Отставка Андрея Бельянинова – предупреждение его высокому покровителю? Таможенный извращенец бельянинов.

У простых подчиненных Бельянинова - "сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки, антикварное оружие, шкуры диких животных"

После трёх публикаций журналистского расследования, посвящённых ситуации на российской таможне , не поступило никакой реакции от заинтересованных ведомств. Почему такое могло произойти?

Дело здесь даже не в том, что Федеральная таможенная служба (ФТС) абсолютно никак не отреагировала на эти публикации. Хотя если вдуматься, то это довольно странно — озвучиваются сенсационные материалы, которые могут свидетельствовать о прямой коррупции первых лиц, называются «явки», «пароли», «суммы». И молчание — ни опровержений, ни судов, ни просто попыток объяснить свою позицию. Я уже не говорю про извинения — понятно, каяться в коррупции после журналистских статей у нас не принято. Но тем не менее, с моей точки зрения, руководитель ведомства, отмалчиваясь после таких обвинений, всё же несколько теряет своё лицо в глазах общества.

Манипуляции на 336 миллионов

Хорошо, оставим на усмотрение чиновника право не замечать критику журналистов и не снисходить с ними до диалога. Но вот что странно: ведомства, которые обязаны реагировать на подобные материалы, прокуратура в том числе, тоже молчат. После этих публикаций, насколько мне известно, ушло несколько депутатских запросов в Генеральную прокуратуру , публично высказали свою точку зрения ряд уважаемых экспертов. И ничего — молчание. Здесь надо понимать, что я писал не на пустом месте — в отношении первых лиц ФТС по ряду эпизодов идёт, насколько мне известно, проверка следственных органов. Более того, сегодня речь идёт уже о конкретных результатах. Например, не раз уже говорилось о манипуляциях с закупками программного обеспечения для таможни на сумму примерно 336 млн рублей . По этому делу с поличным были арестованы в декабре два посредника.

Уже после выхода статьи в ряде офисов, расположенных в «Москва-Сити», прошли выемки и обыски. «Сегодня, по моей информации, следствие установило, что софт должен был быть поставлен в ФТС по стоимости, не превышающей 100 млн рублей , а аффилированные с руководством таможни посредники, получается , положили себе в карман больше 200 млн », — рассказал нам депутат Дмитрий Горовцов. Только на одной операции — ничего себе — 2%! Но, самое главное, в статье я прямо задаю вопрос: каким образом такой госконтракт мог быть проведён через сито закупок и заключён в какие-то считанные предновогодние дни? Кто это всё мог осуществить в центральном аппарате? Учитывая, что на контракте стоят подписи первых лиц ФТС, — насколько эти чиновники могли остаться в стороне от делёжки указанных 2%? Я задаю эти прямые вопросы, но ответа нет до сих пор. Вот, к примеру, как комментирует ситуацию один из тех, кто также пытался задавать эти вопросы, — депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, который уже не первый год ведёт собственное антикоррупционное расследование в ФТС.

— Я обращался в Генеральную прокуратуру, вероятно, уже десятки раз по выявленным фактам коррупции и злоупотреблений, — рассказывает депутат. — И что мы тут видим, какое прокурорское реагирование? В ряде случаев на прямые депутатские запросы не было вообще никакой реакции. Как, например, не было реакции прокуратуры на опубликованные мною сигналы по поводу бешеных расходов на переоборудование салона самолёта, закреплённого за ФТС, в интересах понятно какого «главного пассажира». Выяснять, что делал этот самолёт в Испании и Израиле, кто были пассажиры в этих полётах, не хотят. При таких примерах возникают сомнения в части перспектив достижения истины с помощью прокуроров . Вот у меня сейчас накапливаются материалы по вопросам выделения всё теми же руководителями ФТС самим себе любимым денежных средств, которые выделялись государством на приобретение квартир нуждающимся сотрудникам ФТС. Но коллеги советуют: обращение в прокуратуру обязательно сопроводи публикацией в СМИ. Позволю лишь одно, подчеркну, самое мягкое предположение... Мне кажется, что этому братству могли способствовать особенности кадрового комплектования надзорного ведомства. Дело в том, что в аппарате Генпрокуратуры РФ, а конкретнее, в управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, на немаловажных должностях оказались выходцы из ФТС. Думаю, что ситуация, когда в контролирующем органе укореняются люди из проверяемой организации, не самая лучшая. Всё-таки личные взаимоотношения всегда будут влиять на принимаемые решения, а ведь здесь речь идёт об оценках, связанных с применением норм уголовного права. Практически создаются условия для образования «дружной команды» из проверяемых и проверяющих. С ходу назвал бы несколько фамилий сотрудников вышеназванного управления — Е. Глебова — В. Миронова, Е. Жарова... Да, пожалуй, добавил бы, что есть и «обратные варианты», — так, летом прошлого года начальником Южной оперативной таможни стал бывший сотрудник этого управления А. Турко. Но, согласитесь, подчеркну, что моё мнение не основано на законодательных запретах — подобное взаимоопыление не запрещено...

Вот так, ни больше ни меньше. Система, можно сказать, выстроена идеально. Следствие может сколь угодно честно расследовать преступления, депутаты писать запросы, мы, журналисты, выступать с какими угодно разоблачениями — всё это вязнет в одном единственном управлении прокуратуры, ведь именно оно должно давать оценку и решать, давать ли делу ход . Знаете, я вот лично снимаю шляпу, уважаемый читатель, вы только вдумайтесь, как всё грамотно здесь устроено! При такой системе можно даже не 2, а все 3% брать. А как эта система выстраивается, я писал в прошлой статье, когда рассказывал о «генерал-водителе» по фамилии Комличенко,( Сергей Комличенко известен тем, что начинал свою карьеру в ФТС как личный водитель главы ведомства Андрея Бельянинова специализировался на тыловом обеспечении и упоминался как участник ряда коррупционных скандалов в таможенной службе ) которого активно пытается устроить на должность главы Росграницы Андрей Бельянинов. То есть это действительно такой коррупционный спрут, поразивший систему правосудия на самом высоком уровне.

Скандалы продолжаются

Между тем, как выясняется, скандалы вокруг таможни и РОСТЭКа выходят уже на международный уровень. Ассоциация международных автоперевозчиков сегодня открыто обвиняет главу ФТС Андрея Бельянинова в самоуправстве — он, якобы нарушив международное законодательство, отменил так называемые гарантии по книжкам МДП (TIR). Теперь в дополнение к ним перевозчики должны предъявлять некие дополнительные гарантии. А эти гарантии выдают, само собой, за отдельную плату — шесть отобранных руководством ФТС фирм (я писал о них в первой публикации). Так вот, по странному стечению обстоятельств эти фирмы, по моей версии, могут быть аффилированы либо с РОСТЭКом, либо с двумя банками, в которых, на мой взгляд, могут прослеживаться личные коммерческие интересы руководства ФТС.

Вот что об этом говорит Дмитрий Горовцов.

— Весной 2012 года жалобы перевозчиков на поборы со стороны РОСТЭКа, как вы знаете, были услышаны — президент дал прямое указание о ликвидации этой структуры. Но глава ФТС, как говорят в определённых кругах, «своих не сдаёт», и сейчас взамен РОСТЭКа он привёл некую «великолепную шестёрку» отобранных им фирм. Раньше грузоперевозчику достаточно было предъявить так называемую книжку МДП, предусмотренную международной Конвенцией МДП от 1975 года, которая выполняла двойную функцию: таможенной декларации, позволяющей пересекать границы различных государств, и гарантии оплаты таможенных платежей в случае недоставки товара. Теперь этот документ, после того как Бельянинов подписал своё распоряжение 58-р, сделали ничтожным, так как без уплаты некоего сбора этой «шестёрке» ни одну фуру таможенники не пропускают. По моему мнению, спрут просто поменял окраску...

— Остаётся только гадать о степени заинтересованности Андрея Бельянинова, может, он в одностороннем порядке решился на отмену положений международной конвенции? — задаётся прямым вопросом депутат. — При этом глава ФТС в своих публичных выступлениях, изображая озабоченного патриота, старается внести сюда политическую составляющую. Чисто технологическую конвенцию, цивилизованно обеспечивающую грузоперевозки между Россией и Евросоюзом, пытается выдать за некий акт, нарушающий национальные интересы России. И эти спекуляции в определённой степени срабатывают — такие весомые структуры, как Минтранс и МИД, в ситуацию активно не вмешиваются. Но это на фоне украинского кризиса, я думаю, особенно опасно. Евросоюз сегодня ищет любые поводы, чтобы представить нашу страну в невыгодном свете. Хотя логика здесь должна быть однозначной: ФТС не устраивают какие-то нормы конвенции? Пусть представит соответствующие предложения! Но ничего подобного не делается — одна демагогия...

Но самое главное здесь даже не политика, Ассоциация перевозчиков уже сегодня заявила, что с лета прошлого года на этих дополнительных платежах члены ассоциации потеряли примерно 83 млн рублей. И поэтому остро встаёт вопрос об исключении России как транзитного маршрута. Перевозчики прогнозируют уже в следующем году прямые потери от сокращения транзитных перевозок для российского бюджета в размере не менее 10 млрд долларов. Знаете, я думаю, что среди благоприятных последствий украинского кризиса есть ещё одно — действия наших «заклятых» друзей помимо всего прочего заставят нас наконец считать государственные денежки. В условиях, когда наша страна окружена такими «заокеанскими партнёрами», мы не можем больше себе позволить такую дорогую коррупцию. И в связи с этим сразу встаёт вопрос: 10 млрд долларов — не слишком ли высокая цена за самоуправство одного конкретного чиновника?

Пенсионеры тоже в деле

И здесь я хотел бы ещё раз вернуться к словам Дмитрия Горовцова, в частности о неких выплатах на «улучшение жилья». Просто это очень характерно для нашей таможни. Особенно в свете знаменитой просьбы Андрея Бельянинова к президенту — дать таможне хотя бы полдня поработать на себя. О нас, мол, совсем уже государство забыло — об этих бессребрениках таможенного дела. И вот здесь я хочу рассказать, как эти люди бедствуют за бюджетный счёт.

Наш Дмитрий Горовцов рассказал об интересной практике двойного содержания:

— В ходе проверки центрального аппарата ФТС и в частности управления тыловой службы, которым руководит тот самый генерал-водитель Комличенко, выяснилось, что ряд руководящих сотрудников, кстати говоря, тоже генералы, якобы получают от государства некое двойное содержание — пенсии и зарплату как сотрудники ФТС. В частности, речь идёт о начальнике Управления кадров и государственной службы ФТС полковнике Сергее Ханутине, которого называют «без пяти минут генералом», поскольку представление на новое звание уже подписано главой ФТС. В 2007-м он, кажется, ушёл на пенсию из Рособоронзаказа, где работал в своё время и Андрей Бельянинов. Вероятно, он зарегистрировался в комиссариате как пенсионер, а через полгода его снова видели на работе — уже в ФТС. Но при этом генерал, видимо, «забыл» предупредить об этом свой предыдущий комиссариат. И мог спокойно все эти годы получать пенсию, а это, к слову сказать, может быть расценено как уголовное преступление — имеется специальная статья в УК за махинации с пенсиями. Точно так же, видимо, поступил и другой пенсионер — начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС Сергей Коноваленко. Без пяти минут генералу Сергею Ханутину таким образом государство переплатило около 1 млн 200 тыс. рублей, Коноваленко — около 600 тысяч. Обратите внимание, какие суммы-то ничтожные для этих людей, чего мараться-то? Но нет, они, видимо, просто физически не смогли пройти даже мимо этих «копеек».

Чтобы читателю было понятно: эти генералы, если продолжать линию, начатую в прошлых материалах, о том «какая свита делает короля», являются своего рода вторым кругом приближённых. Или «свита свиты», в данном случае прямые подчинённые и креатура водителя, а ныне генерала тыловой службы Сергея Комличенко.

Но и это ещё не всё. В 2013 году, знаете, в то самое время, когда Бельянинов просит у президента РФ полдня поработать на себя, глава ФТС подписывает ряд приказов об оказании единовременной материальной помощи на покупку жилья для сотрудников таможни. По правилам такая помощь, понятно, предоставляется людям, не имеющим жилья или нуждающимся в его улучшении. И вдруг среди таких «нуждающихся» оказываются и начальники служб. О том, что некоторым из них удаётся и так зарабатывать с двух кормушек , мы выяснили. Вот такие нуждающиеся! Понятно, что это само по себе может являться серьёзным нарушением, ни в каком улучшении жилья этот человек не нуждался. Читателю, вероятно, будет интересно, сколько составляют социальные выплаты в центральном аппарате ФТС — не падайте: материальная помощь от Бельянинова своим генералам составила примерно от 8 до 13 млн рублей! Умейте жить, как говорится, и это при том, что они не имели прав на материальную помощь! Эта помощь фактически была украдена у тех, кто действительно в ней нуждался.

Но и это ещё не всё, чтобы, как говорят журналисты, полностью «закольцевать» тему. Одновременно со всеми этими событиями «с поличным следственные органы арестовывают полковника Контрольного управления ФТС, некоего Абрамова. По версии следствия, этот товарищ вымогал деньги у гражданина — около 12 тыс. евро за трудоустройство в центральном аппарате ФТС . При получении взятки в 5 тыс. евро его и взяли. И здесь, наверное, не надо быть большим логиком, чтобы понять, что непосредственно оформлять документы на трудоустройство в центральный аппарат ФТС как раз мог начальник Управления кадров, делится с нами Дмитрий Горовцов.

Я задаюсь вопросом: сколько из этих 12 тыс. могло предназначаться лично ему?

Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов разъясняет:

— Знаете, на видео задержания Абрамова есть кадры обыска на даче простого полковника таможенной службы. Здесь, что называется, всё включено — сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки (две штуки), антикварное оружие, набор импортных охотничьих ружей, шкуры диких животных и так далее и тому подобное. Всё устроено очень дорого и с «варварской» роскошью. При этом следствие говорит, что, будучи руководящим сотрудником ФТС, на этого полковника могло возбуждаться уголовное дело за нападение на представителя власти.

Интересно, если так живут простые полковники таможни, то что тогда творится на дачах генералов?

А чтобы уж совсем закончить картину происходящего только в одном тыловом ведомстве, расскажу о ещё одном уголовном деле, так как о нём также почему-то не пишут СМИ. В апреле прошлого года с поличным были арестованы два предпринимателя — Лагуткин и Пешков. Они должны были поставить для центрального аппарата ФТС некое оборудование, в частности аппаратуру для кинозала. Реальная стоимость этого оборудования составляла около 40 млн рублей, эти же деятели умудрились в 2 раза завысить цену на это оборудование и получить госконтракт. И угадайте, в чьей зоне ответственности находился этот контракт? Правильно, начальника тылового обеспечения таможни Сергея Комличенко, который скоро из водителей, видимо, дорастёт до руководителя госграницы.

Вместо эпилога

Знаете, в чём один из плюсов моей профессии? Я, как журналист, могу спокойно встречаться как с людьми с криминальным прошлым, так и представителями спецслужб. И довольно часто, разговаривая с людьми в «авторитетных» наколках, они задают мне иногда вопрос:

— А чем наша банда хуже какой-нибудь банды генералов? Мы по сравнению с ними одуванчики...

Насчёт одуванчиков я, конечно, не знаю. Но вот насчёт банды — поглядите на ситуацию только в одном отдельном управлении ФТС. Сидит генерал на генерале и генералом погоняет, а пьяненькие полковники — у них на побегушках. И метёт эта организованная в строго определённое сообщество группа буквально всё, до чего дотянутся руки — пенсии, матпомощь, трудовые контракты, киноаппаратуру, софт, спецталоны ,( Подчиненный Бельянинова сделал "непроверямыми" 100 частных авто ) книжки МДП, таможенные сборы, броневики «Ивеко», контрабанду. Одним словом — всё. И когда мне попадаются подобные истории, я искренне удивляюсь: когда эти слуги народа наконец наедятся, куда в них столько влезает?

Почему они никогда сами не останавливаются? Вот возьмите того же Андрея Бельянинова — ведь столько про человека уже известно. Как было бы хорошо, если бы он наконец услышал это всё. Взял бы да и собрал своих генералов и широкую обслугу в каком-нибудь любимом ресторане в державном отеле на набережной Москвы-реки. Согрел в руках родной микрофон, спел бы на «бис» песню про юного барабанщика да и ушёл бы в почётную отставку. А весь зал со слезами на глазах ему стоя аплодировал бы. Как красиво...

И вот здесь самая главная загадка: почему они этого не делают? На все хитроумные и головоломные комбинации, чтобы, например, обмануть главу государства, ума у них хватает. А на это простое и логичное действие — вовремя уйти от «игрального аппарата» — нет. Что с ними не так? Когда же они наедятся?

В правительстве определились с кандидатурой нового руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы (Росграница). Как стало известно "Ъ", возглавить ведомство может Сергей Комличенко, занимающий сейчас пост заместителя главы Федеральной таможенной службы (ФТС). Его кандидатура согласована с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который в ближайшее время порекомендует его назначение премьеру Дмитрию Медведеву.


Как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник в аппарате правительства, вчера днем господин Комличенко прибыл в Белый дом, где встретился с Дмитрием Рогозиным (он курирует деятельность Росграницы). Несмотря на то что повестка встречи формально не разглашалась, заместитель главы ФТС, по данным "Ъ", был осведомлен о возможном предложении стать главой Росграницы. Как говорит собеседник "Ъ" в правительстве, Дмитрий Рогозин счел кандидатуру господина Комличенко подходящей для руководства ведомства. В ближайшее время вице-премьер направит соответствующее представление о назначении Сергея Комличенко Дмитрию Медведеву.

Созданное указом президента Владимира Путина 11 октября 2007 года ведомство отвечает за обустройство государственной границы, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска. Большую часть времени его возглавлял Дмитрий Безделов, уволенный 21 октября 2013 года. Как сообщал "Ъ", поводом стали результаты работы ревизионной комиссии, которая выявила серьезные нарушения как в самом ведомстве (распределение денег по ФЦП "Развитие государственной границы РФ на 2003-2011 годы" объемом около 150 млрд руб. было сведено к "банальному освоению бюджетных средств"), так и в деятельности господина Безделова (около 1 млрд руб. из той же целевой программы оказалось на счетах банка "Агросоюз", главным бенефициаром которого является отец экс-руководителя ведомства). Спустя сутки в Росгранице и подконтрольном ему федеральном казенном управлении "Росгранстрой" сотрудники ФСБ провели задержания. Вопросы возникли к начальнику управления капитального строительства и эксплуатации Даниле Вавилову и еще нескольким сотрудникам (см. "Ъ" от 23 октября 2013 года).

Поиск нового главы проходил при содействии Федеральной службы безопасности (в нее входит пограничная служба, являющаяся основным заказчиком услуг Росграницы). По сведениям "Ъ", господин Комличенко был не единственным претендентом на эту должность. Помимо него рассматривались еще три кандидата — исполнявший обязанности главы ведомства Юрий Мальцев, первый зампред комитета по обороне Госдумы Сергей Жигарев (ЛДПР), а также один из высокопоставленных сотрудников спецслужб. По словам собеседника "Ъ" в правительстве, господин Жигарев хоть и был внесен в шорт-лист, но реальных шансов занять эту должность не имел — вариант с его назначением не устраивал ФСБ. Кандидатуру Юрия Мальцева до последнего лоббировали в самой Росгранице, однако в его случае негативно сказался факт многолетней работы с Дмитрием Безделовым. Более того, по данным "Ъ", несколько недель назад Дмитрий Рогозин вызывал чиновника к себе на разговор, требуя от него отдачи по работе — вице-премьер посчитал, что господин Мальцев не справляется с обязанностями. Ставить же "чистого силовика", по признанию правительственного источника "Ъ", было также не совсем желательно: несмотря на специфику работы, в ведомстве нужен был человек с опытом управленца в госструктурах.

Впрочем, у Сергея Комличенко, судя по всему, есть опыт работы в органах госбезопасности: в открытых источниках информации о его деятельности содержится крайне мало. Известно, что он родился 15 мая 1971 года на Украине, в Киевской области. С конца 1990-х работал в госкомпании "Росвооружение" (с 2000 года — "Рособоронэкспорт"), а впоследствии стал начальником главного управления тылового обеспечения ФТС. В марте 2010 года его повысили до заместителя руководителя ведомства Андрея Бельянинова, круг курируемых вопросов он сохранил. Впоследствии указом президента Путина получил повышение и в звании, став генерал-лейтенантом таможенной службы. По отзывам коллег господина Комличенко, за время его работы в ФТС у него сложились хорошие отношения с господином Бельяниновым, поэтому в случае необходимости последний может дать положительные рекомендации в его адрес.

Одной из основных задач, которые будут поставлены перед господином Комличенко, станет наведение финансового порядка в ведомстве с учетом обновленной федеральной целевой программы на 2012-2020 годы, бюджет которой предусмотрен на уровне 134 млрд руб.

Во время обыска у главы российской таможни Андрея Бельянинова следователи нашли килограммовый слиток золота, пять 200-граммовых золотых самородков и около 100 млн рублей наличными. Это не считая вызывающего великолепия коллекций часов, драгоценностей и картин. Обыскивали мытаря явно напоказ, намеренно демонстрируя стране его несметные богатства.

Помнится, аналогичные обыски проводились у губернаторов Вячеслава Гайзера и Александра Хорошавина , вот только Бельянинова в отличие от этих двоих «закрывать» почему-то не стали. Хотя, казалось, к тому и шло. Но всё закончилось банальной отставкой. Почему?

Не потому ли, что глава ФТС в отличие от проворовавшихся губернаторов не сам по себе управленец? За Гайзером и Хорошавиным не стояли высокие – выше некуда! – покровители, представляющие одну из «кремлёвских башен». А Бельянинов – от макушки до пяток человек из обоймы Сергея Иванова , главы президентской администрации. Казалось бы, положение Иванова при дворе выглядит стабильным – портал «Полит.ру» даже прочит его в скорые сменщики Дмитрия Медведева. Зачем же тогда показательно прессовать его протеже, выставляя напоказ всей стране драгоценные цацки и россыпи крупных купюр? Вот как объяснил происходящее политолог Лев Вершинин: Бельянинов, по его словам, «очень близок к некоему чиновнику высшего уровня» – к Сергею Иванову. «Есть основания предполагать, – продолжает Вершинин, – что именно этот чиновник рассматривается на Западе как готовая к компромиссам фигура, способная при определённых обстоятельствах сохранить преемственность власти и контроль над ситуацией в стране». «Арест Бельянинова, – полагает эксперт, – очень серьёзный, густо-красного цвета сигнал ему и группировке, которую он представляет». Сажать обладателя несметных богатств, таким образом, нет никакого смысла. Вот и позволили главному мытарю унести ноги подобру-поздорову – в отставку.

«Курочка по зёрнышку клюёт, а сыта бывает»

О скандалах вокруг ФТС и её руководства «Наша Версия» за последние годы опубликовала более десятка статей. Конечно, жаль, что оскандалившегося чиновника в конце концов сместили в результате политических игр, а не следственных действий. Однако «на дорожку», пожалуй, следовало бы припомнить Бельянинову хотя бы малую часть его «художеств». Особняком в послужном списке мытаря стоит эпизод с ввозом в Россию армейских бронемашин IVECO. Прежний министр обороны Анатолий Сердюков поручил наклеить на импортные броневики красные кресты, а внутрь каждой машины положить носилки и разную врачебную утварь – таким образом продукция военного назначения превращалась в медицинскую технику, а на её ввозе экономилась 20-процентная пошлина – министру Сердюкову на радость. При чём же здесь Бельянинов? – спросите вы. Да при том, что именно он визировал документ, гласивший: «ФТС России считает возможным классифицировать указанные автомобили в подсубпозиции 8703 33 1910 ТН ВЭД ТС (автомобили, специально предназначенные для медицинских целей. – Ред.). В феврале 2012 года вопрос о снятии пошлины вынесли на заседание специальной подкомиссии правительства России, где признали «нецелесообразным отмену ставки ввозной пошлины», – вспоминал депутат Госдумы Дмитрий Горовцов. – Правительство, таким образом, прямо сказало хитрым ребятам Сердюкову и Бельянинову: пожалуйста, платите в бюджет». Но, несмотря на это, казалось бы, прямое указание, 57 деклараций на бронемашины были зарегистрированы с нулевой таможенной ставкой. «Ущерб только по одной партии броневиков составил до 10 млн долларов», – сокрушается депутат.

Стеснительность Бельянинову, похоже, не была свойственна в принципе. В 2008 году глава ФТС «пошутил», что неплохо бы в качестве поощрения дать таможенникам «хоть полдня поработать на себя».

А как вам такая история: однажды через Домодедовскую таможню злоумышленники пытались ввезти самолёт Ил-76 министерства обороны Армении – якобы на ремонт. «Чтобы не платить таможенный сбор, объявили, что самолёт ввезли временно как выставочный образец, – вспоминал Дмитрий Горовцов. – Хотя на самом деле его везли для ремонта и, следовательно, должны были уплатить пошлину – 4 млн рублей. Деньги небольшие, но именно это и примечательно: структура Бельянинова никогда не гнушалась мелочёвкой. По документам декларантом самолёта выступала российская военная компания, а штамповал все документы таможенный пост аэропорта Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни».

Росграницу мог возглавить водитель чиновника

Усердной курочкой поклёвывал Бельянинов мелочишку и у водителей-дальнобойщиков. Именно он ввёл вместо книжек международных дорожных перевозок (МДП) стоимостью 2 тыс. рублей систему страховых сертификатов обеспечения по уплате таможенных платежей, которые выдавали страховые компании, аккредитованные ФТС. На границе таможня оформляла процедуру внутреннего таможенного транзита (ВТТ), а вместо «закрытой» книжки МДП перевозчика обязывали купить страховой полис. Удовольствие было недешёвым: тем, кто гонял фуры из России в Казахстан, приходилось выкладывать до 160 тыс. рублей вместо 2 тысяч! При этом Бельянинов, отменив процедуру оформления книжек МДП, не ввёл чёткую систему оформления страховых сертификатов, по сути, отдав её на откуп таможенным постам. Результат – многокилометровые пробки на границе. И, само собой, взятки.

Однако это далеко не худшее из того, что можно припомнить Бельянинову, случались скандалы и похлеще. Так, пару лет назад глава ФТС хлопотал о назначении главой Росграницы своего заместителя по тыловому обеспечению генерала Сергея Комличенко, «человека номер три» по влиянию в российской таможне. Этот самый Комличенко в своё время работал личным водителем Бельянинова, а потом, всего за каких-то четыре года, дослужился до генерал-лейтенанта. Вот это карьера! Только представьте себе, чем может быть чревато для страны назначение человека без опыта управления государственными структурами главой Росграницы! А вот Бельянинова это совсем не смутило. Видимо, он был крайне заинтересован в том, чтобы высокий пост занял его протеже, пусть хоть бывший водитель. Подчинённые главного таможенника зубоскалили: скажите спасибо, что водитель – а ведь мог бы и коня предложить, как Калигула.

Полдня работаем на Россию, ещё полдня – на себя?

Воистину, подчинённые знали, что говорят: стеснительность Бельянинову, похоже, не была свойственна в принципе. В 2008 году, встречаясь с Владимиром Путиным, возглавлявшим тогда правительство, глава ФТС «пошутил», что неплохо бы в качестве поощрения за хорошую работу дать таможенникам «хоть полдня поработать на себя». Правда, Путин «шутку» не оценил, жёстко одёрнув главу ФТС. Но Бельянинов тем временем издал приказ № 532, согласно которому владельцы незаконно ввезённого в страну товара получали возможность легализовать его на таможне. В течение пяти дней контрабандистам предлагали уплатить все необходимые пошлины и тогда незаконный товар не конфисковали, а пускали в свободную продажу наравне с товарами, ввезёнными легально. Доля «серого импорта», таким образом, превысила все мыслимые размеры. Фактически Бельянинов узаконил контрабанду, предоставив своим подчинённым всласть «поработать на себя». В связи с этим интересно: насколько изменятся порядки в российской таможне с приходом на пост главы ФТС нового начальника?

Три года назад казалось, что Бельянинов окончательно перегнул палку и на его карьере вот-вот поставят крест. Следственный комитет возбудил тогда уголовное дело о превышении полномочий в отношении начальника отдела Главного управления тылового обеспечения ФТС Дмитрия Кузнецова – его обвиняли в том, что он «организовал незаконное оформление и выдачу третьим лицам специальных документов оперативного прикрытия». Оцените масштаб явления: при предъявлении оперативного «вездехода» правоохранители не имели права проверить ни водительское удостоверение, ни регистрационные документы на автомобиль, ни путевой лист, ни само транспортное средство и перевозимый груз, ни даже водителя и сопровождающих его пассажиров. Оформлялись «вездеходы» от ФТС и на личный автотранспорт, что, в общем-то, противозаконно. «Вездеходами» без зазрения совести пользовались граждане, лишённые водительских прав за езду в нетрезвом состоянии. После скандала со спецталонами и обысков в здании ФТС казалось, что кресло под Бельяниновым всерьёз зашаталось, но за «своего человека», судя по всему, замолвил словечко высокий покровитель, и Бельянинов тогда усидел.

Глава ФТС погряз в скандалах?

Новое здание Нижегородской таможни, которое ведомство получило вместо помешавшего строительству стадиона к чемпионату мира по футболу, дорого обходится его застройщику. Дзержинской компании «Анкер-НН», больше года ждавшей, когда бюджет выкупит объект, не удалось оспорить решение налоговой инспекции о доначислении 43 млн руб. налога на прибыль, как считают налоговики, заниженного при операциях с недвижимостью.

Кроме того, с подачи транспортной прокуратуры возбуждено уголовное дело об уклонении компании от уплаты налогов. Но претензии есть и к самим таможенникам: Счетная палата РФ указала Федеральной таможенной службе на то, что новое здание приобреталось без конкурса, соблюдения процедуры оценки и имело избыточную площадь.

В последнее время уровень коррупции в ФТС возрос настолько, что, по слухам, следователи собрались предъявить претензии к замглавы ФТС Сергею Комличенко, сообщили в СКР. Впрочем, по всей видимости, ниточки от деятельности Комличенко тянутся к самому Бельянинову, который ранее был замешан в громких финансовых скандалах!

Таможенные «сборы»?

В очередной раз имя главы ФТС Андрея Бельянинова мелькает в коррупционных скандалах! Так, совсем недавно обыски прошли у начальника отдела криминалистики Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Федеральной таможенной службы Владимира Макаренко.

Как выяснили следователи, Владимир Макаренко требовал 80 000 рублей от генерального директора ООО «ВЛАДПОЛИТЕКС». В обмен он обещал осчастливить бизнесмена получением предварительного классификационного решения по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в Управлении товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы.

Впрочем, силовики установили, что сам Макаренко не мог оказать данную услугу. Отсюда и родилась версия о том, что он должен был передать «откат» от взятки представителям своего непосредственного руководства!

Все дело в том, что, по мнению экспертов, при Андрее Бельянинове в ФТС была создана так называемая «вертикально-интегрированная система коррупции», когда взятка с нижнего уровня с «откатами» идет на самый верх - чтобы руководство «закрывало глаза» на то, как воруют (берут взятки) чиновники среднего и нижнего уровня.

Бельянинов против СКР?

Антикоррупционеры утверждают, что за всеми «темными» делами таможни стоит сам глава ФТС Андрей Бельянинов. Ведь во время обысков он обвинил работников Следственного комитета по городу Москве в «низкой квалификации».

Как публично заявил начальник ФТС, именно из-за «не достаточного профессионализма» проводились эти якобы «бессмысленные» обыски. Андрей Бельянинов подчеркнул, что в подобных операциях нет никакой нужды.

Однако, похоже, что господин Бельянинов заметно лукавит. Ведь сами следователи в разговоре с прессой ни о какой помощи от ФТС даже и не упоминали. Более того, сложилось такое ощущение, что сам Бельянинов намеренно хочет запутать следствие!..

На «тыловые» нужды»?

Подобная позиция Бельянинова, впрочем, совершенно понятна, так как следователи уже смогли разоблачить достаточно важных коррупционеров из ФТС. Так сейчас, по слухам, сотрудники СКР уже вышли на след участия в этом преступлении самого начальника Главного управления тылового обеспечения Сергея Комличенко!

Все дело в том, что Следственный комитет уже возбудил уголовное дело о превышении полномочий в отношении начальника отдела Главного управления тылового обеспечения Федеральной таможенной службы (ФТС) России Дмитрия Кузнецова, а уже после этого были проведены обыски в кабинетах центрального аппарата ФТС.

Кузнецова подозревали в незаконной выдаче спецталонов, освобождающих автовладельцев от досмотра, и обвиняют по ст. 286 УК РФ - «превышение должностных полномочий».

Вершина «коррупционной пирамиды», или «заход» на Бельянинова?

Все дело в том, что, по одной из версий, это именно замглавы ФТС Сергей Комличенко «крышевал» Дмитрия Кузнецова, а ведь Комличенко - это бывший личный водитель самого главы ФТС Андрея Бельянинова. Так знал ли господин Бельянинов о «делишках» своего заместителя?!! Да и как он мог об этом не знать, когда именно его считают руководителем всей той коррупционной системы, которая была выстроена в ФТС.

Впрочем, похоже, что Бельянинов даже сейчас чувствует себя неуязвимым! Ведь поговаривают, что он является «давним другом Владимира Путина». Разумеется, так ли это или нет, твердо сказать нельзя, но про Бельянинова известно то, что после института был приглашён на работу в Первое главное управление КГБ СССР, занимавшееся внешней разведкой. Там он работал в ряде зарубежных стран, в т. ч. в 1980-е в ГДР.

Говорят, что Бельянинов был то ли куратором, то ли финансистом «дрезденской» группы разведчиков, в которой по молодости работал и нынешний президент России.

Таим образом, возможно, что Бельянинов уверен в том, что «близость к Кремлю» спасет его от возможного уголовного преследования. Что же... Анатолий Сердюков тоже думал так когда-то, а в итоге оказался под следствием!

Как глава ФТС «зарабатывал» в «лихие 90-ые», или «ореховские» опять при «делах»?

В начале 90-х Бельянинов уволился из органов, занялся бизнесом, и уже в 1992—1994 годах стал заместителем председателя правления РЭА-банка.

Однако, когда Бельянинов был первым и вторым человеком в РЭА-банке и Новикомбанке, созданном Ассоциацией ветеранов внешней разведки, там случился крупный финансовый скандал!

В итоге у РЭА в 2000 году отозвали лицензию, а Новиком попался на том, что отмыл деньги вроде бы за ворованный бензин и будто бы от орехово-зуевской группировки.

Тогда поговаривали, что Бельянинов имел непосредственное отношение к этой истории! Более того, утверждалось, что именно он быть одним из организаторов данных «теневых схем». Впрочем, теперь уже глава ФТС об «ореховских» делах вспоминать явно не любит...

Впрочем, отметим, что коррупция есть не только в высшем руководстве ФТС! Ведь подобные инциденты не раз происходили и в «среднем звене» таможни! Здесь стоит, к примеру, вспомнить скандал на Шереметьевской таможне. А ведь тогда были арестованы вовсе не рядовые таможенники, а высокопоставленные чиновники.

Так, Ирина Ходакова была заместителем начальника отдела применения системы управления рисками Шереметьевской таможни, а Владлен Лавриков - главным государственным таможенным инспектором этого отдела.

Счетная палата РФ в ходе комплексной проверки ЦТУ выявила многочисленные нарушения закона при реализации государственных контрактов. Следствие полагает, что должностные лица ФТС вступили в преступный сговор, чтобы дать взятку проверявшему их представителю Счетной палаты за невнесение им в акт проверки выявленных нарушений. 11 марта Востриков в кабинете представителя Счетной палаты передал взятку в 3 млн рублей.

И вся эта коррупция происходит в Москве - под самым носом у Андрея Бельянинова!!!

Хороший хватательный рефлекс?

Разумеется, если подобный коррупционный «беспредел» творится в Москве, то что же тогда происходит в регионах?!! А там взятки берут почти на каждом углу! И особенно эта проблема касается таможни!

Так, к примеру, в октябре 2013 года следователями Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника отдела контроля таможенной стоимости службы федеральных таможенных доходов Северо-Западного таможенного управления ФТС России 35-летней Светланы Путковской. Она подозревалась в получении взятки.

Как выяснилось, Светлана Путковская 29 октября 2013 года в автомобиле BMW X6 на подземной парковке в жилом комплексе на Большом Сампсониевском проспекте в Санкт-Петербурге получила от гражданина, представляющего коммерческие интересы фирмы, 90 тыс. руб. в качестве взятки.

А ведь это - далеко не единственный коррупционный скандал в СЗТУ ФТС. Так ранее после сходного инцидента эту организацию покинул начальник службы федеральных таможенных доходов СЗТУ генерал-майор таможенной службы Вадим Бушуев. Он был уволен приказом от 27.09.13 № 2829-к с 1 октября 2013 года.

При этом он находился в близких отношениях с господином Борисом Шкуркиным, начальником УРиОК ФТС, со сандалом уволенным на 2 месяца раньше!

До этого случая был арестован заместитель начальника пассажирского поста таможни Домодедово Дмитрий Верещагин.

Согласно материалам дела, Дмитрий Верещагин, еще один замначальника домодедовской таможни Александра Чернова и их руководитель Владимир Гаврилов давали указания своим подчиненным собирать деньги с приезжих из Вьетнама.

Уже известно, что всего по четырем эпизодам фигурантам дела вменяется получение 19 тыс руб. за недосмотр их багажа.

Кстати, «сбором дани» в Домодедово занимались и другие сотрудники ФТС.

К примеру, 14 мая 2014 года был задержан еще один сотрудник таможни в Домодедово — Виктор Мирошкин. В отношении Мирошкина было возбуждено уголовное дело за взятку. По версии следствия, таможенник получил деньги за беспрепятственный въезд в нашу страну от иностранца. 15 мая 2014 года, также за взятку, был задержан еще один инспектор ФТС Домодедовской таможни — Рафик Велиметов.

«Владивосток - там можно»?

И конечно, до сих пор у всех в памяти громкий скандал на таможне Владивостока. Группа молодых таможенников прямо у себя в офисе устроила настоящую оргию с элементами стриптиза.

Причем, им «хватило ума» после выложить все это в интернет!

Тогда даже Владимир Путин посоветовал Бельянинову «подтянуть дисциплинку» в своих подразделениях. Как показало время, глава ФТС замечание проигнорировал.

Последний случай в Нижнем Новгороде может стать последней каплей для Кремля. И кресло у, казалось бы, вечного главы российской таможни сильно зашатается!

8241

Таможенный спрут

После трёх публикаций журналистского расследования, посвящённых ситуации на российской таможне, не поступило никакой реакции от заинтересованных ведомств. Почему такое могло произойти?

Дело здесь даже не в том, что Федеральная таможенная служба (ФТС) абсолютно никак не отреагировала на эти публикации. Хотя если вдуматься, то это довольно странно – озвучиваются сенсационные материалы, которые могут свидетельствовать о прямой коррупции первых лиц, называются «явки», «пароли», «суммы». И молчание – ни опровержений, ни судов, ни просто попыток объяснить свою позицию. Я уже не говорю про извинения – понятно, каяться в коррупции после журналистских статей у нас не принято. Но тем не менее, с моей точки зрения, руководитель ведомства, отмалчиваясь после таких обвинений, всё же несколько теряет своё лицо в глазах общества.

Манипуляции на 336 миллионов

Хорошо, оставим на усмотрение чиновника право не замечать критику журналистов и не снисходить с ними до диалога. Но вот что странно: ведомства, которые обязаны реагировать на подобные материалы, прокуратура в том числе, тоже молчат. После этих публикаций, насколько мне известно, ушло несколько депутатских запросов в Генеральную прокуратуру, публично высказали свою точку зрения ряд уважаемых экспертов. И ничего – молчание. Здесь надо понимать, что я писал не на пустом месте – в отношении первых лиц ФТС по ряду эпизодов идёт, насколько мне известно, проверка следственных органов. Более того, сегодня речь идёт уже о конкретных результатах. Например, не раз уже говорилось о манипуляциях с закупками программного обеспечения для таможни на сумму примерно 336 млн рублей. По этому делу с поличным были арестованы в декабре два посредника.

Уже после выхода статьи в ряде офисов, расположенных в «Москва-Сити», прошли выемки и обыски. «Сегодня, по моей информации, следствие установило, что софт должен был быть поставлен в ФТС по стоимости, не превышающей 100 млн рублей, а аффилированные с руководством таможни посредники, получается, положили себе в карман больше 200 млн», – рассказал нам депутат Дмитрий Горовцов. Только на одной операции – ничего себе – 2%! Но, самое главное, в статье я прямо задаю вопрос: каким образом такой госконтракт мог быть проведён через сито закупок и заключён в какие-то считанные предновогодние дни? Кто это всё мог осуществить в центральном аппарате? Учитывая, что на контракте стоят подписи первых лиц ФТС, – насколько эти чиновники могли остаться в стороне от делёжки указанных 2%? Я задаю эти прямые вопросы, но ответа нет до сих пор. Вот, к примеру, как комментирует ситуацию один из тех, кто также пытался задавать эти вопросы, – депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов, который уже не первый год ведёт собственное антикоррупционное расследование в ФТС.

По теме

Сотрудники полиции, которые первыми осмотрели найденных в парке Скрипалей, рассказали, что им показалось странным состояние, в котором находились пострадавшие. Экс-разведчик не мог изменить положение своего тела и не реагировал на внешние раздражители.

– Я обращался в Генеральную прокуратуру, вероятно, уже десятки раз по выявленным фактам коррупции и злоупотреблений, – рассказывает депутат. – И что мы тут видим, какое прокурорское реагирование? В ряде случаев на прямые депутатские запросы не было вообще никакой реакции. Как, например, не было реакции прокуратуры на опубликованные мною сигналы по поводу бешеных расходов на переоборудование салона самолёта, закреплённого за ФТС, в интересах понятно какого «главного пассажира». Выяснять, что делал этот самолёт в Испании и Израиле, кто были пассажиры в этих полётах, не хотят. При таких примерах возникают сомнения в части перспектив достижения истины с помощью прокуроров. Вот у меня сейчас накапливаются материалы по вопросам выделения всё теми же руководителями ФТС самим себе любимым денежных средств, которые выделялись государством на приобретение квартир нуждающимся сотрудникам ФТС. Но коллеги советуют: обращение в прокуратуру обязательно сопроводи публикацией в СМИ. Позволю лишь одно, подчеркну, самое мягкое предположение… Мне кажется, что этому братству могли способствовать особенности кадрового комплектования надзорного ведомства. Дело в том, что в аппарате Генпрокуратуры РФ, а конкретнее, в управлении по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, на немаловажных должностях оказались выходцы из ФТС. Думаю, что ситуация, когда в контролирующем органе укореняются люди из проверяемой организации, не самая лучшая. Всё-таки личные взаимоотношения всегда будут влиять на принимаемые решения, а ведь здесь речь идёт об оценках, связанных с применением норм уголовного права. Практически создаются условия для образования «дружной команды» из проверяемых и проверяющих. С ходу назвал бы несколько фамилий сотрудников вышеназванного управления – Е. Глебова – В. Миронова, Е. Жарова… Да, пожалуй, добавил бы, что есть и «обратные варианты», – так, летом прошлого года начальником Южной оперативной таможни стал бывший сотрудник этого управления А. Турко. Но, согласитесь, подчеркну, что моё мнение не основано на законодательных запретах – подобное взаимоопыление не запрещено…

Вот так, ни больше ни меньше. Знаете, я вот лично снимаю шляпу, уважаемый читатель, вы только вдумайтесь, как всё грамотно здесь устроено! При такой системе можно даже не 2, а все 3% брать. А как эта система выстраивается, я писал в прошлой статье, когда рассказывал о «генерал-водителе» по фамилии Комличенко, которого активно пытается устроить на должность главы Росграницы Андрей Бельянинов. То есть это действительно такой коррупционный спрут, поразивший систему правосудия на самом высоком уровне.

Скандалы продолжаются

Между тем, как выясняется, скандалы вокруг таможни и РОСТЭКа выходят уже на международный уровень. Ассоциация международных автоперевозчиков сегодня открыто обвиняет главу ФТС Андрея Бельянинова в самоуправстве – он, якобы нарушив международное законодательство, отменил так называемые гарантии по книжкам МДП (TIR). Теперь в дополнение к ним перевозчики должны предъявлять некие дополнительные гарантии. А эти гарантии выдают, само собой, за отдельную плату – шесть отобранных руководством ФТС фирм (я писал о них в первой публикации). Так вот, по странному стечению обстоятельств эти фирмы, по моей версии, могут быть аффилированы либо с РОСТЭКом, либо с двумя банками, в которых, на мой взгляд, могут прослеживаться личные коммерческие интересы руководства ФТС.

Вот что об этом говорит Дмитрий Горовцов.

– Весной 2012 года жалобы перевозчиков на поборы со стороны РОСТЭКа, как вы знаете, были услышаны – президент дал прямое указание о ликвидации этой структуры. Но глава ФТС, как говорят в определённых кругах, «своих не сдаёт», и сейчас взамен РОСТЭКа он привёл некую «великолепную шестёрку» отобранных им фирм. Раньше грузоперевозчику достаточно было предъявить так называемую книжку МДП, предусмотренную международной Конвенцией МДП от 1975 года, которая выполняла двойную функцию: таможенной декларации, позволяющей пересекать границы различных государств, и гарантии оплаты таможенных платежей в случае недоставки товара. Теперь этот документ, после того как Бельянинов подписал своё распоряжение 58-р, сделали ничтожным, так как без уплаты некоего сбора этой «шестёрке» ни одну фуру таможенники не пропускают. По моему мнению, спрут просто поменял окраску…

По теме

Как стало известно СМИ, два самолета авиакомпании China Southern Airlines вынуждены были экстренно снизиться, чтобы избежать столкновения еще с одним воздушным судном, которое осталось неопознанным и не реагировало на сигналы с земли.

– Остаётся только гадать о степени заинтересованности Андрея Бельянинова, может, он в одностороннем порядке решился на отмену положений международной конвенции? – задаётся прямым вопросом депутат. – При этом глава ФТС в своих публичных выступлениях, изображая озабоченного патриота, старается внести сюда политическую составляющую. Чисто технологическую конвенцию, цивилизованно обеспечивающую грузоперевозки между Россией и Евросоюзом, пытается выдать за некий акт, нарушающий национальные интересы России. И эти спекуляции в определённой степени срабатывают – такие весомые структуры, как Минтранс и МИД, в ситуацию активно не вмешиваются. Но это на фоне украинского кризиса, я думаю, особенно опасно. Евросоюз сегодня ищет любые поводы, чтобы представить нашу страну в невыгодном свете. Хотя логика здесь должна быть однозначной: ФТС не устраивают какие-то нормы конвенции? Пусть представит соответствующие предложения! Но ничего подобного не делается – одна демагогия…

Но самое главное здесь даже не политика, Ассоциация перевозчиков уже сегодня заявила, что с лета прошлого года на этих дополнительных платежах члены ассоциации потеряли примерно 83 млн рублей. И поэтому остро встаёт вопрос об исключении России как транзитного маршрута. Перевозчики прогнозируют уже в следующем году прямые потери от сокращения транзитных перевозок для российского бюджета в размере не менее 10 млрд долларов. Знаете, я думаю, что среди благоприятных последствий украинского кризиса есть ещё одно – действия наших «заклятых» друзей помимо всего прочего заставят нас наконец считать государственные денежки. В условиях, когда наша страна окружена такими «заокеанскими партнёрами», мы не можем больше себе позволить такую дорогую коррупцию. И в связи с этим сразу встаёт вопрос: 10 млрд долларов – не слишком ли высокая цена за самоуправство одного конкретного чиновника?

Пенсионеры тоже в деле

И здесь я хотел бы ещё раз вернуться к словам Дмитрия Горовцова, в частности о неких выплатах на «улучшение жилья». Просто это очень характерно для нашей таможни. Особенно в свете знаменитой просьбы Андрея Бельянинова к президенту – дать таможне хотя бы полдня поработать на себя. О нас, мол, совсем уже государство забыло – об этих бессребрениках таможенного дела. И вот здесь я хочу рассказать, как эти люди бедствуют за бюджетный счёт.

Наш Дмитрий Горовцов рассказал об интересной практике двойного содержания:

– В ходе проверки центрального аппарата ФТС и в частности управления тыловой службы, которым руководит тот самый генерал-водитель Комличенко, выяснилось, что ряд руководящих сотрудников, кстати говоря, тоже генералы, якобы получают от государства некое двойное содержание – пенсии и зарплату как сотрудники ФТС. В частности, речь идёт о начальнике Управления кадров и государственной службы ФТС полковнике Сергее Ханутине, которого называют «без пяти минут генералом», поскольку представление на новое звание уже подписано главой ФТС. В 2007-м он, кажется, ушёл на пенсию из Рособоронзаказа, где работал в своё время и Андрей Бельянинов. Вероятно, он зарегистрировался в комиссариате как пенсионер, а через полгода его снова видели на работе – уже в ФТС. Но при этом генерал, видимо, «забыл» предупредить об этом свой предыдущий комиссариат. И мог спокойно все эти годы получать пенсию, а это, к слову сказать, может быть расценено как уголовное преступление – имеется специальная статья в УК за махинации с пенсиями. Точно так же, видимо, поступил и другой пенсионер – начальник Управления таможенного сотрудничества ФТС Сергей Коноваленко. Без пяти минут генералу Сергею Ханутину таким образом государство переплатило около 1 млн 200 тыс. рублей, Коноваленко – около 600 тысяч. Обратите внимание, какие суммы-то ничтожные для этих людей, чего мараться-то? Но нет, они, видимо, просто физически не смогли пройти даже мимо этих «копеек».

Чтобы читателю было понятно: эти генералы, если продолжать линию, начатую в прошлых материалах, о том «какая свита делает короля», являются своего рода вторым кругом приближённых. Или «свита свиты», в данном случае прямые подчинённые и креатура водителя, а ныне генерала тыловой службы Сергея Комличенко.

Но и это ещё не всё. В 2013 году, знаете, в то самое время, когда Бельянинов просит у президента РФ полдня поработать на себя, глава ФТС подписывает ряд приказов об оказании единовременной материальной помощи на покупку жилья для сотрудников таможни. По правилам такая помощь, понятно, предоставляется людям, не имеющим жилья или нуждающимся в его улучшении. И вдруг среди таких «нуждающихся» оказываются и начальники служб. О том, что некоторым из них удаётся и так зарабатывать с двух кормушек, мы выяснили. Вот такие нуждающиеся! Понятно, что это само по себе может являться серьёзным нарушением, ни в каком улучшении жилья этот человек не нуждался. Читателю, вероятно, будет интересно, сколько составляют социальные выплаты в центральном аппарате ФТС – не падайте: .

Но и это ещё не всё, чтобы, как говорят журналисты, полностью «закольцевать» тему. Одновременно со всеми этими событиями «с поличным следственные органы арестовывают полковника Контрольного управления ФТС, некоего Абрамова. По версии следствия, этот товарищ вымогал деньги у гражданина – около 12 тыс. евро за трудоустройство в центральном аппарате ФТС. При получении взятки в 5 тыс. евро его и взяли. И здесь, наверное, не надо быть большим логиком, чтобы понять, что непосредственно оформлять документы на трудоустройство в центральный аппарат ФТС как раз мог начальник Управления кадров, делится с нами Дмитрий Горовцов.

Я задаюсь вопросом: сколько из этих 12 тыс. могло предназначаться лично ему?

Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Горовцов разъясняет:

– Знаете, на видео задержания Абрамова есть кадры обыска на даче простого полковника таможенной службы. Здесь, что называется, всё включено – сауна, бассейн с фонтаном, катер, роскошные иномарки (две штуки), антикварное оружие, набор импортных охотничьих ружей, шкуры диких животных и так далее и тому подобное. Всё устроено очень дорого и с «варварской» роскошью. При этом следствие говорит, что, будучи руководящим сотрудником ФТС, на этого полковника могло возбуждаться уголовное дело за нападение на представителя власти.

Интересно, если так живут простые полковники таможни, то что тогда творится на дачах генералов?

Система, можно сказать, выстроена идеально. Следствие может сколь угодно честно расследовать преступления, депутаты писать запросы, мы, журналисты, выступать с какими угодно разоблачениями – всё это вязнет в одном единственном управлении прокуратуры, ведь именно оно должно давать оценку и решать, давать ли делу ход. А чтобы уж совсем закончить картину происходящего только в одном тыловом ведомстве, расскажу о ещё одном уголовном деле, так как о нём также почему-то не пишут СМИ. В апреле прошлого года с поличным были арестованы два предпринимателя – Лагуткин и Пешков. Они должны были поставить для центрального аппарата ФТС некое оборудование, в частности аппаратуру для кинозала. Реальная стоимость этого оборудования составляла около 40 млн рублей, эти же деятели умудрились в 2 раза завысить цену на это оборудование и получить госконтракт. И угадайте, в чьей зоне ответственности находился этот контракт? Правильно, начальника тылового обеспечения таможни Сергея Комличенко, который скоро из водителей, видимо, дорастёт до руководителя госграницы.

Вместо эпилога

Знаете, в чём один из плюсов моей профессии? Я, как журналист, могу спокойно встречаться как с людьми с криминальным прошлым, так и представителями спецслужб. И довольно часто, разговаривая с людьми в «авторитетных» наколках, они задают мне иногда вопрос:

– А чем наша банда хуже какой-нибудь банды генералов? Мы по сравнению с ними одуванчики...

Насчёт одуванчиков я, конечно, не знаю. Но вот насчёт банды – поглядите на ситуацию только в одном отдельном управлении ФТС. Сидит генерал на генерале и генералом погоняет, а пьяненькие полковники – у них на побегушках. И метёт эта организованная в строго определённое сообщество группа буквально всё, до чего дотянутся руки – пенсии, матпомощь, трудовые контракты, киноаппаратуру, софт, спецталоны, книжки МДП, таможенные сборы, броневики «Ивеко», контрабанду. Одним словом – всё. И когда мне попадаются подобные истории, я искренне удивляюсь: когда эти слуги народа наконец наедятся, куда в них столько влезает?

Почему они никогда сами не останавливаются? Вот возьмите того же Андрея Бельянинова – ведь столько про человека уже известно. Как было бы хорошо, если бы он наконец услышал это всё. Взял бы да и собрал своих генералов и широкую обслугу в каком-нибудь любимом ресторане в державном отеле на набережной Москвы-реки. Согрел в руках родной микрофон, спел бы на «бис» песню про юного барабанщика да и ушёл бы в почётную отставку. А весь зал со слезами на глазах ему стоя аплодировал бы. Как красиво…

И вот здесь самая главная загадка: почему они этого не делают? На все хитроумные и головоломные комбинации, чтобы, например, обмануть главу государства, ума у них хватает. А на это простое и логичное действие – вовремя уйти от «игрального аппарата» – нет. Что с ними не так? Когда же они наедятся?

Источник информации:

«Новые ведомости»

Марат Хайруллин