Законодательная база российской федерации. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения 101 закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения

1. К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также и настоящего Федерального закона.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.

1.1. Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган регистрации прав. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.

2. В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

3. Предусмотренные настоящей статьей сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.

4. В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.

Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.

В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.

5. В случае перехода права собственности на земельную долю к другому лицу внесение изменений в договор аренды земельного участка, в составе которого находится такая земельная доля, не требуется.


Судебная практика по статье 12 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ

    Определение от 18 июня 2019 г. по делу № А35-10324/2017

    Верховный Суд Российской Федерации

    354 и от 07.11.2017 № 46/021/003/2017-354, о приостановлении государственной регистрации права и об отказе в государственной регистрации договора от 01. 12 . 2015 аренды земельного участка с кадастровым номером 46:20:000000:100, расположенного по адресу: Курская область, Рыльский район, в границах МО «Малогнеушевский сельсовет», «Березниковский сельсовет», «Октябрьский сельсовет»; ...

    Решение от 11 января 2019 г. по делу № А35-4577/2018

    ...25 http://www.kursk.arbitr.ru Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Курск 11 января 2019 года Дело № А35-4577/2018 Резолютивная часть решения объявлена 27. 12 . 2018. Полный текст решения изготовлен 11.01.2019. Арбитражный суд Курской области в составе судьи Клочковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапуновой...
  • Решение от 11 января 2019 г. по делу № А35-3878/2018

    ...25 http://www.kursk.arbitr.ru Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Курск 11 января 2019 года Дело № А35-3878/2018 Резолютивная часть решения объявлена 27. 12 . 2018. Полный текст решения изготовлен 11.01.2019. Арбитражный суд Курской области в составе судьи Клочковой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапуновой...
  • Постановление от 29 декабря 2018 г. по делу № А09-1110/2016

    Двадцатый арбитражный апелляционный суд (20 ААС) - Банкротное

    Суть спора: Банкротство, несостоятельность

    Производству суда определением суда от 08.06.2018 и назначено к судебному разбирательству на 02.07.2018. Рассмотрение указанных требований неоднократно откладывалось, определение суда от 12 . 12 . 2018 рассмотрение требований EUROTREND BUSINESS L.P. отложено на 23.01.2019. В подпункте 4 пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от...

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А32-25600/2018

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Муниципальной собственности, указав в нем выкупную цену 588 024 рубля 90 копеек при участии в судебном заседании: от истца: Тарханов А.В. (доверенность от 28. 12 . 2017 № 828); от ответчика: не явился, извещен. УСТАНОВИЛ: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Колхоз имени В.И. Ленина» (далее – истец, колхоз) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к...

    Постановление от 25 декабря 2018 г. по делу № А65-40397/2017

    Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС)

    Юмья (ИНН 162302761912, СНИЛС 039-597-573 20), обратилась в суд с заявлением о признании ее несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14. 12 . 2017 заявление принято к производству. Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.05.2018 по делу №А65-40397/2017 Павлова Галина Николаевна, 25.09.1966 года рождения, ...

Не действует Редакция от 24.07.2002

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 N 101-ФЗ "ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Закон об обороте земель сельхозназначения регламентирует аспекты, связанные с использованием, распоряжением и владением земельными участками.

26 июня 2002 года Государственная Дума приняла закон о обороте сельхоз земель, одобрен законопроект был 10 июля того же года. Краткое содержание и название закона целиком вступили в законную силу 24 июля 2002 года. После вступления в силу рассматриваемого законодательного акта, уполномоченными лицами неоднократно вносились изменения, дополнения и поправки. Последние изменения ФЗ 101 претерпел 3 июля 2016 года. Последние поправки вступили в силу с 1 января 2017 года.

ФЗ о землях сельхозназначения устанавливает нормы проведения сделок, при заключении которых устанавливается возникновение или прекращение прав пользования земельным участком или долей земли сельскохозяйственного назначения. Также содержит условия, при наступлении которых, часть земли может перейти на правах собственности к государственной или муниципальной власти.

По данному законодательному акту, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • территории, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;
  • территории, засаженные кустарниками (высаженные кустарники должны быть предназначены для защиты земли от влияния негативных природных явлений;
  • территории, на которых расположены замкнутые водоемы;
  • территории, занятые зданиями (строениями), которые используются для производства сельскохозяйственной продукции.

Скачать

Правовое регламентирование сделок в сфере оборота земельных участков и долей осуществляется:

  • Конституцией России;
  • Земельным Кодексом РФ;
  • ФЗ 101.

Для совершения каких-либо действий с сельскохозяйственными землями необходимо изучить положения Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Последняя редакция законопроекта доступна по

Так же можете ознакомиться с об исполнительном производстве.

Последние изменения ФЗ о землях сельхозназначения

Все законодательные акты России подлежат периодическому рассмотрению и вносимые в них поправки нужны для уточнения некоторых аспектов, также для усовершенствования законов. В ФЗ 101 об обороте земель часто вносились изменения. Последняя редакция рассматриваемого закона проводилась 3 июля 2016 года.

Данная статья содержит положения об образовании земельного участка, находящегося в долевом владении. Пункт 3 ст. 13 претерпел ряд изменений. Нововведения гласят, что установленные требования к проекту межевания сельскохозяйственных земельных участков регламентируются органами исполнительной власти. Органы уполномочены осуществлять правовое регулирование в области ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно 6-ой статье ФЗ, государство вправе изъять сельхоз землю у собственника. Основанием для таких действий является нарушение правил пользования землей. Не подлежит изъятию территория, которая является:

  • предметом ипотеки;
  • земельным участком, когда в отношении ее собственников заведено дело о банкротстве.

В 6-ую ст. не вносились изменения с 2002 года.

Ст 14 ФЗ 101

Эта статья раскрывает особенности владения и распоряжения сельскохозяйственными земельными участками, находящимися во владении у более 5 лиц. По закону, проводить какие-либо действия с собственностью разрешается только после проведения общего собрания владельцев. На общем собрании обсуждаются основные вопросы:

  • касающиеся проекта межевания участков;
  • касающиеся перечня собственников, т.к. в свзи с межеванием участков количество владельцев меняется;
  • устанавливаются размеры доли в праве общей собственности;
  • утверждается список владельцев, чьи территории не востребованы;
  • обсуждаются нюансы договора аренды территории, находящейся в долевой собственности.

В последней редакции изменения не были внесены в 14 ст.

Ст 8 ФЗ №101

В 8-ую статью были внесены изменения в 2005 году, в 2016 она осталась без изменений. Гласит она о правилах купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. По закону, продавец обязан предоставить письменную форму в высший исполнительный орган государственной власти. В извещении указываются:

  • намерения о продаже:
  • цена;
  • размер земли;
  • срок, в который должна быть совершена сделка. По ФЗ № 101, срок не должен превышать 90 дней.

Ст 10 ФЗ 101

Она указывает на условия предоставления гражданам сельскохозяйственных земельных участков в аренду или в собственность. Если арендатор не нарушает правила пользования муниципальной собственностью, то после окончания срока аренды он праве:

  • продлить срок аренды;
  • выкупить арендуемый сельскохозяйственный земельный участок.

10-ая статья ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения не позволяет покупать землю, при условии, что государство предоставило в пользование территорию:

  • религиозным организациям;
  • научным и исследовательским учреждениям;
  • казачьим обществам;
  • общинам малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В 1 п. ст. 12.1 ФЗ № 101

Были внесены поправки об обороте сельскохозяйственных земельных участков:

  • Ранее права для регистрации сельскохозяйственных земельных участков осуществлялись в соответствии с ФЗ № 122 от 21 июля 1997;
  • После июля 2016 регистрация прав должна соответствовать ФЗ Российской Федерации № 218 от 13 июля 2015 года. Такие же поправки были внесены в 2 п. ст. 12.1.

Ст 15 ФЗ №101

В документе п. 3 ст. 15 был изменен в последней редакции:

  • Ранее площадь сельскохозяйственного земельного участка определялась, как площадь, указанная в кадастровой стоимости;
  • После июля 2016 она определяется как площадь, указанная в выписке Единого государственного реестра недвижимости.

Чтобы более детально следовать законодательным принципам, необходимо помимо законодательного акта изучать и комментарии.

Собственникам или арендаторам сельхоз участков требуется знать содержание закона об 101-ФЗ, особенно в его последней редакции.

Данный закон об обороте достаточно специфичен, поэтому без помощи специалиста в этом случае не обойтись. Безусловно, можно обратиться в специализированную юридическую контору, выставляющую заоблачные цены на свои услуги.

Но в 2017 г. есть более простой и менее затратный способ решения проблемы – просто напишите свой вопрос в форме в правом нижнем углу монитора, и квалифицированный юрист с удовольствием вас проконсультирует.

Онлайн консультация бесплатна и работает круглосуточно.

Правовой акт, регулирующий отношения с землями сельскохозяйственного назначения, распространяет свое действие на участки с одноименной категорией земель, но не на все. Земли с некоторыми видами разрешенного использования не подпадают под его действие. Это участки со следующими видами разрешенного использования: для постройки одного гаража, ведения ЛПХ и дачного хоз-ва, оборудования садов и огородов.

То есть, проще говоря, закон 101-ФЗ распространяет свое действие только на поля, пашни и так далее, а ваш дачный участок относится к сфере регулирования Земельного кодекса РФ.

Если вы гражданин другой страны или вовсе без гражданства, то в 2017 году участок из земель сельхозназначения по закону может быть передан только под аренду.

Ограничения площади сельскохозяйственных участков

Законом 101-ФЗ также устанавливается процесс установления минимума и максимума размеров земельных участков из земель сельхозназначения.

Так, минимальный размер в 2017 г. устанавливается внутренним законом субъекта РФ, на территории которого находится земля. Конечно, в соответствии с Конституцией РФ, закон субъекта не может противоречить вышестоящему законодательству, то есть не должны нарушаться требования Земельного кодекса РФ или других ФЗ.

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и несельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели - обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус , который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Несельскохозяйственные угодья

Несельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот несельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором - находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Правовой режим использования земель сельскохозяйственного назначения

Правовой режим - это система запретов, ограничений, разрешений и обязанностей. Владельцы земель сельскохозяйственной категории обязаны:

  1. использовать землю в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;
  2. принимать меры по недопущению любых воздействий на земельный участок, которые могут привести к существенным потерям плодородия и других значимых свойств;
  3. поддерживать оптимальное состояние мелиорированных земель;
Не выполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей влечёт за собой предусмотренное законом наказание в виде, штрафов, уголовной ответственности и иных мер, включая материальную ответственность, носящую компенсационный характер.

Владельцы земель сельскохоз назначения имеют право:

  1. приобретать, продавать, дарить, передавать в наследство принадлежащие им участки;
  2. получать от государства бесплатно или на возмездной основе земли данной категории в собственность или в пользование;
  3. выходить с ходатайством об изменении статуса, категории и разрешенного использования земель.

Ограничения и запреты

Основные ограничения и запреты можно свести к следующему:

  • Не использование земель с/х назначения запрещено. Это требование распространяется на любые участки, находящиеся во владении физических и юридических лиц. Не использовать землю может только государство, которое владеет землями ГосЗемЗапаса и участками резерва;
  • Иностранные граждане в обороте сельскохозяйственной земли участвовать не могут. Однако они могут брать землю в аренду и использовать её по назначению, выполняя все обязанности по поддержанию участков в надлежащем состоянии;
  • Произвольный перевод с/х земель в другую категорию или разрешенное использование запрещен и наказуем;
  • Существуют ограничения по срокам и содержанию аренды. Законом определяются максимальные и минимальные сроки, а также режим использования участков;
  • При территориальном зонировании определяются особо ценные земельные участки, изъятые из оборота. Они находятся в списках территорий, запрещенных к приватизации. Изымают из оборота и нарушенные земли, которые переводятся в залежь до момента восстановления плодородия и иных значимых свойств.

Процедура территориального зонирования с/х земель

Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков , устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.

Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями - в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.

Что можно строить на землях сельхозназначения

В целом, если говорить о землях с/х назначения, а не о сельскохозяйственных угодьях, то можно прийти к выводу о том, что строить можно все, кроме промышленных предприятий.

Впрочем, возможно возведение строений, предназначенных, например, для переработки молочной продукции, консервирования плодо-овощной продукции, что, по-сути, тоже является производством. Но такие производства могут действовать на сельскохозяйственных землях только в небольших масштабах и только на землях с соответствующим разрешенным использованием.

А вот жилищное строительство возможно только в следующих случаях:

  • На землях, отведенных под дачные посёлки (ДНП). Здесь законом допускается строительство дачных домиков и вспомогательных строений. Однако нигде нет указаний на то, каким он должен быть. Используя эту лазейку в законе, люди в качестве дачного домика возводят полноценные жилые дома . При этом могут возникнуть проблемы с пропиской и коммуникациями;
  • В пределах территории садово-некоммерческого товарищества (СНТ). Фактически это те же дачи, только с уклоном на ведение садоводства и огородничества;
  • На землях, отведенных под фермерские хозяйства. Здесь можно построить не только производственные и вспомогательные строения, но и полноценный дом в несколько этажей. Однако для этого необходимо зарегистрировать коллективное фермерское хозяйство (КФХ) как юридическое лицо и действительно заниматься на участке сельским хозяйством;
  • На землях, находящихся за пределами поселений и отведенных под формирование личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В этом случае также необходимо использовать землю по назначению, а под жилую застройку отводится лишь 20% площади участка.

Собственники и арендаторы сельскохозяйственных участков должны постоянно следить за изменениями в законодательстве, которые касаются оборота и использования земли. Одним из важнейших документов в этой сфере является 101-й ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Закон был принят в нашей стране еще в 2002 году, и с тех пор он практически ежегодно корректировался и дополнялся новыми положениями. Последние изменения были внесены в 2016 году. Ключевые моменты закона в его последней редакции рассмотрим в этой статье.

Действие указанного правового акта распространяется на все участки сельскохозяйственного назначения, кроме земель, предназначенных для постройки гаражей, ведения дачного хозяйства, обустройства садов и огородов.

Иначе говоря, на землях, попадающих под действие закона, должны проводиться работы сельскохозяйственного характера, а сами участки должны находиться за границами жилых поселений.

Все земли, относящиеся к данной категории, делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К первым относятся участки, которые используются для земледелия и животноводства, ко вторым – участки, занятые объектами вспомогательного характера (коммуникациями, строениями, водоемами, дорогами и т. д.).

Закон регулирует действия, связанные с владением, использованием и распоряжением участками земли с/х назначения, закрепляет правила и ограничения, касающиеся оборота участков земли.

Документом определяется порядок установления минимальной и максимальной площади земельных участков из числа с/х земель, которые могут принадлежать одному человеку или одной организации. Согласно документу, размеры наименьших и наибольших участков определяются региональной властью , при этом максимальный размер участка должен начинаться от 10% территории угодий, которые расположены на землях определенного муниципалитета.

При расчете площади земельных участков региональной властью должны учитываться конституционные нормы, требования Земельного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов.

Возможности использования земельной доли

Законом определяются возможности для использования доли в праве общей собственности, то есть части земли на большом с/х участке. Владелец земельной доли может распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, обменивать, совершать другие юридически операции.

Без выделения доли можно совершать следующие действия:

  • выполнять отказ от нее;
  • передавать по наследству;
  • заключать сделки между собственниками участка.

Если же планируется выполнение других действий, к примеру, продажа доли постороннему покупателю, участок нужно будет выделять в натуре. Для этого необходимо будет обращаться к кадастровому инженеру для проведения измерений и составления проекта межевания. После согласования участок следует ставить на кадастровый учет и регистрировать на него соответствующее право.


За соблюдением положений закона ведется тщательный контроль. Если выявляются какие-либо нарушения, они должны сразу устраняться (к примеру, часть земли должна быть продана или сдана в аренду). Если земли были приобретены до вступления закона в силу, то есть до 24 июля 2002 года, на устранение нарушений дается один год, если после указанного срока – один год после доказательства права. Если нарушения не будут устранены в установленный период, рассмотрение вопроса может быть передано в суд.

Кроме того, если земля используется не по прямому назначению на протяжении трех лет, согласно закону, допускается принудительное изъятие земельного участка. Поэтому если земля оформлялась для высаживания пшеницы, выращивание любых других культур будет считаться нарушением, которого лучше не допускать.

Важно знать о ключевых аспектах использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных в законе:

  • муниципалитет региона, на землях которого расположен участок, обладает преимущественным правом выкупа, поэтому его следует уведомлять о планируемой продаже земли. Если через месяц после отправки уведомления ответ не будет получен, в течение года можно заниматься продажей участка, после чего эту процедуру придется повторять снова, иначе сделка может быть оспорена;
  • в аренду передаются с/х участки, прошедшие кадастровый учет, в том числе земля, находящаяся в долевой собственности;


  • наибольший срок аренды земель с/х назначения составляет 49 лет. В некоторых случаях в договорах аренды устанавливается, что после завершения этого срока земля переходит во владение арендатора либо арендатор наделяется преимущественным правом повторной аренды участка;
  • количество арендованных участков, используемых одним человеком или одной организацией, не ограничено;
  • участки, образованные за счет неистребованных долей, ставшие собственностью субъектов РФ до второго полугодия 2011 года, могут быть переданы с/х организациям или фермерским хозяйствам на льготных условиях без проведения торгов;
  • граждане других стран и лица без гражданства могут использовать с/х участки исключительно на правах аренды;
  • использование с/х земель не должно приводить к порче, загрязнению, отравлению и уничтожению почвы.

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Михаил Игоревич Петров
Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
(в ред. федеральных законов от 7 июля 2003 г. № 113-ФЗ, от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, от 3 октября 2004 г. № 123-ФЗ, от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ, от 7 марта 2005 г. № 10-ФЗ, от 18 июля 2005 г. № 87-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. № 11-ФЗ, от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ, от 13 декабря 2008 г. № 250-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. № 297-ФЗ, от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ)
С учетом новейших подзаконных актов и судебной практики
(постатейный)
Принят Государственной Думой 26 июня 2002 г. Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г.

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения – сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

3. Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

3) преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.

4. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.

5. Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

6. К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.

1. Действующим Земельным кодексом РФ (ЗК РФ), составляющим основу современного российского земельного законодательства, все земли в Российской Федерации по своему целевому назначению поделены на семь категорий. Исчерпывающий перечень последних представлен в п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Подобным образом на уровне основополагающего в регулировании земельных правоотношений нормативного акта были созданы формальные предпосылки для принятия комментируемого Закона.

Будучи включенным в систему земельного законодательства, настоящий Федеральный закон является актом, содержащим нормы специального действия, положения которых применяются исключительно при регулировании общественных отношений, предметом которых являются земли сельскохозяйственного назначения. Особый характер норм комментируемого Закона по отношению к положениям ЗК РФ и иным нормативным актам в области земельного права выражается в установлении процедуры оборота земель сельскохозяйственного назначения. Большинство его норм носит бланкетный характер, применение которых должно осуществляться в совокупности с положениями материального законодательства. Роль последнего в данном случае отводится Земельному кодексу РФ – основополагающему, базовому акту земельного законодательства.

В силу названных причин в конструкции рассматриваемого документа отсутствуют традиционные для отечественных законодательных актов положения, раскрывающие содержание терминов, используемых в тексте закона. Однако, объединенные в наименовании Федерального закона термином «земли сельскохозяйственного назначения», они, являясь частью предмета его правового регулирования, также подлежат раскрытию.

Землями сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст. 77 ЗК РФ признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В составе земель сельскохозяйственного назначения особое значение имеют сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)). Они обладают приоритетом в использовании и подлежат особой охране.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Порядок использования земель сельскохозяйственного назначения устанавливается настоящим Законом.

Ограничив предмет правового регулирования последнего рамками оборота сельскохозяйственного назначения, законодатель в свободной форме представил его как отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельным участком соответствующей категории, предоставлением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятием их в государственную или муниципальную собственность. Составной частью оборота земель сельскохозяйственного назначения наряду с представленными могут выступать и иные юридически значимые действия, влекущие за собой установление правил и ограничений, применяемых к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и к сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, по смыслу комментируемой статьи оборот земель сельскохозяйственного назначения образуют имущественные отношения и связанные с ними отношения собственности, базовые принципы правового регулирования которых заложены в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) и принятых в исполнение его положений иных нормативных правовых актах. Не оспаривая приоритет ГК РФ в регулировании указанных правоотношений, законодатель, принимая во внимание специфику такого имущества, как земля, оговаривает особенности его гражданского оборота. Вместе с тем в случае возникновения коллизии правового регулирования преимущественным применением пользуются нормы комментируемого Закона, которые в отличие от сходных положений иных нормативных актов, являются нормами прямого действия.

Представленный в п. 1 комментируемой статьи перечень отношений, входящих в сферу действия настоящего Федерального закона, носит ограниченный характер. Однако благодаря особенностям используемой в процессе принятия документа законодательной конструкции это не ограничивает возможностей участников соответствующих правоотношений выбора, совершаемых ими юридически значимых действий, направленных на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей.

В силу прямой законодательной оговорки исключением из сферы правового регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с оборотом земельных участков, предоставленных гражданам из земель сельскохозяйственного назначения для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации. В настоящее время их правовое регулирование также осуществляется федеральными законами от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»1
СЗ РФ. – 2003. – № 28. – Ст. 2881.

От 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»2
СЗ РФ. – 1998. – № 16. – Ст. 1801.

От 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»3
СЗ РФ. – 1995. – № 32. – Ст. 3199.

Выведение из сферы действия настоящего Закона названных земельных участков, хотя формально и включенных ЗК РФ в состав земель сельскохозяйственного назначения, сделано исключительно из практических соображений. Осуществление сельскохозяйственной деятельности для личных целей отдельными гражданами или их объединениями, а равно возведение в указанных целях на принадлежащих им земельных участках, строений, зданий или иных сооружений фактически ограничивают их использование для нужд общества и государства. Кроме того, рассматривая данное исключение относительно общего числа участников правоотношений, можно отметить, что законодатель основной акцент делает на индивидуальном использовании земельных участков из числа земель сельскохозяйственного назначения. Буквальный анализ абз. 1 п. 1 комментируемой статьи позволяет отметить, что отношения, включенные в оборот земель сельскохозяйственного назначения, охватывают нескольких участников, обладающих общими правами на земельный участок.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи в общем виде определена система нормативных правовых актов, составляющих основу правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Рассматриваемой нормой представлены основные источники, структура и содержание актов, ее формирующих. Построение системы законодательства РФ об обороте земель сельскохозяйственного назначения обусловлено строгой иерархичностью и соподчинением. Традиционно в ее основу были положены отдельные конституционные положения, гарантирующие права граждан, их объединений на землю и свободу обращения с ней, а также нормы базовых актов, которыми для рассматриваемых правоотношений являются ЗК РФ и ГК РФ.

Приоритетное значение Конституции РФ состоит в том, что она как акт высшей юридической силы составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить ей. Среди норм Конституции РФ большое значение применительно к обороту земель сельскохозяйственного назначения имеют положения, провозглашающие землю в качестве основы жизни и деятельности народов, проживающих в Российской Федерации, а также декларирующие возможность ее нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных видах собственности (ст. 9 Конституции РФ). Анализ приведенных конституционных принципов позволяет отметить, что во-первых, особая роль земли, которая отводится ей в деле обеспечения социального благосостояния, требует формирования надежного института ее охраны и гарантий правовой защиты прав собственников и иных лиц, в чьем владении, пользовании или распоряжении находятся земельные участки. Во-вторых, в процессе формирования допустимых форм собственности на землю приоритет над остальными отводится частной собственности. Более того, право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности является самостоятельной конституционно-правовой нормой (п. 1 ст. 36 Конституции РФ), определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В вопросах правового регулирования владения, пользования и распоряжения землей Конституцией РФ установлен паритет между федеральным и региональным законодательством с отнесением их к совместному ведению федерального центра и регионов (подп. «в» п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Вместе с тем отдельные конституционные положения свидетельствуют о преимуществе федерального законодательства, и в первую очередь в вопросах федеральной государственной собственности и управления ею (п. 3 ст. 36, подп. «д» ст. 71 Конституции РФ).

Вторым по значимости в иерархии норм, составляющих основу правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения, в тексте комментируемой статьи представлен Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Последний является основным кодифицированным актом, направленным на регулирование отношений по использованию, охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) (п. 1 ст. 2 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ содержит основные дефиниции правового регулирования земельных отношений исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; определяет принципы деления земель по целевому назначению на категории, от принадлежности к которым устанавливается правовой режим разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; разграничивает формы собственности на землю, устанавливая для каждой из них общие принципы и порядок такого разграничения, и т.д.

В силу особенностей собственной правовой конструкции Земельный кодекс РФ по отношению к большинству общественных отношений, объектом которых выступают земельные участки, является нормативным актом общего действия. В силу прямой законодательной оговорки земли сельскохозяйственного назначения используются с учетом установленного для них в соответствии с зонированием территорий целевого назначения, общие принципы и порядок проведения которого определены федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Далее законодатель отмечает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством.

В отечественной правовой системе гражданское законодательство представлено в первую очередь нормами Гражданского кодекса РФ. Применительно к отношениям, составляющим предмет правового регулирования настоящего Закона, приоритетное значение имеют положения, как связанные с общими положениями о праве собственности, так и непосредственно посвященные – праву собственности и иным вещным правам на землю. Однако фактически к регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения при соблюдении условий, установленных настоящим Законом, могут применяться любые без ограничений положения действующего Гражданского кодекса РФ. Применение к обороту земель сельскохозяйственного назначения принципов и норм гражданского законодательства связано с включением земель независимо от их назначения и категории в состав объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В качестве ограничивающего условия здесь выступает сформулированное п. 2 ст. 206 ГК РФ правило, согласно которому пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Примечательно, что все из представленных нормативных актов применительно к обороту земель сельскохозяйственного назначения содержат нормы общего действия, не учитывающие в своем содержании специфику предмета правового регулирования. Названные обстоятельства породили необходимость принятия специального нормативного акта, положения которого, основываясь на существующих нормах, корректировали бы их относительно статуса земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 27 ЗК РФ предусматривается, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». С момента принятия ЗК РФ и до введения в действие настоящего Федерального закона их оборот осуществлялся в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, а также с учетом следующих положений:

переход права на земельный участок от одного собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка к другому категория и целевое назначение такого земельного участка не подлежат изменению;

иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды;

приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Комментируемый Закон принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 26 июня 2002 г., одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г. и утвержден Президентом РФ 24 июля 2002 г. По своему содержанию рассматриваемый нормативный правовой акт представлен четырьмя главами, объединяющими 20 статей. Рассматриваемый нормативный акт занимает центральное место в системе правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. В нем с учетом категории земельных участков определен порядок допустимого их использования с учетом ценности земель и их значимости для жизни и деятельности личности, общества и государства.

Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 годы), утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р4
СЗ РФ. – № 31. – Ст. 3295.

С принятием настоящего Закона было связано решение таких задач, как:

1) создание условий для развития сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, стимулирование формирования союзов производителей по отраслям аграрного сектора, создание системы консультирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставляющих консультационные услуги сельхозтоваропроизводителям, расширение и совершенствование федеральной системы рыночной информации;

2) полная отмена межрегиональных торговых ограничений, ограничение монополизма государственных и «квазигосударственных» торговых посредников, финансовое оздоровление отрасли путем реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей по платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды;

3) разработка и введение в действие механизмов лизинговых поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям машиностроительной продукции и племенного скота, развитие механизма страхования урожая сельскохозяйственных культур и системы страхования в сельском хозяйстве, формирование системы долгосрочного кредитования предприятий и организаций агропромышленного комплекса, стимулирование инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве;

4) содействие расширению рынков сбыта агропродовольственной продукции.

Законодатель не ограничивает пределы правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения действием названных нормативных правовых актов. Представленный в п. 2 комментируемой статьи перечень последних допускает в процессе правоприменительной деятельности руководствоваться и иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

В настоящее время систему законодательных актов, включающих в пределы своего действия общественные отношения, связанные с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, могут быть включены:

Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ 5
СЗ РФ. – 2005. – № 1 (ч. 1). – Ст. 16.

, нормами которого установлены дополнительные требования к порядку согласования проекта схемы территориального планирования РФ, в случаях если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования субъекта Российской Федерации планируемых границ земель сельскохозяйственного назначения (п. 1 ст. 12, п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 25), а также определяют содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов с учетом предполагаемых изменений границ земель сельскохозяйственного назначения (п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 23);

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 6
СЗ РФ. – 2007г. – № 49. – Ст. 6071.

Разрешающий строительство и эксплуатацию линейных олимпийских объектов на земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения без их перевода из одной категории земель в другую, с последующей их рекультивацией после завершения строительства и ввода линейных олимпийских объектов в эксплуатацию при условии, если они не требуются для эксплуатации указанных объектов (п. 13.3 ст. 14). По смыслу рассматриваемого документа земельные участки, образуемые из земельных участков сельскохозяйственного назначения или земель сельскохозяйственного назначения и предназначенные в соответствии с документацией по планировке территории для размещения олимпийских объектов федерального значения, относятся к категории земель промышленности и иного специального назначения, за исключением случаев, когда указанные образуемые земельные участки предназначены для размещения дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов (п. 13.1 ст. 15). При выполнении в отношении указанных образуемых земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об указанных образуемых земельных участках, в соответствующем межевом плане указываются категория земель промышленности и иного специального назначения в отношении указанных образуемых земельных участков, а также реквизиты соответствующей документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов федерального значения.

Пунктом 19 ст. 15 данного Закона установленные дополнительные требования к порядку принятия решения о резервировании в отношении находящихся в долевой собственности земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые должны быть опубликованы в печатном издании, определенном законом Краснодарского края для подачи объявлений в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» 7
СЗ РФ. – 2007. – № 31. – Ст. 4017.

Определяющий круг лиц, обладающих правом на обращение с заявлениями о кадастровом учете в органы кадастрового учета, в том числе и от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, если число этих собственников превышает пять (п. 1 ст. 20). Им же оговорены особенности согласования местоположения границ земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 39);

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» 8
СЗ РФ. – 2007. – № 1 (ч. 1). – Ст. 27.

В числе прочего предусматривающий государственную поддержку мероприятий по охране сельскохозяйственных земель (ст. 13);

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» 9
СЗ РФ. – 2004 г. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5276.

Нормы которого, учитывая специфику, уникальный характер, особые свойства и значение в условиях современного общества, формируют собственный специальный порядок перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию (гл. 2). Особенность установленного порядка помимо прочего заключается и во внутривидовом делении соответствующих земельных участков, повышенное внимание среди которых уделено участкам из числа земель сельскохозяйственного назначения в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран – участниц форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 г. в городе Владивостоке;

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 10
СЗ РФ. – 2003. – № 24. – Ст. 2249.

Разрешающий получение для ведения фермерского хозяйства, в том числе и для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности из государственной или муниципальной собственности, в качестве выдела в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, земельных участков из числа земель сельскохозяйственного назначения, а также устанавливающий порядок их выделения на указанные цели (ст. 11 – 13);

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» 11
СЗ РФ. – 2001. – № 26. – Ст. 2582.

, которым определены цели внутрихозяйственного землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения (ст. 18);

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 12
СЗ РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.

Относящий к полномочиям органов власти субъектов РФ решение за счет собственных бюджетных средств вопросов планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель (подп. 10 п. 2 ст. 26.3);

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости) 13
СЗ РФ. – 1998. – № 29. – Ст. 3400.

Допускающий отсрочку на основании судебного решения на срок до одного года обращения взыскания на заложенные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения (п. 3 ст. 54), а равно устанавливающий правило о взыскании образовавшей задолженности за счет заложенного имущества только на основании судебного решения (п. 2 ст. 55). Кроме того, не допускается обращение взыскания на заложенный земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения до истечения соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Данное требование действует до 1 ноября года, в котором предусмотрено исполнение обеспечиваемого ипотекой обязательства или его части, если договором об ипотеке не предусмотрена иная дата (п. 3 ст. 68);

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 14
СЗ РФ. – 1998. – № 29. – Ст. 3399.

Целью которого является установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности (ст. 2);