Продажа между организациями бывшего в употреблении техники. Договор купли-продажи товара, бывшего в употреблении

№ 3/2008

Предприятие приобретает не новое, а бывшее в употреблении оборудование. В этой ситуации следует быть очень внимательным. Ведь у налогового учета такого имущества есть свои особенности...

Определяем срок полезного использования

Общие правила для принятия к учету основных средств в качестве амортизируемого имущества заключаются в следующем. Активы должны иметь срок полезного использования более 12 месяцев и первоначальную стоимость более 20 000 руб. При определении срока полезного использования следует руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Эти правила изложены в статьях 256, 257 и 258 Налогового кодекса РФ.

Если предприятие покупает оборудование, бывшее в эксплуатации, то оно тоже применяет указанные правила. Однако срок полезного использования, который установлен в Классификации, можно уменьшить на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками (п. 12 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Пример

Предприятие приобрело бывшее в эксплуатации оборудование. В акте о приеме-передаче объекта продавец указал фактический срок использования этого оборудования – 36 месяцев.

Принимая этот объект основных средств к учету, предприятие определило, что согласно Классификации он относится к четвертой амортизационной группе с минимальным сроком полезного использования 61 месяц.

С учетом срока эксплуатации объекта у предыдущего собственника предприятие установило срок полезного использования 25 месяцев (61 – 36).

А вот когда срок фактического использования оборудования у предыдущего собственника оказывается равным или превышает срок полезного использования, определяемый Классификацией, то предприятие вправе самостоятельно определять срок полезного использования. Но с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Срок полезного использования должен быть реальным

Как показывает практика, некоторые бухгалтеры считают, что они вполне могут воспользоваться некоторой расплывчатостью нормы пункта 12 статьи 259 Налогового кодекса РФ и назначить какой угодно срок полезного использования для подержанного оборудования.

Спешим предостеречь от опрометчивых поступков и приведем пример из судебной практики. Вот какое решение принял ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 8 ноября 2007 г. № Ф03-А73/07-2/3272.

Налоговой проверкой было установлено, что организация приобрела старые деревянные склады и мельницу самоизмельчения, которые были введены в эксплуатацию в 1990–1991 годах. Руководствуясь пунктом 12 статьи 259 Налогового кодекса РФ, она установила срок полезного использования для этого имущества, равный двум месяцам.

Этот срок истек, но старое оборудование оказалось добротным и продолжало служить, что и обнаружили инспекторы при проверке. Естественно, что им не понравился такой расчет, и затраты на амортизацию не были приняты для целей налогообложения прибыли.

В результате предприятию доначислили , пени и штраф.

Обратите внимание: арбитражные судьи в этом случае поддержали контролеров. Они заявили, что плательщику налога на прибыль нужно более тщательно устанавливать срок возможного использования спорного имущества и его способность приносить доход. А техническое состояние имущества нужно оценивать более достоверно.

Есть и другие особенности установления срока полезного использования

Мы отметили, что организации вправе учитывать срок эксплуатации основных средств у предыдущего собственника. Так вот, финансисты требуют подтвердить этот период документально. Об этом сказано в письме Минфина России от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/209.

Требования налоговиков

А московские налоговики таким документам, как письмо продавца оборудования о периодах эксплуатации этого имущества предыдущими собственниками, вообще не доверяют. Подтверждением тому служит письмо УМНС России по г. Москве от 22 сентября 2004 г. № 26-12/61646.

Кроме этого, они считают, что если исходя из стоимостного лимита бывшее в употреблении основное средство относится к амортизируемому имуществу организации, то и срок полезного использования такого объекта нельзя назначить менее 12 месяцев (см. письмо УМНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016).

Правы ли чиновники?

С налоговыми инспекторами можно и поспорить

Пункт 12 статьи 259 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику самому устанавливать срок полезного использования такого имущества. Эти положения являются специальной нормой по отношению к пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Там содержится общее правило об отнесении имущества к амортизируемому при условии долгосрочности его использования. А значит, пункт 12 статьи 259 Налогового кодекса РФ имеет приоритет.

Если подобное требование налоговиков будет единственным поводом для исключения ими расходов в виде «краткосрочной» амортизации подержанных основных средств из расчетов по налогу на прибыль, то предприятие может апеллировать к пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Там установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Впрочем, если контролеры будут настаивать на том, что спорное имущество не является амортизируемым, то следует помнить, что еще есть подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

А он позволяет списывать стоимость объекта прочего имущества в материальные расходы единовременно при вводе его в эксплуатацию.

Об установлении сроков в бухгалтерском учете

Назначают сроки полезного использования подержанных основных средств на основании пункта 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. Согласно ему срок полезного использования определяют исходя из:
– ожидаемого срока использования в организации этого объекта основных средств в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
– ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен);
– естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта основных средств;
– нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

Налоговики могут потребовать дополнительные документы

Не стоит полагаться и на то, что к моменту налоговой проверки оборудование с опрометчиво установленными короткими сроками полезного использования уже списано. И здесь возможны претензии контролеров, разбираться с которыми придется в суде.

Так, учитывал в составе основных средств разное имущество, которое было в эксплуатации до его приобретения. При налоговой проверке он утверждал, что это имущество полностью пришло в негодность в году его приобретения, поскольку эксплуатировалось в неблагоприятных климатических и производственных условиях при заготовке древесины.

Контролеры потребовали доказательств этого утверждения, то есть им было нужно подтверждение использования основных средств до их покупки, а также эксплуатации их в условиях агрессивной среды и повышенной сменности. Причем данные требования возникли только в суде первой инстанции.

Подтверждающие документы были подготовлены налогоплательщиком к заседанию апелляционной инстанции, но судьи засомневались, что эти документы имеют отношение к спорному имуществу, а также обвинили его в том, что документы поздно представлены.

Рассматривая этот спор, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 30 ноября 2005 г. № А44-1949/2005-9 пришел к выводу, что невозможность представления дополнительных документов в суд первой инстанции обоснованна. Налогоплательщика поздно известили об указанных требованиях, и ему потребовалось время на сбор документов.

Договор N _____

купли-продажи товара, бывшего в употреблении


г. _______________ "__"___________ ____ г. ___________________________________, именуем__ в дальнейшем "Продавец", (наименование или Ф.И.О.) в лице __________________________________________, действующ__ на основании (должность, Ф.И.О.) _________________________________________________________, с одной стороны, (Устава, положения, доверенности или паспорта) и ___________________________________, именуем__ в дальнейшем "Покупатель", (наименование или Ф.И.О.) в лице __________________________________________, действующ__ на основании (должность, Ф.И.О.) ________________________________________________________, с другой стороны, (Устава, положения, доверенности или паспорта) заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА


1.1. Продавец передает в собственность, а Покупатель принимает и оплачивает бывший в употреблении Товар в количестве и качестве на условиях в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью.

1.2. Продаваемый Товар принадлежит Продавцу на праве собственности, не заложен, не арестован, не является предметом исков третьих лиц.

1.3. Срок передачи Товара: ____________________________________.

1.4. Дата изготовления Товара: ________________________________.

1.5. До продажи Покупатель использовал Товар по назначению в течение _____ дней.

1.6. Предпродажная подготовка Товара проведена в объеме ____________________.

1.7. Качество Товара должно соответствовать ____________________ (ГОСТ, ТУ, стандарт и т.п.).

1.8. Гарантийный срок на Товар истекает "__"___________ ____ г.

1.9. Комплектность Товара определяются в спецификации.

1.10. Товар приобретается Покупателем для ____________________ (личного использования/для предпринимательской деятельности).

1.11. Продавец гарантирует:

Соблюдение надлежащих условий использования Товара до его передачи Покупателю;

Соблюдение требований нормативных правовых актов в отношении товаров, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации;

Надлежащее выполнение производственного контроля за качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота Товара.


2. ЦЕНА И ОПЛАТА


2.1. Цена Товара по настоящему Договору составляет _____ (____________) рублей.

2.2. В указанную цену включаются: _____________________________________ __________________________________________________________________________. (упаковка, погрузка, доставка, разгрузка, установка и т.д.)

2.3. Стоимость с учетом количества Товара: _____ (____________) рублей.

2.4. Общая стоимость Товара и оказываемых Покупателю услуг: _____ (_____________) рублей.

2.5. Порядок и сроки оплаты Товара: ___________________________.


3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН


3.1. В случае просрочки платежей более чем на _____ дней Покупатель уплачивает пеню в размере _____% от стоимости Товара за каждый день просрочки.

3.2. В случае уклонения Продавца от фактической передачи Товара в установленный настоящим Договором срок он уплачивает Покупателю пеню в размере ____% от стоимости Товара за каждый день просрочки.

3.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору его изменение или расторжение в одностороннем порядке виновная сторона, помимо выплаты предусмотренных штрафов, возмещает другой стороне причиненный ущерб в полном размере, в том числе упущенную выгоду. Разовая зачетная неустойка вычитается из суммы, подлежащей возмещению.

3.4. В случаях, не предусмотренных настоящим Договором, ответственность сторон определяется соответственно по действующему законодательству.

3.5. Право собственности на Товар переходит к Покупателю с момента ____________________ (в случае перевозки Товара железнодорожным сообщением - с момента получения Продавцом товарно-транспортной накладной; при отправке самолетом - с момента получения Продавцом квитанции; при отправке смешанным сообщением - при сдаче Товара на первый вид транспорта и получения первого транспортного документа).

Риск случайной гибели несет собственник в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.


4. СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА


4.1. Договор считается исполненным после фактической передачи Товара Покупателю.

4.2. Передача производится в течение _____ дней после подписания Договора, но непременно после оплаты товара Покупателем.

Иногда бывают ситуации, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают или продают основные средства, бывшие в употреблении. И у продавцов, и у покупателей при этом возникает ряд вопросов: по какой стоимости можно продать ОС, требуется ли для этого разрешение вышестоящего органа, как принять к учету приобретенное и уже эксплуатируемое ОС, как начислять по нему амортизацию, как отразить такие операции в бухгалтерском учете. Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Продажа основных средств

Может ли государственное (муниципальное) учреждение продавать свои ОС, бывшие в употреблении? У разных типов учреждений разные права в отношении имущества, которое находится у них на балансе. Напомним, что имущество учреждений может быть приобретено за счет средств, выделенных им учредителем, закреплено на праве оперативного управления или приобретено за счет собственных средств учреждения, полученных от приносящей доход деятельности. В силу того, что основная часть имущества этих учреждений не является их собственностью, а закреплена за ними на праве оперативного управления, они не могут самостоятельно без согласования с учредителем принять решение о списании и реализации такого имущества.

Каким имуществом и в соответствии с какими нормативными документами государственные (муниципальные) учреждения не в праве распоряжаться без согласия собственника, представим в таблице:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Не вправе без согласия собственника отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ) Не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, а также недвижимым имуществом (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») Не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»)
Один из вариантов реализации государственного (муниципального) имущества - когда собственник имущества по распоряжению изымает его из оперативного управления у учреждения и сам реализует такое имущество в силу того, что агентства, министерства и департаменты по управлению государственным имуществом наделены такими полномочиями.

Рассмотрим эти варианты последовательно.

Итак, для того чтобы продать имущество, учреждение должно получить разрешение. А чтобы получить такое разрешение, необходимо провести оценку продаваемого имущества. Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 №  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при продаже государственного имущества проведение его оценки является обязательным. Полученный по результатам отчет об оценке рыночной стоимости имущества и копию лицензии оценщика необходимо будет представить учредителю. Кроме этого, скорее всего, потребуется представление и других документов. На разных уровнях подчиненности их список может отличаться, при этом он может включать в себя:

  • сопроводительное письмо на имя учредителя;
  • пояснительную записку о необходимости реализации и нецелесообразности дальнейшего использования указанного имущества;
  • справку о балансовой стоимости имущества;
  • инвентарную карточку на объект ОС;
  • выписку из реестра госимущества, подтверждающую факт внесения в него рассматриваемого объекта;
  • другие документы, в зависимости от принадлежности ОС к той или иной группе.
Реализованы могут быть основные средства как полностью самортизированые, так и имеющие остаточную стоимость. Здесь стоит обратить внимание, что в силу п. 87 Инструкции №  157н начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости. Пригодность объекта к эксплуатации определяется его технико-экономическими показателями. И если эти показатели не отвечают требованиям, предъявляемым одним учреждением, они могут подойти другому. Поэтому есть шанс продать имущество.

Объект основных средств реализуется в соответствии с проведенной в установленном порядке оценкой по рыночной стоимости и подлежит списанию с учета.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 51 БК РФ средства от продажи имущества казенного учреждения, находящегося в государственной собственности РФ, подлежат зачислению в доход бюджета по нормативу 100%. По этому вопросу дано разъяснение в  42-7.4-05/8.0-748 .

С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения могут самостоятельно распоряжаться только доходами от продажи движимого имущества. Соответствующие поправки были внесены в п. 3 ст. 41 , п. 1 ст. 51 , ст. 57 и ст. 62 БК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 №  418-ФЗ . Апеллируя к Гражданскому кодексу, можно предположить, что доходы от реализации недвижимости и особо ценного движимого имущества должны зачисляться в доходы соответствующих бюджетов. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в Бюджетном кодексе идет речь о движимом имуществе без разделения его на особо ценное и иное. Исходя из этого можно предположить, что доходы от реализации всего движимого имущества могут быть зачислены в доход бюджетных и автономных учреждений. Официальных разъяснений по данному вопросу на момент написания статьи не имеется.

Бухгалтерский учет операций, связанных с продажей ОС. В бухгалтерском учете учреждений операции по реализации ОС и их списанию с балансового учета будут отражаться на основании первичных учетных документов в порядке, предусмотренном:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Списание с учета ОС для продажи
1 104 хх 410

1 401 10 172

1 101 хх 410 0 104 хх 410

0 401 10 172

0 101 хх 410 0 104 хх 000

0 401 10 172

0 101 хх 000
Начисление дохода от реализации ОС
1 205 71 560 1 401 10 172 0 205 71 560 0 401 10 172 0 205 71 000 0 401 10 172
Поступление на лицевой счет денежных средств от реализации ОС
0 201 11 510 0 205 71 660 0 201 11 000 0 205 71 000
Отражение суммы задолженности перед бюджетом от реализации ОС*
1 401 20 241 1 303 05 730 0 401 20 241 0 303 05 730 0 401 20 241 0 303 05 000
Исполнение обязательства по перечислению дохода в бюджет
1 303 05 830 1 205 71 660 0 303 05 830 0 201 11 610 0 303 05 000 0 201 11 000
Данная корреспонденция счетов приведена для казенных учреждений в Письме Минфина РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 . При возникновении у бюджетных и автономных учреждений обязанности по уплате в бюджет доходов, полученных от реализации имущества, по согласованию с учредителем возможно воспользоваться этой корреспонденцией счетов.

В случае изъятия из оперативного управления имущества учреждения, в том числе для последующего его отчуждения или продажи (но когда эту продажу будет осуществлять не учреждение, а собственник имущества), в учете этих учреждений необходимо произвести следующие бухгалтерские записи:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Передача имущества по причине прекращения права оперативного управления
1 401 20 241 1 101 хх 410 0 401 20 241 0 101 хх 410 0 401 20 241 0 101 хх 000
Передача амортизации по выбывшему объекту
1 104 хх 410 1 401 20 241 0 104 хх 410 0 401 20 241 0 104 хх 000 0 401 20 241

Налогообложение операций, связанных с реализацией ОС

НДС. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущества государственного учреждения подлежит обложению НДС.

В пункте 3 ст. 154 НК РФ указано, что при реализации имущества, учитываемого по стоимости с НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации, включающей НДС, и остаточной стоимостью имущества. К данной налоговой базе применяется расчетная ставка 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ ).

Налог на прибыль. Доходы от реализации имущества подлежат обложению налогом на прибыль (п. 1 ст. 249 НК РФ ). В силу п. 1 ст. 248 НК РФ из этих доходов необходимо исключить суммы налогов, предъявленные при покупке данного имущества, а именно НДС.

Доход от реализации амортизируемого имущества уменьшается на остаточную стоимость этого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ ). Еще они могут быть уменьшены на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности, расходов на оценку, хранение, обслуживание и транспортировку реализуемого имущества (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ ).

Уплата НДС и налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями учитывается со знаком минус по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг» КОСГУ или статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ, установленному в соответствии с учетной политикой (Указания №  65н , Письмо Минфина РФ от 02.08.2012 №  02-03-09/3040 ).

Рассмотрим варианты реализации основных средств учреждениями на примерах.

Автономное образовательное учреждение приняло решение о реализации сварочного аппарата, который был приобретен и использовался в приносящей доход деятельности. Балансовая стоимость данного оборудования составляет 45 000 руб. На него начислена амортизации 80% в сумме 36 000 руб. Рыночная стоимость определена в сумме 35 000 руб. Покупатель оплатил приобретение сварочного аппарата путем перечисления денежных средств на лицевой счет учреждения. Учетной политикой учреждения установлено, что уплата НДС и налога на прибыль отражается со знаком минус по статье 130 КОСГУ.

Данные операции на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списана начисленная амортизация 2 104 34 000 2 101 34 000 36 000
Списана остаточная стоимость оборудования

(45 000 - 36 000) руб.

2 401 10 172 2 101 34 000 9 000
2 205 71 000 2 401 10 172 35 000
Начислен НДС

((35 000 - 9 000) руб. х 18/118)

2 401 10 172 2 303 04 000 3 966
2 201 11 000 2 205 71 000 35 000
Начислен налог на прибыль

(35 000 - 3 966) руб. х 20%

2 401 10 130 2 303 03 000 6 207
Уплачен НДС в бюджет 2 303 04 000 2 201 11 000 3 966
Уплачен налог на прибыль 2 303 03 000 2 201 11 000 6 207
Рассмотрим пример реализации основного средства, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

За бюджетным образовательным учреждением по КВФО 4 числится автомобиль - особо ценное движимое имущество учреждения, балансовая стоимость которого составляет 850 000 руб. (с НДС), а остаточная стоимость нулевая. По согласованию с учредителем данное транспортное средство подлежит реализации. В соответствии с данными независимой оценки рыночная стоимость автомобиля составляет 100 000 руб. Услуги оценочной организации оплачены в размере 2 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности.

Согласно Указаниям № 65н расходы учреждения на оплату услуг оценочной организации относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Так как данное имущество было принято к учету с НДС, а его остаточная стоимость равна нулю, то налоговая база будет равна цене реализации с учетом НДС.

При расчете налога на прибыль доходы от реализации данного автомобиля могут быть уменьшены на сумму расходов по его оценке в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ .

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения это будет отражено следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списан с учета автомобиль в сумме начисленной амортизации 4 104 34 410 4 101 25 410 850 000
Начислен расход на оценку автомобиля 2 401 20 226 2 302 26 730 2 000
Оплачены услуги по оценке с л/с учреждения 2 302 26 830 2 201 11 610 2 000
Отнесены расходы на оценку на уменьшение доходов от реализации 2 401 10 172 2 401 20 226 2 000
Начислен доход от реализации оборудования (с НДС) 2 205 71 560 2 401 10 172 100 000
Начислен НДС

(100 000 х 18/118)

2 401 10 172 2 303 04 730 15 254
Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения 2 201 11 510 2 205 71 660 100 000
Начислен налог на прибыль

(100 000 - 15 254 - 2 000) руб. х 20%

2 401 10 130 2 303 03 730 16 549
Уплачен НДС в бюджет 2 303 04 830 2 201 11 610 15 254
Уплачен налог на прибыль 2 303 03 830 2 201 11 610 16 549

Приобретение ОС, бывших в употреблении

Случаются ситуации, когда учреждение приобретает основные средства, уже бывшие в употреблении. Порядок принятия их к бухгалтерскому учету будет тот же, что и при приобретении новых объектов. Их первоначальная стоимость будет формироваться из фактических затрат учреждения на их приобретение, которые поименованы в п. 47 Инструкции №  157н .

Чаще всего при приобретении таких основных средств возникают вопросы по установлению им срока полезного использования и порядку начисления амортизации.

Согласно п. 44 Инструкции №  157н при поступлении (приобретении, получении) объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, дата окончания срока полезного использования определяется комиссией по поступлению и выбытию активов исходя из срока ожидаемого использования данного объекта, гарантийных сроков эксплуатации и других факторов, но с учетом срока фактической эксплуатации и ранее начисленной амортизации поступившего объекта.

Рассмотрим на примере приобретение такого объекта.

Воспользуемся условиями примера 2, дополнив, что транспортное средство приобретено другим бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности. Дополнительных расходов данное учреждение не понесло. Основное средство принято к учету в составе иного движимого имущества. Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов данному транспортному средству установлен срок полезного использования 2 года исходя из ожидаемого срока использования. Ежемесячная норма амортизации при этом составит 4 166,67 руб. (100 000 руб. / 24 мес.). Согласно учетной политике учреждения амортизация данного имущества относится на общехозяйственные расходы.

В бухгалтерском учете учреждения-покупателя поступление и принятие к учету данного транспортного средства будет отражаться следующим образом:

Приведем пример приобретения основного средства, которое недолгое время было в эксплуатации и имеет остаточную стоимость. Стоит отметить, что наличие остаточной стоимости никак не повлияет на то, по какой первоначальной стоимости данное ОС будет принято к учету, так как у покупателя она будет сформирована из затрат, понесенных им. Наличие остаточной стоимости и не полностью выработанного срока полезного использования могут повлиять на решение комиссии, которая будет устанавливать предполагаемый срок использования имущества у учреждения-покупателя.

Автономное образовательное учреждение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания приобрело бывшую в употреблении электроплиту для столовой стоимостью 40 000 руб. Поставщику в соответствии с договором произведена 100% предоплата с лицевого счета учреждения. Данное оборудование относится к 5-й амортизационной группе со сроком полезного использования 7 - 10 лет. У прежнего владельца согласно предоставленным документам оно было в пользовании 2 года. По решению комиссии автономного учреждения по поступлению и выбытию активов приобретенной электрической плите установлен срок полезного использования 6 лет. Амортизация относится на себестоимость услуг учреждения.

В бухгалтерском учете автономное учреждение должно отразить данные операции следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Произведена предоплата оборудования 4 206 31 000 4 201 11 000 40 000
Поступило оборудование в учреждение 4 106 31 000 4 302 31 000 40 000
Произведен зачет аванса 4 302 31 000 4 206 31 000 40 000
Оборудование принято к учету 4 101 34 000 4 106 31 000 40 000
Начислена амортизация (ежемесячно)

(40 000 руб. / 72 мес.)

4 109 60 271 4 104 34 000 555,55

В статье рассмотрены примеры продажи и приобретения основных средств, ранее бывших в употреблении. Вопросы и продажи, и приобретения такого имущества необходимо согласовывать с учредителем, особенно, если это имущество приобретено или приобретается за счет целевых средств или средств, выделенных учреждению на выполнение госзадания. Цена продаваемого оборудования в обязательном порядке должна определяться специализированной организацией, уполномоченной на проведение оценочной деятельности. При принятии к учету такого имущества срок его полезного использования определяется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.


N ___________ _

г. Москва «___» _________ 200__ г.

ООО «_________», именуемое в дальнейшем «Продавец», в лице Генерального директора __________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и

ООО "__________", именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице Генерального директора __________, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», а по отдельности «Сторона», заключили настоящий договор (далее - Договор) о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Продавец обязуется передать в собственность Покупателю, а Покупатель принять и оплатить бывшее в употреблении технологическое оборудование (далее – «Товар»), наименование, количество, номенклатура (ассортимент), стоимость и иные характеристики которого указываются в Приложении № 1 к настоящему договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.

2. КАЧЕСТВО ТОВАРА

2.1. Продавец гарантирует, что Товар является собственностью Продавца, не находится под арестом, не является предметом какого-либо спора и не обременен правами третьих лиц.

2.2. На передаваемый Товар Продавец предоставляет Покупателю документы, регламентирующие порядок эксплуатации Товара (инструкции).

3. СРОКИ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ТОВАРА

3.1. Товар передается Продавцом в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления денежных средств в счет оплаты Товара на расчетный счет Продавца.

3.2. Товар передается Покупателю в месте указанном Продавцом.

3.3. Приемка Товара осуществляется в день передачи Товара от Продавца Покупателю. При приемке Товара Покупатель проверяет его соответствие требованиям к количеству, качеству и ассортименту, содержащимся в накладных.

3.4. Право собственности на Товар и риск случайной гибели или повреждения Товара переходит от Продавца к Покупателю в момент подписания накладных. В случае наличия замечаний к качеству, количеству или иным характеристикам Товара, Сторонами составляется двусторонний Акт, который является основанием для устранения Продавцом выявленных нарушений.

4. ЦЕНА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Стоимость товара указана в Приложении № 1 к настоящему договору.

4.2. Расчеты между Сторонами производятся путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета Покупателя на расчетный счет Продавца.

4.3. Покупатель производит 100% предоплату товара. Товар передается Продавцом в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления денежных средств в счет оплаты Товара на расчетный счет Продавца.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

5.1. Каждая из Сторон обязана выполнять свои обязанности надлежащим образом, в соответствии с требованиями настоящего Договора.

5.2. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по настоящему Договору одной из Сторон другая Сторона вправе предъявить требования о возмещении понесенных убытков.

5.3. За неисполнение обязательств по настоящему Договору Продавец и Покупатель несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями настоящего Договора.

5.4. Споры и разногласия, возникающие в результате взаимоотношений по настоящему Договору, будут решаться Сторонами путем переговоров. В случае не достижения согласия спор передается на рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.

6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, а также иных обстоятельств, которые независимы от воли Сторон, не могли быть ими предусмотрены в момент заключения Договора и предотвращены разумными средствами при их наступлении.

6.2. Сторона, подвергшаяся действию данных обстоятельств, обязана своевременно в письменном виде уведомить другую Сторону о возникновении, виде и возможной продолжительности действия соответствующих обстоятельств. Если Сторона не сообщит о наступлении соответствующего обстоятельства, она лишается права ссылаться на него, разве что само такое обстоятельство препятствовало отправлению сообщения.

6.3. В случае если обстоятельства, предусмотренные настоящим разделом, длятся более 2 (двух) последовательных месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры относительно целесообразности продолжения отношений по настоящему Договору.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств.

7.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны, только если они составлены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон.

7.3. Любые дополнения, протоколы, приложения к настоящему Договору становятся его неотъемлемыми частями с момента их подписания уполномоченными представителями Сторон.

7.4. Во всем, что не оговорено в настоящем Договоре, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

7.5. При изменении наименования, адреса, банковских реквизитов или реорганизации Стороны информируют друг друга в письменном виде в разумный срок.

7.6. Настоящий Договор и приложения к нему составлены в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

8. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН