Как правильно называется гибдд. Служба гаи-гибдд: экскурс в историю

Президент Путин подписал соответствующий указ. Сами гаишники сдержанно выражают свое неудовольствие возвращением старого названия, которое «уменьшает их полномочия и функции».

Идея возвращения ГИБДД старого названия появилась еще в прошлом году. Владимир Путин не раз публично заявлял, что не может понять, «зачем ГАИ переименовали в ГИБДД», последняя аббревиатура, по его мнению, слишком длинная и неудобная. Надо отметить, что доля истины в этом есть: название «гибэдэдэшник» так и не сменило короткого «гаишник». Кстати, сами сотрудники ГИБДД, в том числе и высшее руководство, предпочитали называть себя именно так.

Президент России Владимир Путин подписал указ «О внесении изменений и дополнений в Указ президента от 15 июня 1998 года "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" и в положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденное этим указом». В соответствии с новым указом, подразделение МВД, отвечающее за безопасность дорожного движения, будет сокращенно именоваться «Госавтоинспекцией».

Однако каких-то революционных изменений ждать не стоит: по словам начальника главного управления ГИБДД МВД России генерал-лейтенанта Владимира Федорова, аббревиатура ГАИ не появится ни на автомашинах, ни на постах дорожно-патрульной службы.

«Потому что инспекторы ГАИ еще и в советское время на посту не стояли, там всегда находились сотрудники дорожно-патрульной службы», – отметил Федоров. Руководство ведомства хочет оставить название «ДПС», чтобы в очередной раз не менять дорогостоящие вывески по всей стране.

Высшее руководство ГАИ считает, что новое название «умаляет их статус». Все дело в том, что ГАИ, если судить по названию, занимается только контролем безопасности на дорогах, в то время, как ГИБДД – всем, что связанно с дорогами и автомобилями, именно на это и претендуют гаишники. Генерал Федоров в разговорах с корреспондентом «Газеты.Ru» также неоднократно указывал, что «кроме непосредственно безопасности движения, гаишники контролируют техническое состояние автомашин, занимаются инспекцией автопарков коммерческих и государственных предприятий, участвуют в организации дорожного движения и процессе обучения водителей».

Надо отметить, что в последнее время ГИБДД явно стремилась к увеличению своих функций. Столичные гаишники не раз заявляли, что необходимо консультироваться с ними при проведении дорожного строительства, генерал Федоров заявлял как-то, что считает необходимым развернуть движение по кольцу вокруг Кремля, публично высказывал свое мнение относительно идеи запрета подержанных иномарок и предлагал ввести допустимое для автомобилистов количество алкоголя в крови. Понятно, что ничего с возвращением старого названия не изменится, однако самим гаишникам это объяснить трудно.

В пресс-службе президента корреспонденту «Газеты.Ru» также подчеркнули, что «статус инспекции полностью сохраняется», более того, «указ направлен на повышение уважения к этой профессии в обществе».

Как и планировалось, руководством ГИБДД, личный состав ведомства будет сокращен, а все ее сотрудники будут иметь офицерские звания и соответствующую подготовку.

Как заявил заместитель главы МВД генерал-полковник милиции Александр Чекалин на пресс-конференции, «сокращение штатов позволит высвободить некоторые финансовые средства, что, в свою очередь, даст возможность создать офицерский корпус более высокой квалификации». К работе будут привлечены «образованные и морально устойчивые» сотрудники. Эти качества должны особенно помочь гаишникам привыкнуть к условиям нового КоАП, при которых инспекторы не смогут брать у водителей деньги – за это их будут серьезно наказывать. Текст: Роман Иванов

Каждый год в мире увеличивается количество автомобилей на дорогах. Люди получают водительские права и становятся счастливыми обладателями иномарок. Но, кроме радостных моментов, повсеместная автомобилизация имеет главный минус - повышенную аварийность на дорогах. В России в ДТП ежегодно погибают свыше 10 тысяч человек. Поэтому проблема безопасности в сфере дорожного движения не перестает быть актуальной. Для ее решения в России была создана ГИБДД. Расшифровка аббревиатуры интересует многих людей.

История создания, значение аббревиатуры

Контроль безопасности дорожно-транспортного движения осуществляется государственными и муниципальными органами власти. Но в каждом государстве есть специальные подразделения МВД, деятельность которых направлена на решение задач, проблем и вопросов дорожного движения. В мире они называются по-разному. В РФ это Госавтоинспекция, являющаяся внутриведомственным структурным подразделением МВД. Понятие ГИБДД (расшифровка будет представлена ниже), впервые появились в 1936 году. Вначале была создана которую в народе сокращенно называли ГАИ. В 1998 году она была переименована в ГИБДД (расшифровка - Государственная инспекция безопасности дорожного движения).

Структурные подразделения

Госавтоинспекция входит в состав МВД России. Ее система включает территориальные, специализированные подразделения и учреждения научно-исследовательского типа. Немногие знают, как расшифровать ГИБДД. Под этим понятием подразумевается Главное управление здесь является федеральным органом. Понятие ГИБДД, расшифровка аббревиатуры прописаны в законодательных актах. Указом Президента № 711 закреплено, что Госавтоинспекция проводит федеральный надзор и выполняет разрешительные функции в сферах безопасности дорожного, транспортного движения. Система ГИБДД включает:


Территориальные органы, отделы, подразделения ГИБДД имеют двойное подчинение. Линейно они подчиняются соответствующему ОВД, а по функциональной части - вышестоящим органам Госавтоинспекции. Министром или начальником ОВД назначается руководитель отдельного звена ГИБДД и его заместитель. Вышестоящие инстанции инспекции руководят нижестоящими звеньями. Министр и начальник решают вопросы организации работы всех подчиненных.

Правовая основа ГИБДД и направления ее деятельности

Закон «О полиции», утвержденное президентом «Положение о ГИБДД», КоАП РСФСР, Постановлении Правительства «О безопасности дорожного движения» составляют правовую основу Госавтоинспекции. Сюда входят и другие акты законодательства. Что такое ГИБДД и чем она занимается, знает не каждый. Государственная инспекция имеет элементы, которые характерны для надзора административного характера. Функциями (направлениями деятельности) инспекции являются:

  • проектирование, обустройство автомобильных дорог и контроль их состояния;
  • проведение и проверка их состояния (обеспечение должного качества транспорта);
  • допуск водителей к управлению ТС, применение к ним соответствующих мер за неисполнение правил в сфере дорожного движения;
  • воспитательные работы с другими участниками движения (пассажирами, пешеходами, извозчиками);
  • розыск угнанных автомобилей;
  • сопровождение и другое.

ГИБДДучаствует в разработке законов, правительственных постановлений, приказов в МВД, иных законодательных актов, которые связанны с обеспечением безопасности в сферах дорожного, транспортного движения.

Дорожно-патрульные службы

Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения» дает понятие ГИБДД. Там же определены основные задачи ее ДПС (дорожно-патрульных служб).

  1. Сохранение жизни, имущества каждого участника сферы дорожного движения; защита их прав, а также законных интересов.
  2. Защита интересов на общественном и государственном уровнях.
  3. Обеспечение безопасных условий в сферах дорожного движения и их бесперебойного функционирования.
  4. Предупреждение, пресечение правонарушений административного характера в сферах дорожного движения.

Особая роль в деятельности ДПС ГИБДД отводится контролю соблюдения скоростного режима участниками движения. Осуществляется это с применением специальных технических средств. Сотрудник ГИБДД в обязательном порядке сдает зачет на знание правил использование радаров.

24.09.2013 12763 0

Цели урока: знакомство учащихся с историей образования службы ГАИ-ГИБДД и деятельностью инспектора ГИБДД.

Материалы к уроку:

История ГАИ-ГИБДД

Датой образования Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России, которая в соответствии с Указом Президента России от 15 июля 1998 г. № 711 является правопреемником Госавтоинспекции, считается 3 июля 1936 г., когда Совет Народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил основополагающий документ - Положение о ГАИ Главного управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР. Основными задачами инспекции стали борьба с авариями на дорогах, контроль за подготовкой водителей, разработка технических норм эксплуатации автотранспорта, его качественный и количественный учет.

В довоенный период, в основном, завершилось решение организационных и кадровых вопросов становления новой милицейской службы. Приказами НКВД СССР утверждены правила выдачи водительских документов, учета и технического осмотра автомобильного парка, порядок проведения углубленной проверки деятельности автохозяйств. В 1940 г. были подготовлены и направлены во все города типовые правила уличного движения.

Во время Великой Отечественной войны многие сотрудники ГАИ стали ее участниками, а оставшийся личный состав проводил мобилизацию автомобилей, мотоциклов и тракторов для нужд армии, содействовал авторемонтным заводам и мастерским в восстановлении техники, обеспечивал регулирование дорожного движения и контроль за подготовкой водительских кадров для фронта.

Во время налетов вражеской авиации, находясь на посту, милиционеры-регулировщики следили за соблюдением правил светомаскировки, тушили пожары и спасали людей из-под обломков зданий, выявляли диверсантов, участвовали в борьбе с мародерством и другими проявлениями преступности.

За успешное выполнение служебных обязанностей и проявленные при этом отвагу и мужество многие работники ГАИ и орудовцы получили высокие государственные награды.

В первые послевоенные годы из армии в народное хозяйство прибыло большое количество автомобилей и мотоциклов. Они стали интенсивно использоваться на дорогах, проезжая часть которых не была полностью восстановлена и оборудована техническими средствами регулирования движения.

Работники ГАИ приняли на себя обязанности по организации движения транспорта и пешеходов. Они участвовали в разработке схем и непосредственно в установке светофорных объектов, дорожных знаков и указателей, будок регулировщика, нанесении линий дорожной разметки. На улицах многих краевых и областных центров страны появились первые светофоры.

После восстановления народного хозяйства значительно возросли объемы сельскохозяйственного и промышленного производства, строительства, началось освоение целинных земель. В середине 1950-х годов выпуск отечественных автомобилей превзошел довоенный уровень в 2,5 раза. Остро встали вопросы предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

В этих условиях повышается роль министерств и ведомств, местных органов исполнительной власти в осуществлении мероприятий по борьбе с аварийностью на автомобильном транспорте. С ГАИ МВД СССР снимается часть функций организационно-хозяйственного характера. В ее состав включаются ОРУДы. Вводятся в действие единые в стране правила дорожного движения.

Одновременно активизируется работа общественных формирований. Так, в автопредприятиях создаются комиссии общественного контроля за техническим состоянием подвижного состава, специализированные добровольные народные дружины.

Однако центральное место в системе органов государственного управления, чья деятельность связана с обеспечением безопасности дорожного движения принадлежала МВД, ибо без участия ГАИ решение многих вопросов в данной области было проблематично.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов, когда Волжский автозавод приступил к массовому производству легковых автомобилей, именно ГАИ приняла на себя главную тяжесть борьбы с возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий. В этот период произошли качественные изменения в организации и деятельности службы. В целях специализации по отдельным направлениям работы в ее составе образуются строевые подразделения дорожно-патрульной службы, подразделения по организации дорожного движения, диагностические станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств, межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы, монтажно-эксплуатационные предприятия по внедрению технических средств организации дорожного движения.

Значительно укрепилась техническая база ГАИ. В частности, при надзоре за дорожным движением стали применяться радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили, на месте дорожно-транспортных происшествий использовались стереосъемка и аварийно-спасательное оборудование, организовано серийное производство аппаратуры для программированного приема экзаменов по правилам дорожного движения.

В начале 1990-х годов с переходом в экономике к рыночным отношениям произошло резкое увеличение количества автотранспортных средств и интенсивности их использования, обострилась криминальная обстановка в сфере дорожного движения.

Эти обстоятельства продиктовали необходимость усиления контрольно-надзорной деятельности государственной инспекции.

Решение данной задачи осуществлялось путем развертывания сети стационарных постов на автомобильных дорогах, укрупнения подразделений дорожно-патрульной службы, более жесткого применения мер административного воздействия за нарушение правил дорожного движения, создания федеральных компьютерных систем учета информации о похищенных транспортных средствах, введения более защищенных от подделки бланков водительских и регистрационных документов. Во многом благодаря этим мерам удалось добиться последовательного снижения числа дорожно-транспортных происшествий и краж транспортных средств на территории России.

Сегодня перед ГИБДД поставлена задача выхода на новый уровень своего развития, который позволил бы обеспечить еще большую степень защиты участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Инспектор ГИБДД.

Деятельность инспектора ГИБДД связана в основном с регулированием движения транспорта и предупреждением дорожно-транспортных происшествий на улицах и дорогах.

Благодаря работе Госавтоинспекции сохраняется жизнь и здоровье граждан, в особенности детей.

Структура профессиограммы инспектора ГИБДД сложная, она включает ряд профессий.

В первую очередь это профессия инспектора правоохранительного органа, в которой, как указывалось выше, реализуются все шесть сторон, характерных для данного вида деятельности: поисковая (познавательная), коммуникативная, удосто-верительная, организационная, реконструктивная и социальная.

Работник ГИБДД должен хорошо управлять различными транспортными средствами и для этого обладать качествами, входящими в профессиограмму водителя: остротой зрения, устойчивостью к ослеплению, способностью различать цвета, определенной величиной поля зрения, динамическим глазомером, координацией и переключаемостью моторных и сенсорных реакций, переключением внимания в зрительном поле, выбором нужной реакции, устойчивостью внимания при длительной работе, способностью правильно действовать в сложных и аварийных ситуациях.

Он должен не только в совершенстве знать действующие правила движения транспорта по улицам и дорогам нашей страны, но и иметь хорошие навыки водителя, должен уметь провести квалифицированный технический осмотр транспортных средств, а значит, хорошо разбираться в транспортной технике, быстро обнаруживать неисправности, их причины и уловки недобросовестных водителей, пытающихся выдать не вполне исправное средство за исправное.

Инспектор ГИБДД должен быть очень внимательным и решительным человеком. Он обязан не только постоянно контролировать движение транспортных средств, но и уметь предвидеть аварийную ситуацию.

Инспектор ДПС на автотрассе

Находясь при исполнении служебных обязанностей, работник ГИБДД в буквальном смысле слова находится в центре внимания сотен, а иногда тысяч людей: водителей, пассажиров, пешеходов. Поэтому он должен быть подтянут, корректен и вежлив. Его жесты должны быть точны и понятны всем окружающим. Он должен быть ловким, пластичным, обладать повышенным чувством ответственности за свои действия.

Регулирование уличного движения и контроль за ним требует от инспектора напряженной работы всех органов чувств. Особенно высокие требования предъявляются к зрению работников ДПС на линии. Острота зрения должна сохраняться в неблагоприятных условиях: в сумерках, в дождь, в ночное время, при больших скоростях транспортных средств. Он не должен страдать аллергией.

В настоящее время инспектор ДПС располагает значительным арсеналом технических средств: рацией, специальными приборами для определения скорости транспортных средств на расстоянии, мотоциклом, автомобилем, Существуют специальные подразделения ДПС, контролирующие трудные участки трасс с вертолета.

Хорошего инспектора отличает великолепное знание этой разнообразной техники, тщательно отработанные навыки владения ею. Чтобы технические средства не отказали в решающий момент, о них нужно постоянно заботиться и проверять их исправность.

Инспектор на трассе должен уметь распределять свое внимание между многими объектами: потоками транспортных средств, пешеходов, дорожными знаками, состоянием дорожного покрытия и др. Он должен быть бдительным, чтобы суметь предвидеть развитие аварийной ситуации до того, как она переросла в транспортное происшествие.

Чтобы в сложных условиях, располагая несколькими секундами, предотвратить дорожно-транспортное происшествие, он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью, быть смелым и решительным.

Задачи и функции дорожно-патрульной службы

Основными задачами ДПС являются:

Сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

Обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

Функции дорожно-патрульной службы

Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.

Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.

Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.

Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий.

Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.

Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.

Проведение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.

Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.

Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.

Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.

Вопросы для закрепления:

1. Что вызвало необходимость создания службы ГИБДД?

2. Отличаются ли требования регулировщика в Москве от требований, действующих в других городах и населенных пунктах нашей страны?

3. Какие функции выполняет сотрудник ДПС?

4. Зачем нужны инспекторы ДПС сегодня?

В 1917 году Народным Комиссариатом внутренних дел РСФСР издается постановление «О рабоче-крестьянской милиции». Среди основных направлений по охране общественного порядка предусматривалось наблюдение за безопасностью дорожного движения технических средств и пешеходов. В 20-е годы издаются декреты: «О регистрации автомашин», «О номерных знаках», «О шоферских документах» и другие. В 1926 году появляются первые будки регулировщиков уличного движения. Уже в 30-х годах формируются первые отделения по регулированию уличного движения.

Заботу о безопасности дорожного движения наше государство стало проявлять со времен серийного поступления автомобилей в Россию. Так, 1О июня 1920 года Советом Народных Комиссаров был издан Декрет ("Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям, которым предусматривалось создание специального органа, предназначенного контролировать соблюдение правил движения и эксплуатации автотранспорта, автомобильной инспекции.

В 1934 году Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о создании при Центральном Управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс) в целях борьбы с неправильным использованием автотранспорта Государственной автомобильной инспекции. В этот период началось резкое увеличение численности автомобильного парка страны. Следует отметить, что если в дореволюционной России весь автомобильный парк насчитывал всего лишь 12 тысяч автомобилей, то с развитием отечественного автомобилестроения он стал быстро увеличиваться.

В начале 30-х годов с пуском автомобильного завода в Нижнем Новгороде и реконструкцией ЗИЛа и ВАЗа наша страна уже занимала первое место в Европе и второе место в мире по производству грузовых автомобилей.

Учитывая важность и всенарастающую остроту борьбы с автоавариями в 1936 году автомобильная инспекция была передана из ведомства Цудортранса в ведение Главного Управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

День 3 июля 1936 года - дата подписания Постановления Совнаркома, утвердившего "Положение о Государственной автомобильной Инспекции Главного Управления Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР" - по праву считается днем рождения ГАИ. В том же году исполняющим обязанности начальника отдела Госавтоинспекции ГУРКМ НКВД СССР был назначен В.Я. Рубинштейн В правилах дорожного движения (ПДД) 1936 года говорилось: «Всё уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка - извозчику, извозчик - автомашине, а автомашина общего назначения - всем машинам специального назначения и автобусу»

Увеличивалось техническая вооруженность структур ГАИ. Например, в Ленинграде к маю 1938г. Ее подразделения насчитывали свыше 150 машин и мотоциклов. Всего же в ГАИ УРКМ Ленинградской области в это время проходили службу почти 230 чел. Только надзор за движением в инспекции города осуществляли 63 чел. В октябре 1938г. Медицинские лаборатории ГАИ УРКМ были ликвидированы. Теперь процедура медицинского осмотра шоферов и лиц, проходивших испытания в квалифицированных комиссиях ГАИ УРКМ, происходила в медицинских учреждениях органов НКЗдрава.

В разное время НКВД состояло из «Главных управлений», сокращенно «ГУ»:

Работой ГУГБ руководил сам нарком внутренних дел СССР Ягода. В состав ГУГБ НКВД вошли основные оперативные подразделения бывшего ОГПУ СССР:

  • § особый отдел(контрразведка)
  • § секретно-политический отдел(борьба с политическими противниками)
  • § экономический отдел (борьба с диверсиями и вредительством)
  • § Иностранный отдел(разведка за границей)
  • § оперативный отдел (охрана руководителей партии и правительства, обыски, аресты, наружное наблюдение)
  • § специальный отдел (шифровальнаяработа, обеспечение секретности в ведомствах)
  • § транспортный отдел (борьба с вредительством, диверсиями на транспорте)
  • § учетно-статистический отдел (оперативный учёт, статистика, архив)

Звания милиции

Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР СССР от26 апреля1936года«О специальных званиях и знаках различия личного состава Рабоче-Крестьянской Милиции НКВД Союза ССР»для Рабоче-Крестьянской Милиции НКВД были установлены специальные звания:

Начальствующий состав:

  • § главный директор милиции;
  • § директор милиции;
  • § инспектор милиции;
  • § старший майор милиции;
  • § майор милиции;
  • § капитан милиции;
  • § старший лейтенант милиции;
  • § лейтенант милиции;
  • § младший лейтенант милиции;
  • § сержант милиции;
  • § помкомвзвода, старшина;
  • § отделенный командир;
  • § старший милиционер;
  • § милиционер.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от9 февраля1943года для личного состава милиции установлены новые специальные звания:

  • § комиссар милиции 1 ранга;
  • § комиссар милиции 2 ранга;
  • § комиссар милиции 3 ранга;
  • § полковник милиции;
  • § подполковник милиции;
  • § майор милиции;
  • § капитан милиции;
  • § старший лейтенант милиции;
  • § лейтенант милиции;
  • § младший лейтенант милиции.
  • § старшина милиции;
  • § старший сержант милиции;
  • § сержант милиции;
  • § младший сержант милиции;
  • § ефрейтор милиции;
  • § милиционер.