Включает ли охрана труда вопросы промышленной безопасности. О своде правил "решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ"

В журнале «Охрана труда в вопросах и ответах» № 9/2013 (с. 19) был опубликован ответ эксперта на вопрос о распределении обязанностей в области промышленной безопасности между сотрудниками отдела охраны труда и промышленной безопасности (в т. ч. и о названии самого отдела) на предприятии после вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н. На этот ответ пришло много комментариев и замечаний, которые показывают, что данная ситуация требует более подробного освещения.

Выдержки из коллективного письма от наших читателей – специалистов по охране труда из г. Пензы мы опубликовали в предыдущей "Теме дня" . Здесь же мы предлагаем вашему вниманию мнение эксперта журнала "Охрана труда в вопросах и ответах", кандидата технических наук, зав. кафедры охраны труда и безопасности технологических процессов ВГАУ им. Петра I М.А. Елагиной.

Читайте также:

  • О промышленной безопасности опасных производственных объектов ФЗ №116

Сегодня на практике в штатных расписаниях многих российских предприятий существуют не указанные в квалификационном справочнике должности, например, «менеджер по охране труда», «руководитель отдела по охране труда, промышленной безопасности и экологии», «инженер по промышленной безопасности», «инженер по охране труда и пожарной безопасности» и т. п. При этом на работников возлагаются самые разнообразные должностные обязанности. Это не вызывает вопросов и замечаний ни у надзорных органов, ни у пенсионного фонда.

Исключение составляют случаи, когда название должности работника, выполняющего определенные функции, закреплено федеральными законами или подзаконными нормативными актами. Сложившаяся ситуация с наименованием должностей (и должностными обязанностями) работников с области охраны труда в целом и в области промышленной безопасности, в частности, является вопросом трудовых отношений.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ): «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ».

Исходя из этого, рассмотрим, что говорится об охране труда и о промышленной безопасности в ТК РФ. Понятия «промышленная безопасность опасных производственных объектов» и «промышленная безопасность» в ТК РФ не рассматривается. Однако в кодексе есть специальный раздел – раздел X «Охрана труда», в ст. 209 которого приводятся основные понятия.

Таким образом, факт, что охрана труда – система всех мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является утверждением ТК РФ. Реализацию этих мероприятий в той или иной мере осуществляют все подразделения организации. На этом принципе основана система управления охраной труда в организации.

Если мы обратимся к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ), то не увидим никаких противоречий с ТК РФ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО) и направлен на предупреждение аварий на ОПО обеспечение готовности эксплуатирующих ОПО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также – организации, эксплуатирующие ОПО) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Там же, в ст. 1 Закона № 116-ФЗ, дается определение промышленной безопасности.

Таким образом,

  • во-первых, правильное понятие «промышленная безопасность ОПО», иные наименования – просто сокращения;
  • во-вторых, промышленная безопасность обеспечивает защищенность личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий.

То есть определены четкие границы ответственности в определенной зоне ответственности – аварии и их последствия.

Важно: «охрана труда» в совокупности системы всех мероприятий направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а «промышленная безопасность ОПО» – на защиту жизненно важных интересов личности и общества (т. е. всех граждан в отдельности, включая работников и общества в целом) от аварий на ОПО и их последствий.

Обратимся к ТК РФ: устанавливает ли он требования по обеспечению защищенности работника от аварий и их последствий, что и кого ТК РФ обязывает делать по этому поводу и в каком его разделе приводятся эти требования?

В разделе X «Охрана труда» (ст. 212) говорится следующее. Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций и пр.

Все вопросы обеспечения промышленной безопасности производственных объектов входят в состав обязанностей работодателя в области охраны труда.

Более того, согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно ст. 215 ТК РФ машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

Закон № 116-ФЗ устанавливает государственные нормативные требования охраны труда к работодателям в части обеспечения безопасной эксплуатации ОПО. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда”» привел требования ЕКС в соответствие с требованиями ТК РФ, и взамен исключенных должностей «Начальник отдела охраны труда» и «Инженер по охране труда» ввел должности «Руководитель службы охраны труда» и «Специалист по охране труда».

Квалификационная характеристика каждой должности в ЕКС имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

Должностные обязанности специалиста по охране труда предусматривают в части обеспечения безопасной эксплуатации ОПО следующее:

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к специалисту по охране труда в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые он должен применять при выполнении должностных обязанностей.

Это в части обеспечения безопасной эксплуатации ОПО:

В связи с тем что объем необходимых знаний специалиста по охране труда очень значителен и должностные обязанности многоплановы, предъявляются серьезные требования к уровню его профессиональной подготовки, которые изложены в разделе «Требования к квалификации» ЕКС.

Необходимо отметить, что требуемое для специалиста по охране труда высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность»* предусматривает изучение таких дисциплин, как «Трудовое право», «Промышленная безопасность» , «Пожарная безопасность», «Промышленная экология», «Производственная санитария и гигиена труда», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Управление безопасностью труда», «Экономика безопасности труда» и целый ряд других (в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов).

Все это еще раз подтверждает, что понятие «охрана труда» – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Вывод I: обеспечение «промышленной безопасности ОПО» является составной и неотъемлемой частью обеспечения «охраны труда» работников как неотъемлемой части общества.

Теперь следует разобраться, работники каких должностей и структур должны заниматься в организации решениями вопросов охраны труда (в т. ч. промышленной безопасности ОПО)? Статья 217 ТК РФ обязывает работодателя создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда в зависимости от численности организации и специфики деятельности. В действующей нормативной документации нет информации о создании службы, отвечающей за обеспечение промышленной безопасности производственных объектов.

Смотрите вебинар на тему "Управление охраной труда на предприятии":

Вывод II: обеспечивать соблюдение требований охраны труда (в т. ч. промышленной безопасности ОПО), а также осуществлять контроль за их выполнением должны службы охраны труда или специалисты по охране труда.

Вывод III: специалист по охране труда должен профессионально владеть всеми вопросами обеспечения безопасности работников в процессе трудовой деятельности

Распределять обязанности в области охраны труда (по вопросам промышленной безопасности, пожарной безопасности и пр.) между специалистами по ОТ следует исходя из специфики деятельности организации, а также с учетом квалификации и стажа работы специалистов.

То есть на разных специалистов по охране труда можно возложить разные должностные обязанности.

Пример

Руководитель организации или руководитель службы охраны труда может возложить на одного из специалистов по охране труда обязанности по обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности ОПО и осуществление контроля за их выполнением (в части, касающейся соблюдения государственных нормативных требований охраны труда).

В соответствии с требованиями Закона № 116-ФЗ и согласно п. 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 (далее – Правила), в организациях, эксплуатирующих ОПО, должна функционировать служба производственного контроля (или должен быть назначен работник, ответственный за осуществление производственного контроля). Согласно п. 9. Правил работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен иметь:

  • высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта;
  • стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на ОПО отрасли;
  • удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.

То есть налицо разные квалификационные требования к специалисту по охране труда , занимающемуся вопросами обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности ОПО и осуществлением контроля за их выполнением (в рамках требований ТК РФ), и к работнику, ответственному за осуществление производственного контроля .

В первом случае работа имеет организационно-практическую направленность, во втором – инженерно-техническую.

Пример

Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан участвовать в техническом расследовании причин аварий, инцидентов и несчастных случаев; проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на ОПО, участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования (п. 11 Правил).

Функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, решением руководителя организации рекомендуется возлагать:

  • на одного из заместителей руководителя эксплуатирующей организации, если численность занятых на ОПО работников составляет менее 150 человек;
  • на специально назначенного работника, если численность занятых на ОПО работников составляет от 150 до 500 человек;
  • на руководителя службы производственного контроля, если численность занятых на ОПО работников составляет более 500 человек (п. 8 Правил).

Вывод IV: в организациях, эксплуатирующих ОПО, в зависимости от численности занятых работников в соответствии с требованиями ТК РФ, Закона № 116-ФЗ и Правил должны быть служба охраны труда и служба производственного контроля или специалист по охране труда и должностное лицо, ответственное за осуществление производственного контроля.

Эти две службы, поименованные в соответствии с требованиями ТК РФ и Правил, по решению руководителя могут существовать раздельно или могут быть объединены в один отдел , департамент и пр., названный по усмотрению руководителя. В любом случае эти две службы должны функционировать в тесной взаимосвязи, поскольку производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью (п. 4 Правил) и составной частью системы управления охраной труда.

Насколько эффективной будет эта работа, зависит от грамотного распределения должностных обязанностей работников на основе требований ТК РФ, ЕКС и Правил.

СТЛТ_ТС-Доп-Ф01


Приложение № .

к договору № от Место для ввода даты.г.

Требования

в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии


Общество с ограниченной ответственностью «СИБУР Тольятти» / Акционерное общество «Тольяттисинтез» (ОГРН __________)

,



«…» / укажите статус

,

далее по тексту настоящих Требований именуемое «Общество», и

… «…» / укажите полное наименование и ОГРН (ОГРНИП)

,

выступающее в рамках Договора как

«…» / укажите статус

,

далее по тексту настоящих Требований именуемое «Контрагент», установили следующее:

Введение

Общество уделяет повышенное внимание вопросам охраны труда, промышленной безопасности и экологии (далее – ОТ, ПБ и Э) и требует от своих контрагентов по любым видам гражданско-правовых договоров (поставщиков, покупателей, подрядчиков, заказчиков, исполнителей, арендаторов и т.д.) и привлекаемых ими третьих лиц (субподрядчиков, субарендаторов, субисполнителей и т.д.) следовать данной политике и обеспечивать самые высокие стандарты в области ОТ, ПБ и Э.

Указанные в настоящем Приложении требования распространяются на всех контрагентов Общества, их сотрудников и иных привлеченных контрагентами юридических и физических лиц и их сотрудников в целях исполнения договоров, заключенных между контрагентами и Обществом.

Контрагент обязан осуществлять деятельность, связанную с исполнением заключенных договоров с Обществом, с соблюдением требований действующего на территории Российской Федерации законодательства в области ОТ, ПБ и Э, а также требований политик и внутренних нормативных актов Общества в области ОТ, ПБ и Э (правил, инструкций, положений, стандартов и т.д.).

Контрагент обязан принимать все обоснованные меры предосторожности, направленные на охрану окружающей среды в процессе исполнения своих обязательств по договору, и стремиться к предотвращению или минимизации любого негативного воздействия на окружающую среду.

Контрагент обязан осуществлять деятельность, проведение которой требуют условия договора, при наличии разрешительной документации, предусмотренной законодательством об охране окружающей среды.

В случае выявления Обществом в результате проверки или иным образом, фактов несоблюдения Контрагентом требований ОТ, ПБ и Э, Общество и Контрагент согласуют план мероприятий и сроки устранения таких нарушений. Невыполнение Контрагентом плана мероприятий является основанием для отказа Общества от исполнения договора, заключенного с Контрагентом, в одностороннем порядке.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ), Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД): все работники Контрагента, привлекаемые для осуществления деятельности, должны быть обеспечены СИЗ и СИЗОД, необходимыми для безопасного выполнения работ и использовать их во время нахождения на производственной территории Общества.
1 Ключевые правила безопасности

Контрагент непосредственно (постоянно) перед исполнением обязательств по договору обязан ознакомить своих работников и иных привлекаемых лиц с ключевыми правилами безопасности (КПБ), установленными на территории Общества.

Все лица, привлекаемые Контрагентом для выполнения работ, обязаны соблюдать КПБ Общества, которыми ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

сокрытие информации об авариях, пожарах, инцидентах, фактах производственного травматизма, фактах нарушения технологического режима;

проведение работ повышенной опасности без наряда-допуска;

отключение или нарушение целостности блокировок и других устройств обеспечения безопасности на действующем оборудовании без соответствующего письменного разрешения;

нахождение на территории Общества в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;

курение на территории Общества вне специально отведенных для этой цели мест;

использование открытого огня вне специально отведенных для этих целей мест, если это не предусмотрено нарядом-допуском;

выполнение работ без средств индивидуальной защиты, выданных работодателем и необходимых для безопасного выполнения работ;

игры и опасные развлечения с оборудованием, инструментами, приспособлениями.

Несоблюдение работниками Контрагента КПБ Общества является грубым нарушением трудовой дисциплины, данная обязанность работников Контрагента должна быть закреплена в соответствующих внутренних документах контрагента (локальных актах, должностных и рабочих инструкциях, трудовых договорах).

Во всех без исключения случаях за нарушение любого из КПБ Общества работник Контрагента должен быть немедленно отстранен от выполнения работ на территории Общества.

Нарушение КПБ работником Контрагента (привлеченного контрагентом лица) дает Обществу право требовать уплаты штрафа в соответствии с условиями, установленными заключенным с Контрагентом договором и настоящим Приложением.
2 Транспорт Контрагента (привлеченных им лиц)

Все транспортные средства, используемые Контрагентом при исполнении своих обязательств по договору, должны быть оборудованы следующим:

аптечкой первой помощи;

огнетушителем;

передними и задними зимними шинами в течение зимнего периода;

ремнями безопасности.

Контрагент должен обеспечить:

обучение и достаточную квалификацию водителей;

проведение регулярных технических осмотров транспортных средств;

заезд на территорию производственных установок только по письменному разрешению Общества.
3 Обучение персонала

Прежде чем приступить к осуществлению деятельности на территории Общества работники Контрагента должны:

пройти вводный инструктаж, который проводится специалистами ОТ и ПБ Общества;

пройти первичный инструктаж в подразделении (на месте осуществления деятельности).

Все работники Контрагента и работники привлеченных им лиц, в том числе их руководители, должны иметь документы, подтверждающие обучение и аттестацию (проверку знаний) в области охраны труда и промышленной безопасности, охраны окружающей среды и экологической безопасности и соответствующие осуществляемым видам деятельности.

Порядок обучения, инструктирования по охране труда и проверки знаний требований охраны труда должен соответствовать требованиям «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением от 13.01.2003г. №1/29 Минтруда и соцразвития РФ и Минобразования РФ.

Организация и порядок обучения, проведение инструктажей, проверка знаний и допуск рабочих к самостоятельной работе на опасных производственных объектах должны соответствовать требованиям «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-20-07), утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007г. №37.

Порядок обучения, аттестации и допуска специалистов к работе на опасных производственных объектах должен соответствовать требованиям «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД 03-19-07), утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007г. №37.

При заключении договора Контрагент должен подготовить и предъявить представителю Общества копии документов об обучении, проверке знаний (аттестации) в области охраны труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды рабочих и специалистов, привлекаемых к выполнению работ.
4 Соблюдение трудовой дисциплины персоналом Контрагента и привлеченных им лиц

Контрагент обязан:

– перед началом рабочей смены и допуском работников к работе провести оценку состояния работников (освидетельствование водителей транспортных средств) на наличие внешних признаков алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

– не допускать к работе, отстранять от работы по требованию Общества работников Контрагента (а в случае привлечения иных лиц – их работников), появившихся на рабочем месте (объекте осуществления деятельности) в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Контрагент обязан направить Обществу копию приказа об отстранении работников от работы;

– не допускать пронос на территорию Общества веществ, вызывающих алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение, при выявлении таких случаев изымается пропуск, и соответствующий персонал в последствии не допускается к работам на территории Общества.
5 Требования к оборудованию

В целях обеспечения эффективного и безопасного осуществления деятельности, а также исключения простоев в ходе исполнения обязательств по договору, Контрагентом должно применяться оборудование надлежащего качества, отвечающее требованиям соответствующих государственных стандартов, технических условий и других нормативных документов, имеющее паспорта, сертификаты, инструкции, разрешительные документы, предусмотренные действующими нормативными правовыми актами РФ. По требованию Общества Контрагент обязан представить Обществу документы (паспорта, сертификаты соответствия и пр.), подтверждающие соответствие оборудования, применяемого для выполнения работ, установленным требованиям.

Использование Контрагентом оборудования должно осуществляться в соответствии с его целевым назначением, с соблюдением установленных правил эксплуатации и техники безопасности, требований действующего законодательства РФ.

Все оборудование, используемое Контрагентом, должно быть пригодно к использованию и поддерживаться в безопасном, рабочем состоянии.

Эксплуатация оборудования, механизмов, инструмента в неисправном состоянии или при неисправных устройствах безопасности (блокировочные, фиксирующие и сигнальные приспособления и приборы), а также с превышением рабочих параметров выше паспортных запрещается.

При использовании инновационного оборудования (вновь разработанного и обладающего принципиально новыми потребительскими свойствами и/или техническими характеристиками) Контрагент должен убедиться в полноте инструкций по безопасной эксплуатации и своевременно ставить в известность Общество и предприятие-изготовителя об имеющихся недостатках в инструкциях либо о конструктивных недостатках оборудования.

При обнаружении в процессе монтажа, технического освидетельствования или эксплуатации несоответствия оборудования требованиям правил технической эксплуатации и безопасности оно должно быть выведено из эксплуатации.

Дальнейшая эксплуатация оборудования разрешается после устранения выявленных недостатков.

Контрагент обязан соблюдать и выполнять все методики Общества, регулирующие отбор, размещение, эксплуатацию и техобслуживание оборудования, кроме случаев, когда у Контрагента имеются собственные методики, одобренные Обществом.

Ремонтные и любые другие работы на оборудовании, не связанные с использованием данного оборудования по прямому назначению, не должны начинаться, пока не будут выполнены требования стандартов Общества в области ОТ, ПБ и Э.

Размещение оборудования на месте проведения работ заранее согласовывается с представителем Общества.

Работники Контрагента, допускаемые к работе с оборудованием, должны иметь необходимые навыки, квалификацию и пройти соответствующее обучение.

Контрагент несет ответственность за эксплуатацию всего оборудования в соответствии с действующим законодательством РФ и договором.
6 Размеры штрафов к Контрагенту, а равно и к привлекаемым им к исполнению договора третьим лицам, за нарушения требований в области ОТ, ПБ и Э:






Размер штрафа, руб.

1

Обнаружение на территории Общества работников Контрагента в состоянии алкогольного, наркотического, токсического, психотропного или иного опьянения, проноса или хранения на территории Общества веществ, вызывающих алкогольное, наркотическое, токсическое, психотропное или иное опьянение (за исключением случаев выявления указанных фактов непосредственно работниками Контрагента с письменным уведомлением об этом Общества в течение 24 часов с момента выявления)

30 000

2

В случае обнаружения сокрытия Контрагентом от Общества информации об авариях, пожарах, инцидентах, фактов производственного травматизма, нарушения технологического режима, загрязнения окружающей среды произошедших при исполнении договорных обязательств

50 000

3

Проведение Контрагентом работ повышенной опасности без необходимого наряда-допуска

30 000

4

Отключение или нарушение целостности блокировок и других устройств обеспечения безопасности на действующем оборудовании Контрагента или Общества без соответствующего письменного разрешения

30 000

5

Курение работников Контрагента на территории предприятия Общества вне специально отведенных для этой цели мест

30 000

6

Использование работниками Контрагента на территории Общества открытого огня вне специально отведенных для этих целей мест, если это не предусмотрено нарядом-допуском

50 000

7

В случае привлечения Контрагентом к выполнению договорных обязательств третьих лиц без соответствующего согласования кандидатуры с Обществом

50 000

8

В случае обнаружения на территории или на объектах Общества работников Контрагента, осуществляющих работы без соответствующих СИЗ, СИЗОД (за каждый случай в отношении одного СИЗ, СИЗОД)

15 000

9

В случае обнаружения на объектах Общества работников Контрагента, осуществляющих работы без соответствующих квалификации и аттестации

30 000

10

В случае сокрытия Контрагентом от Общества фактов происшествий при исполнении договорных обязательств либо уведомления с опозданием более чем на 24 часа с момента обнаружения происшествия

30 000

11

В случае слома опоры, обрыва ЛЭП, механического повреждения трубопроводов, пропарочных стояков и подземных коммуникаций, происшедших на объектах и (или) территории Общества по вине Контрагента, помимо иных выплат, связанных с прямыми и косвенными потерями Общества от данного происшествия

30 000

12

Невыполнение отдельных конкретных разделов и (или) требований Правил устройства безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, соответствующих характеру выполняемой работы (оказываемой услуги)

30 000

13

Отсутствие ответственного лица (руководителя работ) в месте исполнения договорных обязательств, связанных с повышенной опасностью, выполняемых по наряду – допуску

50 000

14

Невыполнение отдельных конкретных требований действующего на территории Российской Федерации законодательства в области ОТ, ПБ и Э и требований внутренних нормативных локальных актов Общества в области ОТ, ПБ и Э (методических указаний, инструкций, положений, стандартов и т.д.)

30 000

15

Нарушение правил безопасности при ведении газоэлектросварочных работ (включая межотраслевые правила по охране труда при электро- и газосварочных работах ПОТ РМ-020-2001) и Раздела 9 СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве

30 000

16

Выполнение работником производственных операций:

– без прохождения вводного инструктажа, инструктажа на рабочем месте (первичного, повторного, целевого);

– с просроченной периодической проверкой знаний либо не аттестованного;

– при отсутствии удостоверения у работника на рабочем месте


50 000

17

Невыполнение требований Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ – 016-2001 (РД 153-34.0-03.150-00)

30 000

18

Несоблюдение требований безопасности при производстве работ на высоте (не применение необходимых страховочных поясов, лестниц, ограждений и т.д.)

30 000

19

Невыполнение требований Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г., при производстве работ, оказании услуг, выполнении отдельных операций на территории и (или) на объектах Общества

30 000

20

Неустранение в установленные сроки ранее выявленных и (или) зафиксированных нарушений (по каждому нарушению)

30 000

21

Невыполнение за свой счет сбора, утилизации, вывоза, сдачи в установленном порядке твердых бытовых отходов, отработанных автомобильных шин и других отходов производства и потребления, образовавшихся при исполнении договорных обязательств, если это предусмотрено договором

50 000

22

Загрязнение территории Общества нефтепродуктами (ГСМ)

30 000

23

Несанкционированная свалка отходов (за единичный факт зафиксированного нарушения)

30 000

24

Начало выполнения работ, оказания услуг по договору в отсутствие разрешительной документации, предусмотренной законодательством об охране окружающей среды

50 000

25

Несвоевременное принятие и (или) непринятие мер по минимизации и (или) устранению вреда, причиняемого и (или) причиненного в результате исполнения договорных обязательств компонентам природной среды

50 000

26

Нарушение требований транспортной безопасности (не пристегнутый ремень безопасности, отсутствие или неисправность ремней безопасности, превышение скоростного режима, движение без ближнего света, заезд на территорию производственных установок (цехов) без письменного разрешения Общества, а также нарушение правил ПДД водителями транспортных средств или пешеходами)

30 000

27

Нарушение порядка и маршрута движения транспортных средств по территории Общества

30 000

28

Нарушение требований СТП ТКС 47-МУ05-03 «Методические указания. Инструкция по организации безопасного движения пешеходов по территории Предприятия»

5 000

29

Нарушение технологии погрузки металлолома, указанной в технологической карте, в части соблюдения габаритов погрузки

30 000

30

Отсутствие назначенного ответственного лица при погрузке и транспортировке металлолома по территории Общества

15 000

31

Несоблюдение требований Общества по размещению вагонов-бытовок

30 000

За нарушения требований контрольно-пропускного и внутриобъектового режима:




Наименование нарушения за каждый факт совершения которого Контрагент уплачивает Обществу штраф

Размер штрафа, руб.

1

Проход на территорию Общества в неустановленном месте

500

2

Использование чужого пропуска для входа-выхода на территорию или с территории Общества и отдельно стоящие объекты Общества

5000

3

Проведение кино, фотосъемки на территории Общества без письменного разрешения заместителя генерального директора по безопасности, либо лица, его замещающего

5000

4

Внос (вынос), ввоз (вывоз) и использование любой радиоэлектронной аппаратуры (приемники, магнитофоны, плейеры, ноутбуки, нетбуки и т.д.), фото-, кино-, видеоаппаратуры и электронных носителей информации (кассеты, дискеты, лазерные диски, флэшкарты и т.д.), без соответствующего разрешения

1000

5

Наличие при себе либо в ручной клади холодного и (или) огнестрельного оружия

10 000

6

Попытка хищения с территории Общества материальных ценностей, оценочная стоимость которых не превышает 1000 рублей

15 000

7

Попытка хищения с территории Общества материальных ценностей, оценочная стоимость которых превышает 1000 рублей

100 000

8

Проведение митингов и иных общественных мероприятий на территории Общества

10 000

9

Игра в карты и другие азартные игры на территории Общества

2 000

10

Занятие торговлей и другой предпринимательской деятельностью на территории Общества без надлежаще оформленного договора

5 000

11

Распространение информационных материалов, фотографий, репродукции, объявлений, листовок, вырезок из газет и журналов и т.п. в местах, не согласованных с Обществом

1 000

12

Грубое отношение к сотрудникам охранного предприятия, нецензурная брань в их адрес

1 000

13

Утеря, порча электронного пропуска и (или) его невозврат в течение 3-х дней с момента прекращения исполнения договорных обязательств

500

14

Неисполнение иных требований Инструкции по контрольно-пропускному и внутриобъектовому режиму Общества

500

При повторном нарушении установленный размер штрафа увеличивается в 2 (два) раза. В случае неоплаты штрафа по п. 13 выдача новых пропусков Контрагенту будет приостановлено до полного погашения задолженности.
7 Порядок применения штрафов

Факт нарушения, установленного настоящим Приложением, фиксируется односторонним актом (протоколом), составляемым сотрудниками Общества либо сотрудниками охранного предприятия, с которым у Общества заключен договор. Оплата штрафов производится Контрагентом на основании выставленной претензии. Размер штрафа может также быть удержан путем зачета из суммы денежных средств, причитающихся к выплате Контрагенту.

Ключевые проблемы

  • Что такое охрана труда и что такое промышленная безопасность, чем они отличаются?
  • Почему путают охрану труда и промышленную безопасность?
  • Должен ли специалист по охране труда заниматься промышленной безопасностью?
  • Стоит ли объединять работы по охране труда и промышленной безопасности?

Что такое охрана труда и промышленная безопасность

На сайтах поиска работы часто появляются вакансии на должность «инженер по охране труда (ОТ) и промышленной безопасности ПБ)». Создается впечатление, что эти два понятия означают одно и то же, но это разные понятия.

Основная цель ОТ – создание безопасных условий для работы сотрудников, т. е. объектом ОТ является человек: его жизнь и здоровье. ПБ , в первую очередь направлена на снижение риска аварий на опасных производственных объектах (ОПО). Благополучие человека является вторичной целью ПБ.

Отрасли промышленности, в которых задействованы (ОПО), всегда связаны с риском для жизни сотрудников. Например, работа в угольных шахтах, АЭС, ГЭС, нефтегазохимической отрасли, на стационарных грузоподъемных механизмах и т. д. В таких условиях сделать рабочую среду безопасной можно только за счет отлаженной работы службы ОТ.

В то же время систему ОТ внедряют не только на ОПО, но и в офисах. Таким образом, ОТ вполне может существовать без ПБ, а вот промышленная безопасность без ОТ – нет.

Руководитель организации может пройти обучение и взять на себя обязанности по ОТ, если в организации менее 50 сотрудников. Это существенно сэкономит средства для малого бизнеса.

Чем различаются охрана труда и промышленная безопасность?

ОТ сочетает в себе разноплановые мероприятия:

  • правовые (разработка нормативной документации по ОТ);
  • экономические (планирование бюджета с учетом расходов на мероприятия по ОТ);
  • социальные (страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний);
  • организационно–технические (создание безопасного технологического процесса);
  • лечебно–профилактические (организация медосмотров);
  • реабилитационные и другие.

ПБ более узконаправлена и ориентирована на технические аспекты. Организации, эксплуатирующие ОПО, должны:

  • соблюдать законодательство по ПБ;
  • обеспечивать работу приборов и систем контроля;
  • проводить экспертизу ПБ зданий и сооружений;
  • проводить диагностику, испытание, освидетельствование используемых сооружений и техустройств.

В ОТ используют другие нормативно–правовые акты, чем в ПБ. Основным законом, регулирующим ОТ, является трудовой кодекс, а в области ПБ –ФЗ «О ПБ ОПО от 21 июля 1997 г № 116» (в актуальной ред.).

Различны и органы госнадзора в этих областях. ОТ ведают Госинспекция Минтруда, ПБ – Ростехнадзор.

Для регистрации ОПО в госреестре организациям отведено 10 рабочих дней. Если не зарегистрировать такой объект в этот срок, Ростехнадзор правомочен наложить на компанию административный штраф.

Опасные производственные объекты

При эксплуатации ОПО может произойти авария, например, из-за использования горючих и взрывчатых веществ, оборудования под давлением, грузоподъемных механизмов и т.д. К ОПО относятся не только эскалаторы метрополитена, канатные дороги, но и объекты, на которых ведутся горные работы, используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 Мпа, помещения, где хранятся, перерабатываются, транспортируются горючие и взрывчатые вещества и др.

Контролировать ОПО уполномочен Ростехнадзор, который лицензирует все виды деятельности на таких объектах.

Если в организации не выполняются требования ПБ, в т.ч. отсутствует лицензия на опасную деятельность, руководителю грозит штраф до 50 000 рублей или дисквалификация до 2-х лет. Сама организация может быть наказана штрафом до 1 000 000 рублей или приостановлением деятельности на срок до 90 суток (ст. 9.1 КоАП РФ).

Почему путают охрану труда и промышленную безопасность

ОТ и ПБ нередко перекликаются в государственных нормативных документах. Например, законодательство в области ПБ указывает, что к работе на ОПО допускаются работники с соответствующей квалификацией и без медицинских противопоказаний, а к строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОПО – организации с допуском СРО на ОПО.

Проглядывается сразу 2 аспекта ОТ: обучение работника и медицинское освидетельствование. При этом понятия «ОТ» и «ПБ» сливаются воедино.

Кто должен заниматься промышленной безопасностью в организации

В квалификационных справочниках есть две разные должности: «специалист по ОТ» и «инженер по ПБ». Трудовое законодательство не запрещает сотруднику их совмещать .

Но не все так просто. Инженер по ПБ должен иметь высшее техническое образование по профилю производственного объекта, на котором он работает. Тогда как для совмещения должности специалиста по ОТ, сотруднику достаточно будет пройти профессиональную переподготовку. Таким образом, должность правильнее было бы называть «инженер по ПБ и ОТ».

Стоит ли объединять работы по охране труда и промышленной безопасности

ОТ и ПБ – это два разных механизма, работающих на безопасность людей. Исходя из характера и объемов производства, работодатели должны самостоятельно решать – объединять две должности или нет.

Вывод: специалист, выполняющий обязанности и по ОТ, и по ПБ, должен иметь высокую квалификацию и уметь работать с большим количеством нормативной документации и отслеживать их изменения.

Какие функции выполняет инженер по промышленной безопасности?

Инженер по промышленной безопасности имеет широкий спектр обязанностей. Он должен:

  • контролировать и проверять, как выполняются правила ПБ;
  • организовывать экспертизу ПБ и производственный контроль;
  • составлять план мероприятий по локализации аварий и ликвидации их последствий;
  • контролировать внедрение нового оборудования, строительство или реконструкцию ОПО;
  • готовить работников к аттестации по ПБ;
  • информировать работников об изменениях требований ПБ и так далее.

Обратите внимание — на вас могут возложить дополнительные обязанности только с вашего согласия и за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ). Кроме того, для выполнения новых обязанностей вы должны иметь высшее техническое образование по профилю производственного объекта, на котором вы работаете. Если такого образования у вас нет, но есть достаточный практический опыт, то занять должность вы можете только после аттестации.

Нужно ли выполнять рекомендации по безопасности на опасном производственном объекте?

по ПБ. Эти мероприятия должны быть выполнены в обязательном порядке (п. 4.3.3.3 Правил проведения экспертизы ПБ). После устранения замечаний выдается положительное заключение, в котором будет указан срок безопасной эксплуатации объекта.

Когда требования безопасности невозможно выполнить, работа объекта немедленно прекращается.

Сведения об этом предоставляются в Ростехнадзор (п. 4.4.4 Правил).

Нужно ли страховать опасный производственный объект?

Страхование ОПО – обязательное мероприятие. Договор обязательного страхования для каждого ОПО заключается не менее, чем на 1 год.

Что такое промышленная безопасность?

Экономически развитое государство, коим является наша страна, должно уметь грамотно расставлять приоритеты промышленного роста, принимая во внимание требования мирового сообщества относительно соблюдения стандартов охраны окружающей среды, и контролируемо повышать уровень технического оснащения и переоборудования существующих производств. Сложно представить процесс модернизации без покупки нового оборудования, внедрения новых технологий, и освоения новых производственных стандартов. Однако, любое промышленное предприятие, любой, из входящих в его состав объектов, отдельно или в комплексе не могут быть разрешены к эксплуатации, если на то нет разрешения Ростехнадзора. Одним из основных направлений деятельности Ростехнадзора является проведение промышленной безопасности. Проведение промышленной безопасности – это комплекс мер и процедур, включающий изучение проектной документации, изучение технической базы, месторасположения, рода деятельности, и даже планов конкретного предприятия на будущее с целью формирования целостного представления о порядке деятельности возводимого или реконструируемого объекта. Что такое промышленная безопасность? Промышленная безопасность – это безопасность отдельно взятого производственного объекта для окружающей среды, работающего персонала и соседствующих предприятий, организаций и населения региона. Промышленная безопасность, по сути, сочетает много аспектов, которые более подробно раскрываются в деятельности других надзорных организаций. В частности, Ростехнадзор попутно инспектирует и координирует соблюдение техники безопасности на предприятиях, соблюдение норм пожаровзрывобезопасности, таких как правильная организации систем газоанализации, молниезащиты и пожаротушения. Безусловно, Ростехнадзор не является организацией, которая контролирует все и сразу, но разрешение на применение Ростехнадзора выдается только при пройденных согласованиях во всех сопряженных инстанциях. Экспертиза промышленной безопасности является сложной, но обязательной процедурой, позволяющей регулировать на только нормы строительства объектов, порядок использования техники и механизмов и влияния строящихся предприятий на экологию региона и страны в целом. Экспертиза промышленной безопасности является гарантом того, что каждый из нас может чувствовать себя в безопасности, приходя на свое рабочее место, посещая общественные заведения и возвращаясь домой.

Промышленная безопасность - это защищенность личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий. Промышленная безопасность подразумевает, прежде всего, безопасность людей, работающих на предприятии и живущих в районе производства.

Это обеспечение безопасности опасного производственного объекта для окружающей среды, работающего персонала и соседствующих предприятий, организаций и населения региона.

Промышленная безопасность и охрана труда

Промышленная безопасность не является составной частью охраны труда. Можно сказать, что это пересекающиеся множества. Основная цель промышленной безопасности - предотвращение и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Основная цель охраны труда - сохранение жизни и здоровья работников. Т.е. вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может быть причинен без аварий.

В охрану труда входят пожарная безопасность, электробезопасность, техника безопасности, безопасность жизнедеятельности, гигиена труда. Обеспечить безопасные условия труда своим сотрудникам обязан работодатель. Но и работник сам обязан выполнять необходимые требования: при необходимости применять средства индивидуальной защиты, носить на работе спецодежду и спецобувь, соблюдать технику безопасности, сообщать руководству о возникновении опасных ситуаций.

Промышленная же безопасность – в основном забота руководства. От персонала требуется лишь проходить регулярные аттестации и медицинские освидетельствования.