Постановление правительства рф 542. О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов


Во исполнение статьи 22 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и статьи 15 Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

2. Федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" привести свои акты в соответствие с настоящим постановлением.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.4782);

пункт 40 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст.560);

пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 351 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст.2248);

пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 года N 48 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.979);

подпункт "б" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года N 1184 "О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст.6692);

постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 года N 1188 "О порядке осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст.6696).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Положение об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июня 2016 года N 542

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - система государственного учета и контроля), обязательный для выполнения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергией и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, информационно-аналитическими центрами и организациями - юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, деятельность которых на территории Российской Федерации связана с обращением с объектами государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - объекты государственного учета и контроля), включая их ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, и осуществлением их учета и контроля (далее - организации).

2. Объектами государственного учета и контроля являются:

а) радиоактивные вещества, в том числе:

радиоактивные вещества, находящиеся в открытых и закрытых радионуклидных источниках, содержащих радионуклиды, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;

радиоактивные вещества, содержащиеся в отработавшем ядерном топливе;

радионуклиды, содержащиеся в выбросах и сбросах в окружающую среду;

б) радиоактивные отходы, находящиеся в том числе на радиационно загрязненных участках территорий;

в) ядерные материалы, не подлежащие учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

3. В рамках системы государственного учета и контроля осуществляется регистрация пунктов хранения радиоактивных отходов.

4. Функционирование системы государственного учета и контроля осуществляется в целях:

а) обеспечения сохранности объектов государственного учета и контроля, за исключением радионуклидов, содержащихся в выбросах и сбросах в окружающую среду, на всех стадиях обращения с ними;

б) своевременного выявления и предотвращения нарушений при обращении с объектами государственного учета и контроля;

в) информационной поддержки управленческих решений по вопросам обращения с объектами государственного учета и контроля для обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

5. Система государственного учета и контроля включает в себя:

а) нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по государственному учету и контролю объектов государственного учета и контроля;

б) органы управления;

в) информационно-аналитические центры;

г) организации;

д) инженерно-технические и программные средства.

6. Система государственного учета и контроля обеспечивает:

а) ограничительный порядок доступа к информации в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля в целях защиты сведений, отнесенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к информации ограниченного распространения;

б) измерение значений и фиксацию учетных данных о количественном и качественном составе и местоположении объектов государственного учета и контроля;

в) совершенствование научно-технических методов, обеспечивающих достоверность информации в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля;

г) профессиональную подготовку и переподготовку персонала, осуществляющего государственный учет и контроль объектов государственного учета и контроля.

7. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"закрытый радионуклидный источник" - источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа (назначенного срока службы), на которые он рассчитан;

"информационно-аналитический центр" - структурное подразделение органа управления системы государственного учета и контроля или организация, определенная указанным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке, осуществляющие сбор, хранение, контроль, анализ, обработку и передачу информации по государственному учету и контролю объектов государственного учета и контроля;

"контроль объектов государственного учета и контроля" - совокупность организационно-правовых, технических и технологических мероприятий, направленных на проверку и обеспечение соответствия фактического состояния находящихся в обороте объектов государственного учета и контроля требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности при обращении с объектами государственного учета и контроля и их сохранности, включая административный контроль наличия и перемещения объектов государственного учета и контроля, контроль доступа к объектам государственного учета и контроля, оборудованию, используемому при обращении с объектами государственного учета и контроля, наблюдение за объектами государственного учета и контроля, проверку санкционированного размещения и перемещения объектов государственного учета и контроля, проверку соблюдения нормативов поступления радионуклидов в атмосферный воздух и со сточными водами;

"открытый радионуклидный источник" - источник ионизирующего излучения, устройство которого допускает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения, на которые он рассчитан;

"отработавшее ядерное топливо" - ядерное топливо, облученное в активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее;

"паспорт радиоактивных веществ" - основной учетный документ, оформляемый при изготовлении радиоактивных веществ, содержащий все необходимые учетные данные о радиоактивных веществах;

"паспорт радиоактивных отходов" - основной учетный документ, оформляемый при кондиционировании радиоактивных отходов, содержащий все необходимые учетные данные о радиоактивных отходах, включая данные об их количестве и характеристиках;

"радиоактивные вещества оборонного назначения" - радиоактивные вещества, используемые или предназначенные для использования в составе вооружения и военной техники, комплектующих и запасных частей к ним, а также специальные изделия, содержащие радионуклиды и предназначенные для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники;

"учет объектов государственного учета и контроля" - измерение значений и фиксация учетных данных о количественном и качественном составе и местоположении объектов государственного учета и контроля, формирование и ведение учетных и отчетных документов.

II. Государственный учет и контроль объектов государственного учета и контроля

8. Осуществление государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля включает в себя измерение значений и фиксацию учетных данных о количественном и качественном составе и местоположении объектов государственного учета и контроля, в том числе регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, формирование и ведение учетных и отчетных документов, включая ведение реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов, а также обработку и анализ учетных и отчетных данных.

Ведение государственного учета и контроля радионуклидов, содержащихся в выбросах и сбросах в окружающую среду, осуществляется в отношении информации о соответствующих выбросах и сбросах за календарный год на основании данных первичного учета, осуществляемого в организации.

9. Ведение государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля осуществляется путем сплошного непрерывного документального учета на всех этапах оборота объектов государственного учета и контроля.

10. Правила учета и контроля объектов государственного учета и контроля в организациях, требования к паспортам радиоактивных отходов и радиоактивных веществ устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

11. Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами путем внесения документированных сведений в реестр радиоактивных отходов и кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

В реестр радиоактивных отходов вносятся сведения о радиоактивных отходах, полученные в результате первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения, а также сведения о радиоактивных отходах, переданных национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами.

После отнесения Правительством Российской Федерации пунктов хранения радиоактивных отходов к пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам размещения особых радиоактивных отходов и пунктам консервации особых радиоактивных отходов сведения об указанных пунктах, о субъектах права собственности на них и характеристиках размещенных в них радиоактивных отходов вносятся в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

III. Структура системы государственного учета и контроля

12. Органами управления системы государственного учета и контроля являются Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом"), федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

13. Госкорпорация "Росатом" в рамках своих полномочий:

а) проводит государственную политику в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля;

б) устанавливает формы отчетов организаций в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля, порядок и сроки их представления, порядок ведения реестра радиоактивных отходов, порядок ведения кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов;

в) осуществляет государственный учет и контроль объектов государственного учета и контроля в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

г) обеспечивает государственный учет и контроль объектов государственного учета и контроля в учреждениях Госкорпорации "Росатом", акционерных обществах Госкорпорации "Росатом" и их дочерних обществах, а также на подведомственных предприятиях и в организациях, с которыми Госкорпорацией "Росатом" заключены соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

д) обеспечивает представление в органы государственной власти Российской Федерации информации о наличии объектов государственного учета и контроля по их запросам или на основе отдельных соглашений в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий;

е) обеспечивает проведение работ, связанных с функционированием, методическим обеспечением и совершенствованием системы государственного учета и контроля, а также создание при необходимости межведомственных советов (комиссий) для координации деятельности в этой области;

ж) участвует в разработке федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по вопросам ведения государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля;

з) определяет в установленном законодательством Российской Федерации порядке центральный информационно-аналитический центр и обеспечивает его деятельность;

и) принимает участие в порядке, согласованном с заинтересованными органами управления системы государственного учета и контроля, в проведении контрольных проверок информационно-аналитических центров по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля, а при необходимости и отдельных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

к) организует и проводит подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов организаций, информационно-аналитических центров, а также органов управления системы государственного учета и контроля по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля.

14. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии:

а) обеспечивают государственный учет и контроль объектов государственного учета и контроля в подведомственных организациях и организациях, с которыми указанные органы заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

б) определяют в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведомственные информационно-аналитические центры, обеспечивают их деятельность;

в) обеспечивают представление информации (отчетов), в том числе в электронном виде, в информационно-аналитические центры в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой и служебной тайне;

г) обеспечивают и контролируют подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников и специалистов соответствующего ведомственного информационно-аналитического центра по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля;

д) контролируют подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов подведомственных организаций и организаций, с которыми указанные органы заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

е) организуют в порядке, согласованном с Госкорпорацией "Росатом", проведение контрольных проверок по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля в ведомственных информационно-аналитических центрах, в подведомственных организациях и организациях, с которыми указанные органы заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии.

15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своих полномочий:

а) обеспечивают государственный учет и контроль радиоактивных веществ на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме организаций, указанных в подпункте "а" пункта 14 настоящего Положения) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

б) принимают участие в проведении работ, связанных с созданием, обеспечением функционирования и совершенствованием системы государственного учета и контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

в) определяют в установленном законодательством Российской Федерации порядке региональные информационно-аналитические центры, обеспечивают их деятельность;

г) обеспечивают представление информации (отчетов), в том числе в электронном виде, в региональные информационно-аналитические центры в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой и служебной тайне;

д) обеспечивают и контролируют подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников и специалистов соответствующего регионального информационно-аналитического центра по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля;

е) контролируют подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля (кроме организаций, указанных в подпункте "а" пункта 14 настоящего Положения);

ж) организуют в порядке, согласованном с Госкорпорацией "Росатом", проведение контрольных проверок по вопросам государственного учета и контроля радиоактивных веществ в региональных информационно-аналитических центрах, а при необходимости и в отдельных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

з) обеспечивают разработку и принятие по согласованию с Госкорпорацией "Росатом" нормативных правовых актов по организации функционирования системы государственного учета и контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

16. Организации:

а) осуществляют учет и контроль объектов государственного учета и контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

б) обеспечивают сохранность объектов государственного учета и контроля, за исключением радионуклидов, содержащихся в выбросах и сбросах в окружающую среду;

в) информируют ведомственные и региональные информационно-аналитические центры, а в случае их отсутствия центральный информационно-аналитический центр о ставших известными случаях хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, нарушения требований физической защиты объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля;

г) своевременно представляют отчеты, в том числе в электронном виде, в информационно-аналитические центры в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой и служебной тайне;

д) обеспечивают использование методических, технических и программно-технических средств, необходимых для выполнения требований, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;

е) осуществляют подбор персонала, осуществляющего учет и контроль объектов государственного учета и контроля, а также обеспечивают его подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

17. Воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации представляют отчеты об обороте объектов государственного учета и контроля, за исключением радиоактивных веществ оборонного назначения, по формам и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Госкорпорации "Росатом", в ведомственный информационно-аналитический центр Министерства обороны Российской Федерации, который представляет такие отчеты в центральный информационно-аналитический центр.

IV. Информационно-аналитические центры системы государственного учета и контроля

18. Центральный информационно-аналитический центр осуществляет:

а) разработку и (или) внедрение программного, информационного, методического и иных видов обеспечения системы государственного учета и контроля;

б) сбор, обработку, включая анализ и контроль достоверности, и обобщение информации, поступающей от ведомственных и региональных информационно-аналитических центров и организаций, подготовку аналитических материалов;

в) формирование и ведение баз данных по учету и контролю объектов государственного учета и контроля, включая формирование баз данных для реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов;

г) методическое руководство по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля и оказание консультационной помощи ведомственным и региональным информационно-аналитическим центрам и организациям;

д) информирование ведомственных и региональных информационно-аналитических центров об изменении структуры системы государственного учета и контроля;

е) информирование ведомственных и региональных информационно-аналитических центров в части, их касающейся, о ставших известными случаях хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, нарушения требований физической защиты объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля;

ж) информирование Госкорпорации "Росатом" о ставших известными фактах незаконного оборота, хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля;

з) информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии о ставших известными фактах отсутствия ведомственных и региональных информационно-аналитических центров, непредставления информационно-аналитическими центрами и организациями отчетов, незаконного оборота, хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля;

и) проведение контрольных проверок по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля в информационно-аналитических центрах, а при необходимости и в отдельных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Госкорпорации "Росатом" и согласованном с заинтересованными органами управления системы государственного учета и контроля.

19. Ведомственные информационно-аналитические центры осуществляют:

а) внедрение в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии, их подведомственных организациях и организациях, с которыми такой орган заключил соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии, программного, информационного, методического и иных видов обеспечения системы государственного учета и контроля, разработанного центральным информационно-аналитический центром;

б) сбор, обработку, включая анализ и контроль достоверности, и обобщение информации, поступающей от подведомственных организаций и организаций, с которыми соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление использованием атомной энергии, заключил соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии, а также подготовку аналитических материалов;

в) формирование и ведение баз данных по учету и контролю объектов государственного учета и контроля в подведомственных федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, организациях и организациях, с которыми такой орган заключил соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

г) подготовку в установленной форме данных по объектам государственного учета и контроля и представление их в центральный информационно-аналитический центр в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации;

д) методическое руководство по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля и оказание консультационной помощи подведомственным организациям и организациям, с которыми федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

е) проведение контрольных проверок по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля подведомственных организаций и организаций, с которыми федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующего федерального органа исполнительной власти;

ж) информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке центрального информационно-аналитического центра и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, о ставших известными фактах незаконного оборота, хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля.

20. Региональные информационно-аналитические центры осуществляют:

а) внедрение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе в организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, программного, информационного, методического и иных видов обеспечения учета и контроля объектов государственного учета и контроля, разработанного центральным информационно-аналитический центром;

б) сбор, обработку, включая анализ и контроль достоверности, и обобщение информации, поступающей от организаций (за исключением воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации), находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также подготовку аналитических материалов;

в) формирование и ведение баз данных по учету и контролю объектов государственного учета и контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

г) подготовку в установленной форме данных по объектам государственного учета и контроля и направление их в центральный информационно-аналитический центр в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации;

д) методическое руководство по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля и оказание консультационной помощи организациям, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля;

е) проведение контрольных проверок по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля в отдельных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующего органа исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации;

ж) информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке центрального информационно-аналитического центра и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, о непредставлении организациями отчетов, о ставших известными фактах незаконного оборота, хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных радиоактивных веществ.

V. Взаимодействие Госкорпорации "Росатом" с федеральными органами исполнительной власти по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля

21. Министерство внутренних дел Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля, представляет в Госкорпорацию "Росатом" и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своей компетенции информацию о фактах выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в отношении объектов государственного учета и контроля, а также о причинах их совершения.

22. Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта, представляет в Госкорпорацию "Росатом" обобщенную информацию, содержащуюся в декларациях на товары, о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации радиоактивных веществ и отработавших закрытых источников ионизирующего излучения.

Федеральная таможенная служба представляет в установленном порядке по запросу в Госкорпорацию "Росатом", Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения об отдельных фактах ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных веществ и отработавших закрытых источников ионизирующего излучения.

23. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ежегодно, до 1 апреля, представляет в установленном порядке в Госкорпорацию "Росатом" и по запросу в Министерство внутренних дел Российской Федерации информацию об организациях, получивших лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, условиями действия которых допускается обращение с объектами государственного учета и контроля и эксплуатация пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, и об организациях, в отношении которых приостановлено действие (аннулированы) указанных лицензий, а также реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

24. Госкорпорация "Росатом" ежегодно, до 1 апреля, представляет в установленном порядке в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору перечень организаций, представивших отчеты о наличии у них объектов государственного учета и контроля.

VI. Надзор за системой государственного учета и контроля

25. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своих полномочий:

осуществляет надзор за системой государственного учета и контроля;

разрабатывает, утверждает и вводит в действие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии по вопросам государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля.

26. Надзор за системой государственного учета и контроля включает в себя проверку выполнения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля, условий действия лицензий, а также состояния учета и контроля объектов государственного учета и контроля и их наличия на территории Российской Федерации, осуществляемую путем проведения инспекций в организациях, информационно-аналитических центрах, органах управления системы государственного учета и контроля.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 20.06.2016,
N 0001201606200014

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОРЯДКЕ
ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ

Во исполнение статьи 22 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и статьи 15 Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

2. Федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" привести свои акты в соответствие с настоящим постановлением.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4782);

пункт 40 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560);

пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 351 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2248);

пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. N 48 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 979);

подпункт "б" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1184 "О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6692);

постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1188 "О порядке осуществления государственного учета и контроля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6696).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июня 2016 г. N 542

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ
РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - система государственного учета и контроля), обязательный для выполнения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергией и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, информационно-аналитическими центрами и организациями - юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, деятельность которых на территории Российской Федерации связана с обращением с объектами государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - объекты государственного учета и контроля), включая их ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, и осуществлением их учета и контроля (далее - организации).

2. Объектами государственного учета и контроля являются:

а) радиоактивные вещества, в том числе:

радиоактивные вещества, находящиеся в открытых и закрытых радионуклидных источниках, содержащих радионуклиды, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;

радиоактивные вещества, содержащиеся в отработавшем ядерном топливе;

радионуклиды, содержащиеся в выбросах и сбросах в окружающую среду;

б) радиоактивные отходы, находящиеся в том числе на радиационно загрязненных участках территорий;

в) ядерные материалы, не подлежащие учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

3. В рамках системы государственного учета и контроля осуществляется регистрация пунктов хранения радиоактивных отходов.

4. Функционирование системы государственного учета и контроля осуществляется в целях:

а) обеспечения сохранности объектов государственного учета и контроля, за исключением радионуклидов, содержащихся в выбросах и сбросах в окружающую среду, на всех стадиях обращения с ними;

б) своевременного выявления и предотвращения нарушений при обращении с объектами государственного учета и контроля;

в) информационной поддержки управленческих решений по вопросам обращения с объектами государственного учета и контроля для обеспечения безопасности при использовании атомной энергии.

5. Система государственного учета и контроля включает в себя:

а) нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по государственному учету и контролю объектов государственного учета и контроля;

б) органы управления;

в) информационно-аналитические центры;

г) организации;

д) инженерно-технические и программные средства.

6. Система государственного учета и контроля обеспечивает:

а) ограничительный порядок доступа к информации в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля в целях защиты сведений, отнесенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке к информации ограниченного распространения;

б) измерение значений и фиксацию учетных данных о количественном и качественном составе и местоположении объектов государственного учета и контроля;

в) совершенствование научно-технических методов, обеспечивающих достоверность информации в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля;

г) профессиональную подготовку и переподготовку персонала, осуществляющего государственный учет и контроль объектов государственного учета и контроля.

7. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:

"закрытый радионуклидный источник" - источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа (назначенного срока службы), на которые он рассчитан;

"информационно-аналитический центр" - структурное подразделение органа управления системы государственного учета и контроля или организация, определенная указанным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке, осуществляющие сбор, хранение, контроль, анализ, обработку и передачу информации по государственному учету и контролю объектов государственного учета и контроля;

"контроль объектов государственного учета и контроля" - совокупность организационно-правовых, технических и технологических мероприятий, направленных на проверку и обеспечение соответствия фактического состояния находящихся в обороте объектов государственного учета и контроля требованиям, установленным нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности при обращении с объектами государственного учета и контроля и их сохранности, включая административный контроль наличия и перемещения объектов государственного учета и контроля, контроль доступа к объектам государственного учета и контроля, оборудованию, используемому при обращении с объектами государственного учета и контроля, наблюдение за объектами государственного учета и контроля, проверку санкционированного размещения и перемещения объектов государственного учета и контроля, проверку соблюдения нормативов поступления радионуклидов в атмосферный воздух и со сточными водами;

"открытый радионуклидный источник" - источник ионизирующего излучения, устройство которого допускает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения, на которые он рассчитан;

"отработавшее ядерное топливо" - ядерное топливо, облученное в активной зоне ядерного реактора и окончательно удаленное из нее;

"паспорт радиоактивных веществ" - основной учетный документ, оформляемый при изготовлении радиоактивных веществ, содержащий все необходимые учетные данные о радиоактивных веществах;

"паспорт радиоактивных отходов" - основной учетный документ, оформляемый при кондиционировании радиоактивных отходов, содержащий все необходимые учетные данные о радиоактивных отходах, включая данные об их количестве и характеристиках;

"радиоактивные вещества оборонного назначения" - радиоактивные вещества, используемые или предназначенные для использования в составе вооружения и военной техники, комплектующих и запасных частей к ним, а также специальные изделия, содержащие радионуклиды и предназначенные для технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники;

"учет объектов государственного учета и контроля" - измерение значений и фиксация учетных данных о количественном и качественном составе и местоположении объектов государственного учета и контроля, формирование и ведение учетных и отчетных документов.

II. Государственный учет и контроль объектов
государственного учета и контроля

8. Осуществление государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля включает в себя измерение значений и фиксацию учетных данных о количественном и качественном составе и местоположении объектов государственного учета и контроля, в том числе регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, формирование и ведение учетных и отчетных документов, включая ведение реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов, а также обработку и анализ учетных и отчетных данных.

Ведение государственного учета и контроля радионуклидов, содержащихся в выбросах и сбросах в окружающую среду, осуществляется в отношении информации о соответствующих выбросах и сбросах за календарный год на основании данных первичного учета, осуществляемого в организации.

9. Ведение государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля осуществляется путем сплошного непрерывного документального учета на всех этапах оборота объектов государственного учета и контроля.

10. Правила учета и контроля объектов государственного учета и контроля в организациях, требования к паспортам радиоактивных отходов и радиоактивных веществ устанавливаются федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

11. Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами путем внесения документированных сведений в реестр радиоактивных отходов и кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

В реестр радиоактивных отходов вносятся сведения о радиоактивных отходах, полученные в результате первичной регистрации радиоактивных отходов и установления мест их размещения, а также сведения о радиоактивных отходах, переданных национальному оператору по обращению с радиоактивными отходами.

После отнесения Правительством Российской Федерации пунктов хранения радиоактивных отходов к пунктам захоронения радиоактивных отходов, пунктам долговременного хранения радиоактивных отходов, пунктам размещения особых радиоактивных отходов и пунктам консервации особых радиоактивных отходов сведения об указанных пунктах, о субъектах права собственности на них и характеристиках размещенных в них радиоактивных отходов вносятся в кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

III. Структура системы государственного учета и контроля

12. Органами управления системы государственного учета и контроля являются Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом"), федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

13. Госкорпорация "Росатом" в рамках своих полномочий:

а) проводит государственную политику в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля;

б) устанавливает формы отчетов организаций в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля, порядок и сроки их представления, порядок ведения реестра радиоактивных отходов, порядок ведения кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов;

в) осуществляет государственный учет и контроль объектов государственного учета и контроля в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

г) обеспечивает государственный учет и контроль объектов государственного учета и контроля в учреждениях Госкорпорации "Росатом", акционерных обществах Госкорпорации "Росатом" и их дочерних обществах, а также на подведомственных предприятиях и в организациях, с которыми Госкорпорацией "Росатом" заключены соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

д) обеспечивает представление в органы государственной власти Российской Федерации информации о наличии объектов государственного учета и контроля по их запросам или на основе отдельных соглашений в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий;

е) обеспечивает проведение работ, связанных с функционированием, методическим обеспечением и совершенствованием системы государственного учета и контроля, а также создание при необходимости межведомственных советов (комиссий) для координации деятельности в этой области;

ж) участвует в разработке федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по вопросам ведения государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля;

з) определяет в установленном законодательством Российской Федерации порядке центральный информационно-аналитический центр и обеспечивает его деятельность;

и) принимает участие в порядке, согласованном с заинтересованными органами управления системы государственного учета и контроля, в проведении контрольных проверок информационно-аналитических центров по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля, а при необходимости и отдельных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

к) организует и проводит подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов организаций, информационно-аналитических центров, а также органов управления системы государственного учета и контроля по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля.

14. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии:

а) обеспечивают государственный учет и контроль объектов государственного учета и контроля в подведомственных организациях и организациях, с которыми указанные органы заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

б) определяют в установленном законодательством Российской Федерации порядке ведомственные информационно-аналитические центры, обеспечивают их деятельность;

в) обеспечивают представление информации (отчетов), в том числе в электронном виде, в информационно-аналитические центры в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой и служебной тайне;

г) обеспечивают и контролируют подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников и специалистов соответствующего ведомственного информационно-аналитического центра по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля;

д) контролируют подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов подведомственных организаций и организаций, с которыми указанные органы заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

е) организуют в порядке, согласованном с Госкорпорацией "Росатом", проведение контрольных проверок по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля в ведомственных информационно-аналитических центрах, в подведомственных организациях и организациях, с которыми указанные органы заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии.

15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своих полномочий:

а) обеспечивают государственный учет и контроль радиоактивных веществ на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме организаций, указанных в подпункте "а" пункта 14 настоящего Положения) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

б) принимают участие в проведении работ, связанных с созданием, обеспечением функционирования и совершенствованием системы государственного учета и контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

в) определяют в установленном законодательством Российской Федерации порядке региональные информационно-аналитические центры, обеспечивают их деятельность;

г) обеспечивают представление информации (отчетов), в том числе в электронном виде, в региональные информационно-аналитические центры в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой и служебной тайне;

д) обеспечивают и контролируют подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников и специалистов соответствующего регионального информационно-аналитического центра по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля;

е) контролируют подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, по вопросам, связанным с функционированием системы государственного учета и контроля (кроме организаций, указанных в подпункте "а" пункта 14 настоящего Положения);

ж) организуют в порядке, согласованном с Госкорпорацией "Росатом", проведение контрольных проверок по вопросам государственного учета и контроля радиоактивных веществ в региональных информационно-аналитических центрах, а при необходимости и в отдельных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

з) обеспечивают разработку и принятие по согласованию с Госкорпорацией "Росатом" нормативных правовых актов по организации функционирования системы государственного учета и контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

16. Организации:

а) осуществляют учет и контроль объектов государственного учета и контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

б) обеспечивают сохранность объектов государственного учета и контроля, за исключением радионуклидов, содержащихся в выбросах и сбросах в окружающую среду;

в) информируют ведомственные и региональные информационно-аналитические центры, а в случае их отсутствия центральный информационно-аналитический центр о ставших известными случаях хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, нарушения требований физической защиты объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля;

г) своевременно представляют отчеты, в том числе в электронном виде, в информационно-аналитические центры в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой и служебной тайне;

д) обеспечивают использование методических, технических и программно-технических средств, необходимых для выполнения требований, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;

е) осуществляют подбор персонала, осуществляющего учет и контроль объектов государственного учета и контроля, а также обеспечивают его подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

17. Воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации представляют отчеты об обороте объектов государственного учета и контроля, за исключением радиоактивных веществ оборонного назначения, по формам и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами Госкорпорации "Росатом", в ведомственный информационно-аналитический центр Министерства обороны Российской Федерации, который представляет такие отчеты в центральный информационно-аналитический центр.

IV. Информационно-аналитические центры системы
государственного учета и контроля

18. Центральный информационно-аналитический центр осуществляет:

а) разработку и (или) внедрение программного, информационного, методического и иных видов обеспечения системы государственного учета и контроля;

б) сбор, обработку, включая анализ и контроль достоверности, и обобщение информации, поступающей от ведомственных и региональных информационно-аналитических центров и организаций, подготовку аналитических материалов;

в) формирование и ведение баз данных по учету и контролю объектов государственного учета и контроля, включая формирование баз данных для реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов;

г) методическое руководство по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля и оказание консультационной помощи ведомственным и региональным информационно-аналитическим центрам и организациям;

д) информирование ведомственных и региональных информационно-аналитических центров об изменении структуры системы государственного учета и контроля;

е) информирование ведомственных и региональных информационно-аналитических центров в части, их касающейся, о ставших известными случаях хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, нарушения требований физической защиты объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля;

ж) информирование Госкорпорации "Росатом" о ставших известными фактах незаконного оборота, хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля;

з) информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии о ставших известными фактах отсутствия ведомственных и региональных информационно-аналитических центров, непредставления информационно-аналитическими центрами и организациями отчетов, незаконного оборота, хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля;

и) проведение контрольных проверок по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля в информационно-аналитических центрах, а при необходимости и в отдельных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Госкорпорации "Росатом" и согласованном с заинтересованными органами управления системы государственного учета и контроля.

19. Ведомственные информационно-аналитические центры осуществляют:

а) внедрение в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии, их подведомственных организациях и организациях, с которыми такой орган заключил соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии, программного, информационного, методического и иных видов обеспечения системы государственного учета и контроля, разработанного центральным информационно-аналитический центром;

б) сбор, обработку, включая анализ и контроль достоверности, и обобщение информации, поступающей от подведомственных организаций и организаций, с которыми соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление использованием атомной энергии, заключил соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии, а также подготовку аналитических материалов;

в) формирование и ведение баз данных по учету и контролю объектов государственного учета и контроля в подведомственных федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, организациях и организациях, с которыми такой орган заключил соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

г) подготовку в установленной форме данных по объектам государственного учета и контроля и представление их в центральный информационно-аналитический центр в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации;

д) методическое руководство по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля и оказание консультационной помощи подведомственным организациям и организациям, с которыми федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии;

е) проведение контрольных проверок по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля подведомственных организаций и организаций, с которыми федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, заключили соглашения о взаимодействии в целях осуществления функций по управлению использованием атомной энергии, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующего федерального органа исполнительной власти;

ж) информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке центрального информационно-аналитического центра и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, о ставших известными фактах незаконного оборота, хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных объектов государственного учета и контроля.

20. Региональные информационно-аналитические центры осуществляют:

а) внедрение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе в организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, программного, информационного, методического и иных видов обеспечения учета и контроля объектов государственного учета и контроля, разработанного центральным информационно-аналитический центром;

б) сбор, обработку, включая анализ и контроль достоверности, и обобщение информации, поступающей от организаций (за исключением воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации), находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также подготовку аналитических материалов;

в) формирование и ведение баз данных по учету и контролю объектов государственного учета и контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

г) подготовку в установленной форме данных по объектам государственного учета и контроля и направление их в центральный информационно-аналитический центр в порядке, установленном Госкорпорацией "Росатом", и с учетом требований законодательства Российской Федерации;

д) методическое руководство по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля и оказание консультационной помощи организациям, находящимся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля;

е) проведение контрольных проверок по вопросам учета и контроля объектов государственного учета и контроля в отдельных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответствующего органа исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации;

ж) информирование в установленном законодательством Российской Федерации порядке центрального информационно-аналитического центра и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, о непредставлении организациями отчетов, о ставших известными фактах незаконного оборота, хищения и несанкционированного использования объектов государственного учета и контроля, обнаружения бесхозяйных радиоактивных веществ.

V. Взаимодействие Госкорпорации "Росатом" с федеральными
органами исполнительной власти по вопросам учета и контроля
объектов государственного учета и контроля

21. Министерство внутренних дел Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля, представляет в Госкорпорацию "Росатом" и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своей компетенции информацию о фактах выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в отношении объектов государственного учета и контроля, а также о причинах их совершения.

22. Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта, представляет в Госкорпорацию "Росатом" обобщенную информацию, содержащуюся в декларациях на товары, о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации радиоактивных веществ и отработавших закрытых источников ионизирующего излучения.

Федеральная таможенная служба представляет в установленном порядке по запросу в Госкорпорацию "Росатом", Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения об отдельных фактах ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных веществ и отработавших закрытых источников ионизирующего излучения.

23. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ежегодно, до 1 апреля, представляет в установленном порядке в Госкорпорацию "Росатом" и по запросу в Министерство внутренних дел Российской Федерации информацию об организациях, получивших лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, условиями действия которых допускается обращение с объектами государственного учета и контроля и эксплуатация пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, и об организациях, в отношении которых приостановлено действие (аннулированы) указанных лицензий, а также реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

24. Госкорпорация "Росатом" ежегодно, до 1 апреля, представляет в установленном порядке в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору перечень организаций, представивших отчеты о наличии у них объектов государственного учета и контроля.

VI. Надзор за системой государственного учета и контроля

25. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своих полномочий:

осуществляет надзор за системой государственного учета и контроля;

разрабатывает, утверждает и вводит в действие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии по вопросам государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля.

26. Надзор за системой государственного учета и контроля включает в себя проверку выполнения требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля объектов государственного учета и контроля, условий действия лицензий, а также состояния учета и контроля объектов государственного учета и контроля и их наличия на территории Российской Федерации, осуществляемую путем проведения инспекций в организациях, информационно-аналитических центрах, органах управления системы государственного учета и контроля.

Постановление Правительства РФ от 30.08.2005 N 542 "Об утверждении правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным закономсоциальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

Во исполнение статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статьи 7 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. N 506 "О Порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 18, ст. 2156);

пункт 19 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 г. N 475 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"

1. Настоящие Правила определяют порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее соответственно - возмещение вреда, меры социальной поддержки).

Настоящие Правила не распространяются на финансирование расходных обязательств Российской Федерации по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, решения по которой принимаются органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

2. Финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

3. Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства.

4. Территориальные органы Федерального казначейства в установленном порядке осуществляют перечисление средств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, на счета, открытые гражданами в кредитных организациях, или в организации федеральной почтовой связи.

5. Финансирование расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки в части пенсионного обеспечения и иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию осуществляется Министерством финансов Российской Федерации путем ежемесячного перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, в бюджет соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

6. Финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.