Методы гигиенических исследований гигиеническое нормирование воздуха. Методы гигиены

- 252.50 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОУ

ВПО КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОСЗДРАВА

КАФЕДРА ЭКСПЕРТИЗЫ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА»

САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Выполнила студентка факультета

Экспертизы и товароведения 277

Мальцева Наталья Валерьевна

Преподаватель:________________ _

_________________________

Дата сдачи на проверку __________

Оценка:_______________________ _

Киров 2010 г

Методы гигиенических исследований…………………………………………3

Санитарно – гигиеническое описание жилого помещения…………………...6

Требования к жилым зданиям и помещениям общественного назначения, размещаемых в жилых зданиях………………………………………………….7

Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений……………………………………………………… ………………...7

Допустимые уровни шума………………………………………………………..8

Допустимые уровни вибрации………………………………………………… ..9

Допустимые уровни ультразвука и инфразвука……………… ……………….10

Требования к строительным материалам и внутренней отделке жилых помещений……………………………………………………… ……………….14

Требования к водоснабжению и канализации……… ………………...............15

Требования к лифтам, мусороудалению………………………………………. 15

Требования к содержанию жилых помещений……………………………….. 16

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарно- эпидемиологических требований………………………………….16

Приложение 1……………………………………………………………………17

Приложение 2……………………………………………………………………18

Список литературы………………………………… …………………………...19

МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Гигиена коммунальная , гигиена населённых мест, отрасль гигиены , изучающая влияние на организм человека природных и социальных факторов в условиях населённых мест и разрабатывающая гигиенические нормативы и санитарные мероприятия для создания наиболее благоприятных условий жизни в населённых местах. Объектом изучения являются не населённые пункты сами по себе, а условия жизни в них и влияние этих условий на здоровье и работоспособность населения.
Основными разделами современной являются: гигиена воздуха населённых мест и его санитарная охрана, гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест, санитарная охрана водоёмов и обезвреживание бытовых и промышленных сточных вод, гигиена жилищ и общественных зданий, гигиена планировки населённых мест и их общее санитарное благоустройство.

Гигиена коммунальная использует различные методы исследования: физический, химический и биологический для изучения внешней среды, физиологический, санитарно-токсикологический и клинико-статистический при изучении влияния внешней среды на организм и здоровье человека, метод санитарно-топографических описаний и обследований, который, как правило, сочетается с экспериментальными исследованиями.

Исследования по разделу коммунальной гигиены (органолептические, санитарно-химические, санитарно-токсикологические):

      1. исследование модельной воды при оценке полимерных, фильтрующих материалов, контактирующих с питьевой водой для предприятий и организаций для целей государственной гигиенической регистрации. Определяется содержание основных ионов, жесткости, нитратов, тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов методами тонкослойной и газовой, хроматографии;
      2. отбор проб и исследования модельного атмосферного воздуха при исследовании миграции химических веществ, применяемых при гигиенической оценке мебели, строительных материалов методами тонкослойной, газовой и хроматографии. Исследования проводятся в порядке государственной гигиенической регистрации для предприятий и организаций;
      3. исследования лекарственных препаратов (пирогенность и др.);
      4. исследования промышленных отходов для определения класса токсичности по методикам для почв (включая определение фитотоксичности).
  • Лаборатория физических факторов:

    Проведение исследований:

    1. Дозиметрические измерения (гамма, бета и альфа-излучений), исследования удельной суммарной альфа, бета-активности в воде, спектрометрические исследования (Cs137, естественных радионуклидов (ЕРН), Sr90), радиохимические исследования (Sr90), определение радона квази-интегральным методом в порядке предупредительного санитарного надзора при согласовании технических условий для промышленных предприятий, по заявкам юридических и физических лиц с целью проведения гигиенической экспертизы, по направлениям органов государственного управления.
    2. Спектрометрические исследования (Cs137, ЕРН, Sr90), радиохимические исследования (Sr90)
    3. Определение радона квази-интегральным методом для ЦГЭ.
    4. Исследования удельной суммарной альфа, бета–активности в питьевой воде.
    5. Измерения уровней шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, Измерение ЭМИ радиочастотного диапазона, измерение постоянных и переменных магнитных полей, измерение напряженности электростатического поля для товаров народного потребления и на рабочих местах, измерение инфракрасного, ультрафиолетового и лазерного излучения (в зависимости от оснащенности приборами), исследование параметров микроклимата (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха) – в порядке предупредительного санитарного надзора при согласовании технических условий для промышленных предприятий и организаций республики, по заявкам юридических и физических лиц с целью проведения гигиенической экспертизы, по направлениям органов государственного управления, по обращениям граждан. Измерение лазерного излучения (хирургические и физиотерапевтические кабинеты).

Изучение физико-химическим методом включает в себя: исследования воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, стерильных материалов, предметов одежды и обуви.

Методы улучшения качества пищевой воды.

Методы обработки воды должны соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и подразделяется на основные и специальные. Основными способами является осветление, обесцвечивание и обеззараживание. Под осветлением и обесцвечиванием понимается устранение из воды взвешенных частиц и окрашенных коллоидов (в основном измерение веществ). Путем обеззараживания устраняют содержание в воде инфекционных агентов, бактерий и вирусов. В тех случаях, когда применение только основных способов недостаточно, используются специальные методы очистки (обеззараживание, обесфторирование, минерализация обессоленных и маломинерализованных вод.

Для удаления химических веществ наиболее эффективным является метод сорбционной очистки с использованием активированного угля, такая очистка значительно улучшает свойства воды.

Метод обеззараживания воды подразделяется на химические:(хлорирование, озонирование, использование серебра) и физические (кипячение, УФО, облучение, облучение у-лучами).

Гигиеническая оценка воздушной среды включает в себя: физические свойства (температура, влажность, подвижность воздуха, барометрическое давление, электромагнитное состояние) и химические (содержание в компонентах воздуха различных газообразных веществ, бактериальный состав, наличие механических примесей в виде пыли, сажи, солей тяжелых металлов).

Почвенные вода и воздух определяют пористость, влагоемкость и капиллярность, тепловой режим почвы, воздухо- и водонепроницаемость.

Пищевые продукты подвергаются анализу на содержание пестицидов, антибиотиков, токсических и аллергических веществ. Экологический аудит, т.е. проверка на возможные виды токсикологической безопасности продуктов питания, должен осуществляться на всех этапах с/х продукции в ведомственных агрохимических лабораториях, ветеринарной службой и поставок их к потребителю (в лаборатории центров Госсанэпиднадзора, независимых аттестованных лабораториях) на основе взаимодействия продукций, продавцов и потребителей товара.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Требования к участку и территории жилых зданий

При размещении жилых зданий необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований.
Жилые здания располагают преимущественно в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории города, поселка, населенного пункта. Допускается размещение жилых зданий на зеленой, курортной и рекреационной зонах.
Участок, предлагаемый для размещения жилых зданий, должен:
находиться за пределами территории промышленно - коммунальных, санитарно - защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, 1-го пояса зоны санитарной охраны источников и водопроводов хозяйственно – питьевого назначения и соответствовать требованиям санитарно - эпидемиологических правил и гигиенических нормативов по содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве (грунте), качеству атмосферного воздуха, уровню радиационного фона, радона, физических (шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей и др.) и других факторов.
Площадь отводимого земельного участка должна обеспечить возможность благоустройства (размещение площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок и гостевых стоянок автотранспорта) и озеленения.
При размещении жилых зданий должны быть обеспечены допустимые уровни инсоляции и естественной освещенности проектируемых и существующих объектов.

Жилые здания должны обеспечиваться инсоляцией согласно действующим санитарным нормам. Длительность инсоляции в весенне - осенний период года в жилых помещениях (не менее чем в одной комнате 1 - 3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4 - 5-комнатных квартир) должна быть:
в центральной зоне (58 - 48 град. с.ш.) - не менее 2, 5 часов в день в период с 22.03-22.09; в северной зоне (севернее 58 град. с.ш.) - не менее 3 часов в день впериодс22.04-22.08; в южной зоне (южнее 48 град. с.ш.) - не менее 2 часов в день в период с 22.03- 22.10.


Требования к жилым зданиям и помещениям общественного назначения, размещаемым в жилых зданиях
Строительство жилых зданий должно проводиться по проектам, отвечающим требованиям правил. Высота жилых помещений от пола до потолка в домах жилищного фонда социального использования должна быть не менее 2, 5 м. Запрещается размещение жилых помещений в цокольных и подвальных этажах.

В жилых зданиях не допускается размещение объектов общественного назначения, оказывающих вредное воздействие на человека.

Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.

При размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций следует обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов, в том числе по шумозащищенности жилых помещении.

Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений
Системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в Приложении 1

Нагревательные приборы должны быть легко доступны для уборки. При водяном отоплении температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 90ºC. Для приборов с температурой нагревательной поверхности более 75ºC необходимо предусматривать защитные ограждения.

Помещения первых этажей жилых зданий, расположенных в I климатическом районе, должны иметь системы отопления для равномерного прогрева поверхности полов.
Устройство автономных котельных для теплоснабжения жилых зданий допускается при наличии положительного заключения органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы.
Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, уборных и сушильных шкафах. Устройство вентиляционной системы должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов с жилыми комнатами.
Вентиляция объектов общественного назначения должна быть автономной.
Концентрация химических веществ в воздухе жилых помещений при сдаче их в эксплуатацию не должна превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест, а при отсутствии среднесуточных ПДК - не превышать максимальные разовые ПДК.
Требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения в помещениях жилых зданий.
Допустимые уровни шума
Допустимыми уровнями постоянного шума являются уровни звукового давления L, в дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц. Для ориентировочной оценки допускается использовать уровни звука La, дБА. Допустимыми уровнями непостоянного шума являются эквивалентные (по энергии) уровни звука Laэкв., ДБА, и максимальные уровни звука Laмакс, ДБА.
Оценка непостоянного шума на соответствие допустимым уровням должна проводиться одновременно по эквивалентному и максимальному уровням звука. Превышение одного из показателей должно рассматриваться как несоответствие нормам.
Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещения жилых зданий следует принимать по табл.1

Допустимые уровни шума, создаваемого в помещениях зданий системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, следует принимать на 5 дБА ниже (поправка минус (-) 5 дБА), указанных в табл. 1

Описание

Гигиена коммунальная, гигиена населённых мест, отрасль гигиены, изучающая влияние на организм человека природных и социальных факторов в условиях населённых мест и разрабатывающая гигиенические нормативы и санитарные мероприятия для создания наиболее благоприятных условий жизни в населённых местах. Объектом изучения являются не населённые пункты сами по себе, а условия жизни в них и влияние этих условий на здоровье и работоспособность населения.

Санитарно – гигиеническое описание жилого помещения…………………...6

Требования к жилым зданиям и помещениям общественного назначения, размещаемых в жилых зданиях………………………………………………….7

Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений………………………………………………………………………...7

Допустимые уровни шума………………………………………………………..8

Допустимые уровни вибрации………………………………………………… ..9

Допустимые уровни ультразвука и инфразвука……………………………….10

Требования к строительным материалам и внутренней отделке жилых помещений……………………………………………………………………….14

Требования к водоснабжению и канализации………………………...............15

Требования к лифтам, мусороудалению……………………………………….15

Требования к содержанию жилых помещений………………………………..16

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарно-эпидемиологических требований………………………………….16

Приложение 1……………………………………………………………………17

Приложение 2……………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………………...19

Занятие 1

ТЕМА: Предмет, содержание гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности врача стоматолога. Физические свойства воздуха и их значение для организма (температура, влажность, барометрическое давление, подвижность воздуха). Методы оценки температурного режима помещения, влажности, подвижности воздуха

Методы оценки температурного режима помещений, барометрического давления, влажности и подвижности воздуха

Температура, влажность, подвижность, барометрическое давление воздуха являются основными метеорологическими элементами, характеризующими в совокупности физические свойства воздушной среды - микроклимат в жилых, детских, лечебных и других помещениях.

Термин микроклимат закрытого помещения - собирательное понятие, характеризующее физическое состояние воздушной среды какого-то помещения. Составными элементами микроклимата являются: температура воздуха и ее колебания во времени и в пространстве; влажность воздуха; его подвижность. Кроме того, при установлении особенностей и нормировании микроклимата закрытых помещений учитывается температура поверхностей ограждающих конструкций (стен, окон) и перепад температур воздуха в помещении и внутренних поверхностей ограждающих конструкции. Все эти составные факторы микроклимата оказывают интегральное влияние на тепловой обмен организма с окружающей средой. Микроклимат любого помещения, особенно больничной палаты, должен быть оптимальным. Под оптимальными понимаются такие микроклиматические условия, при которых механизмы терморегуляции организма (в лечебном учреждении организма больного) наименее напряжены, то есть тепловой комфорт обеспечивается наиболее физиологично, без всяких функциональных перегрузок.

Компенсаторные возможности больного организма ограничены, а чувствительность к неблагоприятным факторам внешней среды повышена. Следовательно, диапазон колебаний метеофакторов в больнице должен быть меньше, чем в любом помещении, предназначенном для здоровых людей. Кроме того, к поддержанию оптимального микроклимата в больнице предъявляются более строгие тpeбования, поскольку вследствие отклонения oт него напрягаются механизмы терморегуляции организма. Если для здорового человека такое напряжение (только не перенапряжение) допустимо, хотя и не желательно, то для больного в условиях стационара всякие напряжения безусловно вредны и их необходимо исключить вследствие ограниченных возможностей компенсаторных систем больного, его растренированности и повышенной чувствительности.

Микроклиматические условия в лечебно-профилактических учреждениях имеют важное значение в общем комплексе лечебных мероприятий. Для правильной оценки микроклиматических условий в лечебно-профилактических учреждениях врачу необходимо освоить устройство приборов, методические подходы исследования физических свойств воздушной среды и умение давать им обоснованную гигиеническую оценку.

теоретические контрольные вопросы

Предмет и задачи гигиены. Значение знания гигиены для врача стоматологического профиля. Методы исследования, применяемые в гигиене. Гигиена и санитария.

  • 1. Значение гигиенических мероприятий в деятельности среднего медицинского персонала.
  • 2. Физиолого-гигиеническое значение температуры воздуха.
  • 3. Теплообмен человека с окружающей средой.
  • 4. Особенности неблагоприятного воздействия высоких, низких температур и их профилактика.
  • 5. Физиолого-гигиеническое значение атмосферного давления и единицы его измерения.
  • 6. Влияние на организм пониженного атмосферного давления и меры профилактики.
  • 7. Влияние на организм повышенного атмосферного давления и меры профилактики.
  • 8. Физиолого-гигиеническое значение влажности воздуха.
  • 9. Показатели, применяемые для характеристики влажности воздуха, единицы измерения.
  • 10. Физиолого-гигиеническое значение подвижности воздуха.
  • 11. Что такое "роза ветров", "роза влияния", каково их гигиеническое значение?
  • 12. Профилактика неблагоприятного воздействия на человека больших и малых скоростей движения воздуха.
  • 13. Погода, определение и факторы её характеризующие. Влияние погоды на организм человека.
  • 14. Метеотропные реакции и заболевания, их профилактика. Клиническая классификация погод, её характеристика и использование в работе врачей.
  • 15. Понятие о климате и климатообразующих факторах, их физиолого-гигиеническое значение.
  • 16. Проблема акклиматизации на современном этапе. Пути её решения.
  • 17. Основные принципы закаливания организма. Способы и методы закаливания.

Практические контрольные вопросы

  • 1. Требования к температурному режиму (допустимые его колебания в течение суток при центральном и местном отоплении, колебания по вертикали и горизонтали) в жилых, общественных зданиях и больничных помещениях. Нормы оптимальных температур в больничных помещениях различного назначения.
  • 2. Приборы, используемые для определения температуры воздуха, радиационной температуры, принципы их устройства и правила работы. Методы измерения температуры воздуха.
  • 3. Отличительные особенности устройства и принцип работы максимального и минимального термометров.
  • 4. Приборы для измерения атмосферного давления, их устройство и правила работы.
  • 5. Гигиенические нормативы влажности в помещениях и мероприятия, направленные на улучшение температурно-влажностного режима помещений.
  • 6. Приборы, используемые для определения влажности воздуха, их устройство, принцип действия и правила работы.
  • 7. Гигиенические нормы подвижности воздуха в жилых помещениях и больничной палате. Какими способами определяют направление воздушных течений в открытой атмосфере и в помещении?
  • 8. Какими приборами определяют подвижность воздуха в открытой атмосфере и в помещении, их устройство и правила работы?

Цель занятия

Уяснить значение гигиены в практической деятельности врача стоматологического профиля. Изучить влияния физических свойств воздуха на организм человека с освоением методов их исследования и последующей гигиенической оценкой для разработки предложений по их оптимизации в лечебно-профилактических учреждениях.

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

  • 1. Провести исследование температурного режима в заданном преподавателем помещении.
  • 2. Измерить барометрическое давление барометром-анероидом.
  • 3. С помощью станционного и аспирационного психрометров определить показатели влажности воздуха в учебной комнате и других помещениях, указанных преподавателем.
  • 4. В указанном преподавателем помещении определить и оценить охлаждающую способность воздуха с помощью кататермометра
  • 5. Оформить протокол по результатам выполненных исследований.
  • 6. Оформить заключение по полученным результатам с рекомендациями по оптимизации микроклимата помещений.

Часть теоретического и практического материала для подготовки к занятию

Наиболее благоприятной температурой воздуха в умеренном климате в жилых помещениях для человека, находящегося в покое и одетого в обычный домашний костюм, является 18-20Сє, при оптимальной влажности (40-60%) и подвижности (0,1 - 0,2 м/сек) воздуха. Температура воздуха выше 24-25Сє и ниже 14-15Сє считается неблагоприятной, способной нарушать тепловое равновесие организма и послужить причиной развития различных заболеваний. Однако при выполнении физической работы или при изменении влажности и подвижности воздуха уровни оптимальных температур будут иными. Так, при физической работе средней тяжести оптимальной температурой воздуха считается 16-18Сє.

При наличии в помещении источников тепловой радиации, а именно: установок или приборов, с поверхности которых возможно тепловое излучение, а также при наличии в помещениях большой площади остекления следует учитывать совместное воздействие на организм конвекционного и лучистого тепла. В этих условиях человек не только подвергается влиянию температуры воздуха, но и находится в зоне действия лучистого тепла от имеющихся в обследуемом помещении источников нагретых или охлажденных поверхностей (поверхность окон и др.), последнее наиболее выражение проявляется в помещениях современных конструкций при наличии ленточного остекления (остекление, состоящее из нескольких отдельных оконных блоков, выстроенных в горизонтальном направлении и соединенных между собой).

Особое значение имеет определение радиационной температуры при неравномерной тепловой нагрузке на человека в производственных условиях, а также при нерациональном размещении (в непосредственной близости к окнам, дверным проемам и др.) больных в лечебных учреждениях. В этих условиях определяют радиационную температуру, т.е. температуру, показывающую совместное действие всех видов радиационного воздействия.

В условиях нагревающего микроклимата в производственных помещениях определяется индекс тепловой нагрузки среды (ТНС-индекс). ТНС-индекс является показателем, характеризующим совместное действие на организм человека параметров микроклимата (температуры, влажности, подвижности воздуха и теплового излучения).

В лечебных учреждениях нормативы температуры воздуха, имеют два аспекта: первый предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека табл. 1 и 2;

второй обосновываются производственным назначением помещений, контингентом госпитализированных больных и особенностями их заболеваний табл. 3.

Таблица 1

Параметры микроклимата в помещениях постоянного пребывания медицинского персонала

Таблица 2

Параметры микроклимата в помещениях временного пребывания медицинского персонала

Таблица 3. Расчетная температура воздуха и допустимые ее перепады по горизонтали и вертикали в отапливаемых помещениях

(СНиПы 2.08.01-89 и 2.08.02-89)

ПОМЕЩЕНИЯ

Температура, Сє

Колебания температуры, Сє

по горизонтали

по вертикали

Палаты для взрослых терапевтических больных, помещения для матерей детских отделений, помещения гипотерапии

Палаты для туберкулезных больных (взрослых, детей)

Палаты для больных гипотериозом

Послеродовые палаты, реанимационые залы, палаты интенсивной терапии, родовые, боксы, операционные, наркозные, палаты на 1-2 койки для ожоговых больных, барокамеры

Послеродовые палаты

Палаты для недоношенных, грудных, новорожденных и травмированных детей

Боксы, полубоксы, фильтр-боксы, предбоксы

Палатные секции инфекционного отделения

Предродовые, фильтры, приемно-смотровые боксы, перевязочные, манипуляционные, предоперационные процедурные, комнаты для кормления детей в возрасте до одного года, помещения для прививок

Стерилизационные при операционных

Измерение температуры воздуха, поверхностей оборудования, предметов в помещениях различного назначения производится термометрическими приборами.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА ПРИБОРОВ для измерения температуры воздуха

В зависимости от конструкции и устройства термометры подразделяются на спиртовые, ртутные, электрические и др. Кроме того, термометры подразделяются на бытовые, аспирационные, минимальные, максимальные. По своему назначению термометры подразделяются на пристенные, водяные, почвенные, химические, технические, медицинские и др.

Бытовой термометр - комнатный или уличный спиртовой термометр, достаточно точный для наблюдения за температурой воздуха.

Ртутные термометры - применяются для измерения температур от -35°С до +357оС. В пределах высоких температур показания ртутного термометра более точные вследствие постоянства коэффициента расширения ртути.

Минимальный термометр - спиртовой со штифтом или стеклянной иглой-указателем служит для регистрации самой низкой температуры за определенный промежуток времени. Спирт, образующий вогнутый мениск, при понижении температуры увлекает штифт или иглу-указатель по направлению к резервуару, а при повышении - обтекаемый спиртом указатель остается на месте. Температура отсчитывается по наиболее отдаленному от резервуара концу иглы указателя. Рабочее положение термометра - горизонтальное.

Максимальный термометр - ртутный. В дно резервуара для ртути впаян стеклянный стержень, который свободным концом входит в капилляр и уменьшает его просвет. При повышении температуры воздуха ртуть расширяется и по капилляру поднимается вверх. При понижении температуры воздуха сужение и стержень в капилляре задерживают возвращение ртути в резервуар. В медицинском термометре, который относится к числу максимальных термометров, на месте соединения капилляра и резервуара имеется сужение с перегибом, препятствующее при понижении температуры опусканию ртути в резервуар. Поэтому при пользовании максимальными термометрами их, перед началом измерения, нужно встряхнуть для возвращения ртути в резервуар.

Термограф - самопишущий прибор, применяется для систематических наблюдений за ходом температуры в течение продолжительного времени (суток или недели). Воспринимающей температуру частью служит биметаллическая пластинка или плоский металлический резервуар, заполненный толуолом. Изменение кривизны воспринимающей части, в соответствии с изменением температуры воздуха, посредством системы рычагов передается стрелке с пером, записывающим термограмму на движущейся специальной ленте, разграфленной по дням (если термограф недельный), часам и градусам температуры. Лента накладывается на цилиндр, который вращается часовым механизмом со скоростью одного оборота в сутки (суточный) или неделю (недельный).

Шаровой термометр используется для определения радиационной температуры и ТНС-индекса - совместного действия всех микроклиматических факторов. Прибор состоит из ртутного термометра, помещенного в полый медный шар, покрытый сажевой матовой краской или чернью Рубанса. Резервуар термометра также покрывается сажей и вставляется в центр медного шара. Медный шар должен быть диаметром 10-15 см. В простейшем случае шар может быть заменен стеклянной колбой, покрытой снаружи сажей. Для исключения конвенционного охлаждения отверстие шара и колбы следует герметично закрыть.

ПРАВИЛА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА

Измерение температуры воздуха в закрытых помещениях, школах, квартирах, детских, лечебных учреждениях, производственных помещениях и др. проводится с соблюдением следующих правил: при измерении температуры воздуха необходимо защищать термометр от действия лучистой энергии печей, ламп и прочих открытых источников энергии. В жилых помещениях измерение температуры воздуха проводят на высоте дыхания (1,5 м от пола) в центре комнаты. Для более точных измерений одновременно термометры устанавливаются в центре комнаты, наружном и внутреннем углах на расстоянии 0,2м от стен.

В лечебных учреждениях измерение температуры воздуха дополнительно проводится и на высоте 70 см от пола. Перепады температуры определяются и оцениваются по вертикали и горизонтали. Для определения перепада температуры по вертикали, термометры устанавливаются в центре и по упомянутым углам помещения на высоте 0,1-0,15; 0,7 и 1,5 м от пола. Для определения перепада температуры по горизонтали вычисляется разница между максимальной и минимальной температурой отдельно по каждому уровню (0,1-0,15; 0,7 и 1,5 м) во всех измеренных участках помещения. Суточный перепад температуры в палатах измеряется с помощью максимального и минимального термометров, которые устанавливаются в центре помещения на уровне 0,7 и 1,5 м от пола.

Для измерения температуры стен (ограждающих поверхностей) на высоте 1,5 м от пола используется пристенный термометр, резервуар которого приклеивается к стене пластилином, или используют электротермометр. Показания температуры при измерениях снимаются через 5-10 минут от начала измерения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА БАРОМЕТРИЧЕСКОГО ДАВЛЕНИЯ

Давление атмосферы, способное уравновесить столб ртути высотой 760 мм. при температуре 0о С на уровне моря и широте 45о, принято считать нормальным, равным 1 атмосфере, а в пересчете в гектопаскали оно будет составлять 1013 гПа.

Для пересчета величины давления, выраженной в мм.рт.ст., в гПа, надо данную величину умножить на 4/3 и наоборот, для перевода гПа в мм.рт.ст. надо умножить первую величину на 3/4.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ

Атмосферное давление измеряется приборами, называемыми барометрами. Они бывают двух типов: ртутные (чашечные и сифонные) и металлические. Наиболее точными считаются ртутные барометры. Металлические (анероиды) требуют периодической проверки по ртутному барометру.

Чашечный барометр состоит из вертикальной, наполненной ртутью трубки, верхний конец которой запаян, а нижний опущен в чашечку со ртутью. В верхней части трубки над ртутью имеется пустое безвоздушное пространство. При увеличении атмосферного давления воздух давит на поверхность ртути в чашке, и уровень ртути в трубке поднимается, при уменьшении давления происходит обратное - уровень ртути опускается. Ртутные барометры устанавливают в помещениях вдали от печей, дверей, окон, в местах, защищенных от солнца. Барометр должен быть укреплен на капитальной стене и не подвергаться сотрясениям.

Барометр-анероид состоит из безвоздушной металлической коробки с упругими волнообразными стенками. Колебания атмосферного давления отражаются на объеме коробки, стенки которой при увеличении давления прогибаются внутрь, а при уменьшении давления выпрямляются. Эти движения посредством пружины и системы рычажков передаются стрелке, движущейся по циферблату, на котором нанесены деления, соответствующие шкале ртутного барометра, обычно в пределах от 600 до 790 мм. Цифры шкалы обозначают сотни и десятки миллиметров рт.ст., единицы отсчитывают по промежуточным делениям шкалы. Перед отсчетом следует осторожно постучать по стеклу прибора, чтобы преодолеть трение меллических передаточных частей.

Для непрерывных наблюдений атмосферного давления пользуются самопишущим прибором - БАРОГРАФОМ, воспринимающую часть которого составляет ряд анероидных коробок, соединенных друг с другом. При изменении давления эти коробки перемещаются, что передается по системе рычажков стрелке с пером, укрепленной около ленты барабана, вращающегося со скоростью одного полного оборота в сутки или неделю. Все составные части прибора заключены в футляр, который открывается только при смене лент.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА

Влажность воздуха характеризуется следующими показателями:

Абсолютная влажность -- это упругость водяных паров, находящихся в воздухе в данное время при данной температуре, выражающаяся в единицах давления: миллиметры ртутного столба, или в граммах в 1 м3 воздуха.

Максимальная влажность -- это упругость водяных паров при полном насыщении воздуха влагой при данной температуре, выражается в мм рт. ст. или г/м3.

Относительная влажность -- это отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах (%), характеризует степень насыщения воздуха водяными парами в момент наблюдения.

В санитарной практике наибольшее значение имеет относительная влажность, которая нормируется.

Влажность воздуха, так же как и температура, сказывается на процессах теплообмена. Так, при чрезмерно сухом (относительная влажность менее 15 %), но теплом воздухе возникает ощущение сухости во рту, в носу, могут возникать трещины кожи, слизистых и, как следствие, присоединяться инфекции. Чрезмерно сухой и холодный воздух может вызвать значительное местное охлаждение слизистых оболочек дыхательных путей.

Высокая влажность воздуха в сочетании с высокой температурой неблагоприятно влияет на теплообмен. При температуре воздуха выше температуры тела отдача тепла может происходить только за счет испарения пота с поверхности кожи. Если же при этом воздух имеет повышенную влажность, этот процесс затрудняется и может наступить перегревание организма. Высокая влажность в сочетании с низкой температурой воздуха приводит к переохлаждению организма. Это объясняется тем, что теплоемкость водяных паров выше теплоемкости сухого воздуха, вследствие чего на нагревание холодного сырого воздуха расходуется больше тепла. Во влажном воздухе конденсируется влага на тканях одежды, что увеличивает их теплопроводность. Более того, постоянное испарение воды с поверхности одежды сопровождается уменьшением температуры воздуха под одеждой, что вызывает чувство зябкости. Таким образом, слишком сухой и чрезмерно влажный воздух, как при высокой, так и при низкой температуре, оказывает неблагоприятное влияние на организм человека. Норма относительной влажности составляет 30--60 %.

В городах повышенная влажность способствует образованию токсических туманов. Частицы дыма, являясь ядрами конденсации, образуют туманы, тем самым снижая напряжение ультрафиолетовой радиации. Высокая влажность воздуха способствует появлению сырости в помещениях, что отрицательно сказывается на хранении продуктов питания, сохранности самого помещения от развивающейся плесени.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ влажности воздуха

Для измерения влажности используется станционный психрометр АВГУСТА.

Он состоит из двух спиртовых термометров, укрепленных рядом в открытом футляре. Резервуар одного из термометров обернут тонкой тканью, конец которой опущен в трубку - сосуд с дистиллированной водой. С поверхности влажного термометра испаряется вода - тем сильнее, чем суше воздух, поэтому он показывает более низкую температуру, чем сухой термометр, и разница в показаниях термометров будет тем больше, чем суше воздух.

Психрометр устанавливают на высоте 1,5 м, ограждая от источников лучистой энергии и случайных движений воздуха. Продолжительность наблюдений 10-15 минут.

Относительная влажность определяется по табл. 4.

Аспирационный психрометр. Он также состоит из двух, но ртутных термометров, закрепленных в специальной оправе, имеющей заводной механизм с вентилятором, с помощью которого обеспечивается равномерное движение воздуха около резервуаров обоих термометров. Резервуары со ртутью окружены двойными металлическими гильзами, предохраняющими термометры от нагревания лучистым теплом и движения наружного воздуха. Эти условия дают возможность для более точного определения влажности воздуха, и поэтому величина "а" в формуле является постоянной.

Перед наблюдением ткань на одном из резервуаров термометра смачивается водой из пипетки. Набрав воду в резервуар, надевается зажим на каучуковую трубку. Затем, поставив прибор стеклянной трубкой кверху, слегка отжать зажим, надавить на грушу до заполнения стеклянной трубки, и зажим отпустить. Обернутый тканью резервуар термометра вставляют в трубку с водой. Когда ткань пропитается водой, зажим открывают и, благодаря расправлению стенок груши, вода в стеклянной трубке перельется обратно в грушу и вместе с тем будет отсосана излишняя вода с ткани на резервуаре термометра. Затем завести ключом пружину вентилятора, прибор установить в месте наблюдения (на штатив или крюк), через 3-4 мин. температура обоих термометров устанавливается и можно снять показания при работающем вентиляторе.

Определение относительной влажности производят по таблице 5 для аспирационного психрометра.

Гигрометр и гигрограф.

Для непосредственного определения относительной влажности применяются гигрометры (волосяные и пленочные), основанные на способности волоса или биологической пленки, вследствие гигроскопичности увеличиваться в размерах во влажной среде и уменьшаться в сухой. Для постоянной и систематической записи колебаний влажности воздуха в течение определенного промежутка времени (сутки, неделя), применяют самопишущие приборы - гигрографы, состоящие из:

  • а) датчика влажности - пучок обезжиренных человеческих волос;
  • б) передаточного механизма;
  • в) регистрируемой части - стрелка с пером и барабан с часовым механизмом. Диаграммная бумажная лента разделена горизонтальными параллельными линиями времени.

Перед установкой гигрографа в исследуемом месте надо укрепить на барабане диаграммную ленту, завести часовой механизм, надеть барабан на ось, заполнить перо чернилами, совместить стрелку с графой времени (день, неделя, час) и установить ее в соответствии с данными относительной влажности, вычисленными по психрометру (регулировочными винтами у датчика).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДВИЖНОСТИ ВОЗДУХА. РОЗА ВЕТРОВ

Движение воздуха принято характеризовать направлением и скоростью. Направление движения воздуха определяется точкой горизонта, откуда дует ветер, а скорость движения - расстоянием, пройденным массой воздуха в единицу времени и выражается в м/сек.

Оба эти показателя имеют большое физиолого-гигиеническое значение, т.к. изменение направления ветра служит показателем перемены погоды, а движение воздуха:

  • 1) обеспечивает проветривание населенных мест, способствует рассеиванию и снижению атмосферных загрязнений;
  • 2) является важнейшим показателем формирования микроклимата в открытой атмосфере и в помещениях;
  • 3) оказывает большое воздействие на состояние теплового ощущения, нервно-психической сферы организма, процессы терморегуляции и функции дыхания. Наиболее благоприятной скоростью ветра в наружной атмосфере в летнее время при обычной легкой одежде считается 1-4 м/сек. Раздражающее действие ветра проявляется при скорости выше 6-7 м/сек.

В жилых помещениях, классах, групповых комнатах, детских, лечебных учреждениях оптимальной считается подвижность воздуха в пределах 0,1-0,3 м/сек; при меньшей скорости имеет место недостаточный воздухообмен, а при движениях воздуха выше 0,4 м/сек отмечается неприятное ощущение сквозняка, В спортивных залах допускается скорость движения воздуха до 0,5-0,6 м/сек, а в горячих цехах - до 1 - 1,5 м/сек.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ТЕЧЕНИЙ

Направление ветра в открытой атмосфере измеряется с помощью специального прибора-флюгера и обозначается начальными буквами наименований сторон света: С-север, Ю-юг, В-восток, 3-запад. Кроме четырех главных румбов, используются промежеточные, находящиеся между ними, и в таких условиях направление ветра определяется восемью румбами.

Для большей точности угол между серединными румбами делят пополам и всего получается 16 румбов. В этих условиях направление определяется по главному и промежуточному румбу. Например, если ветер имеет направление между восточным и юго-восточным румбами, его обозначают ВЮВ, если между северным и северо-западным румбами, его обозначают ССЗ и т.д. Направление ветра можно определить также по отклонению листвы деревьев, дыма от костров, заводских труб.

В помещении направление движения воздуха можьо определить по отклонению пламени свечи, по отклонению листков папиросной бумаги, подвешенных на нитке; по дыму, исходящему от зажженнго кусочка ваты, пропитанного раствором четыреххлористого титана (TiCl4) и укрепленного на конце проволоки. В санитарно-гигиенической практике имеет значение не только одномоментное направление, как таковое. Велика роль господствующего направления ветра, которое устанавливается на основании обобщения многолетних метеорологических наблюдений повторяемости ветра по румбам, характерной для данной местности.

СОСТАВЛЕНИЕ "РОЗЫ ВЕТРОВ" и "РОЗЫ ВЛИЯНИЯ ВЕТРОВ"

"Роза ветров" - это графическое изображение повторяемости ветров по румбам (сторонам света), за определенный период (месяц, сезон, год) или за несколько лет.

Для составления "розы ветров" надо сложить число всех случаев ветра и штиля за известный срок, полученная сумма принимается за 100, а число случаев ветра по каждому румбу (и штиля) вычисляется в процентах по отношению к сумме всех случаев ветра и штиля, принятой за 100.

После этого строят график. Для этого из центра проводят 8 линий, обозначающих 8 румбов (С,В,СВ,В, ЮВ,Ю,ЮЗ,3,СЗ). Затем откладывают по всем линиям в одинаковом масштабе отрезки вычисленных процентных величин ветра всех 8 румбов и штиля, и соединяют последовательно вершины соседних между собой прямыми линиями. Из центра графика описывают окружность с радиусом, соответствующим процентному числу штиля.

Чтобы составить "розу влияния", откладывают по румбам не одну повторяемость ветров, а произведение числа ветров данного направления на среднюю скорость ветра того же направления, выраженных также в процентах по отношению к сумме произведений повторяемости на среднюю скорость ветра по всем румбам. "Роза ветров" и "Роза влияния" изображаются на одной диаграмме, причем, для из различия пользуются разного цвета карандашами или разной штриховкой.

ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ВОЗДУХА

Скорость движения воздуха определяют с помощью анемометров (прямой способ) или кататермометров (косвенный способ).

Чашечный анемометр предназначен для измерения скорости ветра от 1 до 50 метров в секунду. Воспринимающей частью прибора служит чашечная мельница, полусферы которой обращены в одну сторону. Вращение полусфер передается счетчику оборотов, который являясь регистрирующей частью прибора, ведет отсчет на циферблатах расстояния, пройденного воздушными массами.

Прибор имеет несколько циферблатов, где фиксируются единицы, десятки, сотни и тысячи метров расстояния изучаемого ветра. Большая стрелка движется по циферблату, разделенному на 100 частей, а каждая маленькая стрелка - по циферблату, разделенному на 10 частей, и поэтому показывает величины в 10 раз большие, чем предшествующая стрелка. Например, переход первой маленькой стрелки на одно деление (100 м) равняется полному обороту большой стрелки; передвижение на одно деление 2-ой маленькой стрелки равняется полному обороту первой маденькой стрелки и т.д. Исходя из этого, при записи показаний циферблатов следует обращать особое внимание на показания стрелок по предыдущему циферблату. Например: стрелка на циферблате "тысячи" стоит против цифры 5, но записать эту цифру следует только в случае, если стрелка предыдущего циферблата "сотни" стоит на "О", если же она не дошла до "О", то с циферблата "тысячи" надо записать цифру "4", несмотря на то, что стрелка, как кажется, стоит на "5".

Перед началом измерений прибор на нуль не устанавливается, а записывается исходное положение стрелок на циферблатах, руководствуясь выше приведенными правилами записи их показаний.

Крыльчатый анемометр предназначен для измерения скорости движения воздуха в пределах от 0,5 до 10 метров в секунду. Воспринимающей частью прибора является колесико с легкими алюминевыми крыльями, огражденными металлическим кольцом. Регистрирующая часть аналогично чашечному анемометру представлена тремя циферблатами.

Рабочее положение перечисленных анемометров должно быть таким, чтобы лопасти мельницы всегда были перпендикулярными направлению воздушного потока. Измерение скорости движения воздуха чашечным и крыльчатым анемометрами проводят в течение 1-2 мин. после чего счетчик выключают и записывают показания. Разность конечного и начального показаний делят на количество секунд работы анемометра и умножают на поправку, указанную в паспорте прибора. С помощью графика определяют скорость воздушного потока в м/сек.

Электротермоанемометр ЭА-2М позволяет одновременно определить скорость движения воздуха в интервале от 0,03 до 5 м/сек и его температуру в пределах от 10 до 60 С. Принцип работы прибора основан на охлаждении движущимся воздухом полупроводникового микротермосопротивления. Состоит он из гальванометра; блока питания (прибор может работать от сети и автономно на батареях) с переключением питания; клеммы для включения в сеть; воспринимающей части - датчика (микротермосопротивление) с вилкой для подключения к прибору; переключателя для измерения температуры или скорости движения воздуха; переключателя "измерение-контроль"; регулятора напряжения и регулятора подогрева. Воспринимающая часть прибора - датчик в нерабочее время хранится в специальном защитном футляре. Перед измерением прибор устанавливают горизонтально, присоединяют к нему датчик и подключают прибор к сети (при необходимости работает автономно на батареях).

Для измерения скорости движения воздуха переключатель измерения ставят в соответствующее положение (а), другой переключатель - в положение "контроль" и вращением ручки регулировки напряжения устанавливают стрелку гальванометра на максимальное деление шкалы. Затем переключатель с положения "контроль" переводят в положение "измерение", производят отсчет показаний гальванометра и по графику определяют скорость движения воздуха.

гигиена воздух температурный режим

Определение скорости движения воздуха с помощью кататермометра

УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ С КАТАТЕРМОМЕТРОМ Кататермометры бывают двух типов: кататермометр Хилла. имеющий цилиндрический резервуар и шаровой кататермометр. У кататермометра Хилла шкала термометра разделена на градусы от 35 до 38°, у шарового - от 33 до 40о.

Методы санитарно-гигиенического исследования

Санитарно – гигиеническое исследование - ϶ᴛᴏ совокупность методов, применяемых для изучения влияния внешней среды на организм человека. На базе разрабатываются научно обоснованные гигиенические нормативы. Санитарно – гигиеническому исследованию подлежат: воздух, вода, почва, жильё, общественные и производственные здания, условия труда и быта͵ детские учреждения, пища

Методы санитарно-гигиенических исследований:

Санитарно-описательный метод: наиболее простой и старый, дающий приближённое представление об изучаемом объекте

Органолептические методы основаны на: восприятии органов чувств и используются при определœении посторонних запахов в атмосферном воздухе, при оценке качества питьевой воды и пищевых продуктов

Физические методы применяют при: определœении некоторых физических показателœей объектов - температуры, влажности, движения, давления воздуха, ультрафиолетового излучения и ионизации воздуха, радиоактивности различных веществ, теплопроводности тканей одежды; используя при этом спектрографию, радиометрию, фотометрию и др.
Размещено на реф.рф
новейшие методы исследования.

С помощью физико - химических методов определяют: вязкость, электропроводность, точку плавления, кипения и другие показатели исследуемого объекта͵ применяя колориметрию, поляриметрию, хроматографию, электролиз.

Химические методы используют в основном для: количественного химического анализа атмосферного воздуха, воздуха производственных помещений, воды водоёмов, пищи и пищевых продуктов

Радиохимическими методами устанавливают: количественный состав радиоактивных веществ во внешней среде

Микроскопические методы применяют при исследовании: пищевых продуктов, аэрозолей, гидропланктона, при бактериологических исследованиях с использованием световой, ультра- и электронной микроскопии

Бактериологические методы используют при: санитарно – гигиенических исследованиях питьевой воды, пищевых продуктов, а также воздуха, почвы, сточных вод, одежды, оборудования на предприятиях пищевой промышленности, обществ, питания. Первостепенное внимание обращается на определœение общего числа микробов и на наличие санитарно-показательных микроорганизмов. Серологические методы применяют дополнительно к бактериологическим, используя реакции агглютинации, преципитации и РСК.

Биологические методы: пробные испытания на животных, проводят с целью определœения токсических веществ микробного и химического происхождения

Микологические методы служат для: определœения видового состава пищевых грибов, отличия ядовитых грибов от съедобных, обнаружения патогенных и токсических грибов в продуктах

Биохимические методы используют: в практике гигиенического нормирования пищевых продуктов и при оценке их качества и биологической полноценности

Гельминтологическими методами определяют: наличие гельминтов, их яиц и личинок в почве, воде, овощах, мясе и других объектах

Физиологические методы используют при: исследовании влияния факторов внешней среды на организм животных и человека. С их помощью устанавливают нормы предельно допустимых концентраций токсических веществ в воздухе, воде. Статистические методы служат для изучения заболеваемости и различных показателœей состояния здоровья населœения и животных.

Методы санитарно-гигиенического исследования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы санитарно-гигиенического исследования" 2017, 2018.

Введение………………………………………………………… ….…3

История развития гигиены…………………………………………....4

Гигиеническое нормирование………………………………………... 6

Методы обоснования гигиенических норм…………………...….…9

Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды……..11

Заключение…………………………………………………… ………12

Список использованной литературы………………………………..13

Введение

Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Впервые это стало возможным в нашей стране после Великой Октябрьской революции. Поэтому и основные задачи гигиенических исследований, проводимых в СССР, определены системой государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и воспитание здорового поколения. Гигиена-сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г.Зыбелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. Самобытный характер развития гигиены в России был связан сдеятельностью земских санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в царской России, несмотря на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком уровне. Ежегодно умирало около 1 млн. человек от эпидемических заболеваний и почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или четвертая часть всех родившихся.

История развития гигиены

Гигиена возникла в далеком прошлом, когда люди использовали определенные навыки и обычаи для сохранения здоровья и жизни в неблагоприятных условиях окружающей среды.

Наибольшее развитие гигиенические навыки получили в Древней Греции и Древнеримской империи. Обобщая знания и опыт в области медицины, Гиппократ создал трактат «О воздухе, водах и мест остях», в котором описал влияние факторов среды на здоровье. В средние века Абу Али Ибн Сина (Авиценна) в своем знаменитом труде «Канон медицины» отразил вопросы гигиены жилища, одежды, питания, воспитания детей и др.

В славянских юродах в средневековье много внимания уделялось вопросам благоустройства, пищевой санитарии, соблюдению санитарных правил в войсках, личной гигиене. В развитии санитарной культуры В России неоценима роль Петра I, который создал Медицинскую канцелярию, пиал указы по охране здоровья населения, следил и санитарным состоянием и питанием войск. Значительное место занимала санитарная культура в Великом Княжестве Литовском.

Как наука гигиена начала формироваться в эпоху капитализма в конце XVIII в. С появления медицинских трудов П. Франка. X. Гуфеланда, М.В. Ломоносова, М.Я. Мудрова, Ж.Э. Жилибера и др. Экспериментальный и санитарно-статистический методы исследования в гигиене появились в середине XIX в. Большой вклад в развитие экспериментальной гигиены внесли М. Петтенкофер, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, превратившие гигиену в точную пауку.

А.П. Доброславин - первый профессор гигиены в России, создавший первую гигиеническую школу. Работал в области гигиены питания, школьной и военной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман изучал вопросы школьной гигиены и санитарные условия в жилищах рабочих, занимался вопросами гигиены труда.

Развитие гигиены после революции связано с работами Н.А. Семашко, З.П. Соловьева, Г.В. Хлопина, которые много внимания уделяли вопросам организации здравоохранения, гигиене воды, методам гигиенических исследований. Не остались без внимания и гигиена труда, гигиена питания.

С 30-х годов XX в. гигиена как наука и предмет преподавания становится дифференцированной и направлена преимущественно на санитарно-технические вопросы охраны и оздоровления окружающей среды. Успехи ее в этот период связаны с плодотворной деятельностью А.Н. Сысина, А.Н. Марзеева, А.В. Молькова, Н.Ф. Галанина, А.А. Летавета и др.

В послевоенные годы перед гигиеной возникла задача изучения и гигиенического регламентирования влияния отдельных факторов среды и их комплекса в условиях научно-технического прогресса на здоровье населения. Большое внимание обращалось на лечебно-профилактические учреждения, воздушную среду производственных и жилых зданий, благоустройство объектов, состав воды, почвы, продукты питания, проблемы села, внедрение новой техники, освоение космического пространства. Науч-ной разработкой этих вопросов занимались В.А. Рязанов, С.Н. Черкинский, А.А. Минх. Н.Ф. Иэмсров. Р.Д. Габович, Г.И. Румянцев, белорусские ученые-гигиенисты З.К. Могилевчик, П.В. Остапеня и др.

На современном этапе гигиена глубоко и всесторонне изучает характер и закономерности влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье человека. Ведущее значение приобретает обоснование рекомендаций поличной гигиене и здоровому образу жизни, эффективной первичной и вторичной профилактике наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, злокачественных болезней, детских инфекций, СПИДа.

В настоящее время важная роль отводится проблемам гигиенического нормирования совместного воздействия факторов среды различной природы и разработке максимально допустимых нагрузок, которые гарантируют сохранение здоровья людей.

Гигиеническое нормирование - это установление в законодательном порядке безвредных и безопасных для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: пре-дельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и пыли, предельно допустимых уровней (ПДУ) физических факторов.

Гигиенический норматив - это максимальный физиологически безопасный для организма количественный уровень вредного фактора.

На сегодняшний день благодаря гигиеническому нормированию научно обосновано содержание более 1300 веществ в воде водоемов, более 600 - в атмосферном воздухе, более 100 - в пищевых продуктах, более 100 - в почве, более 1500 - в воздухе производственных помещений.

При проведении гигиенического нормирования одним из основных является принцип пороговости и лимитирующего показателя, сущность которого заключается в выделении наименьшей концентрации или уровня фактора, вызывающего достоверные отклонения определенного показателя жизнедеятельности.

На современном этапе интенсивно развивается гигиеническая диагностика, направленная на установление причинно-следственных связей между влиянием факторов окружающей среды и состоянием здоровья. В отличие от клинической диагностики, гигиеническая диагностика начинается с изучения и оценки окружающей среды, а оценка состояния здоровья чаще всего производится на популяционном уровне. Наиболее успешно гигиеническая диагностика осуществляется в отношении отдельных профессиональных групп, у которых труд сопровождается использованием резервных возможностей организма.

Одним из важнейших моментов в гигиенической диагностике является оценка риска неблагоприятного влияния факторов среды на здоровье. Риск для здоровья - это вероятность появления заболевания у человека за определенный интервал времени. Величина риска находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды.

Для успешного осуществления гигиенической диагностики на территории Беларуси введен социально-гигиенический мониторинг, представляющий собой систему организационных, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих непрерывное наблюдение, оценку и прогноз состояния здоровья и окружающей среды, а также предупреждение, выявление и устранение вредного влияния факторов на здоровье населения.

Гигиеническое нормирование

В настоящее время проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов ОС занимает одно из первых мест, что обусловлено появлением новых неблагоприятных факторов ОС: физических, химических, биологических, социальных. Они действуют комплексно и способны вызывать различные заболевания.

Большое влияние оказывают химические факторы – известно более 11 млн. В экономически развитых странах используется более 100тыс. химических веществ, которые могут оказывать вредное влияние на здоровье. Эффекты химических веществ: канцерогенный, тератогенный, гонадотропный. Снизить вредное действие химических веществ можно путем создания технологий без применения токсических веществ или путем замены их менее токсическими. Чаще идут по пути регламентации по содержанию различных химических веществ в ОС – ПДК. Они разрабатываются с начала XX века на основании разработки пороговых концентраций. В 20-е годы в СССР были разработаны ПДК в рабочей зоне. Затем были разработаны законы методологического нормирования содержания веществ в ОС.

Любой норматив качества ОС всегда конкретен и основан на определенных признаках:

· Объект защиты: человек, растение, технологическое оборудование

· Среда, в которой нормируется и контролируется содержание вещества: вода, воздух, почва

· Критерий вредности: появление у человека заболевания или скрытой патологии

· Цена норматива: к каким последствиям может привести воздействие при данном нормативе

· Временная характеристика: на протяжении какого отрезка времени произошло воздействие

Методологические основы гигиенического нормирования химических веществ в различных объектах ОС – положения ВОЗ, комитета международной организации труда.

Гигиенический норматив (ГН) – установленное исследователями максимальное или минимальное количественное или качественное значение того или иного фактора среды обитания с позиции безопасности или безвредности его для человека.

Исходя из определения ГН, не должен вызывать аллергического действия, токсических реакций после воздействия на организм, также – не должны проявляться последействия через определенное время после его воздействия. Не должны оказывать неблагоприятное воздействие на физическое развитие и психическое состояние человека, не должны снижать самочувствие, работоспособность. Главное условие: обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Объекты гигиенического нормирования:

1. Факторы природной среды: микроклимат, содержание микроэлементов, УФО. Для них установлены оптимальные и допустимые, максимальные и минимальные уровни.

1. Антропогенные факторы: различные химические вещества. Для них установлены ПДК. Также это – шум, вибрация, ионизирующее излучение, электромагнитное излучение. Для них установлены – предельно допустимые уровни и предельно допустимые дозы.

Нормативные акты:

Санитарные правила – регламентируют труд, быт, отдых, сохранение и укрепление здоровья.

Гигиенические нормативы – регламентируют гигиенические и эпидемические критерии безопасности и безвредности факторов ОС.

Санитарные нормы – оптимальные и предельно допустимые уровни комплексного влияния факторов ОС.

СанПИН – объединяет все правила.

Принципы нормирования:

1) Безвредность: берут во внимание воздействие на человека, а не на другие объекты 2) Опережение: осуществление профилактических мероприятий до того, как будут применять химические вещества по разработанным нормативам 3) Пороговое воздействие: основополагающий принцип. Это величины минимального уровня фактора, которые способны вызвать в организме экспериментальных животных статистически значимые изменения, которые выходят за физиологические понятия. Принцип связан с другим принципом - с зависимостью эффекта от дозы и концентрации, а также времени воздействия. Например, бензол при острых отравлениях поражает нервную систему, а в небольших, постепенно поступающих дозах – на кроветворение. 4) Моделирование вредного действия химических веществ в эксперименте: опыты на добровольцах или животных устанавливают пороговые концентрации, затем, в случае с животными, полученное значение снижают, так как обычно они менее чувствительны. Эксперимент – острый, подострый, хронический. Изучают половую, видовую чувствительность к факторам ОС. 5) Разделение объектов санитарной защиты: при нормировании используют различные критерии вредности. Изучают влияния химических веществ на органолептические свойства воды, наличие сапрофитной микрофлоры. Принимают во внимание лимитирующий показатель вредности по минимальному порогу концентрации. Хлориды в воде – органолептический лимитирующий – до 350мг/л. 6) Комплексное гигиеническое нормирование вредных веществ во всех средах: 7) Этапность в проведении исследований: нормирование по определенной программе. 8) Возможность переноса данных эксперимента на человека: человек более чувствителен, чем животные – введен коэффициент интерполяции, дающий гарантийную поправку. 9) Единство натурных и экспериментальных исследований: учитываются все показатели.

Объект изучения гигиены.

Гигиена - это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья людей, а также предотвращения отрицательного влияния на здоровье людей окружающей среды и социальных условий.

Целью гигиены является обоснование гигиенических норм, правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний

Предметом гигиены является процесс взаимодействия организма человека с различными факторами окружающей среды

Объектом изучения гигиены является индивидуальное, коллективное и общественное здоровье отдельных людей, находящееся в постоянной взаимосвязи с факторами окружающей среды.

Понятие о медицинской профилактике

Медицинская профилактика – это одно из важнейших направлений современной медицины. Цель медицинской профилактики заключается в сохранении здоровья человека любого возраста, в предупреждении развития или прогрессирования заболеваний. Существует несколько уровней профилактики, а также различные ее виды, каждый из которых имеет свои направления и принципы.

Выделяют следующие основные уровни медицинской профилактики.

1. Государственный предусматривает различные законодательные меры, направленные на повышение уровня жизни населения страны (создание единого календаря вакцинации, обязательного к выполнению).

2. Общественный реализовывается в пределах конкретного предприятия или группы людей, проживающих на определенной территории, направлен на создание необходимых условий труда (например, питьевой режим в горячих цехах) или проживания (озеленение территории вокруг жилого массива).

3. Семейный предполагает регулярное сбалансированное питание, соблюдение гигиенических норм в помещении, режима труда и отдыха, а также организация правильного развития ребенка.

4. Индивидуальный – это комплекс конкретных действий, выполнение которого зависит от каждого человека в отдельности, например, проведение закаливающих процедур, цель их заключается в подготовке в сезон простудных заболеваний.

Виды профилактики:

1. Первичная предполагает меры, направленные на недопущение развития любого инфекционного и неинфекционного заболевания.

2. Вторичная предусматривает комплекс мер, сосредоточенных на стабилизации состояния человека уже больного, недопущение дальнейшего прогрессирования патологии.

3. Третичная (признается не всеми специалистами) подразумевает виды реабилитации пациентов, которые в силу тяжести заболевания утратили первоначальное качество жизни.

Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

Методы гигиенических исследований делятся на две группы:

В первую группу включаются методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды:

1) Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

2) Методы лабораторных исследований:

А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.

Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.

В) микробиологический метод: прямой – бактериологический: определение количества микробов и их вредность и вирусологический– тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки)

Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство

Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества

Ко второй группе относятся методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов:

А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов

Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем

В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе