Iv. полномочия участников тушения пожара

2.1. Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными по возвращению сил и средств на место постоянного расположения.

Действия подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, включают в себя следующие этапы:

прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);

выезд и следование к месту пожара (вызова);

разведку места пожара;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;

развертывание сил и средств;

ликвидацию горения;

специальные работы;

сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

2.2. Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, развертывание сил и средств, ликвидация горения и специальные работы, по решению руководителя тушения пожара и при достаточности сил и средств на месте пожара, выполняются одновременно.

2.3. Ведение действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в организациях (объектах), имеющих документы предварительного планирования действий подразделений по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров: планы тушения пожаров, прогнозирующие обстановку и устанавливающие основные вопросы организации тушения развившегося пожара, и карточки тушения пожаров, содержащие основные данные об организации и путях эвакуации и позволяющие руководителю тушения пожара быстро и правильно организовать действия подразделений по спасанию людей, тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, осуществляются с учетом особенностей, определяемых этими документами.

Планы и карточки тушения пожаров разрабатываются в целях повышения готовности подразделений к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, в организациях (объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации и предназначаются для:

обеспечения руководителя тушения пожара информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации (объекте) при пожаре, планирования действий подразделений по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;

повышения уровня теоретической и практической подготовки личного состава подразделений и их органов управления к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.

Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове)

2.4. Прием и обработка сообщения о пожаре (вызове) осуществляется диспетчером (радиотелефонистом) подразделения (далее - диспетчер) и включает в себя:

прием от заявителя информации о пожаре (вызове) и ее регистрация;

оценку полученной информации;

принятие решения о направлении к месту пожара (вызова) сил и средств, предусмотренных расписанием выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, муниципального образования (далее - расписание выезда), планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в субъекте Российской Федерации.

При поступлении сообщения о пожаре (вызове) на пульт диспетчера данная информация о пожаре (вызове) немедленно передается на пульт диспетчера подразделения, в районе выезда которого находится место пожара (вызова).

При получении информации о пожаре (вызове) диспетчером, в районе выезда которого находится место пожара (вызова), осуществляются следующие действия:

подача сигнала "ТРЕВОГА";

подготовка и вручение (передача) должностному лицу, возглавляющему дежурный караул или дежурную смену подразделения (далее - начальник караула), путевки для выезда на пожар (вызов), рекомендуемый образец которой указан в приложении N 1, а также плана (карточки) тушения пожара (при их наличии);

обеспечение должностных лиц гарнизона пожарной охраны, определенных в соответствии с приложением к расписанию выездов, имеющейся оперативной информацией о пожаре и об объекте пожара.

2.5. При приеме информации от заявителя о пожаре диспетчер уточняет:

адрес пожара (место пожара);

наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;

особенности организации (объекта), на котором возник пожар;

фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе - номер телефона заявителя);

сведения о пожаре, которые могут повлиять на успешное выполнение основной задачи.

2.6. Подача сигнала "ТРЕВОГА" осуществляется сразу после приема информации о пожаре (вызове).

2.7. Обработка вызова завершается за возможно короткое время и не задерживает выезд и следование дежурного караула или дежурной смены к месту пожара (вызова).

2.8. При наличии дополнительной информации и технической возможности данная информация о пожаре (вызове) оперативно передается диспетчером начальнику караула и другим должностным лицам гарнизона пожарной охраны, определенным в соответствии с приложением к расписанию выездов, по имеющимся каналам связи во время их следования к месту пожара (вызова).

Выезд и следование к месту пожара (вызова)

2.9. Выезд и следование к месту пожара (вызова) включает в себя сбор личного состава дежурного караула или дежурной смены подразделения (далее - караул) по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту пожара (вызова).

2.10. Выезд и следование к месту пожара (вызова) осуществляются в возможно короткое время, что достигается:

сбором и выездом личного состава караула в течение времени, не превышающего нормативное;

движением пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности движения;

знанием особенностей района выезда.

2.11. Следование к месту пожара (вызова) приостанавливается только по распоряжению диспетчера.

2.12. В случае вынужденной остановки в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту пожара (вызова). Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту пожара (вызова) первичного тактического подразделения караула, способного самостоятельно решать отдельные задачи по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее - отделение), и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру, при этом принимаются меры по доставке личного состава, пожарного инструмента и оборудования к месту пожара (вызова).

2.13. При обнаружении в пути следования к месту пожара (вызова) другого пожара, начальник караула или должностное лицо подразделения, следующее к месту пожара (вызова) в качестве руководителя тушения пожара:

сообщает об обнаруженном пожаре диспетчеру;

поступает в зависимости от оперативной обстановки либо по указанию старшего должностного лица гарнизона пожарной охраны;

выделяет, в случае угрозы жизни людей на вновь обнаруженном пожаре, силы и средства на их спасание и тушение пожара.

Разведка места пожара

2.14. Разведка места пожара (далее - разведка) проводится в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара. Разведка ведется непрерывно с момента сообщения о пожаре и до завершения его ликвидации.

2.15. При проведении разведки устанавливаются:

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты) людей, а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

наличие и возможность вторичных проявлений ОФП, в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

место и параметры пожара, а также возможные пути распространения огня;

наличие и возможность использования систем и средств противопожарной защиты организации (объекта);

местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

наличие электроустановок под напряжением, способы и целесообразность их отключения;

состояние и поведение строительных конструкций здания (сооружения), места их вскрытия и разборки;

достаточность сил и средств подразделений, привлекаемых к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;

возможные пути ввода сил и средств подразделений для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара, и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

При проведении разведки используется документация и сведения, представляемые должностными лицами организации (объекта), знающими его планировку, особенности технологических процессов производства, а также планы и карточки тушения пожаров.

2.16. Разведку проводят руководитель тушения пожара, а также должностные лица, возглавляющие и осуществляющие действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, на порученном им участке работы (далее - обязанности).

2.17. При организации разведки руководитель тушения пожара:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, пожарный инструмент, оборудование и снаряжение, необходимые для разведки;

принимает меры по обеспечению безопасного ведения разведки личным составом с выставлением поста безопасности газодымозащитной службы (далее - ГДЗС);

устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

2.18. Личный состав подразделений, ведущий разведку, обязан:

иметь при себе необходимые средства спасания, СИЗОД, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

проводить работы по спасанию людей в случае возникновения угрозы для них;

соблюдать требования правил охраны труда и правил работы в СИЗОД;

принимать, в случае обнаружения очага пожара, необходимые меры по его тушению и защите имущества;

докладывать своевременно в установленном руководителем тушения пожара порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

При наличии явных признаков горения разведка проводится с рукавной линией и присоединенным к ней перекрывным стволом, при этом насос автоцистерны заполняется водой для быстрой ее подачи в рабочую линию (при пожаре на этажах зданий создается резерв рукавных линий на горящем этаже для осуществления маневров со стволом).

Аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожара

2.19. Спасание людей на пожаре проводится с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность людей, и мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества на пожаре осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в порядке важности и неотложности выполнения основной задачи.

2.20. Спасание людей организуется в первоочередном порядке и проводится если:

людям угрожают ОФП;

люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;

имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;

предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

2.21. Последовательность и способы спасания людей определяются руководителем тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей.

2.22. Основными способами спасания людей и имущества являются:

перемещение их в безопасное место, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств;

защита их от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, которая осуществляется в процессе перемещения людей в безопасное место либо при невозможности осуществления такого перемещения с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее - АСР), и состояния пострадавших на пожаре посредством:

организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;

вывода или выноса их из опасной зоны личным составом подразделений.

2.23. Подъем на высоту (спуск с высоты) организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава подразделения на высоту, допускается только после оповещения его об этом.

Подъем на высоту (спуск с высоты) осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания.

2.24. При спасании людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей машины;

стационарные и ручные пожарные лестницы;

спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасания);

средства защиты органов дыхания;

аварийно-спасательное оборудование и устройства;

вертолеты.

2.25. Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасности действий по тушению пожаров и проведению АСР.

При выполнении защитных мероприятий отключаются (включаются), заблокируются, а, по решению руководителя тушения пожара, разрушаются оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектовый транспорт и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

2.26. Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб организации (объекта) или населенного пункта самостоятельно или по указанию руководителя тушения пожара.

Электропровода и иные токопроводящие элементы, находящиеся под напряжением до 0,38 кВ включительно, отключаются (обесточиваются) личным составом подразделений по указанию руководителя тушения пожара в случаях, если они:

опасны для людей и участников тушения пожара и проведения АСР;

создают опасность возникновения новых очагов пожара;

препятствуют выполнению основной задачи.

Отключение осуществляется личным составом подразделений, допущенным к обесточиванию находящихся под напряжением установок и имеющим допуск по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок не ниже II группы, с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности, а также с учетом особенностей технологического процесса.

2.27. Вскрытие и разборка строительных конструкций здания (сооружения), транспорта, технологических установок и иного оборудования проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, а также с учетом несущих способностей этих конструкций.

2.28. При спасании людей им, в случае угрозы их жизни и здоровью, оказывается первая помощь.

2.29. Спасание людей и имущества на пожаре при достаточном количестве сил и средств подразделений проводится одновременно с действиями по тушению пожара.

Если сил и средств подразделений недостаточно, то они используются в первую очередь для спасания людей, при этом действия по тушению пожара не ведутся или приостанавливаются.

2.30. Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей, при отсутствии нуждающихся в спасении.

Развертывание сил и средств

2.31. Развертывание сил и средств подразделений (далее - развертывание) включает в себя действия личного состава подразделений по приведению прибывших к месту пожара (вызова) пожарной техники и аварийно-спасательных автомобилей в состояние готовности к выполнению основной задачи при тушении пожаров и проведении АСР и подразделяется на следующие этапы:

подготовку к развертыванию;

предварительное развертывание;

полное развертывание.

Развертывание от первого, прибывшего на место пожара (вызова) основного пожарного автомобиля, с установкой или без установки на водоисточник, осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

2.32. Подготовка к развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту пожара (вызова). При этом выполняются следующие действия:

установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

открепление необходимого пожарного инструмента и оборудования;

присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса.

2.33. Предварительное развертывание на месте пожара (вызова) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий по тушению пожара и проведению АСР или получено указание руководителя тушения пожара.

При предварительном развертывании:

выполняются действия, предусмотренные пунктом 2.32настоящего Порядка;

прокладываются магистральные рукавные линии;

устанавливаются разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другие необходимые пожарные инструменты и оборудование.

2.34. Полное развертывание на месте пожара (вызова) проводят по указанию руководителя тушения пожара, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном развертывании:

выполняются действия, предусмотренные пунктами 2.32-2.33настоящего Порядка;

определяются места расположения сил и средств подразделений, осуществляющих непосредственное ведение действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре (далее - позиция), к которым прокладываются рабочие рукавные линии;

заполняются огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

2.35. При прокладке рукавных линий:

выбираются удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая пути эвакуации людей и имущества;

обеспечиваются их сохранность и защита от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

устанавливаются разветвления вне проезжей части дорог;

создается запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.

2.36. Для обеспечения безопасности участников тушения пожара и проведения АСР, возможности маневра прибывающей пожарной техники и установки резервной пожарной техники проводятся действия по ограничению доступа посторонних лиц к месту пожара, движения транспорта на прилегающей к нему территории, в том числе принудительного его перемещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

2.37. При тушении пожаров по повышенным номерам вызова, в случае, когда техники, стоящей в боевом расчете, для тушения пожара и проведения АСР недостаточно, руководитель тушения пожара принимает решение о привлечении техники опорных пунктов тушения пожаров гарнизонов пожарной охраны.

Ликвидация горения

2.38. Основными способами прекращения горения веществ и материалов (далее - горючее) являются:

охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;

химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.

2.39. Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной основной задачей, применяемым способом прекращения горения.

2.40. Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения основной задачи, обуславливаются особенностями развития пожара и организации его тушения и проведения АСР, тактическими возможностями подразделений, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники.

2.41. Если огнетушащих веществ для успешного выполнения основной задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для тушения пожаров технике, использования способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

2.42. При подаче огнетушащих веществ, в первую очередь, используются имеющиеся стационарные установки и системы тушения пожаров.

При работе с ручными пожарными стволами:

осуществляется первоочередная подача огнетушащих веществ на решающем направлении;

обеспечивается подача огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований правил охраны труда и техники безопасности;

охлаждаются материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушений (деформации) и (или) ограничения развития горения;

не прекращается подача огнетушащих веществ и не оставляется позиция ствольщика без разрешения руководителя тушения пожара (начальника участка (сектора) тушения пожара, начальника своего подразделения или караула);

при использовании комбинированного применения способов прекращения горения учитываются физико-химические свойства огнетушащих веществ и условия их совместного применения.

2.43. Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ используется имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений) и проводятся специальные работы, в том числе по вскрытию и разборке конструкций.

2.44. Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в места нахождения электроустановок под напряжением 0,38 кВ и выше осуществляют после отключения электрооборудования представителем энергослужбы населенного пункта, организации (объекта) и получения соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица, а также устройства заземления пожарных стволов и насоса пожарного автомобиля с проверкой сопротивления.

2.45. После окончания действий сил и средств подразделений по ликвидации пожара начальником караула или дежурной смены подразделения, в районе выезда которого произошел пожар, составляется акт о пожаре, рекомендуемый образец которого указан в приложении N 2.

Специальные работы

2.46. В процессе тушения пожара и проведения АСР осуществляются действия личного состава подразделений, направленные на обеспечение условий успешного выполнения основной задачи с использованием специальных технических средств, способов и приемов (далее - специальные работы).

К специальным работам относятся:

вскрытие и разборка конструкций;

подъем (спуск) на высоту;

организация связи;

освещение места пожара (вызова);

восстановление работоспособности технических средств.

2.47. Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств подразделений, необходимых для тушения этих очагов.

2.48. Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств подразделений, пожарного инструмента и оборудования, подачи огнетушащих веществ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания, перечисленных в пункте 2.24настоящего Порядка.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава подразделений на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

2.49. Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами и средствами подразделений, их взаимодействия на месте пожара (вызова).

Организация связи включает в себя определение руководителем тушения пожара используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании средств связи обеспечивается соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

2.50. Освещение места пожара (вызова) осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места пожара (вызова) используются имеющиеся на вооружении подразделений осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте пожара (вызова) по указанию руководителя тушением пожара и при их наличии дополнительно применяются осветительные средства организаций (объектов).

2.51. Восстановление работоспособности технических средств включает в себя выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования организации (объекта) при необходимости их использования для решения задач. Указанные работы выполняются силами и средствами подразделений, обеспечивающими действия по тушению пожара и проведению АСР (далее - тыл).

Сбор и возвращение к месту постоянного расположения

2.52. Сбор и возвращение к месту постоянного расположения (далее - возвращение) представляют собой действия по возвращению сил и средств подразделений с места пожара к месту постоянного расположения.

2.53. Перед возвращением проводятся следующие мероприятия:

проверка наличия личного состава подразделения, принимавшего участие в тушении пожара и проведении АСР;

сбор и проверка комплектности пожарного инструмента и оборудования;

размещение и крепление пожарного инструмента и оборудования на пожарных автомобилях;

закрытие крышек колодцев пожарных гидрантов, открытых личным составом подразделений во время тушения пожара и проведения АСР.

2.54. О завершении сбора сил и средств подразделения на месте пожара и их готовности к возвращению начальник караула, командир отделения докладывает руководителю тушения пожара, после чего руководитель тушения пожара о готовности к возвращению сообщает диспетчеру. Возвращение осуществляется только после указания руководителя тушения пожара.

2.55. Возвращение проводится с заправленными водой автоцистернами, по кратчайшему маршруту, при поддержании постоянной связи с диспетчером.

размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 31-03-2011 156 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ (2019) Актуально в 2018 году

IV. ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

4.1. Участниками тушения пожара и проведения АСР (далее - участники тушения пожара) являются личный состав подразделений и органов управления гарнизона пожарной охраны, принимающий непосредственное участие в тушении пожара и проведении АСР.

4.2. Участники тушения пожара:

выполняют требования настоящего Порядка, а также действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации, правилам охраны труда;

обеспечивают эффективную, бесперебойную работу закрепленной пожарной и аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, пожарного инструмента и оборудования, аварийно-спасательного оборудования, следят за их сохранностью, принимают меры по выявлению и устранению неисправностей;

следят за изменениями обстановки на месте пожара, подаваемыми командами и сигналами, на основании подаваемых команд и сигналов вносят коррективы в собственные действия, с последующим докладом непосредственному руководителю;

поддерживают связь при тушении пожара и проведении АСР;

соблюдают правила охраны труда;

выполняют действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего Порядка;

препятствуют развитию пожара и обеспечивают его ликвидацию;

эвакуируют с места пожара людей и имущество;

проявляют взаимовыручку и оказывают первую помощь пострадавшим.

4.3. Участники тушения пожара выполняют обязанности по следующим основным специализациям:

оперативный дежурный;

начальник караула;

командир отделения, начальник пожарного расчета (далее - командир отделения);

начальник аварийно-спасательного расчета;

начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

постовой на посту безопасности ГДЗС;

командир звена ГДЗС;

газодымозащитник;

ствольщик (подствольщик);

водитель пожарного или аварийно-спасательного автомобиля (далее - водитель);

пожарный;

спасатель.

4.4. Оперативный дежурный выполняет на пожаре функции РТП.

В случае, когда функции по руководству тушением пожара передаются старшему по должности должностному лицу, оперативный дежурный докладывает ему информацию об обстановке на пожаре и поступает в его распоряжение.

4.5. Начальник караула возглавляет караул.

По прибытии к месту пожара (вызова) начальник караула организует тушение пожара и проведение АСР в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

В случае, когда тушением пожара и проведением АСР руководит лицо старшее по должности, начальник караула докладывает ему о прибытии и поступает в его распоряжение.

Начальник караула руководит личным составом караула при тушении пожара и проведении АСР, в том числе:

обеспечивает взаимодействие отделений караула, а также караула и других подразделений, прибывших к месту пожара (вызова);

ставит задачи личному составу караула;

обеспечивает правильное и точное выполнение личным составом караула команд и сигналов;

контролирует соблюдение личным составом караула правил охраны труда;

контролирует работу личного состава караула на специальной пожарной (аварийно-спасательной) технике, с пожарным инструментом и оборудованием, а также с аварийно-спасательным оборудованием;

поддерживает связь со старшим должностным лицом гарнизона пожарной охраны на пожаре, своевременно докладывает ему об изменениях обстановки.

4.6. Командир отделения возглавляет расчет на пожарном автомобиле или иной мобильной технике.

При прибытии к месту пожара (вызова) в составе караула командир отделения выполняет задачи, поставленные ему начальником этого караула, в том числе:

руководит действиями подчиненного личного состава пожарного расчета;

указывает личному составу пожарного расчета водоисточник, направление и способы прокладки рукавных линий, место установки разветвления, количество и виды стволов, позиции ствольщиков, места установки пожарных лестниц;

обеспечивает правильное и точное выполнение личным составом пожарного расчета указаний должностных лиц на пожаре;

контролирует соблюдение личным составом пожарного расчета правил охраны труда при выполнении поставленных задач;

поддерживает связь с начальником караула;

обеспечивает работу закрепленного пожарного автомобиля;

проверяет наличие личного состава, табельного пожарного инструмента и оборудования, а также аварийно-спасательного оборудования при завершении сбора сил и средств после ликвидации пожара и докладывает начальнику караула или иному старшему должностному лицу о готовности пожарного расчета к возвращению на место постоянного расположения подразделения;

организует по прибытии на место пожара (вызова) самостоятельно в составе пожарного расчета тушение пожара и проведение АСР в соответствии с требованиями настоящего Порядка. В случае, когда руководство тушением пожара возглавляет лицо старшее по должности, командир отделения докладывает ему о прибытии и поступает в его распоряжение.

4.7. Начальник аварийно-спасательного расчета возглавляет тактическое подразделение на аварийно-спасательном автомобиле или иной мобильной технике, оснащенной аварийно-спасательным оборудованием, способное самостоятельно решать отдельные задачи по проведению АСР.

При прибытии к месту пожара (вызова) начальник аварийно-спасательного расчета выполняет задачи, поставленные ему на месте тушения пожара РТП, в том числе:

руководит действиями подчиненного личного состава;

указывает личному составу аварийно-спасательного расчета способы и технические средства спасания людей, животных, материальных ценностей, направление и способы прокладки рукавных линий, электрических кабелей, места установки аварийно-спасательного оборудования, его количество и виды;

обеспечивает правильное и точное выполнение личным составом аварийно-спасательного расчета указаний должностных лиц на пожаре;

контролирует соблюдение личным составом аварийно-спасательного расчета правил охраны труда при выполнении поставленных задач;

поддерживает связь с РТП;

обеспечивает работу закрепленного аварийно-спасательного автомобиля и аварийно-спасательного оборудования;

проверяет наличие личного состава и аварийно-спасательного оборудования при завершении сбора сил и средств после ликвидации пожара и докладывает РТП о готовности аварийно-спасательного расчета к возвращению на место постоянного расположения подразделения;

по прибытии на пожар самостоятельно, в составе аварийно-спасательного расчета, докладывает РТП о прибытии и поступает в его распоряжение.

4.8. Начальник контрольно-пропускного пункта (далее - КПП) ГДЗС возглавляет работу КПП, создаваемого для организации ГДЗС на месте пожара, при работе 3-х и более звеньев ГДЗС.

Начальник КПП ГДЗС на пожаре непосредственно подчиняется НШ, а при организации КПП ГДЗС на УТП (СТП) - начальнику УТП (СТП).

Начальник КПП ГДЗС:

определяет место организации, состав КПП ГДЗС и обеспечивает его работу;

обеспечивает возможность проведения проверок СИЗОД, в том числе посредством организации контрольных постов ГДЗС;

привлекает медицинский персонал для контроля за работой личного состава в СИЗОД;

обеспечивает готовность звеньев ГДЗС к работе в непригодной для дыхания среде и учет их работы;

организовывает работу и осуществляет проверки постов безопасности;

ведет необходимую служебную документацию.

4.9. Постовой на посту безопасности ГДЗС организует работу поста безопасности ГДЗС для контроля за работой звена ГДЗС.

Постовой на посту безопасности ГДЗС непосредственно подчиняется РТП (начальнику УТП (СТП), начальнику КПП).

Постовой на посту безопасности ГДЗС:

обеспечивает порядок допуска звена ГДЗС к выполнению поставленных задач в непригодной для дыхания среде;

постоянно информирует командира звена ГДЗС об обстановке, указаниях РТП, о времени пребывания звена ГДЗС в непригодной для дыхания среде и ожидаемом времени возвращения;

ведет учет времени работы звена ГДЗС;

информирует должностных лиц о сведениях, полученных от звена ГДЗС;

ведет служебную документацию поста безопасности.

4.10. Командир звена ГДЗС возглавляет звено ГДЗС при работе в непригодной для дыхания среде.

Командир звена ГДЗС подчиняется РТП, а при организации УТП (СТП) - начальнику УТП (СТП).

Командир звена ГДЗС:

обеспечивает выполнение звеном ГДЗС поставленной задачи;

оказывает помощь людям в случаях угрозы их жизни и здоровью;

обеспечивает выполнение правил работы в СИЗОД;

поддерживает постоянную связь с постом безопасности, докладывает РТП или начальнику УТП об обстановке и действиях звена ГДЗС;

контролирует оснащение звена ГДЗС средствами связи и освещения, необходимым пожарным инструментом и оборудованием, аварийно-спасательным оборудованием, средствами спасания.

4.11. Газодымозащитник выполняет поставленную задачу в непригодной для дыхания среде в составе звена ГДЗС.

Газодымозащитник подчиняется командиру звена ГДЗС.

Газодымозащитник:

соблюдает правила работы в СИЗОД;

беспрекословно выполняет указания командира звена ГДЗС;

докладывает командиру звена ГДЗС о людях, нуждающихся в помощи, об обнаруженных неисправностях своего СИЗОД, ухудшении самочувствия и иных обстоятельствах, которые могут повлиять на результат выполнения поставленной задачи.

4.12. Ствольщик (подствольщик) выполняет поставленную задачу по подаче огнетушащих веществ на позиции. Ствольщик (подствольщик) непосредственно подчиняется командиру отделения, а по решению начальника УТП - начальнику УТП, с обязательным докладом командиру отделения.

При выполнении поставленной задачи ствольщик (подствольщик) выполняет требования пунктов 2.19 - 2.28; 2.39 - 2.44 настоящего Порядка.

4.13. Связной осуществляет передачу информации между должностными лицами на пожаре. Связной назначается РТП, НШ, начальником УТП (СТП).

передает своевременно достоверную информацию;

докладывает соответствующему должностному лицу об исполнении полученных указаний;

выполняет правила ведения связи;

ведет учет передаваемой (получаемой) информации.

4.14. Водитель осуществляет управление пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем (далее - автомобиль).

Водитель подчиняется начальнику пожарного (аварийно-спасательного) расчета (отделения), а также начальнику караула, если иное не установлено РТП.

Водитель:

устанавливает автомобиль на указанную позицию с учетом требований настоящего Порядка;

обеспечивает возможность вывода автомобиля в безопасное место в случае осложнения обстановки на пожаре;

обеспечивает эффективную и бесперебойную работу узлов и агрегатов автомобиля, постоянно следит за обстановкой на месте пожара;

контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;

выполняет техническое обслуживание закрепленного автомобиля;

работает, по решению начальника пожарного (аварийно-спасательного) расчета (отделения), начальника караула на штатной радиостанции автомобиля.

4.15. Пожарный непосредственно осуществляет работы по тушению пожара и проведению АСР.

Пожарный подчиняется командиру отделения, начальнику караула, начальнику УТП.

При выполнении поставленной задачи пожарный выполняет требования пунктов 2.19 - 2.28; 2.39 - 2.44 настоящего Порядка, если иное не установлено РТП или начальником УТП (СТП).

4.16. Спасатель непосредственно осуществляет аварийно-спасательные работы на пожаре. Спасатель подчиняется начальнику аварийно-спасательного расчета, а по решению начальника УТП (СТП) - начальнику УТП (СТП), с обязательным докладом начальнику аварийно-спасательного расчета.

При выполнении поставленной задачи спасатель выполняет требования пунктов 2.18 - 2.28; 2.46 - 2.48 настоящего Порядка, если иное не установлено РТП или начальником УТП (СТП).

Об утверждении правил применения авиации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при тушении пожаров

В целях совершенствования применения авиации и авиационно-спасательных технологий при тушении пожаров в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:

1. Утвердить Правила применения авиации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при тушении пожаров (далее – Правила) (приложение №1).

2. Заместителям Министра, руководителям структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, организаций и учреждений МЧС России, руководителям территориальных органов МЧС России:

осуществлять применение авиации при тушение пожаров в соответствии с Правилами;

привести документы, регламентирующие организацию применения авиации при тушение пожаров в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствие с указанными Правилами.

З. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Чуприяна А.П..

Министр В.А. Пучков

Приложение №1

к приказу МЧС России

от __________ №_________

П Р А В И Л А

применения авиации в Министерстве Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при тушении пожаров

I . Общие положения

1. Настоящие Правила определяют организацию, порядок планирования и применения авиации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) при тушении пожаров.

Положения Правил согласованы с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 19 марта 1997 г. № 60-Ф3, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1084, Порядка применения авиации и авиационно-спасательных технологий в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Приказом МЧС России от 23 июня 2015 г. № 324 (с изменениями согласно Приказу МЧС России от 31 декабря 2015 г. № 726), документов, регламентирующих летную работу и безопасность полетов.

2. Тушение пожаров с применением авиации МЧС России осуществляется в форме специальных авиационных работ с решением следующих задач:

тушение кромки горения на отдельных участках пожаров;

задержка распространения пожара;

оказание помощи пожарным в тушении очагов сильного горения;

тушение верхового лесного пожара;

предупреждение перехода низового пожара в верховой;

придание огнестойкости смежным с пожаром насаждениям;

помощь наземным силам в повышении надежности создаваемых противопожарных барьеров;

тушение начавшихся (точечных) лесных пожаров в недоступной и горной местности;

тушение техногенных пожаров и пожаров в населенных пунктах, в том числе в зданиях повышенной этажности.

3. Для тушения пожаров применяются воздушные суда МЧС России (далее – ВС МЧС России), которые (или элементы оборудования которых) имеют в наличии сертификат летной годности требованиям, установленным для их эксплуатации в условиях выполнения авиационного пожаротушения.

К тушению пожаров допускаются экипажи ВС МЧС России, прошедшие в установленном порядке специальную подготовку.

Выполнение специальных авиационных работ по тушению пожаров возлагается на дежурные силы авиационно-спасательных центров (далее – АСЦ) и федерального государственного бюджетного учреждения “Авиационно-спасательная Компания МЧС России” (далее – АСК).

В отдельных случаях для авиационного пожаротушения в установленном порядке могут использоваться воздушные суда на договорной основе.

4. К тушению пожаров ВС МЧС России привлекаются по решениям (поручениям):

Министра;

первого заместителя Министра;

заместителя Министра, координирующего работу Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации (далее – ДАСТ);

начальника Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее – начальник НЦУКС);

соответствующих начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (далее – РЦ).

II . Организация применения авиации при тушении пожаров

5. Общее руководство деятельностью АСЦ и АСК МЧС России, связанной с тушением пожаров, возлагается на заместителя Министра, координирующего работу ДАСТ.

Координация деятельности АСЦ и АСК МЧС России, службы (координации и контроля полетов авиации) Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее – С(ККПА) НЦУКС) осуществляется директором Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации (далее – директор ДАСТ).

Организацию деятельности и обеспечение безопасности полетов при тушении пожаров в АСЦ и АСК МЧС России осуществляют ДАСТ и соответствующие начальники РЦ.

Контроль за готовностью дежурных сил АСЦ и АСК МЧС России к тушению пожаров осуществляется С(ККПА) НЦУКС, которая по вопросам применения авиации и авиационно-спасательных технологий (далее АСТ) взаимодействует с ДАСТ.

Управление дежурными силами АСЦ и АСК МЧС России при тушении пожаров осуществляют должностные лица, в подчинении которых они находятся, через следующие структуры:

С(ККПА) НЦУКС;

соответствующие центры управления в кризисных ситуациях РЦ (далее – ЦУКС РЦ);

центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее – ЦУКС ГУ);

Руководство, организация, обеспечение повседневной деятельности авиационных учреждений и АСК МЧС России осуществляется в соответствии с положениями Порядка применения авиации и авиационно-спасательных технологий в МЧС России.

Выполнение тушения пожаров с применением авиации осуществляется в соответствии с требованиями действующих документов, регламентирующих летную работу и безопасность полетов.

К выполнению авиационно-спасательных и специальных авиационных работ допускаются экипажи, прошедшие специальную подготовку по конкретному виду этих работ и не имеющие перерывов по ним.

6. Планирование применения авиации МЧС России при тушении пожаров осуществляются в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 14-18 Порядка применения авиации и авиационно-спасательных технологий в МЧС России.

7. Допуск представителей средств массовой информации, аккредитованных Управлением информации и связи с общественностью МЧС России на борт ВС, выполняющее тушение пожара, с целью освещения спасательных операций в зоне ЧС, осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке организации информирования представителей средств массовой информации, российской и зарубежной общественности о деятельности МЧС России, утвержденной Министром 20 марта 2003 г.

8. ВС МЧС России, выполняющие специальные авиационные работы по тушению пожаров в зоне ответственности РЦ (ГУ) могут передаваться в оперативное подчинение начальников РЦ (ГУ).

При выполнении авиационного пожаротушения в отрыве от аэродрома базирования назначается руководитель авиационной группы, через которого передаются все указания и распоряжения должностных лиц по применению авиации МЧС России в районе работ.

9. Независимо от срочности вылета, на выполнение указанных работ в обязательном порядке предоставляется необходимое время на подготовку экипажа и авиатехники к полету.

Нормы налета и отдыха летного состава устанавливаются в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации (ФАППП ГА), утвержденных приказом МО от 24 сентября 2004 г. № 275, введенных в действие приказом МЧС России от 28 апреля 2005 г. № 359.

В АСЦ и АСК МЧС России разрабатываются методики тушения пожаров по типам воздушных судов, участвующих в выполнении этих задач.

При подготовке экипажей ВС к тушению пожаров отрабатываются следующие вопросы:

схема тушения пожара, условия, порядок и особенности выполнения полета;

порядок взаимодействия членов экипажа и спасателей, а также порядок работы со специальным оборудованием;

порядок управления экипажем;

порядок передачи информации с борта воздушного судна на заинтересованные наземные пункты и сроки представления донесений после посадки;

меры безопасности при выполнении задания.

Непосредственно перед полетом проводится предполетная подготовка экипажа ВС с учетом конкретно складывающейся на это время обстановки. В процессе предполетной подготовки экипаж ВС изучает географическое место пожара, наносит координаты пожара на карту, проводит расчет технологического процесса применения огнегасящего состава.

10. При выполнении авиационного пожаротушения заранее подбираются и согласовываются основные и запасные аэродромы и площадки для временного базирования и посадки воздушных судов. Во время работы вертолетов эти площадки должны быть свободны от наземной техники и грузов. Площадка временного базирования вертолета или группы вертолетов оборудуются средствами связи и (при необходимости) средствами радиотехнического обеспечения полетов. Решение на использование вертолетов принимается только после доклада руководителя авиационной группы (командира ВС) о готовности площадок и исправности их оборудования старшему оперативному дежурному (СОД) центра управления в кризисных ситуациях, в зоне ответственности которого осуществляются авиационно-спасательные или специальные авиационные работы.

III . Порядок выполнения экипажами воздушных

судов полетов на тушение пожаров

11. Решение на применение дежурных сил АСЦ и АСК МЧС России для тушения пожаров принимают СОД центров управления в кризисных ситуациях:

а) Национального ЦУКС – СОД НЦУКС;

б) ЦУКС региональных центров – СОД ЦУКС РЦ;

в) ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам РФ – СОД ЦУКС ГУ.

При этом старшие оперативные дежурные:

1) докладывают о своем решении в вышестоящие инстанции:

СОД НЦУКС – заместителю Министра, координирующему работу ДАСТ,

директору ДАСТ;

начальнику НЦУКС;

СОД ЦУКС РЦ – начальнику РЦ,

СОД НЦУКС;

СОД ЦУКС ГУ – начальнику ГУ,

заместителю начальника РЦ (по авиации),

начальнику авиационного учреждения МЧС России,

СОД ЦУКС РЦ;

2) доводят решение о применении дежурных сил:

СОД НЦУКС – до ЦУКС РЦ и ЦУКС ГУ (ПУ соответствующего АСЦ или АСК МЧС России) через дежурную смену С(ККПА) НЦУКС;

СОД ЦУКС РЦ – до ЦУКС ГУ (ПУ соответствующего авиационного учреждения МЧС России);

Решение оформляется на бланке в установленном порядке, при этом:

а) в НЦУКС – подписывается СОД НЦУКС и передается в адрес РЦ, АСЦ и АСК МЧС России;

б) в ЦУКС РЦ – подписывается СОД ЦУКС РЦ и передается в адрес ГУ, авиационного учреждения МЧС России

В случае угрозы возникновения, либо возникновения ЧС, требующей усиления авиационной группировки сил и средств в зоне ЧС для тушения пожаров, начальник РЦ имеет право принять соответствующее решение с докладом заместителю Министра, координирующему работу ДАСТ.

Решение о применении ВС для тушения пожаров принимается с учетом складывающейся обстановки в случаях, когда использование других средств пожаротушения либо заведомо не эффективно, либо не привело (не приводит) к положительному результату.

12. Вылет дежурных ВС МЧС России осуществляется в установленном порядке и в сроки, установленные организационными документами по несению дежурства. Ответственность за своевременный вылет несут начальники АСЦ и руководитель АСК МЧС России.

13. Выполнение специальных авиационных работ по тушению открытых ландшафтных пожаров производится в следующей последовательности:

самолеты заправляются водой или другим огнегасящим составом;

вылет самолетов производится в расчетное время с обеспечением безопасных интервалов 5 минут при взлете, полете по маршруту и тушении пожара;

экипаж первого самолета производит облет и осмотр места пожара, разрабатывает (летчик-наблюдатель) схему тушения и сообщает ее другим экипажам, согласовывая очередность и место слива огнегасящего состава;

экипажи последовательно выполняют заходы на слив огнегасящего состава;

после выполнения слива экипажи самолетов возвращаются на аэродром / акваторию для заправки водой или огнегасящим составом и, при необходимости, дозаправки топливом;

последующие сливы с самолетов производятся по согласованной схеме тушения пожара.

Мероприятия по обеспечению применения самолетов-амфибий при пожаротушении с использованием акваторий осуществляются в соответствии с положениями Руководств по летной эксплуатации самолетов и Правил использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушного судна, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 882.

Существует два тактических варианта тушения ландшафтных пожаров с помощью самолетов:

1) подача огнегасящего состава (воды) на кромку пожара с целью непосредственного ее тушения или значительного замедления распространения огня;

2) прокладка заградительной полосы вдоль кромки пожара с целью предотвращения распространения огня. При прокладке заградительной полосы не допускаются «разрывы» между полосами.

Полеты выполняются в соответствии с положениями Руководств по летной эксплуатации самолетов и дополнений к ним.

14. Облет обнаруженного лесного пожара производится на безопасных высотах с учетом рельефа местности по правилам визуальных полетов (ПВП) при удалении 600-1000 м от видимой кромки пожара без захода в потоки дыма. Расстояние между самолетами при облете не менее 5-7 км.

15. При подлете к месту пожара экипаж устанавливает радиосвязь с руководителем тушения пожара наземной оперативной группы и уточняет информацию о характере пожара и получает рекомендации по тактике его тушения.

Во время облета пожара экипаж самолета уточняет:

геометрическую конфигурацию пожара и интенсивность его развития;

место расположения лагеря наземной группы во избежание слива на него огнегасящего состава;

схему работы и, исходя из обстановки (направления ветра и дыма, положения солнца, наличия ориентиров и препятствий), определяет курс захода на слив, маневр захода и точку начала слива.

16. Командиры воздушных судов на основании своих наблюдений принимают решение о возможности безопасного захода на слив рекомендуемым курсом: заход выполняется со стороны препятствий и в направлении понижения рельефа местности при условии, что ранее работавший самолет освободил зону слива.

Заход на слив каждым экипажем осуществляется в соответствии с методикой, представленной в Руководстве (Инструкции) экипажам по летной эксплуатации самолета и дополнении к нему.

При неудачных заходах на слив (без слива жидкости) выполняется повторный заход по заранее отработанной схеме.

Исходя из оперативной обстановки на пожаре, наземная группа с использованием радиосвязи производит корректировку курса последующих сливов.

17. При тушении пожара с применением вертолетов:

маршрут следования определяется из условия оперативности выхода вертолёта в район тушения пожара;

при вызове экипажу вертолета сообщается необходимые данные о пожаре (время обнаружения, площадь, интенсивность пожара и т.д.);

экипаж вертолёта-разведчика подбирает пригодный для работы ближайший к пожару водоем и площадку приземления пожарного вертолёта;

экипаж вертолета с водосливным устройством (далее – ВСУ) находится на аэродроме в дежурном режиме и осуществляет взлёт на тушение пожара по данным, полученным с пункта управления руководителя тушения пожара (далее – РТП);

для выбора приемов тушения пожара командир вертолета рассчитывает заправку топливом, допустимую попутную загрузку для доставки пожарно-десантной группы (далее – ПДГ), необходимых грузов, после чего вылетает к месту пожара.

При подлете к месту вызова командир вертолета:

устанавливает двустороннюю устойчивую связь с пунктом управления РТП в районе тушения пожара;

согласовывает свои действия и получает указания по использованию специального противопожарного оборудования вертолета и/или средств спасения;

оценивает фактические условия в районе ЧС и возможность выполнения полета;

во время облета пожара экипаж оценивает характеристики пожара (площадь, интенсивность и направление развития, и др.), уточняет местонахождение людей для принятия мер по недопущению попадания на них огнегасящего состава и определяет тактику тушения в соответствии с указаниями РТП.

Полеты над открытым пламенем ниже 50 м от ВСУ и в задымленных районах пожаров при видимости менее 2000 м ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

На безопасной высоте экипаж вертолета производит осмотр пожара, составляет схему тушения, выполняет высадку ПДГ с грузом с режима висения. После десантирования ПДГ командир вертолёта обязан с воздуха убедиться в правильности подбора площадки для посадки вертолета с выключением двигателя для установки ВСУ из транспортного в рабочее положение. Экипаж выполняет посадку и установку ВСУ в рабочее положение.

После получения сведений о пожаре экипаж наносит его местонахождение на карту, уточняет его абсолютную высоту по картографическому материалу, намечает пригодный для работы ближайший к пожару водоем, выполняет полет к водоему и далее – к месту пожара.

При заборе воды из водоемов и выполнении пожаротушения экипажи действуют в соответствии с положениями Руководств по летной эксплуатации.

18. Выполнение специальных авиационных работ по тушению пожаров в населённых пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры связано с осуществлением целеуказания и наведения ВС на объекты тушения, что обусловлено ограниченными возможностями самостоятельного обнаружения объектов при полете на предельно малых высотах в условиях плотной застройки.

При постановке задачи экипажу ВС по данным (фотоснимкам и/или информации, нанесенной на карту крупного масштаба), полученным при проведении рекогносцировки, осуществляется заблаговременное целеуказание.

При подходе экипажей ВС к объектам пожаротушения осуществляется непосредственное целеуказание, в ходе которого экипажу сообщаются данные о расположении объекта пожаротушения относительно ВС, характерном ориентире или координатах объекта, его состоянии, отличительных признаках, обстановке в районе объекта.

Одновременно с непосредственным целеуказанием авианаводчик при необходимости выполняет наведение на горящий объект, являющееся более сложным процессом, требующим знаний маневренных возможностей самолётов, а также навыков в подаче команд на выполнение экипажами маневров выхода на цель.

19. Непосредственное целеуказание и наведение на объект пожаротушения осуществляется следующими способами:

по характерным ориентирам на курсе;

указанием цели относительно опорного ориентира;

комбинированным способом.

Целеуказание и наведение по характерным ориентирам на курсе предусматривает сообщения данных о положении цели относительно характерных, контрастных, хорошо видимых с воздуха и земли ориентиров, лежащих на маршруте полета или вблизи цели.

Целеуказание относительно опорного ориентира осуществляется сообщением азимута и дальности до цели от заранее намеченного характерного ориентира. При непосредственном целеуказании ВС выводится на опорный ориентир и относительно него авианаводчик сообщает экипажам истинный азимут и удаление до объекта пожаротушения (курс на цель и дальность).

Целеуказание комбинированным способом заключается в последовательном применении авианаводчиком различных способов целеуказания или их элементов по мере подхода ВС к объекту тушения пожара.

Перед принятием решения на сброс огнегасящего состава командир ВС получает информацию о готовности наземных сил к авиационному пожаротушению, ибо движение сброшенной водяной массы может причинить ущерб, больший (из-за воздействия на работающих на объекте спасателей и на конструкцию объекта), чем нанесет сам пожар.

При выполнении пожаротушения в условиях городской застройки и, особенно, высотных зданий, значительный эффект обеспечивается при применении вертолетов, оборудованных различными водопенными стволами. Это дает возможность более экономного расходования тушащего вещества, направлять водяную струю в окно горящего помещения, заливать очаг пожара навесной струей при зависании вертолета рядом с источником открытого огня (что намного безопаснее, чем над ним).

20. О ходе и результатах выполнения ВС МЧС России задач по тушению пожаров дежурные смены ПУ АСЦ и АСК МЧС России представляют доклады (цель полета, тип ВС, бортовой номер, командир ВС, время взлета, посадки, место посадки) в дежурную смену С(ККПА) НЦУКС, ЦУКС РЦ (ЦУКС ГУ), заместителю начальника РЦ по авиации.

Дежурная смена С(ККПА) НЦУКС осуществляет сбор и обработку данных о ходе и результатах выполнения поставленных задач и своевременно представляет доклады (цель полета, тип ВС, бортовой номер, командир ВС, время взлета, посадки, место посадки и при угрозе срыва или фактическом срыве выполнения задачи) директору ДАСТ и СОД НЦУКС.


Подготовить населенные пункты к предстоящему пожароопасному периоду путем проведения опашек, создания противопожарных полос профилактическим выжиганием либо скашиванием сухой травы по периметру населенных пунктов с внешней стороны;

Провести мероприятия по очистке территорий населенных пунктов от горючих отходов, мусора, сухой растительности;

Установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории населенных пунктов, подверженных угрозе перехода лесных пожаров;

Разработать схему тушения возможных пожаров на территориях сельских населенных пунктов первичными средствами пожаротушения;

В каждом муниципальном образовании создать рабочие межведомственные группы для разработки совместно с заинтересованными органами методики тушения ландшафтных пожаров с учетом особенностей местности, климатических условий, наличия сил и средств и т.д.

При проведении пожарно-тактических занятий и учений подразделениями ГПС - осуществлять практическую отработку Планов по защите населенных пунктов от перехода лесных пожаров. В качестве превентивных мероприятий по недопущению перехода ландшафтных и лесных пожаров на населенные пункты при проведении подразделениями ГПС пожарно-тактических учений (занятий) по теме: "Защита населенных пунктов от природных пожаров" планировать проведение профилактических отжигов на наиболее опасных направлениях, привлекать на учения лесопожарные формирования и добровольные пожарные формирования муниципальных образований.

2. При наступлении пожароопасного периода необходимо предусмотреть:

Организацию работы наблюдательных постов в населенных пунктах и оперативных групп для отслеживания лесопожарной обстановки и выявления очагов лесных и ландшафтных пожаров;

Установку систем видеонаблюдения лесных массивов, с выводом на диспетчерские пункты (ЕДДС, ПСЧ, ДДС) для своевременного обнаружения лесных пожаров вблизи населенных пунктов;

Усовершенствование системы оповещения населения в населенных пунктах с возможностью включения оповещения напрямую с диспетчерских пунктов (ЕДДС, ПЧ, ДДС);

Организацию работы межведомственных оперативных мобильных групп, добровольных пожарных дружин и рабочих команд из населения на проведение предупредительных мероприятий по недопущению распространения лесостепных пожаров к населенным пунктам;

Порядок организации ночных дежурств силами добровольцев населенных пунктов;

Порядок установки барьеров, заграждений и иных средств принудительного ограничения въезда в леса;

Порядок проверки, испытания, ремонт систем противопожарного водоснабжения;

Порядок организации занятий с обучающимися в образовательных учреждениях по соблюдению правил пожарной безопасности;

Порядок организации информационно-пропагандистской работы в населенных пунктах с применением мобильного комплекса информирования и оповещения населения;

Порядок организации работы МВД на стационарных и мобильных постах, на дорогах для доведения до въезжающих граждан информации о введении "Особого противопожарного режима" и мерах безопасности.

В целях осуществления контроля проведения подготовительных мероприятий организовать систематическое проведение селекторных совещаний на данную тематику с руководителями соответствующих организаций и ведомств.

Для защиты населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, которые находятся в труднодоступных и отдаленных местностях, в пожароопасном периоде дополнительно предусмотреть выезд специальной пожарной техники ПНС-110 (ПАНРК) и АР-2, которая в период особой пожарной опасности будет вводиться в боевой расчет, что позволит обеспечить ее выход к месту пожара в течение 1 минуты.

Определить порядок применения данной техники, направления реагирования, передачу на пожароопасный период в пожарные подразделения, с учетом их расположения и наибольшей горимости на соответствующей территории. Тем самым будет обеспечено усиление противопожарной защиты населенных пунктов.

На пожароопасный период спланировать временную передислокацию отделений на пожарных автомобилях подразделений Государственной противопожарной службы в населенные пункты, охраняемые добровольцами.

В целях повышения реагирования на складывающуюся обстановку при тушении ландшафтных пожаров в условиях сильного ветра необходимо выполнение следующих мероприятий:

При получении предупреждения об усилении ветра более 15 м/с в течение 1 часа в главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России) необходимо организовать деятельность рабочей группы по контролю за прохождением по территориям неблагоприятных метеоявлений. Рабочую группу должны возглавлять наиболее опытные сотрудники, имеющие допуск к руководству тушением пожара (рабочей группой осуществляется мониторинг обстановки по прохождению по территории области циклонов и атмосферных фронтов, сопровождающихся сильным ветром, отслеживается и анализируется сила ветра, направление движения по территории субъекта Российской Федерации);

В течение 1,5 часов провести оповещение 100% личного состава подчиненных подразделений, ввести в расчет резервную пожарную технику;

При подтверждении предупреждения произвести сбор 100% личного состава, доукомплектовать дежурные караулы прибывшим личным составом, сформировать резервные группы пожаротушения;

В подчиненных подразделениях организовать деятельность рабочих групп, ответственных из числа руководящего состава подразделений (рабочим группам ГУ МЧС России и подчиненных подразделений осуществляется непрерывный обмен информацией об обстановке на охраняемой территории; рабочей группой ГУ МЧС России осуществляется общее руководство и координация действий, определяется достаточность сил и средств муниципальных образований, контролируется своевременность реагирования подчиненных подразделений на складывающуюся обстановку);

Привести в готовность опорные пункты по тушению крупных пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

Провести усиление диспетчерской службы подчиненных подразделений;

Организовать выставление в заранее определенных местах мобильных постов подразделений ФПС в составе одного отделения на основной пожарной технике и численностью личного состава не менее 4 человек (старшие мобильных постов назначаются из числа среднего и старшего начальствующего состава подчиненных подразделений, имеющих допуск к руководству тушением пожаров);

В проводимых мероприятиях задействовать подразделения всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательные формирования, входящие в состав гарнизонов пожарной охраны;

Организовать патрулирование территорий охраняемых объектов силами подразделений частной и ведомственной пожарной охраны;

Организовать патрулирование территории населенных пунктов с привлечением добровольцев и волонтеров (организуется взаимодействие с подразделениями органов внутренних дел и другими представителями ФОИВ на охраняемой территории, осуществляется их привлечение к проводимым мероприятиям);

Провести оповещение населения с использованием всех возможных способов;

Во взаимодействии с органами местного самоуправления провести уточнение наличия на охраняемой территории и готовности к применению инженерной и приспособленной техники (на уровне муниципальных образований), порядок привлечения данной техники должен определяться приложениями к Расписаниям выездов подразделений пожарной охраны, сведения о наличии и готовности к применению инженерной техники, техники, предназначенной для подвоза воды, и техники, приспособленной для целей пожаротушения на территории муниципальных образований, должны ежесуточно уточняться диспетчером ЕДДС.

Затраты на тушение лесных массивов, которые ежегодно несет государство, поистине колоссальны. Именно поэтому достаточно много ресурсов направляется на программы по предотвращению и организации тушения природных пожаров. Различные виды пожаров требуют соответствующих средств и способов тушения. Но основная идея заключается в том, чтобы лишить огонь его топлива. Здесь приведены основные способы тушения лесных и торфяных пожаров:

  • Использование бульдозеров и наземной техники. Пожарные окапывают кольцо вокруг пожара, таким образом, лишая огонь топлива, а, следовательно, и возможности распространяться.
  • Использование естественных границ, таких как: дороги, реки или поля. Задача пожарных контролировать процесс горения между барьером и огнем. Имеется в виду, что пока огонь дойдет до этого предела, там уже все будет сожжено.
  • Использование воздушной техники. Самолеты сбрасывают тонны воды, химические или огнезащитные вещества на горящий лес. Тушение пожаров таким способом позволяет избежать даже потенциального вреда для людей, участвующих в операции.
  • Использование новейших технологий, спутников, карт и цифрового оборудования для мониторинга пожаров. С помощью технических средств удается получать самые точные прогнозы направления ветра и другие данные, позволяющие создавать эффективные карты, которые помогают пожарным в тушение природных пожаров.
  • Обученные пожарные играют ключевую роль в организации тушения лесных пожаров. Профессиональные пожарные экипированы специализированным инвентарем, позволяющим вести действенную борьбу с пожаром в лесу. Это кислородные маски, форма из несгораемой ткани, спец оборудование, в частности, огнестойкие палатки, которые защищают от огня в самом эпицентре пожара.

Огонь в лесу легко может перерасти в неконтролируемый пожар, уничтожающий большие участки ландшафта. В России достаточно много населенных пунктов расположены вблизи лесополосы, что увеличивает вероятность распространения огня на жилые постройки. Ежегодно в стране сотни людей остаются без крова и средств к существованию по причине низкого уровня организации пожаротушения в лесных массивах. Известно, что большинство пожаров в лесах начинается случайно. Это может быть молния, ударившая в сухое дерево, или человеческая небрежность. Случаются и умышленные поджоги.

Лес представляет собой тонко организованную экосистему, в которую входят животные, насекомые, птицы, растения, бактерии и деревья. После того, как огонь все уничтожит, эта система будет полностью разрушена, а почва и воздух загрязнены. Цель противостояния пожарам заключается в предотвращении ущерба для людей, их имущества и природных ресурсов. Кроме того, оперативное тушение пожаров вносит существенный вклад в защиту окружающей среды. При первых признаках лесного пожара следует немедленно оповестить спасательные службы, а так же информировать органы лесного хозяйства.

Этапы тушения природных пожаров

Для тушения пожаров в лесных массивах необходимо тщательно обследовать участок. Основные направления деятельности определяются в соответствии со следующими тактическими приоритетами:

  • защита людей;
  • защита животных;
  • защита конструкций (зданий, улиц, инженерных коммуникаций);
  • защита, находящейся под угрозой исчезновения или быстрого сжигания растительности.

Исследование типа огня (горят кроны деревьев, горит лесной настил или огонь исходит из-под земли), получение географических и топографических сведений (основное направление пламени, особенностей рельефа местности, направления ветра и любых ожидаемых изменений) также играют важную роль. Выводы можно сделать о пожаре, наблюдая за столбом дыма (уже при движении к месту). Цвет и форма столба дыма содержит информацию о поведении огня. В соответствии с полученными сведениями определяются оперативно-тактические действия.

Основные способы тушения лесных и торфяных пожаров

Чаще всего, применяется тактика прямого наступления на фронт огня с помощью пожарных бригад, пожарных машин, наземной и воздушной техники. Этот метод может быть применен лишь при невысоком пламени. Опасность для людей повышается, если скорость и высота огня были оценены неверно. Увеличение скорости ветра может привести к тому, что пожарная команда окажется в огненном плену.

Своей спецификой отличается тушение торфяных пожаров. Так как очаг огня находится под землей, то распознать данный вид пожара сможет не каждый. Отличие от лесных пожаров заключает в более низкой температуре, медленном распространении, беспламенном тлении, что в значительной степени усложняет задачу пожарным, так как появиться на поверхности такой пожар может в любом месте.

Особенности тушения горящего торфа заключаются в том, что пожарному нужно быть крайне осторожным, чтобы не провалиться под землю, так как в местах горения образуются выжженные пустоты. При обнаружении участка земли с горящим торфом, необходимо перекопать все поле и залить его как можно большим количеством воды. Хотя и это не даст гарантию того, что пожар погас окончательно. ЦЭПЧС уже более 10 лет борется с последствиями природных пожаров, занимается их тушением и предупреждением. Обладая богатым опытом в этой сфере, мы предлагаем услуги в пожаротушении лесных массивов и торфяников. Так же оказываем помощь в разработке плана тушения природных пожаров. Наличие современного оборудования и квалифицированных пожарных делает наш центр незаменимым помощников в борьбе с огнем в лесах.