Льготы и компенсации педагогическим работникам. Льготы педагогическим работникам

Работая преподавателями, многие педагоги интересуются вопросом, какие полагаются льготы учителям. При этом получение преференций происходит в зависимости от места работы. Льготы сельским учителям предоставляются иначе, чем привилегии для городских преподавателей.

Исходя из нормативов необходимо разделить учителей на две группы: городские и сельские. Этот вопрос регулируется законодательными актами согласно закону «Об образовании». После 2013 года законодательная база претерпела множество редактур, касаясь льгот для учителей обеих групп.

Помощь педагогам предоставляется исходя из нескольких пунктов:

  • для сельских педагогов заработная плата не должна быть ниже средней по месту жительства работников;
  • учителя обязуются проходить поэтапную процедуру повышения квалификации. Операция проходится раз в 3 года;
  • предоставление скидок на покупку жилой площади, а также привилегии на оплату ЖКУ;
  • пособие для городских учителей финансируется из общегосударственного федерального бюджета. Сельские педагоги оплачиваются благодаря сборам из местного бюджета.

Помните! Региональные власти имеют право устанавливать индивидуальные льготы для учителей. Более подробная информация доступна при обращении к местным органам.

Льготы учителям в городе

Преподаватель – профессия не для слабонервных, поэтому она подразумевает сильно отличающиеся условия работы. Педагоги образовательных учреждений имеют низкую норму рабочего времени – 18 часов. Помимо этого, приятным бонусом является возможность совмещения работы. Например, вести несколько предметов. Размер отпуска учителей составляет 60 дней. Также педагоги, отработавшие свыше 10 лет без отпускных, имеют право взять годовой отпуск (365 дней) с возможностью сохранения рабочего места. Отпускные для работников в образовательной сфере выдаются согласно установленным правилам учреждения.

Городской преподаватель, накопивший стаж свыше 25 лет, может уйти на пенсию на определенный срок. Также педагогам предоставляются бесплатные плановые медицинские осмотры.

Учителя, работающие в городе, имеют право на получение денежной помощи в связи с неудовлетворительными условиями проживания. Для этого понадобится предоставить факты и документы:

  • паспорт заявителя;
  • справка о доходах за последние полгода (6 календарных месяцев);
  • банковские реквизиты.

Члены семьи также должны предоставить паспортные данные.

Помните! Несовершеннолетние члены семьи заявителя предоставляют документы, подтверждающие отсутствие дохода.

Льготы учителям в сельской местности

Льготы учителям в сельской местности сильно отличаются от городских, поскольку местные органы власти не могут предоставить полный список привилегий. Нередко встречаются случаи отказа в законной помощи педагогам.

Регионы обеспечивают индивидуальный перечень льгот для сельских сотрудников в образовательной сфере. Ниже представлен список основных привилегий:

  • единовременное пособие для молодых специалистов. Информация о льготах для работников, имеющих стаж меньше одного года, будет представлена позже;
  • прибавка к заработной плате. Осуществляется в течение года. Иногда, срок может составлять до трех лет. Дополнительно уточнять срок можно только у региональных органов;
  • выплата премиальных по итогам трех лет трудовой деятельности;
  • льгота для педагогов на проезд в общественном транспорте;
  • государственная дотация на оплату ЖКУ.

Начисление привилегий

Процедура начисления льгот имеет достаточно простой принцип. Однако местная власть может использовать свой метод получения льготных прав.

Например, существует такой порядок. Преподаватели оплачивают полную стоимость жилищно-коммунальных услуг. Затем, собрав все квитанции об оплате, они обращаются к бухгалтерскому отделу местного органа власти. По истечении двух недель работник имеет право получить компенсацию.

Такое правило вступило в законную силу с 2013 года. Если раньше педагогам предоставлялась процентная ставка, то сейчас выделяется государственная дотация – 1200 рублей. Представленная сумма выделяется на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Получение жилой площади

Вопрос приобретения жилплощади для учителей, преподающих в сельской местности, пересматривался законодательством несколько раз. Было введено следующее правило: работнику предоставляется ипотека со ставкой 8,5%. Также учителя получают компенсацию при первоначальном взносе – не более 10% от общей суммы.

Участвовать в данной программе могут не все. Имеются следующие ограничения:

  1. Возраст участника менее 35 лет.
  2. Профессиональный стаж от трех лет.
  3. Высокий уровень зарплаты.

Помните! Ставка ипотечных выплат не должна превышать 45% от заработной платы преподавателя.

В любом случае, касаясь предоставления льгот по приобретению жилой площади в сельской местности, нужно уточнять информацию у местного муниципалитета. Получить необходимые сведения можно через официальный сайт органа или прямым обращением к администрации.

Заработная зарплата учителей

Размер оклада преподавателя зависит от двух составляющих частей. Первый компонент – профессиональный стаж сотрудника. Выше опыт – больше зарплата. Вторая составляющая – стимулирующие выплаты. Проще говоря, дополнительные выплаты, повышающие стимулы к работе.

Дополнительные привилегии

Все учителя имеют право на получение дополнительных выплат. Список представлен ниже:

  • преподаватель является классным руководителем;
  • педагоги, преподающие химию, получают компенсацию, поскольку они осуществляют работу с вредными веществами;
  • дополнительная работа (ведение группы продленного дня);
  • режим работы;
  • финансовая помощь (рассматривается индивидуально).

Нюансы по предоставлению компенсаций прописываются в трудовом договоре и обговариваются с руководством образовательного учреждения. Необоснованное снижение или повышение оклада педагогическим работникам карается административной, уголовной ответственностью.

Льготы для учителей-пенсионеров

Работники, ушедшие на пенсию, имеют право на получение определенных льгот. Стоит сказать, что данный вопрос касается только пенсионеров, работающих в сельской местности (деревни, поселки и поселки городского типа).

Помните! Учителем-пенсионером считается педагог, который непрерывно проработал 25 лет.

Если сотрудник переводился в город, увольнялся и менял место работы даже в сфере образования, то льготы учителям не предоставляются. Простои крайне недопустимы. Примерный возраст пенсии преподавателя: 45 лет.

Ниже представлены условия, гарантирующие выход на пенсию после 25 лет трудовой деятельности. Достаточно соблюдение лишь одного пункта.

  • учитель сельской школы;
  • воспитатель детсада;
  • заведующий учебного отдела;
  • директор образовательного учреждения (школа, дошкольное заведение).

Важным пунктом является принадлежность учебного образования к государству. Педагоги частных школ не могут получить льготы.

Существуют ограничения не входящие в 25 лет трудовой деятельности:

  • беременность, последующий уход за ребенком. В таком случае стаж для выхода на пенсию составит 28 лет, поскольку такой отпуск предоставляется на три года;
  • временная приостановка работы по вине преподавателя, работодателя;
  • обоснованное отстранение работника по причине нарушений законодательства.

Помните! Уход на больничный, курсы повышения квалификации учитываются в общий стаж.

Если педагог, отработавший 25 лет, не хочет уходить на пенсию, то он имеет право остаться на месте работы. Сумма оклада не уменьшится, плюс добавятся пенсионные отчисления.

Также работающие пенсионеры имеют следующие льготы:

  1. Бесплатное отопление.
  2. Скидки на оплату электричества. Рассматриваются отдельно.
  3. Снижение цен на дрова и уголь.

Получение привилегий возможно после предоставления квитанций об оплате ЖКУ и приобретения дров, угля.

Льготы для молодых специалистов

К молодым учителям относятся следующие лица:

  • получившие среднее, высшее образование;
  • учившиеся очной формой (только бюджет);
  • приступившие к трудовой деятельности по окончании учебы сроком до одного года.

Преподавательский стаж более 3-х лет отменяет статус молодого учителя. Специалисты, имеющие опыт менее 36 месяцев, работают 18 часов в неделю. Кроме того, допускается отпуск до 56 дней. Дополнительные льготы для молодых сотрудников – приобретение учебной литературы и отсутствие вступительных периодов при устройстве на работу.

Молодые преподаватели также имеют льготы на приобретение жилплощади:

  1. Государство может покрыть до 40% общей стоимости жилой площади.
  2. Заниженная цена на жилье.
  3. Низкая процентная ставка по ипотечному кредиту.

Представленные привилегии доступны педагогам разных категорий. Соблюдая определенные правила, преподаватели добиваются получения различных поблажек. Льготы для учителей в городе также имеют множество поощрений, однако уровень жизни в сельской местности ниже, поэтому наблюдается такая разница в количестве возможностей.

2. Все педагогические и иные работники, специалисты согласно перечню, утверждаемому Правительством Москвы, работающие в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, получают специальный статус "Работник образования города Москвы" и соответствующее удостоверение. Статус "Работник образования города Москвы" обеспечивает следующие права:
(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
- бесплатное пользование фондами городских государственных библиотек;
- 50-процентную скидку при посещении государственных музейных и клубных учреждений культуры и бесплатное посещение их с группой детей;
- свободное получение информации, связанной с образованием;
- 50-процентную скидку на установленную оплату содержания детей педагогических работников в государственных дошкольных образовательных учреждениях города Москвы;
- иные льготы и гарантии, устанавливаемые правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)
Положение о выдаче удостоверения "Работник образования города Москвы" и образец удостоверения утверждаются Правительством Москвы.
3. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы при признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы пользуются правом на первоочередное обеспечение жилыми помещениями в пределах нормы предоставления или по их желанию на предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилища.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)
4. Педагогические работники государственных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных городскому и окружным органам управления образованием, пользуются правом на получение материальной помощи из накопительных средств для социальной поддержки данной категории работников для приобретения путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаты проезда к месту лечения и отдыха и обратно и в других случаях, установленных правовыми актами города Москвы.
5. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений города Москвы, подведомственных городскому и окружным органам управления образованием, Правительством Москвы устанавливается специальная система надбавок и доплат к ставкам заработной платы и должностным окладам:
- доплаты и надбавки стимулирующего характера за работу, не входящую в круг основных обязанностей (классное руководство, проверка письменных работ, руководство кружками, методическими, цикловыми и предметными комиссиями, заведование учебными кабинетами и др.);
- доплаты в размере от 20 до 40 процентов ставок (должностных окладов) молодым специалистам, а имеющим диплом с отличием - в размере 50 процентов в течение трех лет работы;
- надбавки в размере до 50 процентов должностных окладов руководящим работникам государственных образовательных учреждений по решению вышестоящего органа управления образованием;
- доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам, удостоенным почетных званий "Народный учитель СССР", "Заслуженный учитель школы Российской Федерации", "Заслуженный работник культуры Российской Федерации", "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", а также лауреатам премии Мэрии Москвы и лауреатам премии города Москвы в области образования;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам лицеев, гимназий;
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим работникам прогимназий;
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) библиотечным и педагогическим работникам по профильным дисциплинам средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов;
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, участвующим в экспериментальной и инновационной деятельности образовательных учреждений, входящих в городские экспериментальные площадки;
- ежемесячная поощрительная надбавка в размере 30 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и иным работникам, награжденным отраслевыми нагрудными знаками;
- доплаты в размере 50 процентов ставок (должностных окладов) воспитателям кадетских школ-интернатов за организацию и проведение работы по военно-патриотическому и физическому воспитанию, проведение практических полевых занятий в рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, и спортивных соревнований;
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) педагогическим и библиотечным работникам средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования по дисциплинам этнокультурного (национального) компонента и заведующим, воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям-методистам детских садов с этнокультурным (национальным) компонентом образования, использующим в своей работе дисциплины этнокультурного (национального) компонента;
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) руководящим, педагогическим, инженерным, библиотечным и медицинским работникам начальных общеобразовательных школ "Школа здоровья", основных общеобразовательных школ "Школа здоровья", средних общеобразовательных школ "Школа здоровья", центров образования "Школа здоровья";

- повышение на 15 процентов ставок (должностных окладов) медицинским работникам образовательных учреждений, входящих в городскую государственную систему образования;
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
- повышение на 20 процентов ставок (должностных окладов) техническому и обслуживающему персоналу образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
- повышение на 50 процентов ставок (должностных окладов) методистам государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов и иных государственных образовательных учреждений, входящих в городскую государственную систему образования.
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.10.2003 N 63)
6. Правительством Москвы могут устанавливаться другие надбавки и доплаты.
В административных округах, районах города Москвы за счет средств соответствующих бюджетов и целевых бюджетных фондов возможно установление иных надбавок и доплат.
7. Льготы и гарантии, перечисленные в частях 2, 3, 4, 5 настоящей статьи, устанавливаются правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 10.10.2001 N 46)

Учитель – профессия, востребованная и нужная в городах и селах. Задача педагога – обучение ребенка в школе, воспитание его нравственности, установка общественно правильных норм поведения в обществе. Законодательством РФ предусмотрены определённые льготы для учителей. Особенное внимание уделяется предоставлению ряда преимуществ учителям в сельской местности.

Государственная поддержка педагогов

Льготы для педагогов регламентируются нормативно-правовыми актами на федеральном уровнезаконом «Об образовании» , действующим с 29 декабря 2012 года и Трудовым кодексом РФ, где описаны моменты ведения профессиональной деятельности граждан.

При получении льгот педагогическими работниками необходимо разграничивать возможности получения преференций сотрудникам образовательной сферы в городе и сельским учителям. Существуют как преимущества общего характера, так и актуальные для каждой из названных категорий в отдельности.

Льготы учителям, предоставляемые на общей основе:

  • сокращённая рабочая неделя – до 18 часов;
  • возможность совмещать несколько должностей (вести разные предметы, что особенно часто практикуется в сельской местности, так как там специалистов не хватает);
  • отпуск в летний период – начиная с июня, заканчивая серединой августа (от 42 до 56 календарных дней);
  • возможность выйти на пенсию досрочно, проработав непрерывно 25 лет (стаж);
  • постоянное увеличение базовой части заработной платы;
  • обучение на курсах повышения квалификации периодичностью 1 раз в 3 года за счет организации;
  • льготные условия при оплате услуг ЖКХ;
  • право получить отпуск на 1 год, если преподаватель проработал больше 10 лет, при этом его рабочее место сохраняется;
  • помощь государства при желании стать получателем жилого помещения по договору социального найма или в собственность.

ВАЖНО! Некоторые меры помощи регулируются региональным законодательством, поэтому в одних субъектах они распространены, а в других могут не практиковаться.

Преференции молодым специалистам

Привлечение молодых специалистов в педагогическую деятельность считается приоритетным направлением, так как школам требуются новые кадры для продвижения современных методов обучения, учебных программ, актуализации работы с нововведениями в образовательном процессе.

Льготы педагогам, только начинающим свою трудовую деятельность:

  • длительность рабочего дня регулируется самостоятельно, так как нагрузка в 36 часов распределяется в качестве 18 на ведение уроков, все остальное тратится на подготовку к занятиям в свободном режиме;
  • если выпускник в течение года после окончания обучения в высшем образовательном учреждении устраивается на работу в школу, его могут принять без учета испытательного срока;
  • пособия преподавателям в качестве подъемных;
  • обеспечение жильём на время работы в школе;
  • льготные условия при намерении вступить в .

ВАЖНО! При трудоустройстве молодого специалиста все вопросы о предоставлении ему преимуществ решаются на уровне руководства школы при взаимодействии с управлением образования, которому подчинено учебное заведение.

Льготы учителям, работающим в сельской местности

В селах и поселках городского типа вопрос о приеме работников образовательной сферы стоит более остро, чем в городе. Основная проблема заключается в нехватке кадров, так как молодые учителя не желают работать в селе, считая, что это бесперспективно. В качестве стимулирования процесса привлечения специалистов в небольшие населенные пункты введена льготная система для сельских учителей:

  • по приезде работник имеет право на получение пособия единоразового характера (оно выплачивается с целью финансовой поддержки и стимулирования к работе);
  • надбавки в виде премий к основному окладу по должности;
  • если учитель проработал больше 3 лет в сельской школе, он получает дополнительные премиальные выплаты;
  • возможность осуществлять проезд в льготном режиме на общественном транспорте между сельскими территориями и городами в конкретном субъекте;
  • предоставляются компенсации для оплаты коммунальных услуг.

Предусматривая льготы для сельских учителей, законодательство преследует цель повышения качества их жизни до уровня города, чтобы специалисты могли видеть перспективу в таких условиях.

Жилищные льготы

Государство оказывает помощь педагогам, нуждающимся в получении или приобретении жилья по договору социального найма или в собственность. Существует множество программ, предлагающих выгодные условия:

  • льготное ипотечное кредитование – предлагается ставка 8,5-9% вместо 14%. Для вступления необходимо соблюдение требований банка – возрастное ограничение до 35 лет, педагогическая деятельность в учреждении на государственной основе. Трудовой договор заключен не меньше, чем на 3 года, стаж не менее 3 лет и не менее 1 года в последней организации, первоначальный взнос 10% и выше, достаточный доход;
  • предоставление служебного жилья, пока преподаватель работает в данной местности на этой должности;
  • в некоторых регионах практикуется получение возможности ссуды или займа с небольшим процентом на приобретение квартиры или участка, где можно построить дом;
  • актуальна и сдача муниципального жилья в наём, затем передача его в собственность, если человек работает учителем продолжительный период времени.

Таким образом, проблемы с жильем для педагога решаемы, этими вопросами активно занимаются органы муниципальной власти.

Дополнительные выплаты

В качестве привилегий учителям в городе и селе руководство школы готово рассмотреть возможность получения ими дополнительных выплат к базовому объему зарплаты. Это касается как молодых преподавателей, оклад которых в первое время не обещает быть высоком, так и опытных работников образования.

Такие выплаты могут предоставляться:

  • за ведение нескольких предметов;
  • за дополнительную общественную нагрузку (участие в мероприятиях на школьном, региональном и городском уровнях);
  • за ведение занятий в коррекционных классах;
  • за классное руководство;
  • за двухсменный режим работы.

Льгота на коммунальные платежи

Компенсация расходов на оплату жилого помещения регламентируется пунктом 5 статьи 55 закона, регулирующего образовательный процесс, под номером 273 . Эта норма говорит о компенсировании затрат на следующие цели:

  • процесс содержания квартиры;
  • проведение отопительного сезона с помощью центрального отопления и привозного газа (в соответствии с показаниями счетчика или нормативами);
  • приобретение дров или угля, если жилое помещение приходится отапливать такими способами;
  • оплата водоснабжения, водоотведения и канализации;
  • затраты на электроэнергию (обеспечение светом).

Размер выплат компенсаций устанавливается на региональном уровне, но право на эти преимущества имеют абсолютно все педагоги – вне зависимости от их стажа работы, возраста, ведения деятельности в городе или селе.

Виды государственной поддержки для педагогов

Социальная поддержка работников - это одно из основных конституционно-социальных прав человека, подразумевающее оказание поддержки со стороны государства гражданам (ст.39 Конституции РФ).

А именно: материальные блага для малообеспеченных семей, в форме пособия, стипендии, пенсий, субсидий; развитие системы социальных служб поддержки; предоставление охраны труда и здоровья граждан; гарантированная оплата труда; дополнительные льготы рабочих, которые производят уход за инвалидами в семье и имеют детей; право на жилье.

Социальная поддержка работников осуществляются не только государством (создание условий для осуществления социальных прав), но и установленным судебно-процессуальным законодательством, то есть судом.

Меры социальной поддержки и льготы педагогов

К мерам социальной поддержки работников педагогической сферы относятся:

  • Защита чести и достоинства.
  • Установление сокращенного графика длительности рабочего времени (ст. 333 ТК РФ и п. 5, ст. 55 Закона РФ). Норма работы по количеству часов, за выполнение которой предусмотрена ставка зарплаты учителя равна 18-36 часов еженедельно. За часы работы, превышающие эту норму, должна осуществляться дополнительная выплата в соответствии с заявленной ставкой. Учитель имеет право работать на нескольких работах (совместительство), но продолжительность работы на других работах не должна превышать половину "учительской" месячной нормы по часам. Если же половина рабочей нормы учителя по основному месту работы составляет меньше 16 часов в еженедельно, то и совместительство не должно превышать указанного количества часов.
  • Предоставление социальной поддержки в виде ежегодного основного длительного отпуска (ст. 334, 335 ТК РФ). Продолжительность основного отпуска для работников - 28 дней. Педагогам же предоставляется удлиненный отпуск: 42-56 дней. Кроме того, раз в 10 лет по непрерывному стажу, педагог имеет право на отпуск, сроком в 1 год. При этом, место работы сохраняется. Оплату определяют согласно уставу образовательной организации.
  • Досрочная пенсия - еще до достижения общего пенсионного возраста. Досрочные пенсии по старости назначаются лицам, чей стаж составляет не менее 25 лет в сфере педагогики. Оплачиваемые отпуска также входят в трудовой стаж при наличии страховых выплат в ПФ РФ.
  • Бесплатная жилая площадь с центральным отоплением для тех учителей, которые трудоустроены в сельской местности.
  • Предоставление дополнительных льгот специалистам образовательных учреждений, находящихся далеко от городских центров, таким же, как и в данной местности для работников сельскохозяйственной промышленности. Социальная поддержка в виде выплаты единоразового пособия на хозяйственное обустройство работникам, которые прибыли на работу в сельские школы или другие образовательные учреждения. Учтена оплата расходов по коммунальным платежам из бюджетных средств в процентном соотношении, с учетом общей площади фактических объемов потребления в доле, приходящейся на самого педагога.
  • Льготы при определении очереди на жилплощадь. Государственная программа предоставления ипотечного кредита для молодых специалистов. Молодым специалистом считается сотрудник возрастом до 35 лет. Ипотечная программа "Жилье для молодых учителей" - одна из мер социальной поддержки работников, была разработана еще в 2011 году, с целью привлечения молодого состава (введена с 2012).
  • Ежемесячная енежная компенсация для приобретения литературы (книги, периодика), которая не подлежит налогообложению.
  • Распространение на педагогов льгот и преимуществ, которые устанавливаются для сотрудников аналогичных производств, на сотрудников учебных и научных лабораторий, учебных и производственных цехов (мастерских), а также на учебные хозяйства учреждений, предприятия и организации системы образования.
  • Социальная поддержка в виде льгот на сотрудников образовательных учреждений, консультационных пунктов при образовательных учреждениях, предназначенных для уголовных наказаний в виде лишения свободы. Наличие порядка установления пенсий по причине особых условий трудовой деятельности, который предназначен для работников таковых учреждений.
  • Заработная плата. Ее составляющие:
    1. Минимальная ставка;
    2. Компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством;
    3. Доплаты (например, за сверхурочные работы);
    4. Надбавки и премии (за качество выполняемой работы);

Знание этих мер социальной поддержки работников педагогических сферы, поможет самостоятельно обеспечивать себе социальную защиту.

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, "изобрели" свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон № 246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что "при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены."

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") определено, что "педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…"

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом № 122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом № 122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 4 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 6 ст. 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" Закона № 246, т. к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т. к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т. к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.