Правовые вопросы. Требование: Об исключении из реестра федерального имущества защитного сооружения гражданской обороны Перечень защитных сооружений гражданской обороны

09.08.2016

гражданскаяоборона #юридическиелица #практика

Защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия, укрытия), размещаются в приспосабливаемых для этих целей помещениях производственных, вспомогательных, жилых и общественных зданий и других объектов, а также отдельно стоящих убежищ в заглубленных или возвышающихся сооружениях (независимо от форм собственности) с учетом требований федеральных законов и нормативных документов.


Период активных построек ЗС ГО проходил в 40-60 годы прошлого века, поэтому все промышленные помещения и большинство жилых домов того времени имеют, например, бомбоубежище.


В мирное время рассматриваемые объекты могут использоваться в качестве складов, станций техобслуживания, спортивно-оздоровительных комплексов и др.


В 2000 годах среди рассматриваемых судами дел появились дела, связанные с ЗС ГО: о признании права собственности на объекты ГО, признании недействительными действий государственных органов по постановке на учет объектов ГО, о расторжении договоров ответственного хранения и безвозмездного пользования объектов ГО, о признании недействительными предписаний об устранении нарушений законодательства в области ГО и многие другие.


Дело в том, что в этот период органы МЧС России стали активно проверять объекты ГО, и руководители ряда организаций с удивлением обнаружили, что являются собственниками (арендаторами, эксплуатирующими организациями) таких объектов и на них возлагается обязательства по их содержанию.


Имеются случаи, когда организации, приобретая объект недвижимости (приватизируя), не подозревали, что в его составе имеется объект ГО, который должен содержаться в состоянии готовности на случай угрозы военных действий или чрезвычайных ситуаций. Причем, при приватизации государственных предприятий объекты ГО, в них находящиеся, приватизации не подлежали (должен был заключаться соответствующий классу, категории объекта договор), но результатом посещения сотрудниками МЧС России приватизировавшей организации зачастую бывает постановление в адрес их руководства об устранении нарушений и штраф. В судебной практике немало примеров связанных с этим споров, длящихся долгое время. При этом размеры штрафов весьма существенны. Так, в соответствии со статьей 20.7 КОАП РФ:


невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;


невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.


Вариантов разрешения споров много, т.к. они зависят и от основания, способа, времени «приобретения» объекта ГО, организационно-правовой формы организации, состояния объекта.


Правовое регулирование вопросов, связанных с эксплуатацией и содержанием, снятием с учета ЗС ГО осуществляется в соответствии с огромным числом нормативных документов.


Ниже приведены основные положения порядка снятия с учета ЗС ГО для тех организаций, которые хотят получить общее представление по этому вопросу.


Условия списания с учета предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности (далее - организаций) пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны (понятие включает убежища всех классов и укрытия всех групп), состав, порядок создания и работы комиссий по их списанию, а также требования к оформлению, согласованию и утверждению документации по списанию регулируются Инструкцией о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны, утвержденной Росимуществом от 5 ноября 1996 г. № АР-13/7746 и МЧС России от 18 октября 1996 г. № 1-38-4 (с последующими изменениями). Существуют Методические рекомендации МЧС России о организации подготовки и порядку рассмотрения представляемой на согласование документации на списание с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны.


В ЧАСТНОСТИ, Инструкцией предусмотрено:

  1. С учета организаций может быть произведено списание ЗС ГО:
    • при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных, конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;
    • в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО;
    • при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

    При этом указанные ЗС ГО подлежат списанию лишь в тех случаях, когда восстановить их технически невозможно или экономически нецелесообразно, а также, когда они не могут быть использованы для защиты укрываемых лиц/комплексов или переданы в установленном порядке другим организациям.


    Определение прочностных характеристик основных ограждающих и несущих строительных конструкций, как правило, проводит проектная организация, разработавшая проектно - сметную документацию списываемого ЗС ГО, или организация, имеющая лицензию на проведение таких работ. Заключение организации о состоянии ЗС ГО и о нецелесообразности восстановительных работ на нем выдается на основе результатов непосредственного его осмотра, инженерных расчетов и технических испытаний элементов строительных конструкций неразрушающими методами контроля.

  2. В организациях, входящих в систему органов государственной власти Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 Инструкции, с разрешения руководителя соответствующего органа государственной власти Российской Федерации. В организациях, входящих в систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ЗС ГО могут быть списаны с учета в случаях, перечисленных в статье 1 Инструкции, с разрешения руководителя органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
  3. Для определения состояния по списанию ЗС ГО, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание, на объектах экономики приказами начальников гражданской обороны создаются комиссии.

До утверждения актов о списании убежищ II, III и IV классов документация представляется утверждающим органом на согласование в МЧС России, а убежищ V класса и противорадиационных укрытий - в соответствующие региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.


Можно также добавить, что в целом этапами работ по снятию ЗС ГО с учета в соответствии с приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 (с дальнейшими изменениями и дополнениями) являются:

  1. Обследование ЗС ГО с инструментальным контролем и фотографированием.
  2. Подготовка технического заключения о состоянии ЗС.
  3. Сбор документов в соответствии с указанным выше приказом МЧС России и требованиями ГУ МЧС России.
  4. Согласование документов о снятии с учета ЗС в ГУ МЧС России.
  5. Передача документов в комиссию МЧС России.
  6. Экспертиза документов в МЧС России.
  7. Рассмотрение документов на комиссии МЧС России.
  8. Согласованный комиссией МЧС России акт о снятии с учета ЗС передается заказчику.

В случае необходимости Наша компания будет рада помочь Вам с поиском вариантов и решением правовых вопросов (т.к. вариантов может быть множество), связанных с защитными сооружениями гражданской обороны, предоставит необходимые нормативные документы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 23.11.2015 Полный текст решения изготовлен 27.112015.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Е. Паниной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования « Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»: г. Орел, ул. Комсомольская, д.95, (ОГРН 1025700786462) к главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области: г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 33, (ОГРН 1045753007431) о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя,

третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Орловской области: г. Орел, ул. Мопра, д.24

при участии:

от заявителя

-
юрисконсульт Резникова Е.В. (доверенность от 09.11.2015);

от ответчика

от третьего лица

представитель Бикусова А.А. (паспорт, доверенность от 19.09.2015 №41);

не явился, извещен надлежащим образом;

установил:

дело слушалось 20.11.2015 в порядке, установленном ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв до 23.11.2015 до 12 час. 40 мин.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Орловский государственный университет» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области (далее – ответчик, Управление, ГУ МЧС России по Орловской области) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе от исключения из реестра защитных сооружений гражданской обороны помещения, расположенного по адресу: г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1 и обязании исключить из реестра защитных сооружений гражданской обороны указанное выше помещение, обозначенное как защитное сооружение гражданской обороны ВУ № 184-58.

Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования и в окончательной редакции просил:

Признать бездействие главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области, выразившееся в не совершении действий, направленных на исключение записи об объекте гражданской обороны, расположенном по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1, из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, незаконным.

Обязать главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области исключить из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны помещение, расположенное по адресу: Орловская область г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1.(заявление об уточнении требований от 23.11.2015).

Судом уточнение заявленного требования принято в соответствии с ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права других лиц.

Суд при рассмотрении дела исходит из уточненного заявленного требования.

Учреждением в ходе рассмотрения дела, заявлено об изменении его наименования с ФГБОУ Высшего профессионального образования «Орловский государственный университет» на ФГБОУ Высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» .

Внесение изменений в учредительные документы заявителя, в части наименования, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует, что Учреждение имеет на праве оперативного управления защитное сооружение гражданской обороны, назначение: незавершенный строительством объект, нежилое, общая площадь 3838,90 кв.м., расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, Московское шоссе, д. 137, пом. 1. (т. 1 л.д. 32)

Заявитель обратился к начальнику ГУ МЧС России по Орловской области Новикову А.А. с письмом от 25.03.2015 № 493-01 о снятии с учета и исключении из реестра объектов гражданской обороны спорного объекта по адресу: г. Орел, Московское шоссе, д. 137, пом. 1.

В ответ на указанное письмо ГУ МЧС России по Орловской области дало разъяснения о порядке списания ЗС ГО и снятии с учета в письме от 08.04.2015 № 3615-3-2-9, указав заявителю, что порядок снятия с учета определен «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583.

В соответствии с данным приказом с учета снимаются защитные сооружения гражданской обороны в следующих случаях: при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно; в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО; при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".

Письмом от 19.05.2015 №776-01 Университет обратился, повторно к начальнику ГУ МЧС России по Орловской области Новикову А.А. об исключении из реестра гражданской обороны помещения, расположенного по адресу: г. Орел, Московское шоссе, д. 137, пом. 1.

В ответ на указанное письмо ГУ МЧС России по Орловской области дало разъяснения, что Учреждение оказывает методическую помощь в подготовке правильности оформления комплектов документов для принятия решения о снятии с учета ЗС ГО.

В связи с тем, что действия по снятию с учета объекта гражданской обороны, обозначенного как защитное сооружение гражданской обороны ВУ-3 № 184-58 и исключению объекта из журнала учета таких сооружений произведены не были, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пункта 6 названного Закона Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок).

Данный Порядок разработан в соответствии с Законом N 28-ФЗ и определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны (пункт 1 Порядка).

В соответствии с пунктом 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного названным Постановлением, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В силу пункта 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583) требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий. Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия).

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Правил N 583).

Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.2 Правил N 583).

Ответчик ссылается на то, что порядок снятия с учета определен «Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583. Однако данный порядок снятия с учета не применим в отношении объекта заявителя, поскольку он необоснованно включен в журнал учета объектов гражданской обороны, без соответствующих на то документов.

Из отзыва ответчика следует, что по итогам инвентаризации 2006 года, проводимой в соответствии с постановлением суженного заседания Орловской области от 04.04.2006 № 14 «Об организации проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны на территории Орловской области в 2006 году» ЗСГО инвентарный № 184-58 было признано ограничено готовым к приему укрываемых, так как были нарушения в работе систем водоснабжения и электроснабжения. При проведении инвентаризации ЗС ГО в 2014 году в соответствии с распоряжением Губернатора Орловской области от 29.08.2013 № 26-р в инвентаризационной ведомости указано, что ЗС ГО инв. № 184-58 соответствует нормам инженерно-технических мероприятий, без указания «незавершенное строительство», в процессе проведения инвентаризации были сделаны фотографии. По обращению ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Главного управления МЧС России по Орловской области в марте 2015 года был осуществлен выезд, в результате которого было выявлено, что все защитно-герметические и герметические двери и ставни срезаны и вывезены, фильтровентиляционное оборудование демонтировано, воздуховоды срезаны, санитарно-технические приборы разбиты. Контроль за сохранностью ЗС ГО осуществляет в установленном порядке организация, эксплуатирующая ЗС ГО в мирное время, а именно ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права 57-АА 684649 от 10.12.2008 заявитель имеет на праве оперативного управления защитное сооружение гражданской обороны, назначение: незавершенный строительством объект, нежилое, общая площадь 3838,90 кв.м., расположенное по адресу: Орловская область, г. Орел, Московское шоссе, д. 137, пом. 1. (л.д. 32).

Указанное защитное сооружение гражданской обороны было закреплено за Учреждением Распоряжением ТУ Росимущества по Орловской области от 28 апреля 2008 года № 106- р. Распоряжением ТУ Росимущества по Орловской области от 25 ноября 2008 года № 329-р в распоряжение от 28 апреля 2008 года № 106-р были внесены изменения, согласно которым назначение закрепленного за университетом защитного сооружения - незавершенный строительством объект.(л.д.33,34).

В техническом паспорте помещения, изготовленном по состоянию на 28 ноября 2006 года, так же указано назначение защитного сооружения гражданской обороны - незавершенный строительством объект (л.д. 23-31).

Таким образом, закрепленное за университетом защитное сооружение гражданской обороны ВУ-3 № 184-58 не было введено в эксплуатацию.

Согласно Методическим рекомендациям по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании, утвержденным МЧС России 13.12.2012 года (далее -методические рекомендации МЧС) защитные сооружения оцениваются как готовые, если их ограждающие конструкции и защитные устройства соответствуют СНиП «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года № 158, обеспечивают защиту от расчетных поражающих факторов, имеют исправные системы жизнеобеспечения и обслуживаются обученными формированиями убежищ и укрытий (абзац 14 части 1.4).

В разделе 5 технического паспорта помещения, составленного по состоянию на 28.11.2006, указано что, конструктивные элементы помещения имеют недостатки, в том числе, выветривание швов, смещение плит, трещины, отклонение от вертикали.

Указанные недостатки влияют на защитные свойства защитного сооружения, что свидетельствует о несоответствии спорного помещения требованиям, предъявляемым СНиП 11-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны» к защитным сооружениям ГО, что, согласно методических рекомендаций МЧС позволяет считать помещение не готовым к использованию в качестве защитного сооружения гражданской обороны.

Незавершенный строительством объект не может обеспечить защиту от поражающих факторов и, следовательно, выполнять функции защитного сооружения.

В подтверждение правомерности включения спорного объекта в реестр защитных сооружений гражданской обороны Управление представило в материалы дела паспорт убежища №184, который включает в себя экспликацию и план помещения (л.д. 63-67).

Однако, арбитражный суд, критически относится к названному документу, поскольку, судом установлено, что несмотря на отраженную в нем дату приемки в эксплуатацию- 28.06.1983, фактически заполнен 18.09.2007 и на момент его заполнения имелся указанный выше технический паспорт, в котором указано, на недостатки спорного помещения и что спорное помещение является объектом незавершённым строительством.

Более того, исходя из пункта 2.2 Правил, соответствующий паспорт оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения гражданской обороны.

В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие введение спорного помещения в эксплуатацию в качестве защитного сооружения.

Статус объекта как защитного сооружения и факт ввода его в эксплуатацию наличием паспорта не определяется, как указано в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.12.2010 по делу №А36-6060/2009.

Представленная заявителем копия паспорта ЗС ГО имеет противоречивые сведения. Так в паспорте убежища указано что общая площадь составляет 3838,9 м2, в то время как в паспорте ЗСГС указана общая площадь 3901 м.2.

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами, арбитражный суд считает, что помещение, расположенное по адресу:

Орловская область г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1 включено в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны без каких-либо соответствующих документов, следовательно данное действие следует считать незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы заявителя по использованию принадлежащего ему на праве оперативного управления помещения, расположенного по адресу: Орловская область г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1. в собственных интересах.

При проектировании вновь строящихся и реконструируемых защитных сооружений гражданской обороны (убежищ и противорадиационных укрытий), размещаемых в приспосабливаемых для этих целей помещениях производственных, вспомогательных, жилых и общественных зданий и других объектов народного хозяйства, а также отдельно стоящих убежищ в заглубленных или возвышающихся сооружениях применялись СНиП 11-11-77* "Часть 2. Нормы проектирования глава 11. Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 г. N 158.

Согласно пункту 1.9. данных Правил, задание на проектирование защитных сооружений является составной частью задания на проектирование новых и реконструкцию действующих предприятий, зданий и сооружений.

Между тем проектно-сметная документация на здание отсутствует, ввиду чего суду не представилось возможным определить, имелось ли задание на проектирование защитного сооружения, каков класс (группа) проектируемого защитного сооружения, количество укрываемых мужчин и женщин, режимы вентиляции, технико-экономические показатели проекта.

Также в материалах дела, отсутствует документация, необходимая в силу п. 3.4 СНиП 3.01.09-84 (действуют взамен СН 464-74),

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи , арбитражный суд установил, что указанное помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям.

Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В данном случае уполномоченный орган изначально не доказал законности включения соответствующего объекта, принадлежащего заявителю, в реестр защитных сооружений, а потому регламентированная вышеназванными положениями «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 процедура по снятию его с учета к спорным правоотношениям не применима.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 11.08.2014 по делу №А48-2940/2013.

В силу части 2 статьи Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителем действия ответчика не соответствуют действующему законодательству и нарушают права Общества в сфере экономической деятельности.

Согласно п.3 ч.5 ст. Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст. , - , Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 201. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц" target="_blank">201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области, выразившееся в не совершении действий, направленных на исключение записи об объекте гражданской обороны, расположенном по адресу: Орловская область, г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1, из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, незаконным.

Обязать главное управление министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области исключить из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны помещение, расположенное по адресу: Орловская область г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, пом. 1.

Взыскать с главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Орловской области: г. Орел, ул. Сурена Шаумяна, 33, (ОГРН 1045753007431) в пользу федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования « Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»: г. Орел, ул. Комсомольская, д.95, (ОГРН 1025700786462) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 3000 руб.

Приветствую, уважаемые друзья! Всех заинтересованных в области ГОЧС ждут документы про защитные сооружения гражданской обороны. Основной нормативный правовой акт по данной теме — это приказ МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», который также можно будет скачать в этой заметке.

В первую очередь надо сказать спасибо нашему коллеге и подписчику Евгению Павлову, который поделился документами по защитным сооружениям ГО с таким сопроводительным сообщением:

Доброе утро, коллеги! Обещанные документы по защитным сооружениям гражданской обороны (ЗС ГО), подготовленные к прокурорской проверке и успешно её прошедшие.

Давайте оглашу весь список.

Документы по защитным сооружениям гражданской обороны в студию

В комплект по защитным сооружениям гражданской обороны входят следующие документы:

1. Приказ о создании звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

2. Годовой план планово-предупредительных ремонтов строительных конструкций (ЗС ГО)

3. Годовой план планово-предупредительных ремонтов и обслуживания технических средств (ЗС ГО)

4. Регистр подготовки и повышения квалификации руководящего состава и должностных лиц ГОЧС

5. Акт проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны

6. Обязанности коменданта звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

7. Обязанности электрика звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

8. Обязанности слесаря по вентиляции звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

9. Обязанности слесаря по водопроводу и канализации звена по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны

10. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования в убежище

11. Журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования

12. Журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище

13. Журнал учёта обращений укрываемых за медицинской помощью убежище

14. Журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны

15. Журнал учёта работы дизельной электростанции

По вопросам о защитных сооружениях ГО обращайтесь к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС России от 15.12.2002 г. № 583), которые идут отдельной ссылкой.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

Комплект документов по защитным сооружениям гражданской обороны (ЗС ГО)

Приказ МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»

На этом всё. Если материал пригодился, то не забываем ставить рейтинговые звёздочки и отписываться в комментариях 😉 Спасибо за участие!

Продолжение следует...

2.1. Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5 .

2.2. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО , согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.

2.3. Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком.

2.4. Инвентарные номера убежищам и противорадиационным укрытиям присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

2.5. С учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях:

при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;

в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом, в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение списываемого фонда ЗС ГО;

при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".

2.6. В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создается комиссия решением соответствующего должностного лица:

руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;

руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.

2.7. В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.

2.8. Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО, оценивает готовность ЗС ГО к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО в соответствии с приложением N 20 или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО.

2.9. К акту о снятии с учета ЗС ГО прилагаются:

паспорт ЗС ГО;

выписка из реестра федерального имущества (собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований);

копия свидетельства о государственной регистрации права собственности;

техническое заключение о состоянии ЗС ГО по рекомендуемому образцу согласно приложению N 21 ;

особое мнение отдельных членов комиссии (при наличии).

При подготовке документов для снятия с учета ЗС ГО, пришедшего в негодность в результате аварии или стихийного бедствия, к акту прилагаются копии документов, подтверждающих факт аварии или стихийного бедствия.

Акт о снятии с учета ЗС ГО с прилагаемыми к нему документами (далее - документация) составляется в пяти экземплярах.

2.10. До утверждения акт о снятии с учета убежищ гражданской обороны с прилагаемой документацией направляется на согласование в МЧС России, а противорадиационных укрытий - в соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.11. Согласованные акты о снятии с учета ЗС ГО утверждаются:

для ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества);

для ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится снимаемое с учета ЗС ГО;

для ЗС ГО, находящихся в собственности организации, - руководителем этой организации.

2.12. После утверждения акт о снятии с учета ЗС ГО руководителем, решением которого создана комиссия, направляется:

первый экземпляр - в МЧС России (Департамент гражданской защиты) через соответствующие региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главное управление МЧС России по г. Москве;

второй экземпляр - в соответствующий орган, утвердивший акт о снятии с учета ЗС ГО;

третий экземпляр - в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в котором находится ЗС ГО на учете;

четвертый экземпляр - в соответствующий территориальный орган Росимущества;

пятый экземпляр - в организацию, в которой ЗС ГО находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

2.13. Департамент гражданской защиты и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации ведут журналы снятых с учета ЗС ГО в соответствии с приложением N 22 .

2.14. Территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в реестры собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

«Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»

В соответствии с решением совместного заседания коллегии МЧС России и коллегии по безопасности при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе «О совершенствовании гражданской обороны и территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Уральского федерального округа» от 19 июня 2002 г. № 13/3 и в целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2003 г. прилагаемые Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

2. Начальнику Департамента гражданской обороны и защиты населения организовать работу по доведению настоящих Правил до заинтересованных организаций, обеспечению надзора и контроля за содержанием и использованием имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны.

3. (Исключен. Изм. от 22.12.2015 г.).

С.К. Шойгу

Регистрационный № 4317

Настоящие Правила вводятся в действие с 1 апреля 2003 г .

Основные сокращения, применяемые в Правилах

АХОВ - аварийно-химически опасные вещества;

АЭС - атомная электростанция;

ГД - герметическая дверь;

ГО - гражданская оборона;

ДЭС - дизельная электростанция;

ЗГД - защитно-герметическая дверь;

ЗС ГО - защитное сооружение гражданской обороны;

КИД - клапан избыточного давления;

МЗС - малогабаритные защитные секции;

ПРУ - противорадиационное укрытие;

ПФП-1000 - предфильтры пакетные;

ТО - техническое обслуживание;

УЗС - унифицированные защитные секции;

ФГ-70 - фильтр для очистки воздуха от окиси углерода;

ФП - фильтр-поглотитель;

ФЯР, ФЯРБ - фильтры ячеистые противопыльные;

ЧС - чрезвычайная ситуация.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

1.3. В организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

1.4. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых, создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.

Схемы организации группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО приведены в приложении № .

1.5. Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации), приведенных в приложении № .

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

В период приведения ЗС ГО в готовность комплектование указанных аптечек и коллективных наборов осуществляется медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организации, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

1.7. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

1.8. В обязанности руковолдителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:

по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;

по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;

по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

(Измененная редакция. Изм. от 03.04.2017 г.).

2.2. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях:

после ввода ЗС ГО в эксплуатацию;

при изменении типа ЗС ГО;

при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.

При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.

2.3. Сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком.

2.4. Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.

Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

2.5. С учета снимаются ЗС ГО в следующих случаях:

при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно;

в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, осуществляемыми по решению федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом в планах технического переоснащения и реконструкции организаций предусматривается восполнение снимаемого с учета фонда ЗС ГО;

при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»;

при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу. При этом к акту о снятии ЗС ГО с учета прилагаются материалы проведенных проверок (расследований) по факту отсутствия ЗС ГО по учетному адресу.

2.6. В целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица:

руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

руководителем организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям;

руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.

(Измененная редакция. Изм. от 09.08.2010 г., изм. от 22.12.2015 г., от 03.04.2017 г.).

2.7. В состав комиссии, создаваемой для снятия с учета ЗС ГО (далее - комиссия), включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет ЗС ГО соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное ЗС ГО.

(Введен дополнительно. Изм. от 09.08.2010 г.).

(Измененная редакция. Изм. от 09.08.2010 г., изм. от 22.12.2015 г.).

2.14. Территориальные органы Росимущества обеспечивают внесение соответствующих изменений в реестр федерального имущества, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в реестры собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

2. Документация по пунктам 3 - 15 вывешивается на рабочих местах.

3. Документы, предусмотренные подпунктами 12, 13, 18 - 20, для укрытий не отрабатываются, а документы, предусмотренные подпунктами 6, 8 - 10, 16, отрабатываются при наличии данных систем в проектной документации.

эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с оценкой технического состояния по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции;

наличие технической и эксплуатационной документации.

Для проведения комплексных оценок технического состояния ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния оцениваемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г., от 03.04.2017 г.).

4.1.4. Руководители ГО организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, планируют и осуществляют оценку технического состояния ЗС ГО.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

4.1.5. В состав комиссий по оценке технического состояния ЗС ГО должны включаться подготовленные инженерно-технические работники и специалисты организаций, эксплуатирующих ЗС ГО.

Председателем комиссии назначается заместитель руководителя организации, или главный инженер, или главный энергетик.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

(4.1.7 . Исключен. Изм. от 22.12.2015 г.).

4.1.7. На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций по формам согласно приложениям № и № .

определяются (при необходимости) места утечек воздуха по отклонению пламени свечи или с помощью мыльной пленки.

Местами возможной утечки воздуха могут быть: притворы герметических устройств (дверей, люков, клапанов и пр.), примыкания коробок дверей и ставней к ограждающим конструкциям, уплотнители клиновых затворов, места прохода через ограждающие конструкции различных вводов коммуникаций, места установки других закладных деталей, стыки сборных железобетонных элементов и другие. Все выявленные неплотности устраняются, после чего проводится повторная оценка убежища на герметичность. Без доведения до требуемой герметичности убежище в эксплуатацию не принимается.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

4.3.11. Кроме оценки на герметичность должно быть проведено испытание сооружения и систем воздухоснабжения на способность поддержания установленных величин избыточного давления (подпора) воздуха.

Для оценки подпора в режиме фильтровентиляции включается система приточной вентиляции в этом режиме и система вытяжной вентиляции, при этом соответствующие герметические клапаны должны быть открыты, а клапаны перетекания - свободны. Величина подпора воздуха в убежище должна составлять не менее 50 Па (5 мм вод. ст.).

Оценка подпора в режиме регенерации внутреннего воздуха осуществляется включением системы поддержания подпора (остальные системы не работают, при этом должны быть закрыты все герметические клапаны на вытяжных системах, застопорены в закрытом положении клапаны избыточного давления в тамбурах входов). Величина подпора должна быть не менее нормативной.

проведение расконсервации инженерно-технического оборудования;

снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и герметических дверей;

оценку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов;

закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах (грузовые люки и проемы, шахты лифтов и т.п.);

закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий);

оценку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней;

оценку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств;

расконсервацию оборудования защищенных ДЭС и артезианских скважин;

заполнение при необходимости емкостей горючих и смазочных материалов;

оценку убежища на герметичность;

открытие санузлов, не используемых в мирное время. Санузлы, используемые в мирное время как подсобные помещения, освобождаются и подключаются к системе канализации и водоснабжения;

оценку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды;

переключение системы освещения помещений на режим убежища (укрытия);

установку и подключение репродукторов (громкоговорителей) и телефонов;

оценку и доукомплектование, в случае необходимости, инструментом, инвентарем, приборами, средствами индивидуальной защиты;

проветривание помещений ЗС ГО, добиваясь в необходимых случаях снижения СО 2 и других вредных газов, выделявшихся в помещениях при использовании их в мирное время, до безопасных концентраций - СО 2 (до 0,5 %) и других газов - согласно санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

6.1.2. На видных местах в сооружениях вывешиваются сигналы оповещения гражданской обороны, правила пользования средствами индивидуальной защиты, указатели помещений дизельных и фильтровентиляционных, мест размещения санитарных узлов, пунктов раздачи воды, санитарных постов, медицинских пунктов, входов и выходов.

6.1.3. Время на проведение указанных выше мероприятий устанавливается руководителем объекта для каждого ЗС ГО в отдельности, однако, оно не должно превышать времени, установленного проектной документацией.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

6.2.2. На всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: «Дверь № 1», «Ставень № 2» и т.д. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения.

6.2.3. Маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых.

Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учетом требований по светомаскировке).

Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения. Размеры указателя по длине - 50 см и ширине - 15 см. На поле белого цвета наносится надпись черного цвета: Убежище или Укрытие и расстояние в метрах до входа в ЗС ГО. (Приложение № ).

6.2.4. Для быстрого нанесения стандартных знаков и указателей заблаговременно в организациях (органах управления жилищным хозяйством), должны быть подготовлены:

расчеты количества знаков и указателей с определением мест их установки;

трафареты знаков и указателей;

расчеты потребности в материалах для нанесения знаков и указателей (краска, кровельное железо, фанера и др.);

назначены ответственные исполнители за обозначение ЗС ГО и маршрутов движения к ним.

6.2.5. На территории организаций работы по обозначению ЗС ГО и маршрутов движения к ним выполняются заблаговременно, в жилой зоне - в ходе приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

6.2.6. На каждое ЗС ГО должно быть не менее двух комплектов ключей. Один комплект хранится у коменданта ЗС ГО, другой в местах, обеспечивающих круглосуточный и быстрый доступ к ним.

В организациях второй комплект ключей должен храниться у ответственных дежурных, начальников смен, на проходных с круглосуточным дежурством и т.п., в жилом секторе - у дежурного диспетчерской службы территориального органа управления жилищным хозяйством и у арендаторов ЗС ГО.

6.3. Порядок заполнения защитных сооружений укрываемыми

6.3.1. Заполнение ЗС ГО осуществляется по сигналам гражданской обороны. В противорадиационных укрытиях и укрытиях при опасной концентрации АХОВ и отравляющих веществ укрываемые должны находиться в средствах индивидуальной защиты.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

6.3.2. Укрываемые прибывают в ЗС ГО со средствами индивидуальной защиты. Личный состав формирований по обслуживанию ЗС ГО должен иметь при себе положенные по табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинское и другое необходимое имущество.

Населению, укрываемому в ЗС ГО по месту жительства, рекомендуется иметь при себе необходимый запас продуктов питания (на 2 суток).

6.3.3. Закрывание защитно-герметических и герметических дверей убежищ и наружных дверей противорадиационных укрытий и укрытий производится по команде руководителя ГО объекта или, не дожидаясь команды, после заполнения сооружений до установленной вместимости по решению командира группы (звена) по обслуживанию сооружения.

При наличии в убежищах тамбур-шлюзов заполнение сооружений может продолжаться способом шлюзования и после их закрытия.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

6.3.4. Шлюзование состоит в том, что пропуск укрываемых в убежище производится при условии, когда наружная и внутренняя защитно-герметические двери тамбур-шлюзов открываются и закрываются поочередно. Открывание и закрывание дверей в тамбур-шлюзах производится контролерами группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО. Между контролерами у наружной и внутренней дверей предусматривается сигнализация.

При шлюзовании закрывается внутренняя дверь тамбур-шлюза, открывается наружная дверь и производится заполнение тамбур-шлюза укрываемыми. После этого контролер у наружной двери закрывает ее и подает сигнал на открытие внутренней двери; контролер у внутренней двери открывает дверь, впускает укрываемых из тамбур-шлюза в убежище, закрывает дверь и подает сигнал на открытие наружной двери. Затем цикл шлюзования повторяется.

6.3.5. Работа двухкамерного шлюза организуется так, чтобы за время пропуска укрываемых из первой камеры в убежище происходило заполнение второй камеры.

6.3.6. Выход и вход в убежище для ведения разведки осуществляется через вход с вентилируемым тамбуром. Выходящие из убежища должны находиться в противогазах и в защитной одежде.

При возвращении разведчиков в убежище (противорадиационное укрытие) с зараженной местности в вентилируемых тамбурах производится частичная дезактивация одежды, обуви и противогазов путем отряхивания, обметания или сухой дегазации с помощью индивидуального противохимического пакета. Верхняя защитная одежда оставляется в тамбуре.

6.4. Размещение укрываемых в защитных сооружениях. Санитарно-технические требования к содержанию помещений

6.4.1 Укрываемые в ЗС ГО размещаются группами по производственному или территориальному признаку (цех, участок, бригада, дом). Места размещения групп обозначаются табличками (указателями). В каждой группе назначается старший. Укрываемые с детьми (до 10 лет) размещаются в отдельных помещениях или в специально отведенных для них местах.

6.4.2. Укрываемые размещаются на нарах. При оборудовании ЗС ГО двухъярусными или трехъярусными нарами устанавливается очередность пользования местами для лежания. В условиях переполнения ЗС ГО укрываемые могут размещаться также в проходах и тамбур-шлюзах.

6.4.3. В ЗС ГО, после их заполнения укрываемыми, подлежат контролю три группы параметров:

параметры газового состава воздуха;

параметры микроклимата;

параметры инженерно-технического оборудования.

Значения этих параметров приведены в таблице 4.

Места замеров в ЗС ГО выбираются с учетом особенностей планировочных решений помещений и таким образом, чтобы исключить влияние на результаты замеров локальных изменений этих параметров.

Места замеров (контроля) и количество точек измерения в зависимости от геометрии и площади ЗС ГО приведены в таблице .

Таблица 4

Перечень параметров, контролируемых в ЗС ГО

Наименование параметров

Значение параметров

Средства измерения

Примечание

I . Параметры газового состава воздуха

кислорода

не менее 14 %

МН-5130, КГС-К, ПГА-КМ, ГХЛ-1

двуокиси углерода

не более 4,0 %

КГС-ОУ, ГС-СОМ, ГХЛ-1

предельно-допустимое значение параметра

окиси углерода

не более 100 мг/м 3

ТП 2221, КГС-ДУ, КГП-ДУ, ГХЛ-1

предельно-допустимое значение параметра

метана

не более 300 мг/м 3

КAM-IV-3, ОА-2309М

пыли

не более 10 мг/м 3

Лаза-1

предельно-допустимое значение параметра

II . Параметры микроклимата

температура воздуха

не более 32 °С

ТМ-4, ТМ-8, СП-8, М-34, МВ-4М

предельно-допустимое значение параметра

относительная влажность воздуха

не менее 30 % не более 90 %

М-19, СКВ, М-34, МВ-4М

предельно-допустимое значение параметра

скорость движения воздуха

не более 4 м/с (не более 8 м/с)

МС-13, АСО-3

III . Параметры инженерно-технического оборудования

избыточное давление

не менее 20 Па

ТНЖ-Н, ТНМП-52, НМП-52

минимально-допустимое значение параметра

сопротивление фильтра

не более 1000 Па

ТНМП-100, НМП-100, ДНМП-100

паспортные данные изделия

Примечания :

2. В ЗС ГО допускается применять средства измерения других типов и марок, удовлетворяющие требованиям гражданской обороны по диапазону, точности и достоверности.

Места измерений газового состава и микроклимата

Тип сооружения и помещения

Количество точек измерения

Место измерения

расстояние от стен и ограждающих конструкций, м

Расстояние (высота) от пола, м

Убежище площадью

не более 500 м 2

1 - 3

1,0 - 1,5

0,3 - 0,8

более 500 м 2

1,5 - 2,0

0,5 - 1,0

Убежища, помещения, расположенные в тоннелях

3 (через 100 м)

1,0 - 2,0

0,3 - 1,0

Убежища, помещения, расположенные в штреках горных выработок

3 (через 100 м)

1,0 - 2,0

0,3 - 1,0

Помещения станций метрополитенов

1,0 - 2,0

0,3 - 1,0

Примечание: Места измерения избыточного давления и сопротивления фильтров определяются проектной документацией и технической документацией на ЗС ГО.

Проведение измерения контролируемого параметра осуществляется согласно инструкции по эксплуатации используемого прибора.

Результаты замеров вносятся в журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в ЗС ГО с указанием даты, места и времени замера, метода или прибора, которым производится замер величин контролируемого параметра и подпись лица, производящего замер.

При отсутствии приборов определение и прогнозирование обитаемости в зависимости от величин параметров воздушной среды в ЗС ГО производится в соответствии с таблицами - , приведенными в приложении № . Данные таблиц правомерны для помещений защитных сооружений при высоте 2,2 м. В сооружениях с большей высотой помещений допустимая длительность пребывания будет увеличиваться.

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г., от 03.04.2017 г.).

6.4.4. В помещениях для укрываемых ежедневно производится двухразовая уборка помещений силами укрываемых по распоряжению старших групп.

Обслуживание оборудования и уборка технических помещений производится личным составом группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО.

Особое внимание обращается на обработку санитарных узлов, контейнеров с бытовым мусором и пищевыми отходами дезинфицирующим раствором и соблюдение укрываемыми правил личной гигиены.

Специальная обработка производится в соответствии с установленными требованиями.

6.4.5. Оповещение укрываемых об обстановке вне ЗС ГО и о поступающих сигналах и командах осуществляется командиром группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения или непосредственно органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (района, города).

VII . Обязанности личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения

Группы и звенья по обслуживанию ЗС ГО создаются для каждой работающей смены из работников организаций и населения, укрываемых в данных ЗС ГО.

Командирами групп (звеньев) назначаются лица руководящего состава организаций, цехов, участков, смен, диспетчерской службы территориального органа управления жилищным хозяйством или арендаторы ЗС ГО, а в жилом секторе - наиболее подготовленные граждане.

Таблица 6

Периодичность измерения параметров газового состава воздуха

Измеряемый параметр

Объем помещения на одного человека, м 3

чистая вентиляция

фильтровентиляция

регенерация

кислорода

окиси углерода

12,0

12,0

12,0

двуокиси углерода

метана (в защитных сооружениях, расположенных в горных выработках)

1,5 - 4,0

2,0 - 3,0

2,0 - 3,0

пыли

1,5 - 4,0

Примечание : При поступлении в помещения дыма анализ газового состава воздуха проводится через каждые 30 минут.

Периодичность измерения параметров микроклимата

Измеряемый параметр

Периодичность замеров при различных режимах воздухоснабжения, час

чистая вентиляция

фильтровентиляция

регенерация

Температура воздуха

Относительная влажность воздуха

Скорость движения воздуха

Примечание : При пожарах в прилегающей к защитным сооружениям местности измерение температуры производится через каждые 30 мин.

В случае достижения предельно допустимых величин параметров микроклимата и газового состава воздуха немедленно докладывает командиру группы (звена). Результаты замеров заносятся в журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (противорадиационном укрытии).

(Измененная редакция. Изм. от 22.12.2015 г.).

7.3.4. Звено по водоснабжению и канализации (слесарь по водопроводу и канализации):

проводит техническое обслуживание и ремонт систем водоснабжения и канализации ЗС ГО;

организует раздачу питьевой воды из емкостей запаса воды, находящихся в сооружении;

следит за порядком в санитарных узлах сооружения, организует сбор бытовых отходов и их последующее удаление.

7.3.5. Звено связи и разведки (радиотелефонист, телефонист, разведчик-химик, разведчик-дозиметрист):

обеспечивает связь с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и службой убежищ и укрытий ГО объекта (города, района);

проводит регламентное обслуживание радио- и проводных средств системы связи и системы местного оповещения;

контролирует зараженность воздуха радиоактивными и отравляющими веществами внутри ЗС ГО;

ведет разведку и оценивает складывающуюся обстановку вне ЗС ГО;

осуществляет дозиметрический контроль и учет доз облучения укрываемых.

7.3.6. Медицинское звено (врач, фельдшер, сандружинница):

доукомплектовывает аптечки коллективные, наборы фельдшерские и врачебные до установленных норм;

осуществляет постоянное наблюдение и оценивает состояние здоровья укрываемых, выявляет и изолирует инфекционных больных;

Б. Схема организации звена по обслуживанию ЗС ГО
(вместимостью 150 чел. и менее)