Сообщение методы гигиенических исследований гигиеническое нормирование воздуха. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование

Глава 1. ГИГИЕНА, ЭКОЛОГИЯ, САНОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Глава 1. ГИГИЕНА, ЭКОЛОГИЯ, САНОЛОГИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. ГИГИЕНА - ГЛАВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Гигиена - очень древняя наука, она имеет такую же большую историю, как история культуры. Корни гигиены можно найти еще в древнегреческой мифологии, истоки - в трудах древних лучших мыслителей человечества.

В древнегреческой мифологии есть много богов, занимавшихся весьма полезной для человека деятельностью. Так, Асклепий (у древних греков) и Эскулап (у римлян) были богами врачевания. У Асклепия было 2 сына - Махаон и Поделирий и дочь - богиня здоровья Гигиея.

Гигиена входит в обширный комплекс медицинских наук и является важной частью медицинского образования.

До 1880-х гг. в Западной Европе - в Англии, Германии, Франции, такие гигиенисты, как Галл, Линд, Флери, Рошу; в Америке - Бек определяли гигиену как "науку о поддержании здоровья", как "искусство сохранить, продлить жизнь", как "медицину предупредительную". Однако это не совсем точно. Сегодня все отрасли медицины, включая клинические дисциплины, занимаются профилактикой болезней. Поэтому термин "профилактическая медицина" может быть отнесен к любой медицинской дисциплине.

Любая наука, претендующая на самостоятельность, должна иметь свой: объект исследования; предмет интереса в этом объекте; цель интереса; методы, с помощью которых достигается цель.

Объект лечебных дисциплин - больной человек. Врач-клиницист занимается здоровьем отдельного человека и рассматривает это понятие через философскую категорию "болезнь". Объектом

гигиены является здорового человека, как отдельного индивидуума, так и коллектива, общества в целом.

Что проводит грань между клиническими дисциплинами и гигиеническими. Но такие теоретические науки, как физиология, анатомия, также изучают организм здорового человека. Однако они изучают организм как таковой. Они обращают свое внимание на тончайшее устройство организма, на сложнейшие процессы, определяющие гомеостаз. Можно сказать, что внимание большинства медицинских наук обращено преимущественно "внутрь" организма.

Гигиена же, полностью используя знания о строении, функциях организма, своей основной задачей ставит изучение влияния окружающей среды на здоровье человека. Это и составляет предмет гигиены, предмет интереса в таком объекте, как человек.

Одна из первых попыток определить предмет гигиены была сделана представителями школы Макса Петтенкофера. М. Петтен-кофер был необычайно разносторонним и одаренным человеком, прошел сложный жизненный путь, испытав множество профессий - от ученика аптекаря до провинциального актера. Сосредоточив свой интерес на медицине, он учился на медицинских факультетах в университетах Мюнхена, Вюрцбурга и Гиссена. В 1843 г. получил ученую степень доктора медицины, а в 1865 г. по его инициативе была открыта в Мюнхене первая в мире кафедра гигиены. Блестящие знания в области медицины, химии, физиологии и смежных наук позволили ученому разработать проект и в 1875 г. открыть в Мюнхене Гигиенический институт. М. Петтенкофером была воспитана первая школа гигиенистов. К его ученикам относятся В. А. Субботин, А. И. Якобий и А. П. Доброславин, которые в 1870 г. были командированы в Германию на кафедру гигиены для прохождения курса. Все трое в последующем возглавляли кафедры гигиены: В. А. Субботин - в Киеве; А. И. Якобий - в Казанском университете; А. П. Доброславин - в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. М. Петтенкофер со своими учениками - Фойтом, Флюге, - отчасти уже под влиянием идей Ф. Ф. Эрис-мана, в 1893 г. устами Карла Флюге определил гигиену как науку, которая занимается внешними жизненными условиями и старается найти в них те обстоятельства, которые приводят к болезни. Однако определение Макса Петтенкофера несколько односторонне. Он считает, что гигиена должна обращать свое внимание только на те факторы окружающей среды (ОС), которые отрицательно влияют на здоровье человека.

В связи с этим более точное определение гигиене дает А. П. Доброславин, который считал, что гигиена должна изучать

не только отрицательное воздействие факторов ОС на здоровье человека, но и определять факторы и обстоятельства, благоприятствующие труду.

Наиболее полное определение гигиены дано в трудах Ф. Ф. Эрис-мана. Он определял гигиену как науку об общественном здоровье. Эрисман в процессе своей деятельности постоянно подчеркивал, что "...если гигиенист перестанет заниматься общественным здоровьем, замкнется в стенах лабораторий, то гигиена превратится в призрак, ради которого трудиться не стоит".

Целью гигиены является устранение болезней путем создания благоприятной, оптимальной среды обитания.

Для этого, познав законы и закономерности взаимодействия человека, общества, популяций с окружающей средой, гигиена разрабатывает ряд нормативов и мероприятий, направленных на устранение отрицательных воздействий и усиление положительных эффектов.

Учение о мерах и механизмах борьбы организма с болезнью называется санологией. Слово санология происходит от латинского sanatio (лечение, исцеление, оздоровление) и греческого logos (наука). Санология - "общее учение о противодействии организма болезни", в основе которого лежит "саногенез" - динамический комплекс приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающихся на протяжении всего болезненного процесса - от состояния предболезни до выздоровления.

Успех в охране и укреплении индивидуального и общественного здоровья невозможен без активного и сознательного отношения человека к своему здоровью и здоровью других людей, без здорового образа жизни и активного участия населения в проведении санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий.

Профилактика - это всеобщий метод в деятельности людей, общества, государства, направленный на предупреждение нежелательных явлений: правонарушений, болезней, аварий, пожаров и т. п.

Мероприятия по охране и постоянному улучшению здоровья населения проводят различные службы и учреждения. Однако главную роль играет служба здравоохранения, важнейшей задачей которой является забота о здоровье. Решение этой задачи медицинской наукой и практическим здравоохранением достигается двумя путями: профилактическим, т. е. путем укрепления здоровья и предупреждения болезней; и восстановительным, или путем лечения больного человека. Различают профилактику общественную и личную.

Общественная профилактика обеспечивается государственными мерами, которые зафиксированы в Конституции РФ, Законе "Основные законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), в "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993 г.), в Федеральном законе РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.). Эти меры предусматривают право граждан на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, отдых, жилище, пенсионное обеспечение, т. е. на создание таких условий, которые позволяют человеку гармонично развиваться физически и духовно, сохраняя свое здоровье и работоспособность.

Личная (индивидуальная) профилактика предусматривает борьбу с перенапряжением нервной и других систем, нарушениями режима труда, отдыха, питания, гиподинамией, употреблением алкоголя и курением, т. е. стремление к здоровому образу жизни.

В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания профилактика может быть трех видов.

Первичная профилактика - система мер, направленных на устранение или ослабление существующих факторов риска и, таким образом, на снижение вероятности заболевания. Главенствующая роль в первичной профилактике принадлежит государственным социально-экономическим мерам: условиям быта, труда, отдыха, обеспечению доброкачественной пищей и водой, состоянию окружающей среды и т. д. Медицинские меры первичной профилактики предусматривают: гигиеническое воспитание и санитарное просвещение, противоэпидемические мероприятия, профилактические медицинские осмотры, санитарно-эпидемиологический надзор, диспансеризацию, медикаментозную профилактику, адаптационные мероприятия, психопрофилактику и др., что предполагает уровень профессиональной подготовки всех медицинских работников по вопросам профилактической медицины.

Вторичная профилактика - совокупность мер, направленных на предупреждение прогрессирования или обострения уже развившейся болезни путем устранения вредных факторов окружающей среды, дифференцированного (направленного) лечения и рационального последовательного оздоровления.

Третичная профилактика - комплекс мероприятий по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригод-

ности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление повседневной активности личности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем) реабилитацию.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) использует также термин "премордиальная профилактика" - совокупность мер, направленных на недопущение возникновения факторов риска, связанных с неблагоприятными условиями жизнедеятельности, окружающей и производственной среды, образа жизни.

Премордиальная профилактика представляется делом будущего, так как сейчас невозможно устранить все неблагоприятные факторы условий и образа жизни. Поэтому в настоящее время основной формой профилактической работы служб здравоохранения должна стать первичная профилактика и ее важнейшая составная часть - формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.

Гигиена изучает связь и взаимодействие организма с окружающей средой, устанавливая значение для здоровья различных ее факторов. Окружающая среда состоит из элементов (табл. 1.1).

Элементы окружающей среды обладают свойствами, которые определяют особенности ее влияния на человека. Окружающая среда включает среду обитания, производственную и природную среду.

Среда обитания - это совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Таблица 1.1

Элементы окружающей среды

отдыха) и другие, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Наряду с понятием "окружающая среда" в медицинской, особенно гигиенической, терминологии часто используют термин "биосфера". Это понятие впервые появилось в науке во второй половине прошлого столетия и в буквальном смысле означало учение о жизни живых организмов на Земле. Основоположником современных представлений о "сфере жизни" (биосфере) является выдающийся отечественный естествоиспытатель академик В. И. Вернадский.

В. И. Вернадский рассматривал биосферу не как простую совокупность живых организмов, а как единую термодинамическую оболочку (пространство), в которой сосредоточена жизнь и осуществляется постоянное взаимодействие всего живого с неорганической материей. Границы биосферы охватывают всю гидросферу: водную оболочку, нижний слой атмосферы высотой до 15 км и литосферу, т. е. тот тонкий поверхностный слой, который окружает нашу планету, где гнездится органическая жизнь, и который мы привыкли называть почвой.

Следует помнить, что гигиенисты занимаются в биосфере только человеком. Гигиеническая наука устанавливает природу факторов, составляющих окружающую среду человека, сущность их действия на организм, определяет, в чем заключаются положительное влияние и границы отрицательного действия, вырабатывает гигиенические нормы и предложения по устранению или ослаблению действия вредных факторов и использованию полезных.

К настоящему времени гигиеной накоплен огромный материал о роли различных факторов в возникновении и распространении тех или иных заболеваний, методах охраны и защиты здоровья различных групп населения. Однако постоянно возрастающая техногенная и информационная нагрузка предъявляет организму человека все более высокие требования и ставит перед гигиенической наукой сложные задачи по сохранению и укреплению здоровья населения. Все чаще вопросы гигиены решаются в контексте экологических проблем.

Предметом исследования экологии, которая зародилась в недрах биологических наук, является взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Немецкий биолог Эрнест Геккель впервые попытался определить сущность этой науки в своих работах "Всеобщая морфология организмов" (1866 г.) и "Естественная история миротворения"; отвечая на вопросы общефилософского характера, он сделал такое обобщение: "Под экологией мы подра-

зумеваем науку об отношениях организмов в окружающей среде, куда мы относим все условия существования в широком смысле этого слова. Они частично органической, частично неорганической природы". Слово "экология" происходит от греческих слов: oikos (жилище, местопребывание, убежище) и logos (наука).

В последующие годы понятие экологии дополнялось многими учеными: К. Мебиусом, который внес понятие "биоценоз"; Д. Грин-нелом, обосновавшим понятие "экологическая ниша" (1928 г.); В. Н. Сукачевым, который ввелв науку термин "биогеоценоз"; А. Тенсли, сформулировавшим понятие "экологическая система" (1935 г.); В. И. Вернадским, обосновавшим многие экологические понятия в книге "Биосфера" (1926 г.), а затем в монографии "Химическое строение биосферы Земли и ее окружения".

Однако долгое время термин "экология" употреблялся только сравнительно узким кругом биологов.

По мере развития экологии расширялась сфера ее научных интересов, происходила дифференциация отдельных направлений. В настоящее время она представляет собой обширную и разветвленную область знаний о взаимоотношениях живых организмов (включая человека) между собой и с окружающей средой.

Понятие "экология человека" возникло почти одновременно с классической экологией, однако в нашей стране экология человека в качестве специального научного направления долгое время не выделялась. В 1987 г. Президиум Академии наук принял решение о разработке программы биосферных и экологических исследований, для чего была создана Экологическая комиссия, одна из секций которой носила название "Экология человека", возглавляемая B. П. Казначеевым. B. П. Казначеевым было сформулировано одно из определений экологии человека как науки: "Экология человека - это комплексное научное и научно-практическое направление исследований взаимодействия народонаселения (популяций) с окружающей социальной и природной средой. Она изучает социальные и природные закономерности взаимодействия человека и человечества в целом с окружающей космопланетарной средой, проблемы развития народонаселения, сохранения его здоровья и работоспособности, совершенствование физических и психических возможностей человека".

По мнению академика Н. А. Агаджаняна (1994 г.), "экология человека - это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, c динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания".

По данным ВО3, значительная часть болезней (80 %) вызвана состоянием экологического напряжения. Поэтому оценка информационного значения показателей здоровья для характеристики состояния экосистем должна стать одной из главных задач экологии человека.

Экология - наука системная, она опирается на множество других дисциплин, но в отличие от них она имеет заранее заданную цель: "такое изучение собственного дома, такое изучение возможного поведения в нем человека, которое позволило бы жить ему в этом доме, т. е. выжить на планете Земля".

В современную эпоху чрезвычайно актуальными для решения стали такие проблемы экологии, как достижение экологической безопасности жизнедеятельности человека и общества, обеспечение экологически устойчивого развития государства, экономия энергоресурсов планеты и др.

Человек, общество в целом поставлены в зависимость от свойств ОС, совокупно определяемых естественными процессами и антропогенным воздействием.

Экологическая безопасность (ЭБ) - совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важному ущербу, наносимому природной среде, отдельным людям и человечеству.

Источники экологической опасности по своим масштабам, потенциальной или реальной угрозе далеко не одинаковы. Справиться с глобальным экологическим кризисом и обеспечить ЭБ человечества с помощью одних только экономических и технологических средств не всегда возможно.

Научно-технический прогресс (НТП) не отменяет и даже не отдаляет глобальные экологические проблемы. Более того, с уменьшением общего объема отходов любого производства их токсичность и экологическая опасность возрастает.

В настоящее время многообразные процессы мирового материального производства, направленные, казалось бы, на благо человечества, в силу беспрецедентного по масштабам и последствиям антропогенного воздействия на окружающую среду вступили в острейшее противоречие с условиями сохранения и нормального функционирования биосферы. Нарушение естественного растительного покрова, снижение плодородия земель, гидрогеологические сдвиги, химическое и радиоактивное загрязнение почвы, воды и воздуха приобрели такие темпы и размах, которые намного превосходят самовосстанавливающие возможности природы.

Эта проблема носит глобальный характер и свидетельствует о том, что главные источники опасности для здоровья человека проистекают из созданной им самим среды. Накоплен большой материал, характеризующий экологические изменения природной среды и их влияние на здоровье человека.

В настоящее время отдельным территориям России может быть придан статус зоны чрезвычайной экологической ситуации либо даже экологического бедствия. Зонами чрезвычайных экологических ситуаций названы участки территории, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В Российской Федерации около 300 регионов имеют основания быть отнесенными к зонам экологического бедствия. Их общая площадь составляет примерно 10 % территории страны с населением не менее 35 млн человек.

Подобная ситуация характерна для многих других стран. Общей причиной экологического неблагополучия во всех случаях является нерациональная хозяйственная деятельность человека. В связи с этим для обеспечения глобальной экологической безопасности необходима коренная переориентация систем ценностей, переход от антропоцентрического мышления к биосферному; от стремления к максимальному и неограниченному экономическому росту как средству удовлетворения растущих потребностей к стремлению сохранить биосферу Земли с ее уникальной способностью стабилизировать ОС и в локальном и в глобальном масштабах.

"Ноосфера" - сфера разума по В. И. Вернадскому - высший этап развития земной природы, результат совместной эволюции природы и общества, направляемой человеком, будущее биосфер. Эпохе ноосферы предшествует глубокая социально-экономическая реорганизация общества, изменение его ценностной ориентации.

Нарастание противоречий в системе "человек и общество - окружающая природная среда" в связи с резким усилением антропогенного воздействия на биосферу способствовало развитию нового научного направления - социальной экологии.

Социальная экология создает теоретические основы для решения прикладных задач по устранению или смягчению негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду с целью сохранения здоровья населения и человеческой популяции. Главное связующее звено между экологией и гигиеной - здоровье человека.

1.2. МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Гигиена, как отрасль медицинских знаний, имеет свою методологию, под которой понимают комплекс научно обоснованных методов, используемых для проведения санитарного надзора, разработки гигиенических регламентов, изучения состояния здоровья населения и др.

В гигиене различают четыре основных метода.

Эпидемиологический метод - это совокупность способов изучения здоровья населения с учетом факторов окружающей среды. Данный метод - один из ведущих в гигиене методов.

Различают четыре основных способа реализации эпидемиологического метода изучения здоровья населения:

а) с помощью санитарно-статистических материалов. По официальным данным учетных медицинских документов изучают смертность, рождаемость (данные ЗАГСа), заболеваемость населения за определенный отрезок времени. Материалы анализируются, обрабатываются, рассчитываются специальные показатели рождаемости, смертности;

б) посредством медицинского обследования отдельных групп населения. Специально организованная группа врачей различного профиля (терапевт, хирург, педиатр, акушер-гинеколог и т. д.) осматривает и обследует группу населения, которая подвержена воздействию определенного фактора;

в) данные медицинского обследования могут быть дополнены углубленными клиническими наблюдениями, когда отбирается группа людей, подвергшихся влиянию того или иного фактора (например, на территориях, загрязненных в результате Чернобыльской аварии), и обследуется дополнительно. Углубленное клиническое инструментально-лабораторное обследование и динамическое врачебное наблюдение в условиях стационара позволяют обнаружить изменения в состоянии здоровья, которые при однократном обследовании в амбулаторных условиях оценить невозможно;

г) натурный эксперимент. Комплексное изучение здоровья группы людей, подвергшихся острому или хроническому воздействию определенного химического или физического фактора окружающей среды. Комплексность заключается в одновременном использовании всех описанных способов реализации эпидемиологического метода.

Метод санитарного описания, или санитарной топографии. Последовательное описание объекта. Классическим примером могут служить работы Ф. Ф. Эрисмана (описание условий труда на ткацких фабриках). Однако даже самое тщательное описание не дает количественной оценки фактора. Поэтому сегодня гигиенисты широко используют физические, химические, биологические методы, инструментальную оценку того или иного явления, компьютерные и геоинформационные технологии.

ГИС - геоинформационные системы - являются инструментом для сбора, систематизации первичной информации, моделирования различных ситуаций, пространственного анализа распространения загрязнений.

Экспериментальный метод. Начиная со второй половины XIX в. в гигиену прочно вошел экспериментальный метод. Различают натурный эксперимент (Чернобыль, эпидемия холеры в Гамбурге и т. д.). Однако в натурных условиях имеют дело с комплексом факторов, что затрудняет их оценку.

Лабораторный эксперимент позволяет смоделировать действие отдельных факторов, уточнить дозы (концентрации), механизм действия фактора, обосновать безопасный уровень. Эксперимент чаще всего проводится на лабораторных животных, а затем экстраполируется на человека. В отдельных случаях - на добровольцах, при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ. Эксперимент проводится в специальных камерах, на стендах и т. д.

Метод санитарной экспертизы, или оценка воздействия, представляет комплексный подход к оценке влияния того или иного фактора или группы факторов на состояние окружающей среды и здоровье населения. При проведении санитарной экспертизы используются все гигиенические методы, начиная от санитарного описания объекта, количественной и качественной характеристики выбросов или отходов (воздушных, жидких или твердых), закономерностей их поступления в окружающую среду, механизмов их распространения в ОС, включая построение моделей прогноза и оценку влияния на состояние здоровья населения.

В последние годы появился новый метод (а точнее, новое направление) в гигиене: оценка риска.

Оценка риска - это вид экспертных работ, позволяющих определить число людей, которые будут реагировать отрицательно на действие того или иного фактора.

В медико-экологических исследованиях оценивают риск как вероятность загрязнения окружающей среды (потенциальный риск), а также риск как вероятность возникновения у человека отклонений в состоянии здоровья (реальный риск). Реальный риск характеризует ущерб общественному здоровью, обусловленный загрязнением окружающей среды. Выражается в количестве дополнительных случаев заболеваний, смертей среди населения.

Потенциальный риск характеризует вероятность возникновения неблагоприятного для человека эффекта при определенных условиях. Может выражаться в процентах, долях или случаях на 1000, 10 000 человек. Методология оценки риска используется для прогноза тех или иных ситуаций, числа дополнительных случаев заболеваний, смертей с учетом факторов. Ущерб общественному здоровью может быть оценен экономически. Оценка риска дает возможность принять обоснованные управленческие решения.

Таким образом, гигиена - это самостоятельная медицинская дисциплина, более того - это главная профилактическая медицинская дисциплина. Объектом гигиены является здоровый человек. Предметом - изучение влияния факторов окружающей среды, природной и социальной, на здоровье человека. Цель - устранение болезней путем создания благоприятной среды обитания.

Гигиена, как наука, не мыслима без лабораторных исследований с использованием химии, физики, биологии, математики, общественных наук. Эти исследования проводятся регулярно на всех уровнях государственного контроля и делятся на две группы:

1) методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды;

П) методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов.

В первую группу включаются:

1) Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

2) Методы лабораторных исследований :

А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.;

Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.;

В) микробиологический метод: прямой – бактериологический : определение количества микробов и их вредность и вирусологический – тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки);

Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство;

Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества.

Методы второй группы составляют:

А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов;

Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем;



В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе;

Г) социологические исследования и санитарно-статистические методы – смертность, рождаемость, брачность и т.д. – дают возможность проанализировать происходящие изменения в обществе;

Д) анкетно-опросный метод – используются анкеты с различными вопросами, в т.ч. интимного характера, на которые часто получают ответы анонимно; ответы на них играют важную роль в разработке гигиенических рекомендаций.

Если методы первой группы применяются в практических учреждениях для повседневных исследований, то методы второй группы используются в НИИ для научных обоснований и научно-практических выводов.

Гигиеническое нормирование:

В современных условиях проблема профилактики неблагоприятного воздействия вредных факторов на человека выдвигается на первое место, из них химическое воздействие на человека занимает ведущее место. Сейчас человек сталкивается с более 650 тысячью вредных химических веществ и лишь 1/5 часть из них детально изучены. Ежегодно появляется до 600 новых неизвестных химических соединений. Изучено действие лишь около 1000 соединений. Действие остальных, как правило, не известно, а для изучения действия только одного соединения требуется до 1 млн долларов и продолжительный срок (до 1-3 лет).

Как же защитить человека от вредных воздействий? Существует три направления:

А - убрать вредный фактор. Применяется на производствах путем замены технологии (например, непосредственное рентгенологическое обследование заменено на компьютерно-дистанционное).

Б – уменьшить действие вредного фактора: 1) сократить время работы с ним (радиоактивные вещества) или 2) уменьшить концентрацию вредных веществ в рабочей зоне; когда невозможно, исходя из современных условий, прекратить полностью контакт с вредным фактором, то вводятся ограничения - гигиенические нормативы..

В – защитить здоровье человека: 1) профилактические мероприятия – медосмотр при приеме на работу; 2) диспансеризация – своевременно выявить начало болезни; 3) применение защитных средств – респираторов, перчаток и т.д.; 4) соблюдение требований охраны труда и производственной безопасности (использование перчаток при заборе крови для профилактики СПИДа).

Гигиеническое нормирование осуществляется с помощью санитарно-гигиенических нормативов – это установленные в законодательном порядке, обязательные для исполнения всеми ведомствами допустимые уровни содержания химических соединений в объектах окружающей среды.

Гигиенические нормативы – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе (40 час. в неделю) в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

Впервые в мире в СССР с 20-х годов введено законодательство на предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, начато изучение их действия на организм. Сейчас санитарно-гигиенические нормативы существуют во всех промышленно развитых странах.

С 1992 г введена обязательная государственная регистрация химических соединений, осуществляемая Российским Регистром потенциально опасных химических и биологических соединений. В основе гигиенического нормирования химических веществ лежат следующие принципы: 1) принцип безвредности – первостепенное значение имеет действие вещества на организм человека, а потом уже экономическая и технологическая выгода; 2) принцип опережения – обоснование разработки профилактических мероприятий защиты от вредного вещества должно предшествовать моменту его внедрения в производство; 3) принцип порогового действия – т.е. снижение его концентраций до таких, какие не вызывают неблагоприятных изменений (кроме пороговых мутагенных и канцерогенных, которые еще недостаточно изучены) и 4) принцип единства экспериментальных и натурных исследований, т.е. на животных и на людях.

У нас в стране применяются три типа нормировочных показателей ПДК, ПДУ, ОБУВ и ОДУ. В основе гигиенического нормирования лежат научные исследования, обосновывающие безвредность определенной концентрации вещества или уровня физического воздействия на человека, а также уровень законодательного их утверждения для обязательного применения на практике.

ПДК - предельно-допустимая концентрация - применяется для химических веществ, когда действие соединения изучено, а концентрация вещества на рабочем месте не влияет на здоровье или на потомство; законодательно утверждается постановлением Правительства, поэтому обязательно для исполнения всеми предприятиями.

ПДУ - предельно допустимый уровень то же самое для физических факторов (например, уровня шума, света, концентрации пыли на коже человека и т.д.)

Когда действие вещества недостаточно изучено и оно еще исследуется, вводятся временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ ), а для мало изученных и не исследуемых в настоящее время – ориентировочные допустимые уровни (ОДУ ). Обоснование временных нормативов проводится на основании ускоренных экспериментальных и расчетных методов (для ОБУВ) или по аналогии с уже известными веществами (для ОДУ). Временные нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом РФ и применяются не повсеместно, а на конкретных производствах. Все гигиенические нормативы после утверждения входят в состав государственных санитарно-гигиенических норм, правил и стандартов.

32358 0

На протяжении жизни человек постоянно подвергается воздействию разнообразных, меняющихся по интенсивности и продолжительности экспозиции физических, химических, биологические и социальных факторов окружающей среды.

Гигиеническое нормирование — установление в законодательное порядке безвредных (безопасных) для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия физических факторов и др. Отсутствие гигиенического норматива, как правило, приводит к неконтролируемому; скрытому воздействию на человека потенциально вредных факторов.

В основе научной концепции гигиенического нормирования лежит всестороннее изучение общих закономерностей взаимоотношений организма человека и факторов окружающей среды различной природы, адаптационно-приспособительных процессов. При нормировании учитываются механизмы взаимодействия организма на различных уровнях (молекулярном, субклеточном, клеточном) органном, организменном, системном, популяционном) с комплексом благоприятных и неблагоприятных факторов антропогенного и естественного происхождения.

Несмотря на то что при гигиеническом нормировании химических веществ в некоторых средах (воде, почве) наряду с медико-биологическими показателями учитываются и экологические критерии, гигиенические ПДК не могут гарантировать отсутствия биоэкологических изменений (нарушения экосистем, влияния на популяции и виды различных биологических объектов). В связи с этим в последние годы во многих странах ведутся научные разработки в области экологического нормирования химических веществ.

В настоящее время наряду с гигиеническими ПДК в нашей стране существуют ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения. Нормируются химический состав ирригационных вод. содержание вредных веществ в кормах, устанавливаются ПДК химических соединений в сточных водах, подаваемые на сооружения биологической очистки. Разработаны ПДК химические соединений в воздухе, направленные на защиту древесных растений.

Принципы гигиенического нормирования

1. Принцип гарантийности. Гигиенические нормативы при условии их соблюдения должны гарантировать сохранение здоровья человека.

2. Принцип комплексности. Этот принцип предполагает учет всего комплекса возможных неблагоприятных эффектов исследуемого фактора.

3. Принцип дифференцированности. В зависимости от социальной ситуаций (мирного, военного времени) для одного и того же фактора могут устанавливаться несколько количественных значений или уровней.

4. Принцип социально-биологической сбалансированности. Гигиенический норматив вредного фактора должен регламентироваться с учетом пользы для здоровья при его соблюдении и вреда для здоровья, связанного с остаточным эффектом действия норматива и экономических затрат, с соблюдением этого норматива. Приоритет отдается указателям здоровья, а не экономическим выгодам.

5. Принцип динамичности. За установленными гигиеническими нормативами ведется наблюдение в динамике (в течение некоторого времени), периодически уточняются и, если необходимо, изменяются установленные пределы вредных факторов.

При соблюдении перечисленных принципов нормативы факторов не могут быть установлены в виде одной величины.

Параметры того или иного фактора могут иметь дифференцированные количественные выражения, или уровни, укладывающиеся в некую зону с максимальными и минимальными значениями.

Уровень I — оптимальный (уровень комфорта), гарантирующий при воздействии отрицательных факторов сохранение здоровья человека при неограниченном времени воздействия.

Уровень II — допустимый, гарантирующий сохранение здоровья, работоспособности человека при действии отрицательных факторов в течение определенного отрезка времени.

Уровень III — предельно допустимый, при котором допускаются некоторое снижение работоспособности и временное ухудшение самочувствия.

Уровень IV — максимальный} или предельно переносимый, допускающий стойкое снижение здоровья, работоспособности, выхода из строя до 10% личного состава. Это уровень аварийных ситуаций и военного времени.

Уровень V — выживания, рассчитан на применение в исключительных случаях военного времени.

Уровень VI — нормирования искусственно формируемых сред. Например, нормативы дыхательных кислородно-азотных или гелиево-кислородных смесей, заменяющих обычную атмосферу; нормативы для компенсирующих костюмов, комбинезонов для космонавтов; избыточного давления для дыхания летчика в случае разгерметизации кабины самолета,

Принципы гигиенического нормирования нашли отражение в oпределении одного из ведущих гигиенических нормативов — предельно допустимой концентрации (ПДК).

ПДК химического соединения в окружающей среде — концентрация веществ, при воздействии которых на организм человека, периодически или в течение всей жизни, не возникает соматически: или психических заболеваний, изменений в состоянии здоровья, вы ходящих за пределы приспособительных физиологических реакций обнаруживаемых современными методами сразу или в отдаленны сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Наряду с ПДК введены временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) и ориентировочные допустимые уровни (ОДУ).

Обоснование временных нормативов проводится с использованием ускоренных экспериментальных и расчетных методов, а также по аналогии с ранее нормированными структурно близкими соединениями.

При гигиенической оценке новых материалов и изделий разработаны и утверждены допустимые уровни выделения вредных вещест из полимерных материалов в контактирующие с ними среды (вод; воздух, продукты питания), а также нормативы выделения опасны, химических веществ, образующихся в результате термодеструкции различных материалов.

Для неионизирующих излучений устанавливают предельно допустимый уровень (ПДУ) физического фактора в окружающей среде — величину некоего фактора, при воздействии которого на организм человека, периодически или в течение всей жизни, не возникает изменений в состоянии здоровья, выходящих за пределы приспособительных физиологических реакций, обнаруживаемых современными методами сразу или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.

Для ионизирующих излучений регламентированы пределы доз (для персонала и населения) — наибольшие значения индивидуальной эквивалентной дозы за год, которая при равномерном воздействии в течение жизни не вызывает у работающих и населения неблагоприятных изменений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследования.

Виды профилактики в практической деятельности медицинских работников

Выделяют несколько видов профилактики: первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика предполагает предотвращение возникновения заболеваний. Большинство гигиенических мероприятий, в том числе гигиеническое нормирование воздействия факторов окружающей среды, предусматривают либо полное устранение вредного фактора, либо снижение его воздействия до безопасного уровня.

Вторичная профилактика предусматривает раннюю диагностику заболеваний улиц, подвергшихся воздействию вредных факторов окружающей среды (раннее выявление препатологических состояний; тщательное медицинское обследование внешне здоровых людей, подвергаемых воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды или имеющих повышенный риск развития тех или иных заболеваний; медикаментозное лечение и другие меры, направленные на предотвращение манифестации заболеваний).

Вторичная профилактика включает такие паллиативные мероприятия, как индивидуальное и групповое антидотное питание, направленное на повышение резистентности организма, применение средств индивидуальной защиты, обучение населения приемам безопасной работы и жизни в неблагоприятных экологических условиях.

Третичная профилактика направлена на предупреждение ухудшения здоровья. Разработан комплекс мер (лечение и реабилитация) но предотвращению осложнений, которые могут возникать в ходе уже развившегося заболевания. Это наименее эффективный, но, к сожалению, наиболее распространенный в традиционной практической клинической медицине способ профилактики.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

1. Неспецифические (интегральные) методы исследования позволяют выявлять нарушения общего состояния организма. К ним относятся: определение функционального состояния ЦНС, массы тела животных, потребление кислорода, определение двигательной активности, состояние иммуно­биологической реактивности организма, функциональные нагрузки (плавание, ортостатические пробы и др.) и т.п.

2. Специфические методы исследования дают возможность выявлять действие, специфичное для конкретного химического, физического или биологического фактора (бензол - процессы кроветворения, свинец -порфириновый обмен). Специальные методические приемы направлены на обнаружение раздражающего, аллергенного, бластомогенного, мутагенного, гонадотропного, эмбриотропного и других эффектов.

Принципы расчетных методов установления гигиенических нормативов в различных средах

В настоящее время широко используются расчетные методы и экспресс-эксперименты, которые основываются на взаимосвязи между химической структурой и биологической активностью вещества. Так устанавливают ориентировочные безопасные уровни воздействия химических веществ (ОБУВ). При расчетах учитывается химическая структура вещества, его физико-химические свойства, ПДК, установленные для других веществ близких по структуре к изучаемому, а также используются расчеты, базирующиеся на связях между параметрами токсичности веществ в краткосрочных опытах и ПДК этих веществ в других средах.

Зная из острых опытов время и дозу можно прогнозировать и хроническое действие.

Важно отметить, что выявление причинно-следственных связей между воздействием факторов окружающей среды и возможными изменениями состояния здоровья человека является одной из задач гигиенической диагностики.

Гигиеническая диагностика - это система мышления и действий, имеющих целью исследование состояния природной и социальной среды, здоровья человека (популяции) и установление зависимостей между состоянием среды и здоровьем. Одним из важнейших элементов методологии гигиенической диагностики является оценка риска.

Риск - вероятность развития эффекта у человека или группы людей, подвергавшихся определенному вредному воздействию. Определение такой вероятности в специфических условиях экспозиции называется «оценкой риска для здоровья человека».

Международная методология при оценке риска выделяет следующие этапы исследования:

1) идентификация опасности (вредности). То есть, выяснение того, какие факторы, при каких уровнях и путях воздействия, из каких сред могут вызвать неблагоприятные последствия для здоровья человека, а также насколько правдоподобна и подтверждена связь между фактором и заболеванием;

2) оценка экспозиции (характеристика источников загрязнения, маршрутов движения загрязняющих веществ от источника к человеку, пути и точки воздействия, уровни экспозиции и др.). Цель этапа - определение доз и экспозиций, воздействовавших в прошлом, настоящем и возможно в дальнейшем, установление уровней экспозиции для популяции в целом и ее отдельных субпопуляций, включая сверхчувствительные группы;

3) установление зависимости «доза - ответ» - выявление связи между состоянием здоровья и уровнями экспозиции. Такой анализ проводится раздельно для канцерогенов и веществ, не оказывающих канцерогенного действия;

4) характеристика риска - анализ всех полученных данных, расчетов рисков для популяции и ее отдельных подгрупп, сравнение рисков с допустимыми (приемлемыми) уровнями, сравнительная оценка и ранжирование рисков. Цель этапа - установление приоритетов и тех рисков, которые должны быть предотвращены или снижены до приемлемого уровня.

Затем все полученные данные и рекомендации передаются органам, отвечающим за управление риском, которые разрабатывают методы предотвращения или снижения риска, устанавливают контроль за уровнями рисков, экспозиций и состоянием здоровья населения. Этот раздел методологии оценки риска называется «управление риском».

На каждом этапе оценки риска проводится анализ неопределенностей. Анализ неопределенностей - это тщательное изучение всех факторов, способных исказить результаты анализа (недостаточность или неточность исходных данных, научные допущения и др.), а также оценка той уверенности, с которой можно (или невозможно) формулировать заключения о целесообразности применения полученных оценок для управления риском.

Важный этап методологии оценки риска - так называемое оповещение о риске. Это гласное обсуждение всех полученных результатов, широкое оповещение о существующих рисках, их источниках и предупредительных мерах на индивидуальном, региональном и государственном уровнях.

С целью динамического слежения за совокупностью факторов, способных влиять на здоровье человека на территории России введен социально-гигиенический мониторинг.

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

    Гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения.

    Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения.

    Установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

4. Подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА ОБЕСПЕЧИВАЕТ:

1. Установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценку.

    Прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека.

    Определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения.

    Разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

    Информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах, полученных при проведения мониторинга.

  • 1)Солнечная радиация. Краткая характеристика биологического действия различных областей солнечного спектра на организм.
  • 2)Белки, их роль в питании. Проявления недостаточного и избыточного их поступления в организм.
  • 3)Понятие физическое развитие. Факторы, оказывающие влияние на процессы роста и развития. Методы оценки физического развития.
  • 1)Климат и погода. Понятие Медицинская оценка погоды. Метеотропные заболевания. Профилактика. Акклиматизация. Физиологическая сущность. Фазы.
  • 2)Значение питания для здоровья населения. Принципы рационального питания населения, их обоснование.
  • 3)Осанка, понятие. Виды осанок. Причины и факторы, способствующие нарушению осанки. Меры профилактики.
  • 2)Заболевания, связанные с воздействием пыли на организм человека. Меры профилактики.
  • 3)Здоровье детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье. Критерии оценки и группы здоровья.
  • 1. Почва как фактор среды
  • 1. Зерно-мучные товары
  • 6. Медицинские профилактические осмотры.
  • 3 . Режим питание его физиологическое значение
  • 6. Медицинские профилактические осмотры.
  • 2. Гигиеническая оценка действия общей вибрации на организм человека. Пути профилактики.
  • 3. Пищевые отравления. Понятие, особенности, классификация.
  • I. Пищевые отравления микробной этиологии
  • II. Пищевые отравления немикробной этиологии
  • 1. Методы исследования, применяемые в гигиене.
  • 2. Гигиеническая оценка действия шума на организм человека. Меры профилактики.
  • 3. Виды больничных пищеблоков. Медицинский контроль за здоровьем персонала. Медицинская документация.
  • 4. Задача.
  • 1. Научные основы гигиенического регламентирования.
  • 2. Классификация промышленных ядов. Основы токсикометрии.
  • 3. Особенности питания различных групп населения.
  • 4. Задача
  • 1. Отдаленные последствия воздействия факторов окружающей среды.
  • 2. Понятие о промышленных ядах. Общие закономерности действия на организм.
  • 3. Контроль за санитарно-эпидемическим режимом пищеблоков, здоровьем и соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.
  • 1.Физиол. И гигиенич. Значение воды.
  • 2.Классификация вредных и опасных производственных факторов. Понятие комплексного и комбинированного действия производственных вредностей.
  • 3. Пищевые отравления немикробной природы.
  • 1.Роль водного фактора в распространении заболеваний инфекционной и неинфекционной природы
  • 2. Условия труда, профессиональные заболевания и их профилактика.
  • 3. Методы изучения адекватности питания.
  • 1.Методы улучшения качества воды
  • 2. Системы отопления жилых и общественных зданий и их гигиеническая оценка.
  • 3. Цеховой врач. Основные направления работы.
  • 3. Гигиенические аспекты школьной зрелости
  • 1. Методы исследования, применяемые в гигиене.

    В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов оценки окружающей среды – это методы санитарного обследования, физические, химические и биологические методы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.

    Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения обычно начинается с метода санитарного описания . Метод санитарного исследования широко используется при изучении условий жизни в населенных местах – жилищных, производственных, бытовых. К санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда.

    С помощью физических методов исследования характеризуются температура, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление и др. Физ.методы широко применяются в коммунальной гигиене.

    Химические методы используются при изучении химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов. Особенностью этого метода является высокая чувствительность позволяющая определить в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема.

    Биологический метод – это исследования объектов окружающей среды в процессе, которых определяется наличие микро и макроорганизмов и веществ животного и растительного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.

    Эпидемиологический метод – это совокупность методик изучения состояния здоровья населения под влиянием различных эндогенных или экзогенных факторов.

    Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения.

    Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека и животных.

    Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Пример: изучение на лаборат.установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.

    2. Гигиеническая оценка действия шума на организм человека. Меры профилактики.

    Шум (с гигиенической точки зрения) – комплекс беспорядочного сочетания звуков различной интенсивности, неблагоприятно воздействующий на организм человека.

    Физические характеристики шума

    1. Звуковая мощность источника (Вт)

    2. Интенсивность (сила) звука (Вт/м2)

    3. Звуковое давление (Па/(н/м2))

    4. Скорость звука.

    Действие шума на организм (специфическое, неспецифическое)

    Специфическое: шумовая травма, утомление слуха, двухсторонний кохлеорный неврит (проф. тугоухость)

    Шумовая травма: клиника – внезапная боль в ушах, поражаются барабанные перепонки, вплоть до их пробадения.

    Утомление слуха – выраженное ослабление слуховой чувствительности к концу рабочего дня. При хроническом воздействии шума приводит к проф. тугоухости

    Кохлеарный неврит – ему предшествует адаптация к шуму и развитие утомления слуха. Начальная стадия: звон в ушах, головокружение, восприятие разговора шепотом не нарушено. В начальной стадии увеличивается порог восприятия на высокой звуковой частоте (4000 – 8000 Гц). По мере прогрессирования заболевания увеличивается порог восприятия на средние, затем низкие частоты. При выраженной стадии снижается восприятие шепота, формируется тугоухость

    Неспецифическое: симптомокомплекс «шумовая болезнь», органы мишени – НС, ССС, ЖКТ, энд. жел.

    Симптомокомплекс «шумовая болезнь» - функциональные нарушения НС, ССС, ЖКТ, эндокринной системы в виде неврозов, неврастении, остеновегет синдрома с сосуд гипертензией, гипертоническая болезнь, угнетение секреции ЖКТ, нарушение функций эндокринных желез.

    Отягощают действие шума:

    1. вынужденное положение тела

    2. нервно-эмоционально енапряжение

    3. вибрация, воздействие пыли, токсических веществ

    4. неблагоприятные метеорологические факторы

    Меры профилактики:

    1. Архитектурно-планировочные мероприятия.

    2. Разработка шумобезопасной техники и технологических процессов

    3. Разработка и применение строительно-акустических мероприятий (амортизаторы, изолирование шумных помещений, применение звукоизоляционных материалов)

    4. Осуществление организационных мероприятий (сокращение времени нахождения в условиях воздействия шума)

    5. Применение средств и методов коллективной защиты (дистанционное управление)

    6. Применение средств индивидуальной защиты

    7. Контроль за уровнем шума на рабочих местах не реже 1 раза в год

    8. Проведение ежегодных периодических мед.осмотров.