Критерии снижения или повышения категорий риска. Заявление

Есть ли установленный образец заявления о понижении категории риска в соответствии с п. 24 Постановления Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Ответ

Нет, установленного образца нет.

Гость, знакомьтесь - !

Обоснование данной позиции в материалах «Системы Кадры».

Ситуация: Можно ли изменить категорию риска, которую присвоили организации

«Да, можно.

Если плановая проверка организации или индивидуального предпринимателя показала, что они не нарушают трудовое законодательство, они могут обратиться в трудовую инспекцию с заявлением в произвольной форме о том, что хотят понизить свою категорию риска (п. 24 постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875, п. 18 постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806). Аналогичные разъяснения приводит письмо Роструда от 12 апреля 2017 № ТЗ/1330-11-2.

В заявлении нужно указать:

  • полное наименование юрлица или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • местонахождение производственного объекта, который использует юрлицо или ИП, если объекту присвоили категорию риска;
  • информацию о категории риска, которую раньше присвоили организации или ИП или производственному объекту, который они используют;
  • адрес организации или адрес местожительства ИП, а также при необходимости иной почтовый адрес для связи, телефон и адрес электронной почты.

К заявлению приложите документы, которые подтверждают, что деятельность работодателя соответствует определенной категории риска, на которую он претендует.

Трудовая инспекция рассмотрит заявление в течение 15 рабочих дней и примет решение, изменить категорию риска либо отказать. О своем решении трудовая инспекция проинформирует работодателя в течение трех рабочих дней. Для этого инспекция отправит уведомление по почтовому адресу, который указан в заявлении (п. 20, 21 постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806)». дополнительные пояснения не нужны.

Присваивают категорию риска (кроме высокого риска) главные государственные инспекторы труда в субъекте РФ, а также их заместители (пп. "б" п. 18 Положения N 875). Отнести объект к категории высокого риска вправе только главный государственный инспектор труда РФ или его заместитель (пп "а" п. 18 Положения N 875). При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность организации или ИП считается отнесенной к категории низкого риска (абз. третий п. 19 Положения N 875).

Категория риска присваивается деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя не навсегда. Учитывая, что для определения этой категории используются данные за предыдущий год (абз. 5 п. 8 , абз. 4 и 5 п. 9 Критериев), показатель потенциального риска причинения вреда (и, следовательно, категория риска) должны определяться ежегодно. Снижать категорию риска чаще, чем раз в год, запрещено (абз. 2 п. 13 Критериев).

Информация о работодателях с деятельностью высокого и значительного рисков должна размещаться и поддерживаться в актуальном состоянии на официальном сайте Роструда (п. 21 Положения N 875).

Работодатели могут запросить федеральную инспекцию труда о том, какая категория риска присвоена их деятельности. Ответ на такой запрос дается в срок не более 15 календарных дней, дополнительно Роструд информирует о тех сведениях, которые использовались при расчетах (п. 13 Правил N 806, п. 23 Положения N 875).

Организации и предприниматели могут также подать в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска (ч. 6 ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, п. 17 Правил N 806, п. 24 Положения N 875, письмо Роструда от 12.04.2017 N ТЗ/1330-11-2).

В заявлении должны быть указаны следующие сведения (п. 18 Правил N 806):

Полное наименование юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя;

ОГРН и ИНН;

Адреса заявителя, в том числе электронные, и телефоны для связи.

В заявлении следует обосновать, почему присвоенная инспектором труда категория риска должна быть скорректирована (например, вступило в силу судебное решение об отмене постановления о назначении административного наказания). Документы, подтверждающие указанные сведения, следует приложить к заявлению (п. 19 Правил N 806).

За 3 предшествующих года нет ни одного случая смертельного травматизма,

За предшествующий год нет ни одного случая тяжелого травматизма,

За предшествующий год нет ни одного случая невыплаты заработной платы в установленный срок,

За предшествующий год нет ни одного вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 , , и 6 статьи 5.27 и частями 1 - 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ (п. 13 Критериев). По-видимому, административные взыскания по ч.ч. 2 , , 7 ст. 5.27 и ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ не препятствуют снижению категории риска (см. письмо Роструда от 01.03.2018 N 66-11-1).

Если требуется понизить категорию риска, то обращаться следует к тому должностному лицу, которое принимало решение о присвоении "текущей" категории риска (абз. 2 п. 19 Положения N 875). Если же требуется противоположное перемещение по категориям риска, то обращаться целесообразно к тому инспектору труда (его заместителю), который полномочен присваивать соответствующую категорию риска (абз. 1 п. 19 Положения N 875).

Роструд обязан рассмотреть поступившее к нему заявление и в трехнедельный срок (то есть не более 15 рабочих дней) принять по заявлению решение: об изменении категории риска либо об отказе в удовлетворении заявления (п. 20 Правил N 806). Затем еще в течение 3 рабочих дней о принятом решении уведомляется заявитель - по тем адресам, которые были указаны в заявлении (

Приветствую, друзья! Совсем скоро, 27 февраля, вступят в силу изменения в приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отражающие критерии снижения или повышения категорий риска деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в части охраны труда и трудового законодательства. Кроме того, здесь вы сможете бесплатно скачать примерный образец заявления об изменении ранее присвоенной категории риска.

Соответствующие изменения, о которых пойдёт речь ниже, внесены постановлением Правительства РФ от 09.02.2018 г. № 134. Как и положено, документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 19.02.2018 г. Скачать постановление № 134 в формате MS Word можно будет в конце заметки.

В чём изменились критерии отнесения деятельности организаций и ИП к определённой категории риска?

В приложение (критерии) к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права были добавлены соответствующие пункты, в соответствии с которыми деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, относится к следующим категориям риска (напомню):

  • высокий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более (проверка один раз в 2 года);
  • значительный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75 (проверка один раз в 3 года);
  • средний риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5 (проверка не чаще чем один раз в 5 лет);
  • умеренный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25 (проверка не чаще чем один раз в 6 лет);
  • низкий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24 (проверка проводиться не должна).

Перечень значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности можно посмотреть в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённом постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875. Скачать постановление № 875 в редакции постановления № 134 можно будет ниже.

Итак, если за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска, в организации или ИП был смертельный несчастного случая связанный с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), то такой организации или ИП присваивается высокая категория риска.

Для тех, кто впервые на этом сайте, для справки — Роструд определил перечень организаций отнесённых к категориям высокого и значительного риска .

Как снизить категорию риска?

  1. случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска);
  2. тяжёлого травматизма (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска);
  3. факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска);
  4. вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 — 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска.

При этом решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.

Для организаций или ИП со среднесписочной численностью работников свыше 1000 человек решение о снижении категории риска, присвоенной деятельности организации или ИП, до следующей категории риска, принятое по заявлению такого юридического лица или ИП в случаях, указанных выше, размещается на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 календарных дней со дня принятия такого решения.

Заявление об изменении категории риска

Организация или ИП вправе подать в свою территориальную Государственную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.

Согласно Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода...» заявление должно содержать следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН/ОГРНИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • место нахождения используемого организацией или ИП производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
  • информация о присвоенных ранее деятельности организации или ИП и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
  • адрес организации, адрес места жительства ИП (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

Также к заявлению должны прилагаться документы о соответствии деятельности организации или ИП и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определённой категории риска или определённому классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Государственная инспекция труда рассматривает заявление, оценивает представленные организацией или ИП и имеющиеся в распоряжении ГИТ документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:

  1. удовлетворение заявления и изменение категории риска;
  2. отказ в удовлетворении заявления.

При этом ГИТ в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, информирует организацию или ИП о принятом решении путём направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица ГИТ, по адресу электронной почты организации или ИП, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) либо был ранее представлен ими в ГИТ.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления организация или ИП должны быть информированы о причинах отказа.

В случае несогласия с принятым ГИТ решением об отказе в удовлетворении заявления организация или ИП вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

Поскольку форма заявления на данный момент не установлена, дерзну предложить вам примерную форму заявления об изменении ранее присвоенной категории риска деятельности. Пожалуй это единственный образец заявления в интернете по данному вопросу, во всяком случае я не нашёл. Как вариант, образец заявления об изменении категории риска можно запросить в территориальной Государственной инспекции труда. В любом случае, начало положено, скачать примерную форму заявления об изменении ранее присвоенной категории риска можно чуть ниже.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Постановление Правительства РФ от 09.02.2018 г. № 134 «О внесении изменений в приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

В новой редакции:

Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)...»

Заявление об изменении ранее присвоенной категории риска деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя

На этом у меня всё.

Продолжение следует...

1. Настоящие Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов (далее - объекты государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности (далее - классы опасности).

2. Для отдельного вида государственного контроля (надзора) применяются категории риска либо классы опасности.

3. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению и устанавливается для видов федерального государственного контроля (надзора) - положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) - нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия - нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, если такие критерии не установлены федеральным законом, устанавливаются с учетом настоящих Правил для вида федерального государственного контроля (надзора) - положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) - нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия - нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

7. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

8. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

9. При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

10. При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.

11. Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

12. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Размещение информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

13. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

14. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного для вида федерального государственного контроля (надзора) положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а для вида регионального государственного контроля (надзора) - приложением к настоящим Правилам периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного законодательством Российской Федерации действия или события.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляются с установленной периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

16. Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а для видов регионального государственного контроля (надзора) - нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации устанавливаются особенности осуществления мероприятий по контролю в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенной категории риска или определенному классу опасности в части сокращения срока проведения проверок и непроведения плановых выездных проверок.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее - заявление).

18. Заявление содержит следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);

д) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;

е) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

19. К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель. настоящих Правил, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

22. В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.