Медицинская служба вооруженных сил рф выполнила тагиева н. Организационная структура медицинской службы вс рф Подготовка кадров военно-медицинской службы

Задачи военной медицины в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.

СМК Минобороны Российской Федерации (МО РФ) входит в состав ВСМК, которая в свою очередь входит в состав Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Главной задачей СМК МО РФ является своевременное и эффективное оказание медицинской помощи личному составу, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ), в период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в районах размещения войск и военно - стратегических объектов. При появлении санитарных потерь среди населения, живущего рядом с военными объектами - для оказания помощи пострадавшему населению .

Воинские части ВС РФ привлекаются для ликвидации последствий ЧС распоряжением командующего войсками военного округа. В исключительных случаях, когда нет времени на получение распоряжения, воинские части могут быть привлечены решением начальника гарнизона, который немедленно докладывает об этом командующему войсками военного округа.

СМК МО РФ объединяет органы военного управления а также силы и средства , предназначенные для оказания медицинской помощи при возникновении ЧС. Организация деятельности Службы возложена на Главное военно-медицинское управление (ГВМУ) МО РФ.

К органам управления относятся постоянные (штатные), оперативные дежурные структуры и оперативные группы.

К постоянным органам управления СМК относятся:

· в ГВМУ МО РФ – организационно-плановое управление;

· Всеармейский центр медицины катастроф (ВЦМК) МОРФ;

· в медицинских службах видов ВС, родов войск, военно-медицинских управлениях округов, армий, флотов, флотилий для выполнения задач предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС определяются военнослужащие, решающие их в порядке совмещения воинских должностей.

К оперативным дежурным органам СМК относятся:



· дежурный по ГВМУ;

· дежурные по военно-медицинским управлениям округов, армий, флотов, флотилий;

· дежурные по медицинским воинским частям и учреждениям МО РФ.

Оперативные группы - временно создаваемые органы управления на период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В состав сил и средств СМК входят штатные и нештатные формирования и учреждения.

Штатные формирования и учреждения :

· Всеармейский центр медицины катастроф МОРФ;

· медицинские отряды специального назначения (МОСН);

· специальный операционно-реанимационный эвакуационый самолет ИЛ-76МД "Скальпель" и санитарный вариант самолета АН-72 (Центрального подчинения);

· специальные операционно-реанимационные эвакуационные самолеты АН-24М "Спасатель" в военных округах – 5шт.;

· операционно-реанимационные эвакуационные вертолеты МИ-8Т и МИ-8МБ "Биссектриса" – 27шт.;

· госпитальные суда – 4шт.;

· отдельные автосанитарные взвода 2 взвода.

Нештатные формирования:

· врачебно-сестринские бригады военных госпиталей;

· бригады специализированной медицинской помощи военных госпиталей;

· подвижные группы специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений (состав группы 8-9 специалистов - 4 врача, 4-5 средних медицинских работника).

Всеармейский центр медицины катастроф является головным, практическим, методическим и контролирующим специальным медицинским учреждением МО РФ по вопросам медицины катастроф. Главной задачей Центра является осуществление контроля за поддержанием в постоянной готовности службы МК МО РФ к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Медицинские формирования Министерства обороны Российской Федерации: предназначение, задачи, структура и принципы использования врачебно-сестринских бригад и бригад специализированной медицинской помощи.

К нештатным формированиям создаваемым на базе военных госпиталей относятся врачебно-сестринские бригады ибригады специализированной медицинской помощи.

Врачебно-сестринские бригады военных госпиталей предназначены для проведения сортировки, оказания первой врачебной помощи и эвакуации пострадаших. При мощности госпиталя:

· до 200 коек создаётся - одна бригада;

· от 200-400 коек - две;

· 400 коек - две и на каждые 100 штатных коек свыше 400 - еще одна бригада.

Состав бригады : 5-7 специалистов (2 врача, 3-5 медицинские сестры).

Бригады специализированной медицинской помощи (общехирургические, травматологические, нейрохирургические, анестезиологические, токсикологические и др.) создаются в военных госпиталях мощностью 500 коек и более для усиления военных и гражданских лечебных учреждений с целью оказания специализированной медицинской помощи.

Состав бригады : 3-5 специалистов (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Медицинские формирования Министерства обороны Российской Федерации: предназначение, задачи, принципы развертывания и организация работы медицинских отрядов специального назначения.

Медицинский отряд специального назначения (МОСН) является основным медицинским формированием СМК МО РФ, предназначенным для оказания первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЧС на территории России и других стран.

Основные задачи МОСН :

· прием, медицинская сортировка пораженных (больных);

· оказание первой врачебной, квалифицированной и отдельных видов специализированной медицинской помощи;

· временная госпитализация и лечение нетранспортабельных пораженных (больных) до выведения их из этого состояния;

· подготовка пораженных (больных) к дальнейшей эвакуации в специализированные медицинские учреждения;

· усиление (специализация) лечебных учреждений или их отделений в районе ЧС.

При разработке организационно-штатной структуры отряда в основу были положены условия, создающиеся в очаге, характеристика входящего потока пострадавших, а также требования начальника ГВМУ МО РФ о включении в работу при ЧС медицинских сил и средств, имеющих высокую степень готовности и укомплектованных высокопрофессиональными кадрами с современной материально-технической базой, включая транспортные средства.

Организационно МОСН состоит из двух частей - постоянной и переменной .

Постоянная часть включает:

· управление (командование, финансовая часть, медицинская часть, административное отделение);

· основные подразделения (отделения – приемно-сортировочное, анестезиологии и интенсивной терапии, хирургическое, госпитальное-2, лабораторное, санитарно-эпидемиологическое; кабинеты - рентгеновский, детоксикации и гипербарической оксигенации, аптека);

· подразделения обеспечения:

Взвод материально-технического обеспечения в составе

автотранспортного отделения, отделения связи и отделения

энергообеспечения;

Медицинский взвод;

Столовая.

Переменная часть состоит из медицинских групп: нейрохирургической, травматологической-2, общехирургической, ожоговой, токсикологической, радиологической, инфекционных болезней, психоневрологической, восстановительного лечения.

Разделение отряда на постоянную и переменную части позволяет профилировать медицинскую помощь пострадавшим в зависимости от типа ЧС и связанным с этим характером поражений.

Постоянная часть развертывается при возникновении очага массовых потерь любого типа, а медицинские группы организуют

свою работу в зависимости от типа очага.

Так, при землетрясении целесообразно использовать нейрохирургическую, травматологическую, общехирургическую, психоневрологическую группы. В очаге радиационных комбинированных поражений, кроме указанных, радиологическую, а в очаге комбинированных поражений АОХВ - токсикологическую группы.

При этом варианты развертывания МОСН на местности могут быть различными.

При поступлении пострадавших травматологического профиля развертываются следующие функциональные подразделения:

· приемно-сортировочное отделение;

· операционное отделение;

· отделение временной госпитализации;

· лабораторное отделение;

· аптека;

· рентгеновский кабинет;

· санитарно-эпидемиологическое отделение;

· подразделения обеспечения.

В составе операционного отделения развертываются профилизированные операционные: нейрохирургическая, торакоабдоминальная, травматологическая, а также кабинеты детоксикации и гипербарической оксигенации.

В отделении временной госпитализации (на 150 коек) предусматриваются перевязочная, анаэробная, психоприемник и изолятор.

Вариант развертывания отряда при одномоментном поступлении пострадавших с травматическими повреждениями и поражениями АОХВ (РВ) предусматривает наличие отделения санитарной обработки и двух отделений временной госпитализации (на 100 и 50 коек) для двух профилей пострадавших.

Исследования и опыт работы показали, что в составе МОСН целесообразно иметь отделение заготовки и переливания крови. Производительность его по заготовке крови должна быть от 25 до 50 литров в сутки.

Принципиальное значение имеет решение вопроса о возможности и необходимости использования отряда в очагах различных типов. Опыт свидетельствует о наибольшей эффективности его работы в очагах, когда поступление пострадавших происходит растянуто по времени (в течение 4-6 суток). Это относится к очагам землетрясения или к сложным очагам (землетрясение с одновременным разрушением химического или атомного производства).

При решении вопроса о развертывании отряда для оказания помощи обожженным необходимо принимать во внимание ряд положений. В частности, для оказания квалифицированной медицинской помощи в первую очередь следует организовать противошоковую терапию, поскольку удельный вес неотложных оперативных вмешательств будет гораздо меньше (трахеостомия, некротомия при глубоких циркулярных ожогах груди и конечностей). Противошоковые мероприятия необходимо проводить в первые часы после ожоговой травмы. Их отсрочка на 4-6 часов является существенным фактором, снижающим эффективность лечения и в значительной степени отягчающим прогноз. Задержка с комплексной противошоковой терапией на один час увеличивает летальность в среднем на 10%. Учитывая вероятные сроки развертывания МОСН, становится очевидной целесообразность использования ожоговой группы из состава отряда с организацией ее работы на базе лечебного учреждения, куда поступают пораженные с ожогами.

Временной фактор имеет немаловажное значение и при катастрофах на объектах техносферы. Как правило, ЧС с поражением АОХВ скоротечны, а медицинская помощь тяжелопораженным должна быть оказана в течение двух часов.

В связи с тем, что развертывание МОСН необходимо проводить в сжатые сроки, важным становится вопрос об очередности готовности к работе его функциональных подразделений.

Вначале должен развертываться функцииональный комплекс, предназначенный для диагностики поражений и оказания медицинской помощи пораженным. В настоящее время существует мобильный лечебно-диагностический комплекс (МЛДК), который состоит из 5 модулей - диагностического, операционного, перевязочного, детоксикации, интенсивной терапии.

Характер медицинской помощи диктует необходимость доставки комплекса к очагу в ближайшие 8-12 часов с момента начала ЧС. Чтобы уложиться в этот срок, МЛДК своим ходом может выдвигаться на расстояние 300-500 км (средняя скорость движения по шоссе - 40 км/час).

Протяженность маршрута по железной дороге при средней скорости состава 60 км/час может составить до 500 км (с учетом времени на погрузку, совершения движения и разгрузку). В остальных случаях на большие расстояния транспортировка МЛДК к очагу должна осуществляться авиационным транспортом (до 4000 км). Структура комплекса рассчитана на прием, оказание всех видов медицинской помощи 300 пострадавшим в сутки.

Контрольные вопрсы

1. Что является главной задачей СМК Минобороны РФ?

2. Что относится к постоянным (штатным) органам управления?

3. Что относится к оперативным дежурным органам СМК?

4. Что такое оперативные группы?

5. Какие штатные формирования входят в состав сил и средств СМК?

6. Какие нештатные формирования входят в состав сил и средств СМК?

7. Что является главной задачей Всеармейского центра медицины катастроф?

8. Для чего предназначены врачебно-сестринские бригады?

9. Для чего предназначены бригады специализированной медицинской помощи?

10. Какой состав имеют врачебно-сестринские бригады?

11. Какой состав имеют бригады специализированной медицинской помощи?

12. Для чего предназначен медицинский отряд специального назначения (МОСН)?

13. Какие основные задачи у МОСН?

14. Из каких частей состоит МОСН?

15. Что включает постоянная часть МОСН?

16. Что включает переменная часть МОСН?

17. Когда развертывается постоянная часть МОСН?

18. Какие функциональные подразделения развертываются при поступлении пострадавших травматологического профиля?

19. Какие профилированные операционные развертываются в составе операционного отделения при поступлении пострадавших травматологического профиля?

20. Что включает отделение временной госпитализации?

21. Что предусматривает вариант развертывания отряда при одномоментном поступлении пострадавших с травматическими повреждениями и поражениями АОХВ?

22. Какая очередность в готовности к работе функциональных подразделений МОСН?

23. Из каких модулей состоит мобильный лечебно-диагностический комплекс?

« ПРИЛОЖЕНИЕ А»


Схема 1. - Структура организации РСЧС

Схема 2. - Структура организации РСЧС

Схема 3. – Организация ВСМК федерального и регионального уровней

Схема 4. – Организация ВСМК территориального, местного и объектового уровней

ВЦМК – Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»,

РЦМК региональный центр медицины катастроф (филиал ВЦМК «Защита»),

ПМГ – полевой многопрофильный госпиталь,

ПГ – полевой госпиталь,

БСМППГ – бригада специализированной медицинской помощи полевого госпиталя,

БСМП - бригада специализированной медицинской помощи.

Схема 5. - Организационная структура СМК МЗСР РФ на федеральном и региональном уровнях

ЦРБ - центральная районная больница, РБ - районная больница,

ТЦМК - территориальный центр медицины катастроф, ПГ - полевой госпиталь,

БСкМП врачебная - бригада скорой медицинской помощи врачебная,

БСкМП фельдшерская - бригада скорой медицинской помощи фельдшерская,

СБСкМП – специализированная бригада скорой медицинской помощи,

ВСБ - врачебно-сестренская бригада, МСЧ - медико-санитарная часть,

БДП - бригада доврачебной помощи.

Схема 6. - Организационная структура СМК МЗСР РФ на территориальном, местном и объектовом уровнях



Схема 7. - Принципиальная схема организации гражданской обороны в лечебно-профилактическом учреждении

Схема 8. - Принципиальная схема этапа медицинской эвакуации

Схема 9. Использование сортировочных марок при внутрипунктовой сортировке

Схема 10. Сопроводительный лист для пораженного в ЧС

Схема 11. Оборотная сторона сопроводительного листа

Схема 12. – Организация ЛЭО населения в очагах ЧС



Схема 13. - Принципиальная схема организации снабжения медицинским имуществом службы медицины катастроф в чрезвычайной ситуации

Рис. 1. Проведение частичной санитарной обработки после выхода из радиоактивной зоны

А) вытряхивание одежды, обмывание обуви

В) ополаскивание открытых участков кожи, ротовой полости

Рис. 2. - Аптечка индивидуальная АИ-2

Рис. 3. Устройство шприц-тюбика Рис. 4. Правила пользования шприц-

1 - корпус тюбика, 2 - канюля, тюбиком

3 - колпачок, 4 – игла. А) прокол мембраны тюбика

Рис. 5.Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8

1 - герметичный полиэтиленовый мешок

2 - ватно-марлевые тампоны

3 - стеклянный флакон

Медицинская служба ВС РФ - специальная организация в составе Вооруженных Сил, предназначенная для их медицинского обеспечения.

Медицинское обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации - это система мер медицинского, научного, педагогического, воспитательного и административно-управленческого характера по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время от 15 января 2001 г.).

К числу проводимых медицинской службой мероприятий относятся: военно-медицинская подготовка личного состава, гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни, медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава: лечебно-профилактические мероприятия, снабжение медицинской техникой и имуществом.

Организуя и проводя указанный комплекс мероприятий в частях и соединениях ВС РФ, медицинская служба тем самым способствует поддержанию боеспособности личного состава и постоянной боевой готовности ВС.

Как составная часть ВС медицинская служба организационно представлена в них системой штатных органов управления, медицинских воинских подразделений, частей и учреждений.

Медицинская служба в зависимости от предназначения и возлагаемых на нее задач включает:

  • медицинскую службу видов ВС, родов войск;
  • медицинскую службу военных округов, флотов;
  • медицинскую службу объединений;
  • медицинскую службу соединений;
  • медицинскую службу частей, кораблей, военных учреждений, организаций.

Возглавляет медицинскую службу ВС РФ Начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ - Начальник медицинской службы ВС РФ.

В составе ГВМУ МО РФ имеются управления и отделы, осуществляющие организационное и методическое руководство основными направлениями деятельности медицинской службы. Кроме того, в состав ГВМУ МО РФ входят главные медицинские специалисты МО РФ.

Для организации и проведения мероприятий по медицинскому обеспечению войск в непосредственном подчинении ГВМУ МО РФ имеются лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические учреждения, органы военно-врачебной и судебно-медицинской экспертизы, центральные военно-медицинские склады и базы, военно-учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. По специальности ГВМУ МО РФ руководит медицинской службой видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов.

Руководство силами и средствами медицинской службы военного округа осуществляет специальный орган управления, называемый медицинской службой округа. В непосредственном подчинении этого органа управления имеются лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические, военно-учебные и специальные медицинские части и учреждения. С помощью указанных сил и средств начальник медицинской службы округа организует и проводит мероприятия по медицинскому обеспечению войск. По специальным вопросам начальник медицинской службы округа руководит медицинской службой армий (корпусов), соединений и частей окружного подчинения.

Силами и средствами медицинской службы армии руководит начальник медицинской службы армии. В его подчинении могут быть военные госпитали, санитарно-эпидемиологический отряд, медицинский склад. Начальник медицинской службы армии по специальным вопросам руководит медицинской службой соединений, отдельных частей армейского подчинения.

Начальник медицинской службы корпуса в мирное время не имеет своих медицинских сил и средств и организует медицинское обеспечение личного состава через начальников медицинской службы соединений и частей корпусного подчинения. Начальник медицинской службы соединения имеет в подчинении отдельный медицинский батальон и санитарно-эпидемиологическую лабораторию. По специальности начальнику медицинской службы соединения подчинена медицинская служба полков и отдельных подразделений.

В состав некоторых армейских корпусов и соединений входят мотострелковые (танковые) бригады. В них медицинская служба представлена начальником медицинской службы бригады, медицинской ротой, медицинскими взводами батальонов.

Начальник медицинской службы полка (медицинской службы бригады) организует и проводит основные мероприятия по медицинскому обеспечению личного состава силами, средствами медицинского пункта части (медицинской роты). В этих же целях он использует медицинский состав батальонов, дивизионов, подчиненный ему по специальным вопросам. Фельдшеру батальона (дивизиона) в его работе по медицинскому обеспечению своего подразделения помогают санитарные инструкторы рот (батарей).

МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА Вооруженных Сил СССР - специальная организация в составе Вооруженных Сил, предназначенная для их медицинского обеспечения.

На М. с. возлагаются следующие основные задачи: организация и проведение эффективных мероприятий по оказанию медпомощи раненым и больным для сохранения их жизни и быстрейшего восстановления боеспособности и трудоспособности; предупреждение возникновения и распространения заболеваний среди личного состава войск; систематический мед. контроль за всеми сторонами жизни, быта, учебы и боевой деятельности войск с целью сохранения и укрепления здоровья военнослужащих; изучение особенностей возникновения и течения боевых поражений, а также изучение и обобщение опыта мед. обеспечения войск в различных условиях их деятельности в мирное и военное время.

Возникновение и развитие М. с. диктовалось потребностями практики и тесно связано с экономической и социальной структурой об-ва, прогрессом экономики, медицины и военного дела. Зарождение М. с. в России обусловлено, так же как и в других странах, созданием регулярных войск. Значительным событием в развитии военно-мед. организации было учреждение временных военных госпиталей во время войны с Турцией (1676-1681), а также организация карантинных мер для борьбы с частыми в то время эпидемиями.

Крупный этап развития отечественной М. с. представляют реформы Петра I в начале 18 в. в связи с реорганизацией вооруженных сил и созданием регулярной русской армии. В соответствии с росписями (по существу штатными расписаниями) полков (1702-1706) и Уставом воинским (1716) М. с. получила достаточно четкое организационное оформление.

В ее составе были предусмотрены лекари, цирюльники, аптекари и другие мед. работники. Они занимали соответствующие должности либо при главном штабе, либо прикомандировывались к дивизиям; лекари несли службу в армейских пехотных и драгунских полках, цирюльники- в ротах. Мед. чины включались в состав и других войсковых формирований.

В 1706 г. согласно указу Петра I в Москве был учрежден Генеральный госпиталь (см. Главный клинический военный госпиталь), который с первых лет своего существования играл активную роль в развитии не только леч. дела, но и военно-мед. образования. Для обеспечения комплектования армии мед. кадрами здесь организуется первая в России госпитальная школа (см. Госпитальные школы). Вслед за московским Генеральным госпиталем организуются еще два госпиталя (сухопутный и морской) в Петербурге и госпитали в Кронштадте, Ревеле, Казани, Астрахани и др.

В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. впервые в истории отечественной военной медицины были учреждены штатные полевые госпитали на 1500 коек для каждой армии, развертываемые на театре военных действий (см. Госпиталь военный). Возглавлял мед. службу в армии генерал-штаб-доктор. Эпидемия чумы потребовала проведения противоэпид. мер, ив 1770 г. был учрежден особый лазарет для больных «моровой язвой».

В начале 19 в. в стране были проведены реформы органов государственного и хозяйственного управления, коснувшиеся и структуры руководства здравоохранением. Однако эти скромные реформы не ликвидировали недостатков в организации М. с.: сохранилась многоведомственность, отсутствовало единое руководство мед. обеспечением войск, практически почти полностью отсутствовали полевые леч. учреждения, специальных санитарно-транспортных средств не было. Все эти недостатки проявились в период Отечественной войны 1812 года. На основании опыта этой войны в состав корпуса и армии в 1829 г. были введены получившие штатное оформление подвижные госпитали. В корпусные подвижные госпитали был включен штатный конный сан. транспорт. Высокая заболеваемость личного состава, особенно инф. болезнями (дизентерией, малярией, тифами, чумой), носившая часто характер эпидемий, требовала создания соответствующих противоэпидемических учреждений в составе М. с. армии. К периоду русско-турецкой войны 1828-1829 гг. относится формирование так наз. подвижного карантина.

Впервые в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. были образованы нештатные сан.-гиг. группы и противоэпид. учреждения («ассенизационные отряды» общества попечения о раненых и больных воинах, комиссия по оздоровлению местностей, занятых Дунайской армией), в организации которых принимал участие Ф. Ф. Эрисман. Штатных гиг. и противоэпидемических сил и средств в составе М. с. действующей армии практически не было до конца 19 в.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. впервые была широко применена эвакуация раненых и больных ж.-д. транспортом, руководство к-рой осуществлялось так наз. эвакуационными комиссиями. Комиссии включали в себя представителей ж.-д. комендатуры, управления инспектора госпиталей армии и Об-ва Красного Креста. В тех случаях, когда эвакуационным комиссиям придавались госпитали, эта сводная организация получала наименование эвакуационного пункта (см.).

Опыт войн, которые вела Россия в 19 в., развитие экономики и военного дела, равно как и прогресс медицины в целом требовали реформ в области военной медицины. В конце 19 и начале 20 в. в состав учреждений военно-мед. службы был введен ряд новых формирований. Военно-врачебные учреждения стали подразделяться на войсковые (лазареты частей, дивизионные лазареты и полевые госпитали, придаваемые дивизиям) и подчиненные непосредственно органам полевого управления армии (полевые подвижные госпитали, полевые запасные госпитали, эвакуационные комиссии, военно-сан. транспорты и др.)- Все военнослужащие были снабжены индивидуальными перевязочными пакетами (см. Пакет перевязочный индивидуальный). Для выноса раненых были введены санитары-носильшики (см. Вынос и вывоз пораженных).

Леч. учреждения, подчиненные нолевому управлению армии, в начале 20 в. включали полевые подвижные госпитали (по два на дивизию) и полевые запасные (резервные) госпитали (по четыре на дивизию). На каждые 100 чел. личного состава приходилось 6,25 койки. Кроме того, функционировали леч. учреждения Красного Креста и других общественных организаций.

В период русско-японской войны (1904 -1905) впервые наметилась некоторая специализация госпиталей. На последнем этапе войны в Харбине и Чите выделялись госпитали для лечения хирургических и инф. больных, а в Харбине - также госпитали для больных психическими, венерическими, офтальмологическими и оториноларингологическими болезнями.

В связи с развитием эвакуации раненых ж.-д. транспортом большое значение приобретали эвакуационные комиссии. Появились новые противоэпид. формирования (сан. отряды с походными бактериол, лабораториями и средствами дезинфекции, дезинфекционные отряды и др.).

В период первой мировой войны 1914 -1918 гг. мед. служба русской армии располагала: в полку - лазаретом на 8-16 (в кавалерийском - 6) мест; в дивизии - перевязочным отрядом и двумя лазаретами на 210 мест каждый (в ходе войны норма составляла 1,5 лазарета на дивизию), дезинфекционным отрядом; в корпусе - сан.-гиг. отрядом, полевыми госпиталями (по 210 коек) из расчета по два на дивизию и один на бригаду. Кроме того, имелись полевые запасные госпитали такой же емкости из расчета по четыре на дивизию и по два на бригаду; военно-сан. транспорт (один на дивизию), военно-сан. поезда и полевые аптеки. Однако в целом развертываемых на военное время коек, военно-сан. транспортов, военно-сан. поездов явно не хватало. В ходе военных действий потребовалось проведение ряда дополнительных мер для ликвидации огромного дефицита леч. учреждений. При этом значительное число госпиталей было сформировано не военным ведомством, а Красным Крестом и другими общественными и благотворительными организациями.

Одной из основных причин недостатков в организации М. с. и мед. обеспечения действующей армии оставалась порочная система руководства М. с. Различная принадлежность и подчиненность мед. учреждений (военному ведомству. Российскому Красному Кресту, Союзам городов и земств) не только не обеспечивала объединения их усилий и единства методов работы, но нередко приводила к конфликтам. Многоведомственность, а отсюда неразбериха имели место и в руководстве эвакуацией и леч. деятельностью. Некомпетентность органов руководства эвакуационным делом влекла за собой преобладание огульной эвакуации раненых в глубокий тыл без учета состояния их здоровья, особенностей течения и прогноза. Развитию лечебной и профилактической медицины мешала также слабость материально-технической базы.

Наряду с отмеченными недостатками в деятельности М. с. в период первой мировой войны имели место и положительные начинания. К их числу следует отнести формирование, хотя и запоздалое, сан. отделов армий; появление специального автотранспорта для мед. эвакуации, дальнейшее развитие ж.-д. сан. транспорта, введение предохранительных прививок против брюшного тифа и холеры, создание системы изоляционно-пропускных пунктов и инф. госпиталей, зарождение и развитие средств защиты от воздействия ОВ и медпомощи при поражениях ими.

В целом в русской армии в дореволюционный период был накоплен большой опыт мед. обеспечения войск. История сохранила имена целой плеяды военных врачей, внесших неоценимый вклад в развитие М. с. русской армии. И все же в тот период организационные основы военно-мед. службы отставали от общего уровня развития как военного дела, так и медицинской науки.

В период гражданской войны Совет народных комиссаров и Совет обороны решали важнейшие вопросы военного здравоохранения (организация медпомощи раненым, борьба с эпидемиями, улучшение сан. состояния населения и армии). Большое внимание вопросам здравоохранения уделял председатель Совета народных комиссаров В. И. Ленин. 4 декабря (17 декабря) 1917 г. издается декрет, подписанный В. И. Лениным, о назначении коллегии «для заведования Главным военно-санитарным управлением». 11 июля 1918 г. вышло постановление Совнаркома об образовании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, в состав к-рого на правах отдела вошло Глав-гое военно-санитарное управление (см. Ленин и здравоохранение). Проводится ряд мер с целью объединить руководство военно-мед. службой: средства сан. эвакуации передаются в ведение органов М. с.; определяется роль общественных организаций, в частности Российского об-ва Красного Креста, на фронте и в тылу; создаются органы, обеспечивающие мобилизационную работу; в основном устанавливаются формы взаимодействия военно-мед. службы с врачебно-санитарными отделами Совета рабочих и крестьянских депутатов.

При участии В. И. Ленина организуются новые сан. и мед. органы и учреждения, в частности Всероссийская и местные комиссии по улучшению сан. состояния (с участием представителей ВЧК, Политуправления революционного военного совета, профсоюзных органов, Наркомздрава). Регламентируются противоэпид. мероприятия, создаются многочисленные изоляционно-пропускные пункты на железных дорогах и тыловых районах фронтов.

Так, в постановлении Совета рабочей и крестьянской обороны от 5 ноября 1919 г. Народному комиссариату путей сообщения предписывалось оказать содействие в организации, оборудовании и содержании изоляционно-пропускных и врачебно-питательных пунктов по линиям железных дорог. Только в 1920 г. с помощью этих учреждений проверено более 21 тыс. поездов, подвергнуто сан. обработке свыше полумиллиона человек, госпитализировано 67 тыс. больных. Несмотря на огромные трудности и лишения, которые испытывала страна, правительство принимает ряд мер для увеличения коечного фонда. К июлю 1920 г. емкость леч. учреждений в стране только за год возросла в 3 раза и достигла 400 тыс. коек. Издается большое количество сан.-просвет, литературы. К участию в мед. обеспечении армии широко привлекаются местные Советы, партийные, общественные организации. С переходом войск на типовые штаты (приказы РВСР № 220 1918 г. и № 2314 1919 г.) была установлена и типовая структура М. с. (рис. 1). Несмотря на большие экономические трудности, разруху, а нередко и саботаж реакционной части врачей, уже в первые годы Советской власти были заложены принципиальные основы военной медицины и строительства М. с.

Партийные, государственные органы и лично В. И. Ленин проявляли постоянную заботу об охране и восстановлении здоровья личного состава вооруженных сил социалистического государства. Важное значение имеет установленное с первых лет Советской власти тесное взаимодействие М. с. и гражданских мед. учреждений, основанное на единстве гражданского и военного здравоохранения. В первые годы после ВелиКой Октябрьской социалистической революции в М. с. получило большое развитие профилактическое направление, к-рое с тех пор является основой медицинского обеспечения (см.). Важную роль в формировании системы мед. обеспечения войск сыграло объединение леч. дела и эвакуации под единым руководством Главного военно-санитарного управления. В период гражданской войны выросли крупные советские теоретики и организаторы здравоохранения, заложившие принципиальные основы строительства советского военного здравоохранения (Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, М. И. Барсуков, М. И. Баранов, С. Е. Бурштын и др.).

Широкий круг новых задач встал перед М. с. после окончания гражданской войны. Основной задачей военного здравоохранения было, с одной стороны, обеспечение войск в условиях мирного строительства молодого социалистического государства, с другой - подготовка М. с. к работе в условиях возможной войны. Особое значение приобрели разработка мер профилактики болезней и системы мероприятий по укреплению здоровья военнослужащих. Решение этих задач требовало пересмотра не только методов работы М. с., но и ее организационно-штатной структуры. Все более широко в системе предупредительных мероприятий используется диспансерное наблюдение за физ. состоянием и здоровьем военнослужащих. Это потребовало усиления как войсковых подразделений, так и госпиталей, повышения квалификации врачебного и другого мед. состава.

Организуется ряд новых профилактических учреждений. Уже в 1922 г. открываются первые санатории Красной Армин в Крыму и на Кавказе (Гурзуф, Евпатория, Саки, Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск). В последующие годы сеть санаториев и домов отдыха значительно расширяется. Приобретают большую актуальность и активно разрабатываются проблемы гигиены и физиологии труда военнослужащих в новых родах войск - механизированных и танковых, военно-воздушных силах. Создаются психофизиол. лаборатории в центре, при учебных заведениях и в военных округах (см. Авиационная медицина), центральная и окружные сан.-гиг. лаборатории, а также другие профилактические учреждения. Из года в год возрастает количество средств, отпускаемых мед. службе Вооруженных Сил, что способствует созданию все более благоприятных условий для укрепления организационной структуры и улучшения ее деятельности. Так, бюджет Военно-санитарного управления РККА в 1928 г. возрос в два с лишним раза по сравнению с 1924-1925 гг. Значительно улучшилось снабжение военно-лечебных учреждений медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом. В конце 20-х гг. М. с. вошла в состав Наркомата обороны, что способствовало более целенаправленной научной и практической связи ее с вооруженными силами страны.

Однако экономические трудности в стране в первые годы восстановительного периода, необходимость выделять огромные средства для ликвидации последствий войны и разрухи затрудняли строительство и оснащение М. с. Не способствовали планомерному строительству М. с. и частые изменения ее организационно-штатной структуры.

В 1929 г. вышло в свет «Руководство по санитарной эвакуации в РККА», к-рое формулировало принятые в то время принципы лечебноэвакуационно го обеспечения (см. Система лечебно-эвакуационного обеспечения) и структуру М. с. на военное время. Это руководство, хотя еще и не вполне последовательно, устанавливало этапное лечение как основу лечебно-эвакуационного обеспечения войск в боевых условиях. Раненые и больные в процессе эвакуации от места ранения (или заболевания) в тыл должны были последовательно пройти через все развернутые на эвакуационном пути медпункты и леч. учреждения (см. Этапы медицинской эвакуации). При этом расстояние между этапами эвакуации определялось прежде всего возможностями конно-санитарного транспорта (см. Гужевой санитарный транспорт).

Организация полевой М. с. в то время представлялась в следующем виде. Рота располагала сан. отделением в составе сан. инструктора и б санитаров. В стрелковом полку предусматривалось развертывание передового пункта медпомощи. Сан. часть полка располагала сан. двуколками для эвакуации раненых и банно-дезинфекционным отрядом. В дивизионном звене предусматривались перевязочный, эвакуационный, сан.-эпид., банно-прачечно-дезинфекционный отряды и дивизионный госпиталь. Силами перевязочного отряда развертывался главный (дивизионный) пункт медпомощи (с лазаретом на 60 коек) для оказания неотложной хирургической помощи. Дивизионный госпиталь (200 коек) располагался за главным пунктом медпомощи и предназначался для оказания квалифицированной помощи и кратковременного лечения раненых и больных. Эвакуационный отряд дивизии располагал командой санитаров, предназначенной для усиления подразделений полков санитарами-носильщиками, а также сан. транспортом (двуколки) для эвакуации раненых и больных и перевязочнопитательным пунктом. В корпусе предусматривалось два полевых подвижных госпиталя (см. Полевой подвижной госпиталь) на 200 коек каждый, которые должны были выполнять те же задачи, что и дивизионные госпитали. Армия располагала полевым эвакуационным пунктом (ПЭП) с двумя головными отделениями (ГОПЭП). Каждый ГОПЭП имел 2-3 полевых подвижных госпиталя и эвакоприемник (ЭП), предназначенные для развертывания в р-не станции снабжения. Коечная емкость госпиталей ПЭП не превышала 1200 коек, что ограничивало его возможности по госпитализации раненых и больных. Во фронте предусматривались фронтовой и вспомогательный эвакопункты, в состав которых должны были входить госпиталь-эвакоприемник, эвакуационные госпитали, конно-санитарный транспорт, сан. поезда, дезотряд, а также военно-врачебная комиссия.

Т. о., «Руководством по санитарной эвакуации в РККА» узаконивался так наз. дренажный тип системы этапного лечения (см.), что отражало существовавший в то время уровень развития военного дела, состояние материально-технической базы военного здравоохранения, в том числе средств транспортировки раненых. Изданный в 1933 г. «Устав военносанитарной службы» содержал ряд новых положений, представляющих собой значительный шаг вперед на пути развития системы этапного лечения. Однако реализация многих из этих положений еще не обеспечивалась реальными возможностями М. с.

Успешное развитие социалистической экономики нашей страны в 30-е годы позволило значительно повысить боевые возможности войск. Развиваются новые рода войск - авиация, танковые и механизированные войска. Возросла моторизация и механизация армии. В свою очередь бурно развивалось советское здравоохранение. Количество врачей в 1940 г. по сравнению с 1913 г. увеличилось с 28,1 до 155,9 тыс. (в 5,53 раза), количество среднего медперсонала соответственно с 46 до 472 тыс. (в 10,26 раза), число больничных коек с 207,6 до 790,9 тыс. (в 3,8 раза). Развивалась сеть специализированных леч.-проф, учреждений. Здравоохранение оснащается современным для того времени оборудованием и лечебно-диагностическими средствами. Все это позволило создать материально-техническую основу М.с. и укомплектовать ее кадрами.

Определенный боевой положительный опыт М.с. приобретает в период боевых столкновений на КВЖД, оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Этот опыт подвергается тщательному анализу в интересах совершенствования структуры и материально-технической базы М. с. Значительное участие в развитии М. с. в этот период оказывают Военно-медицинская академия (см.), Куйбышевская ВМА и Военно-Морская медицинская академия в Ленинграде. С участием профессорско-преподавательского состава этих учреждений на военных маневрах изучаются опытные варианты учреждений и частей М. с., разрабатывается проект наставления по мед. службе и т. п. Кадровые военные врачи, закончившие военно-мед. академии, составляют все более значительную часть военно-врачебных кадров армии н флота. Ученые указанных академий (М. Н. Ахутин, С. И. Банайтис, М. П. Бресткин, В. И. Воячек, С. С. Гирголав, П. И. Егоров, Н. И. Завалишин, Ф. Г. Кротков, П. А. Куприянов, Б. К. Леонардов, Л. А. Орбели, Е.Н. Павловский и др.) выполняют ряд актуальных для военного здравоохранения научных исследований, сотрудники и выпускники академий принимают активное участие в мед. обеспечении войск в периоды боевых действий, а также в обобщении полученного опыта.

В научно-исследовательских работах и особенно в практическом руководстве службой видное место занимают вопросы боеготовности, проблема подготовки руководящих мед. кадров. Все более значительное место в творческой работе по совершенствованию М. с. занимает анализ и обобщение опыта ее боевой подготовки, в т. ч. опыта учений войск с участием М. с. Следует упомянуть в этой связи опыт маневров 1929 г., военную мед. игру 1935 г., экспериментальную полевую проверку опытного медико-санитарного батальона стрелковой дивизии в 1936 г. и др. В 30-е гг. много было сделано для совершенствования системы медицинского снабжения (см.): осуществляется переход на комплектование имущества по принципу функц, предназначения, создается перечень комплектов имущества боевого обеспечения, разрабатываются и принимаются укрупненные показатели и нормы расхода имущества, определяются принципы эшелонирования запасов мед. имущества и др.

В результате указанных мероприятий, а также обобщения опыта советско-финляндского конфликта руководством Санитарного управления РККА в сравнительно короткий срок были созданы основы принципиально новой передовой системы мед. обеспечения боевой деятельности войск.

Новая система базировалась на единой полевой военно-мед. доктрине. Основные ее положения были сформулированы начальником ГВСУ Е. И. Смирновым. Указанная доктрина основывалась на следующих положениях: единое понимание происхождения и развития болезни, единое понимание принципов хирургической и терапевтической работы в полевой санитарной службе; преемственность в обслуживании раненых и больных на различных этапах эвакуации; обязательное наличие краткой, четкой и последовательной мед. документации, позволяющей производить полноценную сортировку раненых и больных и обеспечивающей единую систему лечения и последовательность ее на различных этапах эвакуации; наличие единой школы, единого взгляда на методы профилактики и лечения раненых и больных на разных этапах мед. эвакуации определенного эвакуационного направления.

Применительно к военно-полевой хирургии эта доктрина основывалась на следующих положениях: все огнестрельные раны являются первично инфицированными; единственно надежным методом борьбы с инфекционным осложнением ран является своевременная первичная обработка ран; большинство ран нуждается в ранней хирургической обработке; произведенная в первые часы после ранения хирургическая обработка раны (см.) обеспечивает наиболее благоприятный прогноз; в условиях полевой санитарной службы объем работы и выбор методов хирургического вмешательства и лечения чаще определяются не столько мед. показаниями, сколько положением дел на фронте, количеством поступающих больных и раненых и их состоянием, количеством врачей, особенно хирургов, на данном этапе, а также наличием автотранспортных средств, полевых сан. учреждений и мед. оснащения, временем года и состоянием погоды.

В соответствии с принципами военно-медицинской доктрины была разработана и в значительной степени реализована организационноштатная структура М. с. (рис. 2), в к-рой предусматривалось: четкое разделение функций по объему оказания медпомощи между различными этапами мед. эвакуации; обеспечение войсковых соединений силами и средствами для оказания квалифицированной медицинской помощи (см.); внесение необходимых корректив в организацию специализированной медицинской помощи (см.); централизация сил и средств М. с. в армейском и фронтовом звеньях, обеспечивающая маневр этими силами и средствами в соответствии с оперативной и боевой обстановкой. Конкретные организационно-штатные изменения заключались в изъятии врачей из батальонов и замене их фельдшерами, что позволило увеличить кол-во врачей в других мед. частях и подразделениях, в реорганизации медико-санитарного батальона (см.) в направлении усиления его хирургами и введения в штат госпитальных взводов; создании подвижных госпиталей армейского подчинения; создании отдельной роты медицинского усиления (ОРМУ); создании обмывочно-дезинфекционной роты (ОДР) и лабораторного отделения в санитарно-эпидемиологическом отряде армии. Одновременно подверглись пересмотру имущество и оснащение мед. подразделений и учреждений.

Агрессия фашистской Германии против Советского Союза, начавшаяся 22 июня 1941 г., не позволила завершить ряд оборонительных мер в нашей стране, в том числе реорганизацию М. с. Продвижение немецко-фашистских войск на восток и захват ими ряда важнейших экономических районов нашей Родины поставили Советское государство в тяжелое положение. Определенные трудности испытывались в комплектовании Красной Армии личным составом и техникой. М. с. в этот период приходилось не только обеспечивать в мед. отношении сражения, развернувшиеся на огромном фронте, но и одновременно проводить мобилизационное развертывание. Временный отход наших войск вызвал необходимость эвакуации, а с переходом к наступлению - реэвакуации большого числа леч. учреждений. Необходимо было также восполнять значительные потери в силах и средствах, которые понесла М. с. в этот период.

Деятельность М. с. в первом периоде Великой Отечественной войны представляет важный этап в развитии системы и методов мед. обеспечения. Были выявлены основные особенности и трудности в работе М. с. и намечены пути совершенствования организационных форм и методов мед. обеспечения. Особенно это коснулось вопросов решения задач по маневру леч. учреждениями, тесного взаимодействия армейских и фронтовых средств М. с., создания в составе госпитальной базы армии полевых лечебных учреждений, предназначенных для оказания специализированной медпомощи и осуществления эвакуации по назначению с дивизионных медпунктов, а также создания системы лечебно-эвакуационного обеспечения легкораненых и терапевтических больных.

В ходе Великой Отечественной войны, постоянно совершенствуясь, сложилась стройная система лечебно-эвакуационного обеспечения, сущность к-рой состояла во всемерном приближении во времени квалифицированной медпомощи к раненым, эвакуации раненых и больных в лечебные учреждения по назначению в соответствии с мед. показаниями, рациональном размещении раненых для окончательного излечения в зависимости от продолжительности сроков лечения и вероятного исхода поражения в армейском, фронтовом и внутреннем районе страны. Т. о., была четко разработана и внедрена специализированная мед. помощь, к-рая начиналась уже в полевых подвижных госпиталях армии, создана стройная организация лечения легкораненых и больных. В ходе войны потребовалось внести и определенные коррективы в организационно -штатную структуру М. с., с тем чтобы она в большей мере обеспечивала возможность реализовать положения единой военно-мед. доктрины с учетом сложившихся во время войны конкретных материально-технических возможностей.

В период Великой Отечественной войны были усовершенствованы и прошли всестороннюю практическую проверку противоэпид, подразделения, части и учреждения. Разработаны и внедрены в практику методы применения противоэпид, и сан.-гиг. мероприятий в соответствии с различными условиями оперативной, боевой и эпид, обстановки в различных географических условиях. Это позволило максимально снизить инфекционную заболеваемость в войсках. Война оказалась серьезной проверкой системы медицинского снабжения (см.) действующей армии и потребовала ее корректив. На основе опыта мед. обеспечения войск был сокращен перечень и состав комплектов имущества боевого обеспечения; создана подвижная база снабжения в виде полевого армейского сан. склада и его отделений; определились и были реализованы методы планирования мед. снабжения боевой операции и др. Создана и успешно функционировала служба крови, позволившая практически бесперебойно получать и применять консервированную кровь и ее препараты, стали широко применяться кровезамещающие и противошоковые жидкости. Огромный опыт руководства М. с. в различных условиях позволил сократить и определить необходимый состав органов управления (см. Управление медицинской службой, Вооруженных Сил) и разработать методы их работы.

М. с. добилась во время войны высоких результатов. Было возвращено в строй 72,3% всех раненых и 90,6% больных. За героизм и выдающиеся подвиги, проявленные при спасении жизни раненых воинов, многим медработникам присвоено звание Героя Советского Союза (см. Медики - Герои Советского Союза). Свыше 115 тыс. военных медиков были награждены орденами и медалями. За заслуги в организации помощи раненым и больным и их лечения во время Великой Отечественной войны главному хирургу Красной Армии генерал-полковнику мед. службы академику H. Н. Бурденко, главному хирургу Военно-Морского Флота генерал-лейтенанту мед. службы профессору Ю. Ю. Джанелидзе, начальнику ВМА генерал-полковнику мед. службы академику Л. А. Орбели присвоено звание Героя Социалистического Труда. В послевоенные годы этой высшей награды удостоены также А. А. Вишневский, В. И. Воячек, H. Н. Еланский, Ф. Г. Кротков, Куприянов, Н. С. Молчанов, E. Н. Павловский.

За заслуги в развитии советской военной медицины, большой вклад в дело мед. обеспечения войск в годы Великой Отечественной войны почетное звание Героя Социалистического Труда присвоено академику АМН СССР генерал-полковнику мед. службы Е. И. Смирнову, который в качестве начальника Главного военно-санитарного управления Красной Армии возглавлял М. с. в течение всей войны.

Переход к мирному времени сопровождался изменением задач и организационной структуры М. с. Основные из них были близки задачам советского здравоохранения в целом. Это ликвидация сан. последствий войны, леч.-проф., сан.-гиг. и противоэпид, обеспечение личного состава вооруженных сил. контроль за здоровьем, физическим состоянием личного состава и меры по его укреплению, боевая и специальная подготовка военно-мед. службы, а также военно-мед. подготовка личного состава войск. Одной из важных задач являлось восстановление и дальнейшее развитие материально-технической базы военного здравоохранения. Благодаря прогрессу советской экономики, мед. науки и здравоохранения эти задачи были успешно решены в первые послевоенные годы. Другое основное направление деятельности М. с. в послевоенные десятилетия - решение научных и практических проблем, связанных с техническим перевооружением армии и флота, механизацией и моторизацией войск, возрастанием их технической и оперативной подвижности, появлением новых видов оружия в армиях ведущих стран мира.

История военного здравоохранения свидетельствует о том, что техническое переоснащение армии и внедрение в войска оружия, обладающего новым поражающим действием, оказывает существенное влияние на структуру сан. потерь, способы мед. обеспечения войск и организацию М. с. Возникла необходимость изучения не встречавшихся ранее боевых поражений, способов и необходимых средств защиты от новых поражающих факторов. Потребовались разносторонние исследования с целью разработки соответствующих способов мед. обеспечения в новых условиях и внесения корректив в состав средств М. с. Современная организационно-штатная структура М. с. соответствует сложившимся принципам советской военной медицины и организации вооруженных сил. В соответствии с организацией Вооруженных Сил в мирное время М. с. включает подразделения и части, входящие в состав войсковых частей и соединений, мед. части и учреждения окружного (флотского) подчинения, мед. учреждения, имеющиеся в различных видах вооруженных сил, и формирования центрального подчинения (рис. 3).

Военно-мед. служба военного округа (флота) располагает лечебными (гарнизонные и окружные госпитали, поликлиники, военные санатории), сан.-гиг. и противоэпид, учреждениями (см. Система противоэпидемического обеспечения , Система санитарно-гигиенического обеспечения), военно-мед. складами (см. Медицинское снабжение) и др. Руководство мед. частями и учреждениями, расположенными на территории военного округа, осуществляет начальник военно-мед. службы округа. В гарнизоне назначается гарнизонный врач, на к-рого возлагается руководство работой мед. подразделений, частей и учреждений гарнизона. К числу мед. учреждений центрального подчинения относятся центральные и главные госпитали Министерства обороны СССР, центральные поликлиники, ряд военных санаториев и домов отдыха, военно-медицинские учебные заведения и др.

М. с. различных видов вооруженных сил располагает подразделениями, частями, учреждениями, предназначенными для выполнения не только общих задач мед. службы, но также для разработки и реализации специальных леч.-проф, мероприятий, связанных с особенностями труда и быта личного состава этих войск. Руководство М. с. Вооруженных Сил СССР осуществляет Центральное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР (см.).

Библиография: Очерки истории советской военной медицины, под ред. Д. Д. Кувшинского и А. С. Георгиевского, Л., 1968; Потулов Б. М., В. И, Ленин и охрана здоровья советского народа, Л., 1969, библиогр.; Смирнов Е. И. Война и военная медицина, 1939-1945 годы, М., 1979; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, М., "1977; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 3, ст. 713, 946, М., 1948.

Общее руководство медицинской службой в ВС РФ осуществляет заместитель министра обороны - начальник Тыла ВС РФ. Ему непосредственно подчиняется начальник медицинской службы ВС РФ- начальник Главного Военно-медицинского управления. В свою очередь начальнику ГВМУ подчиняются по специальным вопросам медицинского обеспечения войск начальники медицинской службы видов ВС РФ. В его полном непосредственном подчинении находятся центральные военно-медицинские учреждения.

Такой же порядок подчиненности и управления силами и средствами медицинской службы установлен во всех последующих ее звеньях - фронтовом, армейском, в войсковых соединениях и частях. При этом начальники медицинской службы фронта и армии имеют в своем распоряжении соответствующие органы управления, в составе которых предусмотрены должности главных специалистов по основным отраслям военной медицины - хирурга, терапевта, токсиколога, эпидемиолога и др.

Существенным требованием к организационному построению медицинской службы является взаимозаменяемость отдельных ее подразделений и частей, что обеспечивается наличием однотипных по их основным задачам формирований, например ОМедБ дивизии и ОМБ армии и фронта. Это способствует повышению живучести систем медицинского обеспечения.

Для оказания полного объема медицинской помощи медицинская служба располагает следующими медицинскими формированиями.

Подразделения медицинской службы - такие формирования, которые включены в состав войсковых частей. К ним относятся - МП (МР) батальона, МП (МБ) полка.

Части и учреждения медицинской службы являются самостоятельными медицинскими формированиями, которые включены в состав войсковых соединений, оперативных (общевойсковые армии, армейские корпуса) и оперативно-стратегических (фронт) объединений или находятся в непосредственном подчинении начальника ГВМУ или начальников медицинской службы видов и родов войск. К таким формированиям относятся: ОМедБ дивизий, ОМО, госпитали, санитарно-транспортные части, противоэпидемические учреждения и др.

КАТЕГОРИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ ВС РФ

К личному составу медицинской службы относятся следующие категории военнослужащих:

* врачебный состав - укомплектован кадровыми военными врачами и врачами запаса. Военные врачи работающие в составе медицинской службы частей и соединений, принято называть войсковыми врачами. В числе врачей медицинской службы соединений предусмотрены по штату организаторы, хирурги, терапевты, стоматологи и т.д. В составе армейских и фронтовых частей и учреждений медицинской службы имеются врачи по всем основным медицинским специальностям.

* средний медицинский персонал - предназначен для укомплектования штатных должностей фельдшеров и медицинских сестер. Военные фельдшера назначаются на должности начальников МПБ, отделений сбора и эвакуации раненых, а также на должности среднего медицинского состава в медицинских пунктах и учреждениях. На должности санитарных инструкторов в ротах, МПБ, МПП и в другие медицинские учреждения назначаются военнослужащие, получившие краткосрочную подготовку в специальных учебных подразделениях.

* младший медицинский состав, представлен санитарами и водителями машин. Они комплектуются военнослужащими рядового состава.

* провизоры и фармацевты, организуют и осуществляют снабжение медицинским имуществом и медицинской техникой.

* военнослужащие, выполняющие командные хозяйственные и технические функции в медицинских учреждениях (офицеры, прапорщики, сержанты, рядовые).

Медицинская служба Вооруженных Сил представляет собой специ­альную организацию, включающую медицинские подразделения, час­ти, учреждения и органы управления, предназначенные для медицинс­кого обеспечения войск. Под медицинским обеспечением войск в мир­ное время следует понимать систему медицинских мероприятий, про­водимых в Вооруженных Силах по сохранению и укреплению здоровья личного состава, предупреждению заболеваний и травм, своевремен­ному оказанию медицинской помощи, эвакуации, лечению и быстрей­шему восстановлению боеспособности (трудоспособности) военнослу­жащих и других прикрепленных контингентов.

Основными задачами медицинской службы Вооруженных Сил явля­ются:

поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности под­разделений, частей и учреждений медицинской службы;

проведение мероприятий по медицинской защите личного состава от неблагоприятных условий и факторов боевой подготовки и внешней среды, по сохранению и укреплению их здоровья, предупреждению воз­никновения и распространения заболеваний;

организация и проведение системы мероприятий по оказанию меди­цинской помощи больным, их эвакуации, лечению и реабилитации;

изучение и обобщение опыта деятельности медицинской службы и научная разработка проблем военной медицины.

Поддержание высокой боевой готовности подразделений, частей и учреждений медицинской службы является одной из важнейших задач. Ее особенностью является готовность и способность к выполнению мероприятий медицинского обеспечения не только с началом боевых Действий, но и в повседневной деятельности войск, а также при возник­новении экстремальных ситуаций в условиях мирного времени. Под­держание высокой боевой и мобилизационной готовности достигает­ся: четким и грамотным планированием мероприятий по отмобилизованию подразделений частей и учреждений медицинской службы и приведению их в боевую готовность; укомплектованностью их личным со­ставом и материальными средствами, положенными по штату; высо­кой обученностью и профессиональной подготовкой личного состава медицинской службы; поддержанием техники, имущества и других ма­териальных средств в постоянной готовности к применению; качествен­ной припиской личного состава из запаса, подготовкой необходимых специалистов и их целесообразной расстановкой по должностям; изу­чением техники, поступающей из народного хозяйства, своевременной заменой не соответствующей техническим требованиям или по грузо­подъемности и другими мероприятиями.

Мероприятия по медицинской защите личного состава от неблагоп­риятных условий и факторов боевой подготовки и внешней среды, по сохранению и укреплению их здоровья, предупреждению возникнове­ния и распространения заболеваний включают: медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава; мероприятия, направленные на поддержание и повышение бое- и трудоспособности; санитарно-эпидемиологический надзор и противоэпидемические мероприятия; меди­цинские мероприятия по повышению морально-психологической устой­чивости личного состава; медицинскую защиту войск, участвующих в ликвидации последствий аварий и катастроф и др.

Следует подчеркнуть, что указанное разделение мероприятий, про­водимых медицинской службой в интересах сохранения здоровья лич­ного состава, условно. Резкой грани между этими направлениями не существует, и нередко трудно решить, к какому направлению следует отнести то или иное мероприятие. Так, например, деятельность меди­цинской службы по медицинскому контролю за состоянием здоровья включает элементы и лечебно-профилактических, и санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Труд военнослужащих в повседневной деятельности требует предель­ного морально-психологического напряжения и предъявляет высокие требования к состоянию здоровья. Поэтому успешное решение задачи по сохранению и укреплению здоровья имеет огромное значение для повышения боеспособности личного состава. Она достигается благо­даря систематическому санитарно-эпидемиологическому надзору за всеми сторонами жизни, быта и боевой подготовки войск, а также про­тивоэпидемическим мероприятиям в очагах инфекционных заболева­ний. Важное значение приобретает профилактика воздействия на орга­низм профессиональных вредностей, связанных с обслуживанием и ра­ботой на современной сложной боевой и специальной технике (компо­нентов ракетных топлив и других агрессивных жидкостей; ионизирую­щих излучений; СВЧ-поля, шумов, вибраций, перегрузок и т.д.).

Особое значение в современных условиях приобретает участие войск в ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф. Их подготовка, обеспечение необходимыми средствами медицинской защиты являются актуальными и для военно-медицинской службы.

Система мероприятий по оказанию медицинской помощи больным, их эвакуации, лечения и реабилитации заключается в своевременном ока­зании медицинской помощи больным военнослужащим и другим при­крепленным контингентам (пенсионерам Минобороны, членам семей военнослужащих); организации и проведении эвакуации больных в оп­тимальные сроки и необходимым транспортом (авиационным, автомо­бильным, санитарным и др.); оказании неотложной медицинской помо­щи (реанимационных мероприятий) в ходе эвакуации; полноценном ле­чении больных в лечебных учреждениях; реабилитации больных.

Реализация этой задачи осуществляется медицинской службой в не­скольких направлениях. При этом одним из главных направлений сле­дует считать комплектование войск здоровым пополнением. Оно тре­бует тесного взаимодействия по этим вопросам военно-медицинской службы с органами местного самоуправления и гражданского здраво­охранения.

Особенностями нынешней ситуации является необходимость пере­вода военно-медицинской службы на новые экономические условия фун­кционирования. Так, в системе оказания медицинской помощи все боль­шее значение приобретает страховая медицина. В этой связи возникает необходимость расширения медицинских услуг не только военнослу­жащим, но и пенсионерам Минобороны, членам семей военнослужа­щих.

Решение задачи по изучению и обобщению опыта деятельности меди­цинской службы достигается ведением всеми звеньями медицинской служ­бы научно-исследовательской и военно-научной работы. Этапами этой работы, как правило, являются: сбор и обобщение материалов по орга­низации медицинского обеспечения войск; анализ полученных данных; выработка рекомендаций по совершенствованию медицинского обеспе­чения войск; издание пособий, научных трудов, руководящих докумен­тов, регламентирующих медицинское обеспечение Российской армии.

Следует подчеркнуть, что указанные задачи, стоящие перед меди­цинской службой, могут быть успешно выполнены при

укомплектован­ности войск высококвалифицированными медицинскими кадрами, со­временной техникой, аппаратурой и имуществом, целенаправленной систематической работе по повышению профессионального мастерства медицинских специалистов. Важное значение приобретает и подготовка военнослужащих приемам оказания первой помощи при травмах и заболеваниях, а также медицинское (гигиеническое) воспитание личного состава. В этой связи в современных условиях особое значение при­обретает военно-медицинская подготовка личного состава.