Общероссийские классификаторы, закрепленные за минэкономразвития россии. Коды окпд2 продукции Что такое классификатор окпд2 и для чего он нужен

Не стоит ожидать, что первой проблемой, с которой столкнётся решивший или ИП человек, станет необходимость разбираться в сложной системе государственных классификаторов, кодов и аббревиатур. Однако с течением времени, когда будут оформлены первичные документы и руководитель вновь созданной фирмы сможет постепенно начать завоёвывать жизненное пространство на рынке, вникать в тонкости отечественной и европейской классификации и расшифровки непонятных терминов придётся - или необходимо будет использовать соответствующие справочники, сильно облегчающие коммерсанту жизнь.

Одним из наиболее часто встречающихся используемых в Российской Федерации кодов является ОКПД 2; без него не обойтись при осуществлении практически всех видов деятельности. Как расшифровывается аббревиатура и где можно скачать полный справочник по кодам ОКПД 2 - в следующем кратком разъяснении.

Зачем нужен ОКПД 2?

Начать следует с расшифровки термина. ОКПД 2 - это, согласно официальным данным, Общероссийский (О) классификатор (К) продукции (П) по видам экономической деятельности (Д). Как видно, при создании аббревиатуры были использованы не все задействованные в полном наименовании слова, что создаёт небольшую путаницу с другим часто используемым кодом - ОКВЭД, Общероссийским (О) классификатором (К) видов (В) экономической (Э) деятельности (Д). Разница между кодами тем не менее есть, и весьма существенная.

Новая система ОКПД 2, сменившая действовавшие ранее ОКП и ОКПД, была утверждена в 2014 году Приказом Росстата №14; при этом сама структура документа в течение нескольких лет разрабатывалась Министерством экономического развития Российской Федерации.

Важно : в официальных документах (в частности, в недавно упомянутом приказе) классификаторы носят иные, сложные для запоминания названия: соответственно ОК005 93 (коды ОКП), ОК034 2007 (система ОКПД) и ОК034 2014 (собственно ОКПД 2, наконец приведённый в соответствие с европейской классификацией КПЕС 2008). Несложно догадаться, что цифровые обозначения после аббревиатур - это годы разработки или утверждения систем кодов.

Как и его прямой предшественник, ОКПД, имеющий хождение и в настоящее время, ОКПД 2 является частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, позволяющей не только быстро найти , но и использовать унифицированный автоматизированный подход к обработке поступающих в Росстат сведений о производстве продукции и оказании услуг.

Хотя формально упомянутое ведомство выделяет четыре основные сферы применения классификатора (экономическую, учётную, статистическую и стандартизационную), на практике коды называются просто статистическими, поскольку об использовании ОКПД 2 в других целях предпринимателям известно ещё меньше, чем об основной.

По сути Общероссийский классификатор продукции во второй своей редакции представляет собой большой справочник (скачать в Интернете его можно как по частям, так и одним документом, обычно предназначенным для работы в MS Word), перемещаясь по которому или используя встроенную функцию поиска, бизнесмен, только-только закончивший с или уже имеющий достаточный опыт коммерческой деятельности, может самостоятельно найти «свой» код и проверить правильность его назначения регистрирующим органом. Проверить контрагента по списку ОКПД 2, правда, не выйдет: максимум информации, который может получить предприниматель, - род экономической деятельности потенциального делового партнёра.

Важно : хотя система кодов ОКПД 2 была разработана Министерством экономического развития России, правки в неё вносятся только по согласованию с Федеральной службой государственной статистики (Росстатом). В настоящее время насчитывается порядка двадцати внесённых исправлений, поэтому для индивидуального предпринимателя или руководителя коммерческой структуры имеет особый смысл время от времени сверяться с актуальной классификацией.

Информация, содержащаяся в Общероссийском классификаторе продукции ОКПД 2, особенно часто применяется в следующих случаях:

  • При разработке и оформлении актов, служащих для регулировки любых видов деятельности . Как известно, проверки в разных сферах проводятся с разной периодичностью, и, следовательно, предприниматель может оказаться в ситуации, когда в каждом новом эпизоде используется (при сохранении коммерческой направленности предприятия) уже иной код; это в очередной раз свидетельствует о важности своевременной сверки данных; акт с неправильно внесённым кодом может быть признан недействительным.
  • При классификации продукции, работ и услуг в целях статистического изучения . Данные, получаемые от всех зарегистрированных на территории Российской Федерации предпринимателей, поступают в Федеральную службу госстатистики и обрабатываются с целью создания единой картины, важной для оценки экономической ситуации в стране. Всё, что требуется от бизнесмена, - просто вовремя предоставлять интересующую Росстат информацию; все другие операции проводятся силами государственных служащих.
  • При проведении государственных закупок на любом уровне : от федерального (общероссийского) до регионального и муниципального. Статистические коды, включая ОКПД 2, используются при разработке и оформлении документов, а также при подаче заявки - предпринимателем, желающим поучаствовать в конкурсе. Разумеется, и в этом случае необходимо предоставлять актуальную информацию, сверяясь с последним доступным справочником ОКПД, иначе заявка может быть попросту отклонена.
  • При постановке на учёт и дальнейшем налогообложении зарегистрированной организации. Здесь уже нагрузка ложится на сотрудников Федеральной налоговой службы; индивидуальному предпринимателю или владельцу юрлица остаётся лишь проверить, используя онлайн- или скачанный справочник, правильность назначения кода согласно классификатору продукции по видам деятельности и при необходимости уведомить ФНС о допущенной ошибке.
  • При стандартизации и дальнейшей проверке качества изготавливаемой продукции или оказываемых услуг . Активных действий от лица, ведущего коммерческую деятельность, в такой ситуации также не требуется: коды согласно Общероссийскому классификатору (отыскать их можно в едином справочнике) назначаются и используются регистратором; бизнесмену же следует, время от времени выделяя немного свободного времени, сверять присвоенные его предприятию коды с актуальными и при обнаружении неточностей извещать об этом государственные органы.
  • При составлении документов, необходимых для ведения экономической деятельности на международном уровне . Если заявка составляется самим предпринимателем, следить за правильностью приводимых в ней данных следует непосредственно ему; если же коммерсант представлен государственной структурой, эта обязанность ложится на госслужащих.

Важно : несмотря на статистическую и представительскую значимость, в повседневной жизни предпринимателя коды по Общероссийскому классификатору продукции ОКПД 2 используются относительно редко. Гораздо чаще возникает необходимость или проверить его по базе Федеральной службы судебных приставов, чем удостовериться, что вид деятельности делового партнёра, и так по умолчанию известный второй стороне, соответствует присвоенному ему коду. Поэтому при заключении договоров о сотрудничестве этап сверки кодов ОКПД 2 можно пропустить, сконцентрировавшись на более важных подробностях коммерческой деятельности.

Структура классификатора

Как уже упоминалось, разработанный и утверждённый в Российской Федерации Общероссийский классификатор продукции, работ и услуг ОКПД 2 приведён в соответствие с европейской классификацией КПЕС 2008 (Статистическая классификация продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе - CPEC, или CPA 2008).

В большинстве случаев российский разработчик, Министерство экономического развития, с целью максимального соответствия оставил двух-шестизначные коды КПЕС 2008 без изменения, однако иногда, с учётом особенностей развития и функционирования отечественной экономики, в классификатор ОКПД 2 добавляются «расширенные» семи-, восьми- и девятизначные коды. Российская Федерация в этом вопросе не является исключением: подобная практика распространена и в ряде стран Евросоюза, а также государств - претендентов на вступление в него.

Как можно убедиться, в ОКПД 2 содержится огромный объём информации, полностью исключающий возможность простой последовательной классификации. С другой стороны, слишком сложная разбивка на подкатегории привела бы к возникновению новых проблем и неизбежной путанице, грозящей не только экономическими, но и репутационными потерями. Поэтому при разработке классификации было принято решение, как и ранее, использовать оба метода: и последовательный, и иерархический. Виды производимой продукции или оказываемых услуг перечисляются последовательно, а подвиды (подкатегории) - в «углубляющемся», иерархическом порядке.

Структура классификатора в общем виде состоит из:

  • 00 - классов (самая общая категория);
  • 00.0 - подклассов;
  • 00.00 - групп товаров, работ или услуг;
  • 00.00.0 - подгрупп;
  • 00.00.00 - видов предлагаемой предпринимателем продукции (на этом общеевропейская классификация заканчивается);
  • 00.00.00.00 - категорий (в российской системе);
  • 00.00.00.000 - подкатегорий (в российском классификаторе).

Как видно, количество цифр в ОКПД 2 организации может колебаться от двух до шести (в рамках КПЕС) или до девяти (с учётом специфики отечественной экономики).

Важно : для сохранения соответствия используемых кодов по классификаторам ОКПД 2 и КПЕС 2008, а также для улучшения восприятия точкой отделяются:

  • второй и третий знаки кода;
  • четвёртый и пятый знаки классификатора;
  • в российской версии - шестой и седьмой знаки (девятый, если он есть, пишется слитно с седьмым и восьмым).

Помимо всего, в настоящее время принято в кодах, соответствующих европейским стандартам (то есть включающих не более шести знаков), использовать все девять цифр, заменяя последние три нулями. Если же товар или услуга имеют российскую специфику, заключительные три символа (или только седьмой и восьмой) отличаются от нуля.

Пример классификации продукции с использованием ОКПД 2:

  • 05 . Общее наименование класса: «Уголь».
  • 05.2 . Наименование подкласса: «Уголь бурый (лигнит)».
  • 05.20 . Название группы товаров: «Уголь бурый (лигнит)».
  • 05.20.1 . Наименование подгруппы: «Уголь бурый (лигнит)».
  • 05.20.10 . Название вида продукции: «Уголь бурый (лигнит)».
  • 05.20.10.110 . Название первой предусмотренной регулятором подкатегории: «Уголь бурый рядовой (лигнит)».
  • 05.20.10.120 . Наименование второй подкатегории: «Уголь бурый обогащённый (лигнит)».
  • 05.20.10.130 . Название третьей подкатегории: «Концентрат бурого угля (лигнита)».

Для того чтобы предупредить возможные недоразумения, разработчик ОКПД 2 предусмотрел для категорий и подкатегорий включённые в название пояснения, служащие для:

  • точного, не оставляющего пространства для двусмысленного толкования понимания обособленных терминов, аббревиатур или словосочетаний в составе общего названия;
  • создания однозначного понятия о специфике выработки, предоставления и использования товаров и услуг, входящих в данную категорию или подкатегорию;
  • предоставления читателю исчерпывающего или допускающего расширенное толкование списка включённых в категорию или подкатегорию продуктов или осуществляемых работ;
  • предупреждения намеренного или случайного включения в описываемую категорию (подкатегорию) не предусмотренных составителем товаров или услуг (например, смешения сланцевого и антрацитового угля).

Для «европейских» (до шести символов) кодов пояснения к классам, подклассам и так далее по убывающей товаров и услуг обычно соответствуют принятым в Евросоюзе и не приводятся в справочнике (или приводятся частично) или, если есть существенные расхождения, включаются непосредственно в классификацию.

Важно : в соответствии с логическим принципом построения иерархических списков комментарий, относящийся к более «общей» группе, в полной мере распространяется и на входящие в неё подгруппы. Следовательно, при попытке самостоятельно найти свой код по Общероссийскому классификатору предприниматель должен принимать во внимание примечания, относящиеся к «вышестоящим» категориям.

Например, в отечественной практике взамен европейского стандарта КПЕС 2008 используются :

  • для подкласса 10.4 («Растительные и животные масла и жиры») - Технический регламент ТР ТС-024/2011 Таможенного союза, касающийся соответствующей продукции;
  • для подкласса 10.5 («Молоко, молочная продукция») - Федеральный закон (технический регламент) №88-ФЗ, утверждённый в июне 2008 года;
  • для подкласса 10.32 («Соки из овощей и фруктов») - Технический регламент ТС ТР-023/2011 Таможенного союза;
  • для всех включённых в ОКПД 2 лекарственных средств - АТХ (Анатомо-терапевтическо-химическая) система классификации и так далее.

При использовании унифицированных кодов не используются, однако включаются во все онлайн- и оффлайн-справочники самые общие, буквенные обозначения разделов классификатора. Практического значения они не имеют и скорее служат для понимания самой структуры системы:

  1. Раздел A . В него включаются сельскохозяйственные товары, продукты животного происхождения из рыбного и лесного хозяйств.
  2. Раздел B - вся продукция, относящаяся к горнодобывающей отрасли.
  3. Раздел C - товары, предлагаемые обрабатывающими предприятиями.
  4. Раздел D - газ, пар, электрическая энергия и услуги по кондиционированию воздушной смеси.
  5. Раздел E - работы по снабжению водой и отведению водных потоков, а также рекультивационные услуги.
  6. Раздел F - все виды строительных работ.
  7. Раздел G - услуги, связанные с розничной и оптовой коммерческой деятельностью; а кроме того, с ремонтом механических транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей и мотоциклов).
  8. Раздел H - работы по организации транспортных перевозок и складской деятельности.
  9. Раздел I - услуги в сфере гостеприимства и общественного питания.
  10. Раздел J - услуги, осуществляемые в области обеспечения связи (включая сотовую), обработки и передачи информации.
  11. Раздел K - услуги финансовых (включая инвестиционные) компаний и страховых агентств.
  12. Раздел L - вся совокупность услуг по обеспечению интересов клиентов в сфере недвижимого имущества.
  13. Раздел M - работы, относящиеся к инженерно-технической, профессиональной и научной (не прикладной) области.
  14. Раздел N - административно-хозяйственные, организационные (в общем смысле) и вспомогательные услуги.
  15. Раздел O - совокупность государственных услуг по социальному страхованию (обязательная его часть), управлению и военному обеспечению.
  16. Раздел P - услуги, оказываемые государственными или коммерческими структурами в сфере образования.
  17. Раздел Q - услуги, осуществляемые в сфере охраны здоровья и социальной защиты граждан.
  18. Раздел R - совокупность услуг в области развлечений, культурно-массовых мероприятий, отдыха, спорта (в его развлекательной части) и искусства.
  19. Раздел S - иные услуги, оказываемые гражданам, включая деятельность общественных организаций.
  20. Раздел T - товары, работы и услуги, производимые и оказываемые в домашних условиях и для собственного пользования.
  21. Раздел U - услуги, оказываемые потребителю экстерриториальными структурами.

Совет : хотя в официальном порядке буквенные обозначения при употреблении кодов ОКПД 2 не употребляются, поскольку представляют собой излишнюю информацию, индивидуальному предпринимателю или владельцу юрлица рекомендуется, упоминая код в тексте документа, добавлять в скобках за ним соответствующее название - это позволит контрагенту быстрее проверить приведённые данные по справочнику.

Скачать классификатор ОКПД 2

Чем ОКПД отличается от ОКПД 2?

Всего в истории современной России последовательно использовалось три варианта классификации продукции по виду экономической деятельности:

  1. ОКП , то есть просто Общероссийский классификатор продукции. Разрабатывался начиная с 1991 года несколькими практически независимыми государственными структурами по поручению Правительства России. Утверждён Госстандартом Российской Федерации в конце 1993 года; вступил в силу в следующем году. Не связан с европейскими требованиями к классификации товаров, работ и услуг; состоит из шести значащих символов (первые два, обозначающие класс, отделены пробелом) и заключительной контрольной цифры, позволяющей проверить правильность назначения кода. Благодаря использованию иерархической структуры по коду можно безошибочно определить, к какому виду продукции он относится. Общероссийский классификатор ОКП полностью выведен из употребления, согласно Приказу Росстата от 2014 года, начиная с 2017 года.
  2. ОКПД . Появился в 2008 году (изначально в качестве дополнения к основному классификатору ОКП). Первая из отечественных систем, приведённая в соответствие европейским стандартами (в то время ещё КПЕС (CPEC) от 2002 года). Утверждён Приказом Ростехрегулирования №329 в конце 2007 года; вступил в силу в следующем году. Включал всего 17 разделов (на четыре меньше, чем в текущей редакции), зато почти 40 тысяч групп против ныне употребляемых 18 тысяч. Формально выведен из употребления в соответствии с вышеупомянутым приказом с 2017 года, но по ряду приведённых ниже соображений используется и сейчас.
  3. ОКПД 2 . Пришёл в начале 2015 года на смену ОКП и ОКПД одновременно. В большой степени соответствует европейской системе КПЕС 2008, за исключением использования 7–9-символьных кодов вместо принятых в Евросоюзе шести цифр, разделяемых точками. Обычно коды по ОКПД 2 приведены в согласие с кодами по ОКВЭД 2, однако встречаются и явные расхождения, которые в настоящее время никто устранять не собирается. Официально ОКПД 2 - единственный используемый классификатор производимой в России продукции с начала 2017 года.

Важно : в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики №14 от 2014 года индивидуальным предпринимателям и владельцам крупных коммерческих структур необходимо использовать в работе (начиная с 2015 года) исключительно коды по Общероссийскому классификатору ОКПД 2. Тем не менее иногда для облегчения восприятия имеет смысл приводить в документах и старые коды - если, конечно, компания была зарегистрирована до 2015 года. В противном случае ОКПД или ОКП ей быть присвоен просто не мог, а потому коммерсанту не из чего будет выбирать.

Также имеет смысл, составляя акт или договор, при наличии нескольких кодов каждый раз указывать в скобках после них принадлежность: ОКП, ОКПД или ОКПД 2. Хотя по решению законодателя первые два классификатора уже выведены из обращения, никакого наказания за то, что они (конечно, вместе с новым кодом) будут приведены в документе, не предусмотрено.

Подводим итоги

Код ОКПД 2 используется для однозначной классификации и идентификации предлагаемых производителем товаров, работ или услуг. Структура кода - последовательно-иерархическая, с использованием неупоминаемого в документе буквенного обозначения разделов и шести-девятизначных уникальных цифровых последовательностей. Контрольные числа в конце кода в настоящее время не используются.

Найти любой код по Общероссийскому классификатору продукции в соответствии с экономической деятельностью (так и расшифровывается аббревиатура ОКПД 2) можно, пользуясь онлайн-справочником или документом для MS Word, скачать который можно по приведённой выше ссылке. В настоящее время, в соответствии с Приказом Росстата от 2014 года, следует применять исключительно коды ОКПД 2: ОКП и ОКПД ушли в прошлое.

Где найти справочник ОКПД2 2019 года с расшифровкой и поиском по наименованию, как выглядят позиции классификатора и что грозит за его некорректное использование, расскажем в статье.

Коды ОКПД2 на 2019 год

ОКПД2 - это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Он утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Это перечень товаров, работ и услуг, которые сгруппированы по видам деятельности. Список размещен в свободном доступе. Но периодически он обновляется, на нашем портале вы найдете актуальную версию классификатора.

  • XX класс;
  • XX.X подкласс;
  • XX.XX группа;
  • XX.XX.X подгруппа;
  • XX.XX.XX вид;
  • XX.XX.XX.XX0 категория;
  • XX.XX.XX.XXX подкатегория.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Рассмотрим на примере продуктов:

  • класс 10 - продукты пищевые;
  • подкласс 10.1 - мясо и мясо птицы, прочие продукты убоя. Мясные пищевые продукты, включая продукты из мяса птицы;
  • 10.11 - мясо и прочие продукты убоя, включая мясо консервированное;
  • 10.11.1 - мясо крупного рогатого скота, свинина, баранина, козлятина, конина и мясо прочих животных семейства лошадиных, оленина и мясо прочих животных семейства оленьих (оленевых) парные, остывшие или охлажденные;
  • 10.11.11 - мясо крупного рогатого скота (говядина и телятина) парное, остывшее или охлажденное, в том числе для детского питания;
  • 10.11.11.110 - говядина парная, остывшая или охлажденная.

Сервис поможет заказчикам, которые работают по Закону № 44-ФЗ, быстро и точно определить ОКПД2. Коды продукции обязательно указывать в плане-графике закупок, а также в закупочной документации. Данные в сервисе отвечают актуальному Общероссийскому классификатору 2019 года.

Расшифровка и поиск

Найти коды ОКПД2 на 2019 год с расшифровкой можно на zakupki.gov.ru . Однако это не самый удобный вариант, поиск занимает много времени. Система выдаст корректный результат, только если форма запроса содержится в наименовании позиции классификатора. Простой пример. Заказчик закупает совки и пытается найти код для этого объекта закупки по слову совок. Но его поиск не увенчается успехом, поскольку в классификаторе такой продукции соответствует пункт «Метлы и щетки для…».

Существуют автоматические справочники ОКПД2 2019. Они ищут позиции не по наличию слова в наименовании, а по по реестру контрактов ЕИС . В результатах поиска показывают сразу несколько кодов, релевантных запросу.

Также доступен ручной поиск по размещенным на юридических интернет-порталах перечням.

Где используется ОКПД2 в 2019 году

Коды ОКПД2 используют при создании идентификационного кода закупки. Коду ОКПД2 в ИКЗ соответствуют цифры с 30 по 33. Также коды из классификатора применяют при размещении в ЕИС планов, планов-графиков, извещений. Кстати, закон этого не требует, но разместить информацию о закупке без ОКПД2 попросту не даст функционал системы. Заказчику не придется ничего вводить вручную: нужно лишь выбрать код из списка.

Кстати, в рамках одной закупки заказчики часто используют несколько кодов. В этом случае в ИКЗ ставятся нули. Помните, что порядок формирования ИКЗ гласит, что заказчик не может объединять в одной позиции плана закупки с разными классами, подклассами и группами ОКПД2.

Также коды из классификатора применяются при установлении преимуществ и определении ограничений. Заказчики используют позиции классификатора из перечней, которые утвердило Правительство или Минэкономразвития.

Конечно, важное значение ОКПД2 имеет при определении способа выбора поставщика. К примеру, коды ТРУ, которые можно закупать только путем аукциона , содержатся в распоряжении Правительства от 21.03.2016 г. № 471-р.

Ответственность за некорректный ОКПД2 в 2019 году

Что будет, если неверно указать код ОКПД2? Само по себе это не считается нарушением. Но проблема в том, что эта ошибка может отразиться на выборе способа закупки. А уже в этом случае заказчика могут оштрафовать. Об этом говорится в письме Минэкономразвития от 17.02.2016 Д28и-344. Ведомство указало, что ответственность наступит, если заказчик намеренно выбрал не тот код с целью наступления любых неправомерных последствий. Штраф составит от 30 до 50 тыс. руб.

Если в результате ошибки описание закупки потеряло объективность , заказчику грозит штраф за нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ - до 3 тыс. руб.

Вложенные файлы

  • Часть 1 - Разделы А (класс 01) - С (класс 15).docx
  • Часть 2 - Разделы С (класс 16) - С (класс 26).docx
  • Часть 3 - Разделы С (класс 27) - G (класс 47).docx
  • Часть 4 - Разделы H (класс 49) - U (класс 99).docx
  • Архив.7z

Что с 01.01.2017 ОКВЭД1 окончательно заменил ОКВЭД-2. С этой же даты вступил в силу и другой обновленный классификатор - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. О классификаторе ОКПД 2 расскажем в этом материале.

Новый справочник ОКПД 2 2017

ОКПД2 является элементом национальной системы стандартизации России. Классификатор построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008).

Объекты классификации в ОКПД2 на 2017 год - это продукция, услуги и работы.

ОКПД-2 используется в целях классификации и кодирования продукции (услуг, работ) для статотчетности, налогообложения, для обеспечения классификации основных фондов, используемой в и для других целей.

Структура кода ОКПД2

В классификаторе ОКПД-2 используется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код продукции по видам экономической деятельности состоит из 2-9 цифровых знаков и может быть представлен в следующем виде: ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ.

Приведем структуру кода по ОКПД-2:

Так, к примеру, в состав класса 14 «Одежда» по ОКПД-2 входит подкатегория «Костюмы лыжные из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных», имеющая следующий код: 14.19.22.120.

Полный классификатор ОКПД2 с 2017 года с расшифровкой можно найти, обратившись к Приказу Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст.

С учетом того, что ОКП утратил силу с 01.01.2017, Минэкономразвития России разработало прямые и обратные переходные ключи. Они позволяют переводить коды из ОКП в ОКПД 2 и наоборот.

Эти ключи размещены на официальном сайте Минэкономразвития в разделе «Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России ».

Ниже приведем коды по ОКПД2 в отношении отдельных товаров и услуг.

ОКПД 2: информация о некоторых кодах

Какому коду соответствуют по ОКПД 2 канцтовары? По ОКПД 2 канцелярские товары могут быть отнесены к следующим группам:

  • 17.23 «Принадлежности канцелярские бумажные»;
  • 22.29 «Изделия пластмассовые прочие» (к примеру, принадлежности канцелярские или школьные пластмассовые);
  • 23.13 «Стекло полое» (например, принадлежности канцелярские из стекла);
  • 25.99 «Металлоизделия готовые прочие, не включенные в другие группировки» (в частности, детали для скоросшивателей или папок, канцелярские зажимы).

По ОКПД 2 картриджи для принтеров относятся к следующему виду по классификатору: 28.23.25 «Части и принадлежности прочих офисных машин». При этом для копировально-множительных аппаратов картриджи уже попадают в другой вид классификации: 28.23.26 «Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов» (Письмо Минэкономразвития от 21.11.2016 № ОГ-Д28-13219). А по ОКПД 2 заправка картриджей имеет совсем другой код: 95.11.10.130 «Услуги по заправке картриджей для принтеров».

Для мешков для мусора в ОКПД 2 специальные коды не предусмотрены. Они могут быть отнесены к следующим кодам:

  • 17.21.12 «Мешки и сумки бумажные»;
  • 22.22.11 «Мешки и сумки, включая конические, из полимеров этилена»;
  • 22.22.12 «Мешки и сумки, включая конические, из прочих пластмасс, кроме полимеров этилена».

В ОКПД 2 строительные материалы также могут быть отнесены к нескольким разным кодам подкласса в зависимости от конкретного вида товаров:

  • 08.1 «Камень, песок и глина»;
  • 23.3 «Материалы керамические строительные»;
  • 23.6 «Изделия из бетона, цемента и гипса» и др.

Подробнее о соответствии ОКПД2 и ОКПД1 мы рассказывали в нашем .

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Для кода ОКПД2 17.12.14.129 «Бумага печатная прочая» условия допуска, предусмотренные Приказом № 155, не применяются заказчиком. Так как, данный код ОКПД2 не входит в перечень кодов ОКПД2, которые предусмотрены в таблице Приказа № 155.

Как заказчику использовать коды ОКПД2: примеры и практика ФАС

Коды ОКПД2 заказчики выбирают, когда описывают объект закупки. Если укажете неверный код, ограничите конкуренцию или неверно выберете способ закупки. В этом случае заплатите штраф и потратите время на разбирательства в ФАС. Расскажу, что такое ОКПД2 и как им пользоваться, - на примерах из практики заказчиков и антимонопольной службы.

Что такое ОКПД2

ОКПД2 - это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Классификатор утвердил Росстандарт приказом от 31 января 2014 г. № 14-ст. Этим же приказом Росстандарт с 1 января 2017 года отменил классификаторы ОКП, ОКПД, ОКДП и ОКУН.

У кода ОКПД2 иерархическая структура:

Если вид не делится на категории, то 7-9-е знаки кода - нули. Например, 01.11.61.000 - «Фасоль овощная». В остальных случаях у знаков 7 и 8 значения больше нуля - 01.13.39.110 «Кабачки». Девятый знак будет больше ноля, только если есть подкатегория : 26.51.43.111 «Амперметры цифровые».

Пример: как делят продукцию по кодам ОКПД2

Иерархия кодов ОКПД2 сельхозпродукции выглядит так.

В каких случаях заказчики используют ОКПД2

Коды ОКПД2 заказчики используют, когда определяют объект закупки. При этом в Законе № 44-ФЗ нет требования указывать ОКПД2 в планах, планах-графиках, извещениях и других документах процедуры. На практике заказчики применяют ОКПД2 в четырех случаях.

Случай 1 . Заказчик формирует идентификационный код закупки. ИКЗ состоит из 36 цифр. Цифры с 30-й по 33-ю в ИКЗ формируют сведениями ОКПД2 - берут первые четыре цифры кода. Например, заказчик покупает лекарственные растения. Код товара по ОКПД2 - 02.30.40.140. В ИКЗ войдут цифры 02.30. Подробно о том, как сформировать ИКЗ, читайте в рекомендации.

Случай 2 . Заказчик публикует сведения в ЕИС. Коды ОКПД2 заказчики указывают, когда размещают в ЕИС планы, планы-графики, извещения. В Законе № 44-ФЗ таких требований нет, однако опубликовать сведения о закупке без кода ОКПД2 не позволит функционал сайта. Заказчик выбирает необходимый код из списка, который предлагает ЕИС.

Случай 3 . Заказчик устанавливает преимущества или дополнительные требования к участникам, а также ограничения при закупке некоторых товаров. Для этого используют коды ОКПД2 из перечней, которые утвердило Правительство или Минэкономразвития, в частности:

  • преференции для участников, которые поставляют товары из ЕАЭС (приказ Минэкономразвития от 25 марта 2014 г. № 155);
  • преимущества предприятиям уголовно-исполнительной системы (постановление Правительства от 14 июля 2014 г. № 649);
  • ограничения при закупках иностранных радиоэлектронных товаров (постановление Правительства от 26 сентября 2016 г. № 968);
  • запреты при закупках товаров машиностроения (постановление Правительства от 14 июля 2014 г. № 656);
  • ограничения при закупках медизделий из других государств (постановление Правительства от 5 февраля 2015 г. № 102);
  • дополнительные требования к участникам закупки (постановление Правительства от 4 февраля 2015 г. № 99);
  • перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики по Закону № 223-ФЗ покупают в электронной форме (постановление Правительства от 21 июня 2012 г. № 616).

Если код объекта закупки включен в один из перечисленных перечней, применяйте правила нормативного акта, которым перечень утвержден.

Случай 4 . Заказчик выбирает способ закупки. Правительство определило товары, работы и услуги, которые заказчики вправе покупать только на аукционе, - аукционный перечень (распоряжение Правительства от 21 марта 2016 г. № 471-р).

Чтобы правильно выбрать способ закупки, заказчики сверяются с кодами ОКПД2 в перечне.

Как выбрать ОКПД2

Коды ОКПД2 Росстандарт перечислил в классификаторе от 31 января 2014 г. № 034-2014. Найти нужный код в классификаторе можно по наименованию объекта закупки.

Быстро узнать код поможет мастер «Определите точный код ОКПД2 для закупок». Просто введите ключевое слово в поисковой строке мастера, например «силикатный кирпич» или «кирпич», кликните на нужное название и нажмите кнопку «Определить».

Мастер работает и в обратном порядке - заказчик может узнать товар, работу или услугу по коду ОКПД2. Напишите нужный код и нажмите «Определить».

Иногда для одного и того же товара есть два кода ОКПД2. Это связано с тем, что Росстандарт отменил ОКПД, ОКУН, ОКДП и ОКП, а Минэкономразвития разработало ключи для перехода от старых классификаторов к ОКПД2. Если закупаете продукцию, у которой два кода, выбирайте ОКПД2, который точнее описывает объект закупки.

Заказчик должен потребовать от участников подать во второй части заявки регистрационное удостоверение на микротом, так как медизделия должны быть зарегистрированы. Регистрирует медизделия Росздравнадзор. Регистрационные удостоверения опубликованы на сайте ведомства. В удостоверении для микротома указан код ОКП 94 4330 (ч. 4 ст. 38 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и п. 3 Правил из постановления Правительства от 27 декабря 2012 г. № 1416).

Так как с 1 января 2017 года коды ОКП не действуют, Минэкономразвития сделало перекодировочную таблицу, по которой можно определить код ОКПД2 по коду ОКП. По таблице заказчик выяснил, что для кода 94 4330 установлен код ОКПД2 26.60.12.119.

Заказчик описал объект закупки с кодом из таблицы Минэкономразвития - 26.60.12.119. С этим кодом заказчик вправе требовать от участников регистрационное удостоверение. Если указать код, который не отвечает регистрационному удостоверению, и потребовать от участника удостоверение, то нарушите часть 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. За это сотрудника контрактной службы оштрафуют на сумму от 5000 до 30 000 руб. (ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ).

Как накажут заказчика за неверный код ОКПД2

Контролеры наказывают заказчиков, которые из-за неверного кода ОКПД2 нарушают Закон № 44-ФЗ. Штраф грозит по трем основаниям.

1. Необъективно описали объект закупки из-за неверного кода ОКПД2. В этом случае нарушите пункт 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Сотрудник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

2. Ошибочно выбрали способ закупки из-за неверного кода. Допустим, купили на конкурсе продукцию из аукционного перечня. Сотрудник контрактной службы заплатит штраф 30 000 или 50 000 руб. (ч. 1 и 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

3. Неверно установили ограничения или предоставили преимущества из-за неправильного кода. Сотрудник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

За ошибочный код ОКПД2 в документации о закупке контролеры заказчиков не штрафуют. В Законе № 44-ФЗ и подзаконных нормативно-правовых актах нет требования указывать коды ОКПД2 в каких-либо документах о закупке. Поэтому штрафовать за некорректный код контролеры не вправе. Выводы подтверждает Минэкономразвития в письме от 18 апреля 2016 г. № Д28и-1033 и Крымское УФАС в решении от 17 февраля 2017 г. № 06/262-17.

Из постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области»:

Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службой государственной статистики и Министерством экономического развития Российской Федерации.

Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП)

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП)" style=" display: none;">

разработан с учетом рекомендаций Статистической комиссии ООН. В основу построения ОКДП положены Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК) - International Standard Idustrial Classification of all Economic Activities (ISIC) и международный Классификатор основных продуктов (КОП) - Central Products Classification (CPC). В настоящее время применяется часть II и часть III для классификации продукции и услуг. Части I и IV отменены приказом Росстандарта от 6 ноября 2001 г. № 454 «О принятии и введении в действие ОКВЭД».

Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024 - 95 (ОКЭР)

Общероссийский классификатор экономических регионов ОК 024 - 95 (ОКЭР)" style=" display: none;">

представляет собой систематизированный перечень региональных экономических группировок объектов административно-территориального деления России. Объектами классификации в ОКЭР являются различные виды экономических регионов. При этом под экономическим регионом понимается совокупность объектов административно-территориального деления страны, обладающих рядом общих природно-экономических признаков.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) (ОКВЭД)

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) (ОКВЭД)" style=" display: none;">

построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее - КДЕС Ред. 1) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред. 1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.

ОКВЭД используется для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, определения основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, разработки нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности, осуществления государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне, кодирования информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах, а также для обеспечения потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред 1.1) (ОКВЭД)

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред 1.1) (ОКВЭД)" style=" display: none;">

построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (далее - КДЕС Ред. 1.1) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev. 1.1) путем сохранения в ОКВЭД из КДЕС Ред. 1.1 кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих позиций без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД с пяти- и шестизначными кодами.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.

Используется для осуществления государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, и для подготовки статистической информации для сопоставления на международном уровне.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической детальности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (ОКПД)

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической детальности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (ОКПД)" style=" display: none;">

построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2002) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2002 version (CPA 2002) путем сохранения без изменения в ОКПД из КПЕС 2002 кодов (до шести знаков включительно) и объемов понятий соответствующих позиций. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации продукции, учитываются в группировках ОКПД с 7 - 9-разрядными кодами.

Объектами классификации в ОКПД являются продукция (услуги, работы).

ОКПД может использоваться для классификации и кодирования продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики, а также для подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (ОКВЭД 2)

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (ОКВЭД 2)" style=" display: none;">

построен на основе гармонизации с официальной версией на русском языке Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (редакция 2) - Statistical classification of economic activities in the European Community (NACE Rev.2) путем сохранения в ОКВЭД 2 (из NACE Rev.2) кодов (до четырех знаков включительно) и наименований соответствующих группировок без изменения объемов понятий. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации видов экономической деятельности, учитываются в группировках ОКВЭД 2 на уровне группировок с пяти- и шестизначными кодами. Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности.

ОКВЭД 2 используется для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, определения основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, разработки нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности, осуществления государственного статистического наблюдения по видам деятельности за субъектами национальной экономики и социальной сферы, подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне, кодирования информации по видам экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, обеспечения потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2)

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2) " style=" display: none;">

построен на основе гармонизации со Статистической классификацией продукции по видам деятельности в Европейском экономическом сообществе (КПЕС 2008) - Statistical Classification of Products by Activity in the European Economic Community, 2008 version (CPA 2008) путем сохранения без изменения в ОКПД 2 из КПЕС 2008 кодов (до шести знаков включительно) и объемов понятий соответствующих позиций. При этом имеются случаи, для которых национальные особенности отражаются путем изменения группировок CPA 2008 с 2 - 6-разрядными кодами. Особенности, отражающие потребности российской экономики по детализации продукции, учитываются в группировках ОКПД 2 с 7 9-разрядными кодами.

Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы). ОКПД 2 предназначен для обеспечения информационной поддержки классификации и кодирования продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики, разработки нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности, реализации комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике, связанных с обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о продукции по видам экономической деятельности при решении аналитических задач, обеспечения системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке, подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд, налогообложения, обеспечения классификации основных фондов, используемой в Общероссийском классификаторе основных фондов, стандартизации и обязательного подтверждения соответствия продукции, классификации и кодирования услуг, оказываемых населению хозяйствующими субъектами.