Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима» – это ______ науки о безопасности жизнедеятельности. Это должен знать каждый Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания

Основным принципом существования и развития всего живого является принцип обязательности внешнего воздействия :

Живое тело развивается и существует лишь при наличии внешних воздействий на него.

Саморазвитие живого тела невозможно.

Базовыми принципами обеспечения безопасности в системе «человек – среда обитания» являются следующие.

Принцип «все воздействует на все»

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, и существуют в пространстве и во времени.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности).

Аксиома о потенциальной опасности

Любая деятельность потенциально опасна .

Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:

  • невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс);
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что «жизнедеятельность человека потенциально опасна».

Это предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Принцип антропоцентризма

Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования .

Реализация этого принципа означает приоритетную деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него внешних причин. К ней относятся такие направления исследований, как идентификация опасностей и зон их действия, разработка и применение человекозащитных средств, контроль их состояния и т. п.

Прикладное значение по отношению к теории безопасности жизнедеятельности имеют практические разработки средств и методов защиты окружающей природной среды, достижения высокой надежности технических систем и т. п.

Они используются лишь при установлении для технических объектов таких показателей, как допустимые отходы, допустимый техногенный риск.

Принцип существования внешних воздействий на человека

Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора .

На человека постоянно воздействуют внешние, различные по уровням потоки веществ, энергий и информации. Вполне вероятно, что некоторые потоки будут способны причинять человеку ущерб здоровью или угрожать гибелью.

Принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания

Создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека .

Реализация этого принципа возможна только на основании соблюдения нормативных требований по допустимым внешним воздействиям на человека.

Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания

Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер .

Все эти меры достижения безопасного взаимодействия человека со средой обитания могут быть использованы одновременно либо в каком-то сочетании. Например, практически всегда для достижения цели используют решения, направленные как на совершенствование источника опасности с целью достижения его негативного влияния, так и на применение комплекса защитных мер в зоне пребывания человека.

Принцип отрицания абсолютной безопасности

Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима .

Этот принцип справедлив, поскольку, во-первых, на Земле всегда существуют естественные опасности, во-вторых, неизбежны антропогенные опасности и, в-третьих, практически неустранимы полностью и технические опасности.

Поскольку абсолютно безопасной техники не существует, любая техническая система обладает определенной надежностью и ее безопасность оценивается показателями технического риска. В работе большинства технических систем принимает участие оператор, обладающий способностью принимать иногда ошибочные решения. На любой технический объект всегда оказывается внешнее воздействие, способное в отдельных случаях нарушить его работу.

Поэтому техногенный риск полностью устранить нельзя, его можно лишь минимизировать. Антропогенные опасности также можно лишь минимизировать.

Принцип эволюции безопасности

Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей .

Позитивное движение общества к решению проблем удовлетворения потребностей человека реализуется в его безопасности. Этот путь многовариантен и основан прежде всего на росте культуры общества в вопросах безопасности жизнедеятельности человека.

Процесс воздействия опасностей в системе «человек-техносфера» основан на следующих постулатах.

Аксиома об одновременном воздействии опасностей

Потоки вещества, энергии и информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния .

Из этой аксиомы следует, например, что вибрация любого здания одновременно воздействует на людей, строительные материалы и конструкции, на коммуникации и устройства, находящиеся в нем. Здесь необходимо отметить, что результат воздействия вибрации одной интенсивности на все находящиеся в здании объекты может быть различным (опасным или неопасным) и полностью определяется способностью объекта защиты (человек, коммуникация и т. п.) к восприятию возникшей в этом здании вибрации.

Аксиома о совокупном воздействии опасностей

На любой объект защиты одновременно воздействуют все потоки, поступающие из вне в зону его пребывания

При оценке воздействия опасностей на объект защиты необходимо также учитывать, что любой объект воспринимает одновременно все потоки вещества, энергии и информации, поступающие в зону его пребывания.

Таким образом, для современного состояния системы «человек - техносфера» характерны два вида негативных ситуаций, связанных с воздействием опасностей на человека:

  • длительное воздействие постоянных или переменных опасностей ограниченной интенсивности в локальных, региональных и глобальных зонах (ситуации, связанные с длительным действием опасностей на производстве, в быту и в городе, а также действия глобальных опасностей (потепление климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, повышение радиоактивного фона атмосферы);
  • кратковременные воздействия импульсных опасностей высокой интенсивности в локальных, максимум — в региональных зонах (ситуации, связанные с техногенными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями).

IV . Итог урока

V . Домашнее задание: § 2.1, стр. 27 – 35, вопросы и задания нс стр. 35

ТЕМА: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА, ИХ ПРИЧИНЫ И

ПОСЛЕДСТВИЯ

Цель : Систематизировать знания учащихся о наиболее характерных опасных природных явлениях

и чрезвычайных ситуациях природного происхождения, возникающих на территории нашей

страны. Повторить основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного

характера и их возможные последствия. Напомнить о необходимости знать местные

признаки приближения опасного природного явления.

Занятие: 2/2

Урок 10

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 9 класс.

Ход урока:

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных

чрезвычайных ситуаций, их масштабов и отрицательных последствий на жизнедеятельность

человека?

Какие ситуации относят к опасным и какие – к экстремальным?

Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и

социального характера? Назовите основные причины их возникновения.

Как классифицируются чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести

их последствий?

Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

II. Основная часть

Объяснение нового материала: § 2.2, стр. 35-40

Возникновение ЧС природного характера связано с различными природными явлениями, происходящими в оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере).

На поверхности Земли и в ее глубине, а также в прилегающей к ней атмосфере постоянно происходит множество сложных физических, физико-химических, биологических, геологических, гидрологических процессов, которые сопровождаются обменом веществ и энергии.

Все эти процессы характеризуют эволюционные процессы нашей планеты и являются не только источником постоянных изменений, происходящих на планете Земля и внутри ее, но и источником различных геологических, атмосферных, гидрологических и биосферных процессов и явлений, которые при определенных условиях создают опасные и чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия.

Чрезвычайная ситуация природного характера – неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Источник природной ЧС опасное природное явление или процесс, причиной которого может быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, карст, эрозия, цунами, лавина, наводнение, сильный ветер, смерч, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природный пожар.

На территории России, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются: землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления.

Природные явления:

1. геофизические – землетрясения, извержения вулканов.

2. геологические (экзогенные) – оползни, сели, обвалы, лавины.

3. метеорологические и агрометеорологические - бури, ураганы, смерчи, заморозки, засуха,

4. морские гидрологические – сильное волнение моря, отрыв льдин.

5.гидрологические – наводнения.

6.гидрогеологические – повышение или понижение грунтовых вод

7.природные пожары - лесные, степные, полевые

8.инфекционные заболевания людей – эпидемии, опасные инфекции

9.инфекционные заболевания с/х животных – эпизоотии, энзоотии

10.поражение с/х растений – эпифитотии

Кратко напоминаю о местах на территории РФ в которых недавно произошли ЧС природного характера: землетрясения, цунами, наводнения, лесные пожары.

Первичные поражающие факторы цунами

удар волны гидродинамическое воздушная волна

давление потока

наводнение затопление

Вторичные поражающие факторы цунами

затопление разрушение зданий, выброс судов

гибель живого смыв почвы

В январе 2005 года под эгидой ООН состоялась Всемирная конференция по предотвращению природных катастроф. На конференции было засвидетельствовано, что за прошедшее десятилетие природные катастрофы унесли жизни 478100 человек. Общий экономический ущерб от стихийных бедствий насчитывает более 690 млрд. долларов. Было отмечено и то, что за истекшие 10 лет число погибших в результате природных катастроф возросло на 50% по сравнению с предыдущим десятилетием.

Статистика

В 2006 году на территории России произошло более 260 ЧС природного характера. При этом погибло 21860 чел., пострадало 2486 тыс. чел.

На территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, ильные заморозки, различные мерзлотные явления.

Землетрясения

Природные явления геологического характера порождают землетрясения. Только за 10 лет (1994-2004гг.) на территории РФ их произошло более 120, причем два были сильнейшими, вызвали ЧС 4 октября 1994 г. на Курилах и 27 мая в п. Нефтегорск (Сахалин). Оба землетрясения привели к человеческим жертвам, сильным разрушениям объектов социальной и промышленной инфраструктуры.

Цунами

В России наиболее подвержены воздействию цунами восточное побережье Камчатки и Курильских островов, остров Сахалин и побережье Тихого океана. Имея большую скорость перемещения и огромную массу воды, цунами обладает колоссальной разрушительной силой. Набегая на встречные береговые препятствия, волна обрушивает на них всю свою энергию, поднимаясь над ними громадной водяной стеной, давит, разрушает и уничтожает все, что попадается на пути.

Наводнения

Угроза наводнений в России существует более чем для 500 городов, десятков тысяч других населенных пунктов. Периодическому затоплению подвергается территория около 500 тыс. кВ. км. Среднестатистическая величина ущерба от наводнений по стране оценивается суммой около 100 млрд. рублей в год. В последнее время, по данным МЧС России, с точки зрения масштабности последствий наводнений и паводков чаще стали выделяться такие регионы страны, как Северный Кавказ, бассейн реки Лены и юг Дальнего Востока, особенно Приморский край.

Лесные пожары

Анализ ЧС на территории России за последний период показывает, что при сохраняющихся в целом показателях по времени и характерным районам возникновения лесных пожаров просматривается тенденция возрастания их масштабов, что выражается в постепенном росте и снижении количества ЧС локального уровня.

При этом одной из основных причин лесных пожаров по-прежнему остается человеческий фактор (не менее 80% лесных пожаров как ранее, так и в настоящее время возникает по причине неосторожного обращения населения с огнем)

По прогнозам ученых, в ближайшие годы количество стихийных бедствий будет расти.

На территории России в начале 21 века в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей ее территории. Наиболее четко этот процесс прослеживается в азиатском секторе России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах. Увеличивается опасность учащения в зимнее время периодов с особо опасной температурой (ниже -30 градусов).

С точки зрения проведения профилактических мероприятий опасные природные процессы трудно прогнозируются и человек не в состоянии приостановить или изменить ход природных процессов, не всегда может своевременно определить возникновение опасного природного явления. В этой связи возрастает роль самого человека, его культура в области безопасности. В местах проживания человек лучше знает местные признаки приближения опасного природного явления. Он лучше знает, что и когда делать, чтобы снизить фактор риска, т.к. эти явления зачастую характерны для мест проживания и периодически повторяются

Запомните!

Внимательно относитесь к информации местных органов ГОЧС, предупреждающих о возможном стихийном бедствии.

Следите за изменениями местных признаков, которые говорят о приближении опасного природного явления.

Будьте в постоянной готовности принять экстренные меры по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих.

Чтобы мероприятия, проводимые государством по защите населения от ЧС природного характера, были эффективны, каждый человек должен сам владеть определенным комплексом личных мероприятий по обеспечению личной безопасности в ЧС.

III .Закрепление материала:

Назовите наиболее опасные природные явления.

Какова одна из основных причин возникновения лесных пожаров?

IV .Итог урока

V . Домашнее задание: § 2.2, стр. 35 – 40, вопросы и задания на стр.40

ТЕМА: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА,

ИХ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Цель : Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы

для безопасности жизнедеятельности населения нашей страны, обратив внимание на

источники техногенных опасностей, основные причины их возникновения. Сформировать

убеждение, что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности

всего населения страны – это приоритетный путь повышения уровня безопасности

жизнедеятельности личности, общества и государства

Занятие: 3/2

Урок 11

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 9 класс.

Ход урока:

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

С чем связано возникновение различных опасных и ЧС природного характера?

характера?

природным явлениям?

II. Основная часть

Объявление темы и цели занятия

Объяснение нового материала: § 2.3., стр. 40- 45

С развитием техносферы возникли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства техногенных аварий и катастроф является человеческий фактор.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обуславливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически и взрывопожароопасных производств и технологий.

Таких производств в России насчитывается около 45 тысяч, а возможность возникновения аварий на них усугубляется следующими факторами:

Высокая степень износа основных производственных фондов;

Несвоевременный ремонт и профилактические работы;

Падение производственной и технологической дисциплины.

Последнее время в мире отмечается рост числа техногенных ЧС. В настоящее время они составляют примерно 75-80% от общего числа ЧС. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная ситуация характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.

Большой ущерб стране наносят пожары. Максимальное количество пожаров в жилом секторе и на объектах экономики фиксируется в осенне-зимний период. Общее количество пожаров в это период увеличивается на 5%, а количество крупных пожаров – на 40% по отношению к другим месяцам года. В 2004 г пожаров произошло около 188 тыс., погибло 13,9 тыс. чел. причиненный материальный ущерб превышает 84 млрд. рублей. Основной причиной пожаров (более 80 % случаев) стал человеческий фактор (50 % неосторожное обращение с огнем, 30% неисправность оборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги).

Практически все действующие АЭС расположены в густонаселенной европейской части страны. В их 30-километровых зонах проживает более 4 млн. человек. В отрасли ядерной энергетики в настоящее время существует система утилизации отработанного ядерного топлива.

    Химически опасные объекты. Всего в РФ функционирует свыше 3,3 тыс. объектов экономики, располагающих значительными количествами АХОВ. Суммарный запас АХОВ на предприятиях достигает 700 тыс. тонн. Такие предприятия часто располагаются в крупных городах (с населением свыше 100 тыс. человек) и вблизи них..

    Взрывопожароопасные объекты. В стране их имеетсясвыше 8 тыс.Наиболее часто аварии со взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

    Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объемегрузоперевозок 12%.

В настоящее время на территории России эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов.

    Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска..

    Объекты коммунального хозяйства – ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая – на сетях водоснабжения и канализации.

Анализ опасностей техногенного характера и их причины, позволяет сделать вывод, что основным источником техногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.

Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:

    ростом сложности производства с применением, как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду;

    снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий;

    человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.

Человек спешит скорее получить блага для своей жизни, не задумываясь о последствиях поспешных безграмотных решений, часто пренебрегая вопросами личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности.

Внимание!

Общая культура в области безопасности жизнедеятельности отдельно взятого человека и населения страны не в полной мере соответствует общему уровню цивилизации нашего общества и государства. Все это отрицательно влияет на обеспечение национальной безопасности России.

Не случайно 14.12.2004 г. на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России министр МЧС С.К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства остается формирование «культуры безопасности» жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от ЧС, пожарной безопасности.

III .Закрепление материала:

Что является источниками техногенных бедствий?

Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?

Какие вы знаете опасные объекты на территории нашего района?

IV .Итог урока

V . Домашнее задание: § 2.3 стр. 40 - 45, вопросы и задания на стр.45

ТЕМА: ВОЕННАЯ УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Цель : Познакомить учащихся с внешними, внутренними и трансграничными угрозами национальной

безопасности России в современном мире. Обосновано показать учащимся возрастание роли

Вооруженных сил России по обеспечению военной безопасности государств и укрепления

Вооруженных сил РФ.

Занятие: 1/3

Урок 12

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 9 класс.

Ход урока:

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

С чем связано возникновение различных опасных и ЧС природного характера?

Можно ли с высокой точностью предвидеть возникновение опасных и ЧС природного

характера?

Каким комплексом личных мероприятий для обеспечения безопасности необходимо владеть

человеку, проживающему в местах, наиболее подверженных различным опасным

природным явлениям?

В каком регионе РФ произошли в 90-е годы два самых крупных землетрясения?

В каких регионах нашей страны чаще всего происходят наводнения?

II. Основная часть

Объявление темы и цели занятия

Объяснение нового материала: § 3.1, стр. 46 - 52

В начале ХХI века Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что, в свою очередь позволяет по-новому рассматривать место и роль России в мире.

В начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время сильные Российские Вооруженные Силы приобретают геополитическое значение.

В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства – РФ.

Оборона государства – это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами РФ и нормативными правовыми актами.

В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные силы РФ.

В Конституции РФ определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству ВС РФ. В ст. 59 Конституции отмечено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз национальной безопасности России.

В современной международной обстановке существует три типа национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определенной степени функцией ВС РФ: внешние,

внутренние и трансграничные.

К основным внешним угрозам относятся:

Развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;

Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств;

Наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил в близи границ РФ;

Вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;

Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных государствах.

К основным внутренним угрозам относятся:

Попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;

Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

Незаконное распространение на территории РФ оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов РФ;

Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в РФ.

К основным трансграничным угрозам относятся:

Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны;

Угроза деятельности международных террористических организаций; в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.

Автореферат диссертации

... правила дорожного движения . Цель урока темам Урок 1. Ответственность за нарушения правил дорожного движения . Цель урока

  • Уроки по правилам дорожного движения

    Автореферат диссертации

    ... правила дорожного движения . Цель урока : Проведение комплексного занятия по всем пройденным темам ПДД... том числе мопедами. 9 КЛАСС. Урок 1. Ответственность за нарушения правил дорожного движения . Цель урока : добиться четкого понимания того, что...

  • Методические рекомендации по обучению школьников правилам дорожного движения

    Методические рекомендации

    4. Тема : Ответственность за нарушение Правил дорожного движения Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об уголовной, административной, гражданской и дисциплинарной ответственности за нарушения в сфере...

  • Тема Основные понятия и термины правил дорожного движения

    Урок

    Тема : Основные понятия и термины правил дорожного движения . Цель урока : сформировать у детей четкое знание того, ... ответственности за своих совершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения ...

  • Выявление алкогольного опьянения пострадавшей: имеет значение для определения как наличия, так \ степени вины должностного лица, допустившего еп к работе. Уголовная ответственность должностного лиц; наступает лишь в том случае, если он знал или MOI знать о том, что работник находился в состоянии опья нения, и все же не отстранил его от работы.

    Иногда медицинскому освидетельствованию на пред мет определения алкогольного опьянения подвергают^

    Конечно, безошибочно выявить состояние алкогольного опьянения можно лишь через определенное время после употребления спиртного. Поэтому при проведении первых же следственных действий (как правило, осмотров) следователь в случае возникновения подобных сомнений должен немедленно направить пострадавшего и других лиц на медицинское освидетельствование или экспертизу.

    Передавать управление или перевозить лиц, имеющих признаки болезненного состояния или алкогольного опьянения;

    Управлять электрокаром в состоянии переутомления, недомогания или алкогольного опьянения.

    Руководитель обязан не допускать и безоговорочно отстранять от любой работы лиц при переутомлении и болезни, а также находящихся в состоянии алкогольного опьянения.

    Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

    Рассмотрим последствия алкогольного опьянения. Согласно КЗоТ, ст. 33, предусматривается: перевод рабочего на нижеоплачиваемую работу сроком до трех месяцев или понижение ИТР в должности независимо от специальности и

    Индивидуальные свойства человека в значительной степени влияют на исход поражения. Здоровые и физически крепкие люди легче перекосят воздействие электрического тока по сравнению со страдающими различными заболеваниями. Следует учитывать, что имеет значение не только физическое, но и психическое состояние пострадавшего в момент возникновения электротравмы. Лица, страдающие болезнями сердца, органов внутренней секреции, нервными заболеваниями, туберкулезом и т. п., а также находящиеся в состоянии переутомления, усталости, алкогольного опьянения, подвержены большей опасности поражения электротоком.

    В заключении акта перечисляются прилагаемые к нему материалы расследования: заверенная копия акта формы Н-1, схема места несчастного-случая, письменные объяснения очевидцев и других лиц, справки о прохождении пострадавшим обучения, инструктирования, заключение судебно-медицинского эксперта или лечебного учреждения о причинах смерти (при смертельном исходе), о степени алкогольного опьянения, если пострадавший был-в нетрезвом состоянии, заключения других экспертных комиссий, необходимые справки и материалы, имеющие отношение к несчастному случаю.

    В заключительной части акта дается перечень прилагаемых к нему материалов расследования: заверенная копия акта формы Н-1, схема места несчастного случая, письменные объяснения очевидцев и других лиц, справки о прохождении пострадавшим обучения, инструктирования, заключение судебно-медицинского эксперта или лечебного учреждения о причинах смерти (при смертельном исходе), о степени алкогольного опьянения, если пострадавший был в нетрезвом виде, заключения других экспертных комиссий и иные справки и материалы, имеющие отношение к несчастному случаю, перечисленные в п. 3.11 Инструкции.
    При принятии решений следует иметь в виду, что для ряда источников невозможно достичь уровня «нулевой» опасности. На рис. 4.30 кривая 7 соответствует случаю, когда можно достичь абсолютной безопасности, или нулевой опасности. В этом случае при расходах на защиту при необходимом конечном значении Х= АО риск R становится равным нулю. Кривая 2 соответствует случаю, когда достичь абсолютной безопасности принципиально невозможно. Такое поведение эффективности затрат на защиту характерно, например для радиационно опасных производств, транспорта, промышленных предприятий. Если придерживаться принципа абсолютной безопасности, то необходимо применить все меры защиты, которые практически можно осуществить. Однако при этом помимо прямого риска R^, создаваемого данной технологией, и на уменьшение которого направлены усилия (меры безопасности), существует еще и косвенный риск А». Он обусловлен, например строительными работами, изготовлением оборудования и материалов для защитных сооружений, их эксплуатацией и т. д. С ростом расходов X на безопасность риск Лщ, уменьшается, а риск RKC растет. Уменьшается также эффективность затрат на защиту. Начиная с некоторого уровня этих расходов, при дальнейшем росте X будет происходить возрастание полного риска Д, = Rnp + RKC. Поэтому при наличии источников, которые не позволяют достичь уровня нулевой опасности, следует принимать вариант решения с оптимизацией риска.

    Измерения отчетный месяц ти труда на единицу абсолютной безопасности труда, %

    До девяностых годов этот подход базировался на концепции «абсолютной безопасности» техники. Однако сегодня из-за беспрецедентного усложнения производства и появления принципиально новых технологий такая концепция («От техники безопасности - к безопасной технике!») оказалась неадекватной внутренним законам техносферы. Эти законы имеют вероятностный характер, и нулевая вероятность отказа техники, ведущего к травме или аварии, практически недостижима, а если и достижима, то лишь в результате больших, часто непомерных и не оправданных для общества финансовых затрат. Поэтому, например, в Голландии и все чаще в других странах начинают на государственном уровне просчитывать приемлемый риск отказа технической или экологической системы, риск гибели человека. Возникла теория приемлемого риска, к которой мы не раз будем обращаться, рассматривая методы и средства обеспечения безопасности труда в машиностроении.

    Если трудовая деятельность человека сопровождается повышенной напряженностью, вызывающей превышение установленных наукой оптимальных характеристик нагрузки, возникает вероятность нарушения «исполнительной части» трудового действия, что увеличивает риск опасности. Как известно, современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности деятельности (см. «Введение») и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой заключается в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени.

    уровень риска колеблется около 0,05% в год. Этот уровень в первом приближении можно назвать социально приемлемым уровнем риска смерти . Как указывалось выше, диапазон риска составляет 0,01-1%, т. е. наблюдается 100-кратное колебание. Этот диапазон интересен тем, что он дает возможность ввести градацию уровней риска ЭМИ для населения (0,01%) и работающих с источниками ЭМИ (0,1% для переносимой дозы и 1% для дозы оправданного риска). Это соответствует рекомендациям МКРЗ для ионизирующих излучений, которая предлагает выделять только две категории: работающих с источниками и население. В последнем случае уровни доз должны быть в 10 раз ниже, чем у персонала, работающего с источниками ЭМИ. Снижение уровня риска при определении нормативов неизбежно приведет к увеличению экономических затрат. Возникает проблема затраты -польза. Гипотетически может создаться такая ситуация, когда дальнейшее снижение вреда от облучения окажется экономически и социально менее выгодным. Иными словами, можно получить неадекватную выгоду от снижения нормативов по сравнению с экономическими затратами на обеспечение защиты и другие мероприятия: медицинские и социальные. Развитие такого подхода применительно к ионизирующему излучению сделано МКРЗ в докладе N° 23. Применение дифференциального анализа затраты-польза позволяет сделать заключение о полной несостоятельности и социальной неприемлемости идеологии абсолютной безопасности.

    Ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности.

    Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве - обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей, потому что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.

    кривая / соответствует случаю, когда можно достичь абсолютной безопасности, или нулевой опасности. В этом случае при расходах на защиту при необходимом конечном значении Х=Х0 риск R становится равным нулю. Кривая 2 соответствует случаю, когда достичь абсолютной безопасности принципиально Рис. 5.30 Вариант изображения поля юорисков невозможно. Такое поведе-

    ние эффективности затрат на защиту характерно, например, для радиационно опасных производств, транспорта, промышленных предприятий. Если придерживаться принципа абсолютной безопасности, то необходимо применить все меры защиты, которые практически можно осуществить. Однако при этом помимо прямого риска Д,р, создаваемого данной технологией, и на уменьшение которого направлены усилия (меры безопасности), существует еще и косвенный

    абсолютной безопасности, исходящая из детерминированного ха-

    Длительный опыт человечества свидетельствует: ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности для человека или других живых компонентов природной среды. Иначе говоря, любая деятельность потенциально опасна. Какие бы причины (внешние или внутренние) не лежали в основе возникновения чрезвычайных ситуаций, последние всегда негативно воздействуют на природу и человека (рис. 1).

    Главная > Урок

    Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности че-ловека на Земле. Ключевые понятия в области безопасности жизнедея-тельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Изложение учебного материала 1. Подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не умень-шается, а растет. В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, междуна-родном терроризме и распространении наркомании. Подчеркнуть, что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расши-рить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благо-получие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Результаты такой безрассудной дея-тельности человека налицо: растет количество различных чрез-вычайных ситуаций, деградирует окружающая природная сре-да. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на Земле. Некоторые ученые от-мечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности. Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельно-сти человечества в будущем вплотную начало заниматься ми-ровое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества. В Российской Федерации в 2000 г. была утверждена Кон-цепция национальной безопасности, которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, об-щества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности. Тогда же были определены ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности и специальная терминология, характеризующая степень опасности.конкретного события и его возможные последствия. 2. Довести до учащихся ключевые понятия в области
    безопасности жизнедеятельности:
    безопасность, жизненно
    важные интересы, угроза безопасности, обеспечение безопас-ности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, нацио-нальная безопасность Российской Федерации, опасность,опасное явление, опасная ситуация, экстремальная ситуация,авария, катастрофа, стихийные бедствия, чрезвычайная ситуа-ция. Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обста-новка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедея-тельность человека и приводит к жертвам среди людей. 3. Подчеркнуть, что, согласно Положению о классифика-ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера, чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распростра-нения и тяжести их последствий подразделяются на:

      локальные; местные; территориальные; региональные; федеральные; трансграничные.
    Затем дать понятия и разъяснения перечисленных чрезвы-чайных ситуаций. В заключение урока необходимо отметить, что абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвы-чайных ситуаций. Контрольные вопросы
      В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их мае штабов и отрицательных последствий для жизнедеятельности человека? Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным? Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера? Как классифицируются чрезвычайные ситуации по мас-штабу их распространения и тяжести их последствий? Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?
    Домашнее задание Изучите § 2.1 учебника. Урок 5. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия Цель урока. Систематизировать знания учащихся о наибо-лее характерных опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного происхождения, возникающих на терри-тории нашей страны. Повторить основные причины возникно-вения чрезвычайных ситуаций природного характера и их воз-можные последствия. Напомнить о необходимости знать местные признаки приближения опасного природного явления. Изучаемые вопросы
      Причины возникновения чрезвычайных ситуаций при-родного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природ-ного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
    Изложение учебного материала 1. Напомнить учащимся о том, что возникновение чрезвы-чайных ситуаций природного характера связано с различными природными явлениями, происходящими в оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере). Статистика Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые десять лет. В период с 1950 по 2000 г. количество катастрофи-ческих стихийных бедствий в мире возросло в 6 раз. Стихийные бедствия унесли в XX в. 11 млн человеческих жизней. Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий уве-личивается в среднем на 6%. Число пострадавших от природных и техногенных катаст-роф за последнее десятилетие превышает 2,5 млрд человек. По данным Международного комитета Красного Креста 2. Напомнить учащимся, что на территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видовопасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормо-вые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления. Далее целесообразно остановиться на самых характерных природных явлениях: землетрясениях, цунами, наводнениях, лесных пожарах. 3. Отметить, что с точки зрения проведения профилакти-ческих мероприятий опасные природные процессы как источ-ники чрезвычайных ситуаций трудно прогнозируются. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход природных процессов, а также не всегда может своевременно определить возникновение опасного природного явления. И все-таки в местах проживания человек лучше знает местные признаки приближения опасного природного явления и способен максимально подготовиться к нему. Необходимо:
      внимательно относиться к информации местных органов ГОЧС, предупреждающих о возможном стихийном бедствии; следить за изменениями местных признаков, которые го-ворят о приближении опасного природного явления; быть в постоянной готовности принять экстренные меры по обеспечению личной безопасности и безопасности окружаю-щих.
    В заключение урока необходимо подчеркнуть, что, по про-гнозам ученых, в ближайшие годы количество стихийных бед-ствий будет расти. В начале XXI в. в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей территорий Рос-сии. Наиболее четко этот процесс прослеживается в азиатском секторе России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах. Увеличивается опасность учащения в зимнее время периодов с крайне низкой температурой (ниже -30 °С). Мероприятия, проводимые государством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, будут эффективными, если каждый человек владеет комплексом мероприятий по обеспечению личной безопасности в чрезвычайной ситуации. Контрольные вопросы
      С чем связано возникновение различных опасных чрезвычайных ситуаций природного характера? Можно ли с высокой точностью предвидеть возникнове ние опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера Каким комплексом личных мероприятий для обеспечения безопасности необходимо владеть человеку, проживающему в местах, наиболее подверженных опасным природным явлениям? В каком регионе Российской Федерации произошли 90-е гг. два самых крупных землетрясения? В каких регионах нашей страны чаще всего происходят наводнения?
    Домашнее задание Изучите § 2.2 учебника. Урок 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия Цель урока. Сформировать у учащихся более полное пред-ставление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны, обратив внимание на источники техногенных опасностей, основные причины их возникновения. Сформировать убеждение, что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны - это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Изучаемые вопросы
      Факторы опасности техносферы для безопасности жиз-недеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных си-туаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуа-ций техногенного характера.
    Изложение учебного материала 1. Напомнить учащимся, что с развитием техносферы воз-никли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства тех-ногенных аварий и катастроф является человеческий фактор. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, взрыво- и пожароопасных произ-водств и технологий. В мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций: они состав-ляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуа-ций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, вы-бросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.
      Повторить основные опасные объекты экономики, на которых аварии могут привести к возникновению чрезвычай-ной ситуации техногенного характера: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрыво- и пожаро-опасные объекты, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства. Подчеркнуть, что анализ опасностей техногенного ха-рактера и их причин, проведенный специалистами МЧС Рос-сии, позволяет сделать вывод, что основным источником тех-ногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.
    Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:
      ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, оказывающих воздействие на окружающую природную среду; снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью произ-водственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологии производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.
    Вот последствия такой деятельности. По данным МЧС России, в 2004 г. в стране произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 686 техногенного ха-рактера. В бедствиях и катастрофах погибли 2077 человек, серьезно пострадали свыше 22 тыс. человек. Большой ущерб стране наносят пожары. В 2004 г. их про-изошло около 188 тыс., погибли 13,9 тыс. человек. Причинен-ный материальный ущерб превышает 84 млрд рублей. Основ-ной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неис-правность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги). В заключение урока необходимо подвести обучаемых к вы воду, что общая культура в области безопасности жизнедея тельности в нашей стране не в полной мере соответствует уров ню высокоцивилизованного государства. Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе ру-ководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности" жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности». Контрольные вопросы
      Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды? К каким последствиям могут привести аварии в техно-сфере для безопасности жизнедеятельности человека? Каковы основные источники возникновения техноген ных опасностей? Каковы основные причины возникновения аварий и ка тастроф в техносфере? В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?
    Домашнее задание Изучите § 2.3 учебника. Урок 7. Военная угроза национальной безопасности России.
    Международный терроризм - угроза национальной безопасности России
    Цель урока. Познакомить учащихся с внешними, внутрен-ними и трансграничными угрозами национальной безопас-ности России в современном мире. Обоснованно показать учащимся возрастание роли Вооруженных сил России по обес-печению военной безопасности государства и укрепления Воо-руженных сил РФ. Познакомить учащихся с понятием террориз-ма как идеологией насилия и жестокости в отношении челове-ка. Обратить внимание на особенности террористической дея-тельности в России, показать влияние террористической деятельности на национальную безопасность России. Изучаемые вопросы
      Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспече-ния национальной безопасности России в современном мире. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безо-пасности России. Терроризм как идеология насилия. Особенности террористической деятельности в России. Международный терроризм - угроза национальной безо-пасности России.
    Изложение учебного материала 1. Отметить, что в начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время Российские Вооруженные силы приобретают геополитическое значение. В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства - Российской Федерации. Учащимся нужно дать определение обороны государства. Она организуется и осуще-ствляется в соответствии с Конституцией Российской Федера-ции и федеральными конституционными законами. В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граж-дан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации. Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, потребовал переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово про-водятся мероприятия по укреплению и оснащению современ-ным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации. 2. Познакомить учащихся с основными внешними и внут-ренними угрозами национальной безопасности России. К основным внешним угрозам относятся:
      развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзни-ков; территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федера-ции; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных госу-дарств, а также на объекты и сооружения на государственной гра-нице РФ или на границах ее союзников; действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, подавление прав, свобод и законных инте-ресов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.
    К основным внутренним угрозам относятся:
      попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государствен-ные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизне-обеспечения и информационной инфраструктуры;
      создание, оснащение, подготовка и функционирование не-законных вооруженных формирований; незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной пре-ступности, угрожающая политической стабильности в масшта-бах субъектов Российской Федерации; деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.
    3. Познакомить учащихся с основными трансграничными угрозами национальной безопасности России. К основным трансграничным угрозам относятся:
      создание, оснащение, обеспечение и подготовка на терри-ториях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России; деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремист-ских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угро-жающих национальной безопасности России, ведение враждеб-ных по отношению к РФ информационных действий; деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны; угроза деятельности международных террористических ор-ганизаций; в настоящее время произошло сращивание внутрен-него и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового пора-жения.
    В заключение урока сделать вывод, что Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства, а далее подчеркнуть, что Российская Федерация рассматривает возможность примене-ния военной силы для обеспечения своей национальной безо-пасности исходя из следующих принципов:
      применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отра-жения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри страны в строгом соот-ветствии с Конституцией и федеральными законами в случае
    возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целост-ности страны, а также угрозы насильственного изменения кон-ституционного строя. 4. Довести до учащихся понятие терроризма по тексту Фе-дерального закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ). Далее подчеркнуть, что терроризм - это опаснейшее пре-ступление против человечества, крайняя форма проявления на-силия и жестокости в отношении людей или организаций, а также уничтожение имущества и других материальных ценно-стей, действия, создающие опасность гибели людей либо при-чинения значительного имущественного ущерба. Терроризм относится к числу общечеловеческих проблем и яв-ляется самой распространенной, фанатически жестокой, трудно-предсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера. 05.10.2013 8695 0

    Цель урока. Систематизировать знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях, их влиянии на безопасность жизнедеятельности населения страны, о классификации чрез­вычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каж­дого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

    Изучаемые вопросы

    1. Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности че­ловека на Земле.

    2. Ключевые понятия в области безопасности жизнедея­тельности.

    3. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.

    Изложение учебного материала

    1. Подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не умень­шается, а растет.

    В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, междуна­родном терроризме и распространении наркомании.

    Подчеркнуть, что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расши­рить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благо­получие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Результаты такой безрассудной дея­тельности человека налицо: растет количество различных чрез­вычайных ситуаций, деградирует окружающая природная сре­да. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на Земле. Некоторые ученые от­мечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.

    Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельно­сти человечества в будущем вплотную начало заниматься ми­ровое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.

    В Российской Федерации в 2000 г. была утверждена Кон­цепция национальной безопасности, которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, об­щества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.

    Тогда же были определены ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности и специальная терминология, характеризующая степень опасности.конкретного события и его возможные последствия.

    2. Довести до учащихся ключевые понятия в области
    безопасности жизнедеятельности:
    безопасность, жизненно
    важные интересы, угроза безопасности, обеспечение безопас­ности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, нацио­нальная безопасность Российской Федерации, опасность,опасное явление, опасная ситуация, экстремальная ситуация,авария, катастрофа, стихийные бедствия, чрезвычайная ситуа­ция.

    Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обста­новка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедея­тельность человека и приводит к жертвам среди людей.

    3. Подчеркнуть, что, согласно Положению о классифика­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера, чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распростра­нения и тяжести их последствий подразделяются на:

    локальные;

    местные;

    территориальные;

    региональные;

    федеральные;

    трансграничные.

    Затем дать понятия и разъяснения перечисленных чрезвы­чайных ситуаций.

    В заключение урока необходимо отметить, что абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты

    В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвы­чайных ситуаций.

    Контрольные вопросы

    1. В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их мае штабов и отрицательных последствий для жизнедеятельности человека?

    2. Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным?

    3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера?

    4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по мас­штабу их распространения и тяжести их последствий?

    5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

    Домашнее задание

    Изучите § 2.1 учебника.