Описание местоположения границы населенного пункта. О проблемах использования систем координат и правилах описания и внесения сведений о территориальных зонах в гкн

В Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон о землеустройстве), понятие землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

При этом в соответствии со ст. 1 Закона о землеустройстве объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определен Правительством Российской Федерации.
Так в соответствии с порядком описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.
1. Граница зоны с особыми условиями использования территории может пересекать границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, населенных пунктов (далее - административные границы), земельных участков, границы территориальных зон, а также иных зон с особыми условиями использования территорий.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.
5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" (далее – Требования).

Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело, один экземпляр которого передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 Закона о кадастре сведения.

В соответствии с частью 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее – Положение), органом местного самоуправления представляется в орган кадастрового учета выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов); выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.

Согласно части 2 Положения представление в орган кадастрового учета документов на бумажных носителях допускалось до установления Минэкономразвития Российской Федерации требований к формату этих документов в электронном виде.

Формат таких документов установлен в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.10.2010 № 503 «Об установлении требований к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости». Описание формата документов размещено на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Государственные услуги\Государственный кадастровый учет недвижимого имущества\ Бланки, XML-схемы».

Таким образом, документы, предназначенные для внесения сведений об объектах землеустройства в государственный кадастр недвижимости, должны предоставляться в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью исполнителя.

Заместителю министра экономического развития Российской Федерации

Заместителю министра регионального развития Российской Федерации

О проблемах использования систем координат и правилах описания и внесения сведений о территориальных зонах в ГКН

В настоящее время разработка, учет и действие территориальных зон регулируется сферами градостроительства, кадастра и землеустройства.

В соответствии с Градостроительным кодексом границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая утверждается в рамках Правил землепользования и застройки.

В соответствии с Федеральным законом "О землеустройстве" территориальные зоны являются объектом землеустройства и для них должна быть составлена Карта (план) объекта землеустройства.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости » сведения о территориальных зонах также вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

При этом, с одной стороны, в соответствии с пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении кадастра недвижимости утвержденным постановлением Правительства РФ, органы местного самоуправления обязаны предоставлять в орган кадастрового учета сведения о границах территориальных зон в установленной для ведения ГКН системе координат.

С другой стороны, карты градостроительного зонирования, в составе которых утверждаются территориальные зоны, разрабатываются на территории городских округов в местных городских системах координат. Серьезным препятствием для внесения границ территориальных зон в ГКН является отсутствие открытых ключей (параметров) пересчета из местных городских систем координат в местные системы координат, используемые для ведения ГКН. Оптимальный легитимный способ пересчета границ территориальных зон в систему координат, используемую для ведения ГКН для муниципальных образований не предусмотрен и пересчет возможен лишь при заказе этих работ организации, имеющей соответствующие лицензии, что почти вдвое увеличивает стоимость разработки Правил землепользования и застройки. Такие затраты не под силу абсолютному большинству муниципальных образований.

Второй значимой проблемой является вопрос соотношения позиционной точности положения границ территориальных зон и границ земельных участков . Градостроительным кодексом не установлены требования к точности координатного описания границ территориальных зон (ПЗЗ могут разрабатываться на основе генплана , а это масштаб отдо 5 000) и к их правовой определённости (границы могут проходить по линиям магистралей, улиц, проездов разделяющим транспортные потоки противоположных направлений), что противоречит другой норме кодекса о невозможности отнесения земельного участка к различным территориальным зонам (земельные участки элементов улично-дорожной сети, оформляемые в муниципальную собственность всегда будут относиться к двум территориальным зонам). В такой ситуации точный перевод границ территориальных зон полностью лишён смысла.

Третья проблема. Средняя квадратическая ошибка определения границ земельных участков устанавливается инструментально и составляет 10 см. Средняя квадратическая ошибка определения границ территориальных зон определяется аналитически и может составлять более 60 см (например, в случае если такая граница определяется по плану масштаба 1:2000). Таким образом, можно считать допустимым, если одна из поворотных точек земельного участка на 0,5 метра заходит на территориальную зону. Подобным образом ситуация обстоит и в отношении зон с особыми условиями использования территорий.

Наши предложения:

1) Исключить территориальные зоны из состава объектов землеустройства (ФЗ «О землеустройстве»).

2) Росреестру обязать кадастровые палаты безвозмездно производить пересчет координат в упомянутых случаях.

3) Минэкономразвития России и Минрегиону России принять правила установления территориальных зон при разработке схем градостроительного зонирования и допустимые значения расхождения пространственного положения границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий с границами земельных участков.

4) Минэкономразвития России и Минрегиону России для обеспечения совместимости данных, поступающих в ГКН из различных источников, установить единую систему требований к описанию всех пространственных объектов, размещение сведений о которых предусмотрено в ГКН. Система требований должна предусматривать получение и хранение первичных данных в государственной геоцентрической системе координат и определять единые точностные требования к координатному описанию объектов.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас изложить свою позицию по обозначенным проблемам и организовать совместную рабочую группу представителей ГИС-Ассоциации, Минэкономразвития России и Минрегиона России для их решения.

С уважением,

президент
ГИС-Ассоциации

руководитель комитета ГИС-Ассоциации

«Территориальное управление и градоустройство»

Эту группу вопросов необходимо рассматривать в неразрывной связи с требованиями к точности определения местоположения координат характерных точек.

На первом этапе необходимо обратиться к правилам установления границ территориальных зон. Градостроительный кодекс определяет следующие варианты установления границ:

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

Из ранее проведенного анализа мы установили, что за общее правило из всех перечисленных способов в Чувашской Республике фактически был использован второй. Из смысла определения красных линий и территории общего пользования

красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты);

территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)

следует, что вся уличная сеть подпадает под эти определения.

Несмотря на то, что красные линии на территории Чувашской Республики как таковые мало где установлены, анализ карт градостроительного зонирования свидетельствует, что вся уличная сеть на них была выведена из под действия какой-либо зоны т.е. является «белым пятном» на карте зонирования.



Данный вариант не видится нам оптимальным.

· Красные линии, как правило, не установлены в координатах;

· Небольшое число земельных участков под землями общего пользования поставлены на государственный кадастровый учет (исключения города);

· Большое количество ранее учтенных участков в ГКН не имеют координатного описания границ.

При таком варианте подготовки описания границ территориальной зоны неизбежно возникнет проблема точности установления границы зоны, а именно, точность должна быть не хуже точности, предъявляемой к границам земельных участков, которые граничат с землями общего пользования. В условиях отсутствия на территорию Чувашии крупномасштабных картографических материалов технически исполнить данное требование возможно только на базе геодезического метода или метода спутниковых измерений. Это означает - что потребуется уточнение границ всех смежных с границами территориальной зоны земельных участков (в том числе и через устранение кадастровых ошибок).

Установление границ зон по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений, обладает целым рядом преимуществ:

· Оси улиц и проездов теоретически не могут пересечься с земельными участками, предоставленными физическим и юридическим лицам. Следовательно, при описании границ территориальных зон в подавляющем большинстве случаев отпадает необходимость в определении местоположения границ земельных участков;

· Трудоемкость работы по оцифровке границы резко снижается. Вместо скрупулезной работы на местности с каждой стороны улицы граница зоны проводится по ее оси в камеральных условиях.

· Точность определения границы в таком случае не будет иметь принципиального значения. В этом случае, даже если кадастровый инженер и допустит значительную ошибку, это не приведет к пересечениям с земельными участками.

· Трудоемкость также снижается вследствие уничтожения множества внутренних границ между контурами зоны с одним и тем же регламентом. На практике это означает, что в небольшом населенном пункте вместо десятка контуров жилой зоны образуется один контур.

При работе с территориальными зонами у кадастровых инженеров и органов местного самоуправления часто есть вопросы по точности и непересечению объектов землеустройства с земельными участками:

1). Точность установления границы должна быть не хуже точности границ земельных участков

2). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне .

3). Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках»

4). Если, уличную сеть и линейные объекты (автодороги, железные дороги) не выделять в самостоятельные зоны транспортной инфраструктуры или не выносить их за пределы других зон - сложно обеспечить режим их неприкосновенности».

Что касается точности выполнения работы, то эта норма имеет отношение только к случаю, когда характерная точка объекта землеустройства совпадает с характерной точкой земельного участка .

Предусмотренная точность в приказе направлена на обеспечение условий, при которых границы объекта землеустройства не имели бы пересечений с земельными участками

В случае, когда граница зоны устанавливается по середине улицы, то данное условие обеспечивается наилучшим из всех возможных способов образом.

В отношении отсутствия пересечения зоны с земельными участками можно сказать что, для правильного понимания данного вопроса необходимо рассматривать данную норму комплексно (т.е. в совокупности всего действующего законодательства), учитывая что:

-во-первых:

Градостроительный кодекс утверждает, что на земли общего пользования градостроительный регламент не распространяется .

-во вторых:

Земельный кодекс проводит некоторое разграничение самих земельных участков.

«Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.» .

«Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов , гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.»

-в-третьих:

В п.6 статьи 26 Закона о кадастре в части возникновения пересечений участков с границей территориальной зоны есть исключения: осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ образуемого земельного участка (не ранее учтенного! ) пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом;

Из этого следует вывод, что к термину «земельный участок» в контексте формирования границы территориальной зоны, необходимо подходить дифференцировано. Земельный участок, сформированный под землями общего пользования, не может пониматься одинаково с классическим земельным участком, предоставленным физическому или юридическому лицу для определенной цели. Уличная сеть не предполагает какой-либо хозяйственной деятельности, формирования участков для последующего предоставления, не имеет регламента, не облагается земельным налогом и потому оценивается символически в величину 1 рубль.

Таким образом, земельный и градостроительный кодексы взаимодополняют друг друга и никак не препятствуют рекомендуемому способу формирования границы территориальной зоны.

Многое из сказанного выше справедливо можно отнести и к линейным объектам.

Действие градостроительных регламентов не распространяется на линейные объекты .

*Линейные объекты, расположенные вне населенных пунктов, по данным ГКН расположены на землях промышленности. Градостроительный кодекс не исключает установления градостроительных регламентов на землях промышленности . Но к землям промышленности относятся не только линейные, но и многие площадные объекты, например: электростанции, гидроэлектростанции, земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, взлетно-посадочных полос. Очевидно, что если объект не линейный, то в этом случае на его территорию может и должен быть разработан градостроительный регламент. Но если объект является линейным, то отсутствует какой-либо смысл и основания выделения специально под ним отдельной территориальной зоны. Ввиду отсутствия градостроительного регламента на них, контроль за пересечениями территориальных зон с границами таких участков также не имеет смысла.

Обеспечение режима неприкосновенности (незаконной застройки)

Для решения этой задачи есть несколько вариантов решений:

1. Выделение уличной сети и линейных объектов в самостоятельные территориальные зоны;

2. Подготовка межевых планов и постановка на государственный кадастровый учет данных объектов.

3. Установление охранных зон на линейные объекты (полоса отвода, придорожные полосы)

В случае выбора первого варианта целесообразно следовать следующим правилам:

Если в ПЗЗ предусмотрено или планируется размещение линейных объектов: железные дороги, автодороги I и II категории, магистральные дороги или улицы скоростного непрерывного движения, их необходимо выделить в отдельную зону «Т» или «П» в пределах полосы отвода дороги или красных линиях. К данным территориальным зонам могут примыкать земельные участки с таким же видом разрешенного использования для размещения придорожных автокомплексов, остановок, автостоянок, постов ГИБДД и т.д.

Магистральные дороги или улицы скоростного непрерывного движения, как правило, находятся в границах городского округа и имеют свои границы как элемент планировочной структуры (в пределах красных линий) с определенным видом разрешенного использования – «Транспорт».

В границах жилого района, микрорайона, квартала, группы жилых домов необходимость выделения улично-дорожной сети в отдельную территориальную зону исключается.

ОМСУ вправе самостоятельно выбрать любой вариант решения.

_________________________

Однако, не всегда границы зон можно провести по осям улиц.

Нередко между различными зонами на местности отсутствуют земли общего пользования. В этом случае необходимы натурные работы

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.10.2016, N 0001201610070029);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2018, N 0001201806280022).
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст.2582; 2005, N 30, ст.3098; 2006, N 50, ст.5279; 2008, N 20, ст.2251; N 30, ст.3616) и пунктом 5.2.28.6 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 18, ст.2257; N 19, ст.2344; N 25, ст.3052; N 26, ст.3190; N 38, ст.4500; N 41, ст.4777; N 46, ст.5488; 2010, N 5, ст.532; N 9, ст.960; N 10, ст.1085; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 26, ст.3350; N 40, ст.5068; N 41, ст.5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 6, ст.888; N 9, ст.1251; N 12, ст.1640; N 14, ст.1935; N 15, ст.2131; N 17, ст.2411, ст.2424),

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства.

Министр
Э.Набиуллина

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
12 июля 2011 года,
регистрационный N 21318

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства

1. Настоящий Порядок определяет правила описания местоположения границ территорий субъектов Российской Федерации, границ территорий муниципальных образований, а также границ частей указанных территорий (далее - объекты землеустройства).
приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

2. Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

3. Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - установленная система координат).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

4. Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.
приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

Если часть границы объекта землеустройства совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы объекта землеустройства принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, если сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .
приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586 .

5. Описание местоположения границ объектов землеустройства может осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 18 октября 2016 года приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586 ; в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

5.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы. Описание границы объекта землеустройства может быть представлено в виде:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

- одного замкнутого контура (полигона);

- нескольких замкнутых контуров (полигонов);

- отрезков прямых или ломаных линий.
приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586)

5.2. Включенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах объекта землеустройства могут изменяться (уточняться):
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

- по результатам кадастровых работ в отношении границ земельного участка (участков), если часть границы объекта землеустройства должна совпадать с частью границы указанного земельного участка, при условии, что граница такого земельного участка определялась с более высокой точностью, чем граница объекта землеустройства;

- по результатам работ по установлению на местности границ объектов землеустройства;

- в случаях изменения описания местоположения границ объектов землеустройства или прохождения Государственной границы Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 18 октября 2016 года приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года N 586)

6. При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.

6.1. Пункт утратил силу с 9 июля 2018 года - ..

6.2. Пункт утратил силу с 9 июля 2018 года - приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 ..

6.3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

6.4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

6.5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

7. При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.

Количество точек, в которых изменяется текстовое описание местоположения границ объекта землеустройства, и количество характерных точек границ может не совпадать.

Текстовое описание местоположения границ может составляться в отношении других объектов землеустройства, если предусмотрено соответствующим договором подряда.

8. В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства. Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" .
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4038.


При описании местоположения границ объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу "Описание прохождения части границ" реквизита "Сведения о частях границ объекта землеустройства" раздела "Сведения о местоположении границ объекта землеустройства".

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 ;

абзац утратил силу с 9 июля 2018 года - приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177 .

9. Материалы, полученные в результате выполнения землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

В землеустроительное дело включаются:

- титульный лист;

- содержание;

- пояснительная записка;

- документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

- карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

10. При описании местоположения границ между субъектами Российской Федерации в результате установления (изменения) таких границ соответствующая граница описывается в установленных системах координат.

Карта (план) объекта землеустройства составляется в отношении границы между субъектами Российской Федерации с учетом необходимости внесения сведений о такой границе в соответствующие смежные кадастровые округа в двух экземплярах с указанием координат характерных точек в системе координат каждого из смежных кадастровых округов.

В случае если местоположение характерных точек границы между субъектами Российской Федерации определялось также в единой государственной системе координат, список координат характерных точек такой границы, определенных в единой государственной системе координат, включается в землеустроительное дело, сформированное в отношении данной границы.

Составленная в отношении границы между субъектами Российской Федерации карта (план) объекта землеустройства согласовывается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых устанавливалась (уточнялась) граница между субъектами Российской Федерации.

В землеустроительное дело, скомплектованное в двух экземплярах по результатам землеустроительных работ по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации, помещаются два экземпляра согласованной указанными органами государственной власти карты (плана) объекта землеустройства, составленной в системе координат каждого из смежных кадастровых округов. Землеустроительное дело в двух экземплярах передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
(Пункт дополнительно включен с 9 июля 2018 года приказом Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 года N 177)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Минэкономразвития России установило формы графического и текстового описания местоположения границ населённых пунктов и территориальных зон, а также требования к точности их определения и формату документа, содержащего такие сведения.

Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» текстовое и графическое описание границ в обязательном порядке прикладывается к схемам территориального планирования муниципальных районов, генеральным планам поселений и городских округов, к правилам землепользования и застройки.

Установленные Минэкономразвития формы действуют с 16 июня 2018 года — то есть с момента вступления в силу соответствующего приказа министерства от 04.05.2018 г. № 236 «Об установлении форм графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон».

Помимо утверждения самих форм описания границ в приказе представлены комментарии по заполнению их конкретных реквизитов и граф. Например, оговорено, что в случае, если границы объекта представлены в виде замкнутого контура, список характерных точек, указываемый в реквизите «Сведения о характерных точках границ объекта работ» или «Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта работ», должен завершаться обозначением начальной точки.

Кроме того, в приказе прописано требование к округлению значений координат характерных точек — до 0,01 метра в указанной системе координат. Допущено оформление на отдельном листе каждой части границ объекта, входящей в план границ. В данном случае в составе графической части "Описания местоположения границ" приводится обзорная схема границ объекта. А если отдельные характерные точки невозможно отобразить в масштабе плана границ объекта, то допускается использование выносок, в том числе оформленных на отдельных листах.

Что касается формата документа, содержащего сведения о границах населённых пунктов и территориальных зон, то в случае его направления в орган регистрации прав в электронном виде, он должен создаваться с использованием XML-схем. XML-схемы для формирования такого документа, предоставляемого в орган регистрации прав органами местного самоуправления, Росреестр разместит на своём официальном сайте в срок до 16 сентября 2018 года.

Информация подготовлена пресс-службой филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю