Регистрация имущества на ПХВ для реализации. Право оперативного управления Добрый день! как правильно составить исковое заявление в Арбитражный суд о признании права оперативного управления на…

Порядок принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

Сегодня каждый муниципалитет является полноправным участником практически всех гражданско-правовых отношений. Эти отношения проявляются в первую очередь при формировании муниципальной собственности. Один из способов такого формирования - приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Муниципальная собственность составляет экономическую основу муниципального образованна и включает имущество городских и сельских поселений , а также финансы, которые выделены в отдельную составляющую и представляют собой совокупность денежных средств , формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.

Статья 50 Федерального закона от 03 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) содержит весьма обширный перечень имущества, который может находиться в собственности муниципального образования и использоваться для решения вопросов местного значения. С принятием Федерального закона 3 пополнение муниципальной казны происходит в основном за счет перераспределения федерального, регионального и муниципального имущества. Хотя муниципалитет вправе приобретать имущество и другими способами. Одним из таких спосо6ов является приобретение права собственности на бесхозяйное имущество.

Каждое муниципальное образование имеет на своей территории брошеные и бесхозяйные объекты недвижимости , и это не только здания и сооружения, но и объекты социальной инфраструктуры (теплосети, электросети и т. п.). Первоочередная задача для муниципалитетов в сфере управления имуществом - выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальную собственность. А если говорить об объектах инфраструктуры, то это еще и необходимость, так как отсутствие собственника и хозяина у таких объектов создает угрозу безопасности.

Пример

На основании обращения предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности или отдельного гражданина по поводу обнаруженных объектов недвижимого имущества. В этом случае обращение оформляется в виде заявления на имя главы муниципального образования;

В ходе проверки использования объектов на территории муниципального образования.

Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету. Такое условие закрепляется на законодательном уровне. Поэтому в соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ и по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся такие объекты, они должны быть приняты на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, выданные:

Органами учета государственного и муниципального имущества о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества;

Соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 01.01.2001 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон 3) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется также с приложением плана объекта недвижимого имущества, удостоверенного соответствующей организацией или органом по учету объектов недвижимого имущества

Заявления о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество рассматриваются преимущественно судами общей юрисдикции в порядке, установленном гл. 33 ГПК РФ. Хотя немало случаев, когда такого рода дела прим имеются к рассмотрению и арбитражными судами .

Рассмотрение дел о признании муниципальной собственности на бесхозяйное имущество имеет свои особенности. Так, рассмотрение данных дел возможно только при соблюдении следующих условий:

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество должно быть подано в суд по месту его нахождения;

Должен быть соблюден досудебный порядок, который заключается в осуществлении определенных действий со стороны муниципалитета, а именно бесхозяйное недвижимое имущество должно быть постановлено на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и находиться на этом учете год. В противном случае в принятии искового заявления будет отказана.

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учет в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи на собственника либо он неизвестен.

Обращаясь в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, комитет (орган) по управлению муниципальным имущества должен привести доказательства, которые подтверждали бы невозможность установлению собственника имущества либо свидетельствовали бы об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранить на нее право собственности.

Предметом доказывания при рассмотрении дел данной категории является факт:

Отсутствия собственника имущества и невозможности его установления;

- постановки бесхозяйной недвижимой веши на учет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Совершения действий, указывающих на отказ собственника от права на данную вещь. Такими доказательствами могут быть акты описи бесхозяйной вещи, составленные при ее выявлении, выписки из реестра органа государственной регистрации, иные письменные и другие доказательства. Так, в большинстве муниципальных образований применяется практика розыска собственника посредством публикации о розыске в местной газете. Данный факт играет не последнюю рель в процессе доказывания.

В резолютивной части решения о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд указывает ее наименование, место нахождения, отличительные признаки, параметры и др., специально оговаривая, кому передается соответствующая вещь в собственность.

Регистрируется право муниципальной собственности на основании решения суда, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом.

Приводим Примерное положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное но территории муниципального образования.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории муниципального образования

РЕШЕНИЕ

______________ _______________________ №_______________

(дата) (место принятия)

Об утверждении Положения об учете и приобретении права муниципальной собственности ________________________________________________________

(наименование муниципального образования)

__________________________________________________________________

(полное наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с Уставом)

1. Утвердить Положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории______________________________________(приложение).

(наименование муниципального образования)

2.Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования в средствах массовой информации .

Глава городского поселения

УТВЕРЖДЕНО
решением___________________________________ _________ наименование представительного органа

от____________ _20 г. №_______

Положение об учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, расположенное на территории

______________________________________________________________

(наименование муниципального образования)

1 . Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет последовательность выявления бесхозяйного недвижимого имущества (долей в праве собственности на имущество), принятия этого имущества на учет отделом по управлению муниципальным имуществом администрации _________________________________ и органом по государственной

(наименование муниципального образования)

регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество на территории.

наименование муниципального образования)

Под бесхозяйным имуществом понимаются вещи, определенные нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

1.2. Отдел по управлению муниципальным имуществом (далее - ОУМИ) администрации_____________________________________________________________________

Осуществляет учет бесхозяйного

(наименование муниципального образования)

недвижимого имущества, оформление имущества в муниципальную собственность.

1.3. Приобретателем недвижимого имущества (долей в праве собственности на имущество) является муниципальное образование ____________________________________________________________________________________________________________.

(наименование муниципального образования)

2. Выявление бесхозяйного недвижимого имущества

2.1. Выявление на территории __________________________________

(наименование муниципального образования)

недвижимого имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, осуществляют отделы администрации и муниципальные унитарные предприятия , организации и учреждения.

2.2. При обнаружении бесхозяйных инженерных коммуникаций, зданий, сооружений и помещений (далее объекты недвижимого имущества) составляется акт, в котором указываются основные характеристики и техническое состояние объектов, период времени, в течение которого объектом недвижимого имущества никто не
пользовался.

Оформленные акты передают в ОУМИ.

2.3.На основании акта ОУМИ публикует в местных средствах массовой информации сведения о выявленных бесхозяйных объектах недвижимого имущества и розыске собственника.

2.4.Отделы администрации и муниципальные унитарные предприятия, организации и учреждения при выявлении объектов недвижимого имущества, не используемых собственниками, направляют собственникам уведомление о необходимости использования объекта недвижимого имущества по назначению.

В случае если собственник намерен отказаться от принадлежащего ему имущества, то он предоставляет в ОУМИ заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества с приложением документов (свидетельство о праве собственности, технический паспорт, кадастровый план земельного участка).

3. Регистрация и приобретение бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность

3.1. После получения документов ОУМИ на основании материалов и сведений, представленных отделами администрации и муниципальными унитарными предприятиями, организациями и учреждениями, проводит работу по уточнению и дополнению информации о бесхозяйных объектах недвижимого имущества.

В ходе этой работы ОУМИ запрашивает по каждому объекту недвижимого имущества:

Справку из органа, осуществлявшего государственную регистрацию недвижимого имущества до 1999 г;

Справку и; органа, осуществляющего государственную регистрацию недвижимого имущества после 1999 г.:

Управление Роснедвижимости о правах землепользования на земельные участки, занимаемые недвижимым имуществом;

Документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3.2. В случае отказа собственника от права собственности на объект недвижимого имущества ОУМИ истребует у собственника заявление об отказе от права собственности. К заявлению прилагаются копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности.

3.3. По установленным бесхозяйным объектам недвижимого имущества ОУМИ по согласованию с отделами администрации в течение 10 дней готовит заключение о целесообразности приобретения данных объектов в муниципальную собственность. Заключение представляется главе _______________________________

(наименование муниципального образования)

для принятия решения о приобретении в муниципальную собственность объекта недвижимого имущества.

3.4. По истечении срока, указанного в информационном сообщении о выявленных бесхозяйных объектах недвижимого имущества, ОУМИ. действуя от имени муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством ставит на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества в органе по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

3.5. По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества_________________________________

Обращается в суд с заявлением

(наименование муниципального образования)

о признании права муниципальной собственности на этот объект недвижимого имущества.

3.6. На основании вступившего в законную сипу решения суда о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества муниципальное образование подает заявление на государственную регистрацию права муниципальной собственности в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

3.7. В течение трех дней с момента получения документов о признании права собственности на объект недвижимости ОУМИ вносит соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности муниципального образования.

4. Заключительные положения

ОУМИ готовит проект распоряжения главы муниципального образования о включении приобретенных объектов недвижимого имущества в состав муниципальной собственности, ведет их учет в реестре муниципальной собственности. В последующем данное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями е соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на праве оперативного управления , хозяйственного ведения, по договору безвозмездного пользования или аренды. передается в муниципальную казну либо принимается решение о приватизации указанного имущества

Глава муниципального образования

Юрист, специалист 1-й категории (Хабаровский край)

№Практика муниципального управления

МУПу-банкроту на праве хоз. ведения фактически принадлежит ж/д тупик, находящийся в собственности Администрации (право надлежащим образом зарегистрировано). ПХВ в свою очередь зарегистрировано не было, но имущество включено в конкурсную массу и подлежит реализации на основании Закона о банкротстве.
Проблема - отсутствует какая-либо документация от Администрации (собственника объекта) о передаче его в ПХВ должнику (руководителем должника не передана, в архиве должника соответствующей документации нет).
Конкурсным управляющим был направлен запрос в Администрацию о предоставлении акта о передаче имущества на ПХВ МУП-у, в ответ Администрация отказала в направлении акта о передаче имущества на ПХВ, при этом указала, что "железнодорожный тупик учитывается на балансе МУПа с момента ввода его в эксплуатацию – 1976 год. МУП не был вновь создан, а преобразовано из другой организации. Основные средства (в т.ч. железнодорожный тупик) у ранее существовавшей организации Администрацией не изымались и вновь за МУП-ом не закреплялись. Предприятие с просьбой закрепить ж/д тупик на ПХВ в Администрацию не обращалось."
То есть фактически Администрация признает то, что тупик использовался МУП-ом, она никаких притязаний не него не имеет, пользоваться им не мешает, но запрашиваемое Постановление/акт о передаче оформлять не будет, т.к. в архиве у себя они его не нашли, восстановить (оформить задним числом не могут), оформить текущим числом также не могут, т.к. получится, что имущество передается МУП-у банкроту.
Таким образом, тупик всегда учитывался на балансе МУПа; использовался МУПом в соответствии с уставной деятельностью; с Администрацией заключен договор аренды земельного участка, в котором отражено, что ЗУ передается в аренду с целью эксплуатации и обслуживания ж/д путей.
Прошу форумчан поделится советом по возможному решению проблемы.
Сейчас оформляю иск о признании ПХВ на объект за истцом, но есть сомнения, что суд откажет в связи с тем, что у истца не возникло вещное право в отношении имущества (ПХВ не зарегистрировано) и истец не может требовать его подтверждения в судебном порядке.
Обращаться в Росреестр без акта от Администрации - тоже безрезультатно, только лишь для возможного обжалования отказа Росреестр в суде. Но опять же не ясно на основании чего, ведь Росреестр очевидно откажет на основании того, что отсутствует обязательная для регистрации права документация.
Кто сталкивался с такой проблемой? Посоветуйте пути ее решения.
Спасибо.

Ох уж эти муниципалы, как впрочем и федералы, до сих пор со своим имуществом разобраться не могут. Вам придется штудировать законодательство и архив, да и практику по признанию права в похожих с Вашим случаем думаю найдете.
Из какой организации МУП преобразован, уж наверняка из государственной -1976 год? Или промежуточные варианты были? Строил объект предшественник МУПа? Техническая документация на объект есть?
Вот так признавали право хоз.ведения (фед. имущество):
«…Предприятие…….. основано в 19… году, в 1960 году преобразовано в …., в 1981 году создано…., в 2001году реорганизовано в….. , …..(учредитель) закрепил за предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и движимое имущество, отраженное в балансе предприятия. Как следует из материалов дела, спорный объект в упомянутом выше приложении не значится. Спорный объект в числе прочих оприходован на баланс предприятия как объект, имеющийся в наличии, но не поставленный на баланс. Объект построен в 1972 году предприятием хозспособом (акт ввода в эксплуатацию, технический паспорт БТИ).
С учетом того, что истец заявил о возникновении имущественного права в отношении спорного имущества до принятия Гражданского кодекса Российской Федерации, следует руководствоваться пунктом 6 статьи 6 Федерального закона от 30.11.1994 № 52 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и разъяснениями, содержащимися в пункте 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 No 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", о том, что начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, организация созданная до 08.12.1994 –даты введения в действие главы 4 "Юридические лица" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу закона является обладателем права хозяйственного ведения имуществом, которое она использовала в своей хозяйственной деятельности до 01.01.1995 –даты введения в действие главы 19 "Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и продолжает использовать в момент рассмотрения настоящего спора.
Факт пользования и владения истцом спорным объектом с момента его создания до настоящего времени, а также факт осуществления истцом своей уставной деятельности подтверждается пояснениями истца и не оспаривается ответчиками.
Поскольку право предприятия возникло до введения в действие федерального закона от 21.07.1997 № 122 -ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно пункту 1 статьи 6 названного закона оно считается действительным независимо от его государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на спорный объект недвижимого имущества (уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по …. области).
Согласно письму Департамента имущественных и земельных отношений администрации …. области …., письму администрации муниципального образования ….. , спорный объект не значится в реестрах государственной собственности ….. области, муниципальной собственности муниципального образования ….., реестре муниципального имущества муниципального образования……
При этом в силу пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие сведений о спорном объекте недвижимого имущества в реестре федерального имущества не препятствует признанию права хозяйственного ведения.
…С учетом изложенных обстоятельств суд удовлетворяет заявленные требования».
Но у Вас ещё проще - право муниципальной собственности зарегистрировано.

  • Можно ли не увольнять сотрудника по заявлению об увольнении, если он является материально ответственным лицом?
  • Следует ли заключать договора полной индивидуальной материальной ответственности с работниками, часто направляемыми в командировки?
  • Вопрос

    Каким образом оформить передачу имущества организации работникам (служебный автомобиль, служебный телефон) и как закрепить материальную ответственность в этих случаях? можно ли закрепить материальную ответственность за вверенное имущество (мебель, орг техника, печать организации) и как правильно это оформить?

    Ответ

    Ответ на вопрос:

    В соответствии с п.2 ч.1 ст.243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

    В какой форме должен быть оформлен этот разовый документ трудовое законодательство не устанавливает. Это может быть акт приема-передачи имущества работодателя (предоставляется работнику или исполнения должностных обязанностей) или .

    Таким образом, полная материальная ответственность работника, получившего имущество организации по передаточному документу, возникает в силу прямого указания ТК РФ.

    Заключать договор о полной материальной ответственности в данной ситуации нет необходимости Тем более такой договор можно заключить только в том случае, если должность работника входит В перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденные постановлением Правительства РФ № 823, Минтруда России Постановлением от 31.12.2002 № 85.

    Во-вторых, в ситуациях, прямо предусмотренных Трудового кодекса РФ. Речь в ней идет:

    В указанных случаях не имеет значения, заключен с сотрудником договор о полной материальной ответственности или нет, он должен компенсировать ущерб полностью. Правомерность данной позиции подтверждают и суды (см., например, ).

    Исключения в порядке наступления полной материальной ответственности предусмотрены для отдельных категорий сотрудников: , а также (ст. , ТК РФ).

    1. В каких случаях сотрудник несет полную материальную ответственность
      • о недостаче ценностей, вверенных сотруднику на основании специального письменного договора или полученных по разовому документу, например, ;
      • об умышленном причинении ущерба;
      • о причинении ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
      • о причинении ущерба в результате преступных действий сотрудника, установленных приговором суда;
      • о причинении ущерба в результате административного проступка;
      • о разглашении сведений, составляющих тайну: государственную, служебную, коммерческую и т. п.;
      • о причинении ущерба не при исполнении сотрудником трудовых обязанностей.
    2. Вопрос из практики: можно ли удержать с сотрудника полную стоимость утерянного имущества, выданного под расписку

    Да, можно, при условии что сотрудник старше 18 лет.

    Трудовое законодательство позволяет взыскать с сотрудника ущерб в полной сумме при недостаче ценностей, вверенных ему по разовому документу (). Таким документом может быть расписка. Типового бланка для расписки не предусмотрено, поэтому она может быть составлена в . За утрату имущества, полученного под расписку, сотрудник несет полную материальную ответственность.

    С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова, Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Учет имущества казны муниципального образования

    В последнее время достаточно много вопросов возникает с постановкой на бухгалтерский учет имущества Казны, связанных с противоречиями в законодательстве.

    К сожалению, практически ни один из нормативных документов, включая и Бюджетный кодекс РФ, не раскрывает понятие “Казна“, ее функции, состав, порядок учета и прочее. Единственным нормативным документом, раскрывающим правовой аспект имущества Казны, является Гражданский кодекс РФ, согласно которому данное имущество принадлежит на праве собственности государству, субъекту, муниципальному образованию.

    В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н обозначена обязанность государства, субъекта РФ, муниципальных образований ведения бухгалтерского учета Казны: “Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“, т.е. баланс муниципального образования должен отражать достоверную, полную информацию о наличии имущества, находящегося в его собственности. Следовательно, имущество Казны должно быть отражено в составе актива баланса государства, субъекта РФ, муниципального образования. При этом в п. 10 указанной Инструкции обозначено в составе объектов, учитываемых на счете 101, имущество Казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В приказе Минфина России от 24.02.2005 N 26н также обращено внимание на обязательность ведения учета имущества Казны: “Вновь вводимые объекты бюджетного учета (имущество государственной и муниципальной казны, финансовые вложения и др.) принимаются к бюджетному учету...“.

    Таким образом, не возникает сомнений о необходимости учета имущества Казны. Однако при выяснении вопроса - кто должен осуществлять учет и на балансе какого учреждения - и возникают проблемы, связанные с реализацией положений отдельных нормативных актов.

    В ряде писем Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.11.2004 N 03-06-01-04/117, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56, письмо Минфина России от 22.09.2006 N 02-14-10а/2566 и др.) указывается, что бухгалтерский учет имущества Казны должен осуществлять орган государственной власти, в чьем ведении находится управление имуществом (департамент, комитет по управлению имуществом и другие структурные подразделения администрации). Данное имущество должно быть отражено на балансе этих учреждений. В связи с этим сразу возникают вопросы налогообложения операций, связанных с этим имуществом (налог на имущество, налог на прибыль и др.).

    Однако в ст. 215 Гражданского кодекса РФ определено, что: “Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования“. В связи с этим сложились два мнения. Одни твердо стоят на позициях, что бухгалтерский учет вести не следует, так как Гражданский кодекс РФ имеет юридический статус выше чем приказы, инструкции и письма. Другие советуют прислушаться к мнению представителей Минфина России и поставить Казну на учет “комитетами по управлению имуществом“.

    Бюджетное учреждение наделяется имуществом на основе права оперативного управления, которое подразумевает его использование в качестве средства выполнения своих функций. Так, например, образовательное учреждение использует выделенные ему компьютеры в учебном процессе. То есть учащиеся - это предмет деятельности, образовательный процесс - функция учреждения, компьютеры - средство выполнения функции. У органов управления имущества такая же цепочка в отношении имущества Казны выглядит следующим образом: имущество Казны - это предмет деятельности, управление имуществом - функция учреждения, имущество, которым оно наделено для выполнения своей функции (помещение, в котором располагается орган управления, техника, используемая им в процессе своей деятельности и т.д.) - средство ее выполнения. При этом имущество Казны не может быть использовано для выполнения своих функций комитетами по имуществу. Таким образом, не определен вид права, на основании которого имущество Казны может отражаться на балансе органов управления.

    Для устранения противоречия положений Гражданского кодекса РФ и нормативных документов по бюджетному учету организация учета имущества Казны до внесения изменений в указанные нормативные акты может быть осуществлена в следующем порядке:

    орган управления муниципальным имуществом формирует отдельную от своего (как юридического лица) бюджетного учета базу по бюджетному учету имущества Казны; отражает операции по его наличию и движению в отдельной от учреждения электронной базе по бюджетному учету, на основании которой формируется баланс Казны и прочие формы отчетности;

    баланс Казны и прочие формы, в которых происходят изменения по причине наличия операций с имуществом Казны, передаются для включения их в итоговые, консолидированные формы отчетности по муниципальному образованию.

    Таким образом, имущество Казны не будет закреплено за органом управления как бюджетным учреждением на праве оперативного управления. В то же время его наличие найдет отражение в формах отчетности муниципального образования.

    Как показывает практика, органы управления как муниципалитетов, так и субъектов противятся постановке на учет имущества Казны, так как это требует больших финансовых расходов. Однако сделать это необходимо. В конечном итоге им придется это сделать. И чем дольше происходит процесс игнорирования учета имущества Казны, тем сложнее придется в дальнейшем. Поэтому было бы целесообразно незамедлительно начать подготовку к этому процессу, так как он является не только дорогим, но так же трудоемким и длительным.

    Для того чтобы организовать процесс постановки на учет имущества Казны следует провести внутренний аудит, который включает:

    проведение инвентаризации имущества муниципального образования; с этой целью формируется компетентная комиссия, результатом деятельности которой является формирование исчерпывающего перечня имущества Казны с описанием состояния его объектов и возможного срока дальнейшей эксплуатации;

    оценка имущества Казны с целью определения его рыночной стоимости и срока возможного использования. В статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ в перечне случаев, при которых оценка объектов независимыми экспертами является обязательным, не указывается необходимость таковой в процессе восстановления учета. Данная оценка является обязательной только в процессе совершения сделок, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации муниципального имущества. Привлекать в этом процессе оценочные фирмы на платных условиях нецелесообразно, так как по постановлению Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поэтому по истечении этого времени при приватизации муниципального имущества придется делать повторную оценку и повторно оплачивать услуги оценщика.

    В процессе учета имущества Казны следует отразить бухгалтерские записи как на стоимость объектов, так и на величину амортизации. Проблема заключается в том, что многие муниципалитеты (субъекты) не вели учет, а следовательно, и не начисляли амортизацию. Поэтому определение величины амортизации, которую следует отразить на учете, основывается на заключениях компетентной комиссии, проводившей инвентаризацию.

    Вопрос о постановке на учет имущества Казны особенно актуализируется с 1 января 2008 г. В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Данная статья являлась основанием для отсутствия возникновения налоговых обязательств по налогу на прибыль при реализации муниципального имущества. Однако Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ ст. 43 признана утратившей силу с 1 января 2008 г. Поэтому:

    если имущество Казны будет учитываться на балансе органов управления как бюджетных учреждений, то помимо налога на имущество возникнет обязательство по уплате налога на прибыль с реализованного муниципального имущества. А так как в бюджетах муниципальных образований такие платежи скорее всего не предусмотрены, то возникнут и прочие проблемы, связанные с вопросами налогообложения;

    если имущество Казны не будет отражено в бюджетном учете, то, вероятно, налоговые органы будут так же расценивать реализацию, как реализацию в учреждении. Так, в своих письмах Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, комментируя вопросы налогообложения по налогу на имущество, ссылается на Инструкцию по бюджетному учету об отражении имущества Казны на счете 101 и делает вывод о необходимости постановки его на баланс органов власти как бюджетных учреждений;

    если имущество Казны отразить в указанном выше порядке (только на балансе муниципального образования), то соблюдается требование Инструкции по бюджетному учету (учет на счете 101), и вместе с тем муниципальное образование не является налогоплательщиком, а следовательно, и обязательства по налогу на имущество и налогу на прибыль не возникают.

    Л.П. Курочкина,

    кандидат экономических наук, доцент кафедры
    бухгалтерского учета и аудита Костромского
    государственного технологического университета

    Проблемная ситуация: Имущество, переданное администрации сельского поселения, учтено в казне поселения по постановлению главы поселения. Так как муниципальных учреждений или предприятий, за которыми можно было бы закрепить данное имущество, в поселении нет, позднее указанное выше имущество было поставлено на баланс администрации сельского поселения. За счет средств бюджета поселения проводится капитальный и текущий ремонт, уплачивается налог на имущество, начисляется амортизация. Правильно ли было передавать из казны на баланс администрации указанное выше имущество и можно ли провести обратную операцию?

    Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам учета и налогообложения имущества, находящегося в муниципальной собственности, и сообщает.

    Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет в соответствии со ст. ст. 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со ст. ст. 294, 296 ГК РФ.

    Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

    На основании ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством (законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

    Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Налогового кодекса.

    Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности информации о составе всей совокупности нефинансовых активов (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот), принадлежащих публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне.

    Порядок учета имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, в том числе составляющего муниципальную казну, осуществляется с 1 января 2009 г. в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).

    Являющиеся объектом налогообложения налогом на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000 - 010109000) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000 - 010409000.

    Что касается имущества государственной (муниципальной) казны, то в соответствии с Инструкцией N 148н данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 г. введен обособленный учет объектов, имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны".

    В связи с тем что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

    В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (ст. 14). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ст. 15).

    Поэтому если учтенное в казне поселения имущество не закреплено на праве оперативного управления за администрацией сельского поселения, то в бюджетном учете оно должно учитываться на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" и, следовательно, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.

    Заместитель директора

    Департамента налоговой