Нормативно технические основы безопасности жизнедеятельности. Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности

Правовой основой обеспечения государственной безопасности являются целый ряд законов. Основные из них: Федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ).

На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Вначале в ней рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития.

Важное значение придается национальным интересам России, представляющим совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

В Концепции рассмотрены и угрозы национальной безопасности России . Среди внутренних угроз выделяются угрозы экономики, которые имеют комплексный характер и обусловлены существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалан-сированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга и др.

Обращается внимание на то, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу страны.

Серьезную угрозу для страны представляет криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности.

Внешние угрозы национальной безопасности обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить: стремление отдельных государств и международных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности; расширение НАТО и возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз; притязания на территорию нашей страны.

В Концепции намечены основные задачи обеспечения национальной безопасности : реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны; подъем экономики страны; преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, законодательства Российской Федерации; обеспечение неуклонного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми субъектами; подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала; улучшение экологической ситуации в стране. Указаны также важнейшие задачи и основные направления во внешне- и внутриэкономической деятельности государства.

В Концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все органы и силы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Кроме обеспечения государственной безопасности можно выделить и такие направления, как охрана окружающей природной среды; обеспечение охраны труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

Правовой основой охраны окружающей среды в России является Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологическойбезопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. Данный Закон определил следующие пути разрешения противоречий, возникающих между экологией и экономикой.

Закон об охране окружающей природной среды устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экономические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы Закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы » (ГОСТы).

В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области окружающей природной среды . Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и органы специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся : Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относится Министерство природных ресурсов (Минприроды).

Экологическая политика данного ведомства осуществляется по следующим направлениям:

  • решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
  • достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым санитарно-гигиеническим нормам, а также системе оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;
  • восстановление и сохранение биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;
  • рациональное использование всего природоресурсного потенциала страны.

Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях. Органы государственного экологического контроля включают: органы исполнительной власти, Минприроды РФ, Госатомнадзор России, Госкомсанэпиднадзор, Рослесхоз и некоторые другие ведомства, осуществляющие госконтроль в достаточно узком направлении.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств.

Общественный экологический контроль проводится профсоюзными организациями, общественными организациями и объединениями.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:

  • 1 ) глобальный , проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;
  • 2 ) национальный , проводимый на территории одного государства;
  • 3 ) региональный , проводимый на большом участке территории одного государства или на сопредельных участках нескольких государств;
  • 4 ) локальный , проводимый на сравнительно небольшой территории (города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.).

Наблюдение, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды в нашей стране возложены на Федеральную службу России по гидрометеоролоши и мониторингу окружающей среды.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве включает законодательство о труде и охране труда. Основными законами, на основе которых осуществляется управление охраной труда, являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ; Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г.; Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

В данном Законе рассматриваются вопросы, связанные с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Нормы Закона распространяются как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях, а также на студентов и учащихся, проходящих производственную практику.

В Трудовом кодексе РФ достаточно широко представлены вопросы охраны труда - в частности, в таких разделах, как «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».

В разделе I «Общие положения» констатируется, что каждый работник имеет право на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и ряд других.

В ст. 41 Трудового кодекса (далее - ТК РФ) установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; по экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.

В ст. 92 и 94 ТК РФ зафиксированы требования сокращения продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Для работников, занятых на работах с вредными (или) опасными условиями труда, ст. 116-119 ТК РФ установлены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • государственное управление охраной труда;
  • государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, международное сотрудничество в этой области;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет работодателя.

В частности, ст. 212 и 214 ТК установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда; ст. 215 ГК определяет требования соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда; ст. 219 ГК устанавливает право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены; ст. 221 ГК устанавливает порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: гигиенические нормативы ( ГН); санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздрава России; правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России; правила Госэнергонадзора России; система строительных норм и правил (СНиП) Госстроя России; межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда РФ.

Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Госстандарта России. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает следующие подсистемы.

Стандарты подсистемы «О» устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.

Стандарты подсистемы «1» устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты подсистемы «2» устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы «3» устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы «4» устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним.

Стандарты подсистемы «5» устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Правовую основу защиты населения в ЧС составляют отдельные разделы законов «Об Охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Государственное управление в чрезвычайных ситуациях определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.


Правовой основой БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
В состав этих основ входит:
1.Экологическая безопасность.
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992г. федерального закона «Об охране окружающей среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачами этого законодательства являются: охрана природной среды, предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через 3 группы норм:
- нормативы качества окружающей среды
- экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду
- механизм исполнения этих требований
К нормативам относятся ПДК (химического, физического, биологического происхождения).
Экологические требования предъявляются всем хозяйственным субъектам независимо от форм собственности и подчиненности.
Механизм реализации выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей среды.
2.Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.
Основные направления государственной политики в области охраны труда:
- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий.
- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности
- защита интересов работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве
и другие.
Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов
- на возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей
- на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.
3.Чрезвычайные ситуации.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для РФ огранизационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а так же окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.
12 февраля 1998г. был подписан закон о ГО. Закон определяет задачи в области ГО и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ.
Законом определены следующие основные задачи ГО:
- обучение и оповещение населения
- эвакуация населения и материальных ценностей
- предоставление населению убежищ и СИЗ
- проведение маскировки а аварийно-спасательных работ
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий
- проведение мер по обнаружению и обозначению районов заражения и обеззараживание населения, техники и территорий

  • Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.


  • Правовые , нормативно -технические и организационные основы БЖД . Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция – основной закон го. Оказание первой помощи в ЧС.


  • При физической работе важное значение имеет правильная организация рабочих движений, чере¬дование ст... подробнее ».
    Правовые , нормативно -технические и организационные основы БЖД .


  • Понятие «охрана труда» толкуется как система сохранения жизни и здоровья работника в его рабочее время, в которую входят организационно -технические , социально-экономические, правовые , санитарно-гигиенические, реабилитационные и...


  • ...средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранения природной среды; правовые и организационные основы обеспечения БЖД .


  • Обязанности работодателя указаны в Основах законодательства РФ об охране труда.
    Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые , социально-экономические, организационно -технические ...


  • Правовая основа и организация деятельности МСУ. Правовые основы МСУ - нормативно -правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется МСУ в РФ.


  • Достаточно скачать шпаргалки по безопасности жизнедеятельности - и никакой экзамен вам не страшен!
    При облучении дозами 100-1000 рад в основе поражения лежит так называемый костномозговой механизм развития лучевой болезни.


  • Под пожарной безопасностью понимают состояние объекта народного хозяйства или иного назначения, при котором путем выполнения правовых норм , противопожарных и инженерно-технических мероприятий исключается или снижается вероятность возникновения и развития...


  • Нормативная документация по охране труда. Любое предприятие должно соответствовать определенным правилам и нормам , которые прописаны в.
    Организация обучения безопасности труда. Виды инструктажей.

Найдено похожих страниц:10


Тема: Организационные и правовые основы

Обеспечения жизнедеятельности.

Введение стр. 3

1. Законы и подзаконные акты стр. 3

2. Экологическая безопасность стр. 5

3. Охрана труда стр. 10

Заключение стр. 15

Список использованной литературы стр. 16
Введение:

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения.

Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.

В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37: «труд свободен».

Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности; запрет принудительного труда.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены…"

Ст.41 Конституции Российской Федерации провозглашает: утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь;

«Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).
1.Законы и подзаконные акты.
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), законы Российской Федерации «О недрах» (1992 г.) и «Об экологической экспертизе» (1995 г.).

Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).
2. Экологическая безопасность
Обеспечение экологической безопасности на тер­ритории РФ, формирование и укрепление экологи­ческого правопорядка основаны на действии с мар­та 1992 г. федерального закона «Об охране окружа­ющей природной сpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регули­рует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодатель­ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воз­действия хозяйственной или иной деятельности; оз­доровление окружающей природной среды, улучше­ние ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

Нормативы качества окружающей среды,

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз­действия (химического, физического, биологическо­го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради­ационного воздействия, нормы остаточных химичес­ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга­нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб­ственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проекти­рования, размещения, строительства, ввода в эксп­луатацию, эксплуатации объектов. Закон гаранти­рует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в ох­ране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в ад­министративные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис­ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в со­четании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономи­ческий механизм охраны окружающей среды пред­полагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляет­ся через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо­гически вредную продукцию или продукцию, вы­пускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализу­ется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе­чения вредной деятельности, ответственность за эко­логические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов произво­дится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредит­но-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен­ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, био­логическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, по­следствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Организационную основу службы экологическо­го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на мес­тах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воз­действий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитра­тами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, повер­хности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Основные положения производственного эколо­гического контроля были введены постановлени­ем правительства СССР 1968 года « О мeрax по даль­нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре­дусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосфер­ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоя­тельность в определении структуры и финансиро­вания своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще­ние проекта, совместно с органами власти прини­мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от­ветственности за экологические правонарушения.

Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природо­пользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антро­погенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова­ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи­ки определения степени воздействия на окружаю­щую среду различных загрязнителей.

Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа­ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя­зательных методов и правил охраны природы. Стан­дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру­ет основные положения экологического паспорта предприятия.

Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, на­пример, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля каче­ства воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - ох­раны растительности.

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверж­дения экологических нормативов выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопас­ности». В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению ус­тойчивого развития.

Проблема охраны окружающей среды имеет гло­бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ловека среды (1972) сформулированы 26 принци­пов, положенных в основу международного эколо­гического сотрудничества. Декларация провозгла­сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол­жны быть сохранены на благо нынешнего и буду­щих поколений.

Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю­щей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Российской Федерацией приняты к исполнению, в частности:

Протокол 1985 года о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, Протокол 1988 года об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков.

Россия стала членом многосторонних конвенций, таких как конвенция о защите Черного моря от заг­рязнений (1992г.), об охране морской среды Бал­тийского моря (1992г.), конвенции о трансгранич­ном воздействии промышленных аварий и др.

3. Охрана труда
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинен­ности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечаю­щих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней.

Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-техни­ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профи­лактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ за­конодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нор­мативных актов.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

Признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

Установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной де­ятельности и ведомственной подчиненности;

Государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов об охране труда;

Общественный контроль за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области ох­раны труда, осуществляемый через профессиональ­ные союзы и иные представительные органы;

Защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или полу­чивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной. и ин­дивидуальной защиты;

Применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками норма­тивных требований по охране труда.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

На рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

На возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

На обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя и др.

Государство в лице органов законодательной, ис­полнительной и судебной властей гарантирует пра­во на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контакту) с работодателем. Условия трудового договора (контакта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.

В 1994г. была создана межведомственная ко­миссия на уровне заместителей министров и ведомств РФ для координации деятельности мини­стерств и ведомств РФ, привлечения компетентных организаций, ученых и специалистов в целях реализации Основ законодательства РФ об охране труда.

На федеральном уровне установлено, что в РФ дей­ствует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждени­ями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, раз­работке технологических процессов, организации производства и труда. В нее входят:

Государственные стандарты (ГОСТы) РФ;

Система стандартов безопасности труда (ССБТ);

Отраслевые стандарты ОСТ ССБТ;

Санитарные правила СП;

Гигиенические нормативы ГН;

Правила безопасности ПБ;

Инструкция по безопасности ИБ;

Правила по охране труда отраслевые ПОТО;

Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ.

Органы государственной власти субъектов РФ на основе государственных правовых актов, содержа­щих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабaтывают и утверждают стандарты предприятия, системы ССБТ, инструкции по охране труда для ра­ботников и на отдельные виды работ (ИОТ) на осно­ве государственных, правовых актов.

Профессиональные союзы в лице их соответству­ющих органов и иные уполномоченные работника­ми представительные органы имеют право прини­мать участие в разработке и согласовании норматив­ных правовых актов по охране труда.

ССБТ - комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ устанавливает требования и нормы по ви­дам опасных и вредных производственных факто­ров:

Требования безопасности к производственно­му оборудованию;

Требования безопасности к производственным процессам;

Требования к средствам защиты работающих.

Система стандартов безопасности труда ССБТ на­считывает несколько сот государственных и отрас­левых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению сани­тарно-гигиенических условий труда на рабочих ме­стах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности производственного оборудования и технологических процессов долж­но достигаться при ведением их в соответствие с тре­бованием ССБТ.

Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стан­дарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.

Инструкция по охране труда (ИОТ) является нормативным документом, устанавливающим тре­бования безопасности при выполнении работ в про­изводственных помещениях и в иных местах, где работающие выполняют порученную им работу или служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работающих отдельных профес­сий, так и для отдельных видов работ. Инструкции должны включать только те требования, которые касаются безопасности труда и выполняются самими работающими.

Инструкции разрабатываются на основе типовых инструкций, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной документации используемых технических средств, а так же с учетом конкретных условий работы.

Требования ИОТ являются обязательными для работающих. Невыполнение их рассматривается как нарушение производственной дисциплины.

Для организации работы по охране труда на предприятии создаются в случае необходимости служ­бы охраны труда или привлекаются специалисты по охране труда на договорной основе. Структура и численность работников службы охраны труда предприятия определяется работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления ох­раной труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности работодателя входит обеспечение бе­зопасности оборудования, технологических процес­сов и применяемых сырья и материалов, выполне­ние требований законодательства и нормативных актов, в частности, организация медицинских ос­мотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процесс е работы.

Оценка фактического состояния условий труда производится на основании данных аттестации ра­бочих мест или специальных инструментальных за­меров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в карте условий труда на ра­бочем месте.

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах счи­тается нарушением норм и правил по охране труда.

Государственное управление ОТ, надзор и контроль осуществляет государственный орган, полно­мочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполнения на территории РФ предприятиями всех форм собственности.

Правовые нормы в области защиты населения всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов произ­водственного и социального назначения, а также ок­ружающей при родной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите насе­ления от чрезвычайных ситуаций.

Президент вносит на рассмотрение Совета Безопас­ности РФ и принимает с учетом его предложений ре­шение по вопросу предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их послед­ствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

Федеральное собрание Российской Федерации утверждает ассигнования на финансирование ме­роприятий, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от чрез­вычайных ситуаций.
Заключение
Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

Объектами стандартизации на предприятиях являются: организация работ по охране труда, контроль состояния условий труда, порядок стимулирования работы по обеспечению безопасности труда; организация обучения и инструктажа работающих по безопасности труда; организация контроля за безопасностью труда и всех других работ, которыми занимается служба охраны труда.
Список использованной литературы:

1. Безопасность жизнедеятельности. /под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006

2. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 2001.

Реферат на тему :

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

Предмет:

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Введение

1. Экологическая безопасность

2. Охрана труда

3. Чрезвычайные ситуации

Список литературы

Введение

Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основ­ной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Пре­зидентом.

Экологическая безопасность

Обеспечение экологической безопасности на тер­ритории РФ, формирование и укрепление экологи­ческого правопорядка основаны на действии с мар­та 1992 г. федерального закона «Об охране окружа­ющей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регули­рует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачами природоохранительного законодатель­ства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воз­действия хозяйственной или иной деятельности; оз­доровление окружающей природной среды, улучше­ние ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм: - нормативы качества окружающей среды,

Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,

Механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воз­действия (химического, физического, биологическо­го): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы ради­ационного воздействия, нормы остаточных химичес­ких веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными орга­нами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм соб­ственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проекти­рования, размещения, строительства, ввода в эксп­луатацию, эксплуатации объектов. Закон гаранти­рует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в ох­ране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назна­чения экологической экспертизы, обращаться в ад­министративные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с ис­ками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в со­четании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономи­ческий механизм охраны окружающей среды пред­полагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляет­ся через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на эколо­гически вредную продукцию или продукцию, вы­пускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализу­ется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресе­чения вредной деятельности, ответственность за эко­логические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов произво­дится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредит­но-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, обществен­ного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, био­логическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, по­следствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.

Организационную основу службы экологическо­го контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на мес­тах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воз­действий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитра­тами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, повер­хности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Основные положения производственного эколо­гического контроля были введены постановлени­ем правительства СССР 1968 года « О мeрax по даль­нейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление пре­дусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосфер­ного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоя­тельность в определении структуры и финансиро­вания своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размеще­ние проекта, совместно с органами власти прини­мать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к от­ветственности за экологические правонарушения.

Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природо­пользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антро­погенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требова­ния к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методи­ки определения степени воздействия на окружаю­щую среду различных загрязнителей.

Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружа­ющей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обя­зательных методов и правил охраны природы. Стан­дарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентиру­ет основные положения экологического паспорта предприятия.

Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, на­пример, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля каче­ства воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - ох­раны растительности.

Федеральный закон «Об охране окружающей при родной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверж­дения экологических нормативов выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ре­сурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопас­ности» . В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению ус­тойчивого развития.

Проблема охраны окружающей среды имеет гло­бальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей че­ловека среды (1972) сформулированы 26 принци­пов, положенных в основу международного эколо­гического сотрудничества. Декларация провозгла­сила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли дол­жны быть сохранены на благо нынешнего и буду­щих поколений.

Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружаю­щей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.

Цель и задачи БЖД

Вопрос обеспечения БЖД человека в ОС стоит очень остро. Это связано с обеспечением безопасности человека везде - в транспорте, быту, т.д. Аварии связаны со многими факторами: человеческим (человек привыкает к опасности и потом ее не замечает), износом технических средств, нарушением технологии строительства, развитием НТП, т.д. Т.е., как дисциплина БЖД - не нова.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности, защита человека в СО от негативных воздействий антропогенного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Среда обитания (СО):

1 – производственная

2 – бытовая

3 – окружающая

Человек контактирует с различными СО посредством машин.

БЖД – наука о сохранении жизни и здоровья человека в среде обитания, которая выявляет опасности, разрабатывает меры и средства защиты от опасности и разрабатывает мероприятия по ликвидации последствий ЧС; наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой и биосферой.



Для достижения цели решают задачи:

1. Для защиты человека необходимо знать опасности, которые ему грозят. Т.е., необходима идентификация опасности – распознание опасности с указанием качественных и количественных характеристик.

2. Защита от опасности на основе сопоставления затрат с видом опасности (ее подбирают не только исходя из социального аспекта, но и с экономической точки зрения).

3. Ликвидация последствий ЧС.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания”, негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения дисциплины – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасности подстерегают нас в первую очередь в связи с развитием НТП (т.к. он развивается быстрее, чем успевает человечество), с использованием на производстве недостаточно изученных новых видов энергии (взрывы, пожары). Кроме того, большое значение имеет и человеческий фактор – человек быстро привыкает к опасности и впоследствии ее не различает.

Опасность – явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека.

Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Источники формирования опасности.

1. сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

2. окружающая среда;

3. явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

1. гомосфера (сфера, пространство, в которой присутствует человек);

2. ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность; пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.).

Совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиций безопасности. Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

В законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизнедеятельность людей - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Нормальная жизнедеятельность человека является безопасной. Состояние безопасности достигается также при условии , когда действующие опасности снижены до предельного допустимых уровней.

Т. е. безопасность, это такое состояние объекта (человека) при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

Обеспечение безопасности достигается 3-мя основными методами:

1. Состоит в пространственном и (или) временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации деятельности и т.п.

2. Состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, пыли, опасности травмирования и другие средства коллективной защиты.

3. Включает (использование ) гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности. Данный способ реализуется профотбором, обучением, психологическим воздействием, средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

1 – в мирных условиях

2 – в условиях войны, ЧС - ГО

БЖД обеспечивается комплексом наук:

1. ОБЖ (общие вопросы БЖД – понятия и терминология)

2. ОТ или БТ (охрана труда или безопасность труда) – красная нить курса

3. ООС (охрана окружающей среды)

4. Промышленная безопасность ПрБ

5. Пожарная безопасность ПоБ

6. Экологическая безопасность ЭБ

7. Санитарно-эпидемиологическая безопасность СЭБ

8. Электробезоп. и защита от излучения, радиационная, ядерная безопасность ЭБиРИЯБ

9. Гражданская оборона и предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций ГОЧС (мирное время, военное, условия ЧС)

Т.к. БЖД – наука, касающаяся многих аспектов жизнедеятельности человека, то сложилось несколько аксиом БЖД для разработки методик защиты человека от опасности:

Опасность создается особыми свойствами материальных объектов и реализуется в форме заболевания, травмы или смерти человека. Различают опасность реальную и потенциальную.

Условия реализации опасности:

· Опасность должна существовать (по умолчанию)

· Человек находится в зоне опасности

· Человек не обладает средством защиты (СЗ) от опасности

Схемы взаимодействия человека и опасности

1. Безопасная ситуация (Разделены пространством и временем)

2.Опасная ситуация . ОП существует, человек находится в зоне ОП, при этом не обладает СЗ.

3. Условно безопасная ситуация . ОП существует, человек находится в зоне ее действия, но при этом обладает СЗ. Например, пыль на производстве при наличии СЗ.

Классификация опасностей (классифицируют под различным углом зрения).

Классификация Вид ОП
По видам источника -Естественная (цунами,тп) -Антропогенная (искусств.созданное человеком оружие) -Техногенная (выход из строя б. количества техсредств, который влечет за собой б. моральный и материальный ущерб – Саяно-Шушенская ГЭС)
По видам потов к жизненном пространстве человека -Энергетическая (электроэнергия, солнечная, тепловая, тд) -Массовая -Информационная (дезинформация – паника, война)
По величине потоков в жизненном пространстве (с тз воздействия на ч-ка) -Допустимые -Предельно допустимые -Опасные -Чрезвычайно опасные
По моменту возникновения -Прогнозируемые -Спонтанные
По количеству людей, подвергшихся ОП -Индивидуальные -Коллективные -Массовые
По возможности распознавания (идентификации) ОП -Ощущаемые (газовая – кашель, дыхание) -Неощущаемые (радиация)
По виду негативного воздействия -Вредные (временное ухудшение самочувствия человека) -Травмоопасные (травма, гибель) (отличаются по степени воздействия)
По вероятности воздействия на человека -Потенциальные -Реальные (настоящее время) -Реализованные (прошедшее время, есть последствия от нее)

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Источник опасности – объект создающий потоки вещества энергии информации.

Правовые и нормативно-технические основы БЖД

Законодательство, НТД, регламентирующие вопросы безопасности

Законы на стратегическом уровне:

· они усматривают принципы государственной политики в области охране труда;

· права и гарантии прав работников на охрану труда;

· принципы государственного управления охраны труда;

· обязанности работодателя по обеспечению охраны труда;

· экономические механизмы по обеспечению охраны труда;

· ответственность работников, работодателей и должностных лиц.

Нормативно-техническая документация

1. Конституция РФ.

Человек имеет право на безопасные условия труда.

2. Все виды кодексов - Трудовой кодекс (ТК РФ), НК РФ, УК РФ ГК РФ и тд (+конституц.законы)

Раздел 10 – посвящен безопасности труда, оговаривается все – обучение, освещение, ОТ.

3. Федеральные законы (ФЗ 116- промышленная безопасность, Закон об основах охраны окружающей среды, тд, Указы Президента, Постановления Правительства)

4. НТД – подзаконные акты: ГОСТ, СанПин, СП, СН, СНиП (ссылки на конкретные цифры, измеряемые параметры безопасности).

5. ОСТ – ведомственные нормативные акты, законодательные акты.

6. ЛНА – локальные нормативные акты (более узкие - инструкции, приказы, распоряжения).

Каждый последующий слой конкретизирует предыдущий. Н., инструкции по ОТ.

В области обеспечения ОТ принята ССБТ – система стандартов безопасности труда. Регламентируется большим количеством документов:

  • ГОСТ (основа)
  • ОСТ (адаптированный к конкретной отрасли стандарт)
  • СТП (стандарт предприятия конкретного)
  • СНиП, СанПиН, СН, СП. ТУ, ТехИ, техпаспорта, и тд.