Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о понятии дорожно-транспортное происшествие и о том, какое событие является , а какое не является.

Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 15 лет назад городской житель встречал 1-2 ДТП за год, то сейчас такое же количество аварий можно увидеть за один день. Связано это прежде всего с тем, что количество автомобилей в российский городах значительно возросло.

Понятие "дорожно-транспортное происшествие"

В первую очередь рассмотрим понятие ДТП из пункта 1.2 :

Данное понятие содержит ряд условий, которые должны выполняться одновременно:

  • событие возникло в процессе движения автомобиля;
  • автомобиль принимает непосредственное участие в данном событии;
  • имеет место ущерб (жизни или здоровью людей, либо материальный).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нельзя говорить о том, что произошло ДТП. Разберем данный вопрос подробнее.

1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, - не является.

2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

Например, не является ДТП попадание в пешехода окурка, выброшенного из окна автомобиля. Даже если окурок прожег одежду, то есть причинил ущерб.

3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни или здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины, сколы, царапины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием. Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием. Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.

Кто является участником ДТП?

Еще раз обратимся к определению из пункта 1.2 правил дорожного движения:

Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

На основании этого абзаца можно выделить следующих участников ДТП:

  • Водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб.
  • Другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб.

Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.

Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной автодороге и ему навстречу "выскакивает" обгоняющий автомобиль. Водитель принимает решение повернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате автомобиль на обочине переворачивается и получает значительные повреждения.

Встречный автомобиль, который выполнял обгон, повреждений не получил и вообще в столкновении не участвовал.

В этом случае участником ДТП является только водитель автомобиля, который свернул на обочину.

Кто считается виновником ДТП?

Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.

При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

Штрафы за создание ДТП

Само по себе столкновение автомобилей не является нарушением, то есть штраф за него не накладывается. Однако водитель может быть наказан за нарушение , допущенное непосредственно перед ДТП.

Тем не менее наказание накладывается далеко не всегда:

Например, автомобиль едет со скоростью 40 км/ч в населенном пункте и сталкивается со стоящим транспортным средством. При этом нарушен ПДД, однако за нарушение данного пункта не предусмотрено наказание.

Т.е. нарушение имеет место и водитель будет признан виновником ДТП, однако штрафа за это он не получит.

Штрафы после ДТП

Кроме того, законодательство предусматривает несколько штрафов за нарушения, допущенные после столкновения:

  • лишение прав на 1 - 1,5 года , или административный арест на срок до 15 суток можно получить за оставление места ДТП;
  • лишение прав на 1,5 - 2 года накладывается за употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ сразу же после ДТП;
  • 1 000 рублей - штраф за прочие нарушения при ДТП. Например, если водитель не выставит знак аварийной остановки после столкновения.

В данной статье приведена самая общая информация о дорожно-транспортных происшествиях. Если Вы хотите более подробно изучить различные типы столкновений, то обратитесь к соответствующей рубрике на ПДД Мастер:

Удачи на дорогах!

Читать все комментарии

Олег, Вы юрист, есть опыт по выплатам, точнее, не выплатам СК по КАСКО и ОСАГО? Почему Вы так уверенно пишете: "Только вред от ДТП"? Других вариантов нет?

Анна, я вовсе не юрист, но Вы действительно просто не видите того, чего не хотите видеть, что не соответствует Вашему представлению. Вы смотрите на ситуацию слишком субъективно. Постарайтесь быть объективнее.

А для "других вариантов" есть КАСКО.

Не надо "вешать всех собак" на Анну. Её доводы вполне убедительны на фоне некоторых судебных решений наших судов (причины принятия подобных решений правдиво и доступно разъяснил wowick в недавнем комментарии, однако его комментарий, к сожалению, был частично урезан). Вернёмся к возможному решению суда. Из п 1.2 ПДД берутся определения остановки и понятие дорожного движения. Раз дорожное движение - это "совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов", а остановка - хоть и прекращение движения, но "для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства" - это становится совокупностью упомянутых отношений, т.е. входящим в понятие "дорожное движение". Вот вам и ДТП, господа. Обращаюсь к Анне. Я лично глубоко уважаю таких водителей, вернее людей, как Вы и Ваш оппонент по ДТП (хоть и не ДТП это вовсе). Вероятность выплаты по ОСАГО крайне низкая. В подобных ситуациях, для гарантии получения выплаты, надо было указать, что второй автомобиль чуть двигался (сломался ручник, скатился в ямку, съехал с горки, например). Однако, что сделано (вернее, не сделано), не вернёшь. Остаётся один вариант - Гражданский кодекс, статья 1064.

Олег, Вы юрист, есть опыт по выплатам, точнее, не выплатам СК по КАСКО и ОСАГО? Почему Вы так уверенно пишете: "Только вред от ДТП"? Других вариантов нет?

Аня, тебе уже несколько человек написало, что ОСАГО не покрывает такой вред. Но ты уверенно игнорируешь эти сообщения. Когда автомобиль стоит, то он не является источником повышенной опасности, и страховка ОСАГО перестает на него действовать.

wowick (вероятно, Вовик), думала проигнорировать ваше сообщение. Все ответы -- один и тот же с вариантами, это верно: СК не заплатит. Других просто не прозвучало, хоть я и спрашивала. Пишут люди, которые активно участвуют в форуме данного ресурса, как я поняла за пару дней. Каков профессиональный статус и уровень, сужу только по полученным ответам.

Вернёмся к возможному решению суда. Из п 1.2 ПДД берутся определения остановки и понятие дорожного движения. Раз дорожное движение - это "совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов", а остановка - хоть и прекращение движения, но "для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства" - это становится совокупностью упомянутых отношений, т.е. входящим в понятие "дорожное движение". Вот вам и ДТП, господа. Вероятность выплаты по ОСАГО крайне низкая. В подобных ситуациях, для гарантии получения выплаты, надо было указать, что второй автомобиль чуть двигался (сломался ручник, скатился в ямку, съехал с горки, например). Однако, что сделано (вернее, не сделано), не вернёшь. Остаётся один вариант - Гражданский кодекс, статья 1064.

Спасибо, это реальный совет и помощь.

P.S. Источником повышенной опасности, wowick, является не автомобиль в любом состоянии, а его владелец. "Разруха в головах".

После этого, становится понятным, что слишком далека от вас юриспруденция, А логика, если и присутствует, то т.н. женская, т.е. "а я так хочу"...

Андрей-151

Тут всё однозначно - папа милого мальчугана будет платить. Это действительно не ДТП, т.к. не было главного - ДВИЖЕНИЯ хотя бы одного из ТС.

Есть понятие иной вид ДТП . Из названия полиса ОСАГО следует страхование автогражданской ответственности . А чем тогда является данный ущерб, причиненный одним автомобилем другому ? Если с юридической точки зрения это обозвать.

Вот это да! А я-то думал, что ущерб нанес ребенок, а не автомобиль.

Нет никакой разницы, чем ребенок нанес ущерб - дверцей папиной машины или дубиной. ДТП нет. И я не представляю, зачем из этого происшествия его делать.

Владимир-207

Что делать, если произошло дорожно-транспортное происшествие, водитель трактора переехал велосипед, который находился на проезжей части, ГАИ приехали спустя сутки, свидетелей не было, сейчас владелец велосипеда вместе с сотрудниками ГАИ ищут свидетелей, мы являемся подозреваемыми, хотя не причастны к данному происшествию, наш трактор во время ДТП стоял без колеса.

велосипед, который находился на проезжей части, ГАИ приехали спустя сутки, свидетелей не было

Владимир-207, откуда такая осведомлённость? Вас же там не было.

Виталий-74

Скажите пожалуйста. А если я ехал на мото. Упал. Никому кроме себя не нанес ни материальных ни физических повреждений. Это тоже ДТП.

Известны случаи, когда чел на авто влетал в яму и пробивал диск. На следующий день поехал в ГАИ сообщить о яме. А его на основании его же заявления лишили прав за оставление места ДТП.

В ожидании проезда через ж.д. переезд произошло столкновение четырех машин. Моя машина стоящая первой получила легкий толчок машиной стоящей сзади в задний бампер без видимых нарушений этого бампера. Я не предъявил претензий к водителю стоящей сзади машины. На устный вопрос какие претензии имеются у этого водителя ко мне получил устный ответ-не имеются.Водитель второй машины пошел выяснять отношения с водителем третьей машины а также с водителем четвертой машины - виновником ДТП. На второй и третьей машинах видимо были целостные разрушения отдельных частей машин. Я покинул это так называемое место ДТП не предъявив никому претензий т.к.разрушений бампера не обнаружил. И то что у стоящей сзади машины немного стал погнутым номерной знак я также не увидел, да это и не моя вина. Нарушил ли я в этом случае ПДД - оставление места ДТП? Если да то какой пункт.

Юрий , объясните, в каком порядке столкнулись автомобили.

P.S. Если при оформлении документов остальные водители не указали четвертый автомобиль в схеме, то негативных последствий ждать не следует.

Юрий-129, следующий раз берите расписку (в простой письменной форме) об отсутствии к Вам претензий. В данном случае со ВСЕХ водителей, участвующих в ДТП. В этот раз, скорее, парой суток адм. ареста, скорее всего, отделаетесь.

Вот и возникла проблема.В схеме я первый,виновник четвертый. Первоначально стоящий сзади(второй) не заметил что у него немного согнут номерной знак и со мной не стал выяснять никаких обстоятельств. А потом видимо по приезду ГИБДД это заметил и видимо указал на номерной знак. Вот тут я и оказался нарушителем, хотя из разговора с сотрудниками ГИБДД номерной знак не имеет разрушений но чуть - чуть погнут.

Вот тут я и оказался нарушителем, хотя из разговора с сотрудниками ГИБДД номерной знак не имеет разрушений но чуть - чуть погнут.

Погнутость выпрямляется за две минуты. Мат. ущерба нет - нет и ДТП.

Владимир-233

Скажите пожалуйста.Две машины стоя на парковке.В одну садиться ребенок.и дверью сздади задевает строящий рядом автомобиль.Это ПДД?

Ехала в попутке, во время движения ударилась головой. Недомогание почувствовала только на 2-3 день, к врачу обратилась по поводу головных болей. Сотрясения нет, диагноз "ушиб головы". Это ДТП? И сколько нужно объяснительных написать, чтобы от тебя отстали менты и гаишники из 2-х городов - из места отправления и места прибытия? Я не только номер ТС не помню, я даже не знаю марку ам

На автомобиле вырвало ось и отвалилось колесо ударив по спине стоящую на остановке женщину, что теперь будет, ведь эта не исправнось была внутри авто и что женщина может предъявить водителю.

Геша , травма пассажира в процессе движения транспортного средства - это дорожно-транспортное происшествие.

Не думаю, что ГИБДД и полиция будут долго уделять внимание указанному происшествию.

Удачи на дорогах!

Любовь , в данном случае вред причинен транспортным средством и водитель обязан его возместить (по ОСАГО или самостоятельно).

Удачи на дорогах!

добрый вечер. Такая ситуация: ранним утром ехал по трассе в марте, попал в зону сильного тумана и льда на дороге. Ехал 50-60 км/ч по правой полосе. На левой полосе жигуль с прицепом на большой скорости не справился с управлением и его развернуло поперек дороги, т.К. Я не быстро ехал, я почти остановился о его прицеп. Я вышел посмотрел (он не стал выходить)- у него без повреждений у меня немного капот помят и тут я понимаю, что мы стом на трасе на льду и в тумане, а у меня на заднем сиденье жена и ребенок в детском кресле и вижу что на нас летит легковушка и не видит нас, в последний момент он сворочивает влево, вылетает на встречку. Тут я понимаю, что следующая машина, особенно если это будет грузовик сметет нас. Паника:2 мысли в голове или срочно высаживать своих из машины- боюсь не успеть или отьехать чуть назад и прижаться к обочене справа для безопасности. Сажусь в машину, пристегиваю ремень и вдруг страшный удар ссади, мало что помню, машина в хлам, у дочку поломаны ребра, у жены 9 ребер и 4 позвонка, полгода уже на больничном. Это была груженая фура. Вопрос: Водитель фуры говорит, что я двигался назад, я этого не помню, был удар прежде чем я что либо предпринял, и имеет ли этот факт какое то значение для определения его вины? Спасибо и если можно со ссылками на статьи.

Алекс , здравствуйте.

Сочувствую, неприятная ситуация.

Водитель грузового автомобиля мог нарушить пункт 10.1 ПДД:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Вы могли нарушить пункт 8.12 ПДД:

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц.

Если у кого-то из участников был видеорегистратор, то его запись поможет лучше понять ситуацию.

Удачи на дорогах!

Андрей-315

Добрый день!

Проконсультируйте пожалуйста следующую ситуацию: при выезде со стоянки предприятия задним бортом фургона касательно задел стойку шлагбаума на выезде. Сам момент касания не видел, услышал только какой-то стук, но ничего криминального в зеркалах заднего вида не увидел и поехал далее. Уже позже на стоянке обнаружил по борту оранжевую краску, очень похожую на краску со стойки. Считается ли это ДТП и что могут мне вменить? Вполне возможно, что есть камеры наблюдения и момент касания вполне мог попасть под запись.

Заранее спасибо за разъяснения.

Андрей , здравствуйте.

Описанная ситуация является ДТП, т.к. шлагбауму, судя по Вашему описанию, нанесен ущерб.

За сокрытие с места ДТП возможно лишение прав на 12-18 месяцев или арест на срок до 15 суток.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Подскажите как расценивать такую ситуацию. Наша машина стояла припаркована у дома. Пока муж ходил на обед, поцарапали нам машину. Мы выяснили, что девочка упала на наш автомобиль проезжая мимо на велосипеде. Родители девочки не согласились решать проблему в добровольном порядке и мы поехали в полицию зафиксировать ущерб. Правильно ли мы сделали?

Юлия , здравствуйте.

Велосипед является транспортным средством, следовательно ситуация является ДТП. В данном случае нужно было вызывать ГИБДД на место происшествия, один из участников которого скрылся.

Удачи на дорогах!

Виталий-102

Я с детьми перевернулся на машине, кроме моего авто никто и ни что не пострадало. Вызвать сотрудников ГИБДД не было возможности т.к. телефон был разбит. Переживая за самочуствие детей я покинул место дтп и на своей машине доставил их в больницу. Что могут мне вменить?

Виталий :

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;

в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

Основные понятия и термины дорожно транспортного происшествия (дтп) :

дорожно-транспортное происшествие

п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")

Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

ст. 2 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Является событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб

п. 6 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения

дорожно-транспортным происшествием (ДТП ) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

п. 2 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

Дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:
Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.
Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.
Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.
Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).
Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).
Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.
Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

п. 3 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

см. также - прил. № 6 к прил. № 2 "Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел", утв. приказом МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328 в ред. от 16 февраля 2009 года

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия (Приложение 1)

Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел (Приложение 2)

Приложение 1 к Инструкции
- - Приложение 2 к Инструкции

Кодификатор субъектов РФ и других государств - Приложение 4 к Инструкции

Кодификатор федеральных дорог - Приложение 5 к Инструкции

Приложение 6 к Инструкции

Кодификатор типов транспортных средств - Приложение 8 к Инструкции

Кодификатор предприятий-изготовителей автомототранспортных средств - Приложение 9 к Инструкции

Кодификатор марок, моделей транспортных средств - Приложение 10 к Инструкции

Кодификатор форм собственности - Приложение 11 к Инструкции

Кодификатор организационно-правовых форм - Приложение 12 к Инструкции

Кодификатор министерств РФ - Приложение 13 к Инструкции

Формат передачи карточек учета ДТП на федеральный уровень - Приложение 14 к Инструкции

Изменения и дополнения, которые вносятся в нормативные акты МВД России - Приложение 4 к приказу МВД РФ от 18 июня 1996 года № 328

В соответствии с частью 1 статьи 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

потерпевший

ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

потерпевший - лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства - участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном")

п. 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

погибший - лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток;
(в ред. постановления Правительства РФ от 19 ноября 2008 года № 859)

раненый - лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения

п. 2 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года №647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"

погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

пп. 4 и 5 приложения 3 Правил учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29 мая 1998 года

1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

примечание к ст. 12.24 КоАП РФ

Интересное и неожиданное для автомобилистов решение принял Верховный суд. Он разъяснил, когда водителю можно снять стресс алкогольным напитком.

Конечно, управлять автомобилем после употребления спиртных напитков нельзя. Нельзя также выпивать после аварии или после того, как инспектор остановил на дороге и до того, как инспектор проверил водителя. За любое из этих нарушений грозит штраф 30 тысяч и лишение прав на полтора-два года. Именно за это и был наказан штрафом и лишением прав на полтора года некто Кривцов из Республики Тыва.

Он ехал по проселочной дороге на своем "ВАЗ 2106", когда у него лопнуло левое переднее колесо. Что делать? Доставать запаску и менять. Что мужчина и сделал. Однако на запасном колесе он далеко не уехал. Через некоторое время у него отвалилось и это злополучное колесо. Вот это действительно неприятность. Колесо вот оно, а гайки, чтобы его прикрепить, где-то вдоль дороги рассыпаны. Кривцов тогда позвонил своему племяннику, чтобы тот привез гайки, а также забрал машину. Пока он ждал племянника, с горя выпил бутылочку пива.

Но тут мимо проезжал инспектор ГИБДД, который заинтересовался произошедшим. Почувствовав, что от Кривцова пахнет спиртным, он обвинил его в нарушении правил и употреблении спиртного после аварии, но до оформления ДТП сотрудником ГИБДД. С инспектором согласился и мировой судья, который назначил Кривцову суровое наказание. Поддержали такое решение и судьи вышестоящих инстанций.

Однако с этим не согласился Верховный суд. Он напомнил, что согласно статье 2 Закона "О безопасности дорожного движения" дорожно-транспортное происшествие - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Нередко водителя инспекторы привлекают за ДТП, которого не было

Из материалов дела не следует, что в результате утраты колеса наступили последствия, соответствующие определению "дорожно-транспортное происшествие". Мировой судья указал в своем постановлении, что водитель совершил ДТП, после чего употребил алкоголь. Но при этом не указал, какие последствия у этого события. Это обстоятельство не проверили и вышестоящие суды. То есть получается, что нет погибших и раненых, нет поврежденных машин, сооружений и грузов. Не причинено иного материального ущерба. А значит, и факта ДТП нет. То есть и наказывать не за что.

Поэтому Верховный суд постановил отменить решения нижестоящих судов, а административное дело прекратить.

Надо сказать, что нередко инспекторы привлекают водителя к ответственности за ДТП, которого не было. Или за оставление места происшествия, которое можно оставлять. Верховный суд подробно объяснил, что не каждое событие на дороге - это дорожно-транспортное происшествие.

Напомним, что не каждое ДТП необходимо оформлять с вызовом ГИБДД. Участники могут оформить, например, европротокол. Или просто договориться на месте. В правилах прописано, что если нет пострадавших, повреждены только машины или иное имущество участников аварии и нет необходимости оформлять документы, то можно и не оформлять.

Так, например, водитель машины не справился с управлением и улетел с дороги в кювет. Он сам не пострадал, не пострадали ни другие машины, ни чье-либо имущество. Только его собственный автомобиль получил повреждения. Это уже считается ДТП. Но оформления не требуется, если автомобиль не застрахован по КАСКО. Такой случай произошел год назад в Подмосковье. Водитель не доехал до дома пять километров. Он оставил машину в кювете, дошел пешком до дома, а утром вызвал эвакуатор, чтобы вытащить машину. Каково было его удивление, когда около своей машины он обнаружил сотрудников ГИБДД. Ему вменили в вину оставление места происшествия, и мировой судья лишил его прав на год. Только в вышестоящей инстанции удалось доказать, что эта авария не требовала оформления и вызова ГИБДД. И оставления места ДТП здесь не было.

Надо сказать, что если автомобиль врезался в забор, столб, дорожное ограждение или дерево, то это будет самое настоящее ДТП. При этом оно требует оформления. Ведь, как правило, забор, столб, дорожное ограждение и даже дерево кому-то принадлежат, а значит, их владельцу причинен ущерб.


Три группы тяжести ДТП Со смертельным исходом Со смертельным исходом Со смертельным исходом Со смертельным исходом С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С телесными повреждениями людей С материальным ущербом С материальным ущербом С материальным ущербом С материальным ущербом










Девять видов ДТП Столкновение Столкновение Столкновение Опрокидывание Опрокидывание Опрокидывание Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на стоящие транспортное средство Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на велосипедиста Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…) И прочие ДТП(сходы трамвая с рельсов, падение перевозочного груза на человека…)


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Столкновения ТС Столкновения ТС Столкновение происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К столкновению относится и наезд на внезапно остановившееся транспортное средство (например, перед светофором относится или из-за технической неисправности).




Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на пешехода Наезд на пешехода Наезд на пешехода происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство, или пешеход пострадал от перевозимого транспортным средством груза (доски, трос и т. п.).


Получен анализ ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на стоящие транспортные средства Наезд на стоящие транспортные средства Наезд на стоящее транспортное средство происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство (кроме внезапно остановившегося), а также прицеп или полуприцеп.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на препятствие Наезд на препятствие Наезд на препятствие происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет.




Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт Наезд на гужевой транспорт происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились об это транспортное средство.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Наезд на животных Наезд на животных Наезд на животных происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.


Данные о ДТП в Москве за 3 месяца 2011 года Прочие Прочие Прочие происшествия происшествие, не относящиеся к перечисленным выше видам, такие, как падение перевозимого груза на человека или другое транспортное средство, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), и другие происшествия, связанные с движущимся транспортным средством и вызвавшие указанные в определении ДТП последствия.


Среди ДТП всех видов чаще всего происходят наезды на пешеходов, причем в населенных пунктах. Пешеходы составляют треть от погибших и раненых в результате всех ДТП. Вместе с тем более 60% пострадавших в ДТП- это люди, находящиеся в автомобилях,- водители и пассажиры. Чаще всего происходит в результате столкновений(более четверти всех случаев), опрокидываний(около 20%) и наездов на препятствия(до5,5%).

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста: "Погибло четыре человека" - или "Погибли четыре человека"?

Возможны оба варианта.

Вопрос № 292502

Скажите, пожалуйста, нужно ли тире в этом предложении:"В результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей"?

Ответ справочной службы русского языка

Постановка тире не требуется.

От чего зависит окончание в слове погибЛо/ погиблИ ?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Как правильно: 17 человек прибыло на место или прибыли; в пожарах погибло 10 человек или погибли и т.п.?

Ответ справочной службы русского языка

В подобных конструкциях возможно и единственное, и множественное число сказуемого. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике ».

Вопрос № 284836

О рождении и смерти. Объясните, как правильно "5 человек погиблО" или "5 человек погиблИ "? Видела оба варианта. Такая же ситуация с выражениями "5 детей родилИсь" или "5 детей родилОсь".

Ответ справочной службы русского языка

Возможно и единственное, и множественное число сказуемого. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике ».

Вопрос № 281837
Как пишется правильно: более 50 человек погиблО или более 50 человек погиблИ ?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Вопрос № 277355
Как правильно пишется: «погиблИ более 1,2 тыс человек» или «погиблО более 1,2 тыс человек»?

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта. Обратите внимание: сокращение тыс. пишется с точкой.

Вопрос № 275248
Здравствуйте.
Как верно: 30 человек погибло или 30 человек погибли ?
много человек погибло или много человек погибли ?
Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительная форма: погибло 30 человек, погибло много людей .

Вопрос № 271669
Ответьте, пожалуйста, какой из вариантов верный: погибли двое россиян или два россиянина.

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Вопрос № 271384
Грамота, как правильно: _погиблИ 137 человек_ или _погиблО 137 человек_?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Вопрос № 270182
Добрый день! Какой вариант правильный "Погиб 101 человек" или "Погибли 101 человек". Или какой-то другой вариант? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

При составных числительных, оканчивающихся на один , сказуемое чаще ставится в форме единственного числа: погиб 101 человек.

Как правильно нужно говорить: "В аварии погибли два человека" или
"В аварии погибло два человека"?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.