождении имя, фамилию, отчество;
  • выбирать на своё усмотрение место для жизни;
  • выбирать, в соответствии со своими взглядами и убеждениями, вероисповедание;
  • свободно передвигаться в пределах государства и за его пределами;
  • не работать по принуждению;
  • отвечать перед законом и людьми только тогда, когда суд вынесет соответствующее решение;
  • быть неприкосновенным;
  • вести с другими гражданами конфиденциальную переписку.

Никто не должен попирать ваше достоинство. К основным личным правам и свободам можно также отнести свободу совести. Это широкое и крайне важное понятие, согласно которому вы можете самостоятельно формировать и пересматривать свои убеждения. Подробнее о «свободе совести» смотрите в следующем видеосюжете.

Личные имущественные права

От личных неимущественных прав имущественные отличаются тем, что имеют отношение к факту владения чем-либо. Согласно им вы можете:

В данном случае объектами выступают какие-либо вещи, являющиеся собственностью определённого гражданина. Таковыми могут быть не только предметы, но и деньги. Разница между личными неимущественными правами и имущественными ещё и в том, что первые — нематериальные, они неразделимы с личностью. В них нет содержания экономического характера.

Разновидности имущественных прав в РФ

Что представляют собой политические права

Существенным отличием политических прав граждан РФ от прочих видов является их связь с гражданственной принадлежностью конкретного человека. Данная группа – это конституционные права, которые определяют взаимодействие личности с государством, её участие в общественной и политической жизни страны. Вот перечень основных прав российских граждан, политического характера:

  • нам дано всеобщее равенство перед законами Российской Федерации;
  • мы можем создавать союзы и объединения, не спрашивая на то дозволения;
  • россияне имеют право обращаться в государственные и иные инстанции с заявлениями, которые будут приняты и рассмотрены;
  • граждане могут организовывать стачки, если считают такую меру необходимой;
  • люди могут свободно собираться и проводить собраний и под открытым воздухом, и в помещениях;
  • цензура в РФ запрещена, слово и печать свободны.

Список можно продолжить. Часто в него попадает и то, что включают в личные права и свободы человека. К примеру, свобода совести применима в обоих случаях. С одной стороны, она имеет отношение к конкретной личности, с другой, определяет её взаимосвязь с обществом и страной.

О социально-экономических правах граждан

Если основные личные права невозможно разделить с их обладателем и большинство из них человек получает, лишь появившись на свет, то, что относится к социально-экономическому аспекту, зачастую обретается в процессе жизни по мере взросления. Данное направление напрямую связано с производственными отношениями и распределением материальных благ. Эта область призвана удовлетворить экономические потребности каждого россиянина.

Что входит в список прав

В группу вошли права:


Речь идёт о том, что каждый человек с гражданством или без него должен быть обеспечен необходимыми материальными благами.