Понятие и основные черты правосознания. Основные черты правосознания Кого можно назвать правокультурным человеком

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мыслительных и чувственных образах.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Это отношение может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве. Например, люди выражают свое отношение к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права. Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества .

Если признать право объективной реальностью, то существует и субъективная реакция людей на право, именуемая правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно ясно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно, что и процесс воплощения права в жизнь есть, как правило, осознанная, волевая деятельность людей.

Иллюстрацией работы сознания как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях может служить правотворческая деятельность российского парламента (Совета Федерации и Государственной Думы). Примером работы сознания в процессе реализации права выступает жизнь любого из нас, когда мы при совершении юридически значимых действий руководствуемся не текстом нормативных актов, а теми представлениями о них, которые сложились в нашем сознании. Через правосознание правовые тексты интерпретируются как правила поведения.

Правосознание обычно не выступает в «чистом» виде, оно переплетается с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Так, в частности, марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон - как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности всестороннего понимания сущности права, его роли в жизни общества. Классово-политический подход надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества .

Правосознание теснейшим образом связано с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые мыслители считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей, поэтому право - явление психологическое (Л. Петражицкий). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права, как внешнего средства регулирования свободы человека (И. Кант, Г. Гегель). Третьи считали право классовым регулятором общественных отношений (К. Маркс, В. И. Ленин). Четвертые признавали за правом роль оформителя и гаранта естественных прав человека (Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо).

Российский правовед И. А. Ильин рассматривал правосознание не только как совокупность воззрений на право, а включал в правосознание и взгляды на государство, на всю организацию общественной жизни. Например, он считал, что форма правления в государстве определяется прежде всего монархическим или республиканским правосознанием народа. И. А. Ильин подчеркивал, что человек без правосознания будет жить собственным произволом и терпеть произвол от других .

Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется включение его в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания как составной части механизма правового регулирования состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Правосознание включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права. Правосознание в той или иной степени присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, правоотношениях, актах реализации права.

Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Жизнь человека ясно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и правовой.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

правосознание воспитание нигилизм

РЕФЕРАТ

ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

на тему:

Правосознание и правовая культура

Выполнил:

студент группы

___________________

___________________

Проверил:

___________________

г. Нижний Новгород

Введение...................................................................................................................................3

Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания

1.1. Понятие и основные черты правосознания....................................................................4

1.2. Структура правосознания................................................................................................6

1.3. Функции и виды правосознания.....................................................................................7

Глава 2. Взаимодействие права и правосознания..............................................................10

Глава 3. Понятие, структура, функции и виды правовой культуры

3.1. Понятие и структура правовой культуры....................................................................12

3.2. Виды и функции правовой культуры..........................................................................14

Глава 4. Правовое воспитание: понятие, методы, формы

4.1. Понятие правового воспитания................................................................................16

4.2. Формы и методы правового воспитания...................................................................17

Глава 5. Правовой нигилизм

5.1. Понятие и источники правового нигилизма.............................................................19

5.2 Формы выражения правового нигилизма....................................................................21

Заключение.....................................................................................................................23

Список источников..........................................................................................................24

Введение

Одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений занимает правовое сознание. Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов. Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действовавшему, так и к желаемому праву. Это и форма общественного сознания, система понятий, представлений о должном порядке правового регулирования общественной жизни. Каждый человек является носителем определенного правосознания.

Тема данной курсовой работы – «Правосознание и правовая культура» – актуальна в силу того, что, во-первых , правовая культура отображает качественное состояние правовой жизни общества, во-вторых , правовое сознание занимает одно из ключевых мест в механизме правового регулирования общественных отношений, в-третьих , правовая культура общества является частью его общей культуры и является показателем уровня правосознания и правовой активности общества, степени прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.


Глава 1. Понятие, структура, функции, и виды правосознания

Понятие и основные черты правосознания

Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание –юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

В отечественной литературе правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого – высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное.

И.А. Ильин в своей известной работе «О сущности правосознания» писал: «Нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием... Однако и слабое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным, а его содержание и мотивы ложными и дурными».

Верное, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности индивида, его поведения, юридического мировоззрения, культуры, гражданской позиции. Не подготовленный в правовом отношении человек, как правило, социально пассивен, замкнут в узком мире личных интересов. Неразвитое или деформированное правосознание служит питательной средой многих правонарушений, других антиобщественных аномалий.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это – разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

Особое значение правосознание приобретает при использовании судами института аналогии права, когда решения выносятся не на основе конкретного закона (юридической нормы), а исходя из понимания судьями общих начал, принципов, смысла, духа российского права, личного опыта и собственных представлений о справедливости.

Правовое сознание тесно связано с политическим и нравственным сознанием. Ведь многие правовые акты, законы, оцениваемые правосознанием, имеют также политическое и нравственное содержание (например, Конституция).

Основные черты правосознания:

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и др.;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, то есть выступает своеобразным «внутренним» механизмом регулирования деятельности людей.

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и др.;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, то есть выступает своеобразным «внутренним» механизмом регулирования деятельности людей.

1.2. Структура правосознания

Структура правосознания. Состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления. Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни.

Вторая – психологическая – сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания – это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Психологические моменты пронизывают собой весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юридическую практику и многое другое, ибо все это осуществляется, претворяется в жизнь через волевую деятельность людей с их не только взглядами, но и эмоциями.

Примерами сильных эмоциональных проявлений могут служить факты, когда люди возмущаются каким-либо особо тяжким преступлением, беззаконием, грубым произволом, негодуют по поводу того, что преступник не пойман и не осужден. Или, напротив, испытывают чувство удовлетворения тем, что зло наказано и справедливость восторжествовала, законность восстановлена. Все это - «работа» второй, психологической, стороны правосознания.

Следовательно, мыслительная (идеальная) и чувственная сферы правосознания не только не исключают, а предполагают друг друга, поскольку выступают органическими слагаемыми одного и того же явления.

1.3. Функции и виды правосознания

Правосознание выполняет следующие основные функции , раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе: 1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Оценочная функция заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет «что такое хорошо» и «что такое плохо» в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Правосознание не обладает той степенью нормативности, какой обладает право, но оно, во-первых, сопровождает, точнее, пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание - не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (аналогия права).

Познавательная функция состоит в том, что правосознание как форма отражения и освоения правовой действительности аккумулирует в себе обширный комплекс знаний об этой действительности, о праве и его действии, других юридических феноменах. Чем выше у того или иного субъекта правосознание, тем выше уровень его правовой осведомленности, информированности. Причем знания, накапливаемые правосознанием, постоянно углубляются и распространяются, делаются достоянием все более широкого круга физических и юридических лиц. Сюда же входит правовое просвещение населения, подготовка юридических кадров, правовая пропаганда, печатные труды, средства массовой информации.

Прогностическая функция раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов. Прогнозирование – важнейшее условие эффективности действующего законодательства, а также предполагаемых мер в данной области. Когда действие того или иного закона дает отрицательные результаты, то это означает, что он с самого начала был плохо продуман и обоснован.

>> Предпосылки правомерного поведения


МЫСЛИ МУДРЫХ

«Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охранительную свою стену».
Гераклит (кон. VI - нач. V в. до н. э.), древнегреческий философ

29. ПРЕДПОСЫЛКИ ПPABOMEPHOГO ПОВЕДЕНИЯ

Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права? Какие правовые знания нам нужны? кoгo можно назвать правокультурным человеком?

Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальной жизни, сделать их нормой для данного общества. Рассмотрим, что необходимо для тoгo, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.

ПРАВОСОЗНАНИЕ

Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике .

Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность caмoстоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться; с другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т. п. Так, принятый в 1995 г. Федеральный закон «0 ветеранах» вызвал положительное отношение тех, у кoгo за плечами большой и трудный жизненный путь.

Установленные в законе льготы и гарантии были восприняты как забота (хотя и запоздалая) о тех, кто так мнoгo сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Однако вскоре многие разочаровались в законе, поскольку тот практически не был обеспечен материально. Поэтому реальное исполнение Федерального закона «О вeтepaнах» началось лишь в 1998 г.

Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов ; понимание сущности правовых учений и доктрин; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных opгaHoв, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объем этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

Правовые знания на уровне обыденного правосознания oграничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный. часто поверхностный xaрактер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в yмeнии гpaмoтнo при менять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научногo правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, техникума (неюридического профиля)? выпускника неюридического вуза?)

Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы цeннocтей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и oxранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные цeннocти: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, ее правовая безопасность и социальная защищенность, а также ценности пу6лuчного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества. В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает цeннocти, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные eгo социальные группы и классы.

Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определенных целей и в утверждении определенных ценностей.

Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовал установка - это определенное психологическое состояние человека, сформированное ycловиями eгo жизни, воспитанием, в том числе и правовым, ocнованное на принятии ценностей, закрепленных правом. Правовая установка - это психологическая гoтoвнocть личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), гpyппoвoгo (отношение к праву различных социальных групп, государственных служащих, должностных лиц, молодежи, крестьян и т. п.), 06щественного (правосознание вceгo общества).

Давайте разберемся, как взаимодействуют право и правосознание.

Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через нeгo на содержание права. Принимая ноpмативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

Bo-втopыx, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учетом правосознания. Так, например, coгласно закону судья решает дело, руководствуясь конкретной статьей закона и собственным правосознанием.

В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные eгo оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это, прежде вceгo, уровень знания права каждым из нас, уважительное oтнoшение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на нeгo. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое поведение от нeвepнoгo и недопустимого.

Кроме тoгo, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее предписаниям юридических норм, соблюдение прав других людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как coвестливость, справедливость, честность, чувство собственнoгo достоинства, доброта . Она характеризуется определенным уровнем правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т. п.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кoгo знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый ypoвень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных opгaнoв и должностных лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью признают права и свободы человека, coблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, пути их правовой защиты, уважает права и свободы других людей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлечение широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Какие же функции выполняет правовая культура в coвременном обществе?

Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и дoстижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для тoгo, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция право вой культуры состоит в том, что, совершая определенные поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критическому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры oxвaтывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной правовой культуры:

Определяющее значение прав и свобод человека и гражданина вправовой организации общества;
- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;
- активную законотворческую, правозащитную и правоприменительную деятельность всех звеньев государства.

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего). Для нeгo характерны недооценка роли права или даже eгo отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение. Это приводит к различным правонарушениям, например к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые традиции.

В российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма. В настоящее время этому способствуют некоторые негативные условия нашей современной жизни: недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершенность правовой реформы, неэффективная работа opгaнoв государственной власти, мaccoвое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима достаточно продуманная система пpaвoвoгo воспитания. В ее основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовые обучение и воспитание являются элементами образования в целом и мoгут осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); правовое просвещение (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, созданием компьютерных баз данных, нaпример «гapaнт», «Консультант-плюс», « Кодекс »); юридическая практика (передача юридической информации , знаний посредством участия граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

в современной юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права;
- правомерное поведение полезно для общества, не противоречит eгo интересам и целям. В связи с этим выдeляют необходимое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение. В качестве примера последнего можно назвать такие нежелательные, но тем не менее coциально допустимые явления, как неучастие граждан в гoлосовании или супружеские разводы;

Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, нeдееспособных и невменяемых. Дееспособность (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность;
- правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (мaccoвoгo нарушения правовых норм) общество перестало бы нopмально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

Что же заставляет основную часть населения действовать правомерно? Страх из-за возможной юридической ответственности? Боязнь наказания? Личные убеждения? Привычка?

Для тoгo чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим более подробно виды правомерного поведения, которые выделяют в зависимости от г лавного мотива.

Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности. Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованны, справедливы требования правовых норм и полезно eгo поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно гoворить о eгo сознательном отношении к праву и своему поведению.

Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их г лубокого и вcecтopoннeгo осознания, без высокой правовой активности. Человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все. Такое поведение типично для социальных групп с нeдостаточно развитыми право вой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних). (Подумайте, в чем заключаются возможные негативные проявления тaкогo поведения.)

Маргинальное правомерное поведение тоже cooтвeтcтвует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано стpaхом перед наказанием. (Вспомните, кoгo называют маргиналами. В чем может заключаться потенциальная опасность для общества маргинального поведения? Постарайтесь привести соответствующие при меры из истории нашего Отечества или зарубежных стран.)

Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определенные потребности. Например, именно для этих целей заключаются сделки и договоры.

Каковы же предпосылки формирования правомерного поведения?

Прежде вceгo, речь идет о юридических предпосылках: должны существовать определенные правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

Но правовые акты, документы , нормы прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психоло?ических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение.

Значение социальnых предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определенной мере влияет на поведение человека.

Подведем итог. Вы, очевидно, смогли убедиться в том, что существование права нераздельно связано с волей и coзнанием людей. Требования общественной жизни, выpaженные в качестве юридических норм, сами по себе не стaнут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и сознание человека, им следующего. В то же время и воздействие caмoгo права на общественные oтнoшения также осуществляется через волю и сознание человека.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая гpaмoтность. Правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Выcoкий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру вceгo общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Знание определенного минимума правовой информации сделает вас социально защищенным, обеспечит вашу правовую безопасность. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет сложно обмануть, провести. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.

2 в любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).

3 Поведение, соответствующее нормам права, важно не только для общества, но прежде вceгo для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надежным партнерам в любом деле.

ДОКУМЕНТ

Из работы pyccкoгo философа И. А. Ильина «О правосознании» .

Если человек хочет видеть свои личные права гражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и вepно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины cвoeго правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует eгo справедливое правосознание; в качестве рядового подчинeннoгo гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, coдержащиеся в законе, в процессы мотивации cвoeгo поведения.

Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы cвoeгo гocyдapcтва, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно coблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.

Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан...

Вo-втopыx, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?
2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.
3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, pacкрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое правосознание?
2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
4. Каковы основные функции правовой культуры?
5. Что такое правомерное поведение? Каковы eгo признаки?
6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
7. Каковы предпосылки правомерного поведения? Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

ЗАДАНИЯ

1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Кapбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием,
то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?
- «Депутаты государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
- «Чтобы навести порядок в стране, необходимо pacширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
- «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свобода».

  1. Знание определенного минимума правовой информации сделает вас социально защищенным, обеспечит вашу правовую безопасность. Если вы будете хорошо знать свои права и обязанности, вас будет сложно обмануть, провести. Если вы не будете знать своих обязанностей и их пределов, то не сможете их исполнять и окажетесь бессильными перед произволом других лиц.
  2. В любой ситуации важно точно знать, что нам можно, нельзя, должно или следует делать (с точки зрения права).
  3. Поведение, соответствующее нормам права, важно не только для общества, но прежде всего для каждого из нас: оно помогает заслужить уважение и доверие других людей. Если вы будете следовать закону, соблюдать правовые нормы, то другие люди будут относиться к вам как к надежным партнерам в любом деле.
Документ

Из работы русского философа И. Л. Ильина «О правосознании».

    Если человек хочет видеть свои личные права огражденными и защищенными, то он должен вложиться своим правосознанием в эту общественную правовую жизнь и верно участвовать в ее устроении. В качестве законодателя он должен верно творить законы из верной глубины своего правосознания; в качестве судьи и чиновника он должен толковать и применять закон так, как этого требует его справедливое правосознание; в качестве рядового подчиненного гражданина он должен принять закон в свое правосознание и включить приказы, запреты и позволения, содержащиеся в законе, в процессы мотивации своего поведения.

    Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности. Пусть эти законы кажутся ему формальными и внешними - он все-таки должен принять их в порядок самообязывания и верно соблюдать их. Это необходимо по следующим основаниям.

    Во-первых, потому, что в самую сущность права и правопорядка входит эта способность - совершенствоваться посредством лояльного повиновения граждан...

    Во-вторых, гражданин призван добровольно признавать и соблюдать законы своей родины потому, что это есть единственный способ поддерживать правопорядок и в то же время оставаться в нем свободным.

Вопросы и задания к документу

  1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?
  2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.
  3. Какой новый аспект, по сравнению с текстом учебника, раскрыл автор в характеристике правосознания? В чем вы видите особую ценность этого аспекта?

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое правосознание?
  2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.
  3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?
  4. Каковы основные функции правовой культуры?
  5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?
  6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?
  7. Каковы предпосылки правомерного поведения?
  8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

Задания

  1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Кар-бонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?
  2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?
    • «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований».
    • «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь».
    • «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, ее достоинство, права и свобода».
  3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?
  4. Во время социологического исследования, проводимого среди молодых людей в конце 1990-х гг., на вопрос о том, как они поведут себя в случае ухудшения условий жизни, были получены следующие ответы: 0,9% заявили, что вступят в политическую партию; 8,0% примут участие в акциях протеста (забастовках, митингах, демонстрациях); 6,1 % возьмутся за оружие для отстаивания своих интересов; 11,8% примут решение о выезде из России в другую страну; 62,1% будут изыскивать способы дополнительного заработка; 5,1% никак не будут реагировать, будут терпеть дальше; 9,5% поступят так, как поступят их родители.

    Какие из этих действий могут быть отнесены к правомерным? Какие виды правомерного поведения здесь представлены? Можно ли на основе приведенных данных сделать вывод об уровне развития правосознания и правовой культуры молодых людей? Свой ответ аргументируйте.

Мысли мудрых

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой».

Ф. Ламенне (1782-1854), французский писатель, философ