Как изменить протокол рассмотрения заявок. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме

В табличной форме раздела «Закупки» нажмите на номер извещения. Откроется форма «Просмотр извещения №». Перейдите к подразделу «Протоколы» и нажмите кнопку «Открыть форму протокола рассмотрения заявок».

Форма протокола рассмотрения и оценки заявок откроется в режиме редактирования.

В сведениях протокола рассмотрения и оценки заявок доступна следующая информация: заявка, сведения об Участнике закупки (информацию по каждому пункту можно просмотреть, перейдя по ссылкам). При необходимости есть возможность направить запрос на разъяснение заявки.

В поле «Дата подписания протокола» установите дату и время подписания документа. По умолчанию в данном поле установлена дата публикации протокола, при необходимости можно внести изменения (дата подписания протокола может быть меньше или равна дате публикации и больше или равна дате публикации предыдущего протокола).


В карточке протокола рассмотрения и оценки заявок присутствуют дополнительные параметры:

Чек-бокс « Не включать в протокол и не направлять в ЕИС сведения об участниках ». При включенном параметре при проведении закупки все протоколы, начиная с протокола рассмотрения и оценки заявок, по данному лоту будут отправляться в ЕИС без информации об Участниках. В шаблонах протоколов и печатных формах протоколов по лоту вместо наименований Участников будут устанавливаться значения «Участник <порядковый номер заявки>».

Радиокнопка « Заключить договор с единственным участником». Эта радиокнопка в форме протокола отобразится только в том случае, если закупка не состоялась и одна заявка соответствует требованиям. Если в форме протокола «Заключение договора с единственным участником» установлено значение «Нет» и публикуемый протокол является последним в лоте, то при публикации протокола выйдет предупреждение: «Закупка будет завершена без заключения договоров». Если Вы продолжаете публикацию протокола с таким условием, то:

. Лот перейдет в статус «Завершена без заключения договоров»;

. Возможности заключить договор с единственным Участником не будет;

. У Участника разблокируется сумма в размере гарантийного обеспечения заявки и комиссии.

Чек-бокс « Провести переторжку ». Чек-бокс появляется в протоколе рассмотрения и оценки заявок для способов закупки « Запрос котировок » , « Запрос цен » при условии, что 2 и более заявки соответствуют требованиям. Если чек-бокс включен, то откроется окно « Включение возможности переторжки » для указания параметров переторжки. После заполнения всех параметров необходимо нажать кнопку « Создать » . После сохранения параметров переторжки в извещении включится параметр « Публикация итогового протокола » . После публикации протокола закупка перейдет в статус « Ожидает переторжку » .

Возможность включения данного параметра в многолотовой закупке с публикацией единого протокола отсутствует.

Чек-бокс «Учет ценовых и неценовых критериев отдельно». Чек-бокс появляется в протоколе для способов закупок «Конкурс», «Коммерческое предложение», «Запрос предложений» (закупки по 223-ФЗ, ЗМО, коммерческие закупки). Возможность включения данного параметра отсутствует в закупках с попозиционным сравнением, в закупках в соответствии с ПП РФ 925.

При включении чек-бокса в протоколе дополнительно появляются:

1. Поле «Вес (коэффициент значимости) ценового предложения (от 0 до 1)» - можно ввести число с двумя знаками после запятой, и оно должно быть от 0 до 1.

2. Столбцы:

. «Баллы неценовых критериев» - указывает пользователь.

. «Баллы ценового предложения» - рассчитываются автоматически.

. «Итоговый балл» - рассчитываются автоматически.

В протоколе происходит автоматическое сравнение полученных итоговых баллов и в зависимости от их количества устанавливаться рейтинг: чем больше баллов, тем выше рейтинг, т.е. кто набрал больше всего баллов - у того рейтинг 1 и т.д. При равной сумме баллов, рейтинг выше у заявки, которая была подана ранее остальных.

Выбор типа голосования (способ работы комиссии), выбор комиссии (при необходимости)

На электронной площадке РТС-тендер реализовано три способа работы комиссии:

– . Без комиссии - выбор комиссии не производится, далее производится выбор решения по каждой заявке Участников;

– . С указанием решения каждого члена комиссии - производится выбор комиссии, далее производится выбор решения каждого из членов комиссии по каждой заявке Участников;

– . С единогласным решением - производится выбор комиссии, далее производится выбор единогласного решения комиссии по каждой заявке Участников.


В случае выбора способа работы комиссии «С указанием решения каждого члена комиссии» или »С единогласным решением» нажмите на значение поля «Комиссия» и выберите необходимую комиссию из списка. Затем в раскрывшемся поле «Присутствующие» удалите отметки (означающие присутствие на заседании) у отсутствующих на заседании членов комиссии.

Выбор решения по поданным заявкам Участников

Если указан способ работы комиссии: «С единогласным решением» или »Без комиссии», то в подразделе «Сведения протокола рассмотрения заявок», в строке конкретной заявки выберите решение в поле «Решение комиссии».

При выборе решения «Отказ в допуске к участию» в поле «Решение комиссии» откроются дополнительные поля «Выбрать» (для выбора основания отказа в допуске) и «Комментарий».

Нажмите на поле «Выбрать» и в раскрывшемся списке установите отметку (отметки) напротив основания отклонения заявки (поле «Комментарий» при этом будет автоматически заполняться указанными основаниями). При необходимости, Вы можете отредактировать поле «Комментарий».


Повторите действия для каждой заявки на участие.

Для ввода решения «Допущен к участию» по всем заявкам на участие, используйте кнопку «Допустить всех».

Указание количества баллов, набранных каждым Участником

В разделе «Оценка заявок» в столбце таблицы «Итоговый балл» проставьте соответствующее решение. Указание баллов не обязательно, можно изменить рейтинг Участников (распределить места Учасников с помощью стрелок);


Прикрепление файла протокола рассмотрения заявок и оценки заявок

Формирование файла протокола обязательно при каждом способе работы комиссии. В системе реализовано два способа прикрепления файла:

. Автоматически сгенерировать и прикрепить файл протокола;

. Прикрепить собственный файл протокола.

Для формирования и прикрепления сканированной копии протокола рассмотрения и оценки заявок:

2. Нажмите кнопку «Сформировать»;

3. Система сформирует печатную версию протокола;

4. Сформированный протокол необходимо распечатать, подписать членам комиссии и отсканировать;

5. В подразделе «Прикрепление протокола рассмотрения и оценки заявок» прикрепите файл, нажав на ссылку «Прикрепить файл протокола»

Прикрепленный файл будет отображаться в подразделе «Прикрепление протокола рассмотрения и оценки заявок».

Для формирования и прикрепления протокола без рукописных подписей (в формате текстового документа):

1. В подразделе «Формирование протокола из шаблона» выберите шаблон протокола из раскрывающегося списка (или оставьте значение по умолчанию);

2. Нажмите кнопку «Сформировать и прикрепить».

Сформированный и прикрепленный файл будет отображаться в подразделе «Прикрепление протокола рассмотрения и оценки заявок».

Вы можете прикрепить файл, содержащий собственный протокол рассмотрения заявок и оценки заявок, нажав на ссылку «Прикрепить файл протокола» в подразделе «Прикрепление протокола рассмотрения и оценки заявок».


Публикация сформированного протокола рассмотрения и оценки заявок

Нажмите кнопку «Подписать и опубликовать».

Особенности для конкурентных закупок

В протоколе, который не является последним:

Скрыт столбец с ценовыми предложениями Участников: в форме протокола, в печатной форме протокола, в шаблонах протокола, в печатных формах заявок на участие.

При отправке протокола в ЕИС ценовые предложения Участников направляться не будут.


В конкурентных закупках по 223 ФЗ, в случае если был включен чек бокс «Учет ценовых и неценовых критериев отдельно» столбец « Баллы ценового предложения » скрыт. Заказчик проставляет в протоколе оценки заявок только «Баллы неценовых критериев». Столбец «Баллы ценовых предложений» с рассчитанными параметрами отображается в протоколе подведения итогов.

Для закупок с попозиционным сравнением скрыта таблица с ценовыми предложениями Участников. А так же скрыта возможность формирования конкурентного листа для закупок с попозиционным сравнением или закупок с включенной опцией «Использовать конкурентный лист в закупках без попозиционного сравнения» в «Общих настройках».


Для итогового (последнего) протокола:

При создании последнего протокола (из извещения или по треугольнику) будет выходить сообщение о том, что после создания черновика последнего протокола будут открыты ценовые предложения Участников, и станет недоступна возможность проведения переторжки. Для перехода к форме протокола требуется нажать кнопку «Открыть форму протокола».


Ценовые предложения Участников отобразятся: в форме протокола, в печатной форме протокола, в шаблонах протокола, в печатных формах заявок на участие.

Если черновик последнего протокола создан, то в извещении скрываются кнопки «Изменить переторжку» и «Назначить переторжку».

Информация была полезной?

Каждый этап закупки - от момента размещения извещения до завершения исполнения контракта - должен быть надлежащим образом задокументирован. Процедура проведения электронного аукциона отражается в протоколах, составляемых аукционной комиссией заказчика. Заказчик обязан размещать указанные протоколы в единой информационной системе (далее - ЕИС), при этом размещаемая информация должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ).

Попробуем разобраться, какие виды протоколов оформляются на тех или иных этапах жизненного цикла закупки. Заодно обсудим и некоторые связанные с ними сложности, с которыми сталкиваются работники контрактных служб, контрактные управляющие и члены комиссий по осуществлению закупок.

Протоколы, составляемые при проведении электронного аукциона

Процедура проведения электронного аукциона делится на три основных этапа, и на каждом из них формируется протокол.

1. Протокол рассмотрения первых частей заявок формируется аукционной комиссией (здесь и далее под аукционной комиссией понимается не только аукционная комиссия в собственном смысле слова, но также и единая комиссия по осуществлению закупок). Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок заказчик направляет такой протокол оператору электронной площадки и размещает его в ЕИС. Содержание данного протокола и порядок его размещения в ЕИС установлены в ч. 6 и ч. 7 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.

2. Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение 30 минут после окончания электронного аукциона (ч. 18 ст. 68 Закона N 44-ФЗ).

3. Протокол подведения итогов аукциона формируется аукционной комиссией. Не позднее чем на следующий рабочий день после даты его подписания, такой протокол должен быть размещен на электронной площадке и в ЕИС. Содержание протокола и порядок его размещения в ЕИС определены в ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ.

Членам комиссий по осуществлению закупок следует внимательно отнестись к формированию протоколов подведения итогов электронного аукциона. Прежде всего необходимо обеспечить точность информации, отражаемой в протоколах. В частности, с особой тщательностью требуется указывать:

Положения аукционной документации, которым не соответствует заявка участника закупки;

Положения заявки на участие в электронном аукционе, не соответствующие требованиям аукционной документации.

Так, решением Ханты-Мансийского УФАС России от 09.09.2015 N 03/ПА аукционная комиссия признана нарушившей п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, поскольку в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе была указана неверная причина отказа в допуске.

Предметом электронного аукциона являлась поставка набора изделий для катетеризации пупочной вены. Заявка участника закупки была признана не соответствующей требованиям технического задания в связи с изменением характеристик, которые не должны были изменяться. Участник закупки добавил наименования производителя и страны происхождения каждого изделия, входящего в набор для катетеризации, в колонку "наименования показателя (неизменяемое)", хотя в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе наименование показателя относилось к числу характеристик, которые участник закупки изменять не имел права.

Изучив материалы дела, комиссия Ханты-Мансийского УФАС России посчитала, что добавление наименования производителя и страны происхождения товара в колонку "наименования показателя (неизменяемое)" не изменило необходимые заказчику характеристики изделий и не исказило информацию о неизменяемых показателях, установленных техническим заданием. По мнению антимонопольного органа, нельзя было признавать заявку участника закупки не соответствующей установленным требованиям только по указанной причине. Фактически аукционная комиссия заказчика отклонила заявку участника закупки по основанию, не предусмотренному законодательством о контрактной системе, нарушив тем самым ч. 5 ст. 67 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что заявитель жалобы указал наименование страны происхождения для каждого из изделий, входящих в состав набора для катетеризации, но не указал наименование страны происхождения набора в целом, как единого предмета закупки. Поскольку это является нарушением п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, аукционная комиссия заказчика должна была отклонить спорную заявку участника закупки именно на по этому основанию.

Также заказчикам стоит внимательно относиться к т.н. "техническим ошибкам" при составлении протоколов. Например, аукционная комиссия приняла решение о признании заявки участника закупки соответствующей требованиям аукционной документации, а в протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе указано прямо противоположное решение - о признании заявки несоответствующей.

Иногда случаются "технические ошибки" иного рода. Так, в решении Новгородского УФАС России от 27.07.2015 N 08-01-273 рассмотрено обращение ООО "СпецПроект", которое сообщило, что его заявка признана не соответствующей требованиям аукционной документации, однако в протоколе подведения итогов электронного аукциона в обосновании решения аукционной комиссии указано не ООО "СпецПроект", а ООО "Аккорд". Убедившись в соответствии доводов жалобы действительности, комиссия Новосибирского УФАС России признала действия аукционной комиссии нарушающими требования ч. 3 ст. 7 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой в ЕИС должна размещаться только достоверная информация.

Применительно к нашей теме также представляют интерес акты плановых проверок соблюдения отдельных норм Закона N 44-ФЗ, составляемые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. Так, Министерство социальных отношений Челябинской области в отчете о проверке от 21.12.2015 N 10 при проведении проверки одного из своих подведомственных учреждений установило следующие нарушения.

1. В нарушение ч. 6 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ неверно оформлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе закупки. В протоколе указано: "Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписан всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии, заказчиком и уполномоченным органом и направлен оператору электронной площадки", хотя графы "от имени заказчика" и "от имени уполномоченного органа" не заполнены (стандартный протокол, формируемый электронной площадкой). При этом в силу ч. 6 ст. 67 Закона N 44-ФЗ протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе подписывается всеми членами аукционной комиссии, присутствующими на ее заседании .

2. В нарушение ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ неверно оформлен протокол подведения итогов электронного аукциона закупок, а именно - указана информация, не предусмотренная положениями Закона N 44-ФЗ:

Адрес местонахождения / почтовый адрес участника закупки;

Контактный тел. (факс) / адрес электронной почты участника закупки;

Цена предложения участника закупки (руб.);

Дата и время поступления предложения участника закупки.

Комиссия контрольного органа указала, что протокол подведения итогов электронного аукциона в соответствии с требованиями ст. 69 Закона N 44-ФЗ должен содержать:

1) информацию о порядковых номерах заявок;

2) решение о соответствии или о несоответствии заявок требованиям аукционной документации с обоснованием этого решения и с указанием:

Положений Закона N 44-ФЗ, которым не соответствует участник электронного аукциона;

Положений аукционной документации, которым не соответствует заявка участника закупки;

Положений заявки на участие в электронном аукционе, которые не соответствуют требованиям аукционной документации;

3) информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.

Как видим, комиссия Министерства социальных отношений Челябинской области считает недопустимым указывать в протоколе информацию, не предусмотренную Законом N 44-ФЗ. Такая позиция - не редкость, однако не следует забывать, что Закон N 44-ФЗ не содержит прямого запрета на включение в протоколы иной информации.

Протокол по несостоявшейся процедуре

В зависимости от оснований для признания электронного аукциона несостоявшимся заказчик должен оформить свой протокол.

1. Если подана только одна заявка, составляется протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе, требования к содержанию которого определены в п. 3 ч. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ. Такой протокол направляется оператору электронной площадки не позднее трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в электронном аукционе.

2. Если требованиям законодательства и документации заказчика соответствует заявка только одного участника закупки, формируется протокол рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона (п. 3 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Данный протокол направляется оператору электронной площадки не позднее трех рабочих дней с даты получения второй части заявки на участие в электронном аукционе.

3. Если в течение 10 минут после начала аукциона не было сделано ни одного предложения о цене контракта, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ составляется протокол подведения итогов аукциона . Срок для направления данного протокола оператору электронной площадки точно такой же - не позднее трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в электронном аукционе. Кроме того, в этом случае есть и еще один протокол, который формируется оператором электронной площадки, - протокол о признании аукциона несостоявшимся (ч. 20 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). В протоколе указывается адрес электронной площадки, дата проведения электронного аукциона, время его начала и окончания, а также начальная (максимальная) цена контракта.

Протокол отказа заказчика от заключения контракта

Если контракт еще не заключен, а заказчик обнаружил, что участник закупки не соответствует предъявляемым к нему требованиям или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответствующее требование установлено в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Кроме того, в ч. 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ установлены дополнительные основания для отказа от заключения контракта при закупке лекарственных средств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП):

1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых участником закупки, не зарегистрирована;

2) предлагаемая участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП. Данное правило действует только в том случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. руб. в случае осуществления закупки для федеральных нужд.

Отказ заказчика от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, оформляется как протокол отказа от заключения контракта (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Указанный протокол составляется и размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня, следующего за днем, когда был установлен факт несоответствия участника предъявляемым к нему требованиям. В дополнение к этому такой протокол должен быть направлен участнику закупки в течение двух рабочих дней с даты его подписания.

Протокол признания победителя уклонившимся от заключения контракта

1. Если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта меньше 15 млн. руб., а победитель электронного аукциона снизил цену на 25 и более процентов, контракт заключается с ним только в том случае, если он выполнит одно из следующих действий:

Предоставит обеспечение исполнения контракта в размере, который в полтора раза превышает размер, установленный аукционной документацией;

Вместе со стандартным обеспечением исполнения контракта предоставит достоверную информацию, подтверждающую его добросовестность на дату подачи заявки (реестровые номера контрактов, ранее исполненных таким участником закупки; детальные требования к содержанию информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, определены в ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

Если участник закупки не выполнил ни одно из указанных действий, формируется протокол признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта, который размещается в ЕИС и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания. Состав и содержание информации, отражаемой в таком протоколе, Законом N 44-ФЗ не регламентируется (аналогичное мнение высказано в решении комиссии Владимирского УФАС России от 20.05.2014 N Г-288-04/2014).

2. В случае признания участника уклонившимся от подписания контракта по другим основаниям (например, если победитель электронного аукциона подписал контракт в течение регламентированного срока), Закон N 44-ФЗ не определяет конкретных способов оформления такого решения заказчика. Несмотря на это, рекомендуем заказчикам придерживаться практики протоколирования каждого решения аукционной комиссии в течение всей процедуры осуществления закупки. В таком протоколе можно указать следующее:

Дату признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта;

Сведения о заказчике;

Информацию о закупке;

Сведения об участнике закупки, который признан уклонившимся от заключения контракта;

Основания для признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта.

Протокол отстранения участника закупки в связи с представлением им недостоверной информации

Если будет установлено, что участник закупки представил в составе своей заявки на участие в электронном аукционе документы, содержащие недостоверную информацию, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Сходная норма содержится в ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если в любой момент до заключения контракта обнаружит, что участник закупки не соответствует предъявляемым к нему требованиям или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.

Законом N 44-ФЗ не определен порядок оформления решения об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). В частности, не предусмотрена даже обязанность направить такое решение участнику закупки и разместить его в ЕИС. Полагаем, что при формировании указанного решения следует исходить из аналогии с нормами Закона N 44-ФЗ, регулирующими порядок оформления результатов рассмотрения заявок в ходе проведения электронного аукциона и подведения его результатов.

Формулировки "отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения" (ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ) и "отстранение участника закупки осуществляется в любой момент до заключения контракта" (ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ) указывают на то, что отстранение участника аукциона возможно не только в ходе рассмотрения заявок, поданных участниками, но и вплоть до заключения контракта. В этой связи логично сформировать на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ отдельное решение (протокол) об отстранении участника закупки от участия в электронном аукционе в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в представленных таким участником документах.

В такой ситуации заказчик может провести аналогию с ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, регламентирующей порядок оформления отказа от заключения контракта по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 указанной статьи, и направить такой протокол участнику закупки не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, послужившего основанием для принятия решения об отстранении участника от участия в электронном аукционе. Рекомендуем заказчикам включать в данный протокол следующую информацию:

Указание на место и время его составления;

Сведения о лице, в отношении которого принято данное решение;

Изложение фактов, послуживших основанием для принятия решения, и реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Протокол об отстранении участника от участия в электронном аукционе на основании ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ можно разместить в ЕИС в порядке, аналогичном установленному ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Протоколы разногласий при подписании контракта

Контракт по итогам электронного аукциона должен заключаться на условиях, установленных заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации (в т.ч. в проекте контракта): соответствующее требование установлено в ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Однако на практике между заказчиком и участником закупки при подписании контракта нередко возникают противоречия.

При наличии разногласий по проекту контракта победитель электронного аукциона направляет заказчику протокол разногласий . Такой протокол может быть направлен победителем электронного аукциона не позднее тринадцати дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Протокол разногласий составляется в произвольной форме и может содержать лишь указание на расхождения условий проекта контракта и положений документации. Подписывается такой протокол электронной подписью лица, уполномоченного на заключение контракта от имени участника закупки. Предельное число протоколов разногласий, которые могут быть направлены победителем электронного аукциона при подписании контракта, законодательно никак не ограничено. Единственным "лимитом" служат временные рамки, определенные упомянутым выше тринадцатидневным сроком.

Проблемы исчисления данного срока были исследованы в решении Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-7712/2014, имеющему следующую фабулу.

Заказчик отказался от заключения контракта с победителем аукциона в связи с тем, что победитель электронного аукциона направил протокол разногласий по истечении 13 дней с момента размещения протокола подведения итогов аукциона. Участник закупки обжаловал действия заказчика в Красноярское УФАС России, однако антимонопольный орган своим решением от 31.03.2014 N 193 признал его жалобу необоснованной. В связи с этим участник закупки обратился в Арбитражный суд Красноярского края.

Суд привел в своем решении ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ, согласно которой результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в ЕИС. В рассматриваемом деле протокол подведения итогов электронного аукциона был подписан всеми членами аукционной комиссии 05.03.2014, а в ЕИС размещен 06.03.2014.

Как следует из ст. 190 ГК РФ, установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ).

Поскольку Законом N 44-ФЗ не установлено иное, рассматриваемый тринадцатидневный срок подлежит исчислению начиная со дня, следующего после размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (т.е. с 07.03.2014). Следовательно, победитель электронного аукциона имел право направлять протокол разногласий по проекту контракта в срок до 19.03.2014 включительно. А из материалов дела как раз и следует, что первый протокол разногласий по проекту контракта был размещен в ЕИС 14.03.2014; второй протокол разногласий - 19.03.2014. Таким образом, победителем электронного аукциона в должной мере соблюдены требования ст. 70 Закона N 44-ФЗ: протокол разногласий по проекту контракта направлен в законодательно установленный срок.

Также заказчикам не следует упускать из виду, что тринадцатидневный срок согласно ст. 70 Закона N 44-ФЗ нужно исчислять со дня, следующего после размещения протокола подведения итогов в ЕИС, а не с даты подписания такого протокола членами аукционной комиссии. Как мы помним, указанные даты могут быть различны.

Напомним, что можно изменить в тексте контракта:

Положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении аукциона, документации о нем и заявке участника закупки;

Реквизиты поставщика, если они изменились с момента окончания подачи заявок;

Опечатки, грамматические и пунктуационные ошибки, технические ошибки и неточности.

В решении Арбитражного суда Новосибирской области от 10.12.2014 по делу N А45-17177/2014 был рассмотрен еще один интересный момент, связанный с направлением протоколов разногласий.

Из совокупности ч. ч. 5 и 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ суд пришел к выводу, что тринадцатый день является последним днем направления протокола разногласий при наличии возражений по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС.

Право победителя электронного аукциона разместить в ЕИС протокол разногласий на проект контракта закреплено в ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. При этом в данной норме не установлен срок для размещения протокола разногласий впервые. Следовательно, ч. 4 ст. 70 Закона 44-ФЗ необходимо рассматривать в совокупности с ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в том, что касается ненаправления в адрес заказчика подписанного проекта контракта в течение пяти дней с момента его размещения в ЕИС.

Если участник не согласен с проектом контракта, направленным в его адрес, он должен разместить в ЕИС впервые протокол разногласий до истечения срока, установленного для подписания контракта, а именно - в течение пяти дней с момента размещения проекта контракта. Не совершив данных действий в течение пяти дней, победитель электронного аукциона в силу ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ признается уклонившимся от заключения контракта.

Уже после размещения в ЕИС впервые протокола разногласий как заказчик, так и победитель могут совершать действия, закрепленные в ч. ч. 5 и 6 ст. 70 Закона 44-ФЗ, до истечения тринадцатидневного срока. Как только указанный срок истек, победитель не должен размещать в ЕИС последующие протоколы разногласий к проекту контракта, а заказчик размещать в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин, по которым он полностью или частично отказывается учесть замечания победителя электронного аукциона, содержащиеся в протоколе разногласий.

Кроме того, суд отметил тот факт, что ст. 70 Закона N 44-ФЗ не регламентирует, кем принимается решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта (аукционной комиссией или заказчиком) и в каком виде оформляется такое решение. Следовательно, решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ принимается заказчиком и оформляется в произвольной форме.

Протокол отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчик вправе отменить проведение электронного аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть оформлено как протокол отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который оформляется заказчиком и размещается в ЕИС в день принятия этого решения и незамедлительно доводится до сведения всех участников закупки, подавших заявки.

Если срок для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) истек, заказчик вправе отменить закупку до момента заключения контракта только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).

Протокол внесения изменений в документацию

Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 6 ст. 65 Закона N 44-ФЗ).

Закон N 44-ФЗ не определяет, каким образом должно оформляться указанное решение заказчика. И все же рекомендуем заказчику придерживаться практики протоколирования каждого решения, принимаемого в течение всей процедуры осуществления закупки. В этой связи рассматриваемое решение заказчика можно оформить как протокол внесения изменений в документацию.

Хотелось бы напомнить об ответственности должностных лиц заказчиков за допущенные ими нарушения процедуры составления и размещения протоколов при проведении электронных аукционов. Возможные нарушения со стороны заказчиков и административная ответственность за их совершение, установленная КоАП РФ, систематизированы в следующей таблице:

Вид нарушения

Статья КоАП РФ

Размер ответственности

Размещение протокола с "техническими ошибками", отсутствие требуемой информации в протоколе

ч. 2.1 ст. 7.30 (нарушение предусмотренных законодательством о контрактной системе требований к содержанию протокола, составленного в ходе осуществления закупки)

Административный штраф на должностных лиц в размере 10 тыс. руб.

Неразмещение протокола в ЕИС

ч. 3 ст. 7.30 (неразмещение должностным лицом в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством о контрактной системе)

Административный штраф на должностных лиц в размере 50000 руб.; на юридических лиц - 500000 руб.

Нарушение срока подписания протоколов не более чем на 2 рабочих дня

ч. 13 ст. 7.30 (нарушение сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, не более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 3000 руб.

Нарушение срока подписания протоколов более чем на 2 рабочих дня

ч. 14 ст. 7.30 (нарушение сроков, предусмотренных законодательством о контрактной системе для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 30000 руб.

Нарушение срока размещения в ЕИС протоколов не более чем на 2 рабочих дня

ч. 1 ст. 7.30 (нарушение должностным лицом сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30, не более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 5000 руб.; на юридических лиц - 15000 руб.

Нарушение срока размещения в ЕИС протоколов более чем на 2 рабочих дня

ч. 1.1 ст. 7.30 (нарушение должностным лицом сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе, при проведении конкурса, аукциона, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1.2 и 1.3 ст. 7.30, более чем на 2 рабочих дня)

Административный штраф на должностных лиц в размере 30000 руб.; на юридических лиц - 100000 руб.

Неоднозначной выглядит проблема регламентных работ на электронных площадках в связи с установленными для заказчиков штрафными санкциями за нарушение сроков публикации протоколов при проведении электронных аукционов. Указанная проблема была рассмотрена в решении Ненецкого УФАС России от 13.10.2014 N 01-48/13-2014. В данном случае датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок являлось 13.06.2014, и соответствующий протокол датирован именно 13.06.2014, однако оператору электронной площадки направлен лишь 15.06.2014.

Заказчик представил в материалы дела скриншот с официального сайта электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка", из которого следует, что в период с 12.06.2014 по 15.06.2014 в связи с проведением регламентных работ закрытая часть электронной площадки будет недоступна. Кроме того, 15.06.2014 заказчик обращался к оператору электронной площадки с просьбой предоставить техническую возможность рассмотрения первых частей заявок и публикации соответствующего протокола. В конечном счете в тот же день такая возможность и была предоставлена.

Комиссия Ненецкого УФАС России удостоверила тот факт, что протокол рассмотрения первых частей заявок опубликован на электронной площадке с нарушением срока, установленного ч. 7 ст. 67 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем антимонопольный орган отметил, что данное нарушение совершено по независящим от заказчика причинам, а в связи с проведением регламентных работ на электронной площадке. На основании совокупности представленных доказательств был сделан вывод об отсутствии вины заказчика в нарушении срока опубликования на электронной площадке протокола рассмотрения первых частей заявок от 13.06.2014.

В настоящей статье мы постарались познакомить вас с практикой рассмотрения проблем, связанных с составлением протоколов при проведении электронных аукционов. Надеемся, это поможет вам избежать ошибок при работе в составе комиссии по осуществлению закупок.

При запросе котировок УФАС выносит предписание отменить протокол и провести процедуру заново. Что делать с заявками участников которые были получены на первый протокол?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

УФАС предписало заново провести рассмотрение заявок. Поэтому процедуру рассмотрения заявок нужно провести повторно, имеющиеся заявки рассмотреть повторно и составить новый протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Как отменить протокол запроса котировок

Чтобы отменить протокол запроса котировок, который разместили, войдите в реестр закупок. Найдите нужную закупку и выберите пункт контекстного меню «Документы закупки». На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню действующей редакции протокола выберите пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».

Если отменяете протокол, на основании которого создавали последующие протоколы, система аннулирует всю цепочку протоколов и отобразит сообщение:

Нажмите на кнопку «Продолжить». Система отобразит форму сведений об отмене протокола.

Заполните обязательные поля формы и разместите сведения. Протокол работы комиссии станет недействующим.

Каким документом заказчик может отменить протокол рассмотрения заявок

Правила контрактной системы не содержат требований на этот счет. Если контрольный орган выдал предписание отменить протокол рассмотрения заявок, оформите извещение об этом в произвольной форме. Можете использовать образец:

Извещение оформляется согласно представленной форме, которая может быть дополнена, изменена заказчиком самостоятельно

Предписание ФАС должно указывать на конкретные действия, которые вы должны совершить, чтобы устранить нарушения. Контрольному органу необходимо размещать их в ЕИС. На это указывают ч. 23 и 24 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Если не исполните предписание ФАС, оштрафуют:

  • должностное лицо — на 50 тыс. рублей;
  • юрлицо — на 500 тыс. рублей.

Если не исполните предписание повторно — грозит дисквалификация на один год. Такие меры предусматривают ч. 7 и 7.3 ст. 19.5 КоАП РФ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме

Система ЭП обеспечивает для пользователей организатора торгов функционал по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, в электронной форме в соответствии с формами, приведенными в Приложении «Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме».

В АС оператора ведется учет принятых, возвращенных и отозванных заявок на участие в ЭА в реестре заявок аукциона. В течение одного дня после окончания срока подачи заявок первые части заявок из реестра заявок аукциона должны быть автоматически направлены на рассмотрение организатору торгов (аукционной комиссии). Информация об ЭЦП участников размещения заказа должна быть удалена из реквизитов направляемых электронных документов, первые части заявок должны быть подписаны техническими средствами АС оператора.

Оператор обеспечивает конфиденциальность данных об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, и конфиденциальность сведений, содержащихся во второй части заявки участника размещения заказа, до размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона в электронной форме.

После направления первых частей заявок на рассмотрение должны быть автоматически направлены уведомления организатору торгов или заказчику, от имени которого специализированная организация проводит ЭА.


- адрес ЭП в сети Интернет;
- дата окончания срока рассмотрения заявок.

В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка, оператор в срок, не позднее одного дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, направляет обе части заявки организатору торгов.

Если единственная поданная заявка соответствует требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, организатор торгов в течение четырех дней со дня принятия решения о соответствии заявки требованиям, предусмотренным аукционной Скрывается информация об ЭЦП лица, подписавшего с помощью функционала подписания файлов и документов на электронной площадке заявку на участие в электронном аукционе и приложенные файлы.

Регламент электронной площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ » документацией, направляет оператору площадки проект контракта, прилагаемый к документации об открытом аукционе, без подписи заказчика. Заключение контракта происходит в соответствии с Законом 94-ФЗ.126

Аукционная комиссия организатора торгов производит проверку первых частей заявок, срок такой проверки не может превышать семь дней, со дня окончания срока подачи заявок. Проведение заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в ЭА осуществляется вне АС оператора.

По завершении рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия заказчика формирует письменный протокол рассмотрения первых частей заявок, который подписывается всеми членами комиссии. Указанный протокол содержит данные решения о допуске, либо отказе в допуске в отношении каждой заявки. Протокол рассмотрения первых частей заявок направляется оператору, для этого пользователю организатора торгов необходимо зайти на страницу аукциона в раздел «Протокол рассмотрения первых частей заявок» в соответствии с формами Приложения «Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме».

У пользователя в форме рассмотрения первых частей заявок должна быть возможность выполнить следующие действия:

Просмотреть первую часть каждой направленной на рассмотрение заявки на участие в ЭА;
- просмотреть данные о предоставляемых участнику преференциях; - указать решение о допуске или отказе в допуске участника размещения заказа по каждой полученной заявке, указать обоснование отказа в допуске, в том числе указать решение каждого члена аукционной комиссии по каждой из первых частей заявок;
- прикрепить протокол рассмотрения заявок на участие в ЭА;
- сохранить карточку без подписания ЭЦП (при этом, карточка будет доступна для дальнейшего редактирования);
- подписать ЭЦП и направить информацию оператору.

При заполнении карточки результатов рассмотрения заявок должен осуществляться следующий контроль вводимых данных:

В случае если принято решение об отказе в допуске участника размещения заказа должно быть указано основание (основания) принятия такого решения по каждому члену аукционной комиссии с Специалист заказчика не подписывает приложенный файл проекта контракта, но подписывает ЭЦП операцию отправки проекта оператору Регламент электронной площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ» указанием положений документации которым не соответствует данная заявка;
- допустимые форматы, вирусы и допустимый размер файла;
- при подписании ЭЦП должна осуществляться проверка роли и полномочий учетной записи владельца ЭЦП в соответствии с регламентом взаимодействия УЦ и ЭП.

АС оператора не позволяет пользователю направлять результаты рассмотрения заявок в следующих случаях:

Не указано решение каждого члена аукционной комиссии о допуске, либо отказе в допуске участника размещения заказа по каждой полученной заявке;
- не указано обоснование в случае отказа в допуске;
- не прикреплен протокол рассмотрения заявок на участие в ЭА;
- формат прикрепленного файла протокола рассмотрения заявок на участие в ЭА не соответствует предъявляемым требованиям;
- согласно роли и полномочиям в реквизитах учетной записи владельца ЭЦП, лицо, направляющее результаты рассмотрения заявок, не является уполномоченным специалистом участника размещения заказа. В указанных случаях пользователь должен получать подробную информацию об ошибке и о допустимых значениях.

Доступ к функционалу рассмотрения первых частей заявок должен быть закрыт после окончания срока рассмотрения заявок на участие в ЭА.

За один день до срока окончания подачи заявок АС оператора направляет организатору торгов уведомление о дате окончания срока рассмотрения заявок, указанной в извещении о проведении аукциона в электронной форме.

Результаты рассмотрения заявок должны быть автоматически направлены оператору в течение часа после окончания срока рассмотрения заявок на участие в ЭА. Указывается в файле протокола, загружаемого при формировании на электронной площадке протокола. При отклонении заявки, в процессе заполнении формы на электронной площадке, специалисту организатора торгов необходимо заполнить обязательное текстовое поле с причиной отклонения такой заявки. Содержимое данного поля включается в электронное сообщение, направляемое в личный кабинет участника размещения заказа, о результате рассмотрения первой части его заявки на участие в электронном аукционе.

На электронной площадке ЗАО «Сбербанк - АСТ» установлены требования к загружаемым на электронную площадку файлам: максимально допустимый размер файла: 16 МБ - или 90 секунд загрузки. Допустимые расширения загружаемых файлов: zip, rar, doc, docx, xls, xlsx, jpg, jpeg, gif, rtf, png, pdf, xps. 129 Поле «Файл протокола» является обязательным для приложения файла. 130 В случае отклонения заявки, поле «Причина отклонения» является обязательным для заполнения.

Регламент электронной площадки ЗАО «Сбербанк - АСТ»

После направления результатов рассмотрения заявок на участие в ЭА должны быть автоматически направлены уведомления организатору торгов и заинтересованным сторонам, указанным в извещении о проведении ЭА.

Такими сторонами являются:

Заказчик или уполномоченный орган, от имени которого специализированная организация проводит ЭА;
- заказчики, подписывающие контракт.

При выполнении этой операции должны использоваться адреса электронной почты, указанные в регистрационных данных адресатов.

В уведомлении должна быть указана следующая информация:

Номер извещения о проведении ЭА;
- адрес ЭП в сети Интернет;
- дата и время проведения ЭА.

После поступления к оператору протокола рассмотрения заявок, участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие, в течение одного часа с момента опубликования указанного протокола направляется уведомление о принятом относительно его заявки решении.

В уведомлении должна быть указана следующая информация:

Номер извещения о проведении ЭА;
- адрес ЭП в сети Интернет;
- дата и время проведения ЭА;
- решение о допуске или об отказе в допуске;
- обоснование, в случае отказа в допуске.

Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе, а также в случае, если на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе всех участников размещения заказа, или о признании только одного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, участником открытого аукциона, в протокол вносится информация о признании открытого аукциона несостоявшимся.

Уполномоченный специалист организатора торгов направляет протокол рассмотрения первых частей заявок оператору электронной площадки. Электронные сообщения направляются в личный кабинет. После появления в личном кабинете нового сообщения идет уведомление по электронной почте. В таком случае, протокол размещается специалистом организатора торгов в открытой части электронной площадки в карточке электронного аукциона.

Если по результатам рассмотрения заявок на участие в ЭА участник размещения заказа не допущен к участию в аукционе, заявка на участие в ЭА такого участника размещения заказа должна быть исключена из реестра заявок аукциона.

В течение одного рабочего дня со дня окончания рассмотрения заявок должно быть осуществлено прекращение блокирования операций по счету участника размещения заказа, не допущенного к участию в аукционе, в отношении денежных средств, в размере обеспечения заявки. 133

У участника размещения заказа, допущенного к участию в электронном аукционе, в личном кабинете на ЭП должна быть доступна возможность участия в электронном аукционе в дату и время проведения аукциона.