Ответственность за перевозку пассажиров без лицензии такси. Новые штрафы за нелегальный извоз


Согласно требованиям российского федерального законодательства, пассажирские перевозки могут выполнять только частные или юридические лица, получившие соответствующую . Такие меры направлены на повышение качества обслуживания пассажиров, на обеспечение надлежащего технического состояния транспортных средств и предотвращение ДТП. Если выполняется перевозка пассажиров без лицензии, данное нарушение наказывается штрафом и даже конфискацией авто.

Любая организация – и частная, и государственная – для выполнения пассажирских перевозок должна располагать лицензией на данный вид деятельности. Что касается простых граждан, то они могут получить лицензию только на выполнение перевозок на легковом автомобиле – такси. Каждая организация-заявитель перед получением лицензии – ее выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Если не соблюдаются установленные законом требования, в выдаче лицензии могут отказать.

Если лицензия успешно получена, у юридического лица возникают новые обязательства:

  1. Прохождение регулярных проверок, подтверждающих возможность продолжать деятельность в сфере пассажирских перевозок.
  2. Выполнение всех обязательных требований по организации и выполнению перевозок, для любого транспорта (лицензии выдаются не только на автомобильные, но и на водные, железнодорожные перевозки).

Как было указано выше, проверками деятельности занимается уполномоченная Федеральная служба. Контроль перевозчиков может быть плановым и внеплановым. Первый проводится каждые два года (но не чаще), второй – при обнаружении серьезных нарушений. Как правило, внеплановые проверки проводятся оперативно – уже в течение нескольких дней после выявления нарушения. Дополнительный контроль осуществляют другие государственные структуры – Госавтоинспекция, таможня и т.д.

В зависимости от серьезности и обстоятельств обнаруженного , компания-перевозчик может понести административную ответственность в виде штрафа. Также возможен отзыв лицензии, после чего выполнение пассажирских перевозок станет для компании невозможным.

Как избежать ответственности за пассажирские перевозки без лицензии?

Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо разобраться, что по закону считается пассажирскими перевозками. Существует три фактора, указывающих на необходимость получения лицензии:

  • В автобусе или микроавтобусе перевозится более 8 человек. Естественно, что транспортное средство должно быть рассчитано на такое количество пассажиров.
  • Транспортное средство используется в коммерческих целях. Если цели использования – личные или организационные (например, предприятие организует сотрудникам служебный транспорт до места работы), лицензия не требуется.
  • Перевозки выполняются по определенному маршруту (кроме случаев, когда речь идет о заказных услугах).

Для железнодорожного, водного или авиационного транспорта лицензия обязательна во всех случаях. Если уполномоченные службы обнаружили нарушение, а деятельность перевозчика не относится ни к одному из указанных выше пунктов, избежать ответственности не удастся.

Наказанию в виде могут быть подвергнуты водитель, организация, а также лица, ответственные за перевозку. Если будет обнаружено повторное нарушение, наказание не ограничится штрафом – по закону государство имеет право конфисковать транспортное средство.

Штрафы за пассажирские перевозки без лицензии

Штрафные санкции за нарушение законодательства о пассажирских перевозках достаточно высокие. Для частного или должностного лица (допустившего перевозку) – 50 тысяч рублей, для – 100 тысяч, для организации – 400 тысяч. Данные штрафы распространяются в том числе и на водителей такси.

Повторное нарушение может привести к временным ограничениям на деятельность транспортной организации, а также к конфискации предмета правонарушения – транспортного средства. Единственная возможность избежать наказания – в судебном порядке доказать, что нарушения не было, так как выполнявшиеся пассажирские перевозки по закону возможны без лицензирования.

Дополнительные штрафные санкции применяются к компаниям такси и к частным лицам, осуществляющим пассажирские перевозки на легковом авто. Штраф может быть применен в следующих случаях:

  1. В салоне нет информации о правилах работы перевозчика, о на транспортные услуги.
  2. Пассажиру не предоставляется документ (чек), подтверждающий оплату услуги.
  3. На автомобиле нет обозначения «такси».

Как и в других случаях, наказание несет не только водитель, но и транспортная компания, а также должностные лица.

Заказные перевозки пассажиров

Для выполнения заказных пассажирских перевозок необходимо соответствующее данного вида деятельности. Основанием является договор фрахтования – он оформляется либо как заказ-наряд, либо письменно в свободной форме. Суть фрахтования в том, что сам автомобиль остается во владении собственника, тогда как фрахтователь получает только вместимость транспортного средства. Эта вместимость может использоваться как для транспортировки грузов, так и для перевозки пассажиров.

В договоре указывается список лиц, которые будут перевозиться по заказу. Если такого списка нет (то есть, выполняется перевозка неопределенного круга лиц), не разрешается взимание платы с пассажиров. На транспортом средстве обязательно размещаются таблички с надписью «Заказной».

Несмотря на то, что лицензия при заказных пассажирских перевозках не нужна, в некоторых случаях могут быть применены штрафные санкции:

  • Отсутствие , заключенного в письменной форме (то есть, если он вообще не был оформлен указанным способом).
  • У водителя нет договора при себе.
  • Взимание платы с пассажиров, если это не предусмотрено договором.
  • Допуск пассажиров, которые не указывались в списке.
  • Допуск пассажиров, у которых нет необходимых для поездки документов.

Заказные перевозки – один из немногих вариантов пассажирских перевозок, не требующий оформления лицензии. Главное – строго соблюдать все установленные законом правила для такой категории услуг.

Получение лицензии на пассажирские перевозки

Чтобы получить лицензию, необходимо обратиться в Ространснадзор – это ведомство, ответственное за лицензирование транспортной деятельности. Предварительно следует и подготовить заявление, в соответствии с установленной формой. Необходимо отметить, что для частных лиц и организаций форма заявления различается. Заявка рассматривается в срок, не превышающий 45 дней.

Для получения лицензии организация должна соответствовать ряду установленных законом требований – медицинский осмотр водителей, наличие подходящих для пассажирских перевозок транспортных средств, наличие допусков ТС к дорожному движению.

Если требования по организации и выполнению пассажирских перевозок соблюдаются, лицензия будет действовать неограниченно долго. В ряде случаев может потребоваться переоформление:

Наличие лицензии и строгое выполнение правил пассажирских перевозок – гарантия того, что водитель, организация или ответственные лица не будут привлечены к . Учитывая высокие штрафы за перевозки без лицензии, намного дешевле будет подготовиться к лицензированию и пройти его.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Возможно у многих до сих пор остаются старые стереотипы понимания работы таксиста. Кто-то еще живет в тех временах, когда можно было почти безнаказанно накинуть на крышу автомобиля "шашечку" и без всяких специальных разрешений подвезти пару-тройку клиентов. Однако на сегодняшний день в условиях стремительного роста конкуренции между перевозчиками, так же быстро ужесточается и растет штраф таксистам за перевозку пассажиров без лицензии.

Что требуется таксисту для легальной работы

Конечно, если от случая к случаю подвозить попутчиков и зарабатывать на нерегулярной основе, вряд ли можно "засветиться" в качестве нарушителя. Однако если перевозки осуществлять систематически и получать стабильный доход от этого, то необходимо знать о том, что государство возлагает обязательство зарегистрировать данный вид деятельности.

В Правилах дорожного движения РФ говорится, что водитель механического транспортного средства обязан (2.1 ПДД) иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки (2.1.1 ПДД): в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Таким образом при работе таксистом необходимо наличие разрешения или лицензии. Чтобы его получить, первоначально нужно получить статус ИП. Данный шаг возможен при условии работы на себя или наличия в штате определенного количества наемных работников. Если же необходимо открыть компанию, занимающуюся перевозками пассажиров, то придется оформляться как юридическое лицо.

Только после этого можно оформить на себя лицензию и спокойно заниматься перевозками пассажиров. Конечно не все считают обязательным легализировать свою работу, заниматься бумажной волокитой и оплачивать разрешение на извоз, но стоит знать, что штраф за нелегальное такси, а если еще и неоднократный, способен переубедить каждого.

Какой штраф за работу в такси без лицензии в 2018 году

Стоит отметить, что в условиях борьбы с таксистами-нелегалами, законодательные органы не поскупились на большое разнообразие административных взысканий. За отсутствие лицензии, упомянутой выше в ПДД Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в ст.12.3 ч.2.1 предусматривает следующее взыскание:

"Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения:

Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей."

Поскольку сферу услуг по перевозке пассажиров и багажа можно отнести к области транспорта, так как в услугах такси именно транспорт играет ключевую роль, то административные взыскания можно получить и более жесткие. Например, в ст.14.1.2 ч.1 "Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии" Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) говорится:

"Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей."

Штраф за частный извоз без лицензии в 2018 году размером в 50 000 рублей на порядок больше административного наказания, предусмотренного в статье 12.3 КоАП. К тому же в этой статье взысканию подлежат также индивидуальные предприниматели и юридические лица. Такая разница в штрафах в очередной раз убеждает, что разобраться в сложном законодательстве РФ самому очень трудно. Именно поэтому мы рекомендуем всегда обращаться за консультацией по спорным вопросам к квалифицированным специалистам.


Важно знать, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1.2, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пятидесяти тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей с конфискацией транспортного средства; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей с конфискацией транспортного средства или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение правил перевозок легковым такси

Нелегальная деятельность в режиме легкового такси на постоянной основе все равно предполагает наличие на автомобиле соответствующих опознавательных знаков. Для привлечения клиентов придется устанавливать на крышу авто "шашечки." А это уже является безмолвным заявлением о том, что вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то есть извозом. Поэтому, согласно п.5(1) Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") ваш автомобиль должен соответствовать следующим требованиям:

"Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше - опознавательный фонарь оранжевого цвета (п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)."

А величину административного наказания, предусмотренного за несоответствие автомобиля требованиям легкового такси определяет ст.11.14.1 "Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси" КоАП:

    "Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

    Невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности, предусмотренных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и подтверждающих оплату пользования легковым такси, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

    Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - десяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей."

Является ли Uber выходом для таксистов без лицензии

Раскрывая тему нелегального извоза пассажиров, обязательно стоит упомянуть о мобильном приложении Uber, являющейся головной болью для властей многих стран. Выпущенный в США в 2009 году сервис для поиска частных таксистов, на сегодняшний день является международным, эксплуатируясь более чем в 500 городах различных стран мира. Приложение позволяет заказать частного перевозчика для поездки, позволяя даже отслеживать место его передвижения. Для водителя без лицензии данный сервис позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность оставаясь в "тени." Прибыль от перевозок распределяется в соотношении 80% на 20% между пользователем приложения и его разработчиками.

Конечно отсутствие необходимости иметь лицензию у таксистов и противоречие законодательству не могло не вызвать возмущения властей в ряде стран и их городов. Приложение подвергалось многочисленным штрафам и даже полному запрету. Например в Москве даже лицензионные таксисты выражали негодование данным сервисом, так как "теневые" перевозчики составляли им существенную конкуренцию работая по более низким тарифам. В 2015 году между Транспортным Департаментом Москвы и Uber было достигнуто согласие о заключении договоренности об использовании в сервисе компании только лицензированных таксистов. Видимо компания не сильно торопилась с введением подобных ограничений, так как в начале 2016 года оказалось под угрозой запрета в Москве.

Таким образом вся система штрафов, направленная на борьбу с нелегальными таксистами, делает бессмысленными попытки обойти законодательство. Даже мобильное приложение Uber постепенно вводится в ограничительные рамки российских законов. Можно конечно надеяться на удачу и рассчитывать, что административные санкции обойдут стороной. Однако это всего лишь вопрос времени, когда очередной инспектор ГИБДД решит остановить вас и проверить у вас наличие лицензии на перевоз пассажиров. Лучше заранее позаботиться о получении разрешения и затем спокойно заниматься данной деятельностью!

Работа таксистом требует большой ответственности от водителя, ведь от него зависит жизнь и здоровье пассажиров. Поэтому государство заботится о том, чтобы в этой сфере трудились профессионалы на технически исправленном транспорте. Это реализуется с помощью обязательного лицензирования водителя, а нарушение правила влечет за собой административную ответственность. Попробуем разобраться, каким может быть штраф за работу в такси без лицензии в 2019 году.

Нарушения водителей в сфере перевозок регламентирует Административный кодекс ( , ) и (5 мая 2011 г.). Наложением на водителя штрафов за нелегальное такси занимается ГИБДД, выявляя нарушителей без лицензии прямо на дороге.

Сумма штрафа

Сумму штрафных санкций за отсутствие лицензии устанавливает КоАП. На сегодняшний день она составляет 5 тысяч рублей. Однако для региональных властей законодатель предусмотрел возможность повышать штраф за перевозку пассажиров без лицензии. Например, в столице он составляет уже 10 тысяч рублей. Но это не все, чем может закончиться нежелательная встреча с инспектором для водителя без лицензии.

  1. Незаконная перекраска автомобиля под цвета таксомоторной компании грозит штрафом в 5 тысяч рублей.
  2. За отсутствие «шашек» на такси штраф составляет 3 тысячи рублей.
  3. Оштрафовать могут, даже если инспектор выявит факт того, что водитель после получения денег от пассажира не выдал ему чек. За это выписывается квитанция на 1 тысячу рублей.

Таким образом, общий штраф за такси без лицензии в 2019 году может составлять кругленькую сумму. Более того, в Федеральном собрании разрабатывается проект повышения для водителей санкций за подобное правонарушение еще в 5-6 раз.

Инспектор может выдать квитанцию и за другие нарушения ПДД: отсутствие аптечки и огнетушителя, просроченные права. И также может быть выписан и документов на машину у водителя. При необходимости допускается эвакуация транспортного средства на штрафную стоянку.

Однако для поощрения ответственных водителей существует льгота, предусматривающая 50% скидку на оплату по квитанции в течение 20 суток после ее получения. Поэтому крайне выгодно вовремя .

Важные моменты при общении с сотрудниками ГИБДД

Конечно, инспекторы ДПС – это не роботы. При деликатном и вежливом общении с ними даже можно договориться о снисхождении. И речь здесь идет не о взятке со стороны водителя.

  1. Не стоит признаваться, что водитель является таксистом. Доказать данный факт непросто, учитывая, что инспектор не имеет права требовать объяснений от пассажиров.
  2. Работа в такси без лицензии предполагает использование обычной машины без «шашек» и цветовых обозначений.
  3. Пойманному водителю легче согласиться на штраф за неправомерное нанесение обозначений «такси», чем за незаконную перевозку пассажиров.
  4. Не стоит привлекать к себе внимание полиции невежливым поведением на дороге и систематическими нарушениями ПДД.

Поскольку выписанный штраф за отсутствие лицензии может быть обжалован, а во время разбирательства от инспектора потребуется доказательная база правомочности своих действий, что в данном случае не так просто, то многие сотрудники ГИБДД отпускают таких водителей с миром. Но повезти может только в том случае, если общаться с полицейским в предельно корректной форме. Иначе получение документа со штрафом неизбежно.

Порядок получения лицензии

Выдача лицензии осуществляется в управлении ГИБДД по месту регистрации заинтересованного лица. Рассмотрение документов проходит в среднем в течение 30 суток. Если заявка будет одобрена, водитель получит желаемый документ, который действителен на протяжении 5 лет. В правильно оформленной лицензии указывается:

  • сведения о машине;
  • Ф. И. О. водителя;
  • дата выдачи документа;
  • серийный номер документа.

Перевозка пассажиров может приносить неплохой доход, если эта деятельность оформлена должным образом. Те же, кто возит людей нелегально, должны готовиться к наказанию и убыткам. Санкционных мер может быть применено несколько, это зависит от того, какие статьи КоАП нарушил водитель.

Читайте в этой статье

Общие требования к такси

Чтобы перевозить пассажиров, необходимо иметь разрешение на этот вид деятельности. Оно требуется для подтверждения безопасности такси для людей, возможности платить налоги. Работать таксистом на законном основании можно при соблюдении условий:

  • авто должно быть в хорошем техническом состоянии, что подтверждается ТО каждые полгода;
  • водитель обязан быть достаточно опытным, то есть его стаж – минимум 5 лет;
  • транспортное средство следует снабдить всеми атрибутами такси: шашечками, световым сигналом оранжевого или желтого цвета, счетчиком;
  • на видном месте корпуса можно указать контактный телефон;
  • в салоне нужно поместить правила перевозки пассажиров;
  • люди, пользующие такси, по первому требованию должны получать чек или квитанцию;
  • для перевозки детей младше 12 лет нужно специальное кресло.

Наказание за езду без страховки

Полис для таксистов обходится немного дороже, чем для тех, кто пользуется авто только в личных целях. Но наказание за его отсутствие налагается все равно по статье 12.37:

Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

Если действующий полис есть, но забыт дома, выплата составит 500 р.

За незаконное такси

Если водитель решился украсить машину опознавательными знаками такси, но не удосужился получить лицензию, отвечать он будет по статье 12.4 КоАП:

  • наличие незаконного светового сигнала повлечет за собой выплату 5000 р. для водителя, 20000 р. – для должностного лица, 500000 р. – для юрлица;
  • аналогичные суммы штрафов потребуют, если на авто нанесены шашечки такси.

Фонарь и наклейка при этом конфискуются. А если на незаконном такси есть сразу оба опознавательных знака, придется платить 2 штрафа. Ведь в данном случае нарушены 2-й и 3-й разделы статьи 12.4.

За отсутствие путевого листа

Путевой лист – еще один документ, который обязан предъявлять сотруднику ГИБДД таксист. Это регламентируется разделом 6 частью 2 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Отсутствие же документа является нарушением, санкция за которое следует по статье 12.3 КоАП:

Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе … в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

За езду без детского кресла

По правилам дети младше 12 лет должны перевозиться с соблюдением особых мер безопасности. Это автокресло или иные приспособления, которые позволяют пристегнуть ребенка. Нарушение требования вынуждает применять раздел 3 статьи 12.23 КоАП. В соответствии с ней:

  • водитель выплатит 3000 р.;
  • должностное лицо – 25000 р.;
  • юрлицо – 100000 р.

Если человек работает в организации, занимающейся перевозкой пассажиров, является наемным сотрудником, ему грозит минимальная сумма штрафа. Но те, кто получил лицензию, рассматриваются законом как юридические лица. И они за перевозку ребенка без кресла отдадут 100000 р.

В административной практике было такое, что таксистам в этих случаях инкриминировали часть 2 пункт Б статьи 238 Уголовного Кодекса. Там указана ответственность за оказание услуг, не соответствующих условиям безопасности. И водители за перевозку ребенка без автокресла получали штраф в 300000 р., а также клеймо уголовника.

О том, какой штраф за перевозку ребенка до 12 лет в такси без автокресла, смотрите в этом видео:

За парковку

Для стоянки легковых такси в городах есть специально отведенные места, обозначаемые знаком. В остальном правила парковки те же, что для обычных машин. Их нарушения караются по статьям 12.16 и 12.19 КоАП:

  • за игнорирование разметки или знака о запрете паркинга – 1500 р., а в Москве – 3000 р.;
  • за оставление авто на тротуаре – 1000 р., в столице – 3000 р.;
  • за паркинг на месте для инвалидов – 5000 р.;
  • за стоянку на автобусной, троллейбусной остановках – 1000 р., в Москве – 3000 р.;
  • если такси брошено во втором ряду проезжей части – 2000 р.;
  • за паркинг на пешеходном переходе – 1000 р., для Москвы – 3000 р.

За выделенную полосу

Работающее легально такси с шашечками, световым приспособлением, счетчиком имеет право перемещаться по выделенной для общественного транспорта полосе. Но практика показывает, что если его , водителю приходит требование в 1500 р., а в Москве 3000 р. Таковы суммы за незаконную езду по «выделенке», указанные в статье 12.17 КоАП.

Но если у таксиста есть лицензия, ему следует пытаться опротестовать наказание в суде. Иногда удается выиграть дело и не платить штраф.

Как избежать штрафа

Сотрудники ГИБДД бывают особенно пристрастными к таксистам, нарушающим ПДД. Ведь эти водители отвечают не только за свою жизнь, но и пассажиров. Поэтому избежать штрафов можно только уважением к законам, то есть:

  • регистрацией в налоговой службе;
  • покупкой лицензии;
  • приготовлением машины к перевозке пассажиров, в том числе детей;
  • соблюдением ПДД.

Как получить лицензию

Для приобретения разрешения на работу таксистом на собственном авто нужно:

  • обратиться в транспортное ведомство по месту регистрации с заявлением;
  • передать туда ксерокопии паспорта, ПТС, документа, подтверждающего право собственности на авто;
  • зарегистрироваться как ИП и предоставить бумаги об этом в транспортное ведомство;
  • подождать около месяца.