Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС (определение, классификации, характеристики). Почему официальные энергосберегающие мероприятия для многоквартирных домов не приводят к экономии теплопотребления? Почему в перечень основных ме

Защита населения от чрезвычайных ситуаций является важнейшей задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основным объектом защиты является личность с её правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера включает в себя комплекс специальных мероприятий, среди которых можно выделить следующие: оповещение (предупреждение) и информирование населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуация людей из опасных зон и районов; инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита; рекомендации населению по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, предусматривают своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования систем радиовещания, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

При угрозе и возникновении техногенной аварии или катастрофы экстренной мерой по защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

    Внимание
    Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учётом рекомендаций органов ГОЧС, которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.

В целях подготовки к чрезвычайным ситуациям происходит строительство новых и реконструкция (ремонт) существующих инженерно-технических сооружений, предназначенных для защиты населения и территорий от поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера являются:

  • укрытие людей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях: подвальных помещениях, цокольных этажах, в подземных пространствах объектов торгово-социального назначения;
  • использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно- и химически опасным объектам;
  • предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путём обваловки (насыпания привозного грунта) или заглубления ёмкостей АХОВ.

Одним из наиболее эффективных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны, которые предназначены для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения защищённости населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера разработаны специалистами МЧС России рекомендации для населения страны по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии

  • Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или плёнку. Органы дыхания лучше всего закрыть ватно-мар-левой повязкой, которую можно легко изготовить в домашних условиях.
  • Если вы находитесь в своём доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприёмник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приёму информации о дальнейших действиях.
  • Если радиационная авария ещё не произошла, то обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или плёнку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы. Если радиационная авария уже произошла, то помещать открытые продукты в герметичные упаковки поздно. На этот случай в доме необходимо иметь запас консервов.

Как действовать при химической аварии

  • При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприёмник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и о рекомендуемых действиях.
  • Если поступила информация об эвакуации, то закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трёхсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. В указанный пункт назначения нужно передвигаться согласно переданной информации. Для защиты органов дыхания используйте противогаз гражданский фильтрующий ГП-7, а при его отсутствии - ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).
  • Если невозможно покинуть зону поражения, плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах, не приспособленных для защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера.
  • При аварии на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в неё категорически запрещено.

Как действовать после химической аварии

  • При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питьё (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.
  • Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Заражённую одежду снимите и выбросьте в определённое место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.

Как действовать при угрозе гидродинамической аварии

  • При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Имущество, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.
  • Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии

  • При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на высокое дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.
  • Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.
  • При подтоплении вашего дома отключите электроснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путём вывешивания из окна днём флага из яркой ткани, а ночью фонаря.
  • Для получения информации используйте радиоприёмник с автономным питанием.
  • Организуйте учёт продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование. Готовьтесь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь, подручные спасательные средства (надувные матрацы, подушки).
  • Для вынужденного плавания можно подготовить бочки, брёвна, щиты, двери и автомобильные камеры.

    Есть даже рекомендация набить пластиковыми закрытыми бутылками и мячами рубашку или брюки, если больше ничего, что может вас поддержать в воде, под рукой не оказалось. Эвакуироваться самостоятельно можно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

Как действовать при пожаре и аварии на железной дороге

Во время пожара . В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.

При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана и попытаться выйти из вагона через двери или окна (нельзя выпрыгивать из вагона движущегося поезда или пытаться выбраться на крышу). Если горящий поезд продолжает движение, а пожар возник в передних вагонах, следует перейти в вагоны поезда, где пожара нет, плотно закрывая за собой двери (двигайтесь пригнувшись, дышите через мокрую ткань).

В случае аварии . Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм.

Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, ухватитесь за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закройте глаза, упритесь ногами в стену. После того как вагон обретёт устойчивость, осмотритесь и наметьте путь выхода из него. Если дверь заклинило, выбирайтесь через окна.

Выводы

  1. Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, химических предприятий, гидроузлов), является его оповещение и информирование.
  2. В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите.
  3. При угрозе гидродинамической аварии необходимо выйти в безопасный район или на возвышенные участки местности.
  4. Делать попытки эвакуироваться самостоятельно можно только в самых крайних случаях, когда нет другого выхода.

Вопросы

  1. Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров.
  2. С какой целью создаётся система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
  3. Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно-опасном или химически опасном объекте?

Задания

  1. Продумайте план обеспечения личной безопасности в случае чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая могла бы произойти в вашем регионе.
  2. Учитывая условия проживания в вашем регионе, подготовьте сообщение на тему «Алгоритм моих действий при наводнении».
  3. Подготовьте сообщение, используя средства массовой информации и Интернет, на тему «Крушение поезда «Невский экспресс» и предпринятые меры по спасению и самоспасению пассажиров» (на материале крушения 2009 г.).

Главная > Урок

Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии: * Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или пленку.* Если вы находитесь в своем доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприемник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приему информации о дальнейших действиях.* Обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы.Как действовать при химической аварии: При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и о рекомендуемых действиях.Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трехсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака). При невозможности покинуть зону поражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах.Как действовать после химической аварии: При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду снимите и выбросьте в определенное место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птиц, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.Как действовать при угрозе гидродинамической аварии: При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности.Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2–3 суток. Имущество, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.Дополнительные материалы к § 10 Анализ последствий аварии на Чернобыльской АЭС За время развития ядерной энергетики (с 1957 г.) случились три крупные аварии на АЭС: в 1957 г. в Великобритании (Виндскейл), в 1979 г. в США (Три-Майл-Айлен) и в 1986 г. в СССР (Чернобыль).26 апреля 1986 г. на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв реактора с разрушением его активной зоны и интенсивным выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ в течение 10 суток. В результате радиоактивному загрязнению подверглись территории России, Белоруссии и Украины, а также территории стран Балтии и ряда других европейских государств. В результате взрыва на станции погибли 2 человека, 145 человек из работников станции, пожарных и других ликвидаторов последствий получили дозу облучения от 100 до 1600 бэр. 27 человек из них вскоре скончались. Выброшенные из реактора радионуклиды создали вблизи него и в пределах 30<километровой зоны большие уровни радиации, жители из этихрайонов были эвакуированы. Позже к этой зоне эвакуации присоединили местности, где суммарная доза получения населением облучения к первому году после аварии могла бы превысить 10 бэр. Необходимо отметить, что наибольшую угрозу здоровью неэвакуированного населения представляло загрязнение воздуха и почвы радиоактивным йодом. Попав внутрь, он активно захватывался из крови щитовиднойжелезой, приводя к местному облучению в дозах более 300 бэр. Из-за нерешительности и некомпетентности руководителей местных органов власти решение на проведение йодной профилактики было принято с большим опозданием – 6 мая 1986 г. В результате большие дозы облучения (более 300 бэр) щитовидной железы получили тысячи людей.Анализ последствий аварии на химическом предприятии в Бхопале. Самые трагические последствия принесла химическая авария, которая произошла на химическом предприятии в городе Бхопале (Индия). В ночь с 2 на 3 декабря 1984 г. в результате технологической аварии сжиженное вещество с силой вырвалось из подземных цистерн, превращаясь в летучий газ. Произошла утечка более 40 т метилизоцианида – высокотоксичного газа, служащего промежуточным продуктом при изготовлении пестицидов. Ядовитое облако накрыло 40 км2 городских кварталов. Ветер в то время был несильным, и смертоносное облако не распространилось дальше. В результате этой химической аварии погибло около 2,5 тыс. человек, свыше 500 тыс. получили серьезные отравления.Выводы: 1) Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомные станции, химические предприятия, гидроузлы), является его оповещение и информирование.2) В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите. III . Закрепление материала; - Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ. - С какой целью создается система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций? IV . Итог урока V . Домашнее задание: § 10, стр. 50-55: Задания: 1. Продумайте план обеспечения личной безопасности в случае чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая могла бы произойти в вашем регионе?2. Учитывая условия проживания в вашем регионе, подготовьте сообщение на тему «Алгоритм моих действий при наводнении» ТЕМА: ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Цель урока: Сформировать у учащихся убеждение в том, что обеспечение воинской обязанности РФ в настоящее время стало важнейшим направлением деятельности государства.Занятие: 3/1 Урок 11 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс:

Ход урока:

I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий ЧС техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ. - С какой целью создается система оповещения населения при угрозе возникновения ЧС? - Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно или химически опасном объекте? - Какие укрытия простейшего типа применяются как коллективное средство защиты от оружия массового поражения? II. Основная часть : §. 11, стр. 56-59 Оборона государства - это система политических, экономи-ческих, социальных и правовых мер по подготовке к вооружен-ной защите и вооруженная защита Российской Федерации, це-лостности и неприкосновенности ее территории. Безопасность - состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и го-сударства. В начале нового столетия обозначились процессы повышения ро-ли военной силы для обеспечения политических и экономических ин-тересов государств мира. В настоящее время сильные Вооруженные Силы Российской Федерации приобретают геополитическое значение. В связи с этим особое значение имеет оборона нашего государст-ва - Российской Федерации. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами. Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз националь-ной безопасности России. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суве-ренитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В современной международной обстановке существуют три типа, угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых яв-ляется в определенной степени функцией Вооруженных Сил Россий-ской Федерации:* внешние;* внутренние;* трансграничные.К основным внешним угрозам относятся: * развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;* территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;* вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со сто-роны иностранных государств;* наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложив-шегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;* вооруженные провокации, включая нападения на военные объек-ты Российской Федерации, расположенные на территориях зарубеж-ных государств, а также на объекты и сооружения на государствен-ной границе Российской Федерации или на границах ее союзников;* действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;* дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.К основным внутренним угрозам относятся: * попытки насильственного изменения конституционного строя и на-рушение территориальной целостности России;* планирование, подготовка и осуществление действий по наруше-нию и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информа-ционной инфраструктуры;* создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;* незаконное распространение на территории Российской Федера-ции оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;* широкомасштабная деятельность организованной преступности, уг-рожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;* деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.К основным трансграничным угрозам относятся: * создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;* деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок направленная на подрыв конституционного строя РФ, созда-ние угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;* трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих националь-ной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;* деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;* угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с при-менением компонентов оружия массового поражения. Выводы 1. В настоящее время обеспечение военной безопасности Россий-ской Федерации стало важнейшим направлением деятельности госу-дарства. 2. Главной целью в данной области является обеспечение возмож-ности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учетом рациональных затрат на национальную оборону.3. Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом ро-ли и места нашей страны в современном мире.4. Вооруженные Силы Российской Федерации в настоящее вре-мя играют главную роль в обеспечении военной безопасности госу-дарства.Дополнительные материалы. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (Извлечения)III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации … Угроза криминализации общественных отношений, складываю-щихся в процессе реформирования социально-политического устрой-ства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения ре-форм в экономической, военной, правоохранительной и иных облас-тях государственной деятельности, ослабление системы государствен-ного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и от-сутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются ос-новными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структу-рами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропрово-дящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по Предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство. … Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.… Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.… Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. III . Закрепление материала; - Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России? - Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на-циональной безопасности России? IV . Итог урока V . Домашнее задание: § 11, стр. 56-59. Задания: 1. Продумайте и подготовьте сообщение «Возрастание роли Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной бе-зопасности России».2. С помощью средств массовой информации и Интернета подго-товьте сообщение на тему «Трансграничная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации».3. С помощью средств массовой информации и Интернета подго-товьте сообщение на тему «Деятельность незаконных вооруженных формирований на территории Российской Федерации в 90-е годы XX I и в начале XXI в. и борьба с ними силовых ведомств». ТЕМА: ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Цель урока: Познакомить учащихся с основными особенностями современных войн и вооруженных конфликтов соответствии с их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.Занятие: 3/2 Урок 12 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I . Вступительная часть * Организационный момент * Контроль знаний учащихся: - Какую роль играют криминальные группировки в дестабилиза-ции обстановки в стране? - Почему слова российского императора Александра III: «У России только два союзника - ее армия и флот» - остаются актуальными и в начале XXI в.? Обоснуйте свой ответ. - Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России? - Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам на-циональной безопасности России? II. Основная часть - объявление темы и цели занятия - объяснение нового материала: § 12, стр. 60-63. В настоящее время характер современных войн определяет-ся их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий. Анализ вооруженных конфликтов, имевших место в 90-х гг. про-шлого века и в начале XXI в., позволил сделать выводы, что войны и вооруженные конфликты будущего будут порождаться не одним ка-ким-либо фактором, а сложным переплетением различных социаль-но-политических, экономических, национальных и религиозных про-тиворечий и причин. Согласно положениям Военной доктрины Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г) наше государство поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России, а так-же ее союзников в соответствии с международными договорами. В связи с этим современная война может быть: по военно-политическим целям: справедливой , не противоречащей Уставу ООН, основопо-лагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии;несправедливой , противоречащей Уставу ООН, основопо-лагающим нормам и принципам международного права, подпадаю-щей под определение агрессии и ведущейся стороной, предприняв-шей вооруженное нападение;по применяемым средствам: с применением ядерного и дру-гих видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения; по масштабам: локальной, региональной, крупномасштабной. Локальная война - война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой будут военные действия вестись, как правило, в границах противоборствующих госу-дарств и затрагиваться интересы только этих государств.При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну. Региональная война - война с участием двух и более государств региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средствпоражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и кос-мическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Крупномасштабная войн а - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации (расширения) вооруженного конф-ликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительных количеств государств различных регионов мира. В круп-номасштабной войне стороны будут преследовать радикальные (ре-шительные) военно-политические цели. Существенной особенностью вооруженной борьбы будущего будет являться то, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория, что повлечет за собой значительные жертвы среди мирного населения. Главная особенность вооруженных конфликтов нового исто-рического периода будет заключаться в том, что ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей. Существующий с давних времен принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлении будет осуществляться не методом сосредоточения войск на избранном направлении, а главным образом путем массированного применения средств огневого поражения. Новые дальнобойные средства поражения в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации войск осуществлять маневр траекториями (ракет, самолетов) для нанесения массированных огневых ударов по определенным группировкам войск. А ударные группировки войск могут выдвигаться на направление главных ударов в самый последний момент.Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть способны: В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции;В случае обострения военно-политической обстановки обеспечить стратегическое развертывание Вооруженных Сил РФ и сдерживать эскалацию (Эскалация постепенное увеличение, усиление, расширение чего-либо (например, эскалация войны) обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности;В военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи военного времени.Выводы: 1. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями.2. При этом основные задачи в вооруженных конфликтах будут ре-шаться не в ходе столкновений передовых частей, а путем огневого поражения с предельных дальностей.3. Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть гото-вы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, веде-нию активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том чис-ле оружия массового поражения всех разновидностей.4. Возникает необходимость в высокоорганизованной и эффектив-ной системе гражданской обороны страны.

Направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
  • риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, и ;
  • предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:
  • оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуационные мероприятия;
  • меры по инженерной защите населения;
  • меры радиационной и химической защиты;
  • медицинские мероприятия;
  • подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
  • видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
  • способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
  • удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
  • В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориаль-ному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение — это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:
  • назначению — для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);
  • конструкции - открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
  • освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
  • постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
  • возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений . Из них в интересах экономики и обслуживания населения используется 77%.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение — защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС — обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ-2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

Под термином «защита населения» принято понимать комплекс мероприятий РСЧС (российская система чрезвычайных ситуаций), взаимосвязанных по месту, времени, цели, ресурсам и направленных на устранение или снижение до минимального уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае угрозы возникновения стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф или в условиях реализации опасных и вредных факторов.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти и управления, местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности. Это достигается в результате применения различных средств и способов защиты, которые включают:

1) прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и последствий их возникновения для населения;

2) создание финансовых и материальных резервов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды;

4) подготовку к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий и других организаций, а также органов управления и сил РСЧС;

5) оповещение населения об угрозе возникновения и факте возникновения чрезвычайной ситуации;

6) эвакуацию людей из опасных зон и районов;

7) инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту;

8) применение специальных режимов защиты населения на зараженной территории;

9) оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий;

10) проведение спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

11) защиту от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды.

Оповещение — одно из самых важных мероприятий по защите населения. Оно производится включением сигнала сирен на всех предприятиях и громкими гудками всевозможных технических средств. Это означает сигнал: «Тревога! Слушайте все!» Вспомните, дорогой читатель, когда наши европейские «друзья» со своими американскими покровителями бомбили Сербию только за то, что она не хотела распада своей страны. По телевизору часто показывали, как перед очередным налетом самолетов и крылатых ракет НАТО по всей территории выли сирены, предупреждая людей об опасности. Мы еще поговорим об этом, когда будем обсуждать высокоточное оружие.

По этому сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, до населения доводятся соответствующие сообщения и указания посредством проводного вещания, радио, телевещания и современных средств телефонии. Сообщения производятся на русском языке и языке народа, проживающего на данной территории. В нем указываются причина тревоги и необходимые действия населения в опасном районе. Кроме того, могут применяться вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, автомобильные звукоусилительные станции. С их помощью можно проводить оповещение там, где нет промышленных объектов и крупных зданий: в деревнях, селах, поселках и т.д.

Для защиты населения от опасностей, возникающих в ЧС мирного и военного времени, используются средства коллективной защиты — это инженерные сооружения гражданской обороны. Чаще всего это убежища или, как часто в народе их называют, бомбоубежища.

Убежища предназначены для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время. Они могут быть отдельно стоящими сооружениями или оборудованными в подвалах жилых домов и других зданий. Часто убежища являются единственным и наиболее надежным средством защиты от оружия массового поражения.

Встроенное (подвальное) убежище достаточно надежно, поскольку заглублено в землю, его стены и, перекрытия сделаны из прочных материалов, имеются вход и аварийный выход. Чтобы зараженный воздух не проник внутрь убежища, оно герметизируется, а свежий воздух подается через фильтровентиляционную систему.

На случай длительного пребывания людей в убежище создают запас продовольствия, питьевой воды и предметов первой необходимости; оборудуют системы освещения, отопления, водопровод, канализацию; устанавливают скамьи и нары. В убежище запрещено курить, шуметь, зажигать без разрешения керосиновые лампы, свечи. Нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие резкий запах вещества, а также крупногабаритные вещи и приводить животных.

Опять отступление, дорогой читатель. Во времена «холодной войны» такие убежища создавались и часто имели удовлетворительное состояние. Сейчас, после того как Советский Союз вместе со всей своей промышленностью (кроме нефтегазовой) развалился, большинство таких убежищ пришло в упадок. Денег на их содержание не выделяется или выделяется неудовлетворительно мало. Кроме заплесневелых стен, в большинстве из них ничего не осталось. Русский человек всегда выживал тем, что был силен своей выдумкой. Помните, что любой подвал — это уже неплохое укрытие, если в вашем районе нет специальных и оборудованных укрытий.

2.1. Основные принципы инженерной защиты населения

2.1.1. Основные положения по защите населения

от чрезвычайных ситуаций

Защита населения в условиях возникновения опасных последствий ЧС природного и техногенного характера и военных действий с применением современных средств поражения, является одной из главных задач министерств и ведомств, территориальных и объектовых органов управления.

Мероприятия по ЗНиТ проводятся при различных ЧС как в мирное, так и особенно в военное время. Они включают решение ряда сложных задач, направленных на снижение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости функционирования ОЭ, организацию и обеспечение действий сил и средств при ликвидации последствий ЧС техногенного, природного и экологического происхождения в мирное время, а также в условиях применения ССП в военное время.

В настоящее время в России основным документом, определяющим требования к проведению мероприятий по ЗНиТ, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС», который может быть использован и в других странах.

Федеральный закон «ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера», принят Государственной Думой России 11 ноября 1994 г. и подписанным Президентом Российской Федерации (РФ).

Этот Закон определяет общие нормы в области защиты граждан Российской Федерации (РФ), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (население), всего земельного, водного и воздушного пространства РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территорий) от ЧС.

В законе последовательно изложены основные понятия и определения ЧС, предупреждения и ликвидации ЧС, определены цель закона и задачи Единой Государственной системы предупреждения (ЕГСП) возникновения и развития, снижения ущерба и потерь и ликвидация ЧС.

Задачи ЕГСП включают довольно большой перечень (12 задач), включая разработку и осуществление целевых научно-технических программ по ЗНиТ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ), организаций и объектов социального назначения, подготовку населения, прогнозирование социально-экономических последствий, осуществления государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ. Приводятся классификация ЧС, состав и органы управления подсистем - федерального, межрегионального, регионального и местного уровней.

Границы зон ЧС определяются руководителем работ по соглашению с исполнительными органами, информация о ЧС и их последствиях должна быть гласной и отражать сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях и радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Сформулированы четыре основных принципа ЗНиТ:

1. Мероприятия по предупреждению и снижению ущерба и потерь должны разрабатываться и осуществляться заблаговременно.

2. Мероприятия должны разрабатываться и планироваться с учетом экономических, природных и иных особенностей территории и степени реальной опасности последствий ЧС.

3. При планировании и проведении мероприятий следует исходить из достаточности объемов мероприятий и максимально возможного использования сил и средств.

4. Мероприятия должны осуществляться силами и средствами органов исполнительной власти, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности сил могут привлекаться в установленном порядке федеральные силы и средства.

В соответствии с данными принципами городам присваиваются (назначаются) следующие группы:

группа городов особой важности (с населением 2 млн. и более);

1-я группа (с населением 1-2 млн.);

2-я группа (с населением 500 тыс. – 1 млн.);

3-я группа (с населением 150 – 500 тыс.).

Организациям с учетом специфики их производства, характера и объема выпускаемой продукции присваиваются (назначаются) категории:

объекты особой важности (АЭС, предприятия переработки);

Это условие достигается:

выбором оптимальных средств и способов защиты;

сочетанием государственных интересов;

выполнением организационных и ИТМ проводимых в угрожаемый период;

соблюдением качественных параметров строительства ЗС;

предоставление приоритетов в вопросах защиты, выполнением планов социального и экономического строительства;

личное участие граждан в обеспечении безопасности.

Как известно ликвидацию ЧС осуществляют силами и средствами организаций, органами местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территориях которых сложилась ЧС.

При недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством порядке, привлекают силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Основными способами защиты являются:

укрытие населения в ЗС и других инженерных сооружениях, приспособленных для этих целей в конкретной ситуации (метро, ПГВ, ППГ и др.);

эвакуация населения из зон возможных СБ, аварий, катастроф или при угрозе их возникновения, из зон национальных конфликтов и в военное время, рассредоточение рабочих и служащих предприятий, продолжающих свою производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушения (затоплений) и эвакуация всего остального населения из этих зон в загородную зону;

использование СИЗ и медицинских средств защиты (МСЗ).

Защита населения и хозяйства достигается путем сочетания комплекса основных способов защиты (укрытие, эвакуация, применение СИЗ и МСЗ).

Укрытием населения в ЗС является одних из основных и, в ряде случаев, наиболее надежным способом ИЗН, особенно в условиях военного времени и при авариях, связанных с вредными выбросами радиоактивных веществ и АХОВ.

Защитные сооружения должны обеспечивать защиту укрываемых от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от отравляющих и бактериальных средств поражения, а также от АХОВ.

Одним из эффективных способов защиты людей от АХОВ является укрытие их в убежищах, имеющих режим полной изоляции, исключающим необходимость подачи наружного (зараженного) воздуха в убежище.

В современных условиях должно обращаться особое внимание организации ЗН, проживающего в зонах возможных аварий, катастроф, СБ. Это обусловлено тем, что происходят СБ, возникающие в различных районах, производственные аварии и катастрофы (возможны и диверсии) на ОЭ, коммунально-энергетических сетях городов вызывают крупномасштабные разрушения, гибель людей, большие потери материальных ценностей. В свете этого необходимо рассмотреть вопрос о инженерной защите в ЧС природного и техногенного характера.

2.1.2. Общие принципы инженерной защиты населения

Принцип - слово латинское, в буквальном переводе означает: основа, начало. В нашем словосочетании принцип - основные исходные положения, отражающие объективные условия и особенности проведения мероприятий по инженерной защите населения (ИЗН).

Принципиальными положениями являются:

1. Мероприятия по ИЗН направлены на максимально возможное снижение ущерба, потерь и проводятся заблаговременно.

2. Планирование и осуществление мероприятий по ИЗН проводятся с учетом экономических, природных и других характерных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

3. Объем и содержание мероприятий по ИЗН определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Комплекс инженерно-технических и других специальных мероприятий по ИЗН в ЧС мирного и военного времени может включать следующие основные группы:

1. Создание и совершенствование систем оповещения и информации населения о режимах использования ЗС, поведения и действий в них при ЧС мирного и военного времени.

2. Накопление фонда убежищ и ПРУ за счет приспособления подвалов и заглубленных помещений, метрополитенов, ПГВ, пещер и подземных полостей, а также организация укрытия населения.

3. Накопление и использование СИЗ, материалов для нейтрализации и дегазации АХОВ, герметизация и уплотнение помещений в жилых и производственных зданиях, находящихся в опасных зонах.

4. Введение особых режимов защиты и поведения людей на зараженных территориях вблизи ЗС.

5. Подготовка транспорта и маршрутов ЭН из КГ и опасных зон и организация их вывоза, размещения, ИЗН и жизнеобеспечения в районах размещения с использованием зданий и инженерных сооружений.

6. Обучение населения способам ИЗН, оказание само и взаимопомощи, проведению дегазации и обеззараживанию продуктов питания и воды.

В современных условиях накопление фонда ЗС осуществляется за счет:

строительства новых ЗС при строительстве промышленных объектов;

дооборудование ранее построенных (до 1970 г.) убежищ до современных требований защиты от ССП, если это технически возможно и экономически целесообразно;

приспособления существующих подвалов, подземных переходов и других заглубленных помещений в соответствии с имеющимися рекомендациями по этому вопросу;

строительство и приспособления сооружений метро: для того, чтобы обеспечить защиту населения от ССП метро рассчитывают на нагрузки, учитывающие и особую нагрузку во фронте ВУВ ядерного взрыва, они защищают от светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения; предусматривают надежные противопожарные мероприятия, систему вентиляции, водоснабжение, канализацию и теплоснабжение; на системах вентиляции предусматриваются противопыльные фильтры, гарантирующие и от проникновения внутрь радиоактивной пыли; на входах в метро оборудуют тамбуры с защитно-герметическими воротами;

приспособления искусственных и естественных ПГВ: искусственные и естественные ПГВ, расположенные в пределах ЗВСР, могут быть приспособлены под убежища для защиты НРС предприятий; эти выработки должны быть: рассчитаны по параметрам ВУВ ядерного взрыва и сейсмо- взрывным волнам в грунте, возникающим при взрыве ядерного боеприпаса; иметь соответствующее количество входов и аварийные выходы, оборудованные тамбурами с защитно-герметическими и герметическими дверями; иметь внутреннее инженерно-техническое оборудование (ИТО), обеспечивающее необходимые условия для жизнедеятельности укрываемых, в том числе, защиту от РВ, ОВ, АХОВ и БС; ПГВ, расположенные за пределами ЗВСР, могут быть приспособлены под ПРУ для защиты работающего и неработающего населения, включая эвакуируемых; особое значение для жизнедеятельности укрываемых приобретают системы вентиляции, которые должны проектироваться и с учетом защиты от вредных газов, выделяющихся в ПГВ (метан, сероводород и др.);для надёжной работы этих систем при выходе из строя наружных энергосистем должны быть предусмотрены автономные ДЭС в составе убежища и ПРУ.

На основе приведенного выше предлагается схема «Основных путей накопления фонда ЗС для укрытия населения», приведена на рис.2.1, которая может быть использована в органах управлений.

Что касается вопросов строительства ЗС и улучшения условий использования и эксплуатации их в современных условиях, то здесь можно отметить ряд существенных недостатков.


Рис. 2.1. Основные пути накопления фонда ЗС для укрытия населения

Прежде всего участились случаи нарушения требований нормативных документов по строительству ЗС при промышленном и жилищном строительстве. Начальники соответствующих органов управления, поставив на проекты планировки и застройки населенных пунктов (НП) свои согласующие подписи, забывают о контроле за соблюдением требований норм ИТМ.

В результате проверок ЗС было выявлено, что хозяйственники, за счет снижения требований безопасности людей, стремятся получить максимальную прибыль, не за счет поддержания ЗС в постоянной готовности, а за счет сдачи их в бесконтрольную аренду.

Вместе с тем недостаточно также уделяется внимание вопросам разработки схем размещения ЗС на территории города, населенного пункта.