Работа с допуском по форме 2. Особенности оформления допуска к государственной тайне

(Водительская медицинская справка – Это требование нормативной документации.Порядок ее оформления определяеться приказом Минздрава от 15 июня 2015года №334н «О проведение обязательного медицинского освидетельствования водителя транспортных средств (Кандитатов водителей транспортных средств),вступил в силу 26 марта 2016год.)

Допуск к государственной тайне – это официальное разрешение на работу с секретными сведениями. Этот документ бывает трех уровней в зависимости от того, насколько важна информация. Уровни называются формами, и каждой из них сопутствуют особые требования. Далее мы подробно опишем, какие существуют формы допуска лиц к государственной тайне, и чем они отчаются друг от друга.

Информация, которая защищается на государственном уровне, - это данные высшей степени важности с точки зрения безопасности страны. К ним относится информация о политических, военных, экономических планах России. Граждане получают доступ к этим сведениям только в том случае, если им выдадут соответствующее разрешение. Ниже мы расскажем, как его получить, и какие существуют тонкости в этом процессе.

Для сотрудников многих сфер медицинская книжка – главное условие для приема на работу. Новый работник с уже готовым документом может приступить к выполнению своих непосредственных обязанностей в кратчайшие сроки.

Согласно статьи 213 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан соблюдать регламентированный порядок проведения и контролировать прохождение психиатрического освидетельствования работниками организаций и предприятий занимающихся определенными видами деятельности.

С начала 2017 г. произошли изменения в оформлении медицинской справки для получения оружия – обязательной в отношении лиц, которым нужна лицензия на его приобретение, ношение и хранение.

Для поступления в высшее или среднее специальное образовательное учреждение вчерашнему школьнику обязательно потребуется медицинская справка формы 086-у. Она является документом, подтверждающим, что у абитуриента отсутствуют серьезные противопоказания по здоровью к будущей специальности.

Для получения допуска к некоторым категориям работ сотруднику необходимо иметь личную медицинскую книжку, оформление которой имеет свои особенности. «Поликлиника «ПрофиМед» предоставляет услуги по выдаче, продлению и аттестации новых личных медицинских книжек в оптимальные сроки.

Поездка в санаторий – идеальный способ совместить полноценный отдых с восстановлением ресурсов человеческого здоровья. Но иногда люди отказываются от путевок из-за длительности оформления санаторно-курортной карты. «Поликлиника «ПрофиМед» предлагает Вам реальную возможность подготовиться к поездке в санаторий быстро и без утомительных хлопот – у нас для этого созданы все условия!

Чтобы стать счастливым обладателем водительского удостоверения, необходимо предоставить в ГИБДД медсправку установленной формы. Оформление водительской медицинской справки требует соблюдения определенных требований, установленных законодательством РФ.

Оформление допуска к государственной тайне - ответственная процедура. Узнайте, как правильно провести проверку в отношении работника, и в каких случаях стоит отозвать выданный допуск.

Из статьи вы узнаете:

Государственная тайна

Понятие государственной тайны в нашей стране установлено Законом Российской Федерации «О государственной тайне » от 21 июля 1993 г. № 5485-1.

Согласно этому документу, основной характеристикой информации, составляющей государственную тайну , является тот факт, что ее разглашение и распространение может нанести серьезный ущерб тем или иным интересам государства. В свою очередь, сведения, составляющие такую тайну, могут относиться к различным профессиональным областям, включая:

военную деятельность;

экономические операции;

разведывательную и контрразведывательную работу;

оперативно-розыскную деятельность.

При этом, однако, произвольная трактовка содержания указанных сведений не допускается: исчерпывающий перечень конкретных типов данных, которые составляют понятие гостайны, приведен в ст. 5 Закона № 5485-1.

Обратите внимание! В ст.7 Закона № 5485-1 приводится список сведений, которые не подлежат засекречиванию ни при каких условиях и, соответственно, не могут рассматриваться в качестве данных, составляющих государственную тайну.

В свою очередь, в случае, если та или иная должностная позиция предполагает, что процесс выполнения трудовых обязанностей в ее рамках требует ознакомления с данными, составляющими гостайну, к работнику, претендующему на то, чтобы занять эту должность, применяется специальный порядок осуществления допуска.

Скачайте документы по теме:

Уровни секретности

При работе с гостайной необходимо принимать во внимание положения ст. 8 Закона № 5485-1, которая устанавливает, что различные типы сведений, относящихся к государственной тайне, дифференцируются в зависимости от уровня их секретности. В зависимости от характера такой информации и потенциального ущерба, который может быть причинен государственным интересам вследствие ее распространения, устанавливаются три таких уровня - «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Порядок определения принадлежности конкретных сведений к соответствующему уровню установлен Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870.

Обратите внимание! Применение таких обозначений для данных, не относящихся к государственной тайне, запрещено.

Допуск к государственной тайне

Общие правила допуска сотрудников к работе с секретными сведениями зафиксирован в статьях 21-26 Закона № 5485-1. Однако указанный вопрос является слишком важным, чтобы при его урегулировании было достаточно обобщенных правил, допускающих различные трактовки. Именно поэтому в целях уточнения процедуры допуска к работе на должностях, предусматривающих ознакомление со сведениями, относящимися к гостайне, было принято специальное Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63, которое в том числе утвердило четкую инструкцию по осуществлению допуска к таким видам работ.

Указанная инструкция представляет собой весьма объемный документ, в котором описывается не только сама процедура получения и оформления соответствующего допуска, но и приводится обширный список специальных форм, используемых для подготовки необходимых документов. Поэтому для того, чтобы получить представление об основных положениях этой инструкции, советуем вам прочитать нашу , в которой эксперт кратко подытоживает ключевые моменты этого документа.

Формы допуска

Согласно постановлению № 63 о допуске к государственной тайне, выбор требуемой формы допуска работника к секретным сведениям, зависит от уровня секретности данных, с которыми ему придется работать. Соответственно, для этих целей выделяются три типа форм:

  • допуск по первой форме оформляется для сотрудников, которым предоставляется доступ к данным, отнесенным к категории сведений особой важности;
  • допуск по второй форме предоставляется сотрудникам, которые получают доступ к информации, отнесенной к категории совершенно секретных сведений;
  • допуск по третьей форме оформляется для работников, которым предоставляется доступ к сведениям, отнесенным к категории секретных.

Обратите внимание! В случае, если сотрудник имеет доступ к данным с более высоким уровнем секретности, допуск к менее секретным сведениям ему предоставляется автоматически.

Обратите внимание! В большинстве случаев проверка для допуска к гостайне проводится органами безопасности в соответствии с территориальным расположением организации.

По итогам проведенной проверки решение о том, стоит ли допускать данного сотрудника к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, принимается лично руководителем организации, и оформляется в письменной форме в виде .

Ограничения в правах при получении допуска к гостайне

Ст. 24 Закона № 5485-1 требует, чтобы работник, претендующий на оформление ему допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, выразил свое согласие на временное ограничение в правах. В частности, их перечень включает в себя:

  1. ограничение права выезда за пределы Российской Федерации на период, зафиксированный в трудовом договоре;
  2. ограничение права на распространение и использование секретных сведений, включая их применение в изобретениях и открытиях любого рода;
  3. ограничение права на неприкосновенность личной жизни в части необходимости проведения проверок в ходе оформления доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Работник кадровой службы, оформляющий допуск к гостайне, должен ознакомить работника со всеми этими ограничениями. Узнайте, как правильно это сделать, из нашей статьи .

Документы для оформления допуска

Процедура оформления допуска к секретным сведения, регламентированная Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63, предполагает, что сотрудник, которые претендует на получение такого доступа, должен предоставить ряд документов, подтверждающих его благонадежность. В их число входят:

анкета установленного образца, заполненная работником собственноручно;

документ, используемый для удостоверения личности претендента на допуск к государственной тайне;

полный перечень документов, требующихся для подтверждения сведений, приведенных в заполненной анкете, включая паспорт, свидетельство о рождении и заключении либо расторжении брака, военный билет, документ, подтверждающий факт получения соответствующего уровня образования и проч.;

справка требуемой формы, подтверждающая отсутствие противопоказаний медицинского характера для работы с секретными сведениями.

Обратите внимание! Бланк справки , необходимый для этих целей, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2011 г. № 989н.

После принятия руководителем решения о допуске работника к государственной тайне сотрудник кадровой службы должен оформить на него личную карточку по форме 1, утвержденной Постановлением Правительства № 63 от 06.02.2010. если сотрудник переходит на работу в другую организацию, заведенная карточка пересылается по новому месту его работы.

Переоформление допуска

По истечении определенного промежутка времени работникам, допущенным к государственной тайне, потребуется произвести переоформление ранее выданного допуска. При этом длительность такого временного промежутка будет зависеть от категории секретности сведений, к которым ему предоставлен доступ:

для работников, имеющих доступ к гостайне по первой форме, переоформление производится через 10 лет с момента первоначального предоставления доступа;

для сотрудников, имеющих доступ к государственной тайне по второй или третьей формам, переоформление допуска производится через 15 лет.

Обратите внимание! В случае, если с момента предоставления доступа к гостайне сотрудник не менял место работы, переоформлять допуск не требуется.

Кроме того, в некоторых случаях необходимость переоформить допуск может возникнуть и до истечения установленного Постановлением Правительства № 63 промежутка времени. Ознакомьтесь с нашим материалом , чтобы получить информацию о том, в каких ситуациях это понадобится.

Отказ в предоставлении допуска к государственной тайне

Окончательное решение о том, будет ли конкретный сотрудник допущен к работе с информацией, относящейся к категории государственной тайны, принимает непосредственно руководитель организации, в которой работает или принимается на работу этот сотрудник. Таким образом, на него возлагается полная ответственность за последствия такого решения, включая ситуации нарушения работником принятых на себя обязательств.

Иногда может возникнуть ситуация, когда конкретный претендент кажется руководителю неблагонадежным или он по тем или иным причинам сомневается в его готовности к такой работе. В этом случае ему следует проконсультироваться с перечнем причин, по которым он может отказать такому работнику в оформлении допуска.

Он включает в себя:

  1. предоставление претендентом недостоверных сведений в заполненной анкете;
  2. уклонение претендента от участия в установленных законом проверочных мероприятиях;
  3. наличие близких родственников, постоянно проживающих за границей или намеревающихся переехать туда на постоянное место жительства. Такое намерение может стать причиной отказа в оформлении документов только в том случае, если оно уже находится на стадии оформления необходимых документов. Аналогичным образом интерпретируются подобные обстоятельства, имеющие место в отношении самого претендента на получение допуска к гостайне;
  4. ограничение дееспособности претендента или признание его недееспособным, а также наличие у него противопоказаний медицинского характера к работе со сведениями, составляющими гостайну;
  5. признание гражданина рецидивистом, а также осуществление в отношении него судебных или следственных мероприятий за тяжкие преступления или преступления против государства. Аналогичным образом трактуются такие обстоятельства в случае наличия у претендента непогашенной судимости за преступления такого рода;
  6. выявление участия претендента в действиях, угрожающих безопасности государства, например, террористических актах.

Отзыв допуска к государственной тайне

Однажды выданное разрешение на получение доступа к информации, составляющей государственную тайну, не означает, что такое разрешение будет иметь бессрочный характер. В случае наступления определенных обстоятельств ранее выданный допуск может быть отозван. В частности, прекращение доступа разрешается в следующих ситуациях:

прекращение трудовых отношений с работником, в том числе по причинам организационного характера;

допущение им однократного нарушения принятых на себя обязательств по неразглашению секретных сведений;

возникновение причин, по которым гражданам может быть отказано в предоставлении допуска к государственной тайне.

В случае, если работник не согласен с принятым в отношении него решением о прекращении доступа к секретным сведениям, он может обжаловать его в установленном законом порядке. При этом инициирование им соответствующей процедуры не освобождает его от принятых обязательств по неразглашению доверенных ему сведений государственной важности. Прочитайте , чтобы узнать, кто будет принимать итоговое решение о возможности или невозможности восстановления допуска к гостайне для такого работника.

Обратите внимание! В случае, если условие о наличии допуска к гостайне является одним из пунктов трудового договора, последний может быть расторгнут при прекращении такого доступа.

Таким образом, по понятным причинам допуск к государственной тайне строго регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 и другими нормативными документами. Поэтому оформляя такой допуск, организации необходимо строго следить за выполнением всех действующих требований с тем, чтобы ни работник, ни сама компания не нарушили ни одного из них и не были привлечены к установленной законом ответственности.

Приказ о прекращении трудового договора (увольнении) в связи с прекращением доступа к государственной тайне


Скачать в.doc


Скачать в.doc

При этом объем проверки зависит от уровня секретности информации, к которой оформляется разрешение на допуск. После полной проверки руководитель предприятия имеет право самостоятельно принять решение о выдаче соответствующего разрешения или отказе в нем. В случае положительного решения оформляется договор с работником, а также специальное приложение к договору, где указывается о выдаче соответствующего разрешения. Юридически подобное приложение означает, что подписавший его гражданин принял на себя некоторые ограничения и обязанности. Ограничения для работников, допускаемых к секретам, перечислены в ст. 24 Закона о гос. тайне. Они могут касаться таких прав, как права выезда за границу, права человека на неприкосновенность частной жизни в период проведения проверки, а также возможности увольнения работника, если ему – по каким-либо причинам — будет отказано в работе с гос. тайнами.

Что означает форма допуска к государственной тайне

ЗП указывать не надо, про согласование ничего не говорили.Честно говоря думал что если есть ограничения, то и с ЗП может быть не все просто.Можно ссылочку на НПА где прописана обязанность согласовывать?А флажки пусть ставят, у них работа такая) а с ФМС (там где выдают ЗП) и не нужно согласовывать выезд, это внутреннее требование работодателя (насколько в курсе — это штатное требование). Раньше оно было просто уведомительным (сообщил о намерении и молодец), сейчас слегка ужесточили. Принцип у «режима» простой — не нравится? Выход — воон там.Устрицу ем.:0)) Alex Petrov 18.11.2011, 13:51 # А законно ли такое требование? да.

Плюс к тому это неудобство компенсируется «копеечкой» — надбавкой за секретность. Пусть немного, тут важен принцип — компенсация неудобства. А не нравится, ну что ж, мне вот слякоть в межсезонье не нравится — могу терпеть, а могу сменить климат…

Решение о допуске к государственной тайне принимается:в отношении руководителей негосударственных организаций — руководителем организации — заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайнуОформление допуска к государственной тайне указанным выше должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации, оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне.

I. общие положения

Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт), отражаются в трудовом договоре (контракте), а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт), оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2). 11. Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Осторожно: государственная тайна!

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну для абитуриентов военных вузов, призывников срочной службы и лиц, заключающих контракт на службу в ВС РФ оформляется военными комиссариатами по месту жительства.В зависимости от степени секретности сведений, к которым будет допущен кандидат в процессе прохождения воинской службы, в отношении его могут (III степень) или в обязательном порядке (I и II степени) проводится проверочные мероприятия, согласие на проведение которых кандидат дает в своей анкете.Проверочные мероприятия включают в себя: Проверку сведений, сообщенных гражданином в анкете; Проверку наличия снятых и не снятых судимостей; Проверку сведений о родственниках кандидата (отца, матери, супруга, детей старше 14 лет); Проверку физического и психического здоровья кандидата; Выявление фактов постоянного или длительного проживания за границей РФ.

3-я форма допуска — чем черевато?

Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

3 форма допуска к государственной тайне ограничения

Т.е. уведомлять о намерении выехать за рубежи обязан, как правило добро дают без проблем, но возможность отказа присутствует. iggel 17.11.2011, 17:28 # 3ю форму даже в анкете на получение ЗП не указывают это еще не означает, что напротив фамилиЯ обладателя сего не шибко сурьезного допуска не стоит «флажок» в базе. Просто флажок типа «отфиксировать факт пересечения границы». Счастливый «секретоносец» может вполне спокойно скататься в зарубежи не согласовывая поездку с кем надо на своей работе.
Не проблема. Но не нужно удивляться, если вот по возвращении может состояться не шибко приятный разговор со специально обученными людьми в той самой организации, где трудится счастливый обладатель допуска…. А может и не состояться… ибо бардак-с и человечий фактор.

3 форма допуска к государственной тайне

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее — граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению. Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее — организации), гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне. 2.

3 я форма допуска к государственной тайне

Внимание

Инструкция определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее — граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска. Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. третья форма степени секретности сведений, составляющих государственную тайну — для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).


Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Третья форма допуска к государственной тайне

Лицензия ФСБ

  • Лицензия ФСТЭК
  • Оборудование для ФСТЭК

1. Данная инструкция подготовлена в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О государственной тайне», и рядом других действующих актов законодательства, регулирующих отношения в области защиты государственной тайны, и порядка доступа граждан Российской Федерации и должностных лиц к данным, представляющим государственную тайну. Ее положения обязательны для исполнения органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их правовой организационной формы, которые работают в сфере использования информации представляющей государственную тайну, либо стремятся получить лицензию на право ведения в установленном порядке подобного рода деятельности.

При этом орган, уполномоченный на проведении проверки и дающий заключение, не обязан информировать кандидата о причинах отказа в допуске к сведениям, составляющим гостайну. После получения соответствующей формы допуска к государственной тайне лицо дает подписку о неразглашении сведений ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей и предупреждается об ответственности за нарушение порядка обращения с такими сведениями. Порядок ознакомления со сведениями Прохождение проверочных мероприятий и получение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не означает автоматического допуска ко всем сведениям, включенным в ту или иную категорию.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 октября 2012 года, принятым по делу N АКПИ12-1137.
Петров Михаил

zakonbase.ru/content/base/276169

consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=303461#0

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Астафьевой Г.А., Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1,
установил:
подпунктом 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 (далее -Инструкция), установлено, что работники, допущенные к сведениям , составляющим государственную тайну (по любой форме ), обязаны согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу.
Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Чарыева М.Р., Тарнопольского О.Е., оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.
Правительство Российской Федерации, реализуя нормативные положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьи 20Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статьи 4 и 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», постановлением от 5 января 2004 г. N 3-1 утвердило оспариваемую в части Инструкцию.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2); при этом предусматриваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, - соответственно степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (статья 8).
Кроме того, названный Закон Российской Федерации различает допуск к государственной тайне, которым признается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (абзац пятый статьи 2), и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (абзац шестой статьи 2).
Соответственно трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, данный Закон Российской Федерации устанавливает три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным; при этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с данным Законом (части первая, третья и девятая статьи 21). Эти ограничения, согласно его статье 24, налагаются на должностных лиц и граждан, как допущенных, так и ранее допускавшихся к государственной тайне, и могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.
Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (статья 2).
Определяя круг лиц, право которых на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, статья 15 названного Федерального закона относит к ним граждан Российской Федерации, которые при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключили трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что с момента последнего ознакомления со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями срок ограничения, установленный в трудовом договоре (контракте) или в соответствии с данным Федеральным законом, не истек (абзац первый подпункта 1).
Таким образом, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» допускает ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае осведомленности не о любых сведениях, составляющих государственную тайну, а только о сведениях, отнесенных к категории особой важности или к совершенно секретным.
Обязанность согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от формы допуска и от наличия в заключенном контракте условия об ограничении выезда за границу Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, закрепленная оспариваемой нормой, не является ограничением права на выезд, которое законодатель связывает с осведомленностью лица о сведениях определенной степени секретности и заключением трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.
Требование о согласовании выезда, изложенное в данной норме, обусловлено выяснением характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, степени ее секретности, целей выезда и другими обстоятельствами, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения ограничения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», то есть в случае осведомленности работника о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.
Следовательно, оспариваемое предписание не предполагает ограничение права на выезд из Российской Федерации гражданина, допущенного к секретным сведениям (третья форма допуска), а также не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, и в силу этого не противоречит названному Федеральному закону и статье 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», в которой содержатся общие положения о возможности ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.
Необходимо также учитывать, что пункт 122 Инструкции устанавливает запрет на ограничение выезда в отношении работников, не осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.
Оспариваемая норма не предусматривает какой-либо обязательной процедуры и формы согласования выезда, необходимости сбора и оформления специальных документов, отсутствует в ней и перечень лиц, которые уполномочены давать разрешение на выезд. В связи с этим подпункт 19 пункта 24 Инструкции сам по себе не может расцениваться как устанавливающий разрешительный порядок выезда из Российской Федерации для граждан, допущенных к секретным сведениям (третья форма допуска). Неполучение согласования данной категорией работников не исключает возможности оформления ими документов на выезд из Российской Федерации в отличие от лиц, допущенных к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности, процедура согласования выезда которых регламентируется другими положениями Инструкции.
В отношении проходящих военную службу по контракту военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеет место специальное регулирование, как и в отношении работников со второй и первой формой допуска. Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Особый, разрешительный порядок выезда указанной категории военнослужащих связан с особенностями их правового статуса, обусловленного характером военной службы, что исключает вывод о противоречии подпункта 19 пункта 24 Инструкции приведенной норме вышеуказанного Федерального закона.
Трудовой кодекс Российской Федерации, определяя дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 189), возлагает на работника обязанность соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего трудового распорядка (статья 21).
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Обязанность согласования выезда за границу работников, допущенных к государственной тайне (независимо от формы допуска), корреспондирует вытекающей из приведенных законоположений обязанности нанимающегося согласовывать свое поведение с порядком, установленным работодателем, или со служебным распорядком государственного органа. Виновное неисполнение данной обязанности может являться основанием для применения работодателем (представителем нанимателя) принудительных или карательных мер для поддержания этого порядка, в том числе прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и расторжения трудового договора (служебного контракта), если исполнение трудовых (должностных) обязанностей требует допуска к таким сведениям.
Правовое регулирование, осуществляемое оспариваемой нормой, направлено на обеспечение добросовестного исполнения работником своих трудовых (должностных) обязанностей, согласование взаимных прав и интересов сторон трудового договора (служебного контракта) и не может рассматриваться как ограничение права в аспекте, указанном заявителями.
Таким образом, положение подпункта 19 пункта 24 Инструкции, предписывающее работникам, имеющим допуск к государственной тайне и принявшим на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, согласовывать выезд за пределы Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Астафьевой Г.A., Чепурина Е.В. о признании недействующим подпункта 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
1. Данная инструкция подготовлена в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О государственной тайне", и рядом других действующих актов законодательства, регулирующих отношения в области защиты государственной тайны, и порядка доступа граждан Российской Федерации и должностных лиц к данным, представляющим государственную тайну. Ее положения обязательны для исполнения органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их правовой организационной формы, которые работают в сфере использования информации представляющей государственную тайну, либо стремятся получить лицензию на право ведения в установленном порядке подобного рода деятельности.

2. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, учитывая постановления настоящей инструкции, характер выполняемых задач и особенности деятельности могут сами при возникшей необходимости разрабатывать ведомственные инструкции, утверждаемые руководством этих органов при согласовании с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

3. Граждане Российской Федерации могут допускаться к государственной тайне на территории страны и за ее пределами, руководством соответствующих организаций в установленном данной инструкцией порядке. Граждане, характер деятельности которых подразумевает использование информации государственной тайны, могут заниматься этой работой только после получения допуска установленной формы и в установленном порядке. За допуск граждан к государственной тайне, персональную ответственность несут руководители организаций, равно как и за создание условий возможного ознакомления граждан только на таких объектах и с теми сведениями, которые им необходимы согласно со статьей 25 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" для выполнения ими своих функциональных (должностных) обязанностей.

4. Согласно статье 21 закона Российской Федерации "О государственной тайне" граждане допускаются к работе с государственной тайной в добровольном порядке, что подразумевает:

  • возложение на себя государственных обязательств по нераспространению доверенных им данных, представляющих государственную тайну;
  • частичное ограничение их прав на время согласное статьи 24 указанного Закона;
  • согласие в письменном виде на проведение в их отношении проверочных мероприятий полномочными органами;
  • определение порядка, размеров и видов, предусмотренных данным Законом льгот;
  • знакомство с законодательными нормами государственной тайны Российской Федерации, и возникающей в случае их нарушения ответственностью;
  • принятие руководителем организации соответствующего постановления о допуске к государственной тайне оформляемого лица.

Взаимные обязательства между руководством организации и оформляемым лицом закрепляются в трудовом контракте (договоре). Трудовой контракт (договор) не может быть заключен до окончания проверки. Степень проверочных процедур определяется уровнем секретности информации, к которой оформляемое лицо желает получить допуск.

5. Гражданин может получить отказ в допуске к государственной тайне основанием чему согласно статье 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" может служить:

  • недееспособность, ограниченная дееспособность или рецидивизм определенные постановлением суда, нахождение лица под судом или следствием за тяжкие преступления или наличие за эти преступления неснятой судимости;
  • медицинские противопоказания для работы со сведениями государственной тайны, определенные утвержденным перечнем медицинской промышленности и Министерством здравоохранения;
  • проживание лица или его близких родственников за границей на постоянной основе и оформление данными лицами документов свидетельствующих о скором выезде лица для постоянного жительства в другом государстве;
  • наличие деятельности, способной вызвать угрозу безопасности Российской федерации, выявленной в ходе обязательных при оформлении проверок;
  • сообщение ложных анкетных данных иди уклонение от обязательных проверок.

Отказ в допуске гражданина к государственной тайне принимает руководитель организации с учетом результатов проверки и в индивидуальном порядке. Гражданин в праве обжаловать данное постановление в суде или вышестоящей организации.

6. Установлен ряд форм доступа к секретным сведениям в зависимости от степени их секретности:

  • первая форма допуска – для граждан, с допуском к сведениям особой важности;
  • вторая форма допуска – для граждан, с допуском к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма допуска – для граждан, с допуском к секретным сведениям.

Мероприятия по проверке граждан для получения ими первой и второй формы, осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации, а также территориальные органы безопасности совместно с органами оперативно-розыскной деятельности. К третей форме граждане могут быть допущены руководством организации без каких либо проверок со стороны органов безопасности, исключая случаи указанные в пункте 26 данной Инструкции. Органы безопасности, взаимодействуя с организациями, могут самостоятельно определять, на каких организациях допуск к секретным сведениям может осуществлять только после проверок органами безопасности. Допуск руководителей организации по третьей форме возможен только после проведения проверки органами безопасности. Контроль за различными формами допуска граждан к секретным сведениям должны осуществлять руководители организаций, у которых есть фактический доступ.

7. Несовершеннолетние граждане (не достигшие 18 лет) или граждане, принимаемые на временную работу за исключением случаев оговоренных в пунктах 27 и 28 данной Инструкции, не имеют права получить допуск к работе с материалами первой и второй формы.

8. Граждане, устраивающиеся на работу в отдел защиты государственной тайны, а также для делопроизводства имеющего секретный статус в организациях, штанное расписание которых не предусматривает наличия подобных подразделений, оформляются по второй форме допуска, если характер их работы не требует более высокого допуска.

9. Допуск к государственной тайне военнослужащих или гражданских лиц военного представительства осуществляется постановлением руководителя данного военного представительства, который должен отправить письменное извещение в подразделение по защите государственной тайны, в которой аккредитовано военное представительство, с формой и номером допуска данных лиц, а также дату окончания проверки. Если подразделение по защите государственной тайны в военном представительстве отсутствует, то оформление допуска может быть оформлено в аналогичном подразделении организации, в которой аккредитовано военное представительство. Сотрудники, работающие в филиалах (экспедициях, обособленных подразделениях и т.п.) организаций и проживающие по их адресу, оформляются по соответствующей форме допуска к секретной информации руководством этих филиалов. Проверку в этом случае обязаны проводить местные органы безопасности (областные, краевые, республиканские) этих объектов.

10. В случае привлечения к выполнению секретных строительно-монтажных работ военнослужащих из военно-строительных отрядов, допуск оформляется руководством этих секретных организаций только после проведения проверок органами безопасности и получения второй формы допуска. Данные военнослужащие имеют право выполнять работы на технической территории режимных объектов для выполнения обычных и секретных работ на основании допуска третьей формы, выданного их командованием. К режимным объектам относятся: предприятия, организации, учреждения, а также военные и административные объекты для поддержания работы которых, установлены повышенные меры безопасности.