Анализ аварийности по российской федерации. Аварии на дорогах россии, статистика Государственная система учета и анализа дтп

Анализ ДТП невозможен без выявления факторов и причин их вызывающих. При этом следует выделять:

1) условия возникновения ДТП, т.е. совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения ДТП;

2) обстоятельства возникновения ДТП, т.е. действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к ДТП лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения ДТП(т.е. описание механизма возникновения ДТП по времени;

3) причины возникновения ДТП, т.е. совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного ДТП.

В целом согласно статистике в 80-90% случаев причины связаны с человеком, поэтому изучение причин возникновения ДТП должно быть направлено на выяснение вопроса почему же человек действовал ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации.

В соответствии с целями и задачами анализа ДТП различают следующие методы анализа:

Количественный анализ, оценивающий уровень аварийности по месту и времени совершения;

Качественный анализ, который служит для установления причинно-следственных факторов возникновения ДТП;

Топографический анализ, предназначенный для выявления мест концентрации ДТП на местности.

Абсолютные показатели аварийности (общее число ДТП, число погибших, суммарный ущерб и т. п.) дают общее представление об уровне аварийности, позволяют проводить сравнительный анализ по времени, показывают тенденции изменения этого уровня.

Относительные показатели аварийности (число ДТП, число

погибших и т.п., приходящееся на 100 тысяч жителей, или на 1 тыс. транспортных средств, или на 1 тыс. водителей и т.п.) позволяют проводить сравнительный анализ уровня аварийности различных стран, регионов, городов, дорог и пр.

Среди них наиболее распространенными и объективными являютcя:

1) к-т относительной аварийности (отношение числа ДТП за рассматриваемый период к суммарному пробегу транспортных средств за этот период);

2) к-т относительного риска (количество ДТП на 100 тыс. жителей);

3) к-т тяжести ДТП (отношение числа погибших к общему числу раненных за отчетный период).

Общий анализ причин ДТП позволяет свести их в следующие однородные по характеру группы:

Несоблюдение правил дорожного движения его участниками;

Неправильный выбор режимов движения;

Снижение психофизиологических функций участников движения в результате различных факторов;

Неудовлетворительное состояние транспортных средств;

Неправильное размещение и крепление груза;

Неудовлетворительное устройство и содержание элементов дороги и дорожной обстановки;

Неудовлетворительная организация дорожного движения.

⁠1. Какая информация носит фактологический, а какая оценочный характер.

А) На выпускных вечерах в Сургуте запретили спиртные напитки. Соответствующие письма, предупреждающие об административной ответственности родителей и организаторов за вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков, направлены в учебные учреждения департаментом образования и отделом по делам несовершеннолетних накануне выпускных вечеров. Как рассказала инспектор ОДН УВД по Сургуту, все выпускные вечера прошли спокойно.

Б) Юношам и девушкам в возрасте до 16 лет посещать ночные развлекательные заведения с 23 часов вечера до 6 утра можно только в сопровождении родителей. Если владелец «общественного места» допустит нахождение лица до 16 лет в ночное время, на него может быть наложен штраф до 50 минимальных размеров оплаты труда. Размер штрафа увеличивается прямо пропорционально числу выявленных детей. Однако многие высказывают предположение, что данная мера не исправит ситуацию.

В) Шоу-бизнес встревожен. В небольшом городе Архангельской области случился прецедент, который грозит перевернуть представления московской эстрадной богемы о собственной концертной деятельности. На афишах не было указано, что концерт проводится под инструментальную фонограмму («минус один»). За это организатору выступления выдано предписание об административном правонарушении и штрафе размером 10 тысяч рублей.

Г) За десять месяцев текущего года за несанкционированную перепланировку помещений в Москве к административной ответственности привлечены 151 юридическое лицо, 8 должностных лиц и 438 граждан. По словам начальника государственной жилищной инспекции столицы, «перепланировка жилых помещений в Москве сейчас является обычным делом. Мосжилинспекция сделает всё, чтобы ни один жилой дом в столице не обрушился».

А - фактологический, однако последнее предложение носит оценочный характер;

Б - фактологический, однако последнее предложение носит оценочный характер;

В - оценочный, но последнее предложение носит фактический характер;

Г - первое предложение - фактологический, второе и третье - оценочный.

2. Определите, кто и какие административные правонарушения совершает в этом рассказе. Какая ответственность налагается за данные правонарушения?

В этот Новый год не было снега. Зато можно было съездить в лес за ёлкой на мотоцикле. Скорость была большая, в ушах свистело, волосы просто рвались на ветру. Всё же зря Сергей не надел шапку - он очень замёрз. Друзья старшего брата уговаривали его глотнуть водки, чтобы согреться. Водка Сергею не понравилась, и он решил согреться другим способом - покататься на лыжах, ведь рядом была лыжная станция. К сожалению, покататься не удалось, так как за выдачу лыж в залог требовали паспорт, а у Сергея его ещё не было. Обратно он поехал уже в шапке.

Сергей и его друзья совершили административное правонарушение за незаконную вырубку. За это им грозит штраф от 3 до 3,5 тысяч рублей.

Если Сергей был за рулём мотоцикла - то он совершил административное правонарушение за езду без прав. И ему грозит штраф от 5 до 15 тысяч рублей.

Сергей совершил административное правонарушение за распитие спиртных напитков несовершеннолетними. За это ему грозит штраф от 500 до 1500 рублей.

3. Проанализируйте статистическую информацию о динамике аварийности на дорогах Российской Федерации.

Опишите общую динамику аварийности на дорогах РФ. Как вы думаете, в чём причины ухудшения ситуации на дорогах России?

К сожалению, судя по диаграмме, в нашей стране с каждым годом происходит увеличение количества ДТП и количества пострадавших.

Например, в 2006 году по сравнению с 2001, количество пострадавших увеличилось в целых 1,5 раза и составило 285 тысяч человек.

Это трагическое увеличение связано со многими факторами :

Во-первых, увеличивается количество плохих дорог, а ведь четверть всех аварий случается именно по их вине.

Во-вторых, увеличивается количество телефонов у людей. Многие водители начинают разговаривать по телефону во время езды, а кто-то и вовсе, успевает играть в игры и смотреть фильмы - а ведь всё это приводит к трагическим последствиям.

В-третьих, увеличивается количество старых, неисправных автомобилей, т.к. у многих людей не хватает денег на покупку нового авто.

Основные цели анализа ДТП сводятся к систематическому поиску возможностей предупреждения ДТП, а также к выявлению вины и определению меры наказания причастных к нему лиц.

Различают следующие виды анализа ДТП:

· анализ единичных ДТП (детерминированный, причинно-следственный, юридический анализ, экспертиза ДТП);

· анализ ДТП как массового явления (параметрический, вероятностный, статистический анализ).

Анализ единичных ДТП основан на детальном исследовании причин конкретного ДТП и его последствий, анализ ДТП как массового явления - на использовании учетных данных о ДТП, статистических данных о водителях, транспортных средствах и т. д.

Общая схема причинно-следственного подхода к анализу ДТП - построение модели механизма совершения ДТП, что позволяет выявить мероприятия по предупреждению ДТП.

Для анализа единичных ДТП с целью установления связи между фактом ДТП и нарушениями норм и правил, регламентирующих БДД (юридический анализ, экспертиза ДТП), возможности использования вероятностных оценок причинных связей очень ограничены, так как выводы анализа, являясь основанием для привлечения к уголовной ответственности, должны отвечать жестким требованиям высокой степени достоверности.

При анализе ДТП как массового явления выясняется, каковы тенденции изменения показателей, характеризующих аварийность, с какими факторами сопряжен наибольший риск возникновения ДТП, на чем должны быть сконцентрированы усилия по их предупреждению.

На основании сопоставления разных показателей можно установить, какие факторы и условия повышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованы также применительно к отдельным ДТП при обосновании мероприятий по их предупреждению.

В качестве основного метода анализа аварийности применяется метод сопоставления, для использования которого нужно четко представлять, какие объекты, процессы, факторы следует сопоставлять между собой, по каким характеристикам, свойствам, показателям должно проводиться сопоставление, какая конкретная расчетная процедура должна быть положена в основу сопоставления.

Объектами сопоставления являются:

· субъекты Российской Федерации при решении задачи государственного управления региональным развитием в сфере БДД;

· объединения, предприятия, организации, учреждения, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, при решении задачи по предупреждению ДТП в ДТК Российской Федерации;

· дороги различного значения и категорий, зоны обслуживания дорожных и коммунальных организаций, конкретные дороги, участки дорог, пересечения дорог и другие очаги аварийности и места концентрации ДТП при решении задачи совершенствования дорожных условий;

· категории и марки транспортных средств, характеристики их грузоподъемности, вместимости, особенности эксплуатации и др. при решении задачи повышения активной и пассивной безопасности транспортных средств.

Для анализа аварийности используют абсолютные, удельные и относительные показатели.

Абсолютные показатели образуются в результате накопления данных о единичных ДТП. Основное назначение абсолютных показателей - отражение масштабов аварийности, оценка ущерба от ДТП, анализ динамики аварийности. К абсолютным показателям относятся число ДТП, число погибших, число раненых, число ДТП из-за технической неисправности транспортных средств и др.

Для анализа аварийности необходимо использовать также абсолютные показатели, характеризующие условия, в которых осуществляется деятельность по ОБДД. Совокупность показателей, характеризующих эти условия, зависит от уровня управления БДД (федеральный, региональный, организации, осуществляющей перевозочную деятельность), основными среди них являются следующие:

· характеристики социально-экономического развития региона (территория, численность населения);

· численность, состояние и развитие парка транспортных средств; состояние и развитие дорожной сети (протяженность дорог, интенсивность движения, в том числе по участкам дорог и в разные промежутки времени); наличие и эффективность системы оказания скорой медицинской помощи, контроля соблюдения требований БДД; число организаций, осуществляющих разные виды перевозочной деятельности;

· условия деятельности транспортных организаций (численность и структура парка; данные о маршрутах перевозок, численности,

· стаже, возрасте, квалификации водительского состава; наличие и организация предрейсовых медицинских осмотров и т.д.).

Абсолютные показатели мало пригодны для сопоставительного анализа уровня ОБДД. Например, по абсолютному числу ДТП, погибших и раненых нельзя сравнить уровень БДД в разных регионах из-за различия в численности транспортных средств, протяженности дорог и других специфических особенностей, объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собой процентную долю одного абсолютного показателя аварийности от другого. Наиболее часто используют удельный вес ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП по вине водителей транспортных средств отдельных типов в общем числе ДТП по вине водителей; удельный вес ДТП отдельных видов в общем числе ДТП; удельный вес ДТП в городах, других населенных пунктах, на автомобильных дорогах в общем числе ДТП; удельный вес ДТП из-за определенного вида нарушений ПДД в общем числе ДТП; удельный вес пострадавших (погибших, раненых) разных категорий участников дорожного движения в общем числе пострадавших (погибших, раненых) и др.

Удельные показатели применяют для описания структуры аварийности.

Относительные показатели образуются делением одного абсолютного показателя на другой. Наиболее часто используют такие относительные показатели, как число ДТП, погибших или раненых на 1 млн. км пробега транспортных средств, на 10 тыс. транспортных средств, на 10 тыс. водителей, на 100 тыс. населения, на 100 км автомобильных дорог и т.д.

К основным методам анализа динамики аварийности относят оценку изменения показателей аварийности:

· по отношению к предшествующему периоду времени (точка к точке);

· отношению к базовому периоду времени;

· отношению к среднему значению за несколько предшествующих лет (точка к среднему);

· средним показателям, например по средним за два последних пятилетних периода (средние к среднему).

Результаты анализа динамики аварийности представляют в виде
таблиц, графических зависимостей, диаграмм, карт.

Изучение и сопоставление динамики изменения показателей аварийности производят, как правило, для оценки результатов деятельности по ОБДД, выявлению неблагоприятных тенденций, являющихся основанием для дальнейшего анализа, направленного на выяснение причин этих неблагоприятных изменений с целью принятия необходимых предупредительных мер.

Анализ статистики отчетных ДТП по России позволяет выделить наиболее распространенные нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, с которыми связано возникновение происшествий (табл. 1).

Таблица 1

Доля приведенных неправильных действий водителей и пешеходов в разных регионах страны и в разных городах неодинакова и может колебаться примерно так же, как и основные виды происшествий, что показано в табл. 1. Однако важно отметить, что на все указанные нарушения можно влиять с целью их ликвидации не только усилением надзора за дисциплиной дорожного движения инспекторами ГИБДД и общественности, но также совершенствованием организации дорожного движения.

Количественный анализ дает лишь цифровые показатели и возможность сравнивать состояние аварийности по годам и за другие календарные сроки и выявлять общие тенденции изменения. Простейший количественный анализ обычно ограничивается данными об общем числе ДТП, количестве погибших и раненых людей. Важным показателем при количественном анализе является тяжесть последствий ДТП.

Коэффициент тяжести ДТП К Т может быть определен как отношение числа погибших людей n у к числу раненых n p за определенный календарный срок:

К T = n у / n p .

Чем меньше величина этой дроби, тем меньше тяжесть ДТП. По данным официальной отчетности о ДТП, в различных странах показатель тяжести ДТП колеблется в широких пределах от 1 / 5 до 1 / 40 . Следует, однако, учитывать, что на величину К T оказывает большое влияние степень полноты охвата ДТП с легкими телесными повреждениями людей.

В качестве оценочного показателя тяжести ДТП применяют также относительное (удельное) количество погибших людей при ДТП. Так, например, тяжесть различного вида ДТП в РОССИИ характеризуется показателями относительной тяжести последствий ДТП, количеством погибших на 1000 ДТП данного вида (табл. 2). Во многих случаях объективный сравнительный анализ ДТП может быть сделан только при вычислении удельных (относительных) показателей. Это совершенно необходимо в тех случаях, когда объем источника ДТП неодинаков, т. е., например, при сравнении ДТП для существенно различающихся по масштабам автомобильного движения стран, городов, автотранспортных предприятий.

На практике находят применение удельные показатели количества ДТП или количества погибших людей, рассчитанные по отношению к следующим данным: на 10000 жителей; на 1000 транспортных средств; на 1000 водителей; на 1 км протяжения дороги; на 1 млн. км пробега транспортных средств. Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обусловливающий вероятность ДТП - величину пробега транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например, легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробеги в 3-12 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение количества ДТП на 1000 транспортных средств индивидуального пользования и находящихся в транспортных организациях (например, такси и др.) приводит к несопоставимым результатам.

На каждое ДТП, подлежащее включению в государственную статистическую отчетность, по месту происшествия заполняют учетную карточку, содержащую необходимые сведения об участниках происшествия, месте и времени ДТП, дорожных условиях и ряд других важных сведений. Данные, занесенные в карточку, в территориальном органе ГИБДД вводятся в ЭВМ, а также передаются по каналам связи в информационный центр МВД России, где обрабатываются и анализируются.

Учет ДТП, проводимый в органах внутренних дел, является наиболее полным. С данными ГИБДД сверяют свои учетные данные предприятия, организации и ведомства - владельцы транспортных средств, а также дорожные организации.

Полный и всесторонний анализ данных о ДТП имеет важное значение как основа для выработки решений в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе по совершенствованию его организации. Среди наиболее важных задач, которые решаются на основе анализа данных об аварийности, кроме задач улучшения организации дорожного движения можно назвать следующие:

1. Обоснование комплекса мер по совершенствованию дорожных условий, технического состояния эксплуатируемых автомобилей и конструкции новых моделей, транспортных средств

2. прогноз аварийности

3. создание методов обработки информации для сопоставления состояния аварийности и деятельности по безопасности движения по различным направлениям проблемы

4. изучения причин единичных ДТП

Такие задачи должны решаться на уровне ведомств, а большая часть на уровне региона.

Не смотря на то, что каждое конкретное ДТП представляет собой случайное явление, статистический анализ большого объема информации позволяет находить общие закономерности их возникновения. Можно назвать три характерных направления изучения материалов учета ДТП, которые необходимы для целей организации дорожного движения, и соответствующие им три метода анализа:

количественный - оценка состояния аварийности на определенной административной территории или в транспортной организации и выявления тенденции ее изменения в связи с проводимыми профилактическими мероприятиями

качественный - выявление причин и факторов, обуславливающих

возникновение ДТП, и разработка мероприятий для их устранения

топографический - выделение мест и участков дорог в населенных пунктах и городах и на внегородских дорогах с наибольшей концентрацией ДТП («очагов аварийности»).

Практическое значение анализа ДТП по их видам состоит в сравнении динамики изменения происшествий определенного вида применительно к какой-либо конкретной территории, дороге. Тенденции возрастания числа ДТП какого-либо вида должна служить сигналом для более углубленного исследования причин этого явления.

Количественный анализ аварийности преследует цели выявить тенденции изменения каких-либо показателей, сравнить между собой регионы, отдельные автопредприятия. Для количественного анализа, помимо абсолютных показателей(число ДТП, погибших и раненых), используют и относительные показатели: число ДТП и погибших, отнесенных к 100тыс. жителей, 10 тыс. транспортных средств, 10 тыс. водителей, 1 км протяженности дороги, 1 млн. авт-км пробега транспортных средств. Наиболее объективным является последний из перечисленных показателей, так как он в отличие от остальных учитывает непосредственно важнейший фактор, обуславливающий вероятность ДТП- пробег транспортных средств. Здесь уместно напомнить, что, например легковые автомобили индивидуального пользования имеют за год пробег в 5-10 раз меньше, чем автомобили транспортных организаций. Поэтому сравнение числа ДТП на 10 тыс. транспортных средств индивидуального пользования и принадлежащих транспортным организациям приводит к несопоставимым результатам.

Кроме этого, используют также относительный показатель, характеризующий тяжесть последствий ДТП. Его определяют путем деления числа погибших на 100 пострадавших (суммарное число погибших и раненых).

Качественный анализ имеет целью выявить причины и факторы ДТП и установить степень влияния каждого из них на аварийность. Известно, что ДТП распределены неравномерно на территории города или по автомобильной дороге и концентрируются на определенных участках, называемых по-разному: «очагами аварийности», «местами концентрации ДТП», «опасными местами», «черными точками». По данным исследований, в этих зонах совершается 20-40% ДТП, хотя их протяженность составляет 2-5% протяженность УДС.

Топографический анализ. Программное обеспечения предназначенного для отображения результатов запроса сводной и статистической информации по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) на топографическую основу - электронную карту Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Разработанное программное обеспечение предназначено для автоматической и полуавтоматической обработки информации, визуализации результатов запросов по базе данных ДТП, поддержки принятия решений управлением ГИБДД и его районных отделов, а также контроля принимаемых решений.

Топографический анализ ДТП реализует выполнение следующих функций:

1. Формирование сводной и статистической информации по базе данных ДТП, по запросам с произвольными значениями атрибутов карточки учета ДТП с выводом результатов в файл обмена с модулем отображения;

2. Отображение результатов запроса на топ основе - электронной карте Санкт-Петербурга;

3. Подготовка и редактирование графических изображений типов запрашиваемой информации;

4. Хранение запросов в файловой системе, с возможностью быстрого поиска по дате и виду запроса;

5. Отображение дополнительной информации о происшествиях при выборе места происшествия на карте.

Наибольшее распространение получили три вида топографического анализа: карта, линейный график и масштабная схема (ситуационный план) ДТП.

Карта ДТП представляет собой карту местности (города, области, района), в соответствующих точках которой по мере регистрации наносят условное обозначение каждого ДТП. Обозначения можно наносить постоянными знаками или съемными, например, флажками на булавках или булавками с цветными головками. При оперативном ведении карты удобнее для обозначения ДТП использовать съемные средства, а при разработке отчетных данных для последующего размножения материалов целесообразно прибегать к графическим символам. Обычно наносимую информацию подразделяют по тяжести последствий, а в отдельных случаях и по винам ДТП.

Карта является важным источником наглядной информации, однако при анализе значительной по масштабам территории и большой концентрации происшествий на отдельных участках она не дает возможности достаточно точно пометить места ДТП. Для удобства пользования (в частности, возможности фотографирования) карта не должна быть слишком громоздкой и, следовательно, крупномасштабный. Линейный график ДТП является дальнейшим развитием карты. Его составляют для отдельной магистрали города или участка автомобильной дороги желательно с ориентированием по направлениям движения. При этом масштаб может быть более крупным, а привязка ДТП более точной. При составлении линейного графика для дороги с двусторонним движением возможно разнесение отметок в обе стороны дороги, что характеризует транспортные потоки встречных направлений. Однако ряд ДТП происходит на осевой линии или при выезде транспортного средства на левую сторону, поэтому такая детализация не всегда достигает цели.

Карты и линейные графики ДТП для важнейших магистралей города или области позволяют по истечении определенного календарного срока выявить места концентрации ДТП и, следовательно, участки, которые должны быть подвергнуты детальному изучению службой организации дорожного движения. Обычно считают, что при наличии трех или более ДТП в год данное место можно отнести к очагу аварийности.

Масштабную схему (ситуационный план) ДТП выполняют для таких специфических мест концентрации ДТП, как пересечения крупных магистралей, городские площади и т.п. по существу она является развитием схемы определенного происшествия, предусмотренной карточкой учета ДТП. Каждое ДТП обозначают символом, который показывает тяжесть последствий. Стрелки указывают направление движения участников происшествия. Обозначение ДТП может быть дополнено датой и временем суток, а также номером учетной карточки или записи в журнале.

Линейные графики и масштабные схемы являются необходимыми материалами при натурных обследованиях дорог, а также при разработке решений по совершенствованию организации движения. Очень наглядным для выявления эффективности проводимых мероприятий является сравнение масштабных схем ДТП до и после проведения мероприятий по совершенствованию организации движения.